Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Поэзия Евгения Фомина в литературном процессе 30-х годов XX века

Я. Голобородько,

доктор филологических наук, профессор

Херсон



В истории украинской литературы является период, взгляд на который за последнее десятилетие кардинально изменился, - это 30-е годы XX века. Если в 60-е-начале 80-х годов он оценивался довольно высоко как стадия новых значительных достижений художественного слова, то с конца 80-х годов начал подвергаться резкой и эмоциональной, и аргументированной - критике как эпоха унификации художественных индивидуальностей. Для контраста активно используются сравнения с предыдущим десятилетием, что его уже традиционно называют национальным художественным Ренессансом.

Однако литературный процесс в Украине 20-х и 30-х годов прошлого столетия составляет только хронологическую, а не концептуально-эстетическую последовательность, поскольку 20-е и 30-е годы - это две разные литературные государства, в которых действовали различные эстетические нормы, принципы, каноны. Анализировать и оценивать художественное движение 30-х годов целесообразно с литературными и духовными законами, аксіологічною стилистикой этого же периода. И тогда багатовимірнішими, суперечнішими предстанут контуры и реалии сложных 30-х годов.

Сейчас в национальном литературоведении 30-ми годами XX века закрепился статус «темной полосы», самой драматичной эпохи в развитии литературного процесса. Но и в этот период украинское слово развивалось, характеризуясь не только определенными образными, жанровыми «изюмом», но и проявлениями элитарной и даже естетської стилистики; и в это время работало немало ярких художников, формировались интересные фигуры, проявляя себя (как и подобает настоящему художнику), несмотря на любую соціумну специфику и проблемы.

Одним из них был и самобытный поэт Евгений Фомин.

Он появился на свет в конце первого десятилетия XX века - 27 декабря 1910 года в Каховке, в семье рабочего Павла Фомина. Отец его работал мастером у сельскохозяйственных машин, был человеком образованным, интересовался литературой и сам писал стихи гражданского направления, проникнутые революционным звучанием, что время от времени печатались в нелегальных рабочих газетах. Мать его, которая вела домашнее хозяйство, была человеком отзывчивым и ласковым, с поэтической душой.

Украинская степь поразил не одно человеческое сердце, повлиял на не одну художественную сознание. Первые впечатления Евгения тесно связаны с таврическим краем, с чувством степной красоты. Мальчиком он любил с старым дедом стеречь баштан, долго просиживал в шалаше, и уже тогда поэзия степи наполнила его чувствительное сердце. Не случайно позже он так тонко чувствовал природу», - писал Владимир Дячков, один из наиболее глубоких знатоков жизненного пути и творчества Є.Фоміна.

В жизни поэта немало моментов обозначены словом «рано».

Он рано, в десять лет, остался сиротой: отец, который был последовательным сторонником революционных идей и во время национально-гражданской войны руководил партизанским отрядом на Херсонщине, в 1919 году был расстрелян немцами; мать умерла в голодном 1921 году.

Є.Фомін рано испытал лишений: на одиннадцатом году его постигла участь бездомного. Детство закончилось, началось столкновение с тяжелыми и жестокими реалиями бытия, которые значительно позже, уже будучи опытным, хотя и молодым по возрасту поэтом, он расскажет в поэме «Песня про Гаву " Хлюста». Это был один из самых сложных периодов его жизни. «В холоде и голоде, в ужасных условиях беспризорности прошло почти 3 года. Были случаи, когда по несколько дней он не имел ни крошки во рту» (В. Дячков).

Он рано, в двенадцать-тринадцать лет, начал писать стихи. Поэтические увлечения активно проявились в нем во время пребывания в Херсонском детском доме. В подростковом возрасте, который пришелся на середину 20-х годов, начинает печататься в херсонских газетах.

Есть. Фомин рано начал выступать с произведениями и в «толстых» столичных журналах, сразу был замечен тогдашними литературными деятелями, быстро получил признание как один из самых талантливых молодых поэтов Украины. О его вхождении в «большой» литературы рассказал в своей статье 1956 года Терень Масенко, который во второй половине 20-х годов работал в литературно-общественном журнале «Молодняк».

