Статья
Биография Вячеслава Липинского
Родился Вячеслав Казимирович Липинский 5 апреля 1882 года в селе Затурцы Владимирского уезда Волынской губернии (теперь Локачівський район Волынской области) в дворянской семье. Его отец, Казимир Липинский - помещик средней руки, владел небольшим родовым имением, доставшимся в наследство от предков. Детские годы мальчика прошли в родном селе, среди великолепной полесской природы.
Первые жизненные впечатления, полученные от общения с украинскими крестьянами, наложили глубокий отпечаток на мировосприятие малого Вацлава. Воспитание и начальное образование, добытые им в родительском доме, были обычными для дворянских семей того времени. Насколько глубокими они были, свидетельствует тот факт, что в свое время мальчика было принято до второго класса Житомирской мужской гимназии, "из домашнего приготовления", как записано в документе. Состоялась эта первая в жизни будущего ученого важное событие 20 августа 1893 года.
После сдачи вступительных экзаменов, Вацлава Липинского было зачислено до 2-го отделения 2-го класса, наставником или, по нынешнему классным руководителем, которого был учитель русской словесности Иван Цедровський, кстати, родственник известного архитектора Андрея Билогруда. Класс, к которому попал Липинский, не отличался ничем особенным от других. Разве тем, что в нем, на параллельном отделении, учился Бронислав Мациевич - в будущем один из пионеров отечественной авиации.
Жизнь этого славного и теперь совершенно забытого сына Житомира трагически оборвалась в 1911 году в небе Севастополя. Кстати, вот такие "авіаторські" ассоциации здесь можно продолжить, ведь в Житомирской гимназии незадолго до Липинского учился изобретатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта Глеб Котєльников. Но свое изобретение Глеб сделал, к сожалению, через год после смерти Мациевича...
Гімназичне жизни Вацлава Липинского складывалось не очень удачно, парень часто болел, поэтому не посещал много занятий. Только в 1893/94 учебном году он пропустил по этой причине 90 дней занятий, особенно много их пришлось на третью четверть - 45 дней. Самым тяжелым выдался 1896/97 год, который был пропущен почти полностью. Это и стало главной причиной того, что Липинского оставили на повторное обучение в четвертом классе. Однако Вацлав был-таки в ладах с наукой! Благодаря настойчивости и трудолюбию парень учился прекрасно. Полистайте "Общую ведомость гимназистов II класса", что хранится в фондах государственного архива Житомирской области. Против фамилии гимназиста Липинского видим одни "пятерки", и только одну "четверку" по арифметике. До следующего, третьего класса, он переведен с наградой И степени. Он получил "Похвальный лист" и книгу. В разрядном списке, который составлялся по уровню успешности, его имя стоит на первом месте.
В классе, в котором не по своей воле повторно оказался Липинский, учились уже упомянутый выше Иван Фещенко-Чопивський и будущий выдающийся польский композитор и музыкант Юзеф Турчинский. Однако, судьба свела их ненадолго. Обеспокоены постоянными болезнями сына, родители забрали Вацлава из столицы губернии сначала до Луцка (тогда - уездного города), а впоследствии перевели в Первой киевской гимназии. Знаменитой гимназии. Той самой, выпускник которой - Константин Паустовский вспоминал в повести "Бросок на юг", как он на сохраненные пятаки ездил дилижансом "Киев-Житомир". Он пишет: "Ещо с тех лет, повитых туманом времени, я запомнил несчастньіе фигуры запяточных пассажиров, трясущихся на жестких сидениях. Одной рукой они судорожно держались за железную ручку, а другой придерживали пыльный котелок или картуз. В глазах у них было тупое отчаяние...". Не был одним из таких пассажиров и Вацлав, когда путешествовал по Брест-Литовским шоссе из Киева через Житомир и Ровно до родных Затурець.
