Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Интерактивные формы работы с видео фрагментами (мини-экранизациями)

Т. Бабийчук,

преподаватель Бердичевского педагогического колледжа

Житомирская обл.

В Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века») отмечается, что «Украина признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества» [1: 9].

В соответствии до этого в Национальной доктрине развития образования главными направлениями государственной политики является личностная ориентация образования; постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса [3: 81]; внедрение образовательных инноваций [3: 82].

Как известно, развитие подрастающей личности не сводится только к накоплению ею знаний, умений и навыков; а предполагает перестройку, систематизацию, обобщение усвоенного индивидом.

«Следует искать новые формы тренировки мозга, изложения и передачи знаний» - размышлял академик А. Несмеянов [6: 6]. Источником таких новых форм, по нашему мнению, является видеофрагменты (мини-экранизации).

Известный дидакт М. Жинкін в свое время замечал, что очень часто после демонстрации учебного кино нет обратной связи, то есть кино программируют интеллектуальную и двигательную пассивность студентов [2:17]. Именно поэтому мы предлагаем по видеофрагментами (в/ф) как разновидностью учебного кино такие виды работ, которые бы невозможным пассивность, наоборот, способствовали высокой активности студентов.

Мудрость древних китайцев гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Позволь мне действовать - и я научусь».

Опыт нашей работы убеждает, что в/ф дают сильный толчок к внедрению таких интерактивных методов коллективной учебной деятельности, как «микрофон»; незаконченные предложения; работа в парах; работа в малых группах; метод «ПРЕСС»; дискуссия; ролевые игры; «мозговой штурм»; «карусель»; «аквариум»; «броуновское движение»; «ажурная пила»; анализ ситуации; решение проблем; займи позицию и т.д.

Заметим, что на занятиях по литературе с использованием в/ф отдельные из этих методов имеют незначительную частоту использования («карусель», «аквариум», «броуновское движение», «ажурная пила»), довольно часто используются такие приемы, как работа в парах и малых группах, «микрофон», «незаконченное предложение», «ПРЕСС», ролевые игры, дискуссии. На современных занятиях по литературе, на наш взгляд, должны преобладать коллективные формы работы. Еще Л. Выготский утверждал, что в сотрудничестве ребенок может сделать больше, чем самостоятельно [4]. Остановимся на отдельных из названных методов.

Методы «Микрофон» и «Незаконченное предложение»

Преподаватель начинает предложение и предлагает студентам закончить его. Каждый участник, получив воображаемый микрофон (ручку, карандаш), свое выступление начинает из предложенного предложения. Говорит только тот, у кого микрофон. Продолжительность ответа - не более одной минуты. Ответа сразу не комментируются преподавателем [5:45].

Образец использование методов «Микрофон» и «Незаконченное предложение» на занятии с в/ф

В ходе анализа киноповести А. Довженко «Украина в огне» демонстрируем в/ф. После просмотра предлагаем закончить предложение: «Украина в огне - это...»

Ориентировочные ответы:

• ...правдивая, честная рассказ о трагедии украинского народа во времена Второй мировой войны.

• ...смелое слово о причинах отступления советских войск и массовое дезертирство, о несостоятельности офицерских кадров и высшего командования, о страшных последствия ленинско-сталинской теории «классовой борьбы».

• ...летопись страдництва нашего народа.

• ...причитания за миллионами уничтоженных соотечественников.

• ...дума о героизме славных сынов и дочерей Украины.

• ...гневное обвинение тоталитаризма в геноциде украинского народа.

• ...волнующее произведение, которое не оставляет никого из читателей равнодушными, вызывает печаль и сострадание, любовь и гнев, размышления и веру.

• ...гимн украинцам - борцам против фашизма.

• ...високопатріотичний произведение, которое учит знать и любить Украину, защищать ее, бороться за нее и верить в нее, работать в ее имя.

• ...произведение глубоко актуален. Он нужен сегодня всем - и президентам и министрам, и депутатам, и бизнесменам, и юристам, и журналистам, одно слово - всем.

• ...кровавый боль, незаживающая рана в душе Александра Довженко.

Работа в парах

Работу в парах практикуют на любом этапе занятия. Получив задание, студенты активно сотрудничают в течение заранее определенного времени (до трех-пяти минут). Участник обменивается с партнером мнениями, чтобы потом их озвучить перед аудиторией. По окончании времени озвучиваются результаты работы [5:34-35]. Среди задачи: обсудить вопросы, взять интервью, разработать план, сравнить, отрицать друг друга и т.д.

