Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Награждение победителей II (районного) этапа VI Международного конкурса по украинского языка имени Петра Яцика

В. Беник, Л. Білойван,

учителя украинского языка и литературы

Н. Кудько

заместитель директора по воспитательной работе

Гнединского ООШ i-III ступеней им. Петра Яцика



Звучит фонозапис песни «Все у нас есть» в исполнении Павла Зиброва. Дети танцуют.

Прорицатель:

Да, есть у нас язык,

И есть в нас слово.

Или стоит еще что-то добавлять.

Об этом же говорено много.

Я Прорицатель. Вот «Велесова книга»,

В древнюю одета веригу.

Это отсюда идет слово наше

К вам, молодое соцветие.

Стоит ли в очередной раз говорить,

Что без языка нам не жить.

Доподлинно. Пока не поздно.

Говорю не лукаво и не грозно.

Говорю эту правду. Не сказку.

Прислушайтесь к словам, пожалуйста.

Н. Г. Кудько

Инсценировка отрывка из сказки Николая Магеры «Храбрые из Храбрых»

1-й ведущий. Делалось это в старину. На огромном степном пространстве, где спокойно катили свои воды вплоть до синего моря широкие и глубокие реки, за древними лесами, за высокими горами жил народ свободолюбивый.

Звучит мелодия песни «Ой, говорила чиста вода» . Дети исполняют танец.

2-й ведущий. Народ этот был и честный, и трудолюбивый, добрый и откровенный. С далекими и близкими соседями хотел жить в мире и согласии.

3-й ведущий. Но не так случилось, как думалось. То из-за леса дремучего, то из-за гор высоких, то аж из-за моря синего незваные гости раз за разом нападали на землю свободолюбивого народа.

4-й ведущий. Долго терпел народ свободолюбивый. И наконец терпение оборвался. Лучшие сыны его, Храбрые из Храбрых, отважнейший из отважных, решили грудью защитить родную землю.

1-й ведущий. Однажды собрались они на высокой священной Горе, где росло бессмертное чудо-дерево Язык. Дерево то было жизнью народа свободолюбивого. Как только в семье рождался ребенок, родители срывали с чудо-дерева Языка листочек и прикладывали к губам младенца. И впитывало дитя с того священного листочка силу и мощь народа свободолюбивого, начинало говорить на языке родителей, дедов и прадедов своих. И чем больше роскошным оно было, тем сгущалась его крона, тем ряснее оно разрасталось.

2-й ведущий. Гордился своим чудо-деревом Языке народ свободолюбивый, охранял его пристально от врагов, никому в обиду не давал. И днем, и ночью, и в погожие дни, и в непогоду шелестела оно младенцам - колыбельная, парням и девочкам - нежной любовью, матерям - тоскливой песней, а родителям - силой и отвагой. Звучит героическая мелодия.

Седобородый. Приветствую Вас, Храбрые из Храбрых, на Горе священной свободолюбивого народа! Или с радостной вестью прибыли вы к чудо-дереву Языка, печаль в сердцах своих принесли сюда?

Светозар. Наш большой Охраннику чудо-дерева Языка, преславный ученый народа нашего! Нерадостную весть принесли мы в сердцах своих на священную Гору. Печаль и горе охватили народ свободолюбивый. Ежедневно враги нападают на наши границы, села и города жгут, разоряют поля, родителей и младенцев убивают, парней и девушек в рабство забирают. Нет покоя от царя Изверга. Посоветуй же, большой Охраннику чудо-дерева Языка родного народа, что нам делать сейчас?

Седобородый. Воины! Слово нашего свободолюбивого народа! Весть печальную из ваших уст услышал я. (К залу). Опасность страшная над свободолюбивым народом нависла: свободным ему в собственном доме быть, на земле родной рабом вечным прозябать? (К воинам). Выбирайте же: свобода или рабство?!

Воины. Воля!

