Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Видеофрагмент (мини-экранизация) как структурный компонент урока литературы

Т. Бабийчук

Бердичевский педагогический колледж



Тема занятия. Драматургия Михаила Старицкого

Цель занятия:

сделать общий обзор драматической наследия м. старицкого, определить ее место в отечественной дра-матургії; проанализировать драмы «Не судилось», «Талан»; формировать личностное отношение к героям этих пьес; воспитывать интерес к драматических произведений М. Старицкого, потребность в их чтении.

Оборудование: портрет Михаила Старицкого, выставка пьес писателя, книги о театре К. Станиславского, С Тобилевич, М. Садовского, И. Марьяненко; портреты М. Кропивницкого, М. Лысенко, И. Карпенко-Карого, М. Заньковецкой, М. Садовского, П. Саксаганского, Г. Борисоглебской, Г. Затыркевич-Карпинской; видеофрагменты, созданные на материале драм «Не судилось», «Талан»; тексты этих в/ф; музыкальные произведения М. Лысенко.

Межпредметные связи: театр, кино, музыка.

Тип занятия: практическое.

Теория литературы: драма, трагедия, комедия, ремарки, диалог, монолог, антрепренер, режиссер, авансцена, мизансцена.

Справочный материал: Марко Кропивницкий, Иван Карпенко-Карый, Николай Лысенко, Мария Заньковецкая, Николай Садовский, Панас Сакса-ганский, Анна Борисоглебская, Анна Затыркевич-Карпинская, София Тобилевич, Иван Марьяненко, Константин Станиславский.

Раздаточный материал: на столах у учащихся ЗО папок - методических карточек «Михаил Старицкий». В каждой из них - тема занятия, хронологическая таблица жизни и творчества писателя, краткий справочный материал к занятию, словарик литературоведческих терминов к занятию, вопросы для работы в малых группах, тексты в/ф, вопросы домашнего задания, список рекомендуемой литературы.

Ход занятия (80 мин.)

• Оргмомент.

• Сообщение темы. Мотивация.

• Проверка домашнего задания:

- Зачитывание отрывков из творческих работ «В чем секрет популярности художественного фильма «За двумя зайцами», созданного по одноименной комедии М. Старицкого».

- Зачитывание рецензий на телефильм «По-модньому».



• Краткие сообщения студентов.

Темы сообщений:

1. Михаил Старицкий - великий подвижник украинского театра корифеев.

2. Михаил Старицкий и Николай Лысенко (рассказ на фоне музыки Николая Лысенко).

3. Тематическое богатство, проблематика, жанровое разнообразие драматической наследия м. старицкого.



• Работа по драме «Не суждено»

Беседа:

1. Определите тему, проблематику, идею драмы «Не суждено».

2. Чем вас взволновала судьба Катерины Дзвонарівни?



Составить сравнительную характеристику Павла Чубаня и Михаила Ляшенко (работа в малых группах с последующим озвучиванием).

• Вступительное слово преподавателя перед демонстрацией в/ф, созданного на материале драмы «Не суждено».

• Демонстрация в/ф (мини-экранизации).

• Работа после показа в/ф.

Беседа:

1. Какие черты характера подчеркивают актеры в своих героях? Как?

2. Если бы вам пришлось выступить в ролях Павла Чубаня и Анны Петровны, то как бы вы сыграли свою роль? На чем бы отметили? Почему?

3. Какой эпизод вы подобрали бы для экранизации? Объясните выбор.

Работа с текстом драмы и текстом в/ф: Найдите экранизирован эпизод. Сделайте комментарии.

• Работа по драме «Талан» (работа в малых группах с последующим озвучиванием).

Вопросы и задания:

Первая группа

Кому посвящена драма? Почему? Можно ли назвать фамилию главной героини символическим?

Можно утверждать, что драма имеет автобиографическую основу? Почему?

Определите творческое кредо писателя.

Вторая группа

Ролевая игра: возьмите интервью у Марии Лучицкой

Ориентировочные вопросы студентов:

Почему вы отказались от выгодного предложения работать на российской сцене?