«... Где-то в последние месяцы 1926 года, когда готовились первые два номера журнала, в редакцию на Пушкинскую, 24, в Харькове зашел еще совсем юный мальчик, который приехал из Херсона. Среднего роста, худощавый, он не был застенчивым или ніяковим, но глаза у него были немного унылые, задумчивые. Мы узнали, что он живет и воспитывается в одном из херсонских детских домов. Попал туда, потому что нет родителей. А перед тем был несколько лет беспризорным. Мальчику тогда исполнилось шестнадцать лет.

П. Усенкові и мне юноша из херсонского детдома показал свой первый стих «Гроза». В редакции это стихотворение одобрили немедленно, в присутствии мальчика-автора.

Стих был напечатан в номере 2 журнала «Молодняк» за 1927 год.

...Начинающий, мальчик из херсонского детдома, что пришел того далекого года в редакцию молодежного журнала, автор стихотворения «Гроза», был Евгений Фомин».

Он также в юном возрасте, когда ему было шестнадцать лет, выпустил свою первую коллекцию, которая имела скромную и в то же время гордое, пропитанную достоинством название - «Поэзии», которая увидела свет в Херсоне 1927 года. Первая книга, украшенная «портретом автора-юноши на переплете в насунутому на лоб фуражке», была благосклонно оценена критикой (В. Дячков).

Того же 1927 года Есть. Фомин приезжает в столичный Харьков, где поступает на рабфак при сельскохозяйственном институте. Поэт заканчивает рабфак, и его причисляют к Харьковского педагогического института, однако, как отмечает Т. Масенко, «весь курс обучения в институте не закончил». Студенческие занятия он сочетает с повышением общей художественной и поэтической культуры.

На рубеже 20-х-30-х годов XX века Евгений Фомин систематически обогащает свой эстетический кругозор. Он изучает теорию искусства, тонкости и специфику версификации, секреты поэтической деятельности, нюансы формотворчої техники. Из поэтов мирового уровня чрезвычайно ценил Александра Пушкина, Адама Мицкевича и Шевченко. Основополагающей для Есть. Фомина становится мысль о том, что художник, поэт является человеком разноплановой духовной культуры, разнообразных художественных интересов, устойчивых интеллектуальных студий, со сложившимися культурологическими ценностями, оригинальной образной системой, развитыми эстетическими принципами. «Особенно он любил историю, увлекался живописью эпохи Возрождения, хорошо знал итальянских художников того времени», - отмечал В. Дячков. Художественный вкус Есть. Фомина в условиях Украины конца 20-х-начале 30-х годов формировался не только на основе тогдашней эстетической доктрины, но и на изысканных и элитарных художественно-интеллектуальных достижениях европейского и мирового значения. Эти два эстетические векторы, эти две художественные тенденции заметны в его творчестве поэтическом мышлении.

в 1935 году произошло еще одно важное событие в культурно-духовном развитии Евгения Фомина: он покидает Харьков и едет в Киев. Киев для Є.Фоміна был особым городом - символом древности и современности, вечности и молодости, устойчивости и динамики. Киевские (прежде всего старокиевские) реалии часто становились творческим источником для поэта, вводились в его произведения, оживали в его образах, поэтической конкретике (стихотворения «Киев», «Золотые ворота») . Є.Фомін вынашивал замысел написать поэму о киеве, были созданы первые фрагменты этого произведения, что остались не видрукуваними (В. Дячков).

30-е годы XX века, фантасмагорійні своими трагическими реалиями для украинской культуры, украинского художественного слова, стали периодом активного развития поэтического таланта Евгения Фомина. Он много и різноаспектно писательски работал: писал стихи и поэмы, активно занимался переводческой деятельностью, выступал с рецензиями и литературно-критическими статьями. В этот драматический время он выпустил такие интересные книги, как «Эскизы» (1930), «Книга стихов» (1936), «Лирика» (1938), «Поэмы» (1939), «Лирика» (1941). В это время Есть. Фомин переводил классических поэтов XIX века - О. Пушкина, А. Мицкевича М. Лермонтова, М. Некрасова, Ф. Тютчева, поэтов первой половины XX века - С Есенина, В. Маяковского, М. Ушакова. Интересно отметить, что Евгений Фомин осуществил перевод не только лирических стихов, но и значительных по объему произведений. Так, в 1937 году он перевел на украинский язык Пушкінову поэму «Бахчисарайский фонтан», а в следующем, 1938-го, перевел поэму Лермонтова «Тамбовская казначейша».

