Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Кружковая работа

Творческий диалог: «Искусство писать - это искусство сокращать»

Модель заседание школьного литературно-творческой студии

В. Коваленко,

кандидат педагогических наук, доцент

Черкассы



Автор методической разработки предлагает эффективные пути совершенствования поэтических произведений одаренных старшеклассников через ознакомление их с психологией и правилам литературного творчества, поиск новой художественной информации.

Ключевые слова: литературное творчество, правила литературного творчества, художественный образ, художественная ценность произведения, подражания, совершенствование творческого продукта.

Копилка мыслей

«Написать хорошо значит, не написать ничего лишнего» (Григор Тютюнник).

«Величайшее умение писателя - это умение вычеркивать» (Ф. Достоевский).

«Для того, чтобы удивиться, достаточно минуты; для того, чтобы удивить, нужны долгие годы» (Клод Гельвеций).

«Потребность превращать в совершенное искусство» (Ф. Ницше).

«Соперник, который разоблачает ваши ошибки, гораздо полезнее для вас, чем друг, скрывающий их» (Леонардо да Винчи).

Тема. Обсуждение творческого наследия Ирины С., 11 класс.

Цель: во время коллективного обсуждения стихов старшеклассницы стимулировать учащихся к высказываниям доброжелательной критики, культуры творческого диалога; знакомить с правилами литературного творчества, в частности, основами стихосложения, путями совершенствования написанных учащимися поэтических произведений (сокращение, выразительность, замена отдельных образов, уточнения деталей и др.); развивать умения поиска путей новой художественной информации и вариантов ее реализации в творческий продукт.

Ход заседания

1. Обмен новыми мыслями, впечатлениями, информацией относительно событий в литературно-художественной жизни Украины, в частности города.

2. Копилка мыслей.

Совет: перед обсуждением творчества учащихся словеснику необходимо обратить их внимание на мнения известных людей - как на своеобразные наставления, правила литературного творчества - и попытаться объяснить их смысл. В процессе творческого сотрудничества (во время редактирования произведений) ученики будут находить подтверждение тем мыслям и занотовуватимуть их до своего дневника по психологии литературного творчества.

3. Творческий диалог ( процесс обсуждения и редактирования стихов).



Совет: с целью более продуктивного осмысления художественного уровня стихов и эффективности творческого сотрудничества каждому из участников обсуждения необходимо перед глазами иметь стихи ровесницы; каждый стих стоит читать первый раз для общего впечатления, дальше - по необходимости.



Чтение Ириной вновь созданных стихов.

Лето

Яблоком красным солнце догорает.

И поет песню на орехе птица.

Я тебя жду, как когда-то ждала,

Июнь в черешне и на моих губах.

Уже поспели вишни в садах зеленых,

И клечаным неделей пахнет во дворе.

Ты приди ко мне, ты приди ко мне.

Видишь, зажглась звезда вверху.

Битыми тропами спешит лето,

Заглядывает в огороды, смотрит в поля.

И вдохновенно дыха недоспіле рожь,

И от счастья плачет росами земля.



Впечатление от прочитанного.

Совет: необходимо в начале обсуждения найти возможность положительной оценки произведения даже в случае отсутствия в нем художественной ценности.

Мысли и замечания литстудийцев и руководителя:

- и в мелодии стиха, и в отдельных художественных образах чувствуется прямое подражание поэзии М. Рыльского «Яблоки поспели, яблоки красные» ;

- есть интересные художественные образы, не наследованы автором произведения, как: клечаным неделей пахнет во дворе, битыми тропами спешит лето, заглядывает в огороды, смотрит в поля, вдохновенно дыха недоспіле рожь;

- рядовые «легкие» рифмы в последней строфе: поля-земля;

- известными являются художественные образы типа: зажглась звезда вверху, плачет росами земля, яблоком красным солнце догорает. Хотя яблоко или вишня не могут красно догорать, а лишь сгорать - чернеть. И еще одно замечание: в июне вряд ли есть уже красные яблоки.

