Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Совершенствование профессиональной компетентности будущего учителя украинского языка и литературы

О. Семеног,

кандидат педагогических наук

Киев



Переход к новым стандартам компетентностно-ориентированного образования предопределяет реализацию инновационных подходов к профессиональной подготовке будущего учителя украинского языка и литературы. Такой профессионально-компетентный педагог преподает украиноведческие предметы с учетом новейших достижений лингвистики и литературоведения, логично, последовательно, в соответствии с нормами литературного вещания формирует творческое, аналитическое мышление, филологический вкус учащихся, развивает в них стремление познавать философию украинского слова, потребность и умение самостоятельно пополнять свои знания, осуществляет исследовательские поиски в области филологических, психолого-педагогических наук, мобильный к принятию различных нововведений и наиболее оптимальных решений.

Эти и другие профессиональные черты подчеркивают тесную взаимосвязь между составляющими профессиональной компетентности будущего учителя-словесника, в частности педагогической, психологической, лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной, фольклорной, литературной, етнокультурознавчою, методической, информационной, исследовательской компетенциями. В условиях обучения студента-филолога в педагогическом университете важно проследить формирование и совершенствование этих составляющих на разных образовательно-квалификационных уровнях.

В решении этой задачи есть определенные сдвиги. Докторские и кандидатские исследования украинских и российских ученых, посвященные рассмотрению процесса формирования профессиональной компетентности преподавателя русского языка как иностранного в многоуровневой университетском образовании (Т.Балихіна, В.Молчановський), изучению путей формирования коммуникативной и лінгвоестетичної компетенций будущих учителей ук-раинской языка и литературы (Л.Орєхова, Т.Симоненко). В работах Т.Гусейнової, Г.Кузнецової, О.Куцевол, А.НІкітіної рассматриваются вопросы развития креативности и особенности педагогической практики как неотъемлемых составляющих методической подготовки учителя, ее практическая направленность. Вопрос же формирования профессиональной, в частности методической компетентности учителей-словесников в условиях педагогического ВУЗА выяснены недостаточно.

В рамках статьи рассмотрим отдельные аспекты формирования профессиональной компетентности студентов-филологов при изучении методических дисциплин: обратимся к историко-педагогического опыта, обозначим современные подходы к этой органической составляющей профессиональной подготовки на разных образовательно-квалификационных уровнях.

Методическая подготовка считается системообразующим фактором профессиональной подготовки учителя-словесника в педагогическом университете. В то же время это относительно самостоятельная система с собственным содержанием, структурой, функциями. Она обеспечивается изучением цикла учебных дисциплин (методики преподавания украинского языка, украинской и зарубежной литературы или школьного курса украинского языка, украинской и зарубежной литературы и др.), спецкурсов и спецсеминаров; участием студентов в научно-исследовательской и научно-методической работе и педагогической практике.

Сквозными идеями методической подготовки, как показывает анализ учебных программ, пособий, научных публикаций, многочисленных опросов образовательной общины, выступают гуманизация учебно-воспитательного процесса; усиление личностной ориентации содержания; открытость к внедрению новых педагогических технологий; индивидуализация образовательных траекторий студентов, повышение роли методической культуры и самообразования. Главной целью учебных курсов является формирование и совершенствование методической компетенции, основу которой составляют знания методологических и теоретических основ методики обучения языка, литературы, концептуальных основ, структуры и содержания средств обучения (учебников, учебных пособий и т.п.), умение применять знания языка и литературы в педагогической деятельности, выполнять основные профессионально-методические функции (коммуникативно-обучающую, развивающую, гностическую и др.). Выпускники филологических факультетов педагогических университетов должны уметь ориентироваться в пространстве основных тенденций, определяющих современное состояние лингвистической, литературной образования в общеобразовательных средних учебных заведениях. Это касается, в частности, расширения объема содержания учебного материала в связи с включением таких предметов, как культура речи, стилистика, риторика или их элементов; усиление принципов інтегративності, межпредметных взаимодействия, текстоцентричного подхода, опоры на историю языка и т. п.

