Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

Художественное осмысление сакрального в произведениях Михаила Коцюбинского «Intermezzo», «Тени забытых предков»

Материалы к характеристике образов

Л. Горболіс,

доктор филологических наук

Суммы



Как известно, любой текст не может быть исчерпывающе потрактованим. Не составляют исключения и такие величественные образцы украинского писательства, как новелла «Intermezzo» и повесть «Тени забытых предков» М. Коцюбинского, в которых, несмотря на многочисленные научные монографии и статьи, а также методические рекомендации по изучению в школе, остается вскользь освещенным художественное осмысление сакрального. Наш материал адресован учителям, которые стремятся открыть старшеклассникам красоту слова и сущность образов М. Коцюбинского, всем, кто стремится научиться углубляться в текст.

На материале произведений писателя учитель должен помочь учащимся убедиться, что герой, который воспринимает сакральное, общается с ним, понимает себя глубже. Способность чувствовать и переживать силу сакрального способствует персонажам в преодолении духовного кризиса, жизненных неурядиц, упорядочении внутреннего мира. Сакральное тесно связано с реальной действительностью, жизнью героев и их задачами. Воспитание героем конца XIX - начала XX в. связей с сакральным, по нашему мнению, позволяет трактовать отношения персонажа к священному как характерный признак героя, который ищет гармонии, желает справедливости, выходит на другие ступени осмысления окружающей среды, морали, себя, своего места в мире.

Заметим, что в 60-х pp. XX в. отечественные литературоведы очерчивали подходы к изучению проблемы художественного трактовки сакрального в творчестве М. Коцюбинского. Так, скажем, изучая прекрасное в произведениях писателя, К. Фролова рассматривает солнце как эстетическую категорію1, однако, к сожалению, не выясняет основы этой єтикоестетичної модели. Причина, по нашему мнению, заключается в невозможности в то время никоим образом говорить о священном как такое, что связано с религией, религиозным сознанием или релігієзнавством.

По нашему убеждению, в моделировании образа светила М. Коцюбинский пользуется знаниями предков о сакральном. По мнению В. Лесика, «философской основой образа солнца послужил первоначальный народный анимистическое мировоззрение»2. Однако ученый не заметил роли народных представлений о священном, что существенно дополняют авторскую концепцию; а трактовка в произведении солнца как сакральной субстанции удостоверяющих настроение, душевное состояние лирического героя «Intermezzo» и структура импровизированного обращения-молитвы к светилу. Во многих произведениях М. Коцюбинского солнце играет заметную роль в архитектонике произведения, постановке и решении морально-этических проблем.

Учитель должен подчеркнуть, что лирического героя с «Intermezzo» M. Коцюбинского спасает уникальная способность воспринимать и понимать окружающую среду, небо и землю. Писатель поднимает актуальную во все времена проблему возвращения человека к своим праджерел (впоследствии М. Коцюбинский панорамно ее развернет в «Тенях забытых предков»).

Первоначальные признаки сакральности в «Intermezzo» выражаются в сознательном обращении персонажа до солнца как живого существа, стремлении продолжать бытия солнца в огне, лампе, фейерверках (на этих волевиявленнях героя критика не акцентирует), философском трактовании солнца как идеала. Все сказанное позволяет не согласиться с выводом Ю. Кузнецова и П. Орлика о том, что неожиданное видение природы окутано фантазией художника»3. Конечно, увидеть в натянутых между небом и землей солнечных струнах арфу, которую чинит жаворонок, - это проявление настоящего художественного дарования М. Коцюбинского. Однако искреннее общение героя с солнцем, поклонение его красоте, величии, всемогуществе, по нашему мнению, - не просто художественная фантазия, а художественная реализация личных ощущений прозаика, для которого, как известно, солнце было богом. Поэтому закономерным представляется тот факт, что значение светила писатель подчеркивает его структуротворчою ролью в новелле и в раскрытии нравственных приоритетов героя.

Ученые также отмечают, что солнце «предоставляет какого-то другого смысла его (персонажа. -Л.Г.) бытию»4, но оставляют до конца не выясненными источники его жизнеутверждающего потенциала, а они - в первобытных верованиях о Солнце-Бога. Характерным признаком переживания сакрального, по мнению немецкого ученого Г. Отто, является чувство страха. Но в «Intermezzo» это не благоговейный страх первобытного человека, которая понимала солнце как абсолютно непостижимое, сверхъестественное, - то чувство претерпело временных трансформаций.

В процессе анализа, «дешифровка» текста произведения учащиеся обнаружат, что человек начала XX в., а именно эту эпоху представляет персонаж из новеллы М. Коцюбинского, не боится солнца, (то есть ясности, понятности), а тьмы (неизвестности, неопределенности), что ее хочет победить с помощью огня и достижений цивилизации (лампы, фейерверка) и, таким образом, осуществить свою мечту - наполнить жизнь светом, теплом, радостью. Герой не потерял мистического связи с божеством и, что примечательно, достойным поведением поддерживает его существование, испытывая расстояние между собой и солнцем, и осознает извечную зависимость от него. Это те черты, которые характеризуют мировосприятие древнего человека. Итак, этикет лирического героя М. Коцюбинского корнями уходит первобытного ритуала поклонения солнцу: то, что раньше было обязательным, для нововременной человека превратилось в морально-этическую норму и воплотилось в заповеди «Не греши». Герой уважительно относится к свету, он честен перед ним.