Седобородый. За свободу надо на смерть с врагом стать. Или согласие?

Воины. Согласие! Согласие! Согласие!

Седобородый. Атаманом своим кого наречете? В чьи руки судьбу народа свободолюбивого доверите?

Воины. Світозару! Світозару! Світозару!

Седобородый. Ты слышал, Світозаре, волю народа!

Светозар. Слышал, большой Охраннику.

Седобородый. Или взвесишь на голос свободолюбивого народа?

Светозар. Есть хоробріші за меня, большой Охраннику.

Седобородый. Или взвесишь на голос свободолюбивого народа?

Светозар. Есть достойнее меня, большой Охраннику.

Седобородый. Или взвесишь на голос народа свободолюбивого и станешь его атаманом?

Светозар. Так, большой Охраннику!

Седобородый. Клянись святом чудо-дереву Языке.

Светозар (возвращается к дереву): Клянусь!

Седобородый. Клянись свободолюбивому народу.

Светозар (к залу). Клянусь!

Седобородый. Родной земли клянись.

Светозар. Клянусь!

Седобородый. Храбрым из Храбрых клянись.

Светозар (к воинам). Клянусь!

Седобородый. Поклянитесь, Храбрые из Храбрых, что будете верой и правдой служить народу свободолюбивому, его святыни - чудо-дереву Языку, земле родной и атаману Світозару.

Воины (в зал). Клянемся!

(К Светозара.) Клянемся!

(Становятся на колени, припадают к дереву.) Клянемся!

Седобородый. Теперь вы, Храбрые из Храбрых, бессмертные, потому зросило вас своей целительной росой чудо-дерево Язык. (Воины встают). Лишь тот погибнет, как червь, исчезнет в памяти народной, кто предаст свой народ, родную землю и святое чудо-дерево Язык.

Воины кланяются, уходят под музыку.

3-й ведущий. Низко поклонились Храбрые из Храбрых святом чудо-дереву Языке, его Охраннику Сивобородому и отправились в поход на врагов.

4-й ведущий. Скоро острые мечи по вражеским головам погуляли, коварного царя Изверга с родной земли изгнали.

1-й ведущий. И нашлись продажные души в лагере Светозара. Железными цепями своего атамана и храбрых воинов связали и в плен царю Извергу отдали.

2-й ведущий. Черным птицей весть печальная землю облетела. И старый, и малый, девушки и матери навеки прокляли предателей, взялись за оружие, чтобы родную землю защищает. Но силы уже были неравны... Враги грабили и убивали, народ свободолюбивый в кандалы ковали.

3-й ведущий. Не мог сделать царь Изверг: чудо-дерево Язык народа свободолюбивого уничтожить.

4-й ведущий. Народ свободолюбивый хоть и в рабстве был, а родное дерево на растерзание врагам не давал.

Ученик читает стихотворение.

Так душу тревогой колет

Так душу тревогой колет,

Молю я к каждому тебя:

Как будет в корень ясеня,

Так будет и десны и небо.

Збагнімо наконец, братцы,

Пока всем нам не поздно:

Как будет у ребенка речь,

То будет у народа песня.

Д. Чередниченко

Ученики исполняют песню «Родная земля» . 1-й ведущий. Хорошо знал царь Изверг о потаенную силу чудо-дерева Языка: пока оно живет, до тех пор и будет жить народ свободолюбивый.

1-й ведущий. Захотел Изверг, чтобы рабы забыли свой язык и говорили только на его языке, чтобы пели только его песни, танцевали только его танцы.

3-й ведущий. Но сначала надо было уничтожить чудо-дерево Язык. Приказал царь насадить побегов со своего дерева Языка, чтобы они, разрастаясь, забирали соки у дерева Языка свободолюбивого народа.

Звучит трагическая мелодия.

