Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Украинская драматургия второй половины XIX начала XX века на историческом фоне театрального движения

Н. Белоус,

аспирантка

Винница

Обзорная тема «Украинская драматургия и театр второй половины XIX - начала XX века» изучается в 10 классе общеобразовательной школы в течение двух часов. Старшеклассников стоит ознакомить с историческим путем украинского театра в XIX веке, ведь развитие театрального искусства - это важная страница в нашей культуре. Для того, чтобы ученики смогли самостоятельно охарактеризовать условия развития драматургии и театра в Украине, глубже познали творческие достижения театра корифеев, учитель распределяет класс на группы (примерно 5-6 человек), которые получают опережающее домашнее задание: подготовить сообщения и творчески представить деятельность корифеев украинского театра:

И группа представляет творчество Марка Кропивницкого;

II группа учащихся рассказывает о Михаила Старицкого;

III группа старшеклассников представляет деятельность семьи Тобилевичей;

IV группа знакомит учащихся с Марией Заньковецкой;

V группа - экспертов, в состав которой входят ученики-историки и ученики-литературоведы, должен дополнять, уточнять ответы других групп десятиклассников.

В начале урока ученик-историк (V группа) рассказывает о развитии профессионального театрального движения второй половины XIX века, используя знания по истории. Он сообщает, что театральное искусство в Украине началось еще с фольклора, ведь во многих обрядовых песнях (веснушках, обжинкових, колядках и щедровках) имеющиеся элементы актерского мастерства и танца, пантомимы, игры.

Несмотря на все притеснения самодержавия, украинский театр в первой половине XIX века продолжал развиваться. Центром театрального движения стали Харьков и Полтава, где начинал национальный украинский профессиональный театр.

В истории украинского театрального движения значительное место занял Полтавский театр, который возглавляли Иван Котляревский и Михаил Щепкин. В репертуаре этого театра преобладали пьесы И. Котляревского, которые во многих городах, куда театр выезжал на гастроли имели большой успех. Однако в 1821 году тяжелое материальное положение привело к закрытию Полтавского театра.

Во многих городах действовали любительские театры, которые ставили прежде всего украинские пьесы и имели отчасти достаточно высокий профессиональный уровень.

Любительский театр развивался в неблагоприятных условиях преследования украинского слова и культуры. Эмский указ запретил спектакля на «малороссийском наречии», не разрешалось издавать на украинском языке даже тексты к музыкальным произведениям. Но театр приобретал все большую популярность, на его защиту выступали не только актеры, писатели, предприниматели, но и значительная часть чиновников, среди них киевский, волынский и подольский генерал-губернатор. Под их защитой правительство в 1881 году вынужден был передать вопрос о разрешении на постановку украинских спектаклей в южных губерниях на усмотрение местных губернаторов, что позволило несколько расширить возможности для развития театрального движения. Вопреки препятствиям, которые оказывало российское самодержавие и Австро-Венгерская империя, вторая половина XIX века стала периодом заметного прогресса украинской культуры.

Первый ученик-литературовед рассказывает о драматургии второй половины XIX века, отмечая, что 1881 год - это год образования первой профессиональной украинской труппы, которая начала работать по инициативе Марка Кропивницкого в Елисаветграде. Также она выступала в Киеве, Чернигове, Харькове, Полтаве, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, создавая реалистичные образы на сцене и пропагандируя духовные достояния украинского народа. Позже директором театра стал Михаил Старицкий, а Кропивницкий остался режиссером и актером. Кроме него, в труппу входило немало талантливых актеров - Николай Садовский, Мария Заньковецкая, Панас Саксаганский, Мария Садовская-Барилотти и другие. Они создали ряд прекрасных сценических образов по пьесам Т. Шевченко, Г. Квитки-Основьяненко, М. Кропивницкого, М. Старицкого и И. Карпєнка-Карого.

Театральное искусство развивалось также и в Галичине, где первый украинский профессиональный театр открылся во Львове в 1864 году. В 1875 г. на должность режиссера театра пришел Кропивницкий. На сцене ставили пьесы И. Карпєнка-Карого «Бесталанная», «Мартын Боруля»И. Франко «Украденное счастье», «Учитель» и другие.

Второй ученик-літературознавєць объясняет старшеклассникам понятие «корифеи». Корифей (с древнегреческого) - руководитель хора, то есть человек, который ведет за собой других певцов. В современном понимании корифей - выдающийся деятель в определенной области искусства. Также ученик-литературовед знакомит десятиклассников с понятиями «любитель», что означает любитель, непрофессионал, а также «любительский театр» - любительский театр.

На следующем этапе урока учитель предлагает каждой группе учащихся выступить по исследуемой проблеме.

