Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Творчество Тараса Шевченко периода ссылки

Использование художественного и документального видеофрагментов на уроке украинской литературы

К. Почтарь,

учительница украинского языка и литературы

Кировоградская обл.



Оборудование: фрагмент художественного фильма «Тарас Шевченко» , фрагмент документального фильма Ю. Ма-карова «Мой Шевченко» .

Просмотр фрагмента художественного фильма «Тарас Шевченко» (5 мин.)

Петербург. Царские палаты.

Начальник III отделения граф А.Ф. Орлов. «Дело Шевченко я выделил особо, ваше императорское величество!»

Император Николай i: «Этот мужик возомнил себя человеком! Академик! Поэт! Ни мне, Ни России художества эго не нужны! А посему следует, определив его солдатом, писать и рисовать строжайше запретить! Сочинения из продажи изъять и сжечь! Он враг мой и моего дома! Имя эго должно забыться!»

Пустыня. Костяк. На камне орел. Медленной походкой приближается караван.

Орське укрепления. На плацу солдатская муштра. Бьет барабан. Слышать команду: «По отделениям делай раз! Тяни носок! Тяни носок! Тяни носок!»

Солдат 3-й роты 5-го линейного батальона Тарас Шевченко выполняет приказ.

В его воображении возникает украинское село, люди собрались послушать кобзаря, который выполняет «Думы мои...» Вдруг появляются жандармы и жестоко обрывают песню.

Казарма. Шевченко сидит, склонив голову.

Эвристическая беседа.

- Какие художественные образы вы отметили в обрисовке среднеазиатских степей? (Бескрайние пески, палящее солнце, караван, костяк, орел на камне.)

- Сопоставьте их с поэзией, написанной в неволе:

Кто с тобой заговорит,

Поздравит, глянет?

Кругом тебя протянулась

Трупом бездыханным

Помарнілая пустыня,

Кинутая богом.

- К каким размышлениям побуждает образ орла? Можно ли его считать аллегорическим?

- С какой целью, показывая жизнь Шевченко в Орском укреплении, режиссер вводит образы несчастного кобзаря и жандарма, что жестоко обрывает песню? Можем считать эти образы символичны?

- О чем мог думать поэт в казарме? Охарактеризуйте состояние поэта, его настроение, переживания?

Выводы обоснуйте, ссылаясь на произведения Шевченко.

Сравните просмотрен отрывок из стихами:

И пришлось мне вновь

На старость со стихами прятаться,

И плакать в бурьяне,

И тяжело плакать.

Молю Бога, чтобы смеркалось,

Потому что на позорище ведут

Старого дурака строить.

Чтобы знал, как волю чтить,

Чтобы знал, что дурака везде бьют.

«Трудно, тяжело, невозможно заглушит в себе всякое человеческое достоинство, стать навытяжку, слушать команды и двигаться, как бездумная машина,» - писал Тарас Шевченко в «Дневнике» .

- Удалось ли актеру С. Бондарчуку передать состояние поэта в ссылке?

Слова учителя. После обыска арест, следствие в Орске, ссылки в Богом забытую Новопетровскому крепость. Второй арест и наказание выполнялись особо тщательно. До Новопетровского укрепления с Шевченко поехал даже специальный смотритель, в обязанности которого входило следить, чтобы поэт не имел при себе ни карандашей, ни бумаги.

Просмотр фрагмента фильма Ю. Макарова «Мой Шевченко» (10 мин.)

Бывшая крепость, г. Форт-Шевченко, Казахстан.

Диктор. Даже по сравнению с Кавказом это был ад. Личный состав гарнизона менялся полностью ежегодно: более люди не выдерживали. Шевченко провел здесь почти семь. По два раза на неделю караулы, казарма, непрерывная муштра: « Делай раз, делай два, делай три!»

Жизнь была бы совсем невыносимой, если бы не коменданты. Сначала старый Маевский, а после его смерти новый - Усков.

В летнем доме Ираклия Ускова, расположенном в саду, под горой, Шевченко просто был своим человеком. Он появлялся здесь в перерывах между караулом и солдатской муштрой.

Музей-комплекс, г. Форт-Шевченко, Казахстан.

Зелень здесь что-то не очень зеленая, какая-то блондинка, медленно растет, трудно ухаживать. Тем более для этой местности сад - это настоящее богатство. Вообще, для мусульман, как и для христиан, сад - это воплощение Рая. Это было заложено туркменами еще в X веке, но в XIX от него ничего не осталось.

