Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Агатангел Крымский




Имя Агатангела Крымского - поэта, филолога, одного из самых выдающихся лингвистов мира, знатока санскрита, восточных и западных языков широко известно не только в Украине. Именно Крымский стал секретарем основанной гетманом Павлом Скоропадским Украинской Академии наук и возглавлял ее историко-филологический отдел. Он обработал «Главные правила украинского правописания». Имя украинского академика в 1970 году было занесено в список выдающихся деятелей мира ЮНЕСКО.

25 января 1871 года во Владимире-Волынском родился будущий выдающийся деятель Украины. Некоторое время учился в гимназиях Острога и Киева. В 1885 поступил в Коллегии Павла Галагана в Киеве, где значительное влияние на формирование его имел П. Житецкий. После окончания коллегии ( 1884) а. крымский хорошо владел немецким, французским, польским, греческим, итальянским и турецким языками. В 1892-96 - учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве, а с 1896 - на историко-филологическом факультете Московского университета. А.крымский принимал активное участие в украинском национальном жизни кон. 19 ст., вел переписку с известными деятелями украинской культуры - О.Огоновським, Б.Грінченком, И.франком и др. В этот период своей деятельности К. вел научную полемику с Соболевским, который пропагандировал гипотезу М.Погодіна о том, что древние киевляне были россиянами, которые только в период татаро-монгольского нашествия отошли на север. В 1896-98 находился в научной командировке в Сирии и Ливане. В 1898-1918 А.крымский преподавал арабский, персидский, турецкий языки и историю стран мусульманского Востока в Лазаревском институте восточных языков (с 1900 - профессор), После установления в 1917 украинской государственности А.крымский решил вернуться на родину. В 1918 стал профессором Киевского университета (до 1941, с перерывами). В июне-ноябре 1918 А.крымский вместе с В.вернадскому, М.Василенком и др. был одним из организаторов Украинской Академии Наук, бессменный секретарь и председатель историко-филологического отдела (до 1929). В течение 1921-29 А.крымский возглавлял Институт востоковедения им. О. Потебни в Киеве. В мае 1928 после очередного переизбрания А.крымского секретарем УАН большевистское правительство не утвердил его на эту должность, а вскоре были ликвидированы и все учреждения, которые возглавлял ученый. В 1930-е гг. А.крымский был практически отстранен от научно-преподавательской работы в академических учреждениях Украины. 20.7.1941 А.крымского был арестован сотрудниками НКВД, обвинен в антисоветской националистической деятельности и заключен в одной из тюрем НКВД в Кустанае (Казахстан). Умер (по др. дан., был замучен) 25.1.1942.

А. крымский - автор многочисленных трудов по истории и культуре арабских стран, Ирана, Турции и др., семитологии, истории, ислама ("История мусульманства", 1904-12 "История арабов и арабской литературы", 1911-12 "История Персии и ее литературы", 1923 "История Турции и ее литературы", 4 тт., 1924-27). Отдельные историко-литературные монографии А.крымского посвященные "Хамасе" Абу Таммана, Абану Ліхікі, Хафізу, П. Алеппському. Большое внимание уделял исследованию истории украинского языка и литературы, фольклора, этнографии. А. крымский - автор трудов: "Украинская грамматика" (2 тт., 1907-08), "Очерки по истории украинского языка" (1922, в соавторстве с О. Шахматовым), редактор первого тома "Академического словаря" (1924). Как писатель А.крымский известен поэтическими произведениями на восточные темы, вошедшие в сборник "Пальмовые ветви" (С тт., 1901, 1908, 1922), рассказами (сб. "Повестки и эскизы из украинской жизни", 1895 и "Бейрутські рассказ" 1906 и романом - "Андрей Лагоський" (1905, полностью опубликован в 1972). А.крымский принадлежат многочисленные художественные переводы Антари, Омара Хайяма, Саади, Хафиза, Міхрі-Хітум, Фирдоуси и многих др., в т.ч. западноевропейских поэтов.

 


А. крымский (1871-1941) был не только выдающимся орієнталістом, но и историком украинского языка, фольклористом и переводчиком. Фактически даже филологам мало известно о его литературное творчество - поэзию и прозу. Образование получил в знаменитой Коллегии А.Галагана в Киеве, высшее - на историко - филологическом факультете Московского университета и в Лазаревском институте восточных языков в Москве, в котором с 1898 г. был доцентом, а впоследствии и профессором арабской филологии и истории Востока. В 1896-98 гг. обучался в Сирии.