Образец использование метода «Работа в парах» на занятии с в/ф

На занятии, где рассматривается проза М. Волнового, актуализируем опорные знания. После просмотра в/ф «Кот в сапогах» предлагаем одному участнику быть корреспондентом, другом - писателем. «Корреспонденты» задают вопросы (биография и творческий путь М. Волнового) «писателям». Ориентировочные вопросы:

• Почему М. Волновой выбрал именно такой псевдоним?

Это случайно или закономерно?

• Каким писателем был М. Волновой?

(Ориентировочные ответы: талантливым, честным, смелым, дальновидным).

• В чем трагедия М. Волнового?

• Есть ли необходимость сегодня вспоминать об этом трагедию?

• Говорят, что настоящее произведение искусства не боится испытания временем. Актуальна ли новелла «Кот в сапогах»?

Заметим, что в данном случае метод «работа в парах» органично сочетается с методом «ролевые игры». Метод «ПРЕСС»

Этот метод используется при обсуждении дискуссионных вопросов, когда надо занять и четко аргумента-вать определенную позицию по проблеме, которая обсуждается. Метод обучает студентов вырабатывать и формировать аргументы, высказывать мнения по дискуссионному вопросу в выразительной и краткой форме, убеждать других.

Студенты высказывают свое мнение (начинают словами: Я считаю, что...). Объясняется причина появления этой мысли, то есть на чем основываются доказательства (... потому что...). Приводятся примеры, дополнительные аргументы в поддержку собственной позиции (... например...). Обобщается мнение (... итак..., таким образом...) [5].

Образец применение метода « ПРЕСС» на занятии с в/ф

Подытоживая работу по драматической поэме «Боярыня», предлагаем студентам посмотреть в/ф, а после демонстрации ответить на вопрос: «Кто в «Боярыне» переживает трагедию?»

Ориентировочные ответы:

1. Я считаю, что болезненно переживает трагедию Оксана, потому что она, национально сознательная украинка, в прошлом активная братчиця, теперь, во время вооруженного соревнования, ничем не может помочь своей Родине. Так, например, мы видели, как прямо на наших глазах угасает молодая боярыня. Это сцена, когда Степан запрещает ей посылать на Украину деньги с собственного приданого, а не с его, Степана, карманы; запрещает даже обізватися письмом к родным. Итак, трагедия Оксаны в понимании собственной бездеятельности в время, когда его помощь так необходима Украине.

2. Я считаю, что трагедию переживает Оксана, ведь она полностью разочаровалась в своем мужчине, которого любила. Так, например, она является свидетелем бездействия, безволии, трусости Степана, его молчаливого предательства Украины (Степан рассказывает Оксане, как он унижается перед царем, став одним из многих придворных шутов; как он боится царской опалу, как ему повсюду мерещатся пытки за непослушание). Оксана с ужасом осознает, что Степан не только на сможет служить Украине, а и то, что Степан никогда Отечестве и не служил. «Чистые руки» Степана стали для Оксаны постоянным укором. Оксана не может покинуть своего мужа, потому что клялась ему, но жить с ним, не имея никакой светлой надежды на будущее, тоже не может. Итак, трагедия Оксаны - в осознании собственной неспособности изменить Степана, сделать его патриотом Украины.

3. Я считаю, что трагедию переживает Степан, потому что он осознает свою никчемность, свое рабское, унизительное положение при дворе российского императора, однако стать таким независимым, как отец, никогда не сможет. Так, например, он жалуется, что за ним в Киеве постоянно следят московские бояре, не отпускают никуда одного; он ужасается покинуть службу в царя, потому что тогда - неминуемая расправа. Он хорошо знает свое приспособленчество, предотвращение, поэтому и не хочет второй раз встречаться с Яхненком. Итак, трагедия Степана - в понимании своей ничтожности и несостоятельности честно, с достоинством, выполнять свою миссию - полпреда Украины в Москве.

4. Я считаю, что трагедию переживает Иван Перебойный, потому что он, настоящий украинский патриот, понимает, что таких, как он, к сожалению, мало (деятельных, способных с оружием в руках бороться за независимость Украине). Но Иван не сидит на «печи» ( это по В.Самійленком). Так, например, Иван поднимает соотечественников на протест против произвола Москвы, сам борется со оружием, тяжело переживает поражение, ведь восстание, на которое возлагал большие надежды, было жестоко подавлено, пролились реки крови. Трагедия Ивана, таким образом, в понимании анемічності украинцев, в отсутствии у соотечественников силы, решимости, согласия, государственнического мышления.

