Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«Стрінемось когда еще?»

Урок литературы родного края по рассказу Виталия Колодия «Гордыня»

А. Ткач,

учитель украинского языка и литературы

Черновцы



Цель: ознакомить учащихся с фигурой В. Колодия, ввести их в мир его жизни и труда; раскрыть психологизм автора в обрисовке образов рассказа; развивать навыки учащихся глубоко анализировать произведение, умение исследовать внутреннее состояние героев, вникать в суть изображаемого в произведении, обосновывать свое мнение по поводу прочитанного; воспитывать у учащихся интерес к творчеству Виталия Колодия.



Тип урока: урок - психологическое исследование.



Оборудование: портрет В. Колодия, плакат «От «Зажинків» к ужинків» , таблично-матричная опора для рассмотрения средств образотворчества главных героев рассказа В. Колодия «Гордыня» , иллюстрации к рассказу, выставка изданий В. Колодия, материалов о нем.



Эпиграф: ...

Или стрінемось когда еще?

Уже летит в безвестность булава...

Как раньше мне болела тишина,

Так теперь болят мне слова...

В. Колодий



Ход урока

И. Вступительное слово учителя (музыкальное сопровождение - буковинская мелодия).

Буковина! Наш живописный буковый край, который издавна славится литературными и художественными талантами. Он дал миру немало поэтов, прозаиков, живописцев, скульпторов, композиторов, артистов.

«С високостя слова» ... Не о многих мастеров изящной словесности нашего края можно так сказать. Зато, когда есть возможность читать или слушать слова известного в Украине поэта, драматурга, публициста, переводчика Виталия Колодия, то каждый человек, который стремится життємудрого и проницательного образного слова, радуется счастливом мгновении, ибо непременно найдет для своей души что-то близкое, понятное и щемящее.

И сегодня на уроке литературы родного края мы имеем такую возможность.



II. Объявление темы, цели, эпиграфа урока

Мы ознакомимся с творчеством В. Колодия на литературной карте Буковины, рассмотрим содержание рассказа «Гордыня» и попробуем исследовать психологическое, внутреннее состояние героев этого произведения. Хотелось бы, чтобы это произведение послужило вам Уроком в будущем жизни и чтобы у каждого из вас было искреннее, взаимное чувство любви, которое бы принесло вам радость, а не разочарование. Эпиграфом урока являются строки из стихотворения В. Колодия (прочитать). Будем работать по плану:

1. «Птица слова бьется в окна...» (жизненная судьба. Колодия).

2. От «Зажинків» к ужинків (общая характристика творчества писателя).



III. Восприятие, усвоение и осмысление учащимися новой информации

1. Слово учителя.

Творчество Виталия Колодия настолько многогранна, насколько неизмеримы его талант и душа. Сын таврийских степей своим творчеством (полвека в литературе) прославившему и родную уже для него буковинскую землю, поднес свое слово в литературных вершин.

Давайте поближе познакомимся с личностью Виталия Демьяновича Колодия. Послушаем самого автора и литературных критиков,

2. Жизненный путь Виталия Колодия. Деловая игра. Ученик, который играет роль писателя.

Хочу засвидетельствовать о себе следующее: родился я 19 января 1939 года в городе Первомайске Николаевской области, в семье рабочего. Здесь же получил семилетнее образование. В те времена тамошняя 17-я школа еще была украинской и имела талантливых учителей украинской литературы, что мне в будущем очень пригодилось. Хоть я стал печататься, учась в 7-м классе, и не хотелось терять традицию рабочей семьи, из которой вышел. После окончания семилетки поступил на механическое отделение Одесского нефтяного техникума. Надо было одновременно учиться и зарабатывать на хлеб, поскольку отец, Демьян Прокофьевич, израненный на фронтах, умер, когда мне было 7 лет. В студенческие годы почувствовал тягу к литературе. Когда заканчивал техникум, уже имел публикацию в солидной коллективной книжке. С дипломом механика я приехал на Буковину, устроился на Сторожинецкой нефтебазе. И назойливая птица Слова переманивала меня в лирическую веру и победила. Поработав некоторое время, я поступил в Черновицкий университет на филологический факультет, а закончив, более 25 лет отдал журналистской и издательской работе в Черновцах и Одессе: в 60-е и 80-е годы работал заведующим отделом культуры газеты «Советская Буковина» , ответственным секретарем одной из одесских областных газет, в издательстве «Маяк» , был в числе учредителей газеты «Молодой буковинец» , основал газеты «Буковинское вече» (1990-1991 гг.) и «Литературно-художественная Буковина» (1997-1998 гг.), работал директором Черновицкого музея диаспоры. Сейчас занимаю должность председателя Черновицкой областной организации Союза писателей Украины. Мной написано много художественных, публицистических произведений. Женат. Есть две дочери, двое внуков.

