Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Отбор творческих задач с языка на основе произведений художественной литературы

Н. Соловьева,

учительница украинского языка и литературы

Каменец-Подольский



10 класс

1. Перефразируйте фразеологический оборот, а потом эту новую конструкцию сравните с фразеологізмом.

Изменился ли смысл предложения без фразеологизма?

Как кто осадил льдом Петрово сердце, словно кто холодными руками взялся за его горло от тех слов. (Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Подберите фразеологизм со словом горло.



1. Перефразируйте фразеологический оборот, а потом эту новую конструкцию сравните с фразеологізмом.

Или стала убогой смысл предложения без фразеологизма?

Попенко так кивнул на Жука, будто ему и за ухом не чесалась его похвальба.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. С помощью словаря объясните значение фразеологизма.



1. Перефразируйте фразеологический оборот, а потом эту новую конструкцию сравните с фразеологізмом.

Или стала убогой смысл предложения без фразеологизма?

Вот и Днепр - синий, аж черный, словно шкура исполина-змея, поднимает свою гребенясту спину, роздимає покореженные бока и с ревом и гулом прыгает на глиняный берег.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Выполните синтаксический разбор предложения. Каким членом предложения является фразеологизм?



1. Перефразируйте фразеологический оборот, а потом эту новую конструкцию сравните с фразеологізмом.

Изменился ли смысл предложения без фразеологизма?

Второго дня, еще солнышко не виткнулось из-за горы еще не успел продрать ее глаза, когда киевские горы курились туманом, а Днепр, запнувшись своей дымчатой пеленой, прятался от людских глаз, мать отправилась в дорогу.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Подберите 4 фразеологизмы со словом солнце.

Составьте с ними предложения.



1. Перефразируйте фразеологический оборот, а потом эту новую конструкцию сравните с фразеологізмом. Изменился ли смысл предложения без фразеологизма?

Если бы ты знал, что за добрую душу и сердце имеет этот темный и неотесанный мужик.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Подберите 4 фразеологизмы со словом солнце. Составьте с ними предложения.



1. Перефразируйте фразеологический оборот, а потом эту новую конструкцию сравните с фразеологізмом.

Или стала убогой смысл предложения без фразеологизма?

Горячим словом, как острым ножом, он вырезал тяжелые узоры нужды; сожалению острым ножом краяв ему сердце.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).



1. Определите фразеологические единицы в предложении, выпишите, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

Гудзь стоял, будто кто его прибил гвоздем.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Образуйте однокоренные слова к слову бить приставочным способом.



1. Определите фразеологические единицы в предложении, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

У Петра волосы на голове дыбом стали.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Затранскрибуйте выделенное слово.



1. Определите фразеологические единицы в предложении, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

Краска облила все лицо Петрово.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Затранскрибуйте выделенное слово.



1. Составьте предложение с фразеологізмом, чтобы он выполнял в предложении роль главного и второстепенного членов.

Разрывается сердце.

2. К предложенному фразеологизму подберите синонимы.



1. Составьте предложение с фразеологізмом, чтобы он выполнял роль главного и второстепенных членов.

2. Ерничать голову. Подберите синонимы.



1. Составьте предложение с фразеологізмом, чтобы он выполнял в предложении роль главного и второстепенного членов.

Темный человек.

2. Подберите фразеологизм с прилагательным темная.



1. Составьте предложение с фразеологізмом, чтобы он выполнял в предложениях роль главного и второстепенного членов.

Замкнуть глаза.

2. Подберите фразеологизм с существительным глаза.



1. Составьте предложение с фразеологізмом, чтобы он выполнял в предложении роль главного и второстепенного членов.

Возлагать большие надежды.

2. С глаголом возлагать подберите другие фразеологизмы.



1. Определите фразеологические единицы в предложении, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

Над черной землей проснулся белый свет.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Подберите спільнокоренєві слова к слову земля.



1. Определите фразеологические единицы в предложении, выпишите, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

Лицо - одни кости, обмотанные белой шкурой.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Затранскрибуйте выделенное слово.



1. Определите фразеологические единицы в предложении, выпишите, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

Бьешься, как рыба об лед, а что того заработка?

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Затранскрибуйте выделенное слово.



1. Определите фразеологические единицы в предложении, выпишите, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

Словно холодной водой отпарили те слова Петра.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Подберите спільнокоренєві слова к слову вода.



1. Определите фразеологические единицы в предложении, выпишите, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

Глаза Петра налились кровью.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Подберите спільнокоренєві слова к слову кровью.



1. Составьте предложение с фразеологізмом, чтобы он выполнял в предложении роль главного и второстепенного членов.

Белый мир.

2. С помощью словаря объясните все значения фразеологизма.



1. Составьте предложение с фразеологізмом, чтобы он выполнял в предложении роль главного и второстепенного членов.

Сердце сжимается.

2. Подберите фразеологизмы со словом сердце, значения которых близки к настоящему.



1. Составьте предложение с фразеологізмом, чтобы он выполнял в предложении роль главного и второстепенного членов.

2. Подберите антонимы к этому фразеологизму.

Язык прирос к небу.



1. Определите фразеологические единицы в предложении, выпишите, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

Так, с жиру развлекаются богатые люди.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Подберите спільнокоренєві слова к слову люди.



1. Определите фразеологические единицы в предложении, выпишите, подберите и запишите современные аналоги к каждому из них, объясните значение (по словарю).

Дети возвращаются тогда, как солнце прочь підіб'ється.

(Панас Мирный. «Лихие люди» ).

2. Затранскрибуйте выделенное слово.



Литература

1. Довженко О. Избранные произведения. Львов: Каменяр, 1980 г.

2. Мирный П. Избранные произведения. К: Дніпро, 1974 г.

3. Стельмах М. Гуси-лебеди летят...Щедрый вечер. Киев: Дніпро, 1984 г.

4. Шевченко Т. Кобзарь. К., 1974 г.