Поэтическая классика была его художественным любовью, одним из факторов его собственного творчества, стала для него «планкой» настоящего художественного уровня. Причем не только славянская, не только европейская, но и азиатская. Есть. Фомин перевел калмыцкий народно-героический эпос «Джангар», четвертую «весть» армянского народного эпоса «Давид Сасунський» (кроме него, к переводу этого произведения обращались П. Тычина, В. Свидзинский, Л. Дмитерко), метра грузинской поэзии Акакия Церетели, дагестанского поэта Сулеймана Стапьського, казахского поэта-акына Джамбула Джабаєва, татарского и башкирского поэта Мажита Гафури и др. Переводя, он не только приближал их к украинской художественной культуры, но и аккумулировал в своем сознании определенные черты восточной поэтической ментальности и приемы, свойственные архитектонике восточных поэтов. Вполне закономерно, что его оригинальное поэтическое творчество представала гармоничным синтезом традиций украинской лирики, европейской классической культуры и восточной художественной візерунковості.

С началом войны Евгений Фомин находится на фронте, где работает в редакциях армейских, редактирует и пишет журналистские материалы. После газетярської и оперативной литературной деятельности в фронтовых условиях поэт на короткий срок перебирается в Полтаву. О его «полтавский» период и дальнейшие перипетии судьбы Т. Масенко писал: «Переехав из Киева в Полтаву, некоторое время руководил там группой писателей, в которую входили М. Шпак, А.Тростянецький, М. Гарцман и другие... Позже группа переехала в Харьков, где была расформирована. Евгению Фомину, как и многим другим писателям, в сентябре 1941 года пришлось уехать в Уфу. Еще раньше туда уехала, вместе с семьями писателей, и семья поэта: жена, сын и дочь».

В начале войны выходит новая сборка Есть. Фомина, что имела красноречивое (стоит добавить, и не характерную для его «прокласичної» манеры) название «Кровь за кровь», обусловленную фатальными реалиями первых месяцев войны. Книга, состоявшая из ряда стихотворений («Пощады врагу не будет», «Песня красного воина», «Сила нашего оружия», «Славянская душа золотая» и др.) и поэмы «Василий Боженко», носила исключительно публицистический характер, что появляется или заметно усиливается в условиях социальных обострений, напряжения, изломов, и отличалась патриотическим направлением, верой в духовную силу человека и нации.

Публицистическая поэзия как разновидность литературного творчества характеризуется необычайной энергетикой, доминантой экспрессий, актуализацией эмоций наивысшей степени, порой нелогичных или даже алогичных. Она способна выполнять функции социального художественного гипноза, массовой душевной терапии, глобальной психологической суггестии. Публицистическая поэзия является таким же ярким явлением, что и поэзия пейзажная, медитативная, интеллектуальная, только границы ее эстетической действия очень часто ограничены теми историко-духовными реалиями, которые служат основанием для ее подъема.

Попутно надо отметить, что украинская история (политическая, духовная, эстетическая) на протяжении многих веков, а не только в ХХ-м веке, складывалась так, что в литературно-художественном движении объективно, ситуативно, вынужденно усиливались проблемы, мотивы, интонации публицистического звучания. Украинская действительность часто ставила художника в ситуацию необходимости выбора соціозначущої позиции, даже если это полностью или в значительной мере не соответствовало его истинному художественному таланту и призванию. И художники-интеллектуалы, авторы изысканных камерных или естетизованих творений вынуждены были становиться публицистами и социальными полемістами.

Феномен публицистической поэзии содержит существенную черту, качество, что объединяет ее с другими видами творчества. Искусство часто рождается в ситуации определенных екстремалій - духовных, бытовых, психологических. Публицистичность также является формой выражения определенной екстремалій, только социокультурного сорта. Не случайно в сфере публицистической поэзии тоже есть свои эталонные достижения, образцы, вершинные проявления. Интересной формой художественно-публицистического мышления возникает и поэзия Есть. Фомина «Славянская душа золотая», написанная в экстремальном 1941-м году, которая стала одной из сильнейших в сборнике «Кровь за кровь».