Учитель. Чем же богата творческая звезда В. Колодия, что так ярко сияет на литературном небосклоне Буковины?

3. Общая характеристика творчества В. Колодия.

Выступление группы «Юный литературовед» .

Первый ученик. Впервые капризная птица поэтического слова тронула Виталия Колодия своим мятущимся крылом, как уже сказал сам поэт, в 14 лет. Но расцвел его талант гораздо позже, в университетские годы. Первый сборник стихов издал в 1967 году под названием «Зажинки» , что свидетельствует о начале литературных жатвы автора. Начинается сборка словами: «Хочу, чтобы в моих стихах всегда жило удивления миром, чтобы слышался в них прогресс и цвели росы, рождаемые вечным пробуждением земли» .

И хоть первая сборка осталась почти незамеченной критиками, поэт работал, и результатом напряженного труда становится его новая книга «Славянская душа» (1969). А открывается она стихотворением «Начало» , в котором поэт выразил свое кредо: находить суть не на миг, а навсегда. Нет, нелегко находить ту суть в сложных противоречиях мира, нелегко разглядеть, где истина, а где от нее тень. Вечную суть поэт пытался увидеть в ее конкретных проявлениях. Он ее искал, а найдя - переносил на бумагу стихотворными, прозаическими строками. И в результате поисков - плодотворный творческий вклад В. Колодия. Одна за другой после «Зажинків» выходят еще 14 сборников (рассмотрение плаката «От «Зажинків» к ужинків» - перечень поэтических сборников, их издание).

Ряд стихотворений В. Колодия внесены в недавно изданной хрестоматии «Писатели Буковины второй половины XX ст.»

Поэт постоянно в творческом поиске, стремится проникнуть острым зрением в основные противоречия и конфликты эпохи, углубиться во внутреннюю суть событий и явлений. В каждом его новом произведении слышится неподдельная искренность отклика на жизненные явления, приобщение к человеческим проблемам.

В сборнике «Сто сонетов» есть замечательное стихотворение «Молитва» . Послушайте его (читает сонет «Молитва» , зажегши свечу).

Учитель. Я уверена, что каждый из нас тоже молит Бога, чтобы стать в жизни настоящим Человеком. И я вам этого желаю.

В. Колодий известен в Украине не только как писатель, но и как публицист, критик, переводчик.

Второй ученик. Счастливо начаты зажинки продолжились не только в тринадцати поэтических и прозаических сборниках. В.Колодій является составителем и составителем отдельных книг. Общий поэтический сборник «Две волны» заключил с болгарином Тихомиром Йордановим, а подобную ей прозаическую книгу «Берега» - с Панко Анчевим. Работая на Буковине, издал путеводитель, посвященный Вижнице. Есть у него книжка про Черновцы.

Выступает как публицист, литературный критик, очеркист.

Давно зарекомендовал себя Виталий Колодий блестящим переводчиком. Начиная со сборника «Август и птицы» , он взял за правило включать в собственных книжек поэтические переводы и перепевы из славянских и других литератур. Есть у него переводы молдавского поэта Мирчи Лютика. В свою очередь, его произведения интерпретированы русском, молдавском, эстонском, абхазской, болгарском и венгерском языках.

Учитель {показывает сборник «Прощальная слеза утра» - сборник переводов стихотворений В. Колодия на румынский язык М. Лютиком). Итак, творческая звезда В. Колодия полна таланта поэта, прозаика, драматурга, публициста, переводчика. Но сегодня мы говорим о В. Колодия как писателя. Чем же обогатил Виталий Демьянович сокровищницу украинской литературы?

Третий ученик. Да, действительно, Виталий Колодий внимательный к содержанию, к тому, что он хочет поведать читателю. А виповідає много чего важного. Вместе с автором, персонажами его произведений читатель становится участником поиска сложных жизненных истин в интересном мире поэтических мыслей и чувств, прозаических тайн, переживаний и співчувань. Читая его произведения, никто не останется равнодушным к трогательных пейзажных тем, каждый будет взволнован размышлениями автора о месте и роли человека в мире, рассуждать над морально-этическими ценностями жизни, увлечется воспеванием любви и верности, углубится в возвышенно-трагедийно озвученную историю нашего народа, проникнется вместе с автором гражданской стривоженістю за судьбу Украины.

Творчество Виталия Демьяновича отмечается многожанровой разнообразием. На его поэтической ниве мы встречаем лирическую поэзию («Возвращение» , «Сквозь даль разлуки знал...» ), поэму ( «Неопалимая высота» ), драматическую поэму ( «Смутное Галич» , «Диспут» ), драматическую элегию («Юрий Федькович» ), историческую балладу («Найлюбіша в мире панна» , кстати, это произведение о выдающегося буковинца Лукьяна Кобылицы, вожака крестьянского движения в позапрошлом веке), рассказ, новеллу, очерк. Виталий Колодий - мастер сонетов. Бросается в глаза его удивительное жанрово-строфічне разнообразия. В них находим и лирические миниатюры (катрены-четверостишия), восьмивірші, белый стих.

