Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Подготовка учителя украинского языка и литературы: проблемы, поиски, перспективы

О. Семеног,

кандидат педагогических наук

Киев



Родное слово - яркое, образное, педагогически целесообразным, висококультурне, философско-мировоззренческий фактор «Я» . Самое родное слово воспитывает ценностное видение мира, формирует национальную психологию, характер, мировоззрение личности. Без языкового связи с родным народом нет полноценного национально-духовной жизни и самовыражения личности. Эти характеристики в полной мере утверждают миссию учителя украинского языка и литературы, который средствами убедительного, действенного слова возвышает авторитет родного языка, формирует культуру речи юных граждан Украинского государства.

Мировые тенденции глобализации, социально-экономические трансформации в Украине начала XXI века, кризис знаннєвоцентричної парадигмы обусловили качественные изменения в профессиональной подготовке учителя украинского языка и литературы. Безусловно, неоспоримым является роль отечественной системы образования, которая на протяжении длительного времени обеспечивала основательную подготовку специалистов для массового, стабильного производства и школы, воспитывала коллективистские качества и одновременно второстепенность собственно самой личности. Вместе с тем настоящее с его стремительным потоком информации, мобильными технологиями, акцентом на личностной ориентации требует как изменения самого феномена знания, укрепления общекультурного фундамента образования; приоритета самостоятельности, развития умений мобилизовать личностный потенциал» (В.Болотов, В.Сериков), так и существенных изменений в учебно-познавательной, научно-исследовательской, практической составляющих системы профессиональной подготовки учителей.

В рамках статьи выясним мировые образовательные тенденции, их влияние на профессиональную подготовку учителя украинского языка и литературы, определим проблемы его подготовки в современных социокультурных условиях. Основой для теоретического анализа служат образовательные документы, многочисленные издания монографического характера, научные изыскания.

Изучение широкого круга научных исследований позволило выделить полярные позиции относительно глобального образования. Глобализацию называют то угрозой, то объективной необходимостью, велением времени, перспективой для выживания и сохранения человеческой цивилизации, «информационной интервенцией» , идеей формирования нового синтеза ценностей, моральных абсолютов, «единого, общепланетарного нравственности» . Одна часть исследователей считает, что глобализация не способствует развитию образования, разрушает национальные различия, космополізує духовная жизнь, другая - выступает за сближение наций и народов мира, актуализацию изменения прагматического понимания высшего образования, интенсификацию гуманитарных исследований и т.д. Анализ различных подходов подтверждает: условием глобализации выступает единство духовных ценностей, созданных всеми народами на протяжении истории. В частности, Украина в европейское образовательное пространство должно войти с национальной системой образования, модернизированной в свете Болонских требований.

Процессы глобализации обусловливают тенденции интернационализации, интеграции, информатизации. Объективным и постоянно развивающим процессом, как показывает анализ научно-теоретических источников, является интернационализация образования. Эта тенденция проявляется во взаимосвязи между самобытными национальными, региональными образовательными системами и формированием нового международного образовательного среды, в котором могли бы качественно реализоваться национальные интересы, совместные поиски решения образовательных проблем и т.д. В условиях постиндустриального общества становится очевидным, что только консолидация потенциала мирового образования и науки способна обеспечить реальный приоритет знания как ведущего ресурса развития человечества. В начале третьего тысячелетия, когда процесс накопления знаний приобретает непрерывного характера, актуализируется интеграция, суть которой - через углубление сотрудничества в сфере образования содействовать общему социально-экономическому прогрессу, объединению по-тенціалів национальных образовательных систем, воспитанию личности, осознающей не только свою национальную и культурную идентичность, но и воспринимает мир во всей его целостности, понимает собственную ответственность за его судьбу и готова конструктивно действовать для его сохранения и развития. Функционирования образовательных систем и их развитие в значительной степени определяется процессом информатизации. О приоритетности развития высшего педагогического образования на основе внедрения новых информационных технологий отмечается в образовательных документах разных стран. Постінформаційне настоящее диктует потребность в специалистах, которые хорошо ориентируются в многочисленных образовательных новациях, предлагают собственные новаторские идеи, умеют быстро сравнивать, анализировать и оценивать, мобильно находят эффективные решения.

