Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Развитие школьного литературного образования в условиях тоталитаризма

Т. Сокур-Фарина,

аспирантка Каменец-Подольского университета



Украинская школа в 40-е годы XX в. вступила обузданным и послушным инструментом тоталитарного режима. Пережив беззакония периода коллективизации, голодомор 1932-1933гг., репрессии и преследования интеллигенции, она больше не смогла противостоять антинародной политике власти и стала послушным проводником ее воли, проводником политики насилия.

Литература и впредь становилась одним из важнейших средств коммунистического воспитания. Потому что в 1940-е годы перед литературой ставились основные задачи:

- воспитывать большевистскую направленность сознания и воли учащихся;

- воспитывать готовность к борьбе, понимание цели этой борьбы, умение различать друга и врага социалистической родины, любовь к трудящимся всего мира;

- воспитывать бодрость, идейный оптимизм, героизм, самоотверженность, выдержку;

- использовать литературу для интернационального и антирелигиозного воспитания молодежи.

Все эти задачи должны были выполняться во время чтения художественных произведений, выяснение их идейного содержания, раскрытия их общественного значения, эмоционального восприятия образов.

В средней школе работа по изучению литературы проводилась по следующим направлениям:

а) чтение, усвоение и разбор выдающихся произведений классической и современной литературы;

б) изучение основ теории литературы при анализе художественных произведений.

в) изучение основных этапов развития литературно-художественного творчества в его исторической последовательности, которая предусматривала историко-литературный анализ творчества выдающихся писателей.

В пояснительной записке отмечалось, что изучение литературы в средней школе ограничивается литературным чтением. И знакомясь с выдающимися произведениями классической и современной литературы, ученики должны обогатить свое воображение «героическими образами» , выработать в себе «черты борцов и строителей коммунистического общества» [ 4;3 ].

Из основ теории литературы работа должна проводиться только при разборе прочитанных произведений.

В 8 - 10 классах изучалась литература в историко-литературном плане. Преподавание литературы должно подвести учащихся к закономерностей историко-литературного процесса. Учебно-образовательные задачи этого курса заключались в том, чтобы дать ученикам «точно очерченный круг систематизированных знаний» по литературе, которые помогут им лучше ориентироваться в прошлом и настоящем. В процессе изучения этого курса, детального рассмотрения отдельных произведений, достаточное внимание нужно было уделять характеристике литературного процесса, раскрытию его движущих сил, выяснению особенностей литературной борьбы в тот или иной период. Для этого подавали обзоры литературных течений по определенным периодам, использовали литературно-критический материал, освещали историко-культурные факты.



Курс литературы должен был дать ученикам представление о связи украинской литературы с русской и мировой и ознакомить их с всемирно-историческим значением «многонациональной советской литературы - найідейнішої и передовой литературы в мире» .Викладання литературы мало опираться на указания И. Сталина, которые прозвучали в докладе на пленуме ЦК ВКП(б) в феврале-марте 1937 года.

Как видим, преподавание литературы полностью подчинялось интересам партии и государства. Ученики должны были изучать значительный объем материала, содержание которого был полностью идеологизированный и политизированный. Постоянно акцентувались те или иные сюжеты на потребу политических тенденций, усиленно изучалась творчество «классиков» . Ярко был заметен классово-пролетарский подход к подбору и оценке общих явлений, перебільшувалася роль Сталина и его заслуг.

В конце 1940-1941 учебного года началась Великая Отечественная война, когда уже шла подготовка к новому 1941 - 1942 учебного года. В тяжелых условиях войны работали только некоторые школы. За то, что много учителей было на фронте, даже открылись специальные курсы по подготовке учителей.

Два учебных года 1941-1942 и 1942-1943 учителя и ученики не имели возможности учиться. Немецко-фашистские захватчики пытались открывать так называемые «народные школы» . За отказ детей идти на занятия оккупационная власть налагала штраф на родителей.

В немецких учебных планов вводилось батьківщинознавство, украинский язык и литература, пение, арифметика, труд, рисование, физкультура.

В период Великой Отечественной войны большинство школ справлялись с учебными заданиями. Очень трудным был вопрос укомплектования школ, классов, а главное ликвидации пробелов в знаниях учащихся, которые не учились 2-3 года во время войны или учились с большими перерывами.

В годы войны, когда необходимо было поднимать патриотический дух широких масс населения, национальное достоинство народа, к содержанию программ по литературе были внесены определенные изменения. Центр тяжести в изучении литературы было перенесено на выполнение воспитательных задач.

