Статья
ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Трагическая судьба эмигрантов По новелле В. Стефаника «Каминный крест»
10 класс
Н. Соловьева,
учитель украинского языка и литературы
Каменец-Подольский
Тема. Новелла «Каменный крест» - художественное воссоздание трагедии переселения галицких крестьян в Канаду. Цель: раскрыть идейно-художественное содержание повести; развивать умение учеников высказывать свои мысли по поводу прочитанного.
Тип урока: урок-размышление.
Ход урока
I. Объявление темы, цели и задач урока
(задание: в течение урока составить план к сочинению)
II. Изучение нового материала
Когда услышишь, как в тишине ночной
Железным путем стугонять вагоны.
А в них гудит, шумит, словно рой,
Детский плач, женские скорбні стоны,
Тяжелые вздохи
И горький проклятие,
Тоскливое пение, дівочії дисканты.
То не спрашивай:
- Этот поезд - откуда он?
Кого везет? Куда? Кому вздогін?
Се - эмигранты.
И. Франко
Учитель. Тем, кто посетит родное село писателя Русов на Ивано-Франковщине, земляки обязательно покажут на одном из высоких холмов каменный крест, что его поставил бедняк Дидух перед отъездом в Канаду.
• Какими были причины, гнали украинское население на чужие земли?
Сообщение ученицы.
В начале 20 в. принципиальных изменений в социально-экономическом развития западноукраинских земель не произошло. Они, как и в 19 в., оставались внутренней колонией Австро-Венгрии. Западная Украина рассматривалась Австрией (Закарпатье - Венгрией) как земледельческий край, который поставлял австрийским землям дешевые пищевые продукты и древесину и был местом сбыта для промышленности.
Определенное оживление в промышленности вызвало приток иностранного капитала, которого привлекали богатая сырье, дешевые рабочие руки в крае. Но развивались лишь отдельные отрасли, главным образом нефтяная и деревообрабатывающая. Промышленность хоть и сделала некоторый шаг вперед, однако развитие ее был односторонним. К тому же местные предприниматели были представлены в ней очень слабо. Доходы от промышленного производства обогащали иностранцев.
На состоянии дел в сельском хозяйстве сказывалось то, что, как и ранее, большая часть была собственностью помещиков. Примитивное крестьянское хозяйство, которое существовало наряду с благополучными большими економіями, переживало острый кризис. Малоземелье, растущие налоги привели к обнищанию крестьян. Но часть крестьянства все же сумела успешно приспособиться к рыночной экономике. Общественно-политической жизни галицких украинцев в конце 19 в. было ознаменовано еще одним совершенно новым событием, которое имело важное влияние на национальное движение. Речь идет о начале массовой эмиграции украинских крестьян в Америку, в основном в Канаду и США, меньше - в Бразилию и Аргентину. Кроме того, крестьянство выезжало на сезонные заработки в Германии, Чехии, Румынии, Дании, Франции, Бельгии и в приграничные российские губернии. Но для развития национальной жизни больше всего значила постоянная еміграція. ее масштабы сильно выросли в начале 20 ст. Если в 1890-1900 гг. из Галиции эмигрировало 78000 человек, то в течение первого десятилетия 20 в. выехало более 224000 человек. Эмиграция облегчила положение крестьян, поскольку она несколько смягчила проблему аграрного перенаселения.
Подсчитано, что с 1890 по 1913 г. число эмигрантов составляло около трети всего прироста населения за этот период.
Гонимые голодом и безземельем, галицкие крестьяне селились на чужих землях, где возникали целые края, заселенные украинцами. Сначала эмиграция вызвала чувство страха среди галицко-украинских политиков, поскольку ее массовость создавала впечатление, что исчезает главная опора национального движения - украинское крестьянство. Но она неожиданно обернулась хорошей стороной: американские эмигранты и европейские сезонные рабочие большую часть сэкономленного заработка переводили домой. В результате - впервые в галицких крестьян появились деньги, на которые они начали скупать главное богатство - землю. Как правило, это была земля польских помещиков, которые после ликвидации барщины не могли приспособиться к новым условиям хозяйствования и, попав в долги, вынуждены были распродавать небольшими участками («парцелювати») свои латифундии.
Итак, конец 19 - начало 20 века ознаменовалось для Галичины усилением эмиграции вследствие мизерного жалованья за 17-18-часовой день летом, работу «по снип» и другие кабальные формы эксплуатации и бесправия.
Однако беспризорность на чужбине и тяжелая работа за низкую плату сдерживали эмиграцию. Перед Первой мировой войной эмиграционная волна начала спадать, а небольшая часть эмигрантов вернулась на родину.
Учитель. Так, конец 19 - нач. 20 в. ознаменовалось для Галичины усилением эмиграции вследствие мизерного жалованья за 17-18-часовой день летом, работу «по снип» и другие кабальные формы эксплуатации и бесправия.
