Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Профессор-государственник Михаил Сергеевич Грушевский

Я. Голобородько,

доктор филологических наук

Херсон



Украинская действительность на протяжении длительного времени складывалась и развивалась так, что она как будто готовила и предполагала появление универсалов, которые могли бы заниматься самыми разнообразными общественными и общественными сферами. Она требовала титанов, которые могли бы охватить, сдвинуть, поднять безмерно широкий спектр соціумних вопросов, проблем, аспектов. Она неоднократно требовала фигур, которые сами становились историей. Или по крайней мере ее величественным и увековеченным национальным символом.

Именно такой личностью и был Михаил Сергеевич Грушевский - выдающийся украинский историк и историограф, организатор науки, археограф, педагог и теоретик педагогики, социолог, этнограф, публицист, литературовед, фольклорист, писатель, критик, издатель, редактор, культуролог, просветитель, политолог, государственный и политический деятель и, наконец, первый президент УНР.

Михаил Грушевский оставил довольно основательную «Автобиографию", видрукувану «как рукопись" в Киеве 1926 года, что позволяет с наибольшей точностью воссоздать и проследить ведущие вехи, направления его духовного, научного и соціополітичного развития. «Автобиография» - это своеобразный роман-конспект его жизни, доведенный до середины 20-х годов XX века и отражающий напряжение развития национальной аксиологии в Украине.

В этом автобиографическом мини-романе он отмечал, что «рожденный 17 сентября ст. ст. 1866 г., в Холме, где отец был тогда (очень кратко) учителем «греко-уніятської» гимназии» (во всех цитаціях сохраняются особенности его стиля и правописания. - Я.Г.). Михаил Грушевский с предметной конкретностью выложил географию первых жизненных лет, подчеркивая, что, где бы он не находился и в каком бы окружении не находился, практически постоянно ощущал в себе и вокруг себя, прежде всего благодаря фигуры отца, наличие «украинского фактора». Далее в «Автобиографии» он повістував: «Рос на Кавказе, куда отец перешел в 1869 г.: в Ставрополе (1870 - 8), затем Владикавказе, изредка звідуючи Украину. Однако, под влиянием рассказов отца, что спрятал теплое привязку к всего украинского - языка, песни, традиции, во мне рано збудилося и усвідомилося национальное украинское чувство, піддержуване книгами, теми редкими поездками на Украину, что рисовалась поэтому в ареоле далекой отчизны, и контрастом чужоплеменної и чужомовної «чужбины».

Вступив 1880 года в Тифлисской гимназии, Михаил начинает знакомиться с украинской литературой, прежде всего исторической, и зачитывается произведениями М. Костомарова, П. Кулиша, М. Максимовича, А. Метлинського, А. Скальковского. Большое значение для становления историко-культурных и национальных интересов. Грушевского, по его воспоминаниям, имел журнал «Киевская старина», и в «Автобиографии» он признается, что его самой заветной «мечтой в тех временах становится сделаться со временем украинским литератором, издателем и ученым». Постепенно среди палитры интересов-запросов мыслящего и жаждущего знаний ученика выделяются две доминанты - литература и история.

Первые литературные произведения Михаила Грушевского, ими стали стихи и небольшие прозаические формы, приходящихся на тифлисский период. в 1884 году он направил свои юношеские «пробы пера» знаменитому на то время І.Нечуєві-Левицкому, который его поддержал и при содействии которого летом 1885 года в газете «Дело» был напечатан первый рассказ М. Грушевского под названием «Бех-аль-Джугур». Художественную деятельность он не прекращал на протяжении почти всей сознательной жизни, периодически друкуючись в альманахах «Степь», журналах «Литературно-научный вестник», «Заря», «Луч», в газете «Деревня» и др. Грушевский был заметным участником литературного процесса и за свою жизнь выпустил в свет прозаические сборники «Рассказы» (1904), «Subdivo» («Против неба», 1918), «Из старых карт» (1918), «Под звездами» (1928), написал драматические произведения «Хмельницкий в Переяславе» (1917) и «Ярослав Осмомысл» (1917).

