Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

АДРИАН КАЩЕНКО

Один день среди казаков

Урок по рассказу А. Кащенко «Над кодакс ким порогом»

7 класс

Л. Фурсова,

учитель украинского языка и литературы

и зарубежной литературы

Днепропетровская обл.



Тема: А. Кащенко. «Над кодакс ким порогом». Исторические события на Запорожской Сечи за кошевого атамана Ивана Сулимы. Разрушение крепости Кодак.

Углубление понятий компоненты художественного произведения и композиция художественного произведения.



Цель:

• учить учащихся анализировать прозаическое произведение, определить его компоненты; соотносить литературное произведение с историческими событиями и сведениями о родном крае; знать, какие исторические события легли в основу рассказа; изучить и осознать, что такое компоненты и композиция художественного произведения;

• развивать умение логически мыслить, высказывать свои мысли по поводу прочитанного;

• воспитывать патриотизм, уважение к героическому прошлому своего народа.



Оборудование: тексты рассказа, портрет А. Кащенко, исторические атласы, изображения Кодацкого порога, казацкой чайки, оружия казаков, задания для групповой работы, валюта (казацкие печати), интерактивные карты.



Формы работы: разгадывание кроссворда, беседа, сообщения учащихся, «чистая доска», литературные шахматы, «микрофон».



Тип урока: изучение нового материала.



Словарь:

Челны - большой лодка, которым плавали по рекам и морю.

Галера - старинное парусное багатовеслове военное судно.

Солдат - солдат польской армии.

Тороки - ремни сзади седла для привязывания вещей или привязанный к седлу дорожный мешок; то именно торочки - вышивка или полоска ткани, меха по краям одежды для отделки; то, что полосой окружает что-нибудь.

Чайка - легкий казацкая лодка.

Шанцы - окопы.



Эпиграф:

Только тем история принадлежит,

Кто сегодня борется и живет.

В. Симоненко



Проблемный вопрос: нужно ли нам изучать литературные произведения на историческую тематику?

Ход урока

И. Вступительное слово учителя. В истории нашего украинского народа было немало трагических, печальных и много героических, торжествующих страниц. Особенно интересной является такая страница нашей истории, как славное запорожское казачество. Вера и воля - вот что было основой казацкого общества. О славных казаков написаны исторические исследования; реликвии, напоминающие о строй запорожцев, их борьбу, братство, украшают отечественные исторические музеи.

II. Актуализация опорных знаний.

Кто из украинских историков, наших земляков, занимался исследованием истории казачества? (Дмитрий Яворницкий, директор исторического музея в Екатеринославе.)

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(«Над кодакс ким порогом» А. Кащенко.)

Почему произведения А. Кащенко были запрещены во времена тоталитарного режима?

(Сторонники тоталитарного режима были против того, чтобы украинцы знали правду об истории казачества, его славных подвигах, потому что такие знания пробуждали национальное самосознание.)

Какое историческое событие положена в основу рассказа «Над кодакс ким порогом»?

(Войско под руководством Ивана Сулимы разрушило «неодолимую» крепость Кодак, целью которой было не пускать людей с Украины на Сечь и не позволять казакам свободно передвигаться по украине, чтобы они не могли другим сказать о том, что существует казацкая вольница.)

Чем вас поразил прочитанное произведение?

III. Проверка домашнего задания Сообщение о Ивана Сулиму

(Индивидуальное задание)

Запорожская Сечь со второй половины XVI века стала играть значительную роль в отражении агрессии крымского хана. Удары наносили запорожцы захватчикам, чтобы отомстить за их разграбление на Киевщине, Подолье, Волыни, становились все более ощутимыми, что и заставило правителей орды самим искать пути для эффективной борьбы с запорожским рыцарством.

Один из них - построить выше днепровских порогов укрепленный замок, который преградил бы дорогу на Сечь и таким образом поставил ее в сложные экономические условия.

Сооружение крепости поручили французскому инженеру Гийому Левасеру де Боплану, который выбрал место для строительства возле первого порога (Кодацкого), где Днепр, принимая в себя воды Самары, круто поворачивает па юг. Боплан со своей задачей справился довольно быстро, и уже в середине лета 1635 г. замок был возведен. Вокруг него были вырыты глубокие, как пропасть, рвы, за ними возвышались земляные валы, а по ним тянулась дубовая засека с бойницами для пушек и ружей. Ворота в Кодаке была только одна и очень прочная, кованная железом, по бокам - две башни, сложенные из дубовых кряжей. С востока и юга - кручи Днепра, с севера - глубокий овраг, с запада - ровная степь, где можно было видеть всех, кто приближался. Именно с этой стороны были глубокие рвы и высокие валы и стояло больше пушек. Арсенал этого замка был рассчитан на длительную оборону.

Сразу же после окончания строительства Кодака его заняла гарнизон из двухсот солдат под командованием французского офицера Мориона, который ревностно исполнял поручения польской шляхты.

Конечно, такого притеснения со стороны шляхты казаки терпеть долго не могли, и уже буквально через месяц Кодацкий замок был полностью разрушен. Об этом событии непосредственное его строитель Боплан рассказывает так: «вождь мятежников-казаков Солиман, возвращаясь с моря, увидел, что этот замок не дает ему вернуться домой, получил его... и получив и разрушив эту крепость, вернулся со своими казаками на Запорожье».

Кто же он был, вождь мятежников-казаков, который повел своих товарищей на штурм Кодака? Боплан называет «Соліманом» известного в истории предводителя запорожцев Ивана Михайловича Сулиму, того, которого народ величал в известной песне, созданной в 1633 г.:

Вот и вышли запорожцы, хоть тысяча двести,

Где много да за ними сведется пользы.