Старшеклассники первой группы рассказывают о жизни и творчестве Марка Кропивницкого.

Марко Лукич Кропивницкий родился 7 мая 1840 года на Херсонщине. Позже художник вспоминал: «Эпоха, в которую довелось мне впірнути с головой, строгая и непогрешима указание всего моего существования и всей моей работы.» [3:145].

Детство Марка Кропивницкого почти не отличалась от жизни других сельских детей, поскольку папина должность управляющего барских имений не гарантировала ни моральной, ни материальной устойчивости.

Юноша заканчивает Бобринецьку уездную школу с похвальным листом. В это время участвовал в любительском театральном кружке, в котором ставили пьесы украинских и российских драматургов.

С 1862 года Кропивницкий посещает занятия на юридическом факультете Киевского университета в качестве вольнослушателя. Но так и не окончив его, по определенным причинам, он занимается самообразованием, особенно после переезда в Елисаветград, где были библиотеки.

С 1871 года начинается его карьера как профессионального актера. Он работает в труппе графов Морковых. В течение десяти лет работы в российских труппах Кропивницкий приобретает огромного опыта, изучает основные законы и принципы театрального искусства.

Марка Кропивницкого можно смело назвать основателем первого украинского профессионального театра. Ведь в 1881 году он организовывает свою труппу, которая позже сливается с труппой М. Старицкого, где Кропивницкий становится ведущим режиссером. Начинается новая страница в истории украинского профессионального театра.

Марко Кропивницкий сделал весомый вклад в драматургию своими произведениями на социально-бытовую тематику. Его пьесы «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед, или же Паук» имели большой успех на театральных сценах многих сел и городов Украины.

Дополняя ответ представителей И группы десятиклассников, ученик-историк отмечает, что М. Кропивницкий пишет свои пьесы, исходя из принципов, что только серьезный, проблемный, связанный с интересами народа репертуар может стать основой роста демократического театра. Художник дополнил литературу критического реализма изображением ожесточенной классовой борьбы в украинской деревне второй половины XIX века. Ведь Украина в это время переживала трудный этап перехода от экономических отношений эпохи крепостничества в рыночных производственных отношений. Сложности переходного периода бременем легли прежде всего на украинское крестьянство. М. Кропивницкий обращался в моральных и политических проблем современности, что определяло публицистическую заостренность и сатирическую направленность многих его пьес.

Вторая творческая группа учеников начинает сообщение о жизни и творчестве Михаила Старицкого прослушиванием грамзаписи песни «Ніч яка, Господи! місячна, зоряна»:

Ніч яка, Господи! місячна, зоряна!

Светло, хоть иголки собирай.

Выйди, коханая, працею зморена,

Хоть на минуточку в рощу.

Проникновенные слова любви завораживают нас и сегодня, эта песня стала народной, хотя на самом деле вы услышали поэзию М. Старицкого «Вызов». Но, пожалуй, нет большего признания художника, чем то, когда его произведения становятся народным достоянием.

Поэт, прозаик, драматург, переводчик, один из основателей украинского театра, режиссер, актер - вот чуть ли не все грани таланта Михаила Старицкого. Родился 2 декабря 1940 года на Полтавщине в селе Клищенцах в дворянской семье. Когда Михаилу шел пятый год, умер отец, который был отставным уланським ротмистром, а вскоре, в 1852 году, не стало и матери, которая происходила из семьи Лысенко.

Именно поэтому детство будущего художника прошло в семье Виталия Лысенко - отца известного композитора. Николай и Михаил были не только троюродными братьями, но и искренними друзьями на протяжении всей жизни. Они вместе поступили в Харьковский университет на физико-математический факультет, но затем изменили его на юридический в Киеве. Михаил прерывает учебу в связи с поездкой в Полтаву, где он устраивает семейные дела и вступает в брак с Софией - сестрой Николая.

Позже возвращается в Киев, где организует Общество украинских сценических актеров, которое бралось за постановку драм родном языке. Сам пишет произведения для репертуара, среди которых пьеса «Черноморце» (по произведению Я. Кухаренко «Черноморский избит на Кубани»), «Цыганка Аза» (по повести польского писателя Ю. Крашевского «Хата за селом»).

В 1883 г. Старицкий возглавляет театральную труппу, в которую пригласил П. Саксаганского и И. Карпенко-Карого. Успех актеров был огромным.

«Не судилось», «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці», «Талан», «Богдан Хмельницкий», «Маруся Богу-славка», «Оборона Буши» - произведения Михаила Старицкого, стали неоценимым достижением нашей драматургии.

