Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Николай Кулиш

Исходя из национальных основополагающих оснований

Ковпік С. Духовность драматургии Пантелеймона Кулиша. - К: Акцент, 2004. - 188 с.

Н. Медведь,

кандидат филологических наук

Суммы



Проблемы национальной духовности сейчас все больше становятся не только предметом исследований в современном украинском литературоведении, но и источником формирования всей совокупности его национальных оснований, признаков и понятий. Показательной в этом плане является, в частности, работа кафедры украинской литературы Криворожского педуниверситета. Здесь плодотворно работает научно-исследовательская лаборатория «Духовность литературы». На ее базе проведено пять Всероссийских научных конференций, защищено несколько диссертаций, посвященных проблемам духовности отечественного и мирового писательства, и т.д. Отрадно, что в этих работах наблюдается отход от непродуманного подражания западных и американских современных литературоведческих методологий, слепого преклонения перед авторитетами. Зато имеем осознанную необходимость искать и находить собственные подходы к решению давно назревших проблем современного украинского литературоведения, формирование его национальных основ. Ярким примером этого является и оцениваемая здесь труд преподавателя этой кафедры С. Ковпік.

Целостности, завершенности и концептуальности работе придает продуманная структура. Сначала исследовательница рассматривает вопросы формирования и интерпретации содержания категории «духовность», далее она освещает духовные поиски П. Кулиша, его мировоззренческие направления, их воплощение в творчестве периода «духовного прозрения» и «времени духовной зрелости». За того в монографии осуществляется всесторонний анализ таких понятий, как «дух», «духовность», категорий «добро» и «зло», сущность которых рассматривается от древнейших времен («Поучение Птахотепа», «Ригведа», «Авеста» и т. д.) до значительно более поздних, включая и нашу современность (К. Сакович, Г. Сковорода, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, И. Дзюба, Г. Штоньтаін.). Эти понятия определяются как основополагающие для понимания духовности литературы. На этих основаниях автор выработала собственную совокупность основополагающих оснований исследования данной проблемы.

Опираясь на представления и понятия о «дух», «духовность» в мифологических и собственно религиозных писаниях, в таких отраслях науки, как философия, психология и т. д., С. Ковпік определила «дух» как направленность слов, действий и деятельности человека в окружающем мире на добро или на зло, а духовность - как направленность внутреннего мира и деятельности человека в окружающем мире или самого способа ее существования на принципах добро - злотворення. Важным является и то, что в исследовании впервые в украинском литературоведении учения украинских философов, психологов, націологів о «дух», «духовность» рассматривается как равноправная составляющая мировой фило-софської и литературно-эстетической мысли. А это дало основания и украинскую литературу в целом рассматривать как составляющую мирового литературного поведения.

Исходя из этого, С. Ковпік свое исследование выстраивает на основе украинских национальных духовных ценностей, которые, бесспорно, наиболее полно и глубоко выражают природу духовности драматургии П. Кулиша. Положив в основу украинскую национальную духовность, исходя из собственных основополагающих оснований, исследовательница выделяет два периода становления и развития духовности драматургии П. Кулиша. По тому она исходит не из хронологических рамок, а из особенностей становления духовности драматурга.

Так, С Ковпік замечает, что П. Кулиш довольно долгое время формировал свои представления и понятия о душе человека вообще, о духе и духовности украинского народа. Вот почему он взялся за написание драматургических произведений аж в 1860 г., когда был уже зрелым поэтом и прозаиком. Именно с этого времени, по мнению исследовательницы, начинаются первые духовные ступени драматических поисков П. Кулиша, а следовательно, и первый период становления и развития духовности его драматургии («этап духовного прозрения»). Вполне справедливо С. Ковпік замечает, что целых двадцать три года (1860-1883) работы П. Кулиша-драматурга над произведениями малых жанров прошли под знаком «четкого определения добро - злотворення функционеров истории украинского и других народов» (С. 163), что было суголосне его взглядам как интеллигента-гуманиста и правдоискателя, который видел в каждом замысле и поступке человека добро - злотворчі установки и признаки. Именно поэтому в этих произведениях П. Кулиш, по мнению исследовательницы, создал такие сцены и ситуации, в которых действующие лица, как-то Емельян, Мирон («Рисованная Гайдамащина»), гай Сыпко, Пригара («Плеть») и др. проявляли внутренний мир и характер направленности их намерений и действий в окружающем мире на добро - злотворення. Более того, как замечает исследовательница, уже в произведениях первого периода («Казацкая и барская разговор на том свете...», «Рисованная Гайдамащина», «Нагайка» и др.) П. Кулиш не только четко очертил духовность отдельной личности, но и добро - или зло-творческую направленность намерений целых социумов и наций, отмечал духовности или антидуховності тех личностей, которые становились инициаторами и носителями добротворческих и злотворчих идей. Так, стоя на позиции «рафинированного» правдоискателя, П. Кулиш в поэму «Рисованная Гайдамащина» включает монолог-размышление девяностолетнего козака о состоянии Украины периода Руины, из которого следует мысль о правильности деяний Бы. Хмельницкого, Нагая, Палия, Дорошенко, которые изгнали из страны ляхов, польских панов, отстояли V-/ православную веру, единую и независимую Украину. И хотя характеры вышеупомянутых фигурантов национальной истории еще в поэме четко не обозначены, все же этот размышление, как и все произведение, показал постановку автором весомо-определяющих добротворческих мотивов их деятельности.

