Статья
Иван Багряный
«Пусть не вернется осуждено век, пусть не восстановится закопане, зарытое...»
К изучению памфлета И. Багряного "Почему я не хочу возвращаться в СССР"
11 класс
И. Горячек,
аспирант
Каменец-Подольский
Действующая программа по украинской литературе [3] предлагает для изучения в одиннадцатом классе общеобразовательной школы публицистику Ивана Багряного - писателя, патриота, политического деятеля, верного сына Украины. Целесообразность ее изучения старшеклассниками неоспорима, ведь его публицистические произведения содержат огромный воспитательный потенциал для современной молодежи, призывают к пробуждению национальной чести, человеческого достоинства.
По нашему мнению, публицистику нужно как можно шире использовать на уроках литературы, потому что прежде всего обращаем внимание на ее самодостаточную ценность - познавательную и воспитательную. Но не только. Активно изучая публицистику, словесник вполне естественно может ставить перед собой и успешно решать и производные задачи, тоже важны и актуальны. Имеем в виду выработка у учащихся устойчивого интереса к чтению периодической печати («серьезных» газет и журналов) и практических умений и навыков написания докладов, статей, произнесение речей, выступлений. Думаем, что обе названные проблемы стоят остро в общеобразовательной школе. Поэтому надеемся, что предложенные рекомендации к рассмотрению памфлета помогут учителям-словесникам сориентироваться в выборе методов и приемов для эффективного проведения учебного занятия. Но главной задачей наставника-филолога есть интерес одиннадцатиклассников, побуждение их к глубоких размышлений и моральных прозрений, к размышлениям над выбором собственной жизненной позиции.
Уместным будет соответствующее оформление урока литературы на предложенную тему. На доске предлагаются на выбор учащихся предварительно подготовленные записи, которые могут стать эпиграфом урока:
Народ мой! Нездужний край мой!
Когда избавишься от клейма веков неволи?
И. Багровый. «Скелька»
Мы объехали землю вокруг,
Проплыли океаны и моря,
И тебя не зрікались никогда,
Украина, ясная, как заря...
И. Багровый. «Марш ОДУМу»
Целесообразно показать портрет И. Багряного, подготовить выставку художественных произведений художника. Несмотря на сложность темы, неоднозначность выводов, урок стоит начать вступительным словом учителя:
- Большой резонанс среди украинской эмиграции и в мире получил памфлет И. Багряного «Почему я не хочу возвращаться в СССР?», написанный в 1946 г. и переведенный на многие европейские языки. Это был ответ на лицемерные призывы советской пропаганды и на бесстыдные действия западных правительств, которые способствовали насильственной репатриации (возвращению на родину) беженцев в СССР - прямо в концлагеря, - ответ патриота Украины, который хотел использовать положение эмигранта, пребывания в свободном мире для борьбы за ее свободу.
Здесь стоит вспомнить факты биографии И. Багряного, проводя беседу, фронтальная опрос, ролевую игру «Интервью писателя», которую предлагает Н. Белоус [2, 28]. Форма работы подбирается индивидуально, в зависимости от уровня подготовленности класса к такого вида работы. Учитель, в свою очередь, должен сосредоточить внимание старшеклассников на политической деятельности И. Багряного:
- В эмиграции в ФРГ он вместе с Г. Костюком, И. Майстренком, С. Підгайним и другими создал Украинскую Революционно-демократическую Партию (УРДП), которую возглавлял с 1948 г. до своей смерти в 1963 г., и Объединения Демократической Украинской молодежи (ОДУМ), которые ставили своей целью борьбу за независимую демократическую Украину [4, 68].
Предлагаем познакомить юношество с публицистическим наследием писателя, которая вызывает чрезвычайный интерес и во многом не потеряла своей актуальности, проследить связь публицистических произведений с художественным творчеством автора, в частности уже изученным романом «Тигроловы».
Рекомендуем учителю предоставить учащимся сведения по теории литературы, которые они могут записать в словарик литературоведческих терминов, объяснить такие понятия, как публицистика и памфлет, вспомнить характерные признаки публицистического стиля:
«Памфлет - жанр публицистики, для которого характерно резкое, сокрушительное разоблачение определенного политического явления или лица.»
«Публицистика - род литературы, освещающей актуальные общественно-политические и другие проблемы современности.»
По нашему мнению, для эффективного изучения этого памфлета обязательным условием является его текстуальное анализ (выразительное или еще лучше комментируемое читатання на уроке). Учитывая психологические особенности учащихся, уровень их подготовленности и степень сложности усвоения материала, можно предложить провести бинарное занятие вместе с учителем истории, где главная роль отводится міжпредметним связям.
Целесообразной будет постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, ведь, по определению С. Рубинштейна, «начальным моментом мислительного процесса, конечно, является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять» [6, 317].
Развертыванию проблемного вопроса через ряд «сопутствующих» в проблемную ситуацию способствует личная заинтересованность учеников поднятой проблемой. Вот, например, можно использовать такой проблемный вопрос, с которым учащихся можно ознакомить раньше, или, учитывая специфику класса, поставить его на уроке:
Какую суть вкладывает автор в название памфлета? Почему, по вашему мнению, Багряный выбрал именно такое название?
· Какие положения памфлета «Почему я не хочу возвращаться в СССР?» импонируют вашей позиции относительно тогдашнего режима? Воспользовавшись воспоминаниями своих близких, примерами литературного процесса, скажите, какой была антинародная политика Сталина.
· Актуальные размышления И. Багряного сегодня? Как вы считаете, почему это произведение сохраняет свою актуальность до наших времен, ведь многое изменилось?