Руководитель студии. Что можно и можно ли сделать из этого стиха, чтобы не потерять художественных находок Ирины и чтобы в нем не чувствовалось подражание?

Літстудійці:

- сократить его, отбросив все известные художественные образы;

- заменить в первом строковые слово яблоко на те же черешни или вишни, ведь в Г. Рыльского поэзия начинается именно яблоками. Или же вообще можно начать поэзию другим строкой или строфой, например последней.

Руководитель студии. Что в первую очередь заставило нас среагировать на то, что этот стих наслідувального характера?

Літстудійці. Одинаковое начало и ритмомелодика стиха, как и у известного поэта.

Руководитель студии. Попробуем изменить мелодию стиха. Это можно сделать путем перестановки (инверсии) и сокращения слов, способа рифмовки (перекрестной - на четное или кольцевое), вследствие чего изменятся ударения, количество слогов, женские на мужские клаузулы (или наоборот), а следовательно, и характер ритмомелодики.

Возьмем первые две строки и поекспериментуймо.



Вариант первый:

Поет песню на орехе птица,

Сгорает солнце красным яблоком...



Вариант второй:

Красное солнце яблоком сгорает,

Поет песню птицы на орехе...



Вариант третий:

Яблоком солнце згора,

Птица поет на орехе...



Вариант четвертый:

На орехе птица поет песню.

На орехе...

В крыше неба солнышко спряталось,

В крыше неба... и и др.

Как свидетельствуют источники психологии творчества, поэзия часто может рождаться с появления мелодии, что следует, как правило, по настроению творца - грустного или веселого. Каждый из нас может выбрать созвучное своему душевному настроению мелодию. Но давайте прислушаемся к мелодии, которая близка автору. Главное - чтобы стих звучал свежо, неповторимо.

Коллективное конструирование стихотворения Ирины 3.

Идея произведения: летний, полон свежести троицына зеленые июньский вечер - и свежесть первых чувств, знеможного ожидания лирической героиней своего избранника.

Установка 1. Важным в конструировании поэтического произведения является поиск путей выразительность идеи через точные художественные образы, детали, стилистические фигуры (риторические вопросы, восклицания, повторы); удачно выстроенную композицию, которая предполагает развитие чувства лирической героини от первой строчки и до последнего, которые, кстати, часто интригуют читателя, вводя его в мир переживания неожиданностью действия, недоказаним словом, необычным ходом мысли, намеком и др. Творческие откровения художников свидетельствуют о том, что первая строка найти порой трудно. Это словно первая нота, точно вловлений аккорд, из которых может родиться та единственная неповторимая песня, которой стремится каждый художник.

Итак, автор (насколько это возможно, сознательно, ибо творения поэзии сопровождается еще и подсознательными процессами) в первую очередь пытается выстроить мысленный маршрут развития идеи, найти способы показа той интриги, того кульминационного момента, который бы заставил нас восхищаться, удивляться. В стихи Иры идею, например, можно развить так: показ красоты летнего вечера, который не предполагает показа чувств лирической героини, и только последняя строка (или два) углубляет этот пейзаж новой информацией - внутренним состоянием влюбленной.

Руководство 2. Изолировать из стихотворения известны, стереотипные художественные образы, или же, по возможности, «освежить» их новыми семантическими оттенками.

Отредактированный вариант стихотворения «Лето» :

Поет песню на орехе птица

И вишенкой солнца спелый горизонт.

И в первых вишнях губы добрые-добрые...

Клечальной неделей родной двор пропах.

По битой тропе лето ступа.

А, может, ты ко мне тихо-тихо?

Зелене жито так вдохновенно дыха -

Зітха?

