Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Народоведческая тема «А уже весна, а уже красна»

Урок народоведения

В. Градовська,

преподаватель Черкасского политехнического техникума



Цель: познакомить с обычаями, праздниками, обрядами весеннего цикла, раскрыть их суть; расширять кругозор учащихся; формировать национальное сознание.

Оборудование: на столе в вазах букеты весенних цветов, ветки освященной вербы.

Технические средства: магнитофон, проигрыватель.

Эпиграф:

Или ты рано до восхода солнца

Богу не молилась ?

Или ты детишек неопределенных

Обычая не учила?

Т. Г. Шевченко

Плакат: «Без вербы и калины нет Украины».

Ход урока

Девушка Весна и парень Апрель встречают гостей, избивая их освященными ивовыми ветвями, приговаривают:

Не я бью, верба бьет,

За неделю - Пасха,

Уже недалеко красное яичко!

Будь большой, как ива,

А здоровый, как вода,

А богатый, как земля!

В комнате раздаются веснушки. То присутствующие приветствуют весну по древним народным обычаем.

Учитель. Сегодня мы проведем урок народоведения «А уже весна, а уже красна».

В этом году зима надолго пожаловала к нам в гости с трескучими морозами, снегами и метелями, а потому весна - долгожданная, радостная. С теплым солнышком, весенним светом, ручьями и ручейками отошли морозы. Вместе с морозами отошло много праздников календарного цикла.

Сегодня мы ознакомимся с традиционными праздниками, обычаями и обрядами, которые отмечаются в Украине в апреле, глубже познаем свой народ, его духовные сокровища.

Наш великий поэт Тарас Шевченко, обращаясь к Украине, как к матери, которая вечно страдает, спрашивает:

Или ты рано до восхода солнца

Богу не молилась?

Или ты детишек неопределенных

Обычая не учила?

(В грамзаписи звучит фрагмент мелодии «Запорожского марша».)

Как видим, со слов Шевченко, не учить своих детей обычаев - это такой же большой грех для матери, как и грех не молиться Богу.

Тогда, как разольются воды, вернутся из теплых краев птицы, повіють теплые ветры, в народе и встречают весну играми, танцами и песнями. Народ шутит:

«Уже весна, потому что щука-рыба хвостом лед разбила»,

«Кукушка на хвосте весну принесла».

Приветствуются так:

«Добрый вам день, с сохой вас, с бороздой, с овсяным колосочком, с пшеничным пиріжечком!»

(Пословицы по очереди произносят студенты.)

- А уже весна! А уже красна!

- Весна! Весна, что ты нам принесла? Девушка Весна отвечает:

Принесла вам цветочки,

Чтобы квітчались детишки,

Еще и красочные веночки,

Чтобы пели весняночки.

Девушки подходят к Матери с хлебом на вышитом рушнике:

Благослови, мать,

Весну призывать,

Весну призывать,

Зиму провожать.

Мать. Благословляю вас веснянки петь, весну встречать, землю веселить. (Берет хлеб, целует.)

Звучит веснянка «Вербовая доска»... Ведущие садятся за стол.

Учитель. А наиболее почитаемые дни в апреле - Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Проводы.

1-я ведущая. Благовещение - это большой праздник, такое большое, что нельзя работать, даже птица не вьет своего гнезда в этот день.

«На Благовещение и птица гнезда не вьет, девка косу не чешет».

«На Благовещение и птица не несется, и гнезда не вьет».

«Кукушка и поэтому несет яйца в чужое гнездо, что когда-вила гнездо в день Благовещения».

До Введения на Благовещение нельзя возделывать земли, ибо «земля отдыхает и силы набирается».

А от Благовещения можно работать возле нее, ибо в этот день Бог благословляет землю, растения, и все начинает расти. Цветут первые весенние цветы: подснежники, первоцвет, хохлатка, сон-трава.

Как найдешь в этот день хохлатка, то сорви, брось под ноги, топчи и скажи: «хожу по земле, хожу по земле ряст, дай Бог, дождаться и на тот год топтать». То же самое говорят и про сон-траву.

Если на Благовещение, идя по воду, девушка найдет цветок первоцвета, то это знак, что этим летом она замуж пойдет. Первоцвет - вещун девичьей свадьбы.

На этот день существует много примет:

Если перед восходом солнца на Благовещение ясно и тепло, то будет хороший урожай на хлеб.

Какая погода на Благовещение, такая и на Пасху будет.

Если на Благовещение лежит снег, то лето будет неурожайном.

Если на Благовещение мороз, то будет много огурцов.

До Благовещения зимы не кляни, потому что она еще может вернуться.

