Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Организация исследовательской деятельности школьников во время работы с писательским епістолярієм

9-11 классы

Н. Петриченко,

кандидат педагогических наук

Умань



Изучение эпистолярного наследия в старшей школе имеет свою специфику. Внимание учителя направляется на развитие умений самостоятельно работать с епістолярієм на всех этапах работы с художественным произведением. В предыдущих классах ученики уже усвоили необходимую сумму знаний о эпистолярное творчество, ее роль и место в процессе освоения художественного наследия, получили необходимые умения и навыки, поэтому им абсолютно по силе задачи высшего уровня сложности.

Конечно, и на этом этапе письма служат иллюстрацией жизненного и творческого пути писателя, истории создания того или иного произведения, однако растет вес самостоятельной работы: осуществляется сравнительный анализ содержания, мотивов, настроений эпистол и художественных произведений на занятиях кружка углубленно прорабатывается эпистолярий Т. Шевченко, Леси Украинки, М. Коцюбинского.

Так, объектом исследования кружковцев 9 класса может быть проблема «Судьба и творчество Т. Шевченко в его письмах». Учитель обеспечивает школьников фактическим материалом и помогает к каждому уроку готовить необходимые комментарии. Группа структурируется по интересам (так обеспечивается одно из главных требований личностно ориентированного обучения): те, кто больше любит историю, прорабатывают биографию и подбирают соответствующий иллюстративный материал из эпистолярия, «литературоведы» углубляются в художественное наследие, а кто пробует собственные силы в творчестве - готовят викторины, пишут сценарий к вечеру на основе переписки художников.

Вопрос, над которым работает группа становится темой научных или просто письменных работ.

В конце учебного года лучшие работы зачитываются на школьном вечере в День письма, победители награждаются подарками, принимают участие в конкурсе работ Малой академии наук (МАН).

Уроки изучения жизненного и творческого пути Т. Шевченко является чрезвычайно ответственным этапом постижения его творчества. Девятиклассники уже имеют достаточно знаний по этой теме, поэтому главная задача учителя - донести до учеников содержание, настроение, энергию размышлений Кобзаря над своей тяжелой судьбой, рассказать о поисках собственного пути в жизни, роль друзей и приятелей поэта. Для учеников это великая школа познания и возмужания, ведь они невольно становятся участниками этого процесса.

Часто такие уроки проводятся в форме литературного монтажа. Как показывает опыт, воспитанники это делают с большим удовольствием. Учитель предоставляет консультации: рекомендует соответствующую литературу, указывает, какие письма Т. Шевченко помогут в подготовке - учащиеся становятся творцами занятий. На доске заранее записываются отрывки из посланий, некоторые из которых прозвучат на уроке в магнитофонной записи. Обычно эпистолярий становится не только иллюстрацией, но и толчком к сравнительному анализу с поэтическими, малярными произведениями, помогает в раскрытии определенных тем.

Кстати во время изучения «Катерины» есть цитирование отрывка из письма к Г. Тарновского от 25 января 1843 г.: « Я нарисовал Екатерину в то время, как она попрощалась со своим москаликом и возвращается в село, в области под шалашом дедушка сидит, ложечки себе струже и грустно смотрит на Катерину, а она сердешная тиль не плачет и поднимает переднюю красную запашчину, потому что уже, знаете, немножко это... а москаль дерет себе по своим, только пыль лягались - собачка еще плохонькая доганя его и якобы лает. По одной стороне могила, на могиле ветряк, а там уже степь только мечтает. Такая моя картина»1.

Во время обработки поэзии периода «трех лет» учащиеся готовят информацию о места, где находился Кобзарь во время своей поездки в Украину, делятся размышлениями о том, что он мог видеть тогда.

Звучат строки стихотворения:

Невеликії три лета

Напрасно пролетели...

А много в моем доме

Беды наделали.

Опустошили убогое

Мое сердце тихое,

Погасили все хорошо.

Зажгли беда.

Высушили чадом, дымом

Сии добрые слезы,

Что лились с Катюшей

В московской дороге.

Что молились с казаками

В турецкой неволе.

И Оксану, мою зарю,

Мою добрую судьбу,

Что день божий умивали...

А летом тихонько крались

И слезы сушили...

И засохли слезы мои,

Слезы молодые...

- В письме к Я. Кухаренко, - отмечает учитель, - также говорится о слезы: «...Был я уторік на Украине - был в Межигорского спаса. И на Хортице, и везде был и все плакал, осквернили нашу Украину катової веры немота с москалями, чтобы они переказилися»1. Как вы думаете, это те самые слезы или нет?