Процессы модернизации существующей образования сопровождаются тенденцией фундаментализации как условием развития интеллектуального ресурса страны, общей культуры, системности мышления, действенности учебно-воспитательного процесса. Сейчас актуальным является утверждение академика С. Гончаренко о том, что реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко, фундаментально образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей профессиональной деятельности в связи с изменениями производственных технологий или требований рынка труда. «Речь идет не просто о повышении уровня профессионального образования, а формирования иного типа интеллекта, мышления, отношения к производственно-техническим, социальным, информационным реалиям, которые быстро изменяются» [4].

Актуальная тенденция современности - осознание необходимости новой гуманистической парадигмы образования. ее цель - подготовка такого специалиста, уровень которого гармонично сочетает образованность, профессионализм, моральную воспитанность, развитие личности в соответствии с духовных ценностей национальной и общечеловеческой культуры. Речь идет о создании в высшем учебном заведении такой среды, в котором сочетаются обновленные и новые гуманитарные дисциплины, новые образовательные технологии, направленные на овладение приемами профессионально-педагогической деятельности, формирование научного мировоззрения и гуманистических идеалов, развитие нравственных качеств, раскрытие творческих потенций личности. Центрическая переориентация образования, главной целью которой является личность, которая стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, и основными чертами которой являются всеобщность, целостность, креативность (по Н. Сухановой), обусловила возросшую внимание к новой философии образования как источники методологического обоснования стратегии развития образования, философии культуры, политики, образования, коммуникативной культуры, философской методологии и технологии образования в решении проблем дидактики и т.д. (В. Андрущенко, Б. Гершунский, И. Зязюн, В. Кремень, В. Лутай и др.). Опорными в исследовании считаем методологические труды российских ученых М. Бахтина и В.Біблера. Сквозной линией их исследований является идея диалогического развития культуры как способа человеческого общения со стремлением взаимопонимание.

Обозначенные выше тенденции находят логическое отражение в педагогической и филологической образовании как составляющих гуманитарного образования и основы профессиональной подготовки учителя украинского языка и литературы. Характеризуя указанную специальность, обратимся к объяснению термина «филологическое образование» , которое предлагается в справочно-энциклопедических источниках, касающихся определения филологии. Известно, что в научный оборот греческое слово philologia, которое означает «любовь к слову» , «исследование древних письменных произведений» , было введено основателем немецкой классической филологии Ф. Вольфом во второй половине XVIII века. Предметом филологии ученый называл совокупность сведений и сообщений, которые знакомят с деяниями и судьбами, с политическим, научным и домашним положением греков и римлян, их культурой, языками, искусством и науками, с нравами, религиями, национальным характером и образом мыслей. С. Аверинцев достаточно убедительно охарактеризовал филологический пространство как содружество гуманитарных дисциплин - лингвистической, литературоведческой, исторической и других, изучающих историю и сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Исследователь указывал, что «филология вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного, помогает понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху)» [1, с.409]. Термин «филологическое образование» ученый объясняет так: «система подготовки специалистов по языкам и литературам - лингвистов, литературоведов, преподавателей, учителей, переводчиков, ее цель - вооружение студентов систематическими специальными знаниями, практическими навыками и умениями работы с текстом» [там же].

Мировые образовательные тенденции, о которых говорилось выше, процессы, происходящие в Украине, зактуалізовують проблемы профессиональной подготовки учителя-словесника, ужесточают требования к его профессиональных и личностных качеств: растет количество школ и учащихся, обучающихся на украинском языке (в 2003 / 2004 уч. г. таких учащихся насчитывалось 81,03%, тогда как в 2002 / 2003 уч. г. - было 73,5% [8, с.74]); появляются альтернативные общеобразовательные учебные заведения (по состоянию на 1.01.2003 в Украине открыт лицей 331, 368 гимназий и 34 коллегиумы, где учится 361,8 тыс. учащихся [9]); расширяются образовательные перспективы в системе профильного обучения; осуществляется переход высших педагогических заведений на университетский уровень.

Актуальная проблема сегодняшнего дня - вопросы духовности, новой философии взаимоотношений в системах «взрослый - ребенок» , «учитель - ученик» , «преподаватель - студент» . Во время «опустошения коммуникативного потенциала» важно создавать и поддерживать познавательный интерес, пробуждать у ребенка любовь к родному языку, фольклору, художественной литературы. Выяснить сложные вопросы духовности, выработать новые дидактико-воспитательные технологии и методики в формировании духовности личности, а еще важнее - привить и развить определенные качества, способности, черты характера и поведения человека - такие задачи решает коллектив ученых под руководством А. Сухомлинской.