4. Беседа с учениками.

Из чего состоит творчество В. Колодия? Какая тематика его творчества? Назовите жанровое разнообразие его произведений.

Учитель. Творчество В. Колодия интересная, оригинальная, ее анализируют, исследуют (просмотр материалов выставки о творчестве В. Колодия).

Произведения Виталия Демьяновича получили высокую оценку. Он отмечен литературной премией им. Дмитрия Загула (1996 г.) и литературно-художественной премией им. Сидора Воробкевича. Итак, как видим, Виталий Колодий от «Зажинків» пришел к золотых ужинків. Не зеленый он выжал снип на ниве, которую ухаживал более четверти века.

5. Работа над содержанием произведения.

1. Вступительное слово учителя.

В 1998 году вышла в свет книга В. Колодия «Найлюбіша в мире панна» . В этой книге известный писатель размышляет над смыслом дней и трудов человеческих, ведет лирическую исповедь самых интимных чувств и отношений. Книга состоит из двух частей:

I часть «Радуйся... потому что я не могу.

II часть «Найлюбіша в мире панна» .

Первая часть книги открывается прозаическим произведением «Гордыня» , с содержанием которого познакомимся на сегодняшнем уроке.

Проблемно-поисковое задание.

Работая над содержанием произведения, подумайте: правильной ли была поведение героев рассказа?

2. Теоретический практикум. Повторение сведений по теории литературы.

По жанру произведение «Гордыня» - рассказ.

- Какое литературное произведение называется повествованием? (Рассказ - небольшое эпическое произведение, в котором изображается одна, изредка несколько событий из жизни главного героя.)

- Какие признаки присущи этому жанру? (Краткость повествования и описаний, непродолжительное время действия, небольшое количество действующих лиц, прозаическая форма.)

3. Ознакомление с содержанием рассказа.

Слово учителя.

События, изображенные в рассказе, происходят на вокзале далекого провинциального городка. Именно здесь встретились старые знакомые Андрей и София. ( Учитель читает начало рассказа.)



Инсценировка встречи Андрея и Софии.

Андрей (радостно и удивленно). Такая диковинка, Софийка!

София (тоже удивленно). А я смотрю... Кто бы подумал...

Андрей. Здесь и вдруг ты! (Обнимаются, он целует ее в щечку.) Ну как... что... как живешь? Рассказывай.

София. Живу хорошо... А ты? (С нежностью смотрит на Андрея.)

Андрей. Я тоже! Работаю на опытном заводе. Готовим некоторые новинки.

София (задумавшись). Как и мечтал.

Андрей. Здесь недалеко, километров за четыреста, наш академгородок. Люди которые там собрались. (Молча смотрят нежно друг на друга.)

Докторскую через два месяца буду защищать.

София. Рада за тебя. Молодчина. И тогда не сомневалась, что станешь знаменитостью.

Андрей (смущенно). Забалакався я (вздыхает). А ты молчишь... {пристально смотрит на нее.)

София (спокойно). Что говорить? Я обычная сельская учительница... Правда, школа у нас хорошая, известная в области, и в республике.... Реформа, экспериментируем... (Тишина. Смотрят нежно друг на друга. София смотрит на часы и резко встает.)

Андрей (растерянно). Сонечка... София... (она резко поворачивает голову, смотрит ему в глаза.) Ну... а в личном как? Надеюсь...

София: (продолжает смотреть на него минуту, опускает глаза). Ты правильно угадал.

Андрей (с волнением). Кто он?

София (больно и смущенно). Учитель... Как и я.

Андрей (с сожалением). Вот так...

Софья (тихо и напряженно). А ты?

Андрей. Конечно, и я.

София. Дети есть?

Андрей. Конечно (пристально смотрит на нее).

София (подводит глаза и подает ему руку). Уже время.

Андрей (нежно держит ее руку). Я проведу...

София. Счастлива была увидеться.

Андрей. И я, София.

(Целует ей руку, нежно смотрит на нее, задерживает руку и отпускает. Андрей и София расходятся в противоположные стороны.)

Учитель читает рассказ от слов: «За несколько минут поезд...» до конца произведения.

После текстовая работа.

- Кто такие Андрей и София?

- Почему они развелись в студенческие годы?

(Зачитываются отрывки - сцены недоразумений).

- Что было истинной причиной их разрыва?

Минуло 20 лет. Андрей и София встретились

снова. Но как встретились, так и расстались. Почему? Что мешало им соединить свои сердца?

