Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Психология творчества художника на фоне кризисного состояния в литературе

О. Юрчук,

аспирантка Житомирского государственного университета

им. Ивана франко



Современная наука предлагает множество концепций, в рамках которых осуществляются попытки объяснить природу творческой деятельности. Особенно популярным сегодня является сочетание психологии с изучением особенностей художественного процесса, личности самого автора. Такие исследования продолжают западноевропейскую традицию, которая была начата плеядой выдающихся психологов.

В этой статье попробуем выделить типологические черты сходства внутреннего состояния художников кризисной суток с поведением людей, имеющих психические недостатки (под кризисной эпохой понимаем период слома в украинской литературе: время барокко, кон. XIX - нач. XX ст.).

Для основательного изучения проблемы необходимо использовать исследования С. Фрейда, К. Г. Юнга и Ч. Ломброзо. Во-первых, эти психологи пытались сравнить психические процессы, происходящие во время создания художественного полотна, с психологическими состояниями невротиков, сумасшедших; во-вторых, попытки применять психологические аспекты в анализе художественных текстов зародились именно в западноевропейском литературоведении и связаны с именами упомянутых выше ученых.

Особый вклад в развитие учения о психической деятельности человека было сделано психоаналитическим С теорией. Фрейда, в пределах которой давалось объяснение и причин возникновения художественного творчества.

С творчеством С. Фрейд связывал процесс сублимации, по которым негативные ощущения, возникающие из-за невозможности реализовать свои желания, трансформируются в специфическую деятельность - создание художественных полотен. Такая трансформация сексуальной энергии помогает художнику избавиться от переживаний, играет роль компенсанції: «Искусство, - как считает Фрейд, - иллюзия, что уводит от жизни с помощью фантазии. Искусство возбуждает нас как слабый наркотик и дает нам временное хранилище от трудностей.» [1,238].

Представители психоанализа обратили также внимание на сходство фанатазії художников и психічнонохворих. Фройдист Е. Берглер вообще утверждал, что он «никогда не встречал нормальных писателей ни в своем учреждении, ни в частной жизни, ни изучая историю жизни художников» [2,241].

Анализируя художественное творчество, к интересным выводам приходит и К. Г Юнг В работе «Отношение психологии к поэтическому творчеству» он анализирует художественные тексты, фигура самого автора в контексте общих умозаключений, так и конкретного изучения творческих достижений Д. Джойса, П. Пикассо. В теоретической части, рассматривая творческий процесс в контексте психики художника, ученый выделяет два основных типа творчества - психологический и візіонерський. Для нас особое значение имеет именно последний вариант, ведь візіонерський тип, в отличие от психологического, позволяет увидеть не то, что лежит на поверхности, - определенную привычную для человека психологическую коллизию, жизненную драму, а что-то глубже, до конца не осознанное самим автором (С. Фрейд считал, что именно за занавесом такого текста скрываются личные переживания писателя, его страхи и комплексы). Продолжая разворачивать эту тему, Юнг приходит к мысли, что в візіонерському искусстве находит свое выражение «коллективное бессознательное», которое и провоцирует появление непонятного, таинственного, того, что отталкивает рядового читателя. В противовес Фройду, он не делает преваляції на личных переживаниях создателя, ведь считает, что такая акцентуация приведет к отождествлению творческого процесса с психическими заболеваниями. Но уже анализируя конкретные тексты, Юнг указывает на возможность соотношения творчества художника с поведением душевнобольных, хотя и предостерегает от непрофессионального подхода к этой проблеме (так, исследуя творчество П. Пикассо, ученый отмечал, что его манера близка к реагированию невротиков и шизофреников, ведь картинам художника присущ настроение разорванности, распада, который выражается в ломаных линиях, что свидетельствует психическую раздвоенность автора [3,148]).

Проблеме сходства гениальности и безумия уделил особое внимание и психиатр-криминалист Ч. Ломброзо. Исследователь характеризует ряд случаев, когда люди, имевшие особый уровень талантливости, страдали от различных психических расстройств. На основе этого Ломброзо устанавливает черты, присущие именно художникам-сумасшедшим. Психолог указывает, что художники такого типа имеют особый стиль и зачастую являются творцами идей, которые меняют мировоззрение целых эпох.