Впереди - господин Сулима, атаман Кошевой.

Чего же ужаса наносить, как он чернобровый.

Известный украинский историк О. Лазаревский считал, что происходил он из старинного рода Сулим, корни которого достигало чуть ли не XIII века. Родился Иван Сулима в селе Рогощи Любецкого староства (на современной Черниговской области) в семье шляхтича. А впервые его имя встречаем в исторических документах за 1615 год, когда он служил урядником в переяславских местностях польского гетмана Станислава Жолкевского. В то время С. Жолкевский и подарил ему села Сулимовку и Лебедин (недалеко от Переяслава) «в воздаяние, в вечность абы собе там овсеми сколко мог и хотел осадыв людей, к своему подданству».

План текста (правильно записать пункты плана)

1. Побег Сулимы из неволи.

2. Строительство крепости Кодак.

3. Обещание Сулимы разрушить Кодак.

4. Призыв к походу на Азов.

5. Проблемы во время похода и пути их решения.

6. Взятие Азова.

7. Подготовка к выступлению против Кодака.

8. Разрушение крепости Кодак.

9. Измена реестровых казаков.

10. Смерть Сулимы.

IV. Изучение нового материала Беседа

Прочитайте описание внешности Ивана Сулимы. Какие черты героя отражены в его портрете?

(Величие, достоинство, опытность, рвение, авторитет среди товарищей.)

Обещание дал он Бурлієві, когда узнал о строительстве крепости Кодак?

(«Пусть вражьи ляхи строят, пока их сила, а только не буду я казаком, когда не разрушу эту безобразную их здание».)

Почему Кодак стал оскорблением для казаков?

(Ущемлял их свободу и права.)

Работа в группах

1 группа

Докажите, что Иван Сулима - мудрый военный стратег. Проанализируйте взятия Азова и разрушения Кодака.

2 группа

Составьте карту похода Ивана Сулимы на Азов и Кодак. Докажите, что А. Кащенко придерживается исторической правды.

3 группа

Проработать теоретический материал (компоненты художественного произведения, композиция художественного произведения). К-вести основные его положения до одноклассников.

(Выступления учащихся - членов групп).

V. Применение изученного

Литературные шахматы

1

2

3

А

Б

В


А1 Каким псевдонимом подписал А.Кащенко свое первое печатное рассказ «Жар-птица, или 3 господином не братайся, в приймы не бери и женщине правды не говори».

(А. Прошлогодний.)

А2 Хутор, на котором родился писатель?

(Веселый.)

A3 Почему Сулима попал в руки поляков?

(Его предали реестровые казаки.)

Б1 Как вел себя герой перед смертью? Кого из героев изученных произведений он вам напомнил?

(« И зласкавилася судьба славного рыцаря в последнее время и не дала ему умереть с одчаєм в сердце: она послала ему надежду, что раздор между украинцами пройдет и между ними воцарится единения. С такой надеждой он гордо поднял свой лоб и сказал толпы господ:

- Прощайте, господа, и надейтесь бедствия, потому что моя кровь вам зря не пройдет!»)

Б2 Кто сказал слова, которые стали эпиграфом нашего урока?

(Б. Хмельницкий)

Б3 С какой целью И. Сулима пошел на Азов?

(Получить деньги для похода на Кодак и освободить невольников.)

В1 Кто строил крепость? (Инженер Боплан.)

В2 Коронный гетман (Конецпольский.)

В3 Как связан рассказ с нашим краем?

(В нем упоминается река Самара. На том месте, где сейчас находится район Днепропетровска Новые Кайдаки, в 17 веке и была Кодацкая крепость.)

(Показ фотографии прошлых времен Кодака).

Интерактивные заметки

Фамилия, имя

Оцените себя по каждому из определенных направлений от О до 2 баллов.

1. Вы принимали активное участие в работе на уроке

2. Вы вносили удачные предложения, которые учел класс

3. Вы оказывали поддержку одноклассникам или поощряли их к работе

4. Вы выдвинули совершенно новую идею, которая понравилась другим

5. Вы удачно обобщали мысли других, продвигали работу вперед

6. Вы давали полные ответы на поставленные вопросы

7. Добавьте « валюту» (балл)

Всего баллов:

VI. Подведение итогов урока

«Микрофон»

- Чистая доска? (Выполнили задачи, обозначенные в начале урока.)

Чем заинтересовал тебя рассказ?

- Каково твое отношение к казацкой старшины?

- Ты оправдываешь измену?

- Знал ли ты раньше про Ивана Сулиму?

- Где и как ты сможешь применить информацию, полученную на сегодняшнем уроке?

- Нужно ли нам изучать литературные произведения на историческую тематику?

VII. Домашнее задание

1 группа. Написать сочинение-размышление «Предательство - самый тяжкий человеческий грех».

2група. Составить кроссворды, ребусы, крутиголовки по изученным твором. и

Для всех. Прочитать отрывок из повести «Разрушенное гнездо», помещенный в учебнике.



Литература

1. Власов В. С История Украины. Учебное издание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генеза. - 2000. - 255 с

2. Кащенко А. Ф. Разрушенное гнездо: Ист. повести и рассказы. - К.: Днепр. - 1991. - 647 с

3. Недосєкіна Т. В. Рассказы по истории родного края. Днепропетровщина. Учебное пособие для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ Днепропетровской области. Днепропетровск: ОАО «Дніпрокнига». - 2000. - 126 с

4. Сухенко В. Г. Конспект урока на тему: «А. Кащенко. «Над кодакс ким порогом» // Изучаем украинский язык и литературу. - №1. - 2004.

5. Цимбалюк В. Украинская литература: Учеб. для 7 кл. пробный. - К.: Образование. - 1995,- 543 с.