Ученица:

Я спрашиваю себя, спрашиваю у вас, у людей,

Я спрашиваю у книг, роззираюсь на каждой странице -

Где то год, где то месяц, тот проклят

неделю и день,

Когда мы перестали гордится, что мы - украинцы!

Выходят ученики, называют 4 даты из скорбного календаря украинского языка. В руках держат зажженные свечи, которые гасят после называния даты в сопровождении записи тревожных колоколов.

1-й ученик. 1720 г. - русский царь Петр i запретил печатать книги на украинском языке.

2-й ученик. 1769 г. - издано распоряжение Русской церкви об изъятии у населения Украины и уничтожение украинских букварей, церковных книг, написанных на украинском языке.

3-й ученик. 1775 г. - разрушена Запорожская Сечь и закрыты украинские школы при полковых казацких канцеляриях.

4-й ученик. 1862 г. - закрыты украинские воскресные школы, которые бесплатно организовывали выдающиеся деятели украинской культуры.

Ученик:

Царю шуты и палачи,

Рабы на ум и на удачу,

В иго хотели запрячь ее,

как дух степей, горячую,

И ослепить, и повести

На черные торжища, незрячей.

М. Рыльский

Ученик прикрепляет черную цветок на дерево Языка. 1-й ученик. 1863 г. - указ российского министра Валуева о запрете издания книг на украинском языке.

2-й ученик. 1876 г. - указ российского царя Александра ІІ о запрещении печатания нот и текстов украинских песен.

3-й ученик. 1884 г. - закрыты все украинские театры. 4-й ученик. 1908 г. - вся культурная и образовательная деятельность в Украине царским правительством России признана вредной, «могущей вызвать последствия, угрожающие спокойствию и безопасности Российской империи» .

Ученица:

Хотели вырвать язык,

Хотели ноги поломать,

Топтали под неистовый крик,

В'язнили, бросали за решетку,

Сделает калекой с калек

Тебя хотели, родная мать.

М. Рыльский

Ученик прикрепляет черную цветок на дерево Языка. 1-й ученик. 1914г.- российский царь Николай II ликвидирует украинскую прессу - газеты и журналы.

2-й ученик. 1929-1938 гг. - волна массовых репрессий сталинского режима опустошила Украину. Расстреляно, замучено в лагерях сотни украинских писателей. Этапами отправляли в ГУЛАГ ученых, художников, педагогов, закрыли Институт украинского научного языка, а сотрудников сослали.

3-й ученик. 1983 г. - издано постановление о так называемое усиленное изучение русского языка в школах и деление классов на группы, что привело к пренебрежению родном языке даже многими украинцами.

4-й ученик. 1989 г. - издано постановление, которая закрепляла в Украине русский язык как официальный, общегосударственную язык, чем украинский язык был отодвинут на третий план, что сказывается еще и сегодня.

Ученица:

Ты вся порубленная была,

Как Федор в степи безродный,

И переставляла два крыла

Под царских маршей топот медный.

М. рыльский

Ученик прикрепляет черную цветок на дерево Языка.

1-й ведущий. Словно поганки после дождя, на земле народа свободолюбивого вырастали каменные, круг них - Изуверу деревья Языка. Ежегодно, все больше плодилось предателей, променявших родину на богатство и Нелюдей утехи.

2-й ведущий. Предатели начали сторониться своих предков, стеснялись матерей и отцов, а своим младенцам уже прикладывали к губам листочки с Нелюдових побегов дерева Языка.

Выходят 3 ученика. Читают юморески: «Не в своей тарелке», «Среди темной ночи» .

Не в своей тарелке

Прибыл Савва в Киев

С женой в паре.

Продавали сало, мясо,

Яйца на базаре.

С покупателями торговались,

С людьми говорили.

Потом пошли по Крещатику

На Днепровские склоны.

А как оттуда возвращались,

Молвил Савва женщине:

- Давай «чтокать» ,

потому что неудобно,

Что мы украинцы.

Павел Глазовой



Звучит грустная мелодия

Трагическая мово!