Вернувшись в Киев в 1918 г., стал одним из основателей Всеукраинской академии наук и ее первым непременным секретарем. Эта страница организатора науки в Украине была чрезвычайно драматичной - учитывая борьбу идейно-психологическую... М.грушевским. С.Павличко подробно останавливается на этом в последнем разделе. Используя малодоступные архивные данные, свидетельства современников и т.д., исследовательница фактически подкрепляет урок трагического недоразумения украинских интеллектуалов-патриотов, с которого воспользовался тогдашний (конец 20-х годов) режим. Чем это обернулось для Крымского, Грушевского, Ефремова, многих других ученых и украинской науки в целом - факт известный.

Особой пружиной исследования является акцент на поисках Крымским собственной политической и сексуальной идентичности. Этот упор органично возник из скрупулезного анализа его жизни и творчества, полученного с помощью новейшего инструментария. Заново открыто - перепрочитано - роман Крымского «Андрей Лаговский», «расшифровка» которого методом психоанализа разворачивает сюжет драматических поисков главным героем (который является alter ego автора) собственной сексуальной самотождественности. Достаточно убедительно автор выстраивает многозначительный диалог реальных фактов жизни Крымского и их отражение в тексте, привлекая сюда также зафиксированы в слове свидетельства из дневников и писем, в частности к Франко и Гринченко.

Возникает своеобразный «научный детектив», основанный на старательном изучении текстов. Монография ценна тем, что имеет чрезвычайно богатое фон: современные исследования по проблемам личностной идентичности, также «модные» во времена Крымского публикации Фрейда, Крафта-Эбинга и др. Подробно анализируется эллинистическая теория Эроса, жизнь и творчество Оскара Уайльда, роман россиянина М.Кузміна «Крылья» и т.д. Все это - уважительное основание для изучения феномена Крымского, в частности, природы его неврозов и воспроизведения тонкостей психической жизни в поэтической и прозе творчества. Действительно, для вдумчивого исследователя тексты говорят сами за себя. Следовательно, читатель может понять, почему Крымский не был способен выйти за рамки личного опыта в той же творчества, как душевно-телесная нереализованность искала забвения в научной деятельности. Эта фигура начинает раскрываться через «двусмысленные» юношеские дневниковые записи и переписку, в котором Крымский, с одной стороны, «изливает душу», а с другой - «запутывает следы». В конце концов, исследовательница заключает: жизненная аскеза приводит к замиранию творчества, которая питается так или иначе эросом, а не логосом. По логосу, то Крымский обнаружил себя авторитетным ученым в таких разных отраслях, как история, языкознание, естественно сочетались в его практике выдающегося востоковеда. То есть, Крымский был филологом в самом широком смысле этого слова. Само слово, то есть украинский язык, стало определяющим в его поисках национальной идентичности. Дело в том, что «с кровью» этот человек не был украинцем. Он происходил из русскоязычной семьи, отец - обрусевший не в первом поколении крымский татарин, мать - белоруска. Еще в Коллегии Галагана под влиянием - всего - Житецкого, Крымский примкнул к украинского языка как убрано-родной, но позже жизнь в Москве и научное творчество русском языке внесли некоторый диссонанс в сознательно выбранный путь. Впрочем, поиски «окончательной» политической платформы привели Крымского до твердого «политического украинства». Он категорически не принимает поверхностное украинофильство. Мало того, он оказался большим украинцем, чем «закононароджені», а в политических взглядах - большим радикалом, чем такие деятели, как, например, Драгоманов, с которым яростно полемизировал. Исследования С.Павличко дает возможность наблюдать, как наряду с украинским «татарское» все больше становится родным для Крымского: в свое время к тюркскому элементу он относился весьма недоброжелательно. Исследовательница подчеркивает: быть чужим в своей стране, языку, даже в биологической пола - чрезвычайное испытание. Однако такая «постмодернистская позиция» была крайне плодотворным - и творчески, и интеллектуально. Вообще, пребывание на «границе культур», политических взглядов создают особый феномен Крымского.