В течение 1886-1890 годов Михаил Грушевский учился на филологическом факультете Киевского университета святого Владимира. Он возлагал огромные надежды на университетскую ауру, университетский дух, стиль, уровень, однако его романтические надежды в этом смысле не оправдались. Университетская действительность не оставила в его душе и сознании слишком приятных воспоминаний, и будущий ученый-политик оценивал ее достаточно критически, отмечая отсутствие основательности в тогдашнем высшем образовании и того, что ныне зовется «свободой слова». В этом русле он выделял то, что было «на первый план выдвинуты классическую филологию, все остальное запхано на второй план, обкраєно и ограничено общими курсами; си выложи не много могли дать по том, что приносил с собой хорошо развитый и обчитаний в какой-то специальности гімназіст. Семинарии поставлени были необычайно слабо. Система преследований за всякой свободнее мыслью со стороны правительства и собственных черносотенцев вытворяла душную атмосферу».

Определяющее влияние на М. Грушевского в этот период имел профессор-историк. Антонович, которого он назвал «самым большим украшением тогдашней украинской науки». Именно под его руководством Грушевский начинает систематические исторические студии, темы и направления которых нередко подсказывал Антонович. Среди первых работ молодого историка - исследование «Южнорусские господарские замки в половине XVI века. Историко-статистический очерк», которое он впоследствии считал своей первой научной работой, которая достойна внимания. На тре-9 тьем курсе обучения Михаил Грушевский начинает заниматься проблемой «История Киевской Земли от смерти Ярослава (Мудрого) до конца XIV века», за которую получил золотую медаль. Его научное рост и успехи были такими, что он «был сопоставлен при университете профессорским стипендистом по кафедре русской истории» («Автобиография»). В. Смолий и П. Сохань в передней статьи к одному из переизданий «Иллюстрированной истории Украины» отмечают, что «в течение четырех лет Г. С Грушевский работал над исследованием «Барское староство», которую успешно защитил в мае 1894 г. как магистерскую диссертацию».

С 1894 года начинается новая веха его карьеры, обусловлена тем, что «царским рескриптом» была основана на львовским университете кафедра «всемирной истории с специальном оглядкой на историю Восточной Европы» (хотя изначально предполагалось создание кафедры украинской истории. - Я.Г.) ..., и тогда же на сию кафедру именуемый меня (официяльну предложение было сделано год раньше», как отмечал Михаил Грушевский в уже цитированной автобиографии. С переездом во Львов молодой магистр связывал немалые надежды, однако львовская культурная действительность оказалась не такой развитой и оформленной, как он на это рассчитывал.

Чувствовалось отсутствие лидера-личности, который бы возложил на себя полномочия «мыслительного центра», «интеллектуального источника» организационной и научно-просветительской деятельности. Не хватало квалифицированных работников-исполнителей, а вместе с ними и научных материалов, исследований, изысканий, которыми можно было бы наполнять профессиональные издания. Не хватало и единомышленников, не хватало участия в научных проектах ученых из Восточной и Центральной Украины, которые практически не поддерживали издательские, исследовательские замыслы Михаила Грушевского. И он стал рассчитывать на собственные организаторский талант и научно-литературный потенциал, фактически действуя по принципу: если обстоятельства не способствуют делу, надо сделать так, чтобы дело стало выше обстоятельств. И именно поэтому этот период, наконец, выдался на редкость удачным для молодого ученого, который оказался перед задачей и необходимостью существенного подъема развития исторической науки и украинского национального самосознания в Западной Украине.

Заняв в Львове кафедру, Михаил Грушевский семь семестров подряд, с 1894 до 1897 года, преподавал общий курс истории Украины, популяризировал украиноведческие студии, прилагал усилия к объединению сторонников национальной идеи. Он был среди основателей национально-демократической партии Галиции, что в программных целях ставила перед собой достаточно радикальные задачи. Переезд Грушевского до нового места работы стал вполне знаковым событием, поскольку продемонстрировал масштаб и осяги его натуры - ярко багатоталановитої, феноменально трудолюбивой, самоотверженно целенаправленной и неисчерпаемо энергичной. В.смолий и П. Сохань так охарактеризовали очередной этап его развития, который пришелся на 1894 год и деятельность в львовском университете: «с тех Пор в течение 19 лет (до 1913 г.) деятельность М. С Грушевского связана с этим университетом, научным и общественно-политической жизнью Львова и Галичины. Это был чрезвычайно плодотворный период его научной, научно-организационной и педагогической деятельности. В течение указанного периода он подготовил и прочитал курсы университетских лекций по истории Украины, на основе которых позже развернул многотомную монументальный труд «История Украины-Руси»... Одновременно с подготовкой к публикации трудов он занимался такими вопросами, как основания музеев, создание научных комиссий, сбор источников с исторически-культурного наследия Украины, обогащение фондов библиотек и т.д.».