Проблемный вопрос побуждает внимательнее вчитаться в строки как стиха, так и письма, сопоставить даты их написания и прийти к выводу: если с Катей «московской дороге» поэт плакал от боли, сочувствия («Украина, плачу слезами над тобой», - напишет позже Леся Украинка), то на Хортице - от возмущения, за которым - прозрение. Это боль души, что породил «Три лета», «И мертвым, и живым, и ненарожденим...», «Иржавец».

Отрывок становится побуждением к размышлению и дает возможность перекинуть мостик к другим темам. В стихе ученики находят строки, которые перекликаются с мыслями, высказанными в письме. Здесь же говорится о том, что послание, это, собственно, также вид эпистолярного творчества, упоминается Иван Вышенский. Учитель отмечает, что в будущем школьники будут знакомиться с посланиями И. Франко - реализуется принцип преемственности и перспективности в обучении.

Важной составляющей во время изучения творчества Т. Шевченко будет выяснение причин его негативных оценок земляков. Вопрос важен еще и учитывая то, что девятиклассники встретятся с подобными, а то и еще более резкими высказываниями во время изучения творчества П. Кулиша, а в дальнейшем - и. Франко, Леси Украинки, Есть. Маланюка, В. Самчука, В. Стуса.

Толчком к разговору становятся слова: на Украину я не надеюсь, там чортма людей, немцы проклятые - больше ничего... Я в марте месяце еду за границу, а в Малороссию не поеду, чур ей, потому что там кроме плача, ничего не услышу...» (Из письма к Я. Кухаренко, февраль

1843 года).

- Это была боль, - говорят ученики. - Он чувствуется и в поэтических произведениях, в том же послании «И мертвым, и живым...»... Поэту болит как то, что Украина сплюндро-вана, так и то, что его земляки молча повинуются, забывают давнюю казацкую славу: «А внуки, им безразлично...».

Перекликаются с содержанием «Иржавец» строки из письма к Г. Тарновского от 25 января 1843 г.: «...А я... черт знает что, не то делаю, не то гуляю, сновигаю по этом чертовом болотові и вспоминаю нашу Украину...». В Т. Шевченко все время стояли перед глазами картины жизни обездоленных земляков, поэтому и красота и величие Петербурга отходили на второй план, в воображении вставали и просили спасения обречены на верную смерть целые полки казаков, которые строили северную крепость... Не мог не думать поэт и о гетмане Иване Мазепе, который стремился освободить Украину от колониальной зависимости.

Задача - найти в письмах параллель к содержанию того или иного произведения и прокомментировать прочитанное - вызывает интерес не только у кружковцев. К его выполнению привлекаются и другие школьники, которые также с нетерпением ждут, когда можно будет засвидетельствовать свое понимание определенной проблемы, способность работать самостоятельно.

Так, поэзия «Мне одинаково, буду ли...» иллюстрируется словами из письма к М. Лазаревского от 20 декабря 1847 г.: «...Так мне теперь тяжело, так тяжело, что если бы не надежда хоть когда-нибудь увидит свою безталанную страну, то молил бы господа о смерти.

Так Днепр крутоберегий

И надежда, брат,

Не дают мне в неволе

О смерти молить...».

Познавательная и эстетическая ценность всей многоплановой творчества поэта была бы неполной без прозаического наследия.

Во время изучения повести «Художник» рассматриваются вопросы:

1. Что дало основание Г. Гром'яку назвать произведение повестью «мемуарно-эпистолярного типа»?

2. Сколько эпистол в ней представлено? О чем они?

3. Охарактеризуйте девятый письмо, определите его настроение.

На уроках звучат отрывки из посланий к Бы. Залесского от 21 апреля 1856 г., А. Толстой от 22 апреля 1856 г., М. Осипова от 20 мая 1856 г., С. Гулака-Артемовского от 30 июня 1856 г. Они помогут девятиклассникам воссоздать условия жизни Т. Шевченко, когда он писал повесть «Художник». Еще одна группа учащихся (2-3) готовит сообщение о К. Брюллова, В. Штернберга, Г. Михайлова.

Письма одного из самых тяжелых периодов жизни Т. Шевченко - десятилетней ссылки - также дают возможность заглянуть в душу художника. Все школьники получают задание подготовить на основе эпистолярия рассказ о мысли и переживания поэта во время солдатчины и выбрать отрывки из писем, где наиболее полно раскрывается психология поэта.