Весной 42-го Є.Фомін добровольно отправился в прифронтовую зону Донбасса, где работал военным журналистом и поэтом-корреспондентом, систематически печатал в прессе свои новые работы публицистического звучания. Там летом он попал в окружение, выйти из которого ему не удалось, и Есть. Фомин снова оказался в Киеве, где нелегально жил у своих знакомых. В Киеве его выдали гестапо и арестовали. Немецкая власть, как и многим другим деятелям национальной культуры, литературы, науки, предлагала ему сотрудничество и жизнь. В украинских художников был достаточно широкий спектр соціодуховного выбора, и они реагировали по-разному. Евгений Фомин отказался. Расплата наступила вскоре: 5-го ноября 1942-го года на тридцать втором году жизни его было расстреляно в Бабьем Яру.

Евгений Фомин занимался литературной деятельностью большую часть своей недолгой жизни - около двадцати лет (ориентировочно с 1923 до 1942 гг.). При жизни он издал более 10 поэтических книг. В. Дячков в біолітературній разведке «Евгений Фомин» писал о поэте: «Он оставил сравнительно небольшое наследство. Всего им издано 12 книг стихов и поэм...». Эта характеристика художественного наследия Является. Фомина, безусловно, является противоречивой, поскольку своей второй фразой, которая указывает на количество выпущенных поэтических сборников, исследователь фактически отрицал свой общий вывод, сформулированный в первом тезисе.

Более панорамную и точную оценку творчества Є.Фоміна подал Т. Масенко в своем очерке-воспоминаниях. Его обобщения дают основания для противоположных (абсолютно справедливых и объективных) выводов и акцентов: «...Вдумчивый и экономный в слове поэт, Евгений Фомин оставил интересную, зрелую и достаточно большое литературное наследие».

Отдельно Т. Масенко подчеркивал, что Евгений Фомин был чрезвычайно плодовитым писателем, что существовал и существует непроявленный (следовательно, и по сей день неизвестен) массив газетно-журнальных поэтических публикаций. Фомина, что его многочисленные книги не отражали всей полноты и всех аспектов его художественной деятельности. Художественная самовимогливість и этико-эстетический максимализм поэта выполняли функцию внутреннего фільтратора, вызывая критическое, иногда и чрезмерное критическое отношение к написанных им произведений. Характеризуя объем поэта работы! Масенко писал: «... в Течение лет Фомин во многих журналах и газетах опубликовал большое количество стихотворений, отрывков из поэм, а он, как правило, не все, напечатанное в периодической печати, потом включал в свои сборники».

Как это часто случалось в украинской литературной действительности, реальный и полновесный Есть. Фомин значительно богаче, значительно литературно объемнее фигурой, чем та, которую сейчас выявляем и исследуем. С одной стороны, это - существенный недостаток украинского литературоведения, что не позволяет с необходимой адекватностью освещать и характеризовать всю глубину, сложность, вне-рациональную незаурядность и трагедийную парадоксальность национального художественно-образного слова, с другой - свидетельство незаурядных перспектив и открытий, которые еще долгое время будут ждать на исследователей и аналитиков разного гуманитарного направления.

В украинском літературознавчому мышлении только формируется традиция и культура повноаспектного, голографической, объективно панорамного понимание писателя, восприятие его наследия и фигуры без наивных комплексов (которые являются непосредственным выражением соціологізованості и одновекторности точки зрения, зрения) относительно социокультурного поведения и мировоззренческо-бытовой позиции художника.

Евгений Фомин охватил своей поэтической деятельностью значительный историко-художественный период - вторую половину 20-х годов XX века, укоренившуюся в демократизированные литературно-организационные начала начала и середины 20-х годов, 30-е годы, основаны на тенденциях художественного нивелирования и унификации, масштабных трагических явлениях и событиях, а также начало 40-х годов, проникнуто тревожным пафосом военных событий и войны.

В своих произведениях Есть. Фомин отразил мироощущение и психологию молодого человека, которая сформировалась в 20-х-30-х годах XX века. Его лирический герой отличается достаточно высокой степени сложности. Он часто переживает боль, ностальгические настроения, состояния незаурядного экспрессивного возвышения; он и наблюдает действительность, и придирчивым зрением рассматривает ее, и с подчеркнутой эмоциональностью восхищается ею, и пытается ускорить ее продвижение; он склонен к внутреннему уединения, медитаций и способен всего себя отдать потребностям времени, своей эпохи; он и мыслитель, и елегік, и трибунный публицист, и наивно-масштабный прогностик, и заядлый патетик. Его лирический герой происходит из разряда аналитиков-самородков, которые с лирической философичностью умеют воспринимать окружающие явления и реалии. В то же время лирическому персонажу Есть. Фомина присущи классические романтизированные чувства и этикет мировоззренческого максимализма. Так, в «Фрагментах» встречаем:

Где же те люди живые - не больные,

Где же те люди с порыв-екстазами?