Руководитель студии. Как видите, стих психологически углубился за счет появления во второй строфе двух риторических вопросов: первое из них показало ожидания девушкой милого; второе (из одного слова!) вместило весь мир ее чувств через символ зеленого ржи - молодого, полного буйством жизни, свежих чувств. Лирической героине чудится, что оно вдохновенно дыха-зітха - на самом же деле чувствительный читатель улавливает то искреннее девичье вздох, будто сам его «проживает» .

Чтение Ириной С. стихотворения «Веники» .

Словно петухов красные гребные,

Маячат веники в мгле.

А прутья их, словно молебны,

Поклоны бьют святой земле.

Налитеє молоком колосья

Пьют бесстыдные воробьи.

Яв горсти жну, словно волос,

Перебираю в руке.

Лишь стерня на босу ногу

Кривавить мой горячий след.

Собираю прутья, словно в косу.

Как это делал мой прадед-дед.

И жнется-жнется медное поле,

И в росе, и в поту,

Чтобы был хозяин удовлетворения

На тот урожай, ту копейку.



Творческий диалог (процесс обсуждения и редактирования).

Впечатление от прочитанного.

- В отличие от предыдущего, этот стих больше заслуживает внимания, потому что здесь есть интересная идея. Мы привыкли говорить о кошения ржи, пшеницы, ячменя, овса, а вот об уборке веников - нет. Особенно замечательное сравнение словно петухов красные гребни. Интересно также олицетворение земля кривавить мой горячий след.

Мысли и замечания литстудийцев и руководителя:

- А у меня сложилось впечатление, что я вижу обычные домашние веники. Может, они как-то по-другому называются к их изготовлению?

- Можно заменить словом виниччя, тогда будет звучать так: маячит виниччя в мгле.

- Последняя строфа стихотворения - слабая, «пустая» , она его обедняет, а потому ее легко можно удалить.

- Следует поработать с рифмами - они «легкие» , традиционные: мгле-земле; колос-волос; боссу-косу.

- К сожалению, интересная идея - жатва веников - не реализована Ирой. Она словно растворяется в давно чутих неинтересных художественных образах типа: поклоны бьют святой земле; словно в косу; словно волосы, перебираю в руке.

Кстати, наблюдается несоответствие: жать прутья в горсти - и перебирать его, словно волосы; между сравнениями веников с петушиными гребнями в первой строфе, а во второй - уже с волосами. Если уж интересная художественная идея «веники, языков петухов красные гребешки» , то ее, возможно, стоило бы связывать и дальше с образом петухов?

- Хорошо было бы показать уважение к труду прадеда деда. При этом не обязательно в среднем говорить «как это делал мой прадед-дед» .

Отредактированный вариант стихотворения «Веники» .

Словно петухов красные гребные,

Маячит виниччя во мгле,

И прутами, как к молебны,

Земли дает тугой поклон.

Его зжинаю. Стерни босые

Кривавлять следует горячий мой.

Собираю прутья. Гребные проса

Ко мне ластятся сами.

И жнется-жнется поле медное.

Как еще за прадеда и деда...



Чтение Ириной С. стихотворения «Вечерняя пастораль» .

Августовский вечер грелся на скамейке,

Языков мужчина уставший присел.

А солнца луч, втулений в ладони,

Костром ночи тихо был.

Где тлеют травы и горят росы,

И я по ним благословенно иду,

А в веснушках мальчик голобосий

Спешную гнал домой стадо.

Прятал в Рудке вечер свою усталость

И гнал ее, как воду под веслом.

Зовут домами улицы домой,

И ходит сон усталый селом.



Творческий диалог (процесс обсуждения и редактирования).

Впечатление от прочитанного:

- Прекрасно! Очень красивая картинка летнего вечера. Особенно впечатляют художественные образы: августовский вечер грелся на скамейке, словно мужчина уставший присел; прятал в Рудке вечер свою усталость и гнал ее, как воду под веслом.

- В стихотворении есть интересный авторский неологизм голобосий.