Едва ли не важнейшей нишей для Михаила Грушевского стало его участие в Научном обществе имени Шевченко. Сначала он был председателем его историко-философской секции, в течение 1895-1914 лет возглавлял археографическую комиссию НОШ, а в течение 1897-1913 лет председательствовал в этом Обществе. Будучи ученым с широкими общественно-общественными интересами, он выступал за налаживание издательского дела и распространения печатной продукции, усматривая в этом способ привлечения к украинской дела различных слоев населения. Ради этого Михаил Грушевский организовал систематическое и достаточно частотное издание «Записок Научного общества имени Шевченко», придав им статус авторитетного фактора духовной жизни. Как подчеркивали В. Смолий и П. Сохань, «под его редакцией в течение 1895-1913 гг. было издано 110 томов этого универсального украиноведческого научного журнала, страницы которого предоставлялись историкам, литературоведам, фольклористам, языковедам и другим специалистам». Кроме этого, он редактировал тома «Этнографического сборника», других украиноведческих изданий. По его инициативе весной 1899 года было создано «Украинско-русскую издательскую союз», специализировавшейся на издании популярных и художественных книг, которые способствовали развитию национальной культуры и самосознания.

В конце 1897 года Михаил Грушевский инициировал реформирование иллюстрированного еженедельника «Заря» в новый журнал под эгидой издания НОШ, и в 1898 году появился «Литературно-научный вестник» - едва ли не самый интересный и самый сильный украинский журнал помежів'я XIX-XX веков, стал емблематичним изданием, которое утверждала национальные ценности и приоритеты. К руководству журналом М. Грушевский, который был главным редактором, привлек ведущих культурных деятелей, и в состав редколлегии в львовский период существования «ЛНВ» входили еще И. Франко, О. Маковей и О. Борковский, а впоследствии взамен двух последних до редакции было введено В. Гнатюка. И хотя, как отмечается в «Літературознавчому словаре-справочнике» (К., 1997), «фактически основную роль в формировании издания, выработке и реализации его программы, в сплочении авторов, в редактировании материалов журнала львовского периода сыграл Франко», это не умаляет значения М. Грушевского в жизни этого журнала, особенно если учесть, что «главный бремя редакционного труда в киевский период «Литературно-научного вестника» лег на плечи М. Грушевского, который опубликовал на его страницах десятки художественных произведений, научных и публицистических трудов, рецензий».

Этот престижный и авторитетный журнал выходил до начала Первой мировой войны, когда на фоне усиления монархических настроений властью его было запрещено. Стоит добавить, что после февральских революционных событий 1917 года издание «Литературно-научного вестника» было возобновлено, и в этот раз его редактором стал брат ученого и политика - Александр Грушевский, украинский историк, этнограф, фольклорист, литературовед и педагог, который был членом Центральной Рады. «ЛНВ», по концептуальным направлением О.Грушевського, существовал в формате одного из ведущих изданий УНР, отстаивал идею украинской государственности, распространял достижения национальной культуры.

Украиноведческая и «проукраинская» деятельность Михаила Грушевского в галицком ментально-культурном социуме, где исторически ощутимыми, а то и определяющими были польские влияния и факторы, неоднократно подвергалась критических, резких оценок и откровенных нападок, осуждений, что иногда набирали достаточно острых и резких форм. Грушевскому приходилось бороться не только за «украинский вопрос» (здесь использовано его любимую формулу) и украинскую национальную дело, но и против тех, кто становился к нему в непримиримую и упорную оппозицию, требуя даже расправы над известным ученым.

В «Автобиографии», размышляя над этим периодом жизни, он приводит такие факты и свидетельства: «В польских кругах положение мое в университетской деле, близость к украинской университетской молодежи и решительность, с которой я проводил идею национальной рівноправности украинского элемента с польским (и российским), навлекли на меня особенно сильные атаки во время борьбы за университет 1901 - 3 pp., когда польские националисты осыпали меня разными інсінуаціями в уличній прессе, жаждали устранения из университета, отдача под суд и др.». Под углом зрения дальнейшей судьбы Михаила Грушевского симптоматичным выглядит тот факт, что в это время он ставит свою подпись под политическим манифестом, в котором стратегической целью национальных действий провозглашалась самостоятельность Украины. Оставаясь прежде всего ученым, он своими шагами заявлял о себе как о политике.