их нет.

Они все говорят

Шаблонными книжными фразами.

А так хочется простора свежего,

А так хочется бурь! Непогоды!

Евгений Фомин является автором многочисленных лирических стихотворений, а также поэм с публицистической семіосфєрою «Трипольская трагедия» (которая, по свидетельству Тереня Масенка, была написана в пятнадцатилетнем возрасте и опубликована несколько позже), «Заседание героев», «Павлик Морозов», «Мичурин», лирико-художественной поэмы «Рафаэль», лиро-эпической поэмы «Василий Боженко», поэмы со знаками автобиографизма «Песня о Гаву " Хлюста», сатирической поэмы «Приключения Диркіна», поэмы для детей «Дворец», лирического цикла «Аскания-Нова». Критики и исследователи постоянно отмечали безупречность поэтической формы Є.Фоміна, что, несмотря на не всегда оригинальную концептуальную стилистику, делает его мастером версификационной культуры.

Одним из первых произведений Есть. Фомина является стихотворение «Гроза», написанное им в тринадцать лет. Это рисунок из собственного подросткового жизни. Стихотворение выполнено на таком уровне, что есть основания говорить о незаурядное мастерство юного поэта. Поэзия «Гроза» в плане совершенства вполне соотносится с поэзией раннего Михаила Лермонтова. Стоит отметить, что в этом стихотворении, как и в других ранних стихах Есть. Фомина, угадываются образы и элементы стиля лирики С Есенина.

В его стихах и поэмах часто звучат мотивы традиционные, даже канонические для литературного процесса, поэзии того периода, а есть самобытные мотивы, ярко индивидуализированы, выписанные оригинальным внутренним миром поэта.

Есть. Фомин обращался к социально-публицистических интонаций, мелодических рисунков и создавал такие стихи, как «Ленин», «Ленин II», «Фрунзе», «Щорс», «Смерть Щорса», «Киров». Он использовал лирико-публицистические интонации, что воплотились в таких стихах, как «Песня красного воина», «Песня о Любе Аронову», «Сиваш». Он применял прием лирико-социальной метафоры в стихах «Зацветают абрикосы», «Мичурин в саду», откликался на актуальные события и процессы, такие, как присоединение к «новой семьи» Западной Украины, Бессарабии и Буковины, которые отразились в стихотворениях «Ветер с востока» и «Вы свободны тоже». Семиотика этих произведений заметно отражается доминантными ценностями времени, в атмосфере которого жил и мыслил Есть. Фомин. В названных произведениях он вполне предстает поэтом своей эпохи и характерно ее выражает.

Достоинством поэтического творчества Евгения Фомина следует считать то обстоятельство, что он был художником широкой творческой проблематики. Он интересовался украинским прошлым, его волновали сюжеты древней национальной истории, литературы. В поэзии «Путивль» он обращается к старокиевскому лирического сюжета «Ярославна и князь Игорь»:

Высокий вал и Сейм - река преславная.

Здесь в давние дни гострилися мечи,

рыдала здесь прекрасная Ярославна,

с похода князя Игоря в ожидании.

Этот сюжет был разработан и в поэзии «Плач Ярославны», который представляет собой лирический монолог, выдержанный в фольклорной стилистике. Название произведения точно передает его мелодичную специфику. Поэт обращает внимание на интимные чувства, что завладели Ярославной, эту поэзию написано как монолог глубокого и безграничной любви.

Национальная история интересовала Евгения Фомина не только как духовная ценность и самоценность, но и как доля современных ему бытия и развития. По его поэтической концепцией, история постоянно живет в современности. Он находил знаки, символы прошлого в своем времени и усматривал в этом диалог веков, эпох, культур. Реалии прошлого (старокиевской суток) и XX века нередко фабульно выстраивают его стихи, как, например, лаконичный рисунок «Золотые ворота»:

Немая, покосившаяся стена

стоит на холме крутом,

словно застывшая древность

навечно в образе печальном.