- Привлекает внимание художественный образ солнца луч, втулений в ладони, костром ночи тихо был.

Мысли и замечания литстудийцев и руководителя. Літстудійці:

- Однако вторая часть этого образа ослабляет его художественное качество. Представьте луч солнца в ладони, который одновременно пломенить костром ночи! А где же тогда та вечерняя пастораль, окутанная усмирением природы и человека от дневной усталости? Это и есть несоответствие. Поэтому костер в руке для такой картины многовато. Чего бы нежнее. С каким зримым предметом у вас ассоциировался луч солнца, втулений в ладони?

- С волшебной палочкой.

- С прутиком или дубьем.

- Прекрасно! Кто то прутик втулил в ладони, для чего - дело авторского воображения.

- Если Ирина хочет сохранить свой вариант художественного образа, то пусть подумает, как ослабить тот резкий переход от лучика к костру: возможно, не костер, а дымка, не пломенить, а золотіє.

- Необходимо поработать над временами глаголов в стихотворении. Во второй строфе не согласуются глаголы настоящего (тлеют травы, горят росы) и прошлого времен (гнал стадо); то же самое и в третьей строфе: прошлый (прятал и гнал) с нынешним (зовут улицы и ходит сон).

- В последней строке второй строфы и второй строке третьей - тавтология слова гнал; в последней строфе - усталость-утомленные; во второй и третий - повтор наречия домой.

Руководитель студии. Стоит заменить дієслівну да еще и неточную рифму в первой строфе: присел-был. А также избежать рядовых, всеми чутих мыслей типа:;' я по ним благословенно иду, ходит сон усталый селом. Хотя они могут остаться в стихе, ведь интересные художественные находки Ирины пересиливает их. Поэтические строки возбуждают воображение, светлые чувства. Однако хотелось бы емоційнішого окончания. Можно опустить последнюю строку и вместо него придумать что-то другое. Можно вообще из трех строк, оставшихся выбрать самый отчетливый, самый интересный и поставить его последним. Он бы внес новое видение картинки пасторали вечера. В этом случае хорошо было бы использовать средство аллитерации по - состояние дремоты, сна.

И еще один совет: смелее играйте словами, ведь искусство по своей природе предполагает игру.. Переставляйте их, жонглюйте ними! Именно инверсия помогает «наладить» ритмомелодику стихотворения, разнообразить пути поиска рим, а также найти необходимые смысловые оттенки и выдвинуть их на первые позиции, умаляя таким образом роль слов уже менее существенных в той или иной ситуации.

Отредактированный вариант стихотворения «Вечерняя пастораль» :

Августовский вечер грелся на скамейке,

Языков мужчина уставший присел.

А солнца луч, втулений в ладони,

Дымкой ночи тихо золотів.

Где тлели травы и пылали росы,

И мрійна я стояла в саду

И смотрела, как мальчик голобосий

Спешную гнал с поля стадо.

Хатами звали улицы домой,

И прятал в Рудке вечер дневную усталость,

ее, как воду гоня веслом.

И споночіле сон хотел деревня...

Руководитель студии. В общем радует то, что у Иры работает образная мысль - она постоянно в поиске новых художественных идей. И хотя в стихах встречаются стереотипные подходы к изображению известных тем, это дело опыта - литературно-творческого и жизненного. Нет замечаний по ритмомелодики стихов. Чувствуется, что Ирина имеет незаурядные музыкальные способности.. Правда, необходимо больше внимания уделять римам, не спеша, подбирать такие, что стихийно приходят на ум.

Высказанные впечатления, критические замечания, пожелания свидетельствуют о том, что в молодой поэтессы есть художественное зерно, которое заслуживает внимания. Иначе не было бы предмета для обсуждения. Доброжелательная критика необходима, она очищает и стимулирует. И надо иметь мужество воспринимать ее, как, впрочем, и мужество браться превращать словом то, что было создано до тебя.