Обострение ситуации вокруг Михаила Грушевского свидетельствовало главное: он становился все более заметной и харизматичной фигурой, с которой нельзя было не считаться. Его известность и популярность очевидно выходили за пределы Галиции, Украины. Он был одним из ведущих специалистов в области истории Украины, исторические аспекты совмещал с проблемами культурно-политическими. в 1899 году, накануне археологического съезда в Киеве, он затронул проблему о возможности выступлений на нем на украинском языке. А в 1903 году на приглашение Свободной русской школы в Париже он прочитал курс лекций, посвященный вопросам истории Украины. Одним из результатов его лекционной деятельности в столице Франции стала книжка (на русском языке) под названием «Очерк истории украинского народа», что издавалась и переиздавалась 1904, 1906 и 1911 года и в которой с помощью научного инструментария варьировалась мысль о закономерности активизации украинского национального движения и фактически выкладывалась программа украинской автономии. Эта студия, кроме довольно широкого общественного резонанса, добавила эмоций, страстей полемике вокруг Михаила Грушевского как «предводителя украинского сепаратизма».

В период революционных событий 1905-1907 годов Михаил Грушевский выступает как публицист и общественный деятель, который занимается настоящим и перспективами Украины. Он стремится как можно глубже, охопніше почувствовать и понять украинскую действительность и с этой целью немало путешествует Левобережной, Слободской и Южной Украиной. В эти годы Грушевский пишет заметки и статьи, которые печатаются в прессе. Следствием этого стали публицистические сборники «Из бегущей волны. Статьи и заметки на темы дня 1905 - 1906 гг.» (К., 1906), «Украинство в России, его запросы и нужды» (СПб., 1906), «Освобождение России и украинский вопрос. Статьи и заметки» (СПб., 1907). Выступая в них за всестороннее развитие украинской культуры, языка, образования, он развивает и утверждает концепцию, что этого можно достичь при условии, если Украина будет иметь широкую автономию в составе России. Михаил Грушевский готовит российскую общественность, ее духовную и интеллектуальную элиту к необходимости взвешивать на новые потребности и запросы украинцев и украинства, к выводу о формировании нового качества взаимоотношений Украины и России. Именно этому была посвящена его новая работа «Про старые времена на Украине», вышедшая в 1907 году в Санкт-Петербурге.

С 1906 года Михаил Грушевский все теснее собственные научные и общественно-политические интересы связывает с Киевом. Он становится основателем и председателем Украинского научного общества, возник в Киеве весной 1907 года. В течение 1908-1913 лет редактирует «Записки Украинского научного общества», с 1914 года - журнал «Украина». Его деятельность этого периода, основываясь на научных принципах и концепциях, наполнялась не только очевидной национальной, но и государственнической направленности. Ученый и политик, историк и государственный деятель, публицист и строитель будущего государства - эти ипостаси все нероз'ємніше сочетались в его натуре, интересах, мироощущении.

В эти же напряженные времена Михаил Грушевский продолжает целенаправленную работу по написанию и печати своей фундаментальной, брендовой труда - «Истории Украины - Руси», вышедшая 10 томами в 13 книгах в период с 1898 по 1936 годы. Осознание этого замысла и проекта как своего главного призвания смысла собственного научной жизни, как историко-духовной необходимости для Украины пришло к нему еще в молодые годы. Излагая мотивы, которые привели к созданию этой эпохальной книги, он подчеркивал: «Написание сплошной истории Украины рано, еще в киевских временах, стало моей задушевной мыслью, до определенной степени вопросом чести своей и своего поколения, против того, что и виднейшие репрезентанты украинской историографии старшего поколения тогда еще считали это річею, для которой время еще не приспело, не хватает матеріялу, зистаються огромные пробелы и т.д.». Непосредственную подготовку к осуществлению своего научного намерения Грушевский начал в середине 90-х годов, когда, после плодотворной работы в архивах, выдал, начиная с 1895 года, четыре книги из серии «Жерела к истории Украины - Руси».