· Как главная мысль этого публицистического произведения перекликается с произведениями самого автора, с произведениями его современников, в частности «Дневником» О. Довженко, статьей В. Самчука «Народ или чернь»?
Таким образом, дети учатся мыслить, у них формируются собственные суждения и убеждения, свое видение жизни с позиций общечеловеческого, вечного, нетленного. Во время проведения такого урока невозможно избежать острого эмоционального момента в отношении таких строк памфлета, которые выразительно прочитает кто-то из учеников:
«Украинский народ в этой страшной трагедии был доведен до людоедства, до высшей степени человеческой трагедии. Обезумевшие от голода матери съедали своих детей...
Вы, матери всего мира, можете ли представить себе такое состояние и такой режим, когда бы вы могли съесть собственного ребенка? Нет!» Вы не можете даже понять, ни в это поверить!
А это было в Украине в 1933 году. Ведь вы не думаете, что наши матери, наши жены и сестры из племени ботокудов, бушменов, или других диких племен Африки?
Наши матери и сестры из одного благородного славянского племени, с Украины, и они такие же благородные и предобрі, как матери и девушки Италии или Франции, или Англии. Но... до той степени трагизма они были доведены большевизмом». [1,467]
Читая этот эпизод, старшеклассники вспомнят подобные отрывки из произведений «Мария». Самчука, «Желтый князь» В. Барки и других. И это является позитивом, поскольку «география» тема созвучна теме предыдущих или последующих уроков литературы.
Чтобы лучше и эффективнее усвоить содержание памфлета, можно предложить учащимся составить цитатний план или записать в тетради тезисы этого публицистического произведения. Такая работа поможет концентрировать мысли одиннадцатиклассников, их чувства и убеждения, побуждает к размышлениям о прошлом нашего Отечества, к осознанию трагической и болезненной правды.
Учитывая возрастные особенности школьников и своеобразие восприятия старшеклассниками произведений публицистических жанров, словесник может охватить как можно больше проблем, освещенных памфлетом «Почему я не хочу возвращаться в СССР?». В этом лучше всего поможет дискуссия на предложенные темы, где учащиеся свободно выражают и защищают свое понимание, формируют идейную убежденность и непримиримость ко всему чужому и фальшивого, но не обязательно приходят к единодушному мнению:
- Кто он - современный патриот?
СССР был тюрьмой или раем для советского народа?
Дискуссия требует иметь собственную точку зрения, уметь отстоять свои взгляды, ведь сама атмосфера дискуссии призвана найти истину в проблеме, которая волнует ее участников. В то же время учитель должен отметить, что И. Багряный - это человек, который безгранично любил свою землю, свой народ, чувствовала себя его частью, его кровинкой, болела его болью, мучилась его муками и не могла существовать вне этой болью. Он был писателем-патриотом, который не мог молчать, хотел своим острым словом повлиять на ситуацию, за это преследовался. И не он один...
Сколько их было в истории нашего народа - тех, что не умели молчать, подвергшимся травли и уничтожения за любовь к своему народу, к своей Украины: Александр Олесь и Олег Ольжич, Николай Хвылевой, Николай Кулиш, Евгений Маланюк и Елена Телига, Иван Багряный и Лесь Кур-бас, Василий Симоненко и Василий Стус... Список этот можно продолжать и продолжать.
Это цвет нации, ее трагическая и скорбная душа. их судьбы стучат в наши сердца и ставят нас перед выбором: быть или не быть? Пойти за свой народ на плаху или отказаться от понятий человеческого достоинства и национального сознания, стать слепыми исполнителями чьей-то глубокой свободы, покорными рабами? [6, 5]
Домашним заданием этого урока может быть дооформление цитатного плана или тезисов, работу над которым начали в классе, написание сочинения-размышления на тему: «Моя гражданская позиция».
Соглашаясь с мнением В. Г. Полищука, что подготовка к занятию по публицистическими материалами - очень ответственная и важная для словесника, подчеркнем ответственности учителя за тысячи мыслей, мировоззренческих позиций юношей и девушек, которые нужно направить в гуманное, чистое русло. Разумеется, важно подобрать нужный материал и организовать его прочтения и понимания учениками, но не менее важно учителю позаботиться о собственную компетентность, осведомленность с обсуждаемой проблемой, какие бы общественные аспекты она не содержала в себе [5, 41].
Публицистика предполагает большую цель, своего рода сверхзадача. Сегодня за партами сидит поколение, которому вскоре брать на свои плечи нелегкое бремя общественной жизни. И чем раньше проснется в их сердцах чувство ответственности за судьбу будущего, необходимость правильно оценивать политическую ситуацию, быть социально сознательными, тем справедливее, честнее, гуманнее будет наше общество...
Литература
1. И. Багровый. Верю! Хрестоматия. Чикаго-Харьков, 2001.
2. Н. Белоус. Изучение романа И. Багряного «Тигроловы» на фоне исторических событий и явлений с применением интерактивных методов обучения// Украинская литература в общеобразовательной школе № 1, 2006.)
3. Волошина Н. И., Бандура А. М. Программы для общеобразовательных учебных заведений с украинским и русским языками обучения: Украинская литература 5-11 классы. - Киев: Школьный мир, 2001
3. И. Дзюба. Публицистика Ивана Багряного// Современность. - 1992. - № 4,- С.64-70
4. В. Г. Щоліщук. Публицистика на уроках литературы// УМЛШ. - 1991. - №5. - с.36-42
5. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 1999.
6. Г. Чумак. Два варианта одного урока. (Методические рекомендации к изучению публицистической статьи В. Самчука «Народ или чернь?»)// Украинская литература в общеобразовательной школе.
- 2000. - № б.с.2-5
|
|