В предисловии к книге С.Павличко ученик А.крымского, мирового имени историк А.Пріцак пишет, что его учитель был «очень яркий представитель европейского fin de siecle» и «составляет определенное исключение в украинской интеллектуальной истории, и собственно, не вошел в ее канон. Через завидную активность Агатангела Крымского во многих участках (ориенталистика, славистика, политика, публицистика, литература, націологія) наследие его чрезвычайно трудно поддается целостному анализу. К тому же здесь имеем дело с крайне противоречивой, сложной личностью, погружение во внутренний мир которой требует от исследователя фундаментальных знаний в области психологии и психиатрии». Ученый констатирует: С.Павличко оставила уникальное исследование с чрезвычайно сложной, но благодарной темы.

 

 

******

Он увидел свет 15 января 1871 года в г. Владимире-Волынском. Отец был учителем, мать домогосподарювала. Того же года семья переїж - джає до Звенигородки на Черкасщине, городка, которое навсегда запало в душу Агатангела Ефимовича. Уже ребенком проявил удивительные способности, пятилетним ушел в «городское училище», до самозабвения любил читать («... в Звенигородке я мог читать украдкой, потому что отец, уважая мои глаза, попросту одбирав у меня каждую книгу, которую я ладился читать»). Далее, где бы не учился, был первым учеником - и в прогимназии в г. Остроге, и во Второй киевской гимназии, и в знаменитой Киевской коллегии Галагана, где его вдохновил на украинскую идею Павел Житецкий, будущий выдающийся ученый-языковед. Блестящие знания и наклон до научного мышления показал в Лазаревском институте восточных языков в Москве и на историко-филологическом факультете Московского университета.

 

Еще в юном возрасте его пленил образ Украины, до глубины сердца поразила страждущая судьба ее народа.

 

Двадцатилетним окончательно определяет свое кредо: «Я все-таки считаю себя за национала (не за националиста, но национала), ибо признаю народности». А в слове на смерть М. Драгоманова писал:

 

«Твой бессмертный дух будет витать над нами: добавляет нам силы на труд круг твоих идеалов! Твой бессмертный дух будет летать вокруг нас, сиротят, ангелом-хранителем, и наши далекие потомки так же поклонятся тебе, великому прадеду Украины».

 

Что А. Крымский был интернационалистом по-настоящему, свидетельствует и его увлечение языками, историей и культурой разных народов. На вопрос, сколько и какие языки знает, в шутку отвечал, что ему легче перечислить те, которых не знает. В письме к Б. Гринченко, однако, попытался «розсекретитися»:

 

« Славянские - знаю хорошо все, вместе с литературными наріччями. Само собой разумеется, что хорошо знаю и мертвую старую церковнославянский.

 

Из классических мертвых очень хорошо знаю греческую и латинскую, а филолого - санскрит...

 

Романские - совсем хорошо, французскую и итальянскую, плохо - испанский...

 

Германские - совсем хорошо немецкий и английский, хуже - голландский и датский...

 

Из иранских языков хорошо знаю только персидский (отчасти - с ее наріччями)...

 

Из семитских языков совсем хорошо знаю староарабську и новоарабську (сирийское наречие знаю так, что говорю им, а вторые новоарабські наречие знаю теоретически). Филологически знаю язык жидовскую и арамейский... Грузинскую учил, но много с нее забыл...

 

Из урало-алтайских языков знаю турецко-татарскую. Лучше всего, разумеется, знаю османское наречие, потому приходится всегда иметь практику.

 

... Мог бы добавить, что есть еще и такие языки, которые я понимаю более-менее, хоть и не учил их (напр., португальский)... »

 

И говорил, что виучуються языка «легко» (на время написания письма - 1902 год - изучал абиссинскую).

 

Знание языков помогло А. Крымском в работе над научными исследованиями в области арабистики, семитологии, тюркологи, иранистики. Ему принадлежат «История Персии и ее литературы», «История Турции», «Тюрки, их язык и литература» и др. Кстати, Крымский глубоко исследовал национальный характер народов, о которых писал. В книге «Мусульманство и его будущность» прозираються нынешние причины терроризма, говорится о возможных последствиях религиозного «фаталистического застоя и фанатичной ненависти ко всему чужому, не мусульманского».