Подытоживая ответ второй группы учеников, ученик-историк зачитывает отрывки из письма М. Старицкого до Ивана Франко, в котором говорится о развитии украинского театрального искусства:

«От 1863 по 1871 гг. и от 1876 - 881 pp. были страшные притеснения и цензурные, и полицейские и жандармские: чуть ли не ежедневные трусы, аресты, тюрьмы, высылки в Сибирь и даже виселицы... так при таких обстоятельствах приходилось работать...

В первый период гонений до 1872 года было запрещено в России, наше слово: мы вынуждены были петь в концертах народные песни на французском языке... Так вот с 1872 г. розрішено было украинский частный спектакль: с того времени, кроме переводов, которые разрешено к печати, я приступил и к сцене, считая ее могучий орудок к розвиття народного самопознания. Сложилось в Киеве Общество сценических любителей, и я стал во главе его режиссером и постатчиком пьес: так вот и появились тогда либретто к музыке - «Черноморцы», «Рождественская ночь», «Утопленница», водевиль «Как колбаса и рюмка...».

Возвращаясь к тому движения, вспыхнувшего был в Киеве в 1872 г., должен добавить, что он быстро потух: отменил его высочайший указ 1876 г. 16 мая. Тем указом украинская речь была полностью запрещена, то указ не дал мне выдать и моей драмы «Не суждено», которая была в 1876 г. вчерне закончено и читаема Матвієву, Косачці, Кониському, Комарову, а потом уже, по разрешении украинской сцены, читанная в 1881 г. целом кружке... Так вот до сего года все стояло облогом, ас 1881 г. снова стала разрешенной, хоть и тяжелыми обстоятельствами, родная сцена, и я с горячей верой завзявся поставлять для нее, а затем с 1883 г. и сам стал во главе труппы положив на ее развитие все свое наследство...» [4:108-110].

Следующими свое сообщение произносят ученики третьей группы. Учитель предлагает каждому представителю этой группы рассказать о ком-то из членов семьи Тобилевичей. Эпиграфом к своему выступлению ученики принимают строки из стихотворения М. Рыльского «Три брата»:

Когда-то, на славу Украине,

Породила мать троих сыновей.

Дала крылышки им орлиные,

Дала им глаза соколиные

И души, полные мечтаний и снов...

Первый ученик рассказывает о Николая Садовского. Настоящая фамилия - Тобилевич, родился в с. Костуватому в Херсонской губернии. Еще с детства увлекался театром, о котором много слышал из уст матери.

В 1906 г. вместе с Марией Заньковецкой создал первый стационарный украинский профессиональный театр в Киеве в помещении Троицкого народного дома. Труппа Садовского ставила украинские, российские и зарубежные пьесы. Особенно удавались Садовскому трагические роли. Непревзойденно играл Афанасия (драма «Бурлака» И. К.-Карого), Командора («Каменный властелин» Леси Украинки), Пузырь («Хозяин» И. Карпенко-Карого).

Второй ученик знакомит одноклассников с деятельностью Панаса Саксаганского. Панас Сакса-ганский был родным братом Ивана К.-Карого и Николая Садовского.

Родился 15 мая 1859 года. Уже в старших классах участвовал в любительских спектаклях, а путь профессионального актера начал на сцене Первого украинского театра под руководством М. Старицкого и М. Кропивницкого.

Прекрасно играл не только главные роли, но и в эпизодических проявлял себя с такой силой, что надолго оставался в памяти зрителей. П. Саксаганский умел наделять своих персонажей интересными чертами, заимствованными из самой жизни.

На протяжении своей театральной деятельности сыграл более ста главных ролей, среди них высоким профессионализмом отличаются как комические, так и трагические.

Третий ученик знакомит десятиклассников с сестрой Николая, Афанасия и Ивана - Марией Садовской-Барилотти, отмечая, что Мария, единственная дочь в семье, на сцене также стала одной из лучших певиц своего времени.

Четвертый ученик рассказывает о И. Карпенко-Карого. Родился 29 сентября 1845 года . Иван был старшим в семье. В 1859 г. окончил Бобринецьке уездное училище, но материальное положение не позволяло учиться дальше и поэтому стал писарем в канцелярии. Впоследствии получил должность столоначальника по уголовному части в Бобринецком уездном суде.

Его любительским дебютом была роль Игната в пьесе Тараса Шевченко «Назар Стодоля». Пожалуй, и первая роль навсегда осталась в сердце Ивана, поскольку даже к псевдониму добавил вторую часть - Карий - фамилия героя драмы «Назар Стодоля» Гната Карого.