2-я ведущая. Воскресенье за неделю перед Пасхой называется «Вербным», «шутковой» или «квитной», а неделю перед этим воскресеньем - «вербным».

В Вербную неделю, по народным верованиям, нельзя сеять конопли и овощей, потому что «будет ликовате, как верба». Не сеяли когда-то и свекольные, потому что «будут горькие».

В Вербное воскресенье святят вербу. Под церковь заранее навозят много вербных ветвей. Утром на Богослужение сходятся все - старые и малые, ибо «грех не пойти в церковь, как святят вербу». Когда кончается служба и священник окропит ветви святой водой, то дети - друг поперед друга - стараются как можно быстрее достать иву и тут же проглотить по несколько «котиков» - «чтобы горло не болело».

Когда хозяева, возвращаясь из церкви с освященной вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде или в поле по несколько ветвей, «чтобы росла Богу на славу, и людям на потребление», а остальное, что оставалась, несли в дом и ставили в красном углу под святыми образами.

Если, войдя в дом, заставали кого-то, что проспал заутреню, то били такого свяченой вербой, произнося:

Не я бью - верба бьет,

За неделю Пасха,

Недалеко красное яичко!

Будь большой, как ива,

А здоровый, как вода,

А богатый, как земля!

Молодые ребята и девушки дрались свяченой вербой еще и круг церкви и дорогой, как домой шли.

3-я ведущая. Свяченую вербу чтит народ. «Грех ногами топтать святую вербу».

Освященной вербе приписывается магическая сила. Как впервые весной выгоняют скот на пастбище, то очень свяченой вербой - «чтобы нечисть не цеплялась к животному» Во время града выбрасывают ветки освященной вербы во двор, чтобы град остановился.

Ива имеет большое значение в народной медицине. Когда болеют люди или животные, то знахари варят свяченую вербу вместе с целебными травами и поят тем варевом больного человека или животного - в полной надежде, что поможет. Варевом свяченой вербы мочат голову и этим лечатся от головной боли. Лечатся свяченой вербой и от лихорадки и ревматизма, сбивают ею лихорадку. Толченые листья с ивы кладут на раны, а водку, настоянную на ее письме, пьют против желудочных заболеваний.

Известно, что когда Спаситель ехал на осле, то люди устелили ему дорогу пальмовыми ветвями. С этого и пошел обычай святить ветки деревьев в это воскресенье. В южных странах, где растет пальма, освящают пальмовые ветви. У нас в Украине пальма не растет, а потому пришлось нашим предкам выбрать какое-то другое дерево. И этот выбор пал на иву, не смотря на легенду о козью иву - один из видов ивы. Легенда говорит, что козья ива проклята Богом за то, что с ней делали гвозди для креста, на котором распяли Спасителя: за это ее черви точат. Кроме того, по народным верованиям, в сухой вербе сидит черт. Отсюда и пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу».

В драме Леси Украинки «Лесная песня» Мавка всю зиму спала тоже в сухой вербе.

(Прослушивается фрагмент из «Лесной песни».)

Учитель. Как вы думаете, почему обычай святить вербу, а не какое-то другое дерево, сохранился в Украине?

Ученики. Ива - неприхотливое дерево, она растет везде, где ее посадят, особенно возле воды. Заботясь о сохранении природы, народ и выбрал именно это дерево. Да еще и ввел обычай - уходить из церкви и посадить несколько веток ивовых. Вот поэтому и живет пословица: «Без вербы и калины нет Украины».

(Звучит песня «Верба».)

Учитель. Итак верба - это символ Украины, Родины. Она воспета во многих песнях. А когда Благовещение совпадает с Вербным воскресеньем, тогда это двойной праздник.

4-й ведущий. Пасху. Пасха. Паска. Светлое Христово Воскресение.

Последняя неделя перед Пасхой называется белым или чистым. На этой неделе верующие соблюдают пост так же строго, как и на первой неделе Великого поста.

Крестьяне верили, что это лучшая неделя для сева ранних яровых зерновых культур и гороха.

Важнейшим днем этой недели является четверг - это день весеннего очищения. Убирают в домах, вешают новые или выстиранные полотенца, все чистят, моют. Все чистилось и убиралось в хозяйстве, на огороде, в саду.

Существует поверье, что в Чистый четверг до восхода солнца ворон носит из гнезда своих детей купать в реке. Кто искупается раньше от вороньих детей, тот будет здоров в течение целого года. В этот день стригут детей, готовят четвергову соль, начинают красить яйца. Вечером в церкви отправляется «страсть». Люди старались в этот день и вечер сохранить торжественный покой и соблюдать тишину: ни смеха, ни пения.

Люди, возвращаясь из церкви, пытались донести домой «страстную» свечу, чтобы она не погасла, ей приписывали магическую силу.