Над ней сон и пыль веков...

А рядом песней живой

фонтан, не зная покоя,

о весне и радости шумит.

Едва ли не самым весомым вкладом Евгения Фомина к украинской поэзии стали лирико-философские миниатюры. Жанр поэтической миниатюры общепринято зачисляют в самых тяжелых, самых изощренных. Владение им является своеобразным показателем уровня поэта, его композиционного мастерства, версификационной отточенности и художественно-интонационной выразительности. Мир миниатюры - ассоциативный, образно хрупкий, взвешенно яркий, рельефно индивидуализирован - часто характеризуется знаками неуловимой гениальности.

Лирические миниатюры Есть. Фомина традиционно называли «стихами-пейзажами» или «стихами-размышлениями», хотя черты пейзажистики и интеллектуальной поэзии целесообразно не разделять, а объединить в определении жанра этих коротких шедевров. Среди пейзажно-философских фресок Есть. Фомина выделяются «Облачко», «Набежали ед облаков...», «Весеннее», «Море».

Структура этих стихов есть такой. Сначала краткими штрихами, рельефными красками очерчивается предмет поэтического изображения, который подается ярко и выразительно. В финале произведения, как правило, в последних двух строках или в заключительных словах, поэт делает неожиданный интеллектуально-зрительный поворот и формулирует оригинальное обобщения. Весь смысл таких стихов предстает в гармонии художественного описания, пейзажного рисунка и лирико-философского финала. Так, миниатюра «Облачко» имеет такую форму:

Я видел такую тучку, как много бывает.

Плыла она тихо над море ясное и

бескрайнее.

Пышная, кудрявая, серебристая, легкая и

узорна,

такая, как многие, и все же, как жизнь,

неповторима.

Поэзия «Весеннее» состоит из шести строк. Своим названием она проектирует образно-ассоциативное воображение на рисунки весенней природы. В первых четырех строках такая картина и представляется. Поэт виакцентовує панорамную специфику собственного изображения весенней природы («В небе, в водах, в далях - прозрачно, // зеленые объятия раскрыла дубрава»). Однако вскоре поэт расширяет диапазон своего художественно-интеллектуального видения и в двух финальных строках переводит пейзажную картину в широкую метафору поэтического творчества:

В небе, в водах, в далях - прозрачно,

зеленые объятия раскрыла дубрава,

и тихо, и ясно... Это же ласточки скоро

прилинуть, вожделенные, как дружеский разговор.

О, как же ты похожа, любимая поро,

на сердце поэта в момент рождения слова!

Классикой лирико-философского творчества Евгения Фомина есть миниатюра «Море», в которой воплощены талант лаконичного, емкого, образного, концентрированного слова и оригинального поворота свежей мысли, взгляда. «Море» - это поэтическая мини-новелла, выполненная в стилистике ярких красок, выразительных сравнений, контраста светлых и темных цветов, настроенческий тонов.

Коричневое, зеленое, синее,

туманно-сизые, как дым.

Тяжеленные тучи, как камни,

нависли грозяно над ним.

То солнца блеск, то пятна хмурые,

чаїні крики в вишині...

Ах, сколько снаружи грома и бури -

и так спокойно в глубине!

Поэзия «Радость», написанная в 1940 году и посвящена Максиму Рыльскому, является эстетической программе Евгения Фомина. «Радость» - это небольшой по форме произведение, состоящее из шести строк. В этом стихе Фомин, продолжая одну из канонических традиций мировой и украинской литературы, размышляет над смыслом творчества. Для усиления обобщающего масштаба своих размышлений он использует в своей поэзии понятие «художник». Это стихотворение - о эстетические и духовные ценности художника, отличные качества и атрибуты искусства, как их понимал Є.Фомін.

По мнению поэта, искусство является производным от состояния души художника. Не случайно Есть. Фомин подчеркивает, что художник, поэт «до всего полон любви». Универсальное призвание художника -- выражать новые грани окружающей жизни («он заметит новую красоту лица, // или сдвиг души, облака замечательные игры»). Є.Фомін высказывает взгляд, что искусство существует для того, чтобы отражать жизнь, «поражая сердца». В финале стихотворения Есть. Фомин в определенной степени конкретизирует свою мысль, подчеркивая, что говорит о художественном творчестве. Он подчеркивает, что художник отражает свое сердце и окружающую действительность «в звучащем истинному строчные».