 

С языковедческих трудов назовем «Древнекиевский говор», «Украинский язык, откуда он взялся и как развивался», «Очерк истории украинского правописания до 1927 года». Он доказывал, в частности, что на языке древнего Киева была давняя украинская речь.

 

А. Крымском предстоит немалый поэтическое и прозаическое наследие - три части экзотической поэзии «Пальмовые ветви», многочисленные переводы из Омара Хайяма, Гафиза, поэтов монгольского лихолетья, лирической поэзии XV века. Вполне по-современному, скажем, звучат строки из стихотворений Абуль-Аля Маарійського (ХІ ст.)

 

Заблукались мусульмане;

 

Путь погубили христиане;

 

Блудят-рутяться жиды;

 

Маги тоже - сюда-туда!

 

Люди все - на два ранжири:

 

Есть умные - и без веры.

 

Вторые - верой крепки,

 

Но смыслом - анине!

 

Трудно переоценить вклад А. Крымского в развитие отечественной науки. Будучи одним из основателей Украинской Академии наук, он проводил огромную организаторскую работу как ее непременный секретарь (с 1918 по 1928 год): выбивал средства, помещения, заботился о расширении направлений деятельности, проявляя себя как дипломат, человек компромиссов. Всегда протестовал против арестов ученых, чтобы задобрить власть, заявлял: «Я убежден коммунист». С. Ефремов в дневнике заметил: «Не понимаю, зачем это ему показалось, потому что коммунист с его такой же, как из меня далай-лама тибетский».

 

Обидно, что он и его собратья по украинскому делу - М. Грушевский, С. Ефремов, М. Скрипник не находили общего языка (извечная украинская беда!), о чем Соломия Павлычко писала: «Крымский и Грушевский были героями, интриганами и жертвами одновременно. Они оба проиграли как друг другу, так и более мощной за них силе».

 

А. Крымского сняли с должности, и он снова оказался в Звенигородке, потеряв и статус, и зарплату, живя с огорода - извечного нашего спасителя-кормильца. Потом было маленькое смягчение, даже орден Красного Знамени, однако с началом войны Агатангела Ефимовича репрессировали.

 

Он был человеком одинока, несчастна в личной жизни, имел проблемы с нервами. Как и у многих гениальных людей, у него были психо-неврастенические отклонения, депрессии. Сам признавал: «Я слаб на нервы, но я головой здоров и не психопат».


Крымский Агатангел Ефимович

(1871-1942)

востоковед, славист, писатель, переводчик

Происходил из татарского рода. Родился 15 января 1871 года в г. Владимир-Волынский в семье учителя истории и географии. В детские годы его родители переехали в Звенигородку под Киевом. В трехлетнем возрасте научился читать, а через два года отец отдал его в местное училище, где Агатангел проучился пять лет (1876-1881). После обучения в протогімназії в Остроге (1881-1884) и Второй киевской гимназии (1884-1885) поступил по конкурсу в Коллегию Павла Галагана (1885-1889). В те годы осваивает иностранные языки: польский, французский, английский, немецкий, греческий, итальянский, турецкий и латинский. В коллегии сблизился с Павлом Житецьким, Михаилом Драгомановым, которые пробудили в нем любовь к украинского языка, литературы, истории, благодаря чему он, не имея и капли украинской крови, посвятил свою жизнь украинской науке и культуре. 1889 года, по окончании Коллегии Павла Галагана, Крымский вступает до Лазаревского института восточных языков в Москве, после окончания которого в 1892 году был оставлен на кафедре арабской филологии для подготовки к профессуре. Основными дисциплинами ученого были арабская филология, ислам и арабская литература, персидский и турецкий язык и литература. В течение 1892-1896 годов Крымский прошел полный курс славистических исследований на историко-филологическом факультете Московского университета под руководством языковеда В.Міллера, слависта Р.Брандта, знатока индоевропейских языков П.Фортунатова. в 1896 году молодой ученый сдал магистерские экзамены по арабистики в Петербургском университете и со славянской филологии в Московском университете. Кроме того, он слушал в Московском университете лекции по всемирной истории у профессора В.Гер'є. По окончании Московского университета Крымский получил от Лазаревского института двухгодичную стипендию для поездки в Сирию и Ливан. После возвращения из поездки 1898 года Крымский работает в Лазаревском институте, преподает курсы семитских языков, ведет курс перевода с русского языка на арабский и наоборот, изучение Корана, читает лекции по истории арабской литературы. С 1901 года возглавляет кафедру арабской лингвистики, становится профессором арабской литературы и истории мусульманского Востока. За время преподавания в Лазаревском институте восточных языков написал и издал целую библиотеку академических учебников по филологии и истории Ближнего Востока, о Коран, мусульманство, курсы истории и литературы арабов, персов и турок. В 1918 году переехал в Киев, где стал секретарем основанной гетманом Павлом Скоропадским Украинской Академии наук. В Киеве Крымский был создателем украинского востоковедения. В Академии наук он также возглавлял историко-филологический отдел, кабинет арабо-иранской филологии, комиссию словарь живого языка, комиссию истории украинского языка, діалектологічну и правописну комиссии. С 1921 года он также был директором Института украинского научного языка. В 1918-1921 годах работает профессором всемирной истории в Киевском университете. В то же время он был редактором «Записок Историко-филологического отдела Украинской Академии наук», председателем Киевского филиала Всесоюзной ассоциации востоковедения. В Киеве Агатангел Крымский плодотворно работал только в 1918-1928 годах. С 1929 года его начали преследовать, лишать должностей. 20 июля 1941 года Крымского арестовывают, увозят в Казахстан. 25 января 1942 года ученый умер в кустанайській тюрьмы.