Из многих свидетельств, что прозвучат на уроке, наиболее полно это отразилось в письме к С. Гулака-Артемовского от 30 июня 1856 года: «...Я - «нищий в полном смысле этого слова, и не только материально - душою, сердцем обнищал». Вот что сделала из меня проклятая неволя!.. Десятый час не пишу, не рисую и не читаю даже ничего; а если бы ты увидел, границ которым людом верчуся я эти десять лет. И не дай, господи, чтобы и приснились тебе когда-нибудь такие недолюди, а я в их «в кулаке сижу» -- давят, без всякого милосердия давят, а я должен еще и кланяться, а то возьмет вместе и раздавит, как ту вошь границ ногтями. До тяжелого горя привел меня господь и старость, а за чьи грехи? Ей же богу, не знаю... Скука, боже матерь божья, какая скука сидеть, сложа руки, и так сидите дни, месяцы и годы. О, господи, сохрани всякого мужа от такой живой смерти!...».

На примере произведений Т. Шевченко «Гоголю», «И мертвым, и живым...», «К Основьяненко», «марко Вовчок» девятиклассники закрепляют понимание понятия «письмо-послание», содержанием которого, как отмечают ученые, есть и дружный обмен мнениями, и размышления на политические и философские темы, и эстетические программы. Ученики определяют содержание шевченковских посланий.

Тема отдельного разговора - Шевченко и религия. В современном литературоведении она уже решена, однако частое обращение поэта к Богу, и не всегда со словами благодарности, нуждается, на наш взгляд, специального рассмотрения. Уместно это сделать во время изучения стихотворения «Исаия. Глава 35».

Прорабатываются письма Т. Шевченко В. Репниной от 25-29 февраля 1848 г. и от 1 января 1850 года. Во вступительном слове учитель сообщает, что Т. Шевченко был глубоко верующим человеком. Еще с детства слышал маленький Тарас, как молились его родители, ложась и устаючи, так запечатлелись на всю жизнь такие молитвы. Для народа Библия - самая мудрая книга, источник неисчерпаемого вдохновения. Считал ее кодексом христианской веры и Т. Шевченко. Он переосмысливал библейские образы, наполнять их актуальным содержанием.

Затем один из учеников, который работал с письмом к В. Репниной от 25-29 февраля 1848 p., кратко пересказывает его содержание и читает отрывок: «Вчера просидел я до утра, и не мог собраться с мыслями, чтобы кончить письмо; какое-то безотчетное состояние овладело мной... Перед благословестом к заутрени пришли мне на мысль слова распятого за нас, и я как бы ожил, пошел к заутрени и так радостно, чисто молился, как может быть никогда прежде...». Известно, что Библию Шевченко знал хорошо, а теперь вчитывался в каждое слово. И в какой-то момент открылось, что и его жизнь подобна человеческой миссии Иисуса Христа. Следовательно, и он должен претерпеть все муки за родной народ. И вот тогда становилось светло и легко на душе.

Следующий ученик комментирует письмо к В. Репниной от 1 января 1850 г.: «...Я теперь, как падающий в бездну, готов за все ухватиться - ужасна безнадежность! так ужасна, что одна только христианская философия может бороться с ней...».

Стихотворение «Исаия. Глава 35» называют гимном свободным людям на свободной земле. Письма т. Шевченко, с которыми учащиеся знакомятся на уроке, по нашему мнению, помогут им глубже понять содержание произведения.

В запланированных программой интимных стихах («Не тополю высокой...», «И широкую долину...», «Зацвела в долине...») мы видим «живого» Шевченко, который тоже чувствовал чары юности, чистоты и искренности чувств. Здесь встречаем много размышлений о любви как самое сильное и самое прекрасное человеческое чувство, а также о семье, ее роль в жизни человека, любовь к детям, звучит в них стремление семейного счастья.

Девятиклассники до этого урока доберут отрывки из письма от 30 января 1858 года к К. Пиуновой. Поэт увлекся игрой талантливой российской актрисы, а впоследствии признался в любви. Его письмо - это поэма любящего сердца, который учит чистоты и красоты чувств, а заодно и их выражения. Том, с каким достоинством воспринял ее отказ Т. Шевченко, также стоит поучиться.

Все чаще возникают мысли о семье, усадьбу над Днепром в родной Украине... Но не суждено. Да еще и требовательным был поэт как к себе, так и к выбору спутницы жизни. Считал, что его женой должна быть тоже бывшая служанка или девушка родом из простой, работящей семьи. Чтобы была умная и добрая, искренняя, а особенно - аккуратная, чистоплотная хозяйка: «...а нечепурна женщина и цыгану не жена...» (Из письма к В.шевченко от 29 июня 1860 г.); как же себя поєднать с собачьей панской кровью. Да и что та барышня одукована делать в моей мужицькій доме! Со скуки пропадет и мне укоротит недолгого возраста...» (Из письма к В.шевченко от 7 декабря 1859 г.).

Спецификой изучения эпистолярного наследия в 10 классе является, с одной стороны, большая направленность на раскрытие внутреннего мира художника, а также психологии творчества, закрепление умений и навыков работы с епістолярієм, сравнительного анализа эпистолярного и художественного наследия, с другой - повышение уровня самостоятельности школьников.

