Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Легенды Ивано-Франковщины




Когда мы маленькие, то хотим, чтобы мамы проводили все свое время с нами. Я помню, что когда я была еще совсем маленькая я просила маму или бабушку, чтобы они рассказывали мне сказки или легенды, или пели колыбельную. С самого детства мы познаем мир из сказок, легенд. Именно легенды и сказки стали нашими первыми экскурсоводами украинских земель. Так, как меня мама знакомила с легендами, так и я хочу познакомить вас с ними. Итак, приготовьтесь слушать...

ЛЕГЕНДЫ • СКАЗКИ • ПЕРЕВОДЫ

Все мы вышли из сказки. Каждая человек. А в целом человечество, наш мир выросли на мифах и легендах. На этих трех китах буйного воображения и фантазии стоит и сама история народов. Прошлое и настоящее, реальность и вымысел, слово произнесенное и написанное переплетаются в чарующий фон, на котором веками продолжается жизнь на земле.

Прежде всего ребенок познает мир через сказочное приключение героев народных фантазий, познает ничтожность зла и всепереможність добра и справедливости.

Не может быть нормального развития ребенка, если она с малых лет не познакомится с Колобком, Рипкой, Господином Коцьким, Соломенным Бычком, Котигорошком, Яйцом-райцом, Перчаткой, Лисом Никитой, Кириллом Кожемяки, Окрашенными Лисом.

В этих героях характер, натура и мечта украинцев, и ребенок, слушая, читая сказки, формируется под их благотворным влиянием, то есть становится нормальным человеком, а главное - украинцем.

Сказка ассоциируется с детством человека, а мифы, легенды с дитинним состоянию развития человечества. На «взрослом» этапе человечество словно теряет способность творить и вифантазовувати интересные, фантастические, привлекательные, отчасти наивные истории, которые случаются с людьми. Это свойство сохраняют лишь единичные представители общества. Это сказочники, которых знаем с детства: Шарль Перро, Ганс Кристиан Андерсен, В. Гауф, В. Пушкин, И. Франко, Астрид Линдгрен, Н. Забіла. Сейчас наиболее популярна Роуз с миром Гарри Поттеро.

А еще были собиратели сказок, составители книг с этим чудом: братья Гримм, Афанасьев, Гнатюк, Кольберґ. А в наше время - Степан Пушик. Именно он упорядочил и издал известные книги сказок «Золотая башня», «Серебряные волы». Писатель записал немало сказок на Бойковщине и в частности на Холме. В селе Полику от Дони Юрчак и селе Порогах от И. Яремчука на Богородчанщині. С разрешения Степана Пушика мы помещаем подборку записанных им сказок.

Кстати, в этом году исполняется 25 лет как не стало знаменитой сказочницы Есть. Юрчак. Именно по этой причине (25 лет как умерла Евдокия Юрчак) мы даем подборку сказок, записанных С. Пушиком из уст народной сказительницы и помещенных им в книге «Золотая башня». Пусть это будет данью доброй памяти об этой незаурядной женщине.

Отдельной страницей представлена литературная леаенда писательницы Марты Гай о происхождении названия Богородчаны.

А открывается книга небольшим леґендою о золотой плуг, который дает название подборке легенд, преданий, сказок. Все они записаны в селах Богородчанского края отдельными добросовестными библиотекарями, некоторые собраны и упорядочены нами.

В этом сборнике доминирует слово «золото». Оно и как драгоценный, благородный металл, оно и символ золотого богатства человеческой души, сердца и богатого воображения, что творит золото сказки. Золотой же плуг встречается в преданиях многих произведений, в частности существует давний миф о том, как боги подарили скифам-земледельцам золотого плуга.

Поэтому плуг - символ и украинцев-земледельцев, которые испокон веков идут за ним, пашут ниву, плодоносит золотым зерном. Но не хлебом единым жив человек, а словом, данным Богом, словом-золотом, в этом случае золотой россыпью народной творчества.