Если говорить об украинском искусстве, то традиция рассматривать творческий процесс в русле расстройств психической деятельности пришла к нему с европейского (вспомним, что в свое время нервное даже было синонимом эстетического во французской культуре: «...Бодлер увлекался нервностью произведений Эдгара По и нервным напряжением музыки Вагнера. Поклонников Бодлера интересовали «его славные нервные недуги, которые должны поразить все чувствительные души после него» [4, 238]).

В украинской литературе дискурс невротизма начал Агатангел Крымский книгой рассказов «Повестки и эскизы украинской жизни», которая подарила прозе нового героя - человека с нездоровой психикой. Стиль изложения писателя характеризуется как невротический, иронически окрашенный и отрывисто-спазматический, что влечет сложность и неоднозначность текста.

Интересной с этой точки зрения является также сборка И. Франко «Увядшие листья», которая дает украинскому искусству еще один вариант невротика - самоубийцу. Писатель, характеризуя своего героя, отмечает: «се человек слабой и буйной фантазии, с глубоким чувством, и мало способен к практической жизни» [5,119]. И. Франко творит личность, чувственность которой перерастает в невроз и заканчивается на уровне самоубийства.

Еще одним вариантом неадекватного поведения можно считать реакцию на жизненную ситуацию, что анализируемая в произведении М. Коцюбинского «Цвет яблони». Художник передает, используя прием потока сознания, противоречие между родительским чувствам и творческим мышлением, которое воспринимает реальную действительность лишь как материал, воплощается в произведениях. Поведение героя характеризуется нервозностью, импульсивностью, превалированием бессознательного над сознательным. Борьба двух «я» (имеем раздвоение личности на я-отец, воплощение общечеловеческого инстинкта, и я-художника) заканчивается отчаянием: «А моя память, то закадычный мой секретарь, уже записывает и сю безволие тела среди цвета яблони, и игру света на посиневших лицах, и мой странный настроение. Я знаю, зачем ты записываешь все то, моя мучителько! Оно покажется тебе...когда-то...как материал...» [6,117].

Нервозность, раздражительность, чрезмерная чувствительность является характерными чертами и героини-художницы о. кобылянской в новелле «Valse melancolique». Столкновения Анны-художницы с внешней средой усиливало перечисленные выше черты, что вызывало истерики, которые заканчивались попытками уничтожить собственные произведения: «Однажды шло нам финансово круто: а что хуже - властитель дома повысил оброк комнаты. Артистка роздразнилася. Бросала вещами о землю, раздирала эскизы, проклинала свою судьбу, что выглядела, как дрантива девочка, и божилась, что предпочла бы таки сейчас ослепнуть, как быть дальше художница...» [7,140].

Нужно подчеркнуть, что описанные художниками состояния чаще всего является проекцией на присущие им способы реагирования. Понимая это, писатели совершают попытки констатировать присутствие психических отклонений от нормы как в собственном творчестве, так и через анализ личности своих коллег (к примеру, статья В. Подмогильного «Иван Левицкий-Нечуй. (Попытка психоанализа творчества)», в которой автор трактует фигуру своего предшественника как невротика, приписывая ему ряд комплексов, которые были определены в свое время. Фрейдом). Отметим, что мы обратили внимание на трактовку творческого процесса украинскими писателями, а не критиками или литературоведами. Такая позиция обусловлена темой нашей статьи, ведь делаем попытку проанализировать особенности психологии творческого человека, поэтому нам важнее увидеть именно ее представление о акт творения, причины возникновения того или иного текста.

Каждый процесс проходит определенные этапы. Если рассматривать искусство как процесс, то можем в нем выделить несколько периодов. Среди них сутки излома, что является наступательной после стадии особого всплеска. Это время характеризуется кризисом, что вызвано недовольством от предыдущего и необходимости создания чего-то нового, которое обеспечит оптимальное развитие в дальнейшем. Прежде всего надо указать на то, что эпоха слома содержит ряд признаков и чаще всего связана с переходом от одного века к другому, который сопровождается головокружительными изменениями в. политическом и социальном устройствах, а также с открытиями, которые влияют на мировоззрение человечества в целом и каждой конкретной личности. Среди признаков стоит выделить такие, как попытка оспорить традицию, которая вызвана незадоволеням последней, предчувствие трагизма и обреченности человека, который зневірюється в возможности налаживания гармоничных отношений с окружающим миром и миром себе подобных. При таких условиях она начинает искать путей освобождения от пресса обстоятельств и собственных предчувствий. Часто лучшим вариантом становится бегство от окружающей действительности через самоуглубление, которое имеет несколько вариантов проявления: от сквозной религиозности до безумия.