Методисты предлагали в курсе литературного чтения в центре внимания ставить художественное произведение, а не весь творческий путь писателя и историко-литературный процесс в целом, в процессе изучения литературных произведений «решается задача коммунистического воспитания учащихся, формируется их сознание, прививается тот комплекс идей, чувств, склонностей, высоких моральных качеств, характеризующих моральный облик советского гражданина» [5;21]. Поскольку литература имеет огромное воспитательное воздействие на читателя, то при разборе литературных произведений учителя должны были подчеркивать «на отражении в произведении классовой борьбы, возбуждении симпатии читателя к трудящимся и ненависти к эксплуататоров, врагов трудового народа» [ 5;21 ].

Только при правильном понимании идейной направленности произведения состоится «большое влияние на формирование сознания учащихся в коммунистическом направлении, прививая им чувство бодрости, воспитывая героизм, сострадание к борьбе трудящихся против эксплуататоров» [ 5;21].

Далее в пояснительной записке отмечалось, что преподавание литературы должно быть партийным, боевым, надо было использовать все те возможности, которые давало литература для идейно-политического воспитания молодежи.

Программа литературного чтения для 5-7 классов состояла из трех разделов:

1) список литературных произведений для чтения и разбора;

2)система навыков по развитию речи в сочетании с литературным чтением;

3) объем знаний по теории литературы, что их ученики должны приобрести в процессе конкретного анализа.

Как видим, все внимание учитель должен сосредотачиваться на необходимости воспитания у школьников мысли о величии советского государства и его общественного строя в сравнении со строем буржуазных стран, подчеркивалась также важность показа героики советских людей.

В послевоенное время выходит ряд постановлений, которые касаются литературы и искусства. Так, в постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» отмечалось, что в советской литературе не может быть никаких интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Поэтому и писателям предлагалось в своей деятельности брать за основу политику советского государства. Это постановление четко определило путь развития литературы и ее задачи: «задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовое преодолеть всякие препятствия» [3;25 ].

Это постановление критиковала проявления национализма в литературе. Поэтому многим писателям приклеили клеймо націоналіста. их произведения изъяли из школьного курса литературы, а сами они подверглись гонениям, преследованиям. В школах запрещалось изучать лучшие образцы народного творчества, то есть фольклор. Зато школьники должны были изучать тему «Советский фольклор» , ибо в «советском фольклоре отражена вся история Великой Октябрьской социалистической революции, которая неразрывно связана с именами Ленина и Сталина» [5;21 ].

Согласно такой программы учащиеся изучали «Сказку о Ленине» , «Песню о товарище Сталине» , пословицы и поговорки про Ленина и Сталина.

Как видим, изучение украинской литературы не могло быть и речи, изучалась советская литература, в которой подавались низкопробные, полностью заідеологізовані произведения. Так подрывалась духовная основа нации, украинцы детства топтали свои святыни, презирали язык, свою нацию. Это все специально делалось в тоталитарном государстве.

В постановлениях «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» от 26 августа 1946 г. и «О кинофильме «Большая жизнь» от 4 сентября 1946г. ЦК ВКП(б) указал на существенные недостатки в области театра и киноискусства.

В постановлении «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» от 10 февраля 1948 года ЦК ВКП(б) выступил против антинародных, формалистических тенденций в музыке.

Во всех этих постановлениях отмечалось, что указанные «недостатки» имели место в литературе и искусстве в Украине. Потому что отдельные писатели и литературоведы делают большие ошибки: перекручивают буржуазно-националистический порядок, выступают с пропагандой безыдейности и аполітизму. На основе этих решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам ЦК КП(б)У, рядом постановлений приговорил идеологически вредные произведения, направив развитие литературы и искусства по пути, указанному партией. Например, в постановлении «О искажения и ошибки в освещении истории украинской литературы в «Очерке истории украинской литературы» от 24 августа 1946 года ЦК КП(б)подверг резкой критике «Очерк» , потому что его подали в буржуазно-националистическом освещении. Авторы книги за основу взяли «теории единого потока» в украинской литературе. Поэтому правительство сразу запретил выдавать этот учебник, ибо в нем «игнорировалась общность происхождения, единство и взаимосвязи российского и украинского народов, их языка и культуры, замалчивали плодотворный влияние русской культуры и литературы на украинскую» [ 6;25].