Начало методической подготовки происходит уже во время освоения курса «Введение в специальность», когда первокурсники получают первые теоретические основы преподавания украинского языка и литературы в общеобразовательном учреждении, знакомятся с опытом лучших учителей города и страны, посещают уроки, внеклассные мероприятия. Отдельные аспекты методических вопросов студенты прорабатывают в лингвистических и литературоведческих курсах: выполняют анализ педагогического потенциала диалектного вещания, произведений устного народного творчества, украинской художественной литературы и т.д.

Более подробное рассмотрение этих и целого ряда других вопросов происходит в собственно методических курсах, которые состоят из двух взаимосвязанных частей. Первая - предусматривает систематизацию знаний студентов на уровне учебного материала школьного курса, вторая - направлена на овладение методики его преподавания в общеобразовательных учебных заведениях различных типов и формирование творческой личности будущего словесника: проработка общих научно-теоретических основ, задач и принципов организации школьного языкового и литературного образования; содержания учебных программ и учебников; использование в учебно-воспитательном процессе методологических, историко-научных знаний, достижений этнопедагогики, украинского народоведения; анализ, обобщение и внедрение в практику педагогических инноваций и опыта лучших учителей; моделирование разнообразных видов учебно-познавательной деятельности учащихся и т.д.

Нельзя объективно оценить современное состояние методики, если не учитывать основные этапы ее развития, закономерности поступательного движения, итоги прошедших дискуссий. Важным компонентом углубленного изучения этих курсов или отдельных спецкурсов должно стать изучение историографии методической украинистики, учебных книг для средней и высшей школы, которые подтверждают высокое призвание учителя-словесника. На занятиях или в индивидуальных исследованиях студентов вполне логичным является освещение методических концепций Г. Гуковського, О. Дорошкевича, А. Машкина, С. Чавдарова, В. Масальського, О. Мазуркевича, Т. Бугайко, П. Волынского и др. За учебными изданиями известных ученых студенты на протяжении десятилетий осваивали педагогические законы отражения лингвистических и литературоведческих явлений, пути анализа художественных произведений, готовились к урокам и проведения внеклассной и внешкольной работы. Предложенные педагогами идеи относительно стройной системы обучения грамматики и правописания, развития образного мышления, эмоционального восприятия художественного произведения, воспитание гражданина и патриота средствами искусства слова и на сегодня остаются актуальными.

Учебники по методике преподавания украинского языка/ литературы В. Беляева, Н. Волошиной, В. Мельничайка, Л. Мирошниченко, В.Неділька, І.Олійника, Есть. Пасечника и др., многочисленные публикации опытных методистов, что увидели свет в 80-90-х pp. XX ст., способствовали изучению языка художественного произведения, профессиональному выполнению литературоведческого анализа, формированию умений выразительного, эмоционального и осознанного чтения, чувствовать и понимать настроение класса, ориентировать ученические личности на общение и т.д.

В методических курсах уместно обратиться и к опыту формирования исследовательской компетенции учителя в 70-х pp. XX ст. Примером для подражания в то время служили лучшие педагоги-словесники, которые осуществляли поиск более совершенных форм и методов обучения. Учитель К. Ходосов с Полтавщины посвятил свои основательные методические труды изучению творчества И. Котляревского, Г. Стельмаха в школе, В. Фещак с Волыни исследовал особенности общения учителя с учащимися на уроках литературы, И. Бацій с Харьковщины - проблемы красоты художественного слова, В. Цимбалюк с Киевщины привлекал учащихся к изучению литературы родного края, разработал систему письменных работ по украинской литературе.

Отдельные из учителей успешно защищали кандидатские диссертации. Например, учитель Есть. Жицкий выполнил обстоятельное исследование проблемы самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе изучения литературы. Он доказывал, что необходимо вооружить учащуюся молодежь методическим умением самим приобретать литературные знания и использовать их в жизни, этим самым развивать свой интеллект и повышать уровень образования. Директор Павлышской школы на Кировоградщине, кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПН Украины В.сухомлинский собственной сподвижницькою трудом закладывал основы исследовательской учительской деятельности, важность и необходимость которой возрастает в начале третьего тысячелетия.