Евгений Фомин - поэт-пейзажист. Во многих стихах он описывает реалии и жизнь природы. Это наблюдаем в стихотворениях «Дождь», «Пейзаж», «Пейзаж II», «Пейзаж III», «Днепр», лирическом цикле «Аскания-Нова» и др.,

В стихотворении «Пейзаж III» ЕСТЬ. Фомин обращается к пейзажного колорита родных таврических краев. Для изображения грозы в Таврическом крае он использует реалии степи, плавней, южного неба, степной природы:

Над степью Таврии ударила гроза,

дождями щедрыми упала над хлебами.

Шумело все вокруг - и, занята ветрами,

в плавнях гнулась, распевая, лоза.

В пространстве темном терялся небосвод.

Не подберешь, откуда просмотрит утро

синий.

Лишь юный подсолнух

в извечном стремлении

злотаву голову все поворачивал на восток.

Интерпретация мотива любви также занимает видное место в поэтической семіосфері Есть. Фомина. В стихотворении «Из писем от друга (Наступила, друг мой, пора...») любовь лирического героя предстает как чрезвычайное состояние - состояние эмоционального и душевного подъема, предельного обострения в ощущении жизненной стихии. Любовь для лирического героя - это мир максимальной остроты чувств, гамма едва уловимых душевных оттенков, тонкая духовная ор-ганизации, ее легко можно нарушить мнением, словесным выражением:

Наступила, друг мой, пора

мне до погибели полюбить.

И гаснет, бледнеет, умира

чутье, в слово перелите.

Любви в поэтической версии Евгения Фомина связано с обязательными атрибутами романтики. И поэтому его лирический герой говорит о «беззвучную музыку глаз», что он ее слушает. Любовь для него - это одно из самых естественных чувств, что является основой жизни и отношение к нему. Жизнь любви в поэзии Есть. Фомина перерастает в безоговорочное восхищение самой жизнью. В поэзии «Из писем от друга (Наступила, друг мой, пора...)» лирический герой говорит:

Можешь сам -

хотя тебе и не расскажу я -

почувствовать, как я торжествую,

как захлебываюсь жизнью.

В творческом сознании Есть. Фомина постоянно жил утонченный эстет, потенциал которого нуждался в иной эстетической и духовной атмосферы, чем 30-е и начало 40-х годов XX века. В отдельных стихах, в строках Є.Фоміна угадывается почерк элитарного поэта, который хорошо разбирается в изысканных образах, отточенных интонациях, проникновенно чувствует вес образного слова, художественной фразы, совершенной картины. Это уже было заметно в лирико-ассоциативном цикле «Аскания-Нова», написанном в 1936 году. Знаки элитарной поэзии ощутимы и в других произведениях Є.Фоміна, например, в стихотворении «Виртуоз», который содержится в сборнике «Лирика», что увидела свет 1940-го года.

В зале радужные большой виртуоз

сердца захвачены трогал до слез,

на скрипку звездную склонив чело свое.

И так різьбилися чутье его живые,

и пальцы гнулись, как струны дождевые,

пламенели все лицо его, расцветши.

И думал я в тот миг, что я живу также,

что знаю я любовь и расставания дрожь,

что ночи над трудом просиживаю

в бессоннице я.

И так рассуждая, я плакал и радовался,

и верил, что жизнью порожденный мой

пение

наконец выльется в совершенную гармонию.

Евгений Фомин принадлежал к наиболее талантливых представителей той писательской генерации, которые работали в Украине в противоречивый и драматический социокультурный время. И их заслугой является то, что в тот период, при тех обстоятельствах они заботились об украинском образное слово, поддерживали развитие украинского художественного мышления, и в значительной степени благодаря им развитие национальной художественной культуры продолжался, готовя будущие взлеты и достижения.

Литература

1. Дячков Владимир. Евгений Фомин //Украинские советские писатели: Критические очерки. - К., 1964. - С 43 - 71.

2. Терень Масенко. Творческое наследие Евгения Фомина // Фомин Евгений. Избранное. - К., 1956. - С 3 - 20.

3. Фомин Евгений. Избранное. - К., 1956.

4. Фомин Евгений. Лирика. - К., 1941.