В страстной четверг, пятницу, субботу ничего не едят, готовятся к Пасхе. В пятницу пекут кулич, ритуальное печенье, в субботу красят яйца. Яйца красят в основном в красный цвет, ибо это напоминает о крови Спасителя. Но в основном они разноцветные. Красят 13 яиц (здесь имеется в виду 12 апостолов и Спаситель).

5-я ведущая. Пасха называется так потому, что в то время, когда Христос родился, ярко светило солнце и стояли такие длинные дни, что теперешних надо семь сложить вместе, чтобы был один тогдашний. Тогда, было, как взойдет солнце в воскресенье утром, то зайдет аж в субботу вечером. А после распятия Христа дни уменьшились. Теперь только царские ворота в церкви стоят настежь семь дней. Вот почему этот день и называется великим.

Ночь под Пасху имеет магическую силу. Не желательно спать в эту ночь, в прошлом принято было курить во-гонь. Круг костров собиралась молодежь, пели, веселились.

Над городами и селами несется праздничный звон с церковных колоколен, призывая людей к торжественным отправь.

(В грамзаписи звучат Пасхальные колокола.)

Существует поверье, что в Пасхальную ночь все сокровища горят. Говорят, золото горит. О сокровищах в Украине существует много легенд и преданий. Это не удивительно, ибо кладов в нашей земле есть много, и время от времени некоторым везет их находить.

По окончанию праздничных служб освячувалося все: пасха, яйца, хрен, колбаса, сыр, соль, поросенок с хреном во рту, мак, ладан, пшено, медный крестик и игла.

Поздравляют с праздниками и начинают христосоваться уже после Богослужения. При христосуванні, конечно, целуются и обмениваются крашеными яйцами или яйцами. Яйцо, полученное при первом христосуванні, сохраняется как ценность, ибо, по народным верованиям, оно имеет большую силу.

Приветствуются: Христос Воскрес!

Отвечают: Воистину Воскрес!

Теперь повелся добрый обычай произносить:

Христос воскрес - Воскреснет Украина!

(Звучит песня «Украина».)

В Украине это наиболее почитаемое и массовый праздник.

Ведущий читает стихотворение Леонида Глебова «На Пасху».

Всем, всем святых небес

Святой привет Христос воскрес!

Давно деды его говаривали,

Друг друга искренне поздравили.

Летели годы, сотни лет,

Линяв человеческой славы цвет,

Разрушая земли мытарства,

Менялись цари и царства.

Живет, не умрет святых небес

Святой привет: Христос воскрес!

Растите, цвітіть, учитесь, дети,

Считают добро, людей любить.

Взглянув на божий свет,

Твердят, как еще один привет,

Чтобы ровно шла моя дорога,

Душа моя величие Бога!

1893 г.

6-я ведущая. После освящения куличи люди расходятся по домам и разговляются. Обряд разговения в разных местностях происходит по-разному.

А для молодежи - это еще и праздник весны, любви. Молодежь поет веснушек, водит кривого танца и шума, устраивает самые разнообразные игры, богатые содержанием и великие духовно.

По Пасхе.

Понедельник - обливание водой.

Вторник - перевыборы руководящих органов (атамана, отаманші).

Во вторник провожали праздника. Пасхальные праздники заканчивались поминанием умерших родственников. Этот обряд называется Проводы. В основном, это происходило во второе воскресенье после Пасхи, но есть города и села, где Провода приходятся на субботу, понедельник. Почитания умерших родственников - это священный обряд. Воспоминания о нем сохранились самые разнообразные. Вот типичный. В назначенный день для Проводов весь народ с хоругвями, крестами, церковным хором и священниками идет на кладбище. Став между могилами, отправляют общую панихиду, молятся за спасение душ умерших, а затем производят на гробках абідтризну, приговаривая: «Дай нам, Боже, долго на этом свете жить, в добром счастье властвовать, а умершим царства Божьего дождаться». Корни этого обычая уходит еще в дохристианский период.

Лишь на третье воскресенье после Пасхи начинались свадьбы, продолжались весенние праздники, хороводы. Наиболее известная хороводна игра, распространенная еще и сегодня, которая называется «Дед Ладо», или «А мы просо сеяли».

В основном такие хороводы имитировали плен для девушки - свадьба. Весенние праздники, обряды символизировали собой расцвет природы, жизнь, любовь, благосостояние.

Урок заканчивается исполнением песни «А мы просо сеяли».

Литература

1. Олекса Воропай. «Обычаи нашего народа».

2. Светлана Китова. «А уже весна, а уже красна».

3. Вадим Мицик. «Праздники солнечного цикла».