Сначала Михаил Грушевский предполагал написать и выпустить этот труд, по его словам, «в трех небольших томика». Однако, что является вполне закономерным для творческих замыслов, объем исторического материала и общий объем исследования значительно выросли, превратив его в многолетний и многотомный проект. В процессе работы над «Историей Украины-Руси» состоялась еще одна сущностная эволюция: эта работа вышла за рамки собственно исторической студии, приобретя черт и качеств синтезуючого мегадослідження, в котором обследовались политическая история, этнокультурные и духовные основы и реалии, специфика общественной и экономической жизни Украины. Книга Михаила Грушевского практически стала большой энциклопедией бытия украинского народа, выполняя научные, образовательные, просветительские и націєтворчі функции.

«Историю Украины - Руси» и ждали, и не ждали в тогдашнем культурно-интеллектуальном социуме. Когда в конце 1898 года был отпечатан первый том, значительная часть читательской аудитории восприняла это как событие нерядового веса, в то же время важные научные круги фактически проигнорировали его. «В Галичине начало сей Истории был принят с большим заинтересуванням, можно сказать, с ентузіязмом, - вспоминал в «Автобиографии» Грушевский. - Но на просьбу о допущении к России ответом было абсолютное запрещение. В научных кругах российских и польских книгу основательно замалчивались, как и вообще целую Историю; да и из украинских историков-спеціялістів никто не дал оценки или даже статьи о ней». Однако реакция официальных слоев общества не повлияла на намерения и моральное состояние ученого, который, «не считая на се,., вел с целым накалом начатое дело...».

Начиная с 1900 года, он обращается к немецких издателей с предложением печати «Истории Украины - Руси», надеюсь, в случае успеха, заманифестировать за рубежом наличие «украинского вопроса», «украинского дела» и научных интерпретаций украинского прошлого и таким образом повлиять на отношение к украиноведческих студий в России. Однако эти предложения не нашли поддержки у немецких издательских фирм. В то же время, работая над «главным научным» исследованиям, «задачей своей жизни», Грушевский продолжал готовить и печатать другие книги, причем не только исторического сорта. Среди них выделяются «Иллюстрированная история Украины» (1911), «О украинский язык и украинскую школу» (1912), «Начала гражданства» (1921), обозначены просветительской и просветительской миссией и создавались, как отмечал ученый и мыслитель, «для продвижения и развития родного народа». В этих трудах, что отмечаются популярным изложением и зорієнтованістю на сознание, как нынче принято говорить, рядового украинца, Михаил Грушевский сформулировал свой соціодуховний идеал - культурная, образованная и высокоразвитая украинская нация, которая занимает достойное место среди других европейских национальных сообществ.

Начало Первой мировой войны застало Михаила Грушевского на Гуцульщине, в Криворивне. Он хотел добраться до Киева или Львова, однако в условиях военных действий это оказалось нереальным. Тогда он уезжает в Вену, а потом через Италию и Румынию ему удается вернуться в Украину. Когда в середине ноября 1914 года ученый вместе с семьей приезжает в Киев, сразу был арестован и заключен в Лукьяновскую тюрьму. В феврале 1915 года было принято решение о его высылке в Сибирь. Но влиятельным петербургским друзьям ученого удается внести изменение в окончательное решение власти, и вместо Сибири его отправили в Симбирск.

На то время профессор Грушевский - это уже выдающаяся фигура в науке, авторитетный интеллектуал, моральный авторитет, и на его поддержку становятся коллеги. Следствием этого было то, что «по просьбе российской академии осенью» 1915 года Михаила Грушевского, о чем он указывал в «Автобиографии», были переведены в Казани, как города более подходящего к университетских занятий, а год позже в Москву, все под «явный надзор полиции». Находясь в Симбирске и Казани, он занимается научными студиями, работает над «Всемирной историей», в Москве же продолжает «Историю Украины - Руси», а также сотрудничает с редакцией «Украинской жизни , еженедельником «Луч», организовывает украинскую издательскую союз и научное общество.

После падения российской монархии Михаил Грушевский понимает, что пришло время новых исторических свершений для Украины. Он становится членом Украинской партии социалистов-революционеров, с программой которой связывает надежды на многоаспектное развитие национальных начал. 27 марта 1917 года возвра-щается в Киев, где еще за 10 дней до этого был избран Председателем Центральной Рады. Более года Грушевский активно занимается политической деятельностью, сосредоточившись на обосновании и формировании дер-государственных институций Украины. Одним из результатов этой деятельности стали его публицистические выступления, статьи. Он пишет многочисленные политические, политологические, публіцис-практические и научно-популярные материалы, которые печатались в изданиях «Новая рада» и «Народная воля». Среди этих трудов выделяются «Украинская Центральная Рада и ее Универсал», «Свободная Украина», «Какой мы хотим автономии и федерации», «Кто такие украинцы и чего они хотят», «Украина и Россия», «Переяславская условие с Москвой 1654 года. Статьи и тексты» (все - 1917).