А дальше история, которая скорее похожа на житие святых, однако это правда. Есть несколько свидетельств, что когда Шевченко сюда привезли, у него была палка, ивовая ветка, и он случайно воткнул ее в землю и забыл, а следующей весной она зазеленела, и за несколько лет выросло деревце. Чудо! Поэт начал ухаживать, а когда приехал комендант Усков и это увидел, то начал целенаправленно заниматься садом.

В Ускових его каждый день ждали на обед, для него всегда оставляли столовый прибор.

Лучшее Тарас Григорьевич поладил с их трехлетним сыном Димой. Он всегда находил с ним общий язык, даже ночью мальчик звал не маму, а «лысого дядю» . Когда маленький умер, не выдержав климата, это было горе не только для родителей, но и для Шевченко.

А в Агату Ускову поэт просто влюбился. Между ними не было интимных отношений и не могло быть. Видимо, сказалось то, чего он всю жизнь стремился и чего так и не смог достичь семейного счастья, домашнего уюта. Его идеал мы помним: «Садок вишневый коло хаты...»

Землянка, м. Форт-Шєвченко, Казахстан.

Действительно, комендант и его жена сделали для Шевченко много, невероятно много в тех нечеловеческих условиях.

Шли годы, а просвета все не было, и стихи больше не писались. За семь лет ни строчки. С отчаяния он начал писать прозу и на русском языке, раньше он этого избегал.

И все-таки ему шли навстречу: кто-то травил, а кто-то и помогал, рискуя своей карьерой и просто безопасностью. В казарме он спал не на нарах, а на скромном солдатском постели. Комендант Усков на лето отдал ему свою землянку, которую выкопали для спасения от жары. Рядом поставили джуламійку (эдакий казахский палатка). Это была его тайник, где он держал свои бумаги и принадлежности для рисования. Он здесь работал, писал свои русские повести. Здесь было безопасно, сюда никто не имел права заходить. Это была его хата в вишневом саду.

Работа в группах. Учащиеся получают листы бумаги с вопросами, обсуждают, составляют собственные варианты ответов. После чего обмениваются задачами, дополняют ответы своих товарищей, пока к ним не вернутся их первые ответы. Ознакомившись с дополнениями и дав им критическую оценку, отвечают на вопросы вслух.

1. Как жилось поэту в ссылке?

2. Какие документальные свидетельства произвели на вас наибольшее впечатление?

3. Кто поддерживал Шевченко в нечеловеческих условиях казахстанских степей?

4. Сравните увиденное с письмом поэта к А. И. Лизогуба от 1 февраля 1848 года: «Беда творится со мною, и не одно, а все беды упали на мою голову, одно то, что скука и безнадежность давит сердце, а второе, нездужаю с того дня, как привезли меня в этот край, ревматизм, цингу претерпел, слава Богу, а теперь зубы и глаза так болят, что не знаю, где деться.»

Слово учителя. И хотя за семь лет ссылки Шевченко не написал ни одной поэтической строки, и он не мог не работать. Даже находясь под бдительным надзором, ему удалось создать 70 рисунков, среди которых первые и единственные, на то время, изображающих пейзажи Казахстана, быт и обычаи казахского народа: «Туркменские чтобы в Каратау» , «Трио» , «Байгуші» и др.

Создает две серии сепій: «Сюиту одиночества» , в основу которой положил античные и библейские мотивы, и «Притчу о блудном сыне» , по силе воздействия, эмоциональным напряжением, протестом против насилия над человеческим достоинством можно сравнить только с его стихами.

И все-таки художник не оставляет литературного творчества. Она облегчала изгнания, утоляла тоску поэта по родному краю. Правда, с 20-ти повестей на русском языке до нас дошло только 9.

- В каких произведениях поэт вспоминает свою жизнь в неволе?

- Почему в произведениях в ссылке так глубинно воспроизведены мотивы тоски по собственной судьбой, что воедино сливаются с тоской по Родине?

Использование видеоинформации на уроках украинского языка и литературы как средство повышения эффективности учебной деятельности учащихся

Направления работы с видеоинформацией на уроках украинского языка и литературы:

1. проведение аудирования

2. интригующий эпизод с целью заинтересовать

3. авторский замысел и мастерство режиссера

4. характеристика художественного образа; актерское мастерство

5. проведение исследовательской работы

6. приобретение навыков выразительного чтения; сценическое мастерство

7. мастерство интервьюера

8. ознакомление с памятниками культуры; видеопутешествие

9. воспитание чувств; эстетическое воздействие

10. документальные свидетельства

11. изучения биографии художника;телепортрет

12. эвристические беседы