Анализ современных тенденций украинской методической науки целесообразно обогатить достоянием зарубежного опыта. В частности, новым для французской системы образования является объединение предметной и педагогической подготовки, что предлагает концентрирование внимания на изучении учебных предметов под углом зрения дидактики и методики преподавания. Профессионально-методическая подготовка будущих учителей Великобритании построена с учетом Национального учебного плана по английскому языку и литературе [13, с.14] относительно аудирования, говорения, чтения и письма, а также инноваций в педагогике и психологии. Среди представленных признаков методической компетенции учителя-филолога виокреслюються такие, как способность поощрять учеников к чтению, работы с литературными текстами, к анализу сообщения средств массовой информации, создание текстов публицистического жанра; формировать у учащихся орфографическую и грамматическую компетентность, пунктуаційну грамотность; использовать во время преподавания английского языка и литературы информационные и коммуникационные технологии; осуществлять мониторинг и оценивание учебных достижений учащихся по английскому языку и литературе, а также собственной преподавательской деятельности [1, с.38-140].

Методическую подготовку в российских ВУЗАХ углубляют и расширяют оригинальные спецкурсы «Новые технологии обучения литературе», «Литературный музей и школа», «Педагогические ситуации в художественной литературе», «Экспресс-методика обучения грамотности», «Микро - и макротехнологія обучения языка и литературы», «История методики русской словесности», «Стилистика и культура речи в школе», «Риторика в школе», «Этимология и этимологический анализ в школе» и др.

Курс «Методика обучения польской литературы и польского языка в школах разных типов» в польских ВУЗОВ [9-12] сосредоточивает внимание на лингвистической теории чтения, проблемам обучения одаренных детей и детей с особыми потребностями, особенностях дидактики полонистики, взаимосвязи польского языка с литературой, путях преподавания литературы в школе в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Для анализа студентам предлагаются учебные ситуации - тексты, способствующие их подготовке к педагогической практики, конспекты нетрадиционных уроков, практические советы по преподаванию литературы в школе.

В перечень учебных предметов для студентов 2-4 курсов факультета полонистики Варшавского университета внедрена учебная дисциплина «Язык - литература - интерпретация», которая направлена на подготовку к дидактической практики в основной школе, а также в гимназии и лицеи. В учебном курсе рассматриваются, в частности, такие вопросы: методика как промежуточное звено между школой и наукой, место школы в культуре, цель и задачи научной польского языка в школе, особенности учебников и программ по полонистики, проектирование лекций и разработка конспектов, анализ и интерпретация поэтических, эпических произведений, посещение лекций и их обсуждения, драма и театр в школе. Анализ школьных программ, учебников, начатый в этом курсе, углубляется в спецкурсах: «Литература для детей и молодежи», «Школьный отбор детской литературы», «Советы по написанию литературных текстов», «Письменные работы учащихся», «Программы и учебники по языку в основной школе и гимназиях».

Тенденция к увеличению объема самостоятельной работы студентов предопределяет изменения в методах обучения: в выше перечисленных заведениях внедряются элементы активного обучения, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, практикуются дискуссии, т'юторські занятия, ролевые игры, моделирование, научные мастерские, внедряются модульные технологии, методические презентации, осуществляется мікровикладання т.д.

Положительно воспринимая опыт зарубежных стран в подготовке специалиста-словесника, должны прежде всего учитывать национальные особенности.

Современные тенденции языкового образования с акцентом на культуромовну личность, коммуникативную компетенцию и текстоцентризм подчеркивающие связь курса методики преподавания украинского языка с психолінгвістикою, педагогикой, психологией, работу студентов с текстом фольклора, мифологии, художественной литературы, живой народной речи как «носителями» культуры чувств. В программу курса важно ввести такие вопросы, как современные направления научных исследований по методике, системный подход к организации обучения, основные аспекты развития речи учащихся, особенности работы над текстом профессиональной направленности [4], изучение украинского языка как национально-культурного феномена, отражение в украинской литературе эстетической функции языка, формирование исторического взгляда на жизнь языка и т.д.

