Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Литература родного края

Путешествие в сказочный мир буковинского писателя Василия Мельника

Информационно-технологическая модель урока

5 класс

А. Ткач,

учительница украинской литературы

Черновцы



Цель: углубить знания детей о литературную сказку; дать биографические сведения о буковинского сказочника В. Мельника, научить понимать красоту волшебного мира его сказок, позиции их героев; выработать умения и навыки пересказывать текст, творчески мыслить, кратко излагать свои мысли; развивать творческие способности учащихся; воспитывать любовь к книге, интерес к чтению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: выставка книг буковинских сказочников, выставка ученических иллюстраций к сказкам; плакат «Метод ПРЕСС».

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Организация деятельности и ход работы на уроке

I. Вступление

Волшебный буковинский край. Край, который подарил миру целую плеяду художников, которые стали известными не только в Украине, и за ее пределами. Среди них выдающиеся скульпторы, архитекторы, музыканты, композиторы, певцы и талантливые писатели. Литературная карта Буковины действительно сияет их именами. Есть среди них и люди, которые подарили вам, детям, бесценные произведения, что ведут вас в волшебный мир Сказки.

Вот отдельные из них (обзор выставки):

М. Ивасюк. «Сказки Буковины», «Сказки Верховины», «Волшебный горшочек»;

Ю. Федькович. «Глогорожечка» (интересная сказочка), «От чего сердце соленое», «Бідолашко»;

Есть. Ярошинская. «Цветы», «Самый клад»;

И. Синюк. «Соколец»;

В. Колодий. «Рябуха»;

В. Мельник. «Веселчині ленты», «Дружная семейка», «Кто в реке живет», «Летающий колокольчик», «Рождение чуда».

Все эти сказки, как и многие другие, написанные нашими буковинскими писателями. Каждая из них вводит вас в удивительный мир, полный таинственной загадочности, особенной и волшебной.

II. Объявление темы и ожидаемых результатов

III. Оказание ученикам необходимой учебной информации

1. Рассказ учителя о творчестве В. Мельника.

Василий Мельник чрезвычайно талантливый человек. На сегодня он известен в Украине как драматург - известные драматические произведения «Над Днестром-рекой», «Судьба и песня», «Юрий Федькович», «Бирюк»; талантливый прозаик - повесть «Бег в тупик»; непревзойденный сказочник - сборник «Хозяин рощи», «Как выросли яблоки», «Странное лисенок», «Светлячок» и те, что представлены на выставке; веселый юморист - «Внештатная няня», «Свидетель невероятного», «Приключения бывалого» и другие. Автор этих произведений сегодня у нас в гостях.

2. Выступление В. Мельника, буковинского писателя.

3. Учитель. Но сегодня мы поговорим о. Мельника как сказочника, встретимся с его сказочными героями. Ведь читая его сказки, мы попадаем в большой мир любви, добра, справедливости и красоты. «Эти жизненные идеалы, высокие идеалы, которые впервые западают светлячками в человеческие сердца от маминых колыбельных песен, должны навсегда остаться для каждого ведущими в пути к истинному счастью», - утверждает автор своим искренним, сострадательным и теплым словом.

IV. Интерактивная часть

Учитель. Сказочный мир Мельника чрезвычайно богат. Все герои его произведений - разные по характеру, по поступкам. Но каждая его сказка учит, от чего-то предостерегает. Группа «Юные артисты» предлагает вам инсценировку сказки «Лучший день года».



Постановка проблемного задания. Просмотрев спектакль, попробуйте дать ответ на вопрос: правильной ли была поведение героев сказки?

1. Группа «Юные артисты». (Посередине класса забор и калитка, которая делит «сцену» на двор и дорогу.)

Сказочник (читает из-за кулис). Трое гусят - Серое, Белое и Мохнатое, - дождавшись ласковых весенних дней, дружно, с веселой песенкой отправились на обширный пруд. Накупались вдоволь, отдохнули в тени плакучих ив, а когда солнышко стало садиться на покой, вернули в родной дом.

(К калитке с дороги подходят трое учеников-гусят. Они одеты в серый, белый, темно-коричневый спортивные костюмы, а на головах - короны - председателя гусят, на ногах сделаны из картона гусиные лапки).