Или любили вы Цветок?

Знали ли вы о интриги за вашей спиной?

Почему вы выходили на сцену, несмотря на запреты врача? Что вас побудило к этому? Неужели вы не беспокоились о собственном здоровье?

Как случилось, что ваша ученица Квятковская так ненавидит вас? Вы не чувствуете в этом собственной вины?

Третья группа

Назовите друзей и недругов Марии Лучицкой, нарисуйте словесно их портреты. Что хорошего или плохого они делают Лучицкий? Как? Почему? Ваши комментарии.

• Вступительное слово преподавателя перед демонстрацией в/ф, созданного на материале драмы «Талан».

• Демонстрация в/ф (мини-экранизации).

• Работа после демонстрации.

Беседа:

1. Какие декорации к сценам в/ф вы подобрали бы, если бы были режиссером? Объясните свой выбор.

2. Как бы вы построили мизансцены?

3. Которые создали бы костюмы?

4. Актрис с какой внешностью вы пригласили бы на роли Лучицкой и Квятковської? Почему?

• Методы «Микрофон» и «Незаконченное предложение»:

«Мария Лучицкая - это...»

«Квятковская - это...»

• Укладка словничка слов Квятковської. Короткие комментарии.

• Работа исследовательского характера (в малых группах с последующим озвучиванием).

Вопрос:

- Чем, по вашему мнению, Михаил Старицкий обогатил украинскую драматургию?

• Домашнее задание.

Обязательное для всех: проработать методическую карточку «Иван Карпенко-Карый»; прочитать комедию «Хозяин».

Задание на выбор: написать сочинение на тему: «Чем опасно «панское болото»; заключить кодекс чести актера;написать рецензию на в/ф, созданный на основе комедии «За двумя зайцами», как творческую работу актеров-ровесников.

• Оценивание студентов, мотивация оценок.

• Самостоятельная работа над справочной литературой.

Текст видеофрагмента, созданного на основе драмы М. Старицкого «Не судилось»

Госпожа. Неужели вы думаете, что я не понимаю новых идей? Не... не... сочувствую им? Ужасно трудно.

Павел. Да вы не трудитесь, сударыня, говорите по-своему: гражданку мы учили.

Госпожа. Не кепкуйте! Я хочу пересилить себя, хочу выучиться... своем языке...

Павел. Зачем она вам? Ведь с мужиками знакомства водит не будете?

Госпожа. Вы очень... упрямі: я это по вашим черных глазах вижу... и еще... озлобленные; я понимаю вас... я вас долго... с... с... ах!., наблюдало. И знаете, почему вы такие чорстві?

Павел. Интересно!

Госпожа. Вот сядьмо здесь на траве.

Павел. И я постою (в сторону). Вот, не избавлюсь от.

Госпожа. Нет, садитесь здесь и пристально слушайте; я вам, как си... как другу скажу.

Павел {набок). Ну, нав'язалась потороча! (Садится и закуривает.)

Госпожа. Вы тем так, так... мрачно на все смотрите, что ваше сердце не грели, наверное, лаской, любовію?

Павел. Безразлично пояса, чтобы поросенок!

Госпожа. Признайтесь, вас никто еще не любил горячо... страсно? Чтобы аж дух захвативало?

Павел (набок). Куда это он гнет? {К ней.) А вам зачем?

Госпожа. Зачем? Ах, когда б вы знали! (Устремляется ему на плечо.) Моя душа тоже одинокая; так прожила возраст, счастья не зная. Отдали меня замуж молоденькой за етого старого... Что я понимала? Я так боялась перед венчанием, а пришлось... разочароваться! Вы не можете поверит, какая у меня страстная натура; а здесь лета свои трать в томленії...

Павел {набок). Розманіжилась баба! (До нее.) Так вы, значит, томитесь через горячую натуру: какая же тут совет?

Госпожа (зляга более на Павла). Какая? (Берет слегка за волосы) Плут етакой!!.