Способствуют такой работе комплекты методического обеспечения, разработанные с учетом этнокультурных и социолингвистических изменений, фактов когнитивной лингвистики и психологии, на основе коммуникативно-деятельностного, личностного подходов коллективом ученых под руководством профессора Херсонского ДУ М. Пентилюк (учебник «Методика обучения украинского языка в средних учебных заведениях» (2000, 2005), «Практикум по методике обучения украинского языка» (2003), «Словарь-справочник по украинской лингводидактики» (2003)), пособия С. Карамана «Методика обучения украинского языка» (2000), Г. Грибан и О. Кучерук «Практикум по методике преподавания украинского языка», а ориентиром в решении проблем обучения языку есть Общеевропейские Рекомендации по языкового образования, где определены подходы, уровни овладения языком, коммуникативные задачи, компетенции.

Целью изменения парадигмы школьного и вузовского литературного образования считаем смену ориентиров, по Н. Во-лощиной, «от запоминания к пониманию и интерпретации текста, осуществления анализа в единстве содержания и формы как идейно-эстетической целостности» [2]. Вполне логично Бы. Степанишин определил эту дисциплину как педагогически-литературоведческую, которая содержит психолого-педагогические основы работы учителя-литера-тора и рекомендации о том, как организовать встречу и диалог школьника с художественным произведением, литературный и литературоведческий материал преподавать в школе, какими дидактическими путями формировать литературоведческие знания и личностное понимание художественного текста» [8].

Лекционно-практически-лабораторный курс выстраиваем с учетом новых подходов: прорабатываем научные основы методики и новые образовательные технологии в преподавании литературы как искусства слова по пособиям профессора Є.Пасічника «Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях» (2000), «Научными основами методики литературы» под редакцией члена-корреспондента АПН Украины Н.Волошиної (2002), осваиваем новые образовательные технологии литературного анализа А. Ситченка и В. Шуляра (Николаевский ДУ), изучения украинской литературы в взаимосвязях с различными видами искусств в старших классах общеобразовательной школы С. Жили (Черниговский ГПУ), экзистенциально-диалогическую концепцию преподавания украинской литературы в старшей школе Г. Токмань (Переяслав-Хмельницкий ГПУ), за методическими советами А. Градовского (Черкасский НУ) осуществляем компаративный анализ в системе школьного курса литературы. Проблемное изложение учебного материала, создание методических проектов-презентаций углубляет теоретические знания, формирует профессиональные умения и навыки, развивает педагогическое мышление, стимулирует творческий поиск, мыслительную деятельность, формирует культуру исследовательской деятельности, служит эффективной подготовкой к педагогической практики.

Практические и лабораторные занятия по методикам зорієнтовуємо на решение практических задач профессиональной подготовки, рассмотрение эффективных форм и методов обучения в меняющихся условиях многопрофильного обучения. Профессиональной направленности студентов, ор-ганизации их самостоятельной исследовательской работы способствует просмотр и анализ видеоуроков учителей и студентов-практикантів. их целесообразное использование способствует развитию умений наблюдать, анализировать, делать выводы относительно эффективности тех или иных методов и приемов. Получает популярность и изучения материалов областных и всероссийских конкурсов «Учитель года».

Творчески одаренные педагоги-словесники активно внедряют достижения психолого-педагогической науки и инновационный педагогический опыт, хорошо владеющие современными технологиями обучения, прививают детям любовь к родному слову, формируют у учащихся гуманитарное мышление, гражданскую позицию, жизненные компетентности. О. Рудницкая, учитель гимназии №14 г. Луцка, победитель конкурса «Учитель года-2002» систематически работает над совершенствованием как собственной, так и исследовательской компетенции своих воспитанников, вводит проблемно-поисковый метод с элементами нестандартности. Заслуженный учитель Украины, доцент Николаевского ДУ В. Шуляр предлагает на основе применения на уроках технологии анализа художественного произведения воспитывать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста.