В том же 1946 году выходят «Указания об использовании учебников по украинской литературе для 8-10 классов» . В них отмечалось, что Министерство образования УССР пересмотрело учебники по украинской литературе для средней школы и считает необходимым подать указания учителям о исправления и изменения, с которыми предстоит использовать учебники в 1946/1947 учебном году к выходу в свет новых. Потому что постановления ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У резко осудили идеологические искажения и ошибки в художественной литературе, которые имели место и в учебниках по украинской литературе для средней школы. Например, критики считали, что в учебнике для 8 класса (издание 1943 года) неправильно и часто в буржуазно-националистическом духе освещаются различные вопросы литературы. Так, при освещении значение творчества Котляревского подчеркивалось, что «произведения И. Котляревского воспитывали читателя сознательный патриотизм, чувство гордости за свою родную Украину» [1;5]. Критики отмечали, что такая трактовка неправильная, потому что «нельзя сводить содержание творчества Котляревского к национальной гордости, национального самоуважения. Это - национальное трактовки» [1;6]. То же говорили о Г.Квітку-Основьяненко, потому что в учебнике указывалось, что «произведения Цветки воспитывают национальное сознание, вызывают восхищение в национальной культуре, воспитывают национальное самоуважение и достоинство» [ 1 ;6].

Следовательно, считали, что такую информацию не следует изучать, эти утверждения являются ложными.

Из учебника для 10 класса С.Шаховського следовало изъять информацию о Анну Барвинок, Елену Пчилку, В.самийленко, Н.Кобринську. В «Указаниях...» отмечалось, что произведения этих писателей не надо изучать и о них вообще не вспоминать. Винниченко следовало показать как ренегата, его идеи трактовать как контрреволюционные, буржуазные, упаднические, националистические.

Как видим, учебники пытались наполнить коммунистической идеологией, искаженно представлять украинское национальное жизни, национальную культуру. В них прославлялись Ленин, Сталин, их соратники, партия большевиков, Октябрьская революция, Красная армия и другие институты государственной машины.

Следовательно, эти постановления должны были обеспечить повышение идейного уровня, партийности в работе школы. О национальную школу уже не могло идти речи. Потому что с 1946г. началось новое наступление на национальную культуру, усилилась русификация. Преследовались все проявления украинского патриотизма под видом борьбы с буржуазной культурой. Обвиняли писателей, историков, драматургов. Партийные и советские руководители считали, что в своих произведениях эти и другие представители интеллигенции недостаточно указывали на положительное влияние России, русской культуры на украинскую и являются носителями буржуазно-националистических идеологий. Все это стало толчком к пересмотру содержания образования и воспитания в школе. В этой ужасной обстановке идеологического и физического террора учителя отрекались от всего украинского в пользу российского, потому что в них просыпался инстинкт самосохранения и повиновения властям. Учебные программы по всем дисциплинам стали требовать показа притворной первенства русских во всех областях науки и культуры. При таком обучении у учеников складывалось впечатление, что все открытия сделаны русскими учеными, лучшие литераторы, художники, полководцы, спортсмены только россияне. Родной народ и его культура воспринимались как неполноценные, что вело к национальному нигилизму и янычара. Содержание образования было приведено в соответствие с ленинского лозунга о том, что культура должна быть национальной по форме, социалистической по содержанию.

От национальной школы в Украине не осталось ничего, потому что с 1-го класса детей отлучали от родной культуры, учили служить интересам партии, коммунистов, любить империю, а не Родину. УССР, находясь в составе

Советского Союза, практически была отстранена от своей собственной политики в области образования, ей оставалось выполнять решения съездов КПСС, постановления пленумов ЦК, нормативные акты в области образования.



Литература

1. Указания об использовании учебников по украинской литературе в 1946/1947 учебном году. - К.: Рад. школа , 1946. - 15с.

2. Любар А.А., Стельмахович М.Г., Федоренко Д.Т. История украинской педагогики. - К.: ІЗМН . - 1998.- С 293-295.

3. О журналах „Звезда" и „ Ленинград". Постановление ЦК ВКП(б) от 4 августа 1946 г. - М.: 1948. - 25с.

4. Программы средней школы . Украинская литература . - К.: Сов. школа.1938 - 1956. - С.З.

5. Программа литературного чтения в V-VIII кл. - К.: Рад. школа, 1947. - 15 с.

6. О искажения и ошибки в освещении истории украинской литературы. Постановление ЦК ВКП(б) от 24.8.1946 г. - М.,1946. - 25 с.