Новые подходы к содержанию школьных курсов украинского языка и литературы, требования к коммуникативной, языковой, литературной, социокультурной компетенции учащихся в соответствии с Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования обозначили проблему формирования культуромовної личности учителя как главного носителя национального языка, культуры и духовности в третьем тысячелетии.

Истоки проблемы «язык и человек» были начаты антропоцентричним направлением исследований немецкого философа В. фон Гумбольдта. В ряде публикаций ученый убедительно доказывал, что каждый язык определяет мировоззрение, характер народа и толковать ее особенности и строение можно только опираясь на природу говорящего вообще. М. Драгоманов рассматривал язык как выразитель культурной жизни украинской нации: «русский язык в богатстве, изящества и гибкости форм не уступает ни одной из современных литературных языков славянства и не бедный отнюдь на понятие, чтобы им было тяжеловато переводить глубину философских мыслей и описывать художественные образы. Это не язык простонародья только, как утверждают московские невежды, а язык целой нации, политическое будущее которой еще впереди, но чье место на правом самостоятельного развития среди цивилизованных народов уже завоеванное и не может быть занято никем другим» [7, с.145].

Труды отечественных исследователей дают возможность очертить спектр психолингвистических, социолингвистических, лингводидактичных, культурологических подходов к изучению родного языка в связи с мышлением человека, его культурными ценностями. Используя достижения методической мысли, представленные в трудах отечественных исследователей, обращаем внимание прежде всего на следующие идеи:

- языковая индивидуальность отличает человека как личность, и чем ярче эта личность, тем полнее она отражает языковые качества общества» ; национальный язык участвует не только в формировании народного мировосприятия, но и в самом развертывании» мысли (украинский филолог-славист А. Потебня);

- язык существует только в душе, в психике индивидов или лиц, как психические реальности существуют только индивидуальные языки, а усвоение языка - это активный творческий процесс; языковая личность предстает как представитель социально-языковых форм и норм коллектива (русский ученый И. Бодуэн де Куртенэ);

- национальность вместе с языком превращается в ту психологическую форму личности, которая придает ей своеобразного душевного склада (славист, литературовед, психолог Д. Овсянико-Куликовский);

- родной язык так срослась с личностью каждого, что учить ее - значит вместе с тем развивать «...духовные способности учащегося» (лингвист и историк литературы Ф. Буслаєв);

- говорящий, который расширяет функции языка, творит украиноязычную среду во всех сферах общественной жизни, возрождает культуру, традиции народа, подает образцы высококультурного интеллектуального общения литературным языком (известный украинский языковед и общественный деятель И. Огиенко).

Многогранной, сформированной языковой личностью видел учителя выдающийся украинский педагог В. Сухомлинский. В то время, когда «словесному воспитанию» уделяли второстепенную роль, его статье «Родное слово» , «Слово о слове» и др., книга «Сердце отдаю детям» , формы работы в педагогическом коллективе направлялись именно на формирование такого человека. «В руках воспитателя слово, - подчеркивал великий педагог-гуманист, - такой мощный инструмент, как музыкальный инструмент в руках музыканта, как краски в руках живописца, как резец и мрамор в руках скульптора ... без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики. Слово - это якобы тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мастерство» [11, с 160].

В последние годы проблема формирования языковой личности приобрела актуальность в лингвистике, литературоведении, культурологии, психологии, педагогике. Учеными проведен анализ национальной языковой личности (Г. Богин, С Ермоленко, Ю. Караулов, А. Семенюк и др.), охарактеризован различные аспекты формирования языковой личности ученика и студента (А. Беляев, М. Вашуленко, О. Голобородько, Т. Донченко, Л. Мацько, В. Мельничайко, Н. Остапенко, Л. Пономарь, М. Пентилюк, С. Караман, Т. Симоненко, Л. Скуратовский, Л. Струганець и др.). Обобщая различные подходы ученых, отметим, что генетическую основу украинской языковой личности составляют национально-культурные традиции, языковое сознание и самосознание, социальные, социолингвистические, психологические характеристики языкового коллектива, национальный характер, языковая, коммуникативная, лінгвокультурознавча компетенции. Языковая личность может быть полноценно представлена лишь в том случае, когда государство защищает провозглашенные Конституцией Украины интересы граждан.