Агатангел Крымский был ученый чрезвычайного таланта и широты научного диапазона. О нем трудно сказать, который был его главный специальность: ориенталист, знаток большого количества восточных языков (теперь известно, что он знал их более тридцати), историк Востока, он был одновременно одним из лучших знатоков украинского языка и литературы, беллетрист, автор нашумевшего романа «Андрей Лаговский» и сборника экзотических лирических стихов «Пальмовые ветви». Благодаря своей феноменальной памяти Крымский был исключительным эрудитом и часто жаловался знакомым, что «не может ничего забыть». Физически немощный, болезненный, почти незрячий, потому что потерял зрение из-за постоянного чтения, он, однако, имел пылкую и страстную натуру. Крымский хорошо разбирался в искусстве, знал современную европейскую литературу, в частности французскую, и очень любил музыку. Интересно, что он первый заметил талант молодого тенора, певца хора в труппе Николая Садовского, и пророчил ему большое будущее. Этим хористом был впоследствии всемирно известный тенор Леонид Собинов. Крымский не имел счастья в личной жизни и был отшельником, в течение жизни нежно, тайно и безнадежно любя талантливую писательницу. На его шестидесятилетнем юбилее в помещении нынешней президиума Академии наук Украины Павел Тычина прочитал посвященный Крымскому стихотворение, где упоминалась «вечно мрійна Леся Украинка», что раскрыло эту тайну. Его личная жизнь была заполнена заботами о брате и сестре, а поздняя женитьба не принесло счастья и семьи. Полуслепой, немощный сир ученый нуждался в помощи секретаря, чтеца или корректора. Таким помощником был для него Николай Левченко, которого он усыновил и который со временем стал исследователем, заведовал академической типографией. Когда в 1929 году начались аресты, которые завершились инспирированным НКВД процессом над Союзом Освобождения Украины, Левченко вместе со многими другими сотрудниками Академии было репрессировано. Перед этим он своим свидетельством спас Крымского от ареста. После ссылки Левченко осталась его беременная жена, и, чтобы дать ребенку имя, Крымский женился на ней. Такой жертвенный поступок не принес ему личного счастья, хоть он горячо любил своего названного сына. На протяжении 10 лет Крымский фактически руководил Академией. Между сотрудниками ходил даже шутка про «крымскую» Академию, имело основания. Первым президентом Академии, основанной 14 июля 1918 года гетманом Павлом Скоропадским, был Вернадский, но в начале 1920 года он уехал в Петроград и возглавил Радиоинститут. Избранный на его место В.липский, замечательный ботаник, не имел администраторского таланта, поэтому фактическим хозяином крупного учреждения был Агатангел Ефимович, непременный секретарь Академии. Самым трудным для Академии был 1919 год, когда в феврале Киев заняли большевики принесли красный террор и голод, расстрелы и преследования ученых. А 31 августа того же года в Киев вошла Добровольческая армия во главе с генералами Бредовим и Драгомировим, которые начали борьбу со всеми проявлениями украинской культуры, сняли вывеску из помещения Академии и объявили ее филиалом Российской академии наук. В декабре 1919 года пришли большевики, потом на короткое время украинские и польские войска, потом снова большевики. Во время этого безвременья Крымский проявлял большую гибкость и дипломатические способности, не давая Академии погибнуть в начале своего существования. Он выпрашивал у власти пайки и одежду для сотрудников, добился, чтобы Академии выделили участок земли, где ученые разводили огороды и заготавливали дрова, поскольку в помещении Академии на Владимирской, 54, бывшем пансионе Левашовой, не отапливалось и чернила