Павел. Ох! Не злягайте так: потому что вы, ничего, вплоть плеча не слышу.

Госпожа. Какой вы грубый с женщинами! Как ведром холодной воды обольет! (Смотрит в глаза.) Впрочем, мне и самой надоели лебезіння и деликатности: зачем китайские церемонии? Зачем развитым людям идти против природы?

Павел. Правда... Только, право, рука отерпла. (Випручує.)

Госпожа (разгораясь). Я давно искала случая... искренне, откровенно поговорит... видов душу... Вы, віроятно, догадались, что я...

Павел. Нет не догадался.

- Госпожа (набок). Какой медведь! Что, впрочем, с нем церемоніться? (К.) Вы заставляєте меня красніть... закрывается рукавом.) Ну, начистоту, так начистоту! Павел, разве ты не видишь - я люблю тебя!

Павел. Шо-о?

Госпожа. Люблю страсно, безумно!

Павел (поднимается). Анна Петровна, вы не охренели?

Госпожа (обніма его). Я вся твоя!

Павел (одхиля Пи встает). Хватит! Пора закончить эту противную сцену! Мне не пристало быть Иосифом, да и вам к Пентехріїхи далеко не все зубы во рту!

Госпожа (вскочив). Ах, нєвєжа! Мужик! Ха-ха-ха!!!! Вообразіл, дурак, что на него обратілі внимание! Только потєшілась! Ха-ха-ха!!!! Нашла холуя! Ха-ха-ха!!!!

Павел. Не регочіться очень, потому щикотурка с лица осыплется.

Госпожа. Аннушка! Аннушка! Аннушка!!! (Аннушка вбіга.) Проводе меня! Грубиян!! (К Павлу.) Надеюсь, что вы ізбавіте меня вот удовольствия и минуту вас відєть в своем домє!

Павел. Очень рад.

Аннушка (проводит паню; набок). Ну и репрьо-манд!



Тексты видеофрагментов, созданных на основе драмы М. Старицкого «Талан»

I сцена

Лучицкая. Квятковская... Она такая добрая со мной, ласковая, как сестра...

Жалівницький. Верьте! И она готова вас в ложке воды утопить!

Лучицкая. За что бы? Разве за то, что я ее люблю?

Жалівницький. За то, что талантом забиваете. Вы готовы за всех головой наложить, а для вас никто и пальца не врежет: о свою шкуру всякий дба, а в глаза, конечно, скалит зубы...

Лучицкая. Как вы хмуро смотрите на людей! А я уверена, что совсем плохих людей нет, обернитесь теплым словом даже до злодея, то и в него Бог отзовется...

Жалівницький. Марусю! Вы осветили этот храм и стали в нем богиней. Но - спокуситель вновь здесь, пантрує за вами, коршуном над головой кружит. Развращенный панич, истосковавшийся своей ничтожностью...

Лучицкая. Антон Павлович, мой друг, - не ничтожество, а человек образованный и талантливый, с честными, гуманными принципами...

Жалівницький. Я вашим счастьем, Маруся, счастлив. Только не Антон Павлович Цветок даст вам счастье. Он поломает вашу жизнь. И святое искусство пойдет к черту, и истреблен будет замечательный талант, замрет высокая душа, а Украина вновь сиротой останется...

Лучицкая. Упаси Боже! Не бойтесь, не предам, со своего дорогого пути не сойду...

II сцена

Антипов. Великолепно! Очаровательно! Вы целая прелесть!

Лучицкая. Вы довольны? Очень рада. А я боялась, что будете бранить!

Антипов. Вы сегодня восхитительны, моя чуда! За одно только журю и буду печалит: грех, большой грех. Для такого таланта рамки малы: он рвется из них, а они давят... Мелко, мелко для вас! Поймите это! Пора на широкое, могучее море!