5. Я считаю, что самую большую трагедию (в который раз! однако, к сожалению, не в последний раз!) переживает Украина, потому что она разобщена. Так, например, даже во время вооруженного выступления против Москвы поднялись на защиту попранных прав Украины лишь единицы. В других были «уважительные» причины стоять поодаль. Итак, нам, как говорил Шевченко, надо у Бога просить согласия и единства:

А всем нам вместе на земле

Единомыслие подай

И братолюбіє пошли!

Дискуссия

Дискуссия дает прекрасную возможность выявить различные позиции по определенной проблеме или с спорного вопроса. В аудитории следует создать атмосферу доверия и взаимоуважения. Студенты вспоминают правила культуры ведения дискуссии. Преподаватель заранее предлагает тему и план дискуссии; студенты готовятся самостоятельно, работая с дополнительной литературой. После окончания дискуссии делают обобщения, подводятся итоги [5: 72-73; 143].

Образец проведение дискуссии на занятии с в/ф

Тема занятия: Проза Ивана Франко

Опережающее задание: прочитать на выбор одну из трех повестей («Для домашнего очага», «Лель и Полель», «Основы общества»), быть готовым к дискуссии.

Студенты образуют три группы. Каждая группа участвует в мини-диспуте. Пока одна группа работает, две других внимательно наблюдают за этой работой, в конце занятия оценивают компетентность и активность каждого участника.

Диспут начинается после демонстрации в/ф, созданного на материале определенной повести. Такая демонстрация делает ярче, понятнее, эмоциональнее сам диспут, настраивает на труд, создает соответствующий фон, формирует определенное настроение, помогает студентам, которые не читали произведение, получить представление о нем.

Вопрос диспута по повести «Для домашнего очага»:

• Что такое преступление?

• Было ли преступление (по повести)?

• Кто виноват в трагедии? Обоснуйте.

• Мог ли быть другой выход в Анеле, в Антося?

• Самоубийство - это поступок сильного или слабого человека?

• Сильная Анеля?

• Стало самоубийство Анели счастливым поворотом в судьбе других персонажей?

• Нужно проводить параллель с современностью?

Вопрос диспута по повести «Лель и Полель»:

• Почему так по-разному складываются судьбы Леля и Полеля?

• Каких испытаний не выдерживает Игнат? Почему? Кто в этом виноват?

• Остается Влад верным клятве, данной в детстве?

• Любил Игнат Калинович Регину? А Влад?

• Можно ли ради любви идти на измену? Если да, то на какую и когда, с какой целью? Если нет, то почему?

Вопрос диспута по повести «Основы общественности»:

• Есть ли у Нестора Деревацького родительские чувства к Адася?

• Прав ли Нестор Деревацький, когда в такую трудную для Адася минуту отказывает сыну в материальной поддержке?

• Можно Олимпию Кредиторскую назвать настоящей матерью?

• Можно ли оправдать Адася?

• Был у каждого из героев выбор?

• А как бы вы развязали этот узел?

Ролевые игры

Ролевые игры имитируют реальность путем проживания ситуации в роли, предоставляют возможность действовать «как на самом деле». Студент должен четко придерживаться своей роли, пытаться слушать партнеров; не комментировать деятельность других, находясь в роли; выйти из роли по окончании сцены; принять участие в ее анализе.

Преподаватель распределяет роли, дает время на их обдумывание. После окончания игры проводится тщательный и углубленный анализ участниками и наблюдателями увиденного и услышанного.

Желательно, чтобы каждый участник ответил на вопрос:

• Как вы себя чувствовали в той или иной роли?

• Что нравилось во время игры, а что - нет?

• Как повлияет роль на вашу дальнейшую жизнь? [5: 62 - 63; 142]

Образец проведение ролевой игры на занятии с в/ф

Тема занятия: «Кайдашева семья» Ивана Нечуя-Левицкого

Задачи: ответить на вопрос, вжившись в образы Кайдашей и Кайдашенков.

Кайдашеві:

• Почему вы, такой богомольный, постоянно заходите в кабак?

Кайдашисі:

• Почему вы так не любите своих невесток? Карпу:

• Могли бы вы прекратить семейные передряги? Лаврінові:

• Почему вы так изменились? Мотри:

• Чем вы похожи на Кайдашиху? Мелашці:

• Как вам удалось ужиться со свекровью?

