Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Литература родного края

Теоретико-методические основы уроков литературы родного края

В. Шуляр,

кандидат педагогических наук, доцент,

заслуженный учитель Украины

Николаев



Уроки литературы родного края - составляющая литературного образования школьников вообще и часть краеведения в частности. Литературное краеведение - это специфическая отрасль науки о литературе, предметом которой является изучение фольклорного наследия и литературных произведений, художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, традициями, обычаями, бытом и людьми края. Сегодня, как никогда, именно эта часть курса литературы может стать тем мостиком, который соединит читательское жизни школьника с мировой литературой, культурой. Поэтому серия статей, которая предлагается вниманию заинтересованного читателя, предусматривает:

- выяснить особенности уроков литературы родного края, методику их подготовки в соответствии с предложенной нами классификации;

- очертить систему урочной работы из курса литературы родного края как по традиционной методике, так и с использованием новых технологий обучения;

- предложить авторский вариант концепции изучения этого курса литературы словесниками Николаевщины.

Проблема изучения литературного краеведения в общеобразовательной школе не нова. Общие проблемы использования краеведения на уроках литературы рассматривались А. Абдуллаєвою, Есть. Пасечником, В. Фесенко. Проблема нравственного воспитания детей на основе литературного краеведения стала предметом исследования Г. Веденєєвої, М. Гордой. Экзистенциально-диалогические пути проведения уроков внеклассного чтения, литературы родного края, вступительных и итоговых отслеживаются в докторской исследовании Г. Токмань. Методика использования литературного краеведения в системе повышения квалификации учителей-словесников теоретически обоснована и экспериментально проверена А. Лысенко. Кроме того имеем статьи, монографии, методические пособия по обсуждаемой проблемы, среди которых работы Л. Куценко, Г. Нагорной, С. Пультера, Л. Фурсовой, М. Лесной, П. Розвозчика, В. Купцової, группы николаевских ученых (А. Ситченко, Л. Старовойт, И. Береза, Н. Огренич, П. Водяной и другие).

Актуальность предложенного вызвана теми мировым процессами, которые не могут не влиять и на формирование образовательного пространства. Среди обще-цивилизационных тенденций выделяют глобализацию общественного развития, обретения человечеством способности к самоуничтожению и переход человечества от индустриальных к научно-информационным технологиям. При таких условиях как никогда актуализируется роль и значение человека, личности в формировании нового пространства сосуществования. Чтобы не потеряться, не потерять себя, своей национальной самоидентичности, не опустошить себя материально и духовно, должны позаботиться о формировании самодостаточного и конкурентоспособного выпускника. И от того, насколько он будет способным функционировать в глобализированном информационно насыщенном обществе, жить и действовать локально и глобально, решать свою судьбу и судьбу своего народа конструктивно и толерантно, и обусловливают необходимость пересмотра устоявшихся норм преподавания и изучения литературного краеведения. Поэтому презентация собственного историко-культурного достояния европейской и мировой общественности на времени. Именно этот интеграционный подход к изучению курса литературы вообще и родного края в частности будет способствовать искоренению чувства неполноценности, стимулировать процессы самосовершенствования и саморазвития личности учащихся, для которых пример выходцев из родного края послужит действенной морально-этической школой. Поэтому учителю-словеснику впервые предлагается в комплексе концепция и методика изучения литературы родного края на основе традиционных подходов и инновационных педагогических технологий.

Школьное литературное краеведение многогранна, и существенное место в нем занимают уроки литературы родного края, которые имеют определенные особенности.

Во-первых, планировать их надо с учетом специфики литературы как вида искусства; во-вторых, подбор литературных произведений и художественного материала осуществлять с учетом художественно-эстетической вартісності; в-третьих, умело сочетать изучение литературы с изобразительным искусством, музыкой, архитектурой, историей, религией, философией и т.д.; в-четвертых, обеспечивать формирование эстетических вкусов, убеждений, идеалов школьников с учетом человеко-/, народо-, украино-/знавчих аспектов; в-пятых, учитывая важность воспитания творческого читателя, производить личностное отношение к художественной литературе родного края, чтобы помочь ученику-Читателю-Человеку самовыразиться и самоутвердиться, понимая, что художники не только отражают свое восприятие и понимание мира, но и передают энергию видение жизни в ее добре и зле, красоте и уродстве, - тем самым помогают творить свое «Я» в единстве судьбы с природой, человечеством, нацией, родным краем.