В этих по-страстном полемических работах Михаил Грушевский отстаивал идею «нового строения жизни», высказывал необходимость федеративного устройства Российской республики», утверждал макротезу о том, что «широкая автономия Украины с государственными правами украинского народа в федеративнім связи - это программа данного момента, от которой не может быть уступок назад», высказывал убеждение, что «только творя сами автономию Украины, українізуючи или создавая новые органы местного самоуправления, в контакте и согласии с другими народностями, объединяя их общими учреждениями и венчая объединения автономным органом целой Украины.., мы докажем тем самым реальность, жизненність и полезность сего притязания».

В разделе «Поворота нет» (из труда «Свободная Украина. Статьи с последних дней») Михаил Грушевский говорит и о вероятности самостоятельной украинской государственности, подчеркивая, что «стало все более возрастать убеждение в неизбежной необходимости обеспечить украинскому народу государственное право: или Российской федерацией государства, а как нет, то полной независимостью Украины». И тут же акцентировано, энергично и уверенно добавлял: «Только государственность признавалась определенным залогом свободного политического и национального развития украинского народа. Это произошло и відстатися не может. От сего положения не может быть поворота назад, в пройденные стадии чисто культурного самоозначення или культурной автономии».

Приход к власти гетмана Павла Скоропадского заставил политика и ученого перейти на нелегальное положение. Для того чтобы избежать ареста, Грушевский живет по всем правилам конспирации, будучи готов до самого драматичного поворота событий. Вчерашний лидер и кумир становится персоной нон грата в Украине. Драматические условия жизни этого периода усложнялись и чрезвычайно тяжелым психологическим состоянием, в котором находился недавний первый президент УНР. «После гетманского переворота, - сообщал о себе Михаил Грушевский, - жил в Киеве инкогнито, часто меняя место пропитания и ища покоя от тяжелых переживаний в литературно-научном труде». В это время он пишет ряд частей «Всемирной истории», труда «Старинна история. Античный мир» и «Средние века Европы».

После падения гетманата Грушевский возвращается к активной общественной деятельности, однако не в политическом, а в научном и общественном руслах.

В начале февраля 1919 года Михаил Грушевский переезжает в Каменец-Подольский, где в то время находилась резиденция украинского политического руководства. Там он занимается преимущественно издательской и образовательно-педагогической деятельностью, редактировал газету «Голос Подолья» и работая над школьными учебниками по истории Украины. В конце марта профессор Грушевский отправился за границу в составе делегации украинских социалистов-революционеров для участия в конференции II Интернационала. Политическая ситуация в Украине разворачивалась таким образом, что он остался за границей, возглавив осенью 1919 года Украинский социологический институт.

На рубеже 10-х-20-х годов XX века Михаил Грушевский часто меняет место жительства, проживая в Праге, Берлине, Вене, Женеве, Париже. Он продолжает заниматься публицистической и научной работой, организует журналы «Europe orientale», «Боритесь поборете», «Наш флаг», в которых активно печатается. С 1922 года начинает систематическую работу по написанию своей главной литературоведческого труда, которой стала «История украинской литературы» (т. 1 - 5) и которая печаталась во Львове и Киеве в течение 1923-1927 годов. Большие замыслы и проекты - особенность творческой натуры Грушевского, его историческое призвание, его истинный соціодуховний масштаб. В «Истории украинской литературы», что осталась не завершенной, он рассмотрел чрезвычайно широкий круг вопросов, охватив начала устной национальной словесности, украинский обрядовый фольклор, литературу Киевской Руси, украинское писательство эпохи средневековья, устное народное творчество 13-17 веков, литературные явления на территории Украины в течение 15-16 веков. В этой филологической труда он в первую очередь выступал суспільствознавцем, который сквозь призматику культур-но-исторических ценностей излагает и оценивает развитие литературного процесса. Как подчеркивается в «Украинской Литературной Энциклопедии» (Киев, 1988, том 1), «свой научно-методологический подход к построению концепции истории украинской литературы Грушевский называл «социологическим», рассматривая литературу как ключ к познанию социальной жизни общества, что, в частности, предусматривало и изучение художественной формы как важного культурно-исторического явления».