... Когда-то давно, маленьким, едва научившись читать, я пришел к своего двоюродного брата Ивана Козаченко (золотого человека, которого уже давно нет на этом свете), журналиста, поэта, прозаика, и попросил дать мне что-то к чтению. Он дал мне две книги: «Украинские народные сказки» и Франко «Лис Никита». Они были моими первыми книгами, первыми сказками.

Пусть и какая-то другая, нынешняя, ребенок возьмет в руки эту книгу, и сказки, которые есть в ней, будут ее первыми сказками.

 

Как человек стал аистом

Когда в нашем крае была большая беда: люди не имели работы, не хватало на всех земли, не раз и куска хлеба не было в доме.

Не выдержал такой жизни один человек и отправился искать счастья в далях, в заморских краях.

Здесь он нашел вечное лето, а главное хлеб и воду. А большего он и не желал. Оно бы, может, и ничего, но стала его донимать страшная ностальгия - тоска по родине.

Все больше и больше думал о возвращении домой в родной край. Хотя не насовсем, а так, чтобы немного здесь жить, а чуть в родной стороне.

«Вот если бы я имел крылья, то мог бы хоть раз в год слетать домой».

Услышал его молитвы Господь и превратил того мечтательного человека в аиста.

Взмахнул крыльями аист и улетел на Украину.

Возрадовалось его сердце, когда увидел родную землю, свое село, в родительскую хату. Но и опечалилось, потому что уже не мог обратно стать человеком.

Свил себе гнездо на дереве, которое росло во дворе бывшей хаты, и стал там жить. Так жил до конца лета, и стало снова тянуть в чужой край, где тепло и еда есть.

Собрался и полетел в теплые края, к теплым землям.

И так с тех пор летает туда-сюда, по несколько месяцев живет на родине, а остальные на чужбине.

Семья его размножилась, появились родственники - журавли, цапли.

Только когда подойдут эти птицы в небо, уныло кричат: укру-укру.

Не могут уже произнести, как первое слово "Украина", но не забыли своей родины.
История села Парней

Первое письменное упоминание о селе относится к 1609 году.

О нем ходит много легенд. Вот одна из них.

Далеко в горах жил отец с сыновьями. Очень тяжело они работали, потому что грунт был песчаный, неплодородная. Когда отец почувствовал, что приходит смерть, позвал сыновей и сказал: «Сыновья мои! Идите и ищите лучшей земли, потому что здесь пропадете».

Пошли брать. И вот вышли они на широкую долину, по которой вилась река. Понравилась братьям местность, они и остались здесь жить. Сразу приступили к работе, и увидел их за работой незнакомец. «Кто вы?» - спросил он. «Ківчани. Пришли сюда жить», - ответили юноши. Незнакомец пошел дальше и увидел старого дедушку, который не мог справиться с большим камнем. «Иди, дед, на широкую долину, там живут молодцы Ківчани, они помогут тебе». С радостью и упорством помогли братья старом, еще и едой поделились.

И всем рассказывал старик о молодцев Ківчан, об их доброту, трудолюбие и щедрость. И начали с дальних краев идти молодцы до широкой долины и селиться возле молодцев Ківчан.

С того времени село называется Молодків, а жители - молодківці.

 
Могучий дуб

В центре села Молодкова стоит дуб. Вот что рассказывают о нем.

Росло село. Люди работали, жили свободно и счастливо. Но обрушилась орда чужаков, чтобы захватить землю и людей. Мужественно боролись молодківці. Молодой юноша сказал язычникам: «Вы не покорите нас, пока я не скажу волшебные слова, их знаю только я». Мужественного молодківця вывели на гору, привязали к столбу и каждый день секли саблями. Зліталося воронье, пило кровь бесстрашного, дзьобало тело. И на утро кто облеплял раны дубовыми листьями, чтобы облегчить муки. От этого враги злились еще больше.