Более сложной является проблема, над которой работает творческая группа, - «История внутренней жизни писателя (на примерах его переписки)».

В начале каждого урока и во время его проведения кружковцы рассказывают, каким предстает художник в письмах того или иного периода, знакомят одноклассников с психологией творчества, историей написания произведений.

Итоги такой работы - участие в классном и школьном конкурсах на лучшее исследование, выступления на конференциях, заседаниях Малой академии наук.

Проиллюстрируем это на примерах изучения творчества Леси Украинки и Михаила Коцюбинского.

Раскрывая тему «Психология творчества в эпистолярном наследии Леси Украинки», ученики подобрали ее писем такие отрывки:

«...я принадлежу к числу тех людей, когда видят перед глазами маленькую тучку, то им кажется, что солнце погасло, а когда поймают луч, то думают, что солнце пришло жить их в самую душу, только почему-то я могу работать преимущественно в облачный время, а в солнечный становлюсь большей части неспособной к выявлению себя в слове (хотя и то не всегда)... Как хорошо взвесить, то перелома я никогда не испытала, хотя, явно, эволюция была и у меня. Жизнь ломала только обстанову вокруг меня (ну, и кости мои, как случалось), а удача моя, виробившись очень рано, никогда не менялась и уже вряд ли изменится. Я человек эластично-упер-и (таких много между женщинами), скептическая умом, фанатичная чувством, к тому же давно усвоила себе «трагическое мировоззрение», а он такой добрый для закалки...» (Из письма к А.крымского от 27 октября 1911 г.).

«... я тогда только могу бороться (скорее забывать о борьбе) с истощением, высокой температурой и другими пригнітающими интеллект симптомами, когда меня попросту гальванізує какая-то idee fixe (навязчивая идея. - Н.П.), какая-то непобедимая сила. Толпа образов не дает мне спать по ночам, мучает, как новая болезнь, - вот тогда уже приходит демон, яростнее над все недуги, и приказывает мне писать, а потом я снова лежу zusammengeklappt (расслабленная. - Н.П.), как пустая сумка. Так я писала «Лесную песню» и все, что писала остатнього года...» (Из письма к Л. Старицкой-Черняховской, 1912 г.).

Интересно, что в корреспонденциях поэтесса размышляет не только над своими произведениями, но и над письмами: «...кто Вам пишет такие письма, как я? Видимо нет, ибо я уже прославилась далеко своими письмами, что в них никогда нет того, что надо. Мама не раз смеется, что я пишу их, видимо, с вершины неба или со дна моря, но не с сего мира. Временами они подобны рецензий, как вот и этот: сначала литература, потом музыка, а чтобы прикончить рубрику, уміщу и драму» (3 письма к А. Кобылянской от 18-30 января 1900 г.).

Письмо к М. Косача от 25 февраля 1891 г.: «Мне не раз кажется (ты знаешь, как развита у меня «образная» мысль - значит, не удивишь), мне кажется, что на руках и на шее у меня видны красные следы, понатирали кандалы и ярмо неволи, и все видят те следы, и мне стыдно за себя перед свободным народом».

До последнего отрывка учащиеся нашли такую «параллель» творениях поэтессы:

Вот, кажется, руки чистые,

однако все грезится, что их покрыла

не кровь, а так... словно какая-то ржавчина...

как на старых саблях бывает, знаешь?

Кто кровь из ран теряв, а мы из сердца,

Кто сослан, в тюрьму замкнутый был,

а мы несли невидимые оковы.

Кто имел минуты счастья в борьбе,

а нас тяжелая, страшная душила змора,

и нам не было уделено силам ту усталость преодолеть

(«Боярыня»)

Приведем еще несколько примеров:

«Не знаю, как кто, а я не могу терпеть молча під'яремного жизни...Боже мой, для нас теперь везде чужбина, даже и в родной земле... Ну ничего. Будем биться, а там посмотрим» (Письмо к М. Павлика от 19 апреля 1895 г.).

Вновь вернусь в тот загублен край,

Где, может, свободы не будет мне до загиба;

Мечтает новая, с тобой и там будет рай!

(«Северные думы»)

Не сила терпеть злой напасти,

Волю я в широком поле пропасть,

Чем тут, словно в тюрьме, погибати!

(«Поэт во время осады»)

Анализируя эти и другие отрывки, десятиклассники полнее осознают целостный характер творчества художника, в которой и художественные произведения и эпистолярное наследие является выражением его мыслей, переживаний, и понять ее - это сделать шаг к проникновению в духовный мир художника слова.