Лучицкая. Море пустынно и нелюдимо, на нем и затеряться, и утонуть легко. Родная же речка с зелеными ивами и безопаснее, и симпатичнее,

Антипов. Я вас прошу... Бросьте эту сцену, переходите на столичную, там ваш талант развернется и засверкает чудным огнем, а здесь, в провинции, он заглохнет. Отправляйтесь прямо в Москву. И дебютируйте в Малом. Я и протекции, и письма, и, наконец, сам с вами поеду...

Лучицкая. Спасибо вам. Большое спасибо. Но я туда не гожусь... Все то, чем вы здесь восхищаетесь и называете художественным воспроизведением жизни, там будет чуждым, фальшивым! А главное - для сцены нужно будет все мое родное забыть и переродится...

III сцена

Лучицкая (входит). Здесь Котенка нет?

Маринка. Нет! Садитесь здесь, отдохните! Вы сегодня слишком бледные!

Лучицкая. Неможеться что-то, моя квіточко, силы ежедневно поникают и поникают...

Маринка. Родимая! Голубушка! Полікуйтесь, отдохните! Вы же не уважаете своего здоровья! Так тратить силы, как вы, рвали сердце, точачи кровь, « надрывая жилы, и без отдыха!.. Для чего же? Так же вас ненадолго станет!

Лучицкая. Надо, Маринко, работать! Лучше уже последние силы отдать другим на пользу, чем не знать, на что их беречь! Мне же самой чем быстрее их потрачу, тем больше удовольствия!

Маринка. А для нас, бедных, что готовы жизнь свою за все положить, неужели и для нас не захотите поберечь свои силы?

Лучицкая. Ой! (Хватается за сердце.)

Маринка. Марусю! Господи! Чего тебе? Эй, кто там? (Вбегает Безродный.)

Безродный. Что с Марией Ивановной?

Маринка. Она совсем слаба!

Безродный. Доктора сейчас! Я Котенкові скажу... Вам играть нельзя! Господи, сжалься! (Безродный выбегает, круг Лучицкой хлопочет Маринка.)

Лучицкая. Ах, какая мука! Когда бы конец!

Быстро входят Безродный, врач, Котенко.

Врач. Что такое? Что с вами, моя панійко? Кто потревожил, кто смутил вас?

Маринка. Потривожилась!

Врач (дает капли). Выпейте! Я же просил, я же просил, ничего не принимать к сердцу. И - покой и сон, сон и покой! - вам только нужны! Эх, господа, не бережете вы ее!

Котенко (до Безродного). Что же случилось? Маруся, неужели вы не будете играть? Погинув, погинув первый спектакль! Все кувырком пойдет... Маруся, спасайте!

Лучицкая. Я сама понимаю. Савичу, я не жалела никогда для вас сил, вы знаете.

Котенко. Знаю, знаю. Вы добрая. Пожалейте, у вас такое доброе сердце. Первый спектакль. Все от него... Полный сбор... И отменить.

Безродный. Может, Квятковская?

Котенко. Что Квятковская? Публика пришла слушать Лучицьку... Ох, господи! Что же мне делать? Розор, розор! Нечем будет несчастным хористкам платить. А дети, мои несчастные дети!

Лучицкая. Успокойтесь! Может, еще соберу последние силы!

Врач. По-моему - нет! Смертельный риск!(Даєліки.)

Маринка. Бога ради!

Безродный. Добьют!

Котенко. Может, хоть так: в двух действиях с Богданом, а там Квятковская? Чтобы хоть увидела публика! Марусю! Доктор! Спасайте меня, спасайте!

Лучицкая. И мне... уже немного лучше.

Врач. Слабое еще сердце!

Котенко. Я даю треть сбора на хор.

Лучицкая. А Вы знаете, чем меня подкупить! Они действительно страх как нуждаються! Это им большое подспорье (встает). Я играю!

Котенко (целует руки). Благодійко моя! Сейчас лечу! Безродный, звонки! На сцену все! Начинаем! (Выбегает.)

Лучицкая. Здесь (на сердце) целое ад, а я смеяться и шутить должен! (Еле идет.)