Учитель. Гордыня - причина неустроенности личной жизни героев повествования - Софии и Андрея: гордыня в их поведении, отношениях в студенческие годы, гордыня после более чем двадцатилетней разлуки. Именно эта гордыня и дала название рассказу.

6. Выступление группы «Юные художники» (рассмотрение ученических иллюстраций к рассказу).

7. Анализ образов Андрея и Софии. Беседа с учениками.

- Какими предстают перед нами герои произведения?

- Что можно сказать про Софию?

- Что мы узнали об Андрее?

Итог. Читая рассказы, каждый из вас понял, что в душах наших героев творилось что-то невероятное. Давайте попробуем исследовать, как автор, используя различные средства живописи, показывает нам внутренний мир каждого из героев, их психологическое состояние.

Работа в группах. (По таблично-матричной опорой каждая группа раскрывает одно средство живописи, который использует писатель.)

Учитель. Внутреннее состояние героя - самый древний и самый простой способ изображения переживаний человека. Состояние души определяет автор или один из персонажей. Вы должны их найти в тексте. Внешнее проявление внутреннего состояния героя требует вашего внимания. В психологическом портрете рассматриваются не черты лица и особенности телосложения, а психологический тип человека, его внутреннее «Я» , что проявляется во взгляде, движениях, осанке, мимике. Психологические наблюдения за речью персонажа сосредоточены на эмоциональности высказываний, соответствия или несоответствия состояния скрытого внутреннего «Я» . Обращается внимание на образность речи, интонирование фраз, паузы, на психологическую деталь в речи, поведении, внешности персонажа, что дает возможность раскрыть его внутренний мир.

Благодаря применению писателем приемов сна, видения читатель проникает в самые сокровенные сферы человеческой психики, в подсознание. Именно эти приемы выявляют те движения души, которые не осознаются самим героем. Попробуйте найти их в наших героев.

Способ прямого изображения процессов внутренней жизни героев. Автор делает невозможное: проникает в душу человека и читает ее, как открытую книгу. А мы прослеживаем за малейшими движениями мыслей и чувств. Если сам герой определяет мотивы своего поведения, имеем психологический анализ).

Учитель. Подсознание, психологическое состояние наших героев подсказывают, что и через 20 лет чувство любви не покинуло их души, но опять же гордыня победила это чувство. И они расстались, и каждому болело то, что он услышал. Поэтому справедливо звучат слова нашего эпиграфа (зачитать эпиграф).

IV. Итог урока

1. Метод «Пресс»

Ответ на проблемный вопрос: правильной ли была поведение Андрея и Софии?

2. Беседа с учениками.

- Удалось ли автору раскрыть психологическое состояние наших героев?

- Стоит ли брать пример вам из персонажей рассказа?

- Кто же все-таки виноват в их разлуке? Ваши мнения.

- Как вы оцениваете их поступки?

- Над чем следует задумать каждому после ознакомления с этим произведением?

Заключительное слово учителя. Говорят, что из плохих поэтов получаются хорошие прозаики, но хорошим поэтам проза по большей части не дается. А Виталий Колодий - хороший прозаик и хороший поэт. По словам Петра Скупця, лауреата Государственной премии Украины имени Т. Г Шевченко, Виталий Колодий - это та литература, которая является собственно литературой, а не обслугой времени. С высокой культурой письма. И с верой в высокое человеческое предназначение» . О его творчестве Б.Мельничук сказал так: «Прекрасная женщина в строгом одеянии» . Поэтому я призываю вас как можно внимательнее присмотреться к этому убранство.

V. Домашнее задание

Учитель. Представьте ситуацию. София в поезде встречает однокурсницу. И ей рассказывает, как только что на вокзале она встретила Андрея, который ей рассказал, что остался верным Софии на всю жизнь и поэтому до сих пор одинок. Андрей, выйдя из вокзала, встретил однокурсника, который тоже только что видел Софию, которая рассказала ему о том, что ей выпала судьба одинокой женщины... Наши герои решили написать письма друг другу.

Задание группе «Авторская лаборатория» : написать небольшое послание, которое будет иметь название «Письмо вдогонку» . Группы «Поиск мемуаров» , «Литературный эксклюзив» , «Юные литературоведы» занимаются поиском информации о жизни и творчестве Б. Мельничука, с фигурой которого мы будем знакомиться на следующем уроке литературы родного края.



Таблично-матричная опора для рассмотрения средств образотворчества главных героев рассказа В. Колодия «Гордыня»

Средства живописи (образы Андрея и Софии):

1. Называние психологического состояния героя (автором,самим героем, другим персонажем)

2. Усвоение внешних проявлений внутреннего состояния героя (психологический портрет, психологическая деталь, речи)

3. Показ проявлений бессознательного (сон, бред, видения, ошибка)

4. Прямое изображение психологических процессов персонажа (внутренний монолог, поток сознания, самоанализ, внутренний диалог)