Практика показывает, что учитель-словесник как творец духовного мира юных личностей сегодня предстает перед учениками неповторимой индивидуальностью, которая имеет фундаментальные знания по языку и литературе в сочетании с традициями национального воспитания, считает их частью своего мировоззрения и мировосприятия, характеризуется развитым мышлением, интеллектом, речевой памятью, языковым чутьем. Такой учитель является культуромовною личностью.

В пользу этого процесса способствуют сдвиги (правда, довольно медленные. - А.С.) в государственной языковой политике. Принята «Государственная программа развития и функционирования украинского языка на 2004 - 2010 годы» [5] регламентирует оптимизацию сети учебных заведений для непрерывного воспитания и обучения на украинском языке; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области лингвистической технологии; расширение словарной базы; создание интеллектуальных языково-информационных систем нового поколения, новой энциклопедической и лингвистической литературы, учебников на украинском языке, в т. ч. их электронных вариантов; введение на радио и телевидении цикла постоянных передач «Государственный язык» , «Традиции, обычаи и быт украинского народа» и т.д. На сегодня выданы четырехтомный «Этимологический словарь украинского языка» , «Словарь синонимов» , «Энциклопедия украинского языка» , «Атлас украинского языка» в трех томах, появился лазерный диск «Словари Украины - интегрированная лексикографическая система» . Ежегодно 20 января в стране отмечается день украинского языка, которая, по данным лингвистического музея Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, занимает 26 место среди тысяч языков мира, систематически проводятся конференции по приоритетным проблемам развития языковой культуры, национального воспитания, обновление содержания образования филологов.

Вместе с тем анализ языковой ситуации свидетельствует о росте этнополитической напряженности вокруг проблемы реализации украиноязычного законодательства. «Способствует» таком состояния вытеснения украинского языка «на периферию средств массовой информации, научной жизни и быта» . Несмотря на то, что по данным Всеукраинской переписи населения (2001 г.) русский считали родным 85,2% опрошенных, ежедневный разовый тираж украиноязычных газет на начало 2002 г. составил 18,2 миллиона, тогда как русскоязычных - 32,1 миллиона экземпляров [9], в фондах Национальной библиотеки Украины им. Вернадского насчитывается лишь 25-30% украиноязычных работ [6], а обеспеченность студентов украиноязычными учебниками по социально-гуманитарному направлению составляет 16,8% от потребности [9]. Агрессивная иноязычная экспансия, аудиовизуальное лингвоцид, либерализация нормативной основы, активизация стилистически сниженной лексики и грубого просторечия дискредитирует надлежащий авторитет родного языка, деформирует культуромовні личности молодежи.

Проблема формирования культуромовних личностей учащихся и учителей обостряется также и в связи с неоднозначным восприятием в учебных коллективах образовательной области «Языки и литературы» Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования. Хотя в преамбуле стандарта указывается прежде всего на украиноведческой направленности обучения, название области и содержательное наполнение ее составляющих («Украинский язык. Языки национальных меньшинств» , «Украинская литература. Зарубежная литература. Литература национальных меньшинств» ), по сути, обесценивает родной украинский язык и литературу, изучение которых должно быть выделено и обосновано в отдельном и главном пункте.

Конечно, утвердить и развивать украинский язык в статусе государственного, преодолеть подавляющее большинство негативных тенденций в языковой политике посильно только государству. Но и от каждого украинского гражданина, учителя-словесника в первую очередь зависит сохранение исторических корней и духовно-культурного богатства родного языка, воспитание уважительного стал-ления к родниковой чистоты украинского языка, выработку языкового чутья, эстетического вкуса. Прези-дент Украины В.Ющенко отмечает: «Только тот может постичь умом и душой величие и достоинство Украины, кто постиг оттенки родного слова, кто лелеет его. Всестороннее развитие украинского языка является неотъемлемой составляющей возрождения духовной культуры и са-мосвідомості нации» [12].

На инновационный спектр образовательной деятельности учителя украинского языка и литературы существенно влияют тенденции в развитии языка. Справедливым является замечание С.Гатальської, что лингвистика второй половины XX века превращается в философско-психологическую теорию человеческого мышления и общения, становится наукой о сущности человека, структуру ее опыта, способы взаимодействия с миром культуры [3, с.27]. Динамика языковых изменений в обществе, гуманизация, антропоцентризм современного образования привели к появлению новых или возрождение забытых дисциплин: выделились социо-, медиа-, психо-, прагмалингвистика, лінгвофілософія, коммуникативная лингвистика, неориторика. На грани этнографии, культурологии, лингвистики получили распространение этнолингвистика, лінгвокультурологія, которые исследуют ментальную и духовную сферу человека, этноса в связи с языком и т.д.