Так, 30 мая 1890 г. Леся Украинка пишет М. Косача: «...Вот и опять берусь поднимать «сізіфовий камень» вверх!.. Позволь при сей оказии привести тебе цитату из моего нового безнадежно-надежного стихотворения:

Я на гору крутую крем'яную

Буду камень важенький здіймать

И, неся вес ту страшную,

Буду песню веселую петь.

Я буду петь песню дзвінкую,

Буду разгонять отчаяние тяжелое, -

Может, сам на ту гору крутую

Поднимется мой камень тяжелый.

Выяснив понимание учащимися выражения «сизифов камень», «сизифов труд» («бесплодная, тяжелая, бесконечная работа»), учитель спрашивает десятиклассников:

- Если поэтесса действительно воспринимала свою работу как бесполезную, бесплодную, то почему же она не бросала ее? И почему стихотворение «Contra spem spero» назван «безнадежно-надежным»? Как вы понимаете это высказывание?

Ответ ищут вместе в стихах Леси Украинки и ее письмах.

- Леся Украинка исповедовала действенный патриотизм, считала, что работать ради общего дела - пробудить спящий люд со сна! - ее святая обязанность. И она должна его выполнить, несмотря ни на что. Как звучит в Слезах-жемчугах»: «Или погибель, или победа!»

(Виктор Н.).

- «Будем биться, а там посмотрим», - писала поэтесса в письме к М.Павлика 19 апреля 1895 года. И образ «сизифова камня» из письма к брату - это художественное воплощение такого понимания долга (Петр В.).

- Выражение «безнадежно-надежный стихотворение» я бы расшифровала так: «Я верю, надеюсь; моя душа, сердце, совесть не могут иначе, даже если разум утверждает невозможность осуществления мечты» (Наталья Т.).

Следующий этап работы-сравнение приведенных строк с окончательным вариантом поэзии. Создание проблемной ситуации с помощью сопоставления двух редакций произведения является одним из эффективных приемов активизации учебной деятельности.

- Поэтесса, заменив эпитет «важенький» на «тяжелый», сделала стих более строгим, а работу свою - действительно тяжелым, ведь, как известно, суффикс ,,-еньк-» придает слову значение ласковости, уменьшение признаки, что в этом случае является совершенно неуместным (Юлия В.).

- Усилился контраст двух первых и последних строк строфы. Ведь одно дело «песню веселую петь», поднимая камень «тяжелый», и совсем другое - «важенький» (Назар Н.).

- Выражение «підіймать камень на гору» сразу же вызывает в воображении читателя яркий образ, как кто-то или несет или катит на гору камень, и это работа действительно тяжелая, даже «каторжная», а «здіймать камень» таких ярких ассоциаций не возбуждает» (Екатерина А.).

- Поэтесса сняла в окончательной редакции последнюю строфу абсолютно правильно. Камень никогда сам по себе не поднимется вверх, это понятно, то зачем об этом говорить?» (Татьяна П.).

Во время рассмотрения переписку дочери Прометея закрепляются знания учащихся о эпистолярное критику. «Литературоведческий словарь-справочник» определяет ее как «анализ и оценку произведений литературы с точки зрения современности, приведенные в письмах». В наследии Леси Украинки есть немало таких оценок. Как отмечает Г. Гром'як, «письма Леси Украинки к О. Пчилки, О. Кобылянской, И. Франка, А. Крымского, 0. Маковея и других лиц - яркие образцы самокритики (критической рефлексии) и откровенно принципиальной, но всегда корректно тактичной собственно критики». Да и сама поэтесса в письме к о. кобылянской признавалась, что ее корреспонденции «временами... подобные рецензий». Можем назвать хотя бы письмо к И. Франко от 13-14 января 1903 г., что касается поэмы «Лесная идиллия»: «...мне самой упрекали... что я за всякой поэзией одбиваюся от реальной, полезной работы... мне ставили в пример Вас, и знаете, у меня таки много того «горячую» в натуре: подумано - сделано! И я... думая, что выполняю общественную повинность, выдавая свое время и свою очень ограниченную силу на «полезную» и никому, даже мне самой, не видную работу... и до сих пор не знаю, хорошо ли то я, плохо делала, а только, как я это прочитала крик и жалобы Ваших «детей», то и мои отозвались тем же тоном!..» Почему все имеет право на слезы: и тоска материнская, и несчастная любовь, и общественный сожалению, а только душа поэта, что потеряла свои дети, должна молчать?.. И скажут когда люди: когда этот народ пережил и такие времена и не погиб, то он сильный...».