После окончания киевской гимназии. Липинский некоторое время служил вольноопределяющимся" драгунского полка в Кременце. Но скоро он оставил военную службу и поступил в Ягеллонский университет в Кракове, сначала на агрономический, а затем на философский факультет. Впоследствии он продолжил обучение в Женевском университете, совершенствуясь в истории и философии.
После завершения образования в 1908 году Липинский вернулся в Украину и поселился на хуторе Русалівські Кусты возле Умани. Первой научной работой молодого ученого стала монография о Данииле Вратковського, опубликованная в 1909 году в украинском журнале "Литературно-научный вестник". Следующая работа - "Шляхта на Украине, ее участие в жизни украинского народа в перспективе истории" стала заметным явлением в тогдашней историографии. В ней ученый впервые обосновал тезис о ведущей роли шляхты в формировании украинского государства, призвал представителей этого сословия браться за возрождение Украины. С 1910 года Липинский снова в Кракове, где продолжил занятия научной деятельностью. Результатом трехлетней работы стала книга "Z Dziejow Ukrainy" и избрание действительным членом научного Общества им. Т. Шевченко (НТШ).
Второе возвращение ученого в Украину было вызвано событиями Первой мировой войны. Как офицер запаса, Липинский принимал участие в боевых действиях, но из-за болезни вскоре был переведен в тыловой части.
С первых дней революции он включился в активную политическую борьбу, украинизировал свою воинскую часть в Полтаве. Но поддержки со стороны Генерального секретариата военных дел Украины не получил - как дворянин.
В 1913 рога гетман П. Скоропадский назначил. Липинского послом в Австрии. В 1919 году он прибыл в Райхенау, чтобы уже больше никогда не вернуться на Украину. Примерно таким путем начал эмигрантскую эпопею и бывший одноклассник Липинского, уже упоминавшийся здесь Иван Фещенко-Чопивський. Печальным фактом нашей истории является то, что два таких выдающихся политических деятелей, которые внесли огромный вклад в дело возрождения украинской государственности, представляли два противоположных течения национального движения, и, в конце концов, оказались по разные стороны идеологических баррикад.
В эмиграции Липинский стал главным идеологом украинской государственности, отстаивая монархические принципы. Он считал, что Украинское государство должно быть синтезом культурных достижений Запада и Востока, и вместе с тем традиционных основ своего существования. Летом 1920 года Липинский основал Союз хлеборобов-державников, ибо именно в этой сословию видел движущую силу построения Украинского государства.
В. Липинский редактировал научно-публицистический журнал "Крестьянская Украина", на страницах которой было напечатано его программный труд "Письма к братьям-хлеборобам", названную "государственническим Евангелием" Украины. В предисловии к ней автор отмечал, что "книга эта предназначена для тех современных и будущих, какого бы они не были обряда, языка и племени - жителей украинской земли, что будут хотеть отдельной и суверенной рицарською дисциплиной и верностью проводников полученного, сотрудничества классов во имя Религии, Земли - Родины и Авторитета - построенной украинского государства". Изложенные Липинским в этой работе определение политической культуры в органической взаимосвязи с разработкой проблем функционирования элит в Украине и происхождение монархической гетьманськоі государства является значительным вкладом в развитие мировой политической теории вообще и украинской политологии как науки в частности.
в 1926 году В. Липинский возглавил кафедру политологии и социологии в Украинском научном институте в Берлине. В это время он не оставлял научной деятельности. Написал ряд статей, опубликованных в книге "Религия и церковь в истории Украины", начал работу над историософской трудом "Гетманство - теория украинской трудовой монархии". Но тяжелая болезнь прервала напряженную творческую работу ученого. 14 августа 1331 года, во время лечения в Австрии, Вячеслав Казимирович Липинский ушел из жизни.