В условиях развития глобального взаимодействия и интеграции одним из приоритетных направлений подготовки учи-теля-словесника является изучение других славянских и неславянских языков. Инициативы представителей европейских стран в выработке единых стандартов во владении иностранным языком приобрели определенной завершенности в Общеевропейских Рекомендациях по языковому образованию. Эти Рекомендации предлагают совместную основу для разработки учебных планов и типовых программ по языковой подготовке, учебных пособий для преподавания иностранного языка. Главное внимание в образовательном документе направляется на коммуникативные стратегии, в частности, развитие практических языковых знаний и умений, мульти - и плюрилінгвізм (владение несколькими языками), что являются полезными и для учителей украинского языка.

Тенденции гуманизации и интеграции в развитии филологии, этнологии усиливают диалог филологии, фольклора, культурологии, педагогики, психологии, ощутимо влияют на выделение текстоцентрической подготовки: введение интегрированных курсов словесности, филологического анализа художественного текста, лінгвофольклору, цель которых - помочь будущему учителю освоить духовный опыт человечества. Возросший интерес ученых к национальной идентичности литературы, национальных характеров, представленных в украинском фольклоре и литературе (С. Андрусив. С. Грица, М. Дмитренко, С. Лановик, М. Лановик, В. Трудолюбивый А. Таланчук), детерминировал исследования теоретико-методологических и методических проблем фольклорной и литературной образования (Н. Волошина, А. Градовский, С. Денисюк, С. Жила, Г. Клочек, Л. Мирошниченко, М. Наєнко, Есть. Пасечник, А. Ситченко, О. Скиба, Б. Степанишин, Г. Токмань, П. Хропко, В. Шуляр и др.). Новые исследовательские подходы способствуют модернизации литературоведческой подготовки в высшем педагогическом учебном заведении.

Во время ускоренного ритма современной жизни, что негативно сказывается на самочувствии и психофизиологическом состоянии личности, приводит к информационным стрессам и депрессиям, и в то же время возрождение интереса к личности как носителя сложного внутреннего мира, ее уникальности и ценности чрезвычайной важности приобретает психолого-педагогическая подготовка студентов-филологов. Прав известная исследовательница В.Семиченко, утверждая, что учитель-словесник - это прежде всего психолог, который помогает ребенку средствами родного слова разобраться в сложностях сегодняшнего дня, готовит к поступлению в жизни общества [10, с.8]. Социокультурное развитие в начале XXI века детерминирует вес основательных знаний общей, возрастной, педагогической, когнитивной психологии, лінгвопсихології, психологии общения и отношений, психологии личности, этнопсихологии, умений определять уровень развития личности, воспитывать ценностное отношение к познавательной деятельности и т.д. Усиление внимания к технологизации побуждает к внедрению в профессиональную парадигму будущего учителя таких педагогических технологий, основой которых является личностно-деятельностный подход, личностно-развивающее обучение, эстетическое отношение к людям, окружающему миру, культуры. Успешной технологией считаем использование украинской художественной литературы в качестве объекта педагогического анализа в курсе педагогики.

Учитель украинского языка и литературы третьего тысячелетия - это исследователь: ему важно хорошо ориентироваться в широкой профессиональной информации, знать современные научные концепции, уметь привлекать к научному поиску учащуюся молодежь. Сформировать исследовательские качества можно при условии активного участия студентов в научно-исследовательской работе как неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки. Теоретико-методические разработки уже реализуются в практике научно-исследовательской работы преподавательских коллективов, научных лабораторий филологических факультетов педагогических ВУЗОВ, в содержательной наполненности Всеукраинских конкурсов «Учитель года» (1995 p.), Всеукраинских студенческих олимпиад по украинского языка и литературы, педагогики (с 1997 p.), Всеукраинских конкурсов студенческих научных работ по украинской литературе, Международного конкурса по украинского языка имени Петра Яцика (с 2000 г.). В то же время, несмотря на определенные успехи, во многих университетах резко ослаблено внимание к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов: лишь каждый десятый из них участвует в научных поисках [2, с.6].