Таким же является послание к А. Кобылянской от 30 января 1900 г. по «Некультурной» и 3 апреля 1913 г. (повесть «Через кладку») к А. Крымского с анализом романа «Андрей Лаговский». Ученики, зная признаки рецензии, определят, какие из них имеются в корреспонденциях. Как правило, эти письма содержат и анализ содержания, и рассмотрение формы произведения, и выводы. Такая работа заинтересует старшеклассников, поможет выработать практические навыки анализа произведения в сопоставлении его с другими оценками и мнениями.

Интересным будет сообщение членов кружка на тему: «Язык эпистолярного наследия Леси Украинки», где будут проанализированы отрывки из эпистол и художественных произведений сквозь призму особенностей стиля поэтессы, будут приводиться примеры языкового богатства, которое сполна проявилось и в письмах. Это станет еще одним подтверждением их большой эстетической значимости.

Много высказываний из писем ученики запишут в тетради, чтобы впоследствии использовать в письменных работах - таким образом, обращение к эпистолярия будет способствовать развитию речи. Это будут сравнения («Все меня ругают за письма, а я только уши прищулила, как тот заяц», «...выглядит несущественно, как цыпленок из яйца»), взятые из разных языков (греческого, французского, немецкого, английского, польского, итальянского, болгарского, белорусского и других) фразеологизмы (закинула голову за грядку; попался жучку в барскую пучке; я к ним по-чешски, а они ко мне - попеськи; камень ложится на душу; ни аминь, ни господи помилуй; до поры жбан воду носит) и другие, многие из которых десятиклассники встречают впервые), примеры такого интересного поэтического средства, как оксюморон (невидимые оковы, каменный век, смех сквозь слезы), крылатые выражения из творчества Т. Шевченко («Наша песня, наша дума не умрет, не погибнет» («К Основьяненко»), «На нашей славной Украине», «ниже той титлы, ниже тии запятой» («И мертвым, и живым...) и т.д.

До начала изучения творчества М. Коцюбинского в 10 классе можно подготовить сообщения: «Биография М. Коцюбинского в его эпистолярии» (по письмам писателя к М. Мочульского от 30 ноября 1905 г. и 28 января 1906 г.).

Ученики заранее получат отпечатки листьев и вопросы, которые станут для них ориентирами в работе:

1. Кто такой М. Мочульский? Почему его заинтересовала биография М. Коцюбинского?

2. Что вы знаете о Бы. Лепкого?

3. Какие именно моменты жизни писателя заинтересовали его адресатов? Как вы думаете, почему?

4. Каким предстает процесс формирования автора «Intermezzo» из его писем?

5. Расскажите об отражении психологии творчества в корреспонденциях М. Коцюбинского.

6. Какие высказывания из писем, по вашему мнению, наиболее полно раскрывают особенности мировоззрения и мироощущения художника?

7. Какие черты характера матери особенно повлияли на формирование сына?

Аналогичная работа будет выполняться и во время изучения других тем.

«Кононівське intermezzo M. Коцюбинского в письмах и одноименной новелле» - таким может быть название одной из исследовательских работ. Результатом ее выполнения станет таблица с отрывками из посланий М. Коцюбинского к жене и цитатами из произведения:



Отрывки из писем М. Коцюбинского к жене

Цитаты из новеллы «Intermezzo»

Нельзя сказать, чтобы здесь было особенно красиво; степь, низкое место, леса нет... при доме большой запущенный парк, в котором столько ворон... по целым дням кричат и все загаживают в поле... [...] ...все больше чувствую усталость от людей... (19 июня);

...Я устал... Я слышу, как чужое существование входит в мое... Я не могу разминуться с человеком. Я не могу быть одиноким...

...Я устал.

Меня утомили люди...

Вчера целый день был сам... и чувствовал себя очень хорошо, потому что свежий воздух и уединение успокаивают нервы (23 июня);

...оставшись в одиночестве, только тогда почувствовал, как сильно уставший я душой. Людей просто не переношу, а когда, гуляя, где-то вижу человека, то убегаю, чтобы не встретится. Читать также не могу. Писать начал и бросил... (26 июня);

...Кукует кукушка. Бьет молоточком в большой хрустальный звон - ку-ку! Ку-ку! - и сеет тишину потравах...

..А люди идут... Враги и друзья, близкие и посторонние - и все кричат в мои уши криком своего жизни или своей смерти, и все оставляют на душе моей следы своих подошв. Затулю уши, запру свою душу и буду кричать; здесь вход не свободный!...

...тишина на поле или сенокосе успокаивает их нервы. - Н.П.) очень хорошо. Поэтому я и убегаю от туда всех... (29 июня);

Так быстро минулись каникулы... Хоть не имел никаких особых приятностей, зато близко был к природы, а безлюдье успокоило мои нервы (9 июля).

...Поздно я возвращался домой. Приходил обвіяний духом полей, свежий, как дикая цветок... спокойный, одинок...