При анализе литературы, посвященной творчеству и политической деятельности выдающегося украинского историка, политолога, общественного деятеля В. К. Липинского, обращает на себя внимание недостаточная степень изученности его взглядов на внешнюю политику и самой его фигуры как дипломата.Після обретения Украиной государственного суверенитета остро встала задача формирования самостоятельного внешнеполитического курса как неотъемлемой составной части любой независимой государственности. В связи с этим следует учитывать как некий предыдущий опыт международных отношений украинских государств периода 1917-1923 гг., так и оригинальные взгляды на эту проблематику выдающихся украинских интеллектуалов и политиков того времени, и, в частности, В. Липинского, тем более, что некоторые из них не потеряли своей актуальности и сейчас.
Дело научного исследования указанного аспекта творчества Липинского существенно осложняется тем, что он фактически не оставил потомкам специальных исследований по теории международных отношений или истории украинской дипломатии. Поэтому необходимо, кроме более подробного изучения трудов самого Липинского, обратить внимание на литературу мемуарного направлении, особенно трудов руководителя внешнеполитического ведомства Украинского государства Д. Дорошенко "Мои воспоминания о недавнем прошлом" и 2-томной "Истории Украины. 1917-1923". Дополнительную возможность для освещения взглядов Липинского на международное положение Украины и его труда на дипломатической должности предоставляет использование документов архивного фонда Министерства иностранных дел Украинского Государства, где содержится переписка представительства в Вене с Киевом, личные письма Липинского Д. Дорошенко.
Первые соображения относительно роли независимой Украины среди государств мира появляются в В. Липинского еще до 1917 г. Находясь за границей, в Австрии и Швейцарии, он подает мысль создания в кругах украинской политической эмиграции организации, которая бы приспособила борьбу за самостоятельную Украину к международным отношениям.
К вопросу внешней политики Украины Липинский подходит как сторонник идеи монархического строя и возрождения украинской государственности. Дело и прерогатива монарха, считает он, организовать армию и государственную администрацию, включая и дипломатическую. Для него была вполне вероятной зависимость международной политики от внутренней, способность государства достичь успеха снаружи только за эффективного построения сильной соборного национального государства на территории самой Украины. С этой точки зрения Липинский дает во второй части известной работы "Письма к братьям-хлеборобам" оригинальное толкование проблемы внешней ориентации политики Украины.
Во-первых, он предостерегает, что "разговоры об ориентации увольняют политиков на Украине от тяжелой внутренней, организационной труда". Во-вторых, Липинский решительно отвергает внешнюю ориентацию как решающее условие национально-государственного строительства. Безусловно, на эту его мнению повлияло чрезвычайно тяжелое международное положение Украины, когда, как подчеркивает автор, ни одна соседняя держава не стала бы помогать новой Украине, потому что ей не нужно никакой Украины. "Никто нам не построит государство, - пишет он, - если мы сами его не построим, и никто из нас не сделает нацию, если мы сами нацией не захотим быть". К сожалению, отмечает Липинский, никто из наших соседей или дальних государств, на кого ориентируются украинские политики, в создании сильного независимого государства в Украине не заинтересован: "Если бы нас было не 40 миллионов, а 1 миллион, и если бы мы жили в каких-то пустынных горах или болотах, а не на лучшей в Европе земли, то получив соответствующую сумму франков или фунтов и немного готовой полиции, можно было бы от беды завести и у нас свой государственный строй".
Обязательное условие ориентации Украины, считает он, это взаимная заинтересованность и ее, и внешнеполитического партнера во взаимоотношениях: "опыт показал, что хорошей ориентацией на Украине есть ориентация только на такого зарубежного союзника, который сам имеет большую силу, и сам нуждается для своих целей ориентированных на него украинцев".
Большие заслуги перед Украиной Липинский получил на посту посла Украинского государства в Вене, где он самоотверженно защищал интересы молодого государства от алчных аппетитов умирающей Австро-Венгерской империи. Он, человек талантливый, с прекрасным пониманием настоящих международных и геополитических интересов Украины, стал на первый же зов к государственной труда, что было очень важно в условиях большого недостатка знакомых с дипломатией людей.