Инновационные технологии в осуществлении личностно-ориентированного обучения в изучении украинского языка и литературы, как показывает анализ материалов 10 Всеукраинского конкурса «Учитель года-2005», широко апробовують Л. Головко (Гвардейская 30Ш №2 Симферопольского района Автономной республики Крым), С. Головатюк (СОШ №1 г. Шостка Сумской области), Т. Попова (Верхньоторецька ООШ 1-3 ступеней им. Сибирцева Донецкой области), Л. Городиская (Коцюбинский гуманитарный лицей Киевской области) и др. Уроки - мозговые атаки, уроки-исследования, уроки - пресс-конференции, уроки-путешествия, уроки-тренинги, которые проводятся этими учителями, наполнены инновационными методами и способствуют формированию базовых компетенций и самореализации личности школьников.

Пути формирования литературной компетенции учащихся в процессе использования контекстных материалов и на основе интеграции (литература - музыка, литература - изобразительное искусство, литература - иностранный язык, литература - история), исследует заслуженный учитель Украины, учитель-методист с Днепропетровщины Л. Фурсова. С этой целью педагог обогащает учащихся новыми знаниями культурного, общечеловеческого, литературного характера, формирует их национальное самосознание, умение интерпретировать художественные произведения, надлежащим образом их чувствовать, определять художественную стоимость, дополнять жизненный опыт будущих выпускников пониманием ментальных черт своей нации. Учитель-методист Н. Косенко (Черновицкий городской лицей №3 медицинского профиля) использует межпредметные связи с философией, психологией, историей, зарубежной литературой. По ее убеждению, такие связи помогают выяснить особенности эпохи, когда сложилось то или иное литературное явление, увидеть в персонажах художественных произведений людей, «похожих на нас по своим миропониманием», мотивацией своих поступков, душевными потребностями и таким способом достичь «эффекта присутствия» персонажа на уроке.

Высокий уровень подготовки будущих учителей-филологов зависит и от весомых достижений научных школ. Это важно представить в методических курсах. Авторитетными являются научно-педагогические школы академика Л. Мацько (НПУ ім. М. Драгоманова), члена-корреспондента АПН Украины Есть. Голобородько и профессора М. Пентилюк (Херсонский ГУ), В. Мельничайка (Тернопольский НПУ), которые сосредоточили свое внимание на теоретических и методических проблемах лингводидактики, обучение украинского языка в средних общеобразовательных школах, актуальных вопросах подготовки учи-теля-словесника на современном этапе, изучении и обобщении передового педагогического опыта.

Существенное сокращение часов на методические курсы мотивирует внедрение спецкурсов, которые выполняют функцию интеграционного звена между филологическим, психолого-педагогическим, методическим блоками профессиональной подготовки. На протяжении длительного времени в Глуховском и других педагогических ВУЗОВ мы апробировали спецкурсы, ключевым понятием которых выступило понятие культуромовної личности. Для подготовки специалистов квалификационного уровня «бакалавр» и «специалист» предлагались спецкурсы «Етнолінгво-дидактическая культура учителя-словесника» [7], «Практика в системе профессиональной подготовки учителя-словесника» [ 5], которые направлены на углубление русскоязычной картины мира в сопоставлении с национально-языковой картиной мира других народов, моделирование форм и методов организации учебной и вне-учебной работы с учащимися общеобразовательных учреждений на основе использования поисковых фольклорно-, лингво-, литературно-краеведческих материалов, воспитание специалиста с широким филолого-педагогическим мировоззрением. В подготовку специалистов квалификационного уровня «специалист» был включен спецкурс «Профессиональная компетенция учителя украинского языка и литературы» [6 ], изучение которого расширяло представление о педагогической деятельности, помогало усовершенствовать педагогическую, методическую, исследовательскую компетенции. Опережающий характер названных выше курсов и спецкурсов обеспечивался целесообразным использованием новых технологий обучения, в том числе и информационных. Занятия отмечались личностно-деятельностным, компетентностно-ориентированным подходами, проблемно-поисковым направленностью, ориентацией на критическое и образное мышление, общение, познание.