В своих социополитическим взглядах и концепциях 1921 -1922 годов, касались перспектив, отношение к Советской власти, он все больше расходится со своими бывшими единомышленниками. Это стало одной из внутренних предпосылок возможности его возвращения в Украину. Внешним фактором такого решительного шага для бывшего президента УНР стала талантливо организованная пиар-кампания на родине, имевшая целью сугубо прагматичные политические задача - заручиться если не официальной поддержкой, то по крайней мере всенародно продекларованою лояльностью одного из спикеров национальной идеи. Возвращение в Киев недавно опального ученого-историка и политика вместе со своей семьей состоялось 7 марта 1924 года.

Если сутки УНР стала апогеем политической карьеры Михаила Грушевского, то 20-е годы стали вершинними в русле его академического признания. В конце 1923 года был избран академиком АН УССР (тогда - ВУАН), а в 1929 - академиком АН СССР. В этот период своей жизни, как подчеркивают В.смолий и П. Сохань, он весь отдался научной работе, возглавил ряд комиссий в системе академии, снова развернул интенсивную организаторскую деятельность для издания журнала «Украина», «Записок историко-филологического отдела ВУАН», «Студий по истории Украины», научного сборника «За сто лет» т.п.», «много и плодотворно работал ... над собственными рукописями», «снова, как и раньше в Львове, вокруг ученого собираются молодые, талантливые ученые...»

Казалось бы, судьба подарила ему за беспокойство и драматические перипетии многолетних исканий спокойный ритм классической научной работы. Однако жизнь всегда готовит большим людям новые испытания.

В конце 20-х годов внутриполитическая ситуация в Украине, как и во всем государстве, значительно усложнилась. Это почувствовал на себе и Михаил Грушевский. Моральная атмосфера вокруг него ухудшалась. Ему начали все чаще забрасывать участие в руководстве национально-освободительным движением конца 10-х годов. За ним начали следить ГПУ. Вследствие этих обстоятельств Грушевский в марте 1931 года из Украины переезжает в Москву. Однако расчеты на то, что этот шаг защитит его от опасности, не оправдались. Реальная жизнь в очередной раз оказалось более жестоким за представление о нем.

В Москве академика Михаила Грушевского был арестован, формальным основанием для чего послужило подозрение о его причастности к деятельности Украинского националистического центра. Под арестом продержали недолго, однако эти события заметно травмировали его психику и здоровье. Бодрствование тогдашних спецслужб за ним был продлен. Развязка неуклонно приближалась. В ноябре 1934 года он находился на лечении в Кисловодске. Ему была сделана операция, которая, по самой распространенной версии, стала формой казни. Михаила Грушевского не стало 25 ноября, его тело было перевезено в Киев, где выдающегося ученого и политического деятеля похоронили.

Михаил Сергеевич Грушевский - это, бесспорно, не только титаническая, но и универсальная фигура в украинской действительности. Во всех своих проявлениях-амплуа он достигал уровня, становился эталоном для современников и соотечественников. Методологической основой его научных, культурологических и соціумних достижений следует считать основополагающий постулат, осознанный им еще на стадии начала жизнетворчества, сущность которого - критичность, требовательность к себе и умение постоянно ставить перед собой более сложные и тяжелые задачи. Ставить, для того чтобы их преодолевать. Этот постулат он сформулировал и обнародовал 30 сентября 1894 года на вступительном изложении (лекции) в Львовском университете: «Я прошел в свое время филологическую школу, и из нее прочно выучил принцип - nemini credere. Всегда искать и никогда не удовлетворяться, не надеяться, что занял полностью всю истину, так что всякий другой взгляд, другая исходная точка в том деле невозможна, абсурдна... Наука - это неперестанний скептицизм. Не тот больной, немощный, что остается при самом анализе, при самой разрушения, а тот здоровый, плодотворящий скепсис, что ведет за собой следом синтетическую работу».

Вся дальнейшая работа Михаила Грушевского - и как ученого-интеллектуала, и как культурного и общественного деятеля, и как политического руководителя - была направлена на «синтетическую работу» в деле развития и становления национальных государственных основ. Он стал человеком, без которого невозможно представить украинскую культуру, духовность и государственность не только первых десятилетий, но и всего XX века. Он стал личностью, которая сама писала украинскую историю.