Стефаник не раз слышал жалобы крестьян на то, что земля родит только три колоска: один царю, один шинкарь, один господину и попу, а для четвертого мужика не было. «Все они... ноги сбивали, досвітками уже по росе ходили, а четвертого колоска не заработали». Счастье и достаток трудящиеся надеялись найти за океаном.
Из своего Русава писатель не раз провожал соседей за океан. Из этого села, где лучшие земли принадлежали помещику Теодоровичу, уехали в Канаду и США сотни семей. Обнищание западноукраинских крестьян, страх перед голодной смертью вели к росту эмиграции из года в год. Железнодорожная станция Краков была тем шлюзом, через который беглецы из Галичины прорывались на Запад, к океану. На вокзале всегда было полно эмигрантов. Стефаник, который тогда учился в Краковском университете, часто ходил на вокзал и видел мытарства, с которых начинались долгие странствия земляков к далекой Америки. Боль, что пронизывала души эмигрантов при выезде на чужбину, нашел мощный отзвук в чувствительной к народного горя души писателя. Именно с глубокого понимания психологии старого крестьянина рассказал Стефаник в письме к В. Морачевского одну историю, немного напоминает историю нашего героя - Ивана Дидуха. Кстати, фамилии одинаковые у персонажей.
Ученица. История в письмах.
Второе письмо, из которого мы узнаем о герое нашего произведения, адресованный внуку Стефана Дидуха: «Вашего деда по матери Стефана Дидуха я хорошо напоминаю как мужчину, который имел на меня молодого распрекрасный влияние. Он был очень умный и спокойный, и інтересувався гражданскими делами, и первый заложил читальню в Русе, где и был активным членом вплоть до своего отъезда в Канаду. Со своими детьми и внуками он и многие другие покинули родную землю. В том году я был студентом краковского вокзала и видел, как почти целый набитіський железный поезд отходил с ними. То были люди наиболее энергичные в селе, к наиболее энергичных и задорных принадлежал Ваш дед по матери Стефан Дидух. Сейчас по отъезде я написал рассказ «Каменный крест», где есть... мысли Вашего покойного деда почти в дослівнім наводке. Это, так сказать, мой долг, уплаченный Вашему деду в украинской литературе...»
А далее в письме говорится, что в Кракове «женщины рожают дети под клоаками железницы, что на скамейках III класса они, желтые, как воск, зеленые, как трава, сдыхают как мухи, что мужики плачут и говорят, что не русаки мы, а цыгане уже. Море слез, ад целое муки !.. Доле люцка, ты горькая и бесконечно зла!».
Учитель. Не только эти истории легли в основу новеллы, но и многолетнее внимание писателя к эмигрантам, наблюдения и размышления. -
Работа над текстом произведения.
Учитель. Давайте выясним, какова же причина того, что Иван Дидух едет в Канаду?
Ученица. 1. Тяжелый непосильный труд, как об этом сказано в произведении (зачитывается сочинение).
2. Забота о куске хлеба (зачитывается сочинение).
Учитель. Стефаник в одном из писем писал (к К. Гаморакова) про мужиков, которых олицетворял Дидух: «Теперь они не смеют ничего любить. Хлеба только, еды, одежды они стремятся, или душу прокормить!»..
• 3 какой целью автор ввел в произведение пейзажную картину
(II раздел)? Прочитайте и выскажите свое мнение.
Эта картина передает душевное состояние персонажа. Как камень с живой воды, так Иван «выливался из среды хозяев».
• Кто провоцирует его на выезд и почему?
Сыновья, которые не хотели быть батраками, а стремились стать хозяевами.
• Найдите строки, где Иван отчаянно говорит об этом: «...мне однако погибать
• На какую мысль наводят эти слова?
Горе Ивана - безграничное чувство достичь «раскаленного вкуса». И что же он просит для себя? (Ученики зачитывают: «...озміть и вгатіть мы топор...»)
Учитель. Он просит смерти. Об этом свидетельствует и прощание в своем доме. ( Ученики читают отрывок.)
Учитель. А на піскуватому холме установил каменный крест со своим и женским именем. О чем говорит этот крест, сооруженный человеком по жизни? (Заслушиваются мнения учащихся.)
Учитель. Символичным является и название новеллы «Каменный крест». Название неоднозначная. Что же она символизирует? (Заслушиваются мнения учащихся.)
Запись на доске проводится ученицей, которая выбирает из ответов учеников те, что касаются вопросы.
• Это массивный крест, воздвигнутый Иваном Дидухом на песчаном склоне как память о себе.
• Крест - символ непосильного, нечеловеческой труда.
• Нести тяжелый крест имеет, кроме прямого значения, еще и переносное - мучиться.
• Крестьянский крест не просто тяжелый - он каменный.
• Крест связан с образом «далекой могилы».
