6 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовая песня как показ жизни древних предков
В древности, еще в первобытном обществе, наши предки пытались объяснить различные явления окружающего мира. Люди считали, что дождь, гром, ветер, солнце и другие силы природы являются живыми существами, от которых зависит их жизнь и благополучие. Они создавали различные песни, которые исполняли во время определенных обрядов, праздников. Важнейшими среди них были колядки, щедривки, веснянки, обжинкові песни.
Во время зимних праздников люди пели колядки и щедривки, в которых прославляли труд хозяев, высказывали пожелания счастья и здоровья:
Заколядуймо мы цему ґаздові,
Цему ґаздови и его столовые. ...
Поздравляем вас счастьем, здоровьем,
Счастьем, здоровьем и святым
Рождеством.
А за этим словом будь, ґаздо, здоров!
Когда приходила весна, весело пригревало солнышко, наступила теплая пора, люди встречали эту пору года веснушками:
- Ой весна, весна - днем красна!
Что же ты нам, весна, принесла?
- Принесла я вам лето,
Еще и рожевую цветочек,
Еще и зеленую рожь...
Очень люди торжественно отмечали окончание жатвы. И в поле, и по дороге домой, и за праздничным столом пели различных обжинкових песен. В них крестьяне прославляли хороший урожай, щедрую ниву, земледельческую работу, высказывали свою радость по поводу окончания жатвы:
Наше село весело -
Мы венчик несем.
Не из золота - из яровой пшеницы,
Из озимой пшеницы!
Через обрядовую песню современный человек может не только узнать о жизни своих предков, но и ближе почувствовать окружающий мир природы. Ведь очень важно помнить, откуда мы родом, и что нам дает силы в этой жизни.
«Ой, співанко-коломийко, как тебя не знать!» (по украинским частушками)
С древности песня выражала мечты, надежды, грусть, радость народа. Одним из ее жанровых разновидностей есть частушки, наиболее распространенные на Гуцульщине. В этих небольших песнях не только воспевалось тяжелая жизнь крестьян, их страдания, но и вырисовывались образы защитников народа:
Ой, пойдем, панібрате, господ разбивать,
Или будем висеть, или господствовать.
В конце XIX - начале XX века многие жители Закарпатья выехало на чужбину в поисках лучшей жизни. Эта драматическая страница истории нашего народа нашла свое изображение в коломийках:
Ой, Канадо, чужой края, найдешь, где нас дети?
Потому что мы у себя на родном не имеем чем жить.
Наиболее отличительной чертой коломыек есть их патриотизм. Пришли героические времена, и в коломийках спели про Великую Отечественную войну. В коломийках военного периода преобладают образы орла, грома, которые символизируют непокорность и свободолюбие украинского народа. Фашистское нашествие пробудила старые воспоминания о турецких завоевателей и о народных мстителей:
То не терен тело ранит злыми колючками,
То невольников фашисты терзают плетьми.
То не турки-янычары поднялись из могилы,
То фашистские людоловы село окружили.
Нередко в коломийках воспеваются картины природы. Слушатель будто видит синие горы, темные долины, хвойные леса, слышит щебетание соловьев, перекличка кукушек, журчание горных ручьев. Это не случайно, ведь именно природа - главное богатство Карпат. Гуцулы относятся к ней с большим трепетом, почти благоговейно.
Самыми многочисленными и наиболее распространенными являются колоритные и глубоко поэтические частушки о любви. Частушки отражают самые сложные оттенки человеческих чувств - от простой симпатии к нестямного любви. Созданы достаточно давно, частушки о любви и сегодня воспринимаются как волнующая живая поэзия.
Существует много коломыек, в которых высмеиваются различные человеческие пороки, а также негативные явления жизни.
Гуцульские коломыйки любят и поют во всех уголках Украины. Эти народные произведения, дойдя к нам из глубины веков, не стареют, а, наоборот, обновляются новым содержанием, чтобы еще долго жить среди новых поколений украинцев.