...Так протекали дни моего intermezzo, среди безлюдья, тишины и чистоты. И благословен я был между золотым солнцем и зеленой землей. Благословен был покой моей души...

...Мы таки стрілись на ниве... я и человек...

Я не убегал...




Составление таблицы заставит десятиклассников внимательнее вчитаться в текст новеллы и определить много смысловых и художественных особенностей, которые ранее оставались вне поля зрения. Так практически реализуется высказанная Есть. Пасечником мысль, что «искусство анализа состоит в том, чтобы вызвать у учащихся потребность разобраться в тех гіластах произведения, которые остались либо незамеченными, либо недостаточно осмысленными учениками, то есть вернуть к ученикам сочинение новыми гранями...».

Сначала учащиеся работают индивидуально, затем в группах обсуждают сделанное, чтобы определить уместность цитирования. Такая форма деятельности поможет выработать умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению товарищей, сопоставлять и анализировать свои и чужие рассуждения.

В дальнейшем беседа будет строиться на основе вопросов, которые возникли во время работы. Отсутствие в новелле упоминаний о воронье, так мастерски описанное в письме, станет толчком к разговору о правде жизненную и художественную правду. Внимание школьников может сконцентрироваться и художественному мастерству писателя.

Чтобы выяснить содержание образов «сеет тишину по травам...», «многоголосная тишина полей», методом «медленного чтения» проанализируем отрывки «...Кукует кукушка. Бьет молоточком в большой хрустальный звон - ку-ку! Ку-ку! - и сеет тишину по травам...»; «Когда лежишь в поле лицом к небу и вслушиваешься в многоголосу тишину полей, то замечаешь, что в ней что-то есть не земное, а небесное».

В процессе обучения будут рассматриваться и другие темы: «Старое и новое» в русской литературе (по письмам Панаса Мирного и М. Коцюбинского), «От замысла к произведению» (творческая история «Новости». Стефаника).

Часто результатом обработки эпистолярия в школьников становится цитатник из высказываний, которые больше всего запомнились, впечатлили, побуждали к размышлениям.

Приведем несколько примеров:

«Кто любит свой народ, кто желает ему добра, то видимо будет знать, за что взяться и как взяться, чтобы больше принести ему того добра»; «Главное: более дела, настоящего дела, охоты, работы или самой работы, а не пустодзвонного краснобайства»; «Народная речь - душа народная» (3 листа Панаса Мирного к неизвестной лица, февраль 1881 г.);

«Без системы нет науки и нет образованя»; «Се бо есть первое услів'є счастья в подружю - знать себя взаїмно, злые и добрые стороны, потому что тогда можно в соответствии с тем вместе себя вести» (3 листа В.Стефаника к Л.Бачинського от 14 мая 1896 г.);

«... мой выбор - между смертями. И я лично буду выбирать по принципу достоинства, по критерию чести»; «Главное - чтобы не терялась перспектива пути пройденного и того, что стелется впереди» (3 писем В. Стуса к жене и родителей от 25 февраля 1975 г., и 15 ноября 1982 p.).

Обобщается изученное на итоговых уроках.

Так, в 10 классе после изучения творчества Леси Украинки рассмотрим вопросы (ответы учащиеся должны аргументировать ссылкой на эпистолярное наследие поэтессы):

1. Которые вы видите связи между жизнью и воспитанием в семье Леси Украинки и ее многогранным талантом?

2. Какие именно письма помогли вам постичь особенности таланта поэтессы?

3. Что вы узнали нового о Михаила Драгоманова с эпистолярия Леси Украинки?

4. Охарактеризуйте переписки И. Франка и Г. Драгоманова, Леси Украинки и И. Франко, сделайте выводы.

5. Какие знания по теории литературы вы получили, знакомясь с художественными произведениями и письмами этих патриотов Украины?

6. Почему вы отдаете предпочтение, знакомлюсь с жизнью художника и его эпохой: художественным произведениям или письмам? Или том и другом вместе? Ответ аргументируйте.

7. В каких стихах говорится о единстве личного и общественного в жизни художника? В каком письме поэтесса также поднимает этот вопрос?

8. Прокомментируйте письмо к М. Драгоманова от 3 сентября 1891 г. О какой галицкую беду и соглашение так волнуется Леся Украинка, обращаясь к своему собеседнику?

9. Какие из названных общественно-политических проблем наиболее досадно поражают Леся Украинка?

Работа продолжится в 11 классе.

Это будет в основном самостоятельная поисковая деятельность. Она, собственно, началась после изучения творчества Леси Украинки. Прорабатывая эпистолярий В. Стефаника, ученики сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно формулируют проблемы собственных исследований, готовят рефераты, выступления, письменные работы.