Следовательно, этот период сопровождается переоценкой ценностей, особым уровнем надривності и появлением идей, выдаваемых в своей новизне странными. В сутки излома появляются творческие личности, деятельность которых связана с возникновением таких идей. Чаще всего - это люди высокого уровня не только интеллектуального развития, но и эмоционального. По нашему мнению, учитывая психологическое состояние таких личностей, мы можем утверждать, что их высокий уровень эмоциональности, некоторая надрывность, немотивированность поведения близки к реагированию невротиков, сумасшедших.

Таким периодом кризиса для украинской литературы стал кон. XIX - нач. XX ст. Но прежде чем обратиться к анализу проблем настоящего времени, стоит сконцентрировать внимание на ранее появление эпоху барокко, ведь именно барочная культура создала тенденции, которые характеризуют период слома, когда возникает потребность изменений и переорієнтацій в мировосприятии, разрушении традиций. Эти тенденции вобрали в себя весь комплекс признаков, іманентних кризисным ситуациям.

Очерчивая психологический тип человека эпохи барокко, следует указать на такие его сущностные свойства, как трагизм мироощущения, потребность в решении внутренней дилеммы между собственным «я» и миром (попытка сочетания бинарной оппозиции: я - мир, я - Бог как создатель мира в комплексное целое завершается отрицательным чувством, надломленістю). Человек пытается вылить свой трагизм имманентными ей путями, для художников барокко таким путем отрицания отрицаний становится искусство, поэтому поэзия и проза отражают психологическую данность (мироощущение) личности. Психологизм, в скрытых формах - игра слов, игра формы, в определенной степени содержательная игра с собой, становится наиболее характерным признаком барочной эпохи.

Герои художественного произведения является трансформированным воплощением «я» автора, крайности проявления чувств превращаются в иронию (и самоиронию), игру с самим собой (игра с самыми высокими ценностями - Бог, природа, собственное «я», которые под влиянием трагического самоощущение нивелируются, становятся абстракцией). Это порождает определенную отстраненность от мира, что по своей форме похожа на равнодушие душевнобольных, когда то, что до заболевания представлялось значимым, во время него воспринимается как не заслуживающее внимания, становится предметом насмешки или раздражение. Например, найдем много случаев такого равнодушия среди монахов того времени, когда мирская жизнь казалось фикцией, вызвало иронию или открытую агрессию. Причиной такого отношения чаще всего была психологическая травма, вызванная невозможностью приспособиться к окружающей действительности. Именно эта неприспособленность приводила к психологической игры в сквозную религиозность, заканчивалась, как уже отмечалось, збайдужінням и преднамеренным доведением себя до смерти, безумием.

В эпоху барокко появляется интерес к соотношение сознательных и бессознательных форм познания мира с превалированием последнего. Именно это порождает заинтересованность фантасмагоричними сюжетами, образами, тяга к вычурности и изысканной условности художественного мышления. Художники барокко утверждают идею беспомощности разума в восприятии мира, который является такой же странный, как мир фантазии или сновидений.

Украинскому художнику барокко подсознание видится источником творческих импульсов (подсознание понимается как состояние сна, видения, галлюцинаций). Именно в таком восприятии первые шаги украинской фантасмагорической поэзии, начало формирования того стиля мышления, который образуется благодаря сочетанию сна и поэтического творчества и реализуется, как правило, в произведениях условно-фантастического или мифопоэтического жанра» [8,48]. Такая поэзия творит новую реальность, в которой предпочтение отдается мистическом, поэтому тексты насыщаются видениями, болезненными грезами, фантастическими существами, которые имеют влияние на поведение героя, отсюда барочный фатализм, обреченность на постоянную зависимость от других сил, воплощением которых и является в воображении художника эти существа.

Следовательно, произведения художников барокко содержат в себе черты, имманентные невротикам, истерикам, сумасшедшим. Среди них: отсутствие единства, которая не только граничит с быстрыми переходами от чувства радости к чувству горя, но и с большим количеством противоречий, резкий контраст изящного, эстетического с грубым, циничным, бессодержательным [9,97]. На объяснение этого явления можно выделить несколько причин. Во-первых, человек/художник постоянно находится под давлением окружающей действительности, в которой чувствует себя неуютно, поэтому такое поведение можно расценивать как средство бегства от реальности. Во-вторых, безумие давало некое ощущение свободы, право быть не наказанным за любые заявления, предсказания и тому подобное, а следовательно служило защитой (помним, что у славян существует традиция считать людей с больной психикой пророками, равными Богу, иногда даже святыми).