Драмы Ивана Карпенко-Карого отличаются особой остротой конфликтов, яркостью образов. В своих произведениях («Бесталанная», «Наймичка», «Мартын Боруля», «Сто тысяч», «Хозяин») он изображает судьбу человека, беззаконие и бесправие, социальные пороки общества. Мы можем с гордостью констатировать, что деятельность семьи Тобилевичей составила целую эпоху жизни национального театра Украины.

Первый ученик-литературовед дополняет ответ воспоминаниям жены И. К.-Карого Софии Витальевны Дітковської: «Первые дни его поступления в нашей труппы я тоже внимательно присматривалась к нему. Ведь то был Машин брат, который, по ее словам, всегда заменял ей отца и морально, и материально. Лицо у Ивана Карповича было еще не старое. Серые, умные глаза умели очень внимательно и приветливо смотреть на того, с кем он разговаривал. Густые, русые волосы были расчесаны на боковой пробор. На висках уже начала пробиваться седина, и такие же седые ниточки сверкали в его прическе. Он выглядел немного уставшим и словно размышляет».

Второй ученик-литературовед рассказывает о встрече И. К.-Карого с сахарным магнатом Терещенко в Сумах, после которой у драматурга возник замысел написать комедию, что впоследствии получит красноречивое название «Хозяин». «Я зашел в его кабинет, - рассказывал позже писатель сыну Назару, - и остолбенел: вся огромная стена за столом была занята расставленными в шахматном порядке... пустыми спичечными коробками. На удивление Ивана Карповича миллионер ответил: «Этот фон кабинета - это мой символ. Экономия на всем - вот откуда мое богатство».

Позже, в комедии «Хозяин» магнат узнает себя и даже предложит автору чек на 25000 рублей, чтобы не допустить спектакля. Хоть сегодня известны факты, которые свидетельствуют о том, что братья Терещенко занимались благотворительностью. И об этом никогда не упоминали в советские времена.

Ученик-историк отмечает, что события в пьесе «Хозяин» И. Карпенко-Карого происходят в конце XIX века в северной стороне бывшей Херсонской губернии. Автор высмеивает капиталистический строй и явления, ею порожденные. В образе Пузыря изображен капиталист-землевладелец, основной целью жизни которого является ненасытная жажда обогащения, что превращает его в морального урода.

Представляя творчество Марии Заньковецкой, четвертая группа десятиклассников использует ролевую игру. Ученица в роли известной актрисы рассказывает о себе: «Театральное искусство захватило меня еще с детства. Выступая в школьных спектаклях в пансионе, обратила на себя внимание учителей, которые советовали поступать в театральную школу.

После того, как закончила пансион, принимала участие в работе нежинского любительского кружка.

Позже вместе с мужем переехала в Бендеры. Там я и познакомилась с Николаем Тобилевичем. Я любила в искусстве, любовь к сцене стала моей жизнью. Я не могла больше бороться со своей любовью и, порвав со всеми своими, поступила на сцену.

Творческий путь мой начался 27 октября 1882 года на сцене Елисаветградского театра, где я выступила в моей самой любимой роли Наташи из пьесы Котляревского «Наталка Полтавка». Я любила всех своих героинь».

После рассказа Марии Заньковецкой учитель предлагает задать ей вопросы, которые могут быть такими:

1. Расскажите о свои сценические образы.

2. Какая ваша самая любимая роль?

3. Расскажите о встрече с Л. Толстым.

( В Москве Л. Толстой увидел М. Заньковецкую в роли Елены («Мироед, или же Паук») и был так очарован ее игрой, что даже попросил подарить ему красный платок с ее плеч).

После всех отчетов творческих групп старшеклассников словесник делает небольшой итог, используя грамзаписи драматических произведений.

Для закрепления материала учащимся можно предложить ответить на вопросы, применяя интерактивный метод «Микрофон»:

1. Какие пьесы вы читали или видели в сценическом исполнении?

2. Чем запомнились вам эти спектакли?

3. Любите ли вы театр?

4. Театр носит имя Марии Заньковецкой?

5. Кого из актеров нашего театра вы знаете?

Дома дети пишут сочинение-миниатюру на тему «Театр в жизни современного украинца».



Литература

1. Дурылин С. Мария Заньковецкая. Жизнь и творчество. - К.: Искусство, 1955.

2. Карпенко-Карий И. (И.К. Тобилевич). Сочинения в 3-томах. - К.: Днепр, 1985.

3. Кропивницкий М. Сочинения: В 6 томах. - К., 1958.

4. Об искусстве театра. - К.: Искусство, 1954.

5. Слоневская О. Украинская драматургия и театр второй половины XIX - начала XX ст.// Слоневская О. Конспекты уроков по украинской литературе. 10 кл. - Каменец-Подольский, 2002.

6. Старицкий М. Сочинения: В 6 томах. - К.: Днепр, 1989.