Актуальной проблемой подготовки учителя-словесника остается взаимосвязь теоретической и практической подготовки, учебной и научно-исследовательской деятельности: имеющийся перекос предметной подготовки в сторону психолого-педагогической, существует разобщенность между учебными дисциплинами. Конечно,каждый учебный курс имеет свой предмет исследования, однако все составляющие профессиональной подготовки должны быть едины в реализации важнейшей задачи - подготовки учителя-исследователя. Такая же картина наблюдается и в школьном преподавании, когда учителя пытаются решить задачи собственного предмета, игнорируя индивидуальные возможности учащихся. Вполне вероятно, это связано с тем, что в общеобразовательных учреждениях различных типов на сегодня работают специалисты с филологическим образованием классического и педагогического университетов. При общей сути содержания такая подготовка существенно отличается в направлении. В основу подготовки учителя-преподавателя в классическом университете положена парадигма конкретной науки. Прерогативой же педагогического университета является подготовка учителя, который, зная основы филологической науки, проектирует ее парадигму на ученика: показывает красоту и историческое богатство, націоенергетичний потенциал языка и литературы, заинтересовывает, захватывает филологическим предметом, внедряет проблемное изучение, формирует культурно-языковые личности молодых граждан Украинского государства.

Низкое состояние духовной культуры общества, введение в школьные программы элементов лінгвокраєзнавства, социолингвистики, культуры языка, раздел «Литература родного края» предопределяет необходимость усиления етнокультурознавчої составляющей в профессиональной подготовке учителя украинского языка и литературы, детерминирует изменение привычных взглядов на фольклорную, діалектологічну, этнографической, педагогической практики. Частично отдельные литературно-, фольклорно-краеведческие, этнографические аспекты в профессиональной подготовке и последипломном образовании учителя освещены в диссертационных исследованиях А. Лысенко, В. Денисенко, Ю. Ледняк, К. Климовой, основательно изучаются лаборатории «Этнология Черкасского края» Уманского ГПУ, школой украинской диалектологии Луганского НПУ, етнолінгвістичним центром Житомирского ГПУ, которые привлекают студентов-филологов к написанию курсовых и дипломных работ, проведение уроков на материале языка традиционной народной духовной культуры, пропагандируются в деятельности етноцентрів, музеев. Однако вопрос целостной етнолінгво-педагогической подготовки, формирование етнолінгводидактичної культуры будущих учителей остаются открытыми.

Динамизм глобальных перемен в мире с его ярко выраженной информатизацией обостряет проблему использования современных информационных технологий в подготовке учителей-словесников. На совершенствовании существующего и создании нового учебно-методического, информационного обеспечения обучения в педагогических ВУЗАХ в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса отмечалось в Лиссабонской конвенции и Болонской декларации, в Среднесрочной стратегии Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на 2002 - 2007 гг., на Всемирном Саммите по вопросам Информационного Общества (2003). Общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи (отметим, что в 2004 г. в Украине компьютеризировано 54% средних школ, из них сельских - 45% ждут творческих педагогов, владеющих информационной культурой, компьютерной грамотностью, умеющих работать с постоянно обновляемой электронной информацией мирового уровня, проектируют и реализуют содержание преподавания украинского мо-вы, украинской и зарубежной литературы на основе новых образовательных технологий, в т.ч. информационных (мультимедиа-технологий, Интернет-технологий). Овладение студентами основами информационных технологий и методикой их использования обеспечивает индивидуально-ориентированный подход, способствует выраженной мотивации к конструированию новых моделей учебной деятельности.

Все большее внимание проблеме внедрения информационных технологий уделяют высшие учебные заведения Украины: создается Национальная научно-образовательная информационная сеть (Национальный технический университет «Киевский политехнический институт» ); проектируются информационные ресурсы учебно-научного характера, компьютерные презентации словарей, учебников по профессионально-ориентированных дисциплин (Центр образовательных технологий Николаевского ДУ (руководитель - О.Пехота), Киевский НУ культуры и искусств; Тернопольский НПУ и др.); разрабатывается сеть виртуальных научных и учебных лабораторий, электронных библиотек, сайтов и учебно-научных практик, етнокультурознавчої пошуководослідницької работы (Кировоградский ГПУ, Институт украиноведения имени И. Крипякевича НАН Украины; выпущено каталог образовательных, в т.ч. информационно-компьютерных инноваций). Вместе с тем анализ образовательных ресурсов Интернета позволил выявить и ряд недостатков в этой области пока отсутствует полноценный комплекс информационных образовательных услуг; недостаточно обоснованы преимущества рационального сочетания компьютеризированного обучения с традиционным; программные средства не всегда соответствуют психолого-педагогическим требованиям.