Возвращаясь к периоду кон. XIX - нач. XX в. отметим, что он также ознаменовался сломом как на уровне общества, так и на уровне конкретной личности. Раздвоенность внутреннего «я», трагизм предчувствие перемен приводит к обострению мироощущение. В пределах искусства создается новая философия - философия модернизма, которая по своей внутренней сути близка эпохе барокко.

Художественные полотна модернистов характеризуются мощностью подтекста. Сложность подтекста вызвана противоречием, конкретностью и парадоксальностью интерпретации окружающей действительности.

Попытка найти себя, а также в себе тот идеал, который сможет стать основным стержнем при условии собственного раздвоения и мира, приводит к использованию в творчестве религиозных образов, тем, мотивов.

Религиозность модернистов в определенной степени имеет такое направление, когда основной целью становится достижение эйфорического состояния приближения к чему-то лучшему и более глубокому, к чему-то сакральному и извечного, к чему-то, что будет больше не только окружающий мир, но и понимание самого человека. Модернисты собственными текстами побуждают нас почувствовать веру художника в нечто и его перенасыщенность собственной верой. Однако, несмотря на это, потеря ее воспринимается как первый шаг к свободе, а следовательно, хаоса и безумия, в то же время вызывает, несмотря на эпатажные заявления, негативное ощущение. Душевнобольным также присуща похожая религиозность, что сопровождается, с одной стороны, сомнениями, а с другой - мыслями, которые заставляли их считать эти сомнения преступлением» [10,214].

Феномен автора как создателя текста, автора, реагирования которого близко к поведению сумасшедшего, связан также с тем, что модернисты смогли выстроить собственную новую действительность, которая отражает настроения и психологические состояния своего времени («Модернизм, следовательно, на место традиционных двух принципов (подражания и преобразования действительности) выдвигает свой, третий принцип: создание новой действительности» [11,150]). Созданная действительность (особенно это касается начала XX века), переполненная ужасом, насилием, внутренней пустотой и унынием. Художники в поисках выхода из такой ситуации прибегают к эстетизации смерти, которая видится им единственным возможным путем разрешения внутренних и внешних противоречий жизни. Отметим, что желание смерти присуще и людям с пораженной психикой. Чаще всего их жизненный путь или переполнен попытками покончить с собой, или заканчивается немотивированным самоубийством.

Если обратиться к конкретному, то обозначенные нами моменты выражены, например, в творчестве художника этого периода М. Волнового.

За внешним каркасом сюжета в текстах Волнового всегда можем увидеть психологические проблемы самого писателя, по стилю изложения угадать внутреннее беспокойство, который присущ чаще всего невротикам.

Складывается впечатление, что художник находится в состоянии напряжения, которая, вероятно, вызвана потребностью постоянно отстаивать свои взгляды, бороться за то, что усматривается Волновом безапелляционно правильным. По нашему мнению, такое положение художника связан с тем, что он, как и вообще его поколения, оказывается в абсурдной для человеческой логики ситуации, ведь чувствует себя врагом в той общественной структуре, которую вимріяв. Это ощущение усиливается, когда именно эта структура начинает уничтожать, физически и морально убивать самых ярких представителей, которые были ее активными творцами. Это вызывает чувство разочарования, которое, опираясь на уже существующий невроз, порождает безысходность. Единственно возможным вариантом для освобождения М. Хвылевого, как и его героев, становится смерть. Попробуем проследить это на примере некоторых произведений автора.

Героев художника условно можно разделить на две группы. К первой относятся те, кто, пройдя войну, революционные события, сам становится носителем смерти, ее главным палачом, исполнителем приговоров. Они чувствуют собственную перенасыщенность смертью, но их трагизм даже не в том, что убивают, сколько в невозможности остановиться:

«...Шесть на моей совести? Нет, это неправда. Шесть сотен, шесть тысяч, шесть миллионов - тьма на моей совести!!!» [12, 272]. Тексты, в которых помещены этот типаж, характеризуются особым уровнем спазматичності, разорванности, они напоминают бред сумасшедшего. Попутно можем указать на то, что внутренне всем произведениям Волнового присуща определенная стереотипизация, для автора навязчивой становится тема смерти, убийства, которая, модифікуючись, получая другую окраску, переходит из произведения в произведение, такая болезненная акцентуация на чем-то является характерной и для людей с психическими расстройствами. Вторая группа вмещает в себя героев постреволюционных дней, которые чувствуют свою ненужность и абсурдность предыдущих убийств, ведь та идея, которая толкала их стать кровавыми мессиями, предала, превратилась в еще одну агитку, лозунг для оболванивания. Волновой устами героини романа «Вальдшнепы» Аглаи достаточно метко рисует образ революционера-романтика в послереволюционные времена: «Карамазова захватила социальная революция своим размахом, своими социальными идеалами, которые она поставила на своем знамени. Во имя этих идеалов он пошел на смерть - и пошел бы, выражаясь его стилем, еще на тысячу смертей. Но как должен был себя чувствовать Дмитрий Карамазов, когда он, попав в так называемое «социалистическое» окружение, увидел, что с размаху ничего не получилось и что его коммунистическая партия потихоньку и полегоньку превращается в обычного себе «собірателя земли русской» и спускается, так сказать, на тормозах интересов хитренького мещанина-середнячка» [ 13, 624]. Но общим для обоих типов персонажей является то, что их психологию всегда изображены автором как ущербную, полную отклонений от нормального поведения здорового человека.

Сумасшедшая, душевнобольная личность стоит в центре почти всей прозы Хвылевого. Особого размаха же набирает тема безумия в этюде «Повесть о санаторійну зону», в котором писатель божевільність трактует не только как признак конкретной личности, но и общества в целом. Маленький мир главного героя Анарха полон видениями, галлюцинациями, немотивированной подозрительностью, вызванные массовым психозом, который существовал в то время и был связан с всеобщим параноидальным страхом перед машиной под названием государство, в пределах которой процветали предательство и насилие.

Кроме того, главный герой переживает комплекс новозаветного Христа, которому суждено смертью, если не остановить безумия мира, то хотя бы указать на них, дать новый путь или оградить себя от земного ада: «Все это сплелось в один терновый венок. Тогда я кладу этот терновый венок на свою склоненную голову и иду на Голгофу. Но, сестра, книжники и фарисеи снова догоняют мой необычайный пафос. Я слышу удары грома и падаю, истекая кровью. Это вижу, как сквозь сон... Но упорно и неуклонно с терновым венком на голове иду и иду на Голгофу» [14, с. 549]. Итак, Анарх выбирает смерть, ведь «смертность освобождает героев от необходимости одновременно невозможности что-то изменить вокруг себя или в себе. Герои видят в смерти единственно возможный выход из тупика зоны, которая своими хронотопними параметрами порождает застой, омертвения духовно-нравственных основ, что, в свою очередь, ведет к физической смерти» [15,73]. Возвращаясь к образу Христа, отметим, что идея мессианства была присуща художникам поколения Волнового. Он сам и его сторонники считали себя началом искусства переходной эпохи, которое призвано, опираясь на европейскую традицию, создать новую украинскую литературу. Ради своей идеи они были способны на любые жертвы. Волновом также присуща такая безумная вера в свои идеалы. Она напоминает болезненную навязчивую идею, что, по большому счету, и лежит в основе несколько истерического стиля автора, а также является объяснением его самоубийства: художнику легче было покончить с собой, чем предать свои взгляды, самого себя.