Продолжат такую деятельность и одиннадцатиклассники. Кроме того, они будут углублять знания по теории переписки. На примерах послание И. Багряного «Чего я не хочу возвращаться в СССР?», обращение В. Стуса к И. Дзюбы глубже овладеют содержание понятия «открытое письмо».

Эпистолярная публицистика как отражение в письмах взглядов относительно актуальных событий политической или общественной жизни - жанр уже знакомый школьникам. О открытые письма говорилось во время изучения творчества Г. Квитки-Основьяненко (Письмо к нему М. Максимовича), в 10 классе рассматривался «Призывные письмо украинской интеллигенции» П.кулиша, упоминались «Письма из Украины Приднепровской» Бы. Гринченко и «Письма на Надднепрянскую Украину» М. Драгоманова, «Откровенно письмо В. Винниченко в Г. Горького». Одиннадцатиклассники на примере «Писем к литературной молодежи», «Одвертого письмо Владимира Коряка» М. Волнового усвоят знания и о такой разновидности, как открытое письмо-памфлет.

«Слышишь, брат мой!.. (Слово воина Советской Армии)» И. Багряного побуждать школьников повторить известное им о «письмо-послание».

Учитывая отображения признаков этого жанра эпистолярия рассмотрим «Письма поэта» П. Тычины, аналогичные поэзии Есть. Маланюка, В. Стуса, Л. Костенко, других авторов. Учащимся будет интересно узнать, что в украинской литературе есть целый цикл стихов-посланий («Письма к возлюбленным» бельгийского поэта Г. Бабовала).

Цитироваться на уроках и стихотворные корреспонденции О. Ольжича, М. Рыльского, В. Симоненко, М. Кулиша, Ю. Яновского. Изыскания таких материалов может стать своеобразной «игрой», в ходе которой ученикам часто прийдется перечитывать не всю эпистолярное наследие писателя. По мнению ученых-методистов и учителей-практиков, такие игровые моменты существенно повышают заинтересованность виучуваним материалом, что, в свою очередь, положительно влияет на уровень знаний, умений и навыков.

Такими видятся основные подходы к применению эпистолярного наследия мастеров художественных произведений на уроках украинской литературы. Системность обращение к «монологов взволнованной души», как сказал о послании Есть. Маланюка В-: Кузьменко, пробудит чувствительные струны детских душ, поможет подросткам понять себя, юношам - сделать мировоззренческий выбор. А заодно - еще раз убедиться в богатстве украинской литературы, почувствовать гордость за ее создателей.



Литература

1. Шевченко Т.Г. Письма. Заметки. Фольклорные записи // Полное собрание сочинений: В 6-ти тт. / Ин-т литературы им. Т.г.шевченко; Ред. кол.: М.К.Гудзій (председатель) и др. - К., 1964. - Т.6. - С 23., С 34.

2. Там же. - С 25., С. 22., С 45., С. 134-135.

3. Кузьменко В.И. Писательский эпистолярий в украинском литературном процессе 20-50-х годов XX ст. / Национальная академия наук Украины; Институт литературы им. Т.г.шевченко. - К., 1998. - С 63.

4. Шевченко Т.Г. Письма. Заметки. Фольклорные записи // Полное собрание сочинений: В 6-ти тт. / Ин-т литературы им. Т.г.шевченко; Ред. кол.: М.К.Гудзій (председатель) и др. - К., 1964. - Т.6. - С 50.

5. Там же. - С 61., С. 258., С 242. -

6. Украинка Леся. Письма // Собрание сочинений: В 12 тт. - К.: Научная мысль, 1978-1979. - Т12. - С 371-372.

7. Украинка Леся. Письма // Собрание сочинений: В 12 тт. - К.: Научная мысль, 1978-1979. - Т. 12. - С 394.

8. Украинка Леся. Письма // Собрание сочинений: В 12 тт. - К.: Научная мысль, 1978-1979. - Т.11. - С 162.

9. Украинка Леся. Письма //Собрание сочинений: В 12 тт. - К.: Научная мысль, 1978-1979. - Т.10. - С 58 - 59.

10. Литературоведческий словарь-справочник/ Р.Т.Гром'як, Ю.І.Ковалів и др. - К.: Академия, 1997. - С 243.

11. Гром'як Р.Т. Древнее и современное. Избранные статьи по литературоведению. - Тернополь: Лилия, 1997. - 156 С.

12. Украинка Леся. Письма // Собрание сочинений: В 12 тт. - К.: Научная мысль, 1978-1979. - Т.11. -С. 162.

13. Там же. - С 135-136.

14. Пасечник Есть. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. Учеб. пособие. - К.: Ленвіт, 2002. - С 222.