Актуальной проблемой, как показывает практика, остается профессиональный отбор. Философское переосмысление общественных акцентов и ценностных ориентиров образования старшеклассников, которые рассматриваются в концепциях профильного обучения, языкового и литературного образования, учтены в Государственном стандарте базового и полного среднего образования. Необходимость усиления филологической специализации в старшей школе подтверждают и экспериментальные исследования Л. Добро-вольской, О. Лукьянченко. В то же время важными для раскрытия остаются вопросы формирования языковой, лингвистической, коммуникативной, фольклорной, литературной, исследовательской, информационной компетенций учащихся - будущих филологов в системе школьного образования.

Насущная проблема сегодняшнего дня - «профессиональное выгорание» , предубеждение разочарование профессией. В последнее время структура учительских кадров по возрастному показателю претерпела изменений. На начало 2004 - 2005 уч. г. количество учителей общеобразовательных учебных заведений до 30 лет составляла 20,1%, в возрасте 31 - 40 pp. - 25,7%, 41 - 50 pp. - 28%, 51 - 55 pp. - 10,9%, свыше 55 p. - 5,3%. С 500 тыс. педагогических работников - 80% имеют высшее образование; накануне каждого учебного года в общеобразовательных учебных заведениях не хватает 1-2 тыс. учителей. Наибольшее количество вакансий учителей зафиксирована в Одесской (235) и Николаевской (107) областях, Автономной Республике Крым (214) и г. Киеве (110). И это при том, что только 80% выпускников педагогических университетов трудоустроены [8, с.46-47; 98]. Предотвратить разочарование профессией возможно, изменив собственное традиционные «знаннєві» приоритеты профессиональной подготовки будущих учителей к духовно-ценностные, практические и компетентностно-деятельностные.

Актуальна проблема подготовки учителя украинского языка и литературы - недостаточное учебно-методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы. Украинскими и зарубежными исследователями разрабатываются теоретические основы построения учебных средств для общеобразовательной и высшей школы, в частности с филологических и методических дисциплин, требования к их содержанию, структуре, оформлению, функции, оценки качества (Т. Балихіна, О. Бандура, В. Беспалько, Н. Волошина, И. Лернер, Я. Кодлюк, В. Краевский, Л. Мацько, В. Монахов, В. Олефиренко, А. Хуторской, Д. Чернилевский и др.). Создается межотраслевая целевая комплексная программа «Учебная книга высшей школы» , вопрос качества школьного и вузовского учебника обсуждаются на международных и всеукраинских мероприятиях, однако целостной теории учебного пособия для высшей школы пока не разработано. Следовательно, возникает потребность в координации усилий высшей и общеобразовательной школы на создание пособий как эффективных средств формирования составляющих профессиональной компетентности будущих учителей-словесников.

На основе изученных психолого-педагогических источников, бесед с экспертами - преподавателями и учеными ряда высших учебных заведений Украины - очертим примерные требования к учебной книги для студентов-филологов. Она должна обеспечивать на высоком научном и методологическом уровне раскрытия вопросов учебной дисциплины с учетом современных технологий и социально-культурных ценностей; отражать эвристическое обучение, которое характеризуется развитием не только личности студента, но и траектории его образования; учитывать непрерывность подготовки, преемственность знаний, тесные внутри - и междисциплинарные связи; предусматривать задания, выполнение которых направляется на формирование умений самостоятельно приобретать знания; способствовать развитию познавательной мотивации, активизации проблемно-поисковой деятельности.

Итак, антропоцентрические тенденции в филологии, педагогике, психологии, процессы технологизации требуют основательного обновления лингвистической, литературоведческой, психолого-педагогической, методической подготовки, внесения качественных изменений в научно-исследовательскую работу, учебно-поисковые и педагогическую пратики, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы будущих учителей-словесников. Проблема формирования гуманистического мировоззрения, ключевых компетентностей учащейся молодежи обусловливает усиление компетентностно-ориентированного подхода к профессиональной парадигмы учителей-словесников. Традиционное понятие «квалифицированный специалист» , т.е. тот, кто обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, в современных социокультурных условиях, уже не является достаточным. Модернизированное настоящего предоставляет приоритетности специалистам, которые способны приобретенные знания и умения реализовать в практической деятельности.