Продолжение методической подготовки продолжается на ступени магистратуры. Необходимость введения в учебную программу курсов методики преподавания украинского языка и литературы в высшей школе определяется потребностью в овладении будущими преподавателями методическими аспектами проведения занятий, техникой, формами, методами организации учебного процесса в педагогическом университете . Задача курсов предусматриваем в обогащении опыта будущих педагогов на основе достижений филологической и психолого-педагогической науки и практики, исследовательской работы: выясняем содержание и структуру, основные формы занятий мово - и литературоведческих дисциплин в ВУЗЕ, углубленного курса украинского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях нового типа; средства педагогической диагностики уровня знаний, умений и навыков студенческой и учащейся молодежи, особенности организации и руководства самостоятельной учебной и научной деятельностью воспитанников. Работу направляем на формирование у магистрантов умений моделировать учебные занятия, организовывать самостоятельную, индивидуальную, научно-исследовательскую, воспитательную работу среди студентов и учащихся инновационных учреждений с учетом различных видов наглядности, компьютерных продуктов.

Осваивая курс методики преподавания украинского языка в высшей школе, магистранту важно приобрести лингводидактичных знаний и умений, навыков преподавания лингвистической теории и истории языкознания в заведениях разных типов, сформировать творческий подход к процессу преподавания. На занятиях акцентируем на прикладном характере украинского языка как средства само-формирования и самовыражения личности, развития культуры речи, мышления.

Наполнение составляющих профессиональной компетентности требует включения к курсу методики преподавания украинской литературы в высшей школе тем и вопросов, в частности «Методические аспекты и проблемы преподавания основных разделов теоретико - и историко-литературных курсов», «Психологические основы обучения литературе», «Педагогические ситуации в художественной литературе», «Работа с филологического анализа текста» и др. Выясняя особенности, например, первой из вышеупомянутых тем, раскрываем современные подходы к преподаванию курсов «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Устное народное творчество», «История украинской литературы», «Литературное краеведение», их связь с другими филологическими дисциплинами, курсами эстетики, философии, культурологии, психологии, трудности и особенности преподавания с целью выработки научной позиции, формирования у студентов умений профессионального чтения художественных текстов, навыков самостоятельной работы с научной литературой (конспектирование, реферирование и т.п.), критической оценки научных идей, суждений, концепций, а также различных интерпретаций литературных произведений [3].

Рассматривая признаки художественного текста и принципы его построения, разные способы выражения авторской позиции в произведении, раскрывая смысловой диапазон художественного слова, выявляя своеобразие отбора и использования языковых средств, будущие специалисты совершенствуют навыки лингвистического «видение» художественного произведения, учатся осуществлять лингвистическое комментирование, логично обосновывают оценку идейно-художественного содержания текста, развивают навыки ассоциативного мышления, овладевают законы употребление лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в художественном тексте и, собственно, воспринимают произведение как целостное явление искусства слова.

Традиционные информационные лекции, лекции-комментарии, практические, семинарские занятия, в основном, ориентированы на репродуктивный уровень учебно-познавательной деятельности студентов и не стимулируют развитие их способностей к обобщению и моделирование образовательного процесса на продуктивном уровне. Следовательно, есть необходимость в применении современных образовательных технологий, подходов, личностно ориентированного обучения, принципов преемственности, системности, межпредметных связей и интеграции, органично формируют профессиональную культуру студентов.

С этой целью, рассматривая тему «Формы учебных занятий с литературоведческих курсов и методика их проведения» (основой к теме служит предварительно изучен материал по курсу «Педагогика высшей школы»), предлагаем воспитанникам разработать инновационные занятия с украинского фольклора, литературного краеведения (или фрагмент практического занятия по региональным фольклорным, лінгвогеографічним, этнографическим компонентом на основе привлечения материалов студенческих учебных экспедиций); практические занятия проблемного типа: диалог с автором текста, диалог между персонажами, диалог с критиком; занятия по украинской литературы с использованием информационных технологий; лекции - пресс-конференции, семинар-поиск, семинар - деловая игра, дискуссии-співміркування, семинар-дискуссию с элементами «мозгового штурма» и т.д.