Уже тебе гроб

Не только враги, но и собственные дети тешуть.

Бессмертная мово! Ты смеешься горько,

Ты в том гробу и не вмістишся, кстати.

Они же глупые, они снимали мерку

Из твоих унижений - не из твоего величия!

Твой дух не стал униженным и плюсклим,

Хоть слала судьба черные ковры -

То ед Вілюйська к Холуйская,

То с Киева до Колымы.

Л. Костенко

3-й ведущий: И как не радовались своей черной работы царь Изверг и предатели, им не удалось уничтожить дерево Языка свободолюбивого народа.

4-й ведущий: Забыли они, что растут в том крае сыновья и дочери храброго Светозара и его собратьев.

Ученица. Быть или не быть украинскому народу, который потерял последние остатки автономии... и все сильнее чувствовал социальный и национальный гнет царского правительства? Быть! - ответила на этот вопрос «Энеида» .

Ученик от имени Котляревского:

200 с лишним лет прошло,

Как об Энее я писал,

Чтобы вы, потомки, не забыли,

Сколько было у казачества дел.

Вергилий, римский этот поэт,

Когда разложил уже так сюжет.

Эней. Он одного только не постиг,

Казак Эней самом деле был.

В Нью-Йорке, в музее истории, оружия,

Есть его могила из Трои.

Когда ее Шлиман нашел,

Хоть стер немало подошв.

На ней слова из прошлого века:

Эней, тот, что из казаков.

Н. Кудько

Ученик прикрепляет желто-голубой цветок на дерево Языка, срывая черную, читает стихотворение.

Ученик:... Пашу

Свой перелог - убогую ниву!

И сею слово. Добрые жатва

Когда-то будут...

Арина же ты, моя ниво,

Внизу и горой!

И засійся, черная ниво,

Волей ясной!

Т. Шевченко

Звучит песня на слова Т. Г. Шевченко «Зацвела в долине красная калина» . Ученик прикрепляет желто-голубой цветок к дереву Языка, срывая черную.

Ученица читает стихотворение.

Кусок земли, ты зовешься Украиной.

Ты был до нас. Ты будешь после нас.

Мой предковічний,

Мой умитий росами,

космический,

вечный,

звездный, барвинковый...

Когда ты даже носил название - Малороссия,

твоя поэтесса была Украинкой!

Л. Костенко

Ученица читает поэзию в прозе Леси Украинки « Твои письма пахнут...», цепляет желто-голубой цветок, одна черная остается.

Седобородый. Вечно будут жить в памяти народной сыновья и дочери Храбрых из Храбрых, возвращают силу своему дереву Языка. Стало выпрямляться оно. Зазеленели, радостно заблестели листочки, снова потянулись к синего неба, ясного солнца.

Звучит мелодия песни» Сорочинская ярмарка» . Выходят мальчики, читают отрывок из рассказа Остапа Вишни «Ярмарка» .

Выходит ученица, собирает терновые ветки и читает стихотворение «Язык мой» .

Речь моя - словно девушка в веночке,

идет полем, идет лугом,

терновыми путями идет.

Речь моя - словно ласточка

летит горой, летит внизу,

предвещает мне ясный день.

Речь моя - словно Берегиня,

что на каждое свое дитятко

дышит и дрожит.

Речь моя - БЫЛА! БУДЕТ!

А сейчас я терны в тропах собираю,

чтобы ей было легче ходить.

Г. Кирпа

Звучит лирическая мелодия. Получается Прорицатель.

Тернии еще долго нам собирать.

Сорняки полоть, паросли лелеять.

Об этом в Канаде украинец думал.

С болью, с тревогой, с грустью.

И... начал сеять зерно.

На ниве языка уже родит оно.

И мы Петра Яцика шануєм,

VI Международный конкурс по украинскому

языка віншуєм.

Н. Кудько

Награждение победителей конкурса.