Серое гусенок (идет впереди). Хочу чего-нибудь вкусненького, и много.

Белое (сзади Серого). Чтобы вкусное и полезное.

Волосатое. Чтобы полезное, и ежедневно: весной, летом, осенью и зимой. (Останавливаются перед калиткой.)

Серое. Спросите бабушку. Она много прожила, про все на свете знает.

Белое (отрицательно). Может, дедушку? Он у нас мудрый и самый главный.

Волосатое. Нам поможет мама. (Тихо). У нее сегодня самый лучший день в году...

Все вместе. Ой леле! У мамочки сегодня именины!!!

Серое. Позор нам!

Белое (искривилось). Мы неблагодарные... У нас ни подарка, ни цветов, ни песни для мамочки.

Волосатое (встревоженно). Как же нам быть?

Серое (убедительно). Думаю, будет очень хорошо, когда мамочке подарим наше внимание.

Волосатое (тихо). Если бы у нас были цветы...

Белое (уверенно). Сначала ей наши поцелуи. За то, что нас взрастила.

Серое. А уже потом наши пожелания?

Белое. Конечно!

Белое (тихо). Я скажу свое приветствие первым, а вы уже потом.

(У калитки появляется Мама с улыбкой на устах, в зеленой юбке, вышитой безрукавки. За ней - дедушка и бабушка, а неподалеку - в красных сапогах и соломенной шляпе - папаша.)

Мать. Где вы заблудились? Час поздний. Мы все волнуемся.

Белое (торжественно). Наша родная и дорогая мамочка! Мы не забыли, что у тебя сегодня самый лучший день в году, поэтому приготовили тебе наши пожелания.

(Ковтнуло воздух, поглядел на Серое, потом на Волосатое и продолжило.) Дорогая наша ненько! Мы все вместе и каждый из нас отдельно желаем тебе всегда быть самой лучшей на свете. Быть очень сильной, отважной, но никогда нас не будить до восхода солнца...

Серое. Чтобы всегда позволяла купаться в пруду и в реке, сколько мы того хотим.

Волосатое. Чтобы ты нас кормила и поила чем-то вкусным, полезным, чтобы мы не болели, быстро росли.

Все вместе (виструнчившись в строку). Мы желаем тебе, чтобы вы с татуськом нам помогали до самой старости.

(Мать, раскрыв рот, присела, а гусята начали танцевать вокруг нее.)

Сказочник. С высокого неба насмешливо смотрел на весеннюю землю круторогий месяц. Он все видел, все слышал. То ли со стыда, а от недовольства начал прятаться в высокие облака.

2. Обсуждение просмотренной сказки.

Метод « Микрофон».

- Понравились вам герои сказки и чем именно?

- Что положительное, а что отрицательное было в их поведении?

- Как бы вы поступили на месте гусят? Метод ПРЕСС.

- Правильной ли была поведение наших героев?

3. Группа «Юные артисты». Парад сказочных героев.

Накануне ученики получили задание: прочитать

сказку В. Мельника, прийти на урок в костюме сказочного героя и рассказать о себе.

Встреча со сказочными героями.

1-й ученик. Я - Катя из сказки «Перламутровые кораллы», которая вошла в сборники «Летающий колокольчик». У меня в руках яворова свирель, которую подарил мне дядя Константин, а это - перламутровые кораллы, тоже подаренные дядей мне на день рождения. Они мне очень понравились. А какая интересная история их создания. Дядя мне рассказал, что в наших чистых реках живут разные рыбы. Среди них - ракушка речная, которую еще называют «перлівниця». На вид она хорошенькая, словно две маленькие ладошки вместе сложены. С ее ладошек-створок делают кораллы, как вот у меня... словно серебром переливается.

Жаль мне стало рыбки, потому что чтобы создать эти кораллы, не одну ее использовали. Дядя еще мне говорил, что таких рыбок следует охранять, ибо они, как видите, полезные, и жить они должны в чистой, незагрязненной реке. Поэтому я постараюсь оберегать рыбку и не загрязнять реку. А своим ровесникам скажу, что все в природе требует бережного отношения.