«Мозговой штурм»

Цель «мозгового штурма» в том, чтобы собрать как можно больше идей от всех учащихся в течение ограниченного времени по решению проблемы. «Мозговой штурм» побуждает учащихся проявлять творчество, дает возможность свободно высказывать свои мысли.

Назвав проблему, преподаватель предлагает ученикам высказать идеи, комментарии и т.д.

Все предложения записываются на доске или на большом листе бумаги без замечаний, вопросов; количество идей поощряется, идеи могут углубляться или меняться. [5:46-47].

Образец проведение «мозгового штурма» на занятии с в/ф

После демонстрации в/ф, созданного на материале романа «Разве ревут волы, как ясли полные?», преподаватель выносит на обсуждение вопрос: Почему Цепкая стал пропащим силой? Кто в этом виноват? Докажите.

Бесспорно, большинство студентов склонны считать, что в этом виновато общество, или виноват сам Цепкая.

Однако, по мнению отдельных студентов, эй другие причины.

В результате совместных поисков составляется таблица.

Заметим, что на каждое доказательство у студентов были аргументированные возражения. Например, обороняя Мотрю, студенты подчеркивали, что она горько работала (а на работу ходила за тридевять земель, потому что в Песках ее никто не нанимал). Ночью она шла на работу, ночью приходила с работы, не было отдыха, а тут еще и Цепкая со своими вопросами, со своим притязаниям хлеба. Женщина не сдерживалась, кричала, била сына. Студенты, которые считали Мотрю виновной в падении Корточках, замечали, что мать - это почетный и тяжелый долг, что слепая Мотрина любовь к сыну не помогла ему в жизни.

Кто виноват

В чем вина

1

Общество, построенное на лжи

У Чипки несправедливо отбирают землю; бездоказательно выгоняют из земства

2

Безвольный, хоть и силен физически Цепкая

Цепкая преступает заповеди «Не убий»; «Не укради»; «Почитай отца своего и мать свою»; он теряет святые души, для него не существует «табу», он становится разбойником, грабителем

3

Ледачкувата, недалекая мать Чипки - Мотря

Мать посеяла в Чіпчиному сердце зерна жестокости (била его); она не понимала Цепкую, не занималась его воспитанием, не приучала его к труду

4

Непорядочный и мстительный отец - Иван Вареник

Отец передал в генетическое наследство сыну непостоянство, пренебрежение народной моралью

5

Товарищи - пьяницы, лентяи (Бревно, Мотня, Крыса), завистники (Грицко)

Бревно, Мотня, Крыса подводили Цепкую на зло. Гриша только радовался, когда Цепкая раз спотыкался

6

Нервозная и непоследовательная в борьбе за мужа жена Чіпчина Галя

У Гали не было детей. Галя не до конца боролась за Цепкую. Она постоянно плакала, поучала Цепкую. Это озлоблювало мужа

7

Неравнодушные односельчане

Видели, как погибает Цепкая, однако не помогли ему, хотя он не раз защищал общество

8

Максим Гудзь

Дал возможность Чепцы «легко» зарабатывать большие деньги

Так метод «мозговой штурм», как видим, перерастает в дискуссию. Непременное условие: разворачиваем дискуссию после того, как полностью завершится предыдущая работа - называние причин, которые побудили Цепкую стать разбойником.

Следовательно, видеофрагменты - эффективный развивающий средство обучения на занятии с использованием интерактивных технологий.

Литература

1. Государственная национальная программа «Образование» («Украина XXI века»)// Книга руководителя учебно-воспитательного заведения: Справочно-методическое издание /Сост. Б. М. Терещук, В. В. Скиба. - Харьков: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2005. - С.40-57.

2. Жинкин Н. Ы. О целях и задачах программированного обучения. - М.: Знание, 1968. - 24 с.

3. Национальная доктрина развития образования // Книга руководителя учебно-воспитательного заведения: Справочно-методическое издание /Сост. Б. М. Терещук, В. В. Скиба. - Харьков: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2005. - С 80-94.

4. Образовательные технологии: Учеб. метод, пособ. / Пехота О. М., Киктенко А. С., ЛюбарськаО. М. и др.; Зазаг. ред. О. М. Пехоты. - К.;А.С.К., 2001, -256 с.

5. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. - К.: Издательство А.С.К., 2004. - 192с.

6. Толль Бы. X. Принципы построения учебного кинофильма.-Л., 1959.- 44 с.