• Какому выводу пришли мы, проработав эту новеллу?
Учитель. Это было в конце 19 - нач. 20 вв. Что же заставляет наше население эмигрировать сегодня, какие причины возникли в 21 веке, что заставили нацию покидать свой родной край?
Сообщение ученика.
В начале 90-х годов в Украине сложилось тяжелое экономическое положение. Много фабрик и заводов начали задерживать выплату заработной платы, а некоторые предприятия и вовсе закрывались. Эти причины и еще много других заставили наших земляков покинуть родную землю и семью, искать большего заработка за рубежом. Этими странами стали Италия, Португалия, Греция, Испания...
Нелегкая судьба ждала заробитчан за рубежом - унижение достоинства, пренебрежение, торговля людьми, использование людей только в качестве дешевой рабочей силы.
О том, как живется нашим землякам за границей, какие трудности их сопровождают который они испытывают душевную боль за родной Землей, с семьями, с друзьями, можно понять из стихотворения маминой землячки (поэзия зачитывается выборочно или полностью)
Стихотворение боли
Я пишу с чужбины Вам, чтобы сказать:
« Так трудно родную землю покидать,
Так трудно пережить боль разлуки!
И не одна я терплю те муки...»
Кто оставил дома маму и папу,
Кого ждет муж и ребенок,
Нас здесь много: удержаві мы государство,
В Италии - маленькая Украина.
Как трудно нам всем в этом плену,
И не от счастья мы себя здесь посадили,
Не от добра расстались мы с тобой,
«Я именно из-за тебя здесь, родненький.
Чтобы рос ты, как все счастливые дети,
Чтобы имел ты во что одеться и что есть,
Я должен обиду не одну стерпеть
И не один ужин недоесть...»
Не их дети дорогие нам и милые,
Не их люди к нам приветливы,
Мы здесь рабы, всего рабочая сила,
И даже имена у нас не родные.
им, видишь, тяжело произнести слово:
Как была Юля - стала здесь Джульетта,
Как была Люда - стала здесь Люсия.
Как была Алла, теперь зовут Алета.
И называем мы их - синьоры!
Возможно, мы синьоры больше них,
Потому что на жизнь зарабатывает вся элита:
И инженеры, и врачи, и учителя.
Не верьте, что нам хорошо здесь живется,
Слова эти только для родных и семьи.
У всех здесь сердце на части рвется,
Все мы здесь - что тело без души.
За долгие месяцы в чужой стране
Мы поняли слово «ностальгия».
И не одной сказал сынок по телефону:
«Меня не любишь ты, когда оставила...»
Заныло сердце матери от боли:
«Когда ты поймешь это, маленький!»
Ибо даже Украину здесь не знают,
Нас «руссо» и «поляко» называют.
У всех У нас одна есть здесь потребность:
Нет денег, а жить-то надо,
Учить дочь, женить сына,
Купить дом или оденут ребенка.
И чтобы не мерзла уже старушка
Одна в доме - надо нам позаботиться.
И чтобы не знали голод наши дети -
Все мы должны перетерпеть.
Здесь не одна отдала Богу душу,
И не одна здоровье здесь сгубила,
И не одной состояли на дорогу,
Потому что не одна здесь ум оставила.
Не делимся мы здесь на регионы,
И не важно, какой возраст, как зовут,
Все мы родные здесь, одна семья,
Потому что нас объединяет слово - Украина.
О, Украина, бедная наша мамочка,
Останешься ты скоро самітненька,
Разойдутся на барщину все люди,
И все, как в строках Шевченко, будет:
«Мы, Украина, не тебя картаєм,
Тебя мы любим, власть проклинаєм!
Как можно из цветущей страны
Превратит тебя в попрошайки-сиротину?»
Я говорю всем, что мне говорили:
«Ты такая молодая! Я бы дочери не пустила».
Именно так - молодая, у меня больше силы,
Я всем говорю, маму тоже не пустила бы.
Прежде чем ехать сюда и себя вербовать,
Ты подумай, стоит дитя покидать?
Ты подумай, что в трудные минуты
Ты не сможешь обнять родимую ребенка.
И можешь пропустить ту днину,
Когда идет в первый класс твой ребенок.
Подумай, может еще страшнее произойти,
И не встретит больше тебя иметь...
Об этом мы хорошо знаем, помним,
И только вслух боишься сказать,
Только нашу судьбу тяжелую проклинаєм,
Что нас погнала в мир добра искать.
Когда я приеду когда домой,
Я буду родную землю целовать,...
Найду в траве маленькую незабудку
И буду плакать от счастья...
Учитель. Так, причины те же. Возможность выезда за границу для многих семей стала важной составляющей стратегии выживания сегодня.
Итог урока
Домашнее задание: в тетради составить план характеристики персонажа, а именно - Ивана Дидуха.
|
|