2-й ученик. Вы меня узнали? Да это же я, Дивовисько из сказки «Дивовисько». Я с лучшей сказки. Почему лучшей? Потому что автор Василий Мельник разместил ее первой в своем сборнике «Рождение чуда...». Что вы так на меня смотреть? Да, да, это я, Дивовисько, которое ставят на огороде, как только заалеют клубники, зарожевіють черешни. Скучнувато мне на огороде, хоть я лучше Дивовисько на весь белый свет... Я могу летать выше высокие облака, прыгать за высокие горы... Я могу переплыть широкие реки и глубокие озера... Могу стать проворнее Ветра...Но никто со мной не дружит. Ветерок называет меня Страхопудиськом, Чучелом. Я думал, что я самый страшный, но меня никто не боится. Однажды я подошел к коту Рудько, то мурлыкал себе под нос. Ну, думаю, этот меня боится. «Раскрой свои сліпенькі, - говорю, - посмотри, кто перед тобой... Храбрейший из хоробріших, самый отважный из отважных...» А он: «Не мешай. Еще не таких видел!» Странно, очень странно, как это он не испугался меня?

А вот еще и Сова добавила: «Роскошное Чучело», «Хвастун». Да я самый храбрый, самый отважный... мне так одиноко и грустно (плачет). Зачем я хвастался? Каждый на что-то способен...

3-й ученик. Я - Маленький Муравей из сказки «Дружная семейка». Расскажу вам приключение, которое со мной случилось. Наша семья очень большая, трудолюбивая. С самого утра все имели работу. Только я, Маленькая Мурашка, ничего не умела и только присматривалась, как делают старшие, чтобы научиться и себе. Но мне хотелось как-то помочь своей семье, сделать им приятное, поэтому я попросила тетушку Муравья-Ха, чтобы она научила меня петь и танцевать. Всю ночь учила, а на утро развеселила семью своим концертом. Но наибольшей радостью для всех была работа, поэтому никто не заметил, как ко мне подошел Паук, похвалил за хорошее пение, замечательный голос и пригласил к себе в гости, чтобы ему попеть. Говорил, что он наш сосед, хоть я его никогда не видела. Паук уговорил меня, я пошла с ним. Он сказал, что к моей одежды не хватает серебряных сапожек. Когда мы подошли к его дому, то я увидела, что она вся из хрусталя. Он посадил меня в хрустальное креслице, попросил, чтобы я спела, а он тем временем змережить мне сапожки. Мне стало страшно, и я спела грустную песенку, но Паук попросил веселой. И я, послушавшись, спела веселой, а Паук тем временем обплітав быстренько мои ножки нитками. Я уже не могла ими пошевелить, они были спутаны. А когда он вытащил острую саблю и приказал мне петь, чтобы ему было приятно меня есть, я все поняла. Начала петь очень громко. И меня услышала тетя Муравей-Ха, но почувствовала, что голос у меня был печальный и поняла, что я попала в беду.

Она созвала всех Муравьев, и все вместе бросились мне на помощь - шли на мой голос. И хоть злой Паук, увидев наше дружное муравьиное войско, перерезал саблей серебряную паутину-лестницу, но было поздно. Потому что тетя Муравей-Ха пробралась во дворец, а за ней цепочкой и вся семья, друзья, знакомые. Они толкнули Паука на землю и распутали мои ножки. Я была благодарна всем за помощь и навсегда запомнила тетиных слова: «Один - не воин. А группа, семья и друзья - это большая сила. Там, где дружба прочна, - враг не страшен. Там, где дружба - там и радость». И вас прошу запомнить, что дружба - великая сила.

5-й ученик. Группа «Юный художник». (Учащиеся демонстрируют свои рисунки к сказкам, которые самостоятельно прочитали дома, комментируют их и раскрывают основную мысль сказки).

6. Итоговая беседа. « Мозговая атака».

- О чем пишет В. Мельник в своих сказках, то есть какова их тематика?

V. «Живое слово сказочника»

1. Художественное чтение сказок самим писателем.

2. Свободное общение с учениками.

VI. Подведение итогов урока Оценивание учеников

VII. Домашнее задание

Прочитать сказку В. Мельника, о которой сегодня услышали впервые и которая понравилась.