Следует подчеркнуть, что взаимоотношения с блоком центральных держав были на то время главным направлением внешней политики Украины, в частности, отношений с Австро-Венгрией, которая отказывалась ратифицировать Брестский договор, аннулировала под влиянием Польши тайную статью договора о создании Коронного края из Восточной Галиции и Буковины, пыталась отступить Польше Холмщину и фактически вмешивалась в отношения Украины с другими государствами. Именно В. Липинскому было поручено ратификации соглашения о мире с Австрией. Он сумел обнаружить большой дипломатический талант и своим пониманием и тактичным поведением снискал себе уважение и признание у чужаков, высоко поднял авторитет украинского посольства в Вене. Все это он должен делать в условиях финансовых трудностей и слабой информированности из Киева. Он сумел добиться, чтобы власть в Галичине была передана в руки украинцев. Западная Украина, Липинский отмечал, должна быть обеспечена со стороны географического, невозможно иметь очаг напряженности в Карпатах перед перспективой борьбы на Востоке, иначе Украине "прямая дорога до царя московского, православного".
Много сделал украинский дипломат и в деле возвращения на родину военнопленных. Липинский внимательно следил за развитием событий в стране аккредитации, отправляя компетентные советы в Киев. Он даже выполнил некоторые контрразведывательные функции - предупредил про австрийскую шпионскую сеть в столице Украины.
После падения Гетманата В. К. Липинский остается на посту посла. "Решил не покидать своего поста, - пишет он 13. Х. 1918 г. Дорошенко, - доколе не прейдет ся кризис, хотя по правде говоря каждый день здесь в Вене разрушает совсем мое здоровье". Только благодаря личным связям посла и его авторитета среди дипломатического мира в Вене многочисленным миссиям Директории УНР, что приезжали сюда, удалось получить визы и возможность проехать в иностранных столиц.
Когда же в УНР окончательно воцарилась анархия и вместо интересов государства на первый план выдвинулись интересы партий и амбиции многочисленных "атаманов", то летом 1919 г. Липинский был вынужден прибегнуть к демисии.
В течение 1926-1929 возглавлял кафедру украинской государственности в Украинском научном институте (Берлин).
Умер Липинский 14. VI. 1931 в санатории "Винервальд" (Австрия), похоронен в с. Затурцах
Вывод
Итак, Липинский с аснував новую государственную школу Украины. Он считал, что возрождение украинской государственности произошло за объединение всех слоев населения страны вокруг казацкого ядра. Ему казалось, что такое сплочение всех частей нации должно произойти и нині. когда все вместе будут решать важнейшие задачи: милитаристское (военная оборона), экономическое (подъем хозяйства) и интеллигентский (образование). С этой целью он создал Украинский союз хлеборобов орденского типа. Л. привел к возникновению Союза Освобождения Украины.
Под редакцией Л. вышло четыре книжки журнала "Крестьянская Украина" (Вена, 1920-1925). В нем им обнародован "Письма к братьям-хлеборобам" с изложением своих государственнических взглядов. Кроме того, Л. издал труды: "Украина на переломе" (1920) и "Религия и церковь в истории Украины" (1925).
Ответственная работа В. К. Липинского в Вене ярко подтверждает высокую оценку, которую дал ему Д. Дорошенко: "хороший дипломат, настоящий государственный муж, великий украинский патриот".
Использована литература:
1. Веденеев д. Внешнеполитические взгляды и деятельность вячеслава липинского. - к., 2004.
2. Лысяк-Рудницкий. Липинский Вячеслав // Энциклопедия украиноведения.- Т.4. Львов, 1994.- С. 1292 [репринтное издание].
3. Смолий В.А, В. М. Рычка. Вячеслав Липинский и его труд "Украина на переломе. 1657-1659 гг. // Украинский исторический журнал.- 1992. - № 2.- С.142.
|
|