Согнали они всех людей села смотреть на казнь юноши. И всем на удивление там стоял дуб, а из-под листочков капали капли крови.

Еще с большей яростью секли враги дуба, а на утро он стал еще большим, гордо поднял зеленые ветви. Так и не одолели они молодківців.

А дуб стал символом мужества и непокорности. Многие громов прогремело над ним, но он все выдержал, пережил. И напоминает о мужественных предков-односельчан.

 
Река Быстрица-Солотвинская в Порогах

Рассказывают старожилы села, которые когда-то были люди, которые творили разные чудеса. Между горами раскинулось живописное село Пороги, которое утопало в зелени садов. Посреди села текла река Быстрица-Солотвинская, которой в хорошую тихую погоду можно было любоваться.

Когда тучи затягивали небо, когда несколько дней подряд лил дождь, то река с тихой и привлекательной превращалась в страшную и воинственную, ревя катила большие камни, вырванные деревья, кусты. Не раз она забирала и человеческие жилища, а порой и человеческие жизни. Крестьяне мучились, укрепляли берега, но каждого наводнения вода разливалась почти во всем селе, наделав новой вреда.

Однажды в деревню пришел человек-ворожбит, розпитувався, как живут крестьяне, которые в них проблемы.

Крестьяне рассказали этому человеку, который хлопоты с рекой имеют. Муж предложил крестьянам свою помощь, сказал, что отвлечет реку под левый берег села, но чтобы ему дали полотна на рубашку.

В то время полотно было домотканое, изготавливали его дома. Чтобы изготовить кусок полотна, нужно было приложить много усилий.

Крестьяне начали советоваться, как и где набрать полотна на рубашку. Нашли они по деревне три куски полотна, потому что больше не имели. Получилось так, что этому мужчине не стало полотна на один рукав рубашки.

Тогда он сказал, что отвращает реку на годы, но перед концом света река вернется на свое место.

Пошел муж в верхний конец деревни, от одного берега ушел до второго берега, то есть с правой стороны пошел на левый бок села, а за ним ушла и река. Так он шел через все село, а в Яблоньку пошел дальше на правый бок под горой. Уже года течет река по левую сторону села.

Когда наводнение, река в верхнем конце рвется на свое прежнее место. Люди постоянно укрепляют берег в этой части села, постоянно подсыпают и увеличивают берег, но предания гласят, что все-таки река Быстрица-Солотвинская в Порогах вернется на свое прежнее место.


Как Олекса Довбуш добыл кассу в Солотвине

Раз пошел Довбуш в Солотвино на ярмарку. А там в городе богатырь был очень велик и имел большую кассу. А те деньги - то с людей надрал столько. Не один плакал, что его зліцитував за долги.

Но Довбуш ходит себе по городу, а евреи говорят к тому кассира:

- Ады, вон Довбуш!..

- Пусть ходит себе,- говорит тот богатырь,- что он мне может сделать? У меня крепкие железные двери, замки - что? Я не боюсь, что мне кассу такую разобьет!

Олекса тото подслушал. Он посмотрел - какой-то хозяин везет дуба, сильного дуба, такого, что две пары волов еле тянут... Подошел Олекса ид поэтому ґазді и начал угождать дуба с задней кічкою.

- Сколько хотите, ґаздо, за того дуба, так, чтобы я купил?

- А что,- говорит,- пожалуйста, Олексику.

Довбуш посяг в ремень, набрал, что міґ в горсть, самого золота и дал ему и сказал отпрячь волы с передней кічкою...

Затем взял дуба за младший конец и потручав просто на ту кассу. Перед самой кассой разбежался и - грим старшим концом в железные двери, а те лишь разлетелись.

Тогда Алексей вошел внутрь, взял лопатку и виметав все деньги из кассы на двор. То как был гмин людей, целый ярмарка, так все бросились собирать деньги.

Люди очень зрадувалися поэтому и Бога просили за него, потому что каждый нес кучу денег с ярмарки домой.

То был человек тот Довбуш!