В начале XXI века необходимы специалисты, которые хорошо знают научные основы, историю и методологию, тенденции развития украинистики, осознают актуальные проблемы преподавания украинского языка и литературы в современных общеобразовательных учреждениях в контексте духовных ценностей общества, владеющих новыми технологиями обучения, методами формирования навыков самостоятельной работы, развития интереса и мотивации к обучению, творческих способностей, логического мышления учащихся, создают атмосферу продуктивно-познавательного сотрудничества; умело проектируют и проводят уроки и воспитательные занятия, в т.ч. с элементами современных информационных технологий, различные по уровням подготовки и психолого-педагогических особенностей учащихся, владеют методикой проведения научно-педагогического исследования, используют методы объективной диагностики знаний учащихся.

Итак, нами определены основные образовательные тенденции, которые влияют на высшее профессиональное образование учителя украинского языка и литературы: глобализация, интернационализация, интеграционные процессы в сфере высшего образования, фундаментализации, информатизация, гуманистическая философия образования как методологическая основа развития образования, формирования «человека культуры» , модернизация образовательной деятельности в аспекте гуманизации обучения и воспитания, антропоцентрические, текстоцентричні тенденции в развитии филологии, педагогики, психологии. Среди актуальных проблем подготовки учителей-словесников выделяем проблемы допрофессиональной подготовки в системе школьного образования; воспитание культуромовної личности учителя как главного носителя национального языка, культуры и духовности; изучение иностранных языков; диалога литературоведения и лингвистики, литературоведения, педагогики и психологии; проблемы психологической, научно-исследовательской подготовки; использование современных информационных технологий; учебно-методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы; предубеждение разочарование профессией. Все это требует обновления, развития и обогащения традиционной системы профессиональной подготовки учителя украинского языка и литературы.



Литература

1. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1977. -Т. 27. - 622 с.

2. Высшее образование и наука - важнейшие сферы ответственности гражданского общества и основа инновационного развития. Решение коллегии Министерства образования и науки Украины от 24.04.05. // Инф. сборник МОН Украины. - 2005.- №13 - 14. - С3 - 16.

3. Гатальська С М. Философия культуры: Учебник. - К.:Либідь, 2005. - 328с.

4. Гончаренко С. В. Фундаментальность профессионального образования - потребность времени // Педагогическая газета. - 2004. - декабрь. (№12). - С 3.

5. Государственная программа развития и функционирования украинского языка на 2004-2010 годы //Официальный вестник Украины.

- 2003. - №4. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: <htpp://gdo.kiev.ua/file /2003.>.- Загол. с экрана - Язык рус.

6. Государственный комитет статистики Украины.- [Электронный ресурс] - Режим доступа: <htpp:// ukrcensus.gov.ua/>.- Загол. с экрана.- Язык рус.

7. Драгоманов М. П. Гете и Шекспир в переводе на украинский язык //Драгоманов М. П. Литературно-публицистические труды: В 2 т. - К. : Наук, думка, 1970. - И 1. - С 145.

8. Кремень В. Г. Образование и наука в Украине - инновационные аспекты. Стратегия. Реализация. Результаты. - К.: Грамота, 2005.

- 448 с

9. О результатах анализа состояния выполнения Комплексных мероприятий по всестороннему развитию украинского языка, планированию и использованию средств Государственного бюджета Украины на их внедрение / Подготовлено департаментом контроля расходов на социальную сферу и науку и утверждено постановлением Коллегии Счетной палаты от 16.09.2003 № 18-2/

Электронный ресурс]- Режим доступа: http//www.acra-da.gov.ua/achamber/control/uk/publish/category/sew'cat_id=3 2742>. Загол. с экрана.- Язык рус.

10. Семиченко В. А. Психология педагогической деятельности: Учеб. пособие.- К.: Высшая школа, 2004. - 335 с

11. Сухомлинский В. О. Слово о слове // Сухомлинский В. О. Избранные произведения: в 5-ти т. - К.: Рад. шк., 1977. - Т.5. Статьи. - С 160 - 167, 160.

12. Ющенко В. Только тот может постичь умом и сердцем достоинство и величие Украины, кто постиг оттенки родного слова //Образование Украины.- 2005. - №37. - С.2.