Сотрудничество учитель (методист) - художник (художественное произведение) - ученик (читатель) достигнет органического единства и чародійного синтеза, если будем помнить наставление И. Франко, подбирая материал к урокам литературы родного края (и не только): «Каждый главный писатель - он славянин или немец, или француз, или скандинавець, - является как бы дерево, которое своими корнями впивается как можно глубже и крепче в свой родной, национальный почву, пытается ввіссати в себя и переварить в себе как можно больше его живых соков, а своим пнем и короной погружается в интернациональной атмосфере идейных интересов, научных, общественных, эстетических и моральных соревнований. Только тот писатель может... иметь какое-то значение, кто имеет и умеет целой образованному человечеству сказать какое-то свое слово в такой форме, которая бы наиболее соответствовала его национальном характере» .

Поэтому цель этих уроков - постижение глубинной сущности наследия художников родного края, космоса духа земляков, реалий действительности, восприятие и оценивание многомерного стяжания мастеров слова, воспитание чувства гордости творческими людьми, славными земляками, сочетая эмоционально-эстетическое с понятийным, образное мышление - с логическим.

Пробуждение интереса к литературе родного края, которая предусматривает перенос ученика-читателя в мир мыслей и чувств художника, даст положительные результаты, если будут выдержаны как специфические особенности таких уроков (которые выше уже обозначено), так и методологические принципы:

- литература как художественное отражение духовной жизни украинского народа и того сообщества, которое окружает ребенка;

- учета возрастных, психологических и познавательных возможностей школьников, их общего развития;

- соблюдение возрастной динамики личностного восприятия литературы;

- формирование умений квалифицированного читателя, который понимает литературу как искусство слова, принимает художественные ценности и шлифует культуру чувств;

- целесообразность в нарастании и подборе литературно-краеведческого материала с учетом принципа от простого к сложному;

- глубокое знание истории и литературы родного края и объективное его потрактовування в культур-но-художественном пространстве;

- оптимальность и разнообразие учебных форм работы, типов уроков с целью усиления интереса к литературно-художественному наследию земляков;

- интегративность и міжтекстуальність как подход к представлению произведений писателей-земляков с опорой на краеведческий материал;

- преемственность в развитии связной речи с изучением произведений литературы родного края и теоретических разделов учебной программы;

- личностно ориентированный подход в формировании пакета учебных вопросов и задач, а также в выстраивании модели с четко контролируемым, диагностированным и коректованим компонентом.

Задачами уроков литературы родного края:

- углублять сведения о жизни и творчестве художников данной местности;

- развивать интерес к их творческого наследия и наследия;

- обеспечивать личностное отношение к литературе родного края, развивая умение выражать свои мнения об авторе произведения, героев, художественные образы;

- прививать эстетические вкусы, воспитывать чувство прекрасного, умение наслаждаться художественным произведением, чувства гордости и уважения к землякам-художников;

- выявлять наклонности, вкусы, способности учащихся, способствовать их развитию, воспитывать юных поэтов-любителей;

- углублять знания по истории родного края, о выдающихся деятелях культуры и искусства;

- прививать любовь к книге, произведений искусства, которые родились на отчей земле появились под влиянием определенных событий, под впечатлениями от пребывания в степном южном Прибужье;

- развивать культуру, логическое и образное мышление, культуру речи и чтения;

- развивать умения вести диалог и полилог в паре, группе, строить монологичное высказывание, вступать в дискуссию по проблемным вопросам произведения, обобщать, систематизировать знания и делать выводы;

- побудить школьников к самостоятельному прочтению произведений литературы родного края, вести доверительный диалог сам на сам, с авторами или героями, которые жили или находились в данной местности;

- помочь учащимся преодолеть унизительное чувство национальной неполноценности, знакомясь с историей Украины, родного края, помочь вернуть историческую память и развить природную чувства национальной гордости;

- убеждать, что жить по народным или религиозным календарем, канонами украинского православия или народной этикой - самые высокие добродетели украинца;

- прививать чувство уважения к выдающихся людей родного края, побуждать подражать их героический или трудовой подвиг;

- воспитывать трудолюбие, милосердие, гуманное отношение к человеку, природе и т.п.;

- побуждать детей восхищаться красотой и самобытным богатством родной земли, доблесть национально-освободительных соревнований земляков, их славным прошлым;

- вызвать у учеников искреннее и глубокое стремление защищать свете достижения материальной и духовной жизни нации, оберегать и приумножать их, продолжая традиции рода, семьи, края;

- развивать умение пересказывать, следить за четкостью и логичностью ответов на вопросы; высказывать впечатления от услышанного, увиденного;

- проявлять самостоятельное суждение, учить давать объективную характеристику героям, художественным образам и явлениям;

- развивать коммуникативно-речевые умения школьников на уроках литературы родного края, пользуясь произведениями малой формы в устной и писемному варианте (перевод-миниатюра, с творческими заданиями, многовариантные мини-произведения в контексте определенной жанрово-стилевой манеры письма и т.п.).