В поэме «Нагай», демонстрируя постоянную смену масштабов мышления и деяния астронома Нагая, национального перекати-полю, драматург направляет его мысли, слова, действия или добротворение (единичные случаи), или на злотворення (преимущественно от собственной обиды и беды). И хотя в душе противного героя и пробуждается желание не делать зла, все же стать высокодуховным, самоотверженным во имя добротворение личностью он не может, чем и удостоверяется мнение о победе личностного над общенациональным, что подлежит авторскому осуждению.

Анализируя духовные поиски П. Кулиша второго этапа (1883-1885 гг. - «время духовной зрелости»), С Ковпік не только указывает на четкое разграничение добро - и злотворчих установок персонажей драматургических произведений художника, но и выводит зависимость от них определенных мотивов, мыслей, действий, становление характеров действующих лиц в целом. Так, говоря про Дмитрия Байду (пьеса «Байда, князь Вишневецкий»), исследовательница справедливо отмечает, что драматург сначала отмечает преданности героя Богу, уважение им собратьев, правдошуканні, толерантности в отношении к соперникам, готовности к самопожертвованию во имя высокого торжества добра. Такие жизненные направления помогают герою сделать много добрых дел - примирений, оговорок для врагов, предотвратить неотвратимым наказанием организаторов грабительских походов и т.п. А здравый взгляд мудрого полководца Сагайдашного («Петр Сагайдашний») на освободительную войну, его благородные замыслы, намерения, планы, направленные на благо народа и Украины, признание всех своих проступков и грехов воспринимаются как оценка драматургом и исследовательницей душевных позиций и сил героя и вместе с тем-как проявление его и автора произведения духовной зрелости.

Следовательно, если в ранних произведениях П. Кулиша подан лишь описание добро - злотворця, то в более поздних - показана динамика формирования и становления добро - и злотворення. Этот процесс духовной эволюции самого драматурга, его персонажей С. Ковпік прослеживает в монографии.

Разделение творчества на периоды в пределах становления духовности заслуживает внимания еще и потому, что он укоренен в стихию устного народного творчества, прежде всего сказок, дум, легенд, преданий, и отражает становление литературно-эстетических, философских взглядов П. Кулиша, его творческой личности. Скажем, духовную неоднозначность основных событий пьесы «Байда, князь Вишневецкий» автор монографии выводит, с одной стороны, с легендарного прозвища «Байда», что стало воплощением свободолюбивого патриотизма казаков и их душевной щедрости и одухотворенной борьбы за справедливость, а с другой - с фольклорной основы образа князя Вишневецкого - слишком гордо, который приложил руку к уничтожению казачества. Итак, как утверждает С. Ковпік, П. Кулиш уже в названии пьесы соединил высокий и свободолюбивый дух казачества с теми качествами характера и нрава, что для украинцев никогда не были свойственными. Соответствующее сочетание автор исследования прослеживает также во внутреннем мире героя, утверждая, что Байда, реализовывая все свои высокие и светлые замыслы и планы, не всегда творил добро. Подобная ориентация героев на добро - и злотворення прослеживается и в других пьесах «Драмованої трилогии». Скажем, характеризуя Северина Наливайко в драме «Царь Наливай», исследовательница указывает не только на его положительные качества, но и удостоверяет заметную жестокость героя, выявленную в ходе мести за обиды, причиненные его семье и народу Украины. И хотя становится понятным, что в условиях гнета другие параметры героя становились невозможными, все же они не оправдывают его, ибо идут вразрез с высокими моральными принципами и идеалами, к которым стремится Наливай. Примечательно, что такую неоднозначность образа С Ковпік дополняет характеристикой других персонажей произведения. Тем самым она утверждает, что не все «низы» были добротворцями и не все «господа» - зло-создателями, что и стало, с одной стороны, решительным отходом от советских принципов трактовки образов, а с другой - показал глубокие знания по поводу природы украинской нации, и психологии, морали, этики. Такой подход открыл перед С. Ковпік широкие возможности для раскрытия на этой основе особенностей становления национальной картины мира в драматургии П. Кулиша. Подробно проанализировав «Драмовану трилогию», С. Ковпік доказала, что в каждом следующем произведении внимание драматурга к духовности персонажей постоянно усиливалась, а добро - или зло-творческие установки становились определяющими при оценке их действий.

Вместе с тем, по нашему мнению, в работе следовало бы проанализировать драматургию в контексте духовности всего творчества П. Кулиша и литературного развития и на этой основе определить его место и значение в литературе XIX в. Совокупность взглядов исследователя на становление духовности драматургии писателя существенно углубило бы решение этой проблемы во взаимосвязи с такими проявлениями духовности как «прекрасное», «безобразное», «драматическое», «трагическое» и т.д, диалектики их становления и становления философичности художественного мышления П. Кулиша.

Жаль, что вне его внимания остались и некоторые труды ряда ученых, которые имеют прямое отношение к решаемым в монографии проблем (Д. Донцов «Дух нашей древности», Ю. Липа «Назначение Украины», О. Грынив «Украинская націологія» и другие).

Монография С. Ковпік «Духовность драматургии Пантелеймона Кулиша» - новаторское исследование. Положив в основу труда национальные духовные ценности, ее автор разработала и осуществила в практике литературоведческого анализа свою совокупность основополагающих оснований, благодаря чему ей удалось счастливо избежать псевдонаучности, представить яркую картину национального бытия, а следовательно, и определить грани национальной идейно-тематической и художественно-эстетической самобытности драматургии П. Кулиша.

Основные положения и выводы этой работы убедительно свидетельствуют, что и в академическом літературознавству позарез необходимо ориентироваться на такого рода труда преподавателей высших учебных заведений, особенно когда речь идет о формировании совокупности национальных основополагающих оснований новой «Истории украинской литературы».