Есть смысл выполнить задание креативного уровня: написать статью до методического сборника или журнала с описанием методической разработки; подготовить компьютерную презентацию, проект педагогической игры по указанной теме; выступить в роли «рецензента» на пресс-конференции по указанной теме; выявить типичные ошибки учащихся и студентов ВУЗОВ в учебном материале и разработать рекомендации по их предупреждению; провести имитационно-моделирующую игру «Заседание методического объединения учителей украинского языка и литературы района» и др. Такие формы работы побуждают активное включение магистрантов в коллективное обсуждение проблем, развитие коммуникативных качеств и интеллектуальных умений воспитанников.

Следовательно, в системе профессиональной подготовки учителя украинского языка и литературы третьего тысячелетия ключевым моментом выступает творческий фактор, способный пробудить душу ребенка, развить в нем гражданское мироощущение и мировосприятие.

Острых проблем в методической подготовке остается немало: необходимо совершенствовать курсы в соответствии с программ для профильной старшей школы, современных информационных технологий и др. Эти проблемы - ориентиры для дальнейших исследований.

Литература

1. Авшенюк Н. М. Стандартизация профессиональной подготовки учителей в Англии и Уэльсе (конец XX - начало XXI в.): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - К., 2005. - 235с.

2. Волошина Н.И. Научные и прикладные функции методики литературы // Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2004.- №10. - С.4 - 6.

3. Методика преподавания украинской литературы в высших учебных заведениях: Программа курса для образовательно-квалификационного уровня «Магистр педагогического образования. Преподаватель украинского языка и литературы» / Сост. О. Семеног. - К., Глухов: РВВ ГГПУ, 2005.- 58 с

4. Методика обучения украинского языка в средних образовательных учреждениях / Коллектив авторов под редакцией М. И. Пентилюк М. И. Пентилюк, С. О. Караман, О. В. Караман, О. М. Горошкина С. П. Бакум, М. М. Барахтян, И. В. Гайдаенко, А. Г. Галєтова, Т. В. Коршун, А. В. Никитина, Т. Г Окуневий, О. М. Решетилова. Учебник для студентов-филологов. - К.: Ленвіт, 2005. - 400 с

5. Практика в системе профессиональной подготовки учителя-словесника. Программа спецкурса для студентов специальности 7.010103 «Педагогика и методика среднего образования. Украинский язык и литература» / Сост. О. Семеног - К.- Глухов: РВВ ГГПУ, 2004. - 71 с

6. Профессиональная компетенция учителя украинского языка и литературы. Программа спецкурса для студентов специальности 7.010103 «Педагогика и методика среднего образования. Украинский язык и литература» Уклад. О. Семеног. - К., Глухов: РВВ ГГПУ, 2003. - 49с.

7. Семеног О. М. Етнолінгводидактична культура учителя-словесника: Учеб. пособие. - Глухов: РВВ ГГПУ, 2005. - 153 с

8. Степанишин Б. И. Профессиональная направленность вузовской лекции // Советская школа. - 1980. - №7. - С 75 - 80.

9. Instytut J zyka Polskiego. -[Электронный ресурс]- Ре-жим доступа: <htpp://www.uw.edu.pl/polon/>.- Загол. с эк-рану.- Речь пол.

10.Instytut Literatury Polskiej. Instytut JAzyka Polskiego. - [Электронный ресурс]-Режим доступа: 2002. <htpp://www.ilp.uw.edu.pl/>.- Загол. с экрана - Язык пол.

11. Pachecka J., Piatkowska A., Salkiewicz K. Metodyka literatury. Opracowania t. II.- Warszawa, 2002.- 592 s.

12. Piatkowska A., Salkiewicz K. Metodyka literatury. Warszawa.- 2001, pracowania 1.1,- Nakladem Wydzialu Polonistyki. Uniwersytetu Warszawskiego. - 515 s.

13. The National Curriculum. English. - L: DFEE, 1998. - 18 p.