Внутреннее напряжение присутствует не только в художественных произведениях, но и в публицистике автора. Памфлеты Хвылевого яркие своей эмоциональностью, они поражают чрезмерной экспрессией, которое выражено через разорванность текста, засилье в нем вопросительных и восклицательных конструкций. Стиль Волнового-памфлетиста напоминает манеру невротика, которому тяжело сосредоточиться на чем-то одном, ведь он эмоционально переполнен, и требует постоянного движения вперед, насыщение текста все новым и новым фактажом. Кроме того, больным вопросом как для нервнобольных, так и для Волнового отношение окружающих к собственной персоне, что предоставляет памфлетам личностного характера. Если вглядеться пристальнее, то станет заметно, что автор довольно раздражающе воспринимает критику своего творчества, поэтому неоднократно становится на защиту самого себя, но делает это отстраненно, так, будто речь идет о ком-то другом: «Нам тем легче сделать это, слюнявый каптьор (ты не обижайся, Валер'яне, «мы тебя не хотим подозревать в этом») зацепил своей слюной нашего памфлетиста Николая Хвылевого, который, памфлетист, кстати, давно уже ждет придирки покончить с этой болячкой на пролетарской литературе» [16,694-695]. С одной стороны, это можно воспринимать как интересный стилистический прием, с другой - как подсознательный атавизм (в состоянии наибольшего раздражения у художника появляется черта, присущая детям, - неразличение собственного «я», невиокремлення его из массы существующих, что воплощается в презентации себя через третье лицо), который становится защитной реакцией на внешнее підразнення, а также указывает на болезненно-раздражающее отношение к критике своего лица.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что творцами искусства всегда были люди, которые отличались неадекватностью поведения, дивністю реагирования. В свое время по поводу этого А. Шопенгауэр говорил: «Каждый, кто писал гениально, видел духов. Ведь если бы он воспринимал действительность, прилаштовувася к человеческой мысли вообще или недостатков своего времени, то не высказывался бы так метко каждым словом впротивагу и этому мнению, и этим оплошностях...» [17,322]. Особенно это касается художников переходной эпохи, реагирование которых находится на грани нормы и отклонения от нее. В типологических черт, которые указывают на это, можно отнести имеющееся у писателей этого периода, как и у людей с больной психикой, акцентирование внимания на собственных состояниях, мазохистское желание анализировать свое страдание, выставлять его напоказ, стремление движения, изменений, что порождает особый стиль, который построен на надмірі, парадоксе, сочетании несочетаемого, резких переходах от экстаза к антонии.

Таким образом, как видно из рассматриваемого выше материала, в период кризиса, как на уровне общества, так и на уровне искусства, происходит обострение психологического состояния людей с тонкой душевной организацией, что способствует появлению в литературе художников, стиль которых близок к поведения и манеры реагирования душевнобольных.

Литература

1. Житель Ромен В. А. Психология творчества: Учеб. пособие. 2-е изд., доп.- К.: Лыбидь, 2001.- 288с.

2. См. Житель Ромен В. А. Названа труд.- с 241

3. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе/ К. Г. Юнг. науч. ред. перевода В. А. Поликарпова. - Мн.: ООО «Харвест», 2003.- 384с.

4. Павлычко С. Дискурс модернизма в украинской литературе: Монография. - К.: Лыбидь, 1999. - 447с.

5. Франко И. Увядшие листья. Предисловие/ Франко И. Произведения: в 50 тт.. - М., 1976. - Т.2. - с. 119

6. Коцюбинский М. Цвет яблони/ Коцюбинский М. Сочинения: в 3т.-Т 2.- К, 1979.- 285с.

7. Кобылянская О. Рассказы. - Львов: Каменяр, 1982.- 271с.

8. Макаров А. Иррациональные мотивы украинского барокко // Слово и время. - 1991. - №7. - с.46

9. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство; Женщина преступница и проститутка; Любовь у помешанных: Сборник / Пер. с ит. - 2-е идд. - Мн.: ООО «Поппури», 2004. - 576с.

10. См.: Ломброзо Ч. Названа труд. - с. 214

11. Соболь В. О. 12 путешествий в страну давнего писательства. - Донецк: Восточный издательский дом, 2003. - 156с.

12. Волновой М. Новеллы, рассказы «Повесть о санаторійну зону». «Вальдшнепы». Роман. Поэтические произведения. Памфлеты. Вступ, ст., сост. и примеч. В. П, Агеевой; Ред. поэтому М. Г. Жулинский .- К.: Наук, думка, 1995.- 816с,

13. Там же,- с.624

14. Там же.- с 549

15. Цюп'як И. Екзистенціал смерти как измерение бытия в прозе Николая Хвылевого // Слово и время. - 2001. - № 3. - с 73.

16. Волновой М. «Ахтанабіль» современности, или Валерьян Полищук в роли лектора коммунистического университета»/ Волновой М. Новеллы, рассказы «Повесть о санаторійну зону». «Вальдшнепы». Роман. Поэтические произведения. Памфлеты. Вступ, ст., сост. и примеч. В. П. Агеевой; Ред. поэтому М. Г. Жулинский. - К.: Наук, думка, 1995.- 816с.

17. Шопенгауэр А. Введение в философию; Новые пара-липомены; Об интересном: Сборник. - Мн.: ООО «Попурри», 2000.- 461с.