Подготовка к урокам литературы родного края предполагает определение субъектов учебно-познавательного процесса на далекую и близкую перспективу:

- опережающее ознакомление со списком произведений литературы родного края, которые ученики должны прочитать (купить) в течение лета, учебного года;

- подготовку пакета учебно-познавательных действий, который предусматривает систему задач, разработку мыслительных операций, а также способов их выполнения с учетом различных уровней и форм мыслительной деятельности, и поможет ученику-читателю проникнуть в тайну художественного текста;

- конструирования учебно-познавательного действа, сценария, организации содержательного наполнения урока (занятия);

- четкое определение темы, цели и задач урока, проблемных вопросов к произведению (творчества), подбора эпиграфа, зрительного и слухового рядов (музыкальное и художественное оформление).

Основными методами обучения и формами организации учебно-познавательной деятельности на занятиях по литературе родного края для 5-8 классов является беседа; беседа по содержанию книги, произведения; беседа с элементами лекции; беседа с элементами диспута; рассказ; художественный рассказ; заочное путешествие; конкурс знатоков литературы родного края; инсценировка и т.д. А также в 9-ее классах: лекция; обзорная лекция тематического характера; семинар по творчеству поэта (писателя); диспут; конференция; встреча с поэтом (прозаиком); экскурсия (или заочное путешествие); обсуждение проблемы (за круглым столом) и др.

В зависимости от цели, задач урока, особенностей художественного произведения и жанрово-стилевой манеры письма художника, выбранного метода проведения занятия могут быть использованы разнообразные приемы работы: сообщения; сжатые, подробные и творческие переводы; художественный рассказ; выразительное чтение и инсценирование; громкое чтение произведений и отрывков; «оживление» событий и словесное описание картины; подготовка и обсуждение отзывов, аннотаций, рецензий; опытно-поисковая работа в местных библиотеках, музеях, картинных галереях, архивах; выписки образных высказываний, афоризмов; подготовка выставок, литературных, художественных и художественных произведений, публикаций, репродукций; запись интервью автора, его родных, друзей, знакомых; подготовка в виде словариков терминов, понятий; выставка ученических иллюстраций к произведения (произведений); сценические зарисовки, фрагменты диа - видеофильмов и т.п.

В методических трудах отразились различные позиции в оценке характера и специфики изучения лите-ратуры в школе и классификации уроков. К сожалению, обойден вниманием занятия литературе родного края. специфика .таких уроков очевидна, поэтому должны помнить о том, что они рассматривают материал большего объема, чем на обычном занятии; учебная деятельность учащихся обозначена большей самостоятельностью; смещен акцент с таких традиционных элементов урока, как опрос, объяснение и закрепление материала.

Методической наукой еще не разработана типология уроков литературы родного края. Нам представляется, что данные уроки могут быть представлены как вступительные занятия (назидательно-мотивационные, на которых учитель поведет учеников-читателей в мир искусства региона, выяснит, что им известно, что прочитали, увидели, услышали во время каникул самостоятельно или с рекомендательным списком, проведет промежуточную рефлексию и т.п.); урок-общение по прочитанным произведением (творчеством художника); итогово-рекомендательный урок, на котором ученики должны представить результативно-творческую работу (творческий портрет писателя-земляка, звуковой альбом «Песни моего края», видеоклип (сюжет) «Ох, анекдот, анекдот» или «Народные байки из уст моего дедушки (отца) и т.д.»; обобщается изученное в течение года; сюда также входит этап осмысления степени овладения учебным материалом; подается список произведений для самостоятельного чтения и происходит презентация новых изданий и т.д.).

Предложенная типология уроков должно, в первую очередь, признаки обзорности: литературно-художественные обзоры (вводные уроки), монографічно-обзорные (уроки-общения), обобщающие (итоговые-рекомендательные). На это должен взвесить учитель, выстраивая и наполняя содержанием занятия по литературе родного края.

Соответственно уроки литературы родного края можно представить как традиционные, так и нестандартные. Последние могут быть следующими: урок-конкурс, -заочное путешествие, -инсценировка, -» оживление» , -художественный рассказ и т.п. (для 5-8 классов); урок-конференция-семинар-диспут, встреча-экскурсия, -визуализация, -семинар-практикум в 9-11 классах.