замерзали. Но там, в холодных комнатах, собирались полуголодные энтузиасты, которые составляли планы развития украинской науки. На обратных страницах календарей и старых театральных афишах, чернилами - растворенными в воде химическими карандашами, они писали свои произведения. Со временем благодаря стараниям и настойчивости Крымского и его сотрудников Академия обрастала различными учреждениями, к ней присоединились уже существующие заведения - Археографическая комиссия, Историческое Общество Нестора-летописца, Юридическое общество, музей Ханенко. Учреждения и частные лица передавали ей свои библиотеки. Первой передала ценные книги вдова профессора Антоновича, позже в Академии передали свои библиотеки А.крымский, В.Модзалевський, а. левицкий и др. Улучшалось и материальное положение учреждения, Академия получила большие помещения на углу Фундуклеевской и Владимирской, славную некогда лаврскую типографию, где печатались научные записки, труды всех научных отделов, отдельные монографии, в том числе и труда А.крымского. Сам Агатангел Ефимович был ответственным редактором подавляющего большинства изданий и отдавал издательской деятельности много времени, нередко в ущерб собственной научной работе. Таким образом, Академия становилась центром национального и общественной жизни Украины до 1929 года, когда начались репрессии, связанные с процессом над СВУ. Того года Крымского не утвердили непременным секретарем, лишили административных функций, через что он тяжело переживал. Арестован и выслан многих сотрудников, в частности академиков с. ефремова, М.Слабченка, О.Леонтовича, а вместо них пришли партийцы Н, О.Шліхтер, М.Яворський. 1934 года было отменено гуманитарный отдел, отдельные комиссии было ликвидировано, сотрудники уволены. С 1939 года, после присоединения западноукраинских земель к Совет-ской Украины, когда во Львове начали создаваться научные учреждения, Крымский едет во Львов, где выступает с научными докладами, воспоминаниями, веря в лучшее будущее украинской науки. В январе 1941 года торжественно праздновался юбилей ученого, и он получил орден Ленина. В начале июня 1941 года Крымский вернулся из Львова, где проходила сессия Академии наук, и едет со своим приемным сыном Василием в Ялту, где его застало объявление войны. Он поспешил из Крыма до Звенигородки, чтобы там переждать лето. Его очень беспокоила судьба многочисленных рукописей, оставшихся в Киеве. В конце июня началась поспешная эвакуация ценностей и учреждений. В начале июля было эвакуировано Академию наук в Уфу. За несколько дней до Звенигородки приехало авто с нквд, и Крымском приказано было немедленно собираться. Постановлением НКВД от 20 июля 1941 года он объявляется «идеологом украинских националистов, который в течение ряда лет возглавлял националистическое подполье». После этого он, вместе с другими украин-скими патриотами - Л.Старицькою-Черняховской, О.Стешенко, І.Черкаським, О.Ярошевичем - оказывается в Казахстане, где умирает 25 января 1942 года в больнице кустанайской тюрьме, что славилась своим жестоким режимом и изощренными пытками. Имя украинского академика Агатангела Крымского 1970 года было занесено в утвержденный XVI сессией Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО перечень выдающихся деятелей мира.

** Необычная появление среди украинцев, необычная своей энергией, страстной любовью к Украине и разносторонностью знания и таланта, се Агатангел Крымский. Филолог по специальности, ориенталист с восхищение, он обнаружил себя высокоталантливым поэтом, очень оригинальным повістярем. /**И.франко. 1910.**/

** Ни один из новых историков Османской империи не имел такой эрудиции, как Агатангел Крымский. /**О.Пріцак. 1996.**/