Структура и содержательное наполнение традиционного занятия по литературе родного края предусматривает в 5-8 классах:

И. Назидательно-мотивационный этап

1. Вступительная рассказ-обзор, создание ситуации интереса.

2. Беседа, создание психологической установки, мотивировка действий.

3. Учебная рефлексия (самооценка).

II. Операционно-познавательный этап

1. Актуализация опорных знаний, эвристическая беседа (игры при необходимости).

2. Введение учащихся в мир художника (повествование о жизни автора и его произведение - учитель-ученики).

3. Комментарии о сочинение и его место в системе творческого наследия автора.

4. Словарная работа.

5. Восприятия и осмысления художественного содержания произведения.

6. Поиск ответов на вопросы учащихся и проблемные вопросы к произведению, наследия художника.

7. Промежуточная рефлексия понимание обучаемому материала.

III. Коррекционно-рефлексивный этап

1. Представление продукта труда (подготовленного дома, заранее, во время урока).

2. Осознание учеником и учителем степени обогащения собственного опыта, своего «Я» (творческая рефлексия).

3. Обобщение услышанного, установление закономерностей в виучуваному произведении, материале.

4. Подведение итогов, комментарий домашнего задания из курса литературы родного края.

В 9-11 классах:

И. Назидательно-мотивационный этап

1. Эмоционально насыщенное вступительное слово-обзор.

2. Активизация мотивационных резервов учащихся.

3. Учебная рефлексия.

II. Операционно-познавательный этап

1. Актуализация опорных знаний и выдвижение системы гипотез.

2. Введение учащихся в жизненный мир художника и творческую лабораторию.

3. Словарная работа и заполнение понятийно-терминологического поля .

4. Восприятие и осмысление композиционно-художественного содержания произведения, жанрово-стилевой манеры письма автора.

5. Промежуточная рефлексия.

6. Решение учащимися проблемных задач в зависимости от их интеллектуально-волевых возможностей и психофизиологических особенностей (работа в парах, группах; выполнение задач литературоведческого или лингвистического практикума по творческим наследием автора).

III. Коррекционно-рефлексивный этап

1. Установление логических связей, закономерностей в рассматриваемом произведении (творчества).

2. Самоанализ и осознание степени обогащения собственного ментального опыта (творческая рефлексия).

3. Обобщение, систематизация и представление системы заданий к следующему занятию (с пакетом учебно-познавательных действий и задач).

Надеемся, что предложенная концепция преподавания уроков литературы родного края в общеобразовательных учебных заведениях активизировать интерес учителей к важному аспекту литературного образования школьников. Представлена система обогатит словесников новыми или обновленными методами и приемами изучения литературного краеведения. Подана классификация уроков литературы родного края, типологические разновидности и их содержательное наполнение дадут возможность учителю создать собственную модель использования и изучения литературного краеведения. А для ученика-читателя эти уроки станут школой гражданского становления, души их будут приобщаться к извечной родительской наследия своего края, народа. Познав истоки своего родного, наши выпускники достойно войдут в мировое пространство и не потеряют свое «Я» .



Литература

1. Ващенко Г. Общие методы обучения. - К., 1997. - 416 с.

2. Использование материалов литературного краеведения на уроках украинской литературы в средней школе: Методические рекомендации/Сост. Л. В. Старовойт, П. М. Водяная, И. Ю. Береза, Н. М. Огренич. - Николаев: ГГНИ, 1991. - 56 с

3. Волошина Н. И. Уроки внеклассного чтения в старших классах. - К.: Рад. шк., 1988. - 174 с.

4. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - М.: Флинта, 1998,- 336 с.

5. Зязюн /., Сагач Г. Красота педагогического воздействия. - К., 1997. - 302 с.

6. Лесная М. Цель уроков литературы родного края - совместить образное мышление с логическим / Сельская школа, тра-вень 2001, №20 - 21. - С 3.

7. Литература родного края: Учебно-методическое пособие/ Н. В. Марченко, П. И. Розвозчикта др. - Белая Церковь, 1997. - 44 с.

8. Литература родного края: Пособие-хрестоматия // под ред. проф. О. С. Повар-Онишка, доц. Л. В. Старовойт, доц. А. Л. Ситченка. - Николаев, 1993. - 183 с.

9. Программа для средней общеобразовательной школы. Литература родного края. 5-10 классы. / Уклад. Купцова В. В. - Николаев, 1999. - 26 с.