Пребывание рядом с солнцем обязывает вести себя скромно, вежливо, ибо этого требует внутренняя культура и заглубленная в естестве героя народнорелігійна мораль: не стоять к нему спиной («Повернуться к нему спиной - не дай Бог! Какая неблагодарность!»5), не гневить солнца, не осквернять его святой лик недостойными словами и поступками. Так было здавна6. Не уничтожены цивилизацией признаки первобытной религиозности, что их обнаруживает (не демонстрирует!) герой, потерпев внутренне-психологических трансформаций, стали неотъемлемыми составляющими воспитанности, выразителями универсального характера общения человеческого существа с сакрумом: тепло, светло (которые ассоциируются с радостью и антитетичні страха) солнца и поклонения человека. Результат такого общения закономерно оказывается в финале произведения: лирического героя с «Intermezzo» спасают первоначальные знания о антропоморфізоване солнце-божество, к которому он обращается как к опекуну с просьбой унять душевную боль. Вне всякого сомнения, художник оттачивает образ положительного героя, который питается опытом прошлого. Чтобы преодолеть душевный кризис. Он актуализирует знания предков, народнорелігійні нравственные традиции, а поддерживая связь с сакральным, защищает свою этническую самобытность.

Тесная связь лирического героя этого произведения с солнцем свидетельствует о неперебутність традиции, подчеркивает погруженность героев в мир природы и народнорелігійні представление. Солнце исцеляет его душу, помогает побороть внутреннее раздвоение. В уважение героем светила звучит категорическое отрицание безнравственности. Лирический герой не становится невольником города и не позволяет городу уничтожить себя. Герой встает перед выбором, (что, по С.К'єркегором, имеет нравственное основание и понимается как выбор между добром и злом): искать резервы для исцеления души или поддаться негативному влиянию внешних обстоятельств. Идея человеческого достоинства сливается с идеей ответственности. В поведенческих установках героев органично сочетаются требования морального и религиозного характера, прочитывается мудрость предков, которая способствует стабилизации жизни. На это следует замечать учителю, анализируя произведения с урбанистическими мотивами, углубляя исследования проблем прав, обязанностей, выбора героя, органической связи с предками, вияскравлюючи идеал человека, уважительное отношение которой к прошлому воплощается в возвеличивании солнца. Деміургічна сила солнца, как один из признаков его сакральности, вызывает радость, восторг - светило отождествляется с добром.

Особенности внутреннего переживания священного героями прозы М. Коцюбинского наиболее полно, по нашему мнению, раскрывает его повесть «Тени забытых предков». Художник воссоздает сложный процесс психологической подготовки главного героя произведения Ивана к восприятию сакрального. Для осмысления этого процесса справедливо обратиться к более широкому, чем обычно, цитирование (на уроке на этот фрагмент учителю и учащимся следует обратить особое внимание): «Маричка любила, когда он (Иван. - Л.Г.) играл на флояру. Задуман все, втыкал глаза куда-то за горы, как будто видов, чего не видели другие [здесь и далее в цитате курсив наш. - Л.Г.), прикладывал мережаный дудку до полных уст, и чудная песня, которой никто не играл, тихо падала на зеленую отаву... Холодно было и мороз шел вне шкуру, когда вылетали первые свистящие згуки. Как будто зимы лежали по мертвых горах. И вот из-за горы встает уже Бог-солнце и вкладывает свою голову в землю. Сдвинулись зимы, збудились воды, и зазвенела земля от пения потоков... Зеленым духом вдохнули ели, зеленым смехом засмеялись травы»7.

Уконкретнимо своеобразие постижения сакрального в сознании Ивана. Чудная песня, которую никто не слышит, а герой ее вчуває где-то за горами и воссоздает в звуках - то «не земное, а небесное», что захватывает и героя «Intermezzo», это тайное, характерная черта сакрального объекта. Маричка его почувствовала, то есть сделала первый, подсознательно, незаметно для себя шаг к осмыслению священного. Холод и мороз от первых звуков - проявление страха перед сакральным, подсознательное ощущение силы, что заставляет молодую гуцулку дрожать (второй признак переживания священного). Радость от солнца, света, тепла переполняет Маричку и обнаруживает третью признак переживания сакрального - захват. «Под волшебные звуки Ивановой свирели, - отмечают ученые Ю. Кузнецов, П. Орлик, - Маричка думает о Боге-солнце и о солнце как правое лице Божие»8. На наш взгляд, рассуждения критиков предстоит уточнить. Гуцулка не просто думает о Боге-солнце, ее воображение творит его: прекрасная, удивительная игра на свирели (положительные импульсы) является толчком к созданию образа доброго Бога-солнца. Вызванные прекрасной музыкой сердечные движения свидетельствуют о богатое воображение, эмоциональность, фантазию, філософізм мышления, погруженность мировоззренческих представлений гуцулки в первобытные верования, которые пропагандировали добро и красоту. Таким образом, характеризуя на уроке образ Марички, необходимо учитывать роль сакрального в осмыслении творческого потенциала героини. Это новый взгляд на связи персонажа из Вселенной.

Эстетические принципы восприятия солнца проявляются в жестах и поступках персонажей. Герои анализируемых произведений М. Коцюбинского реагируют на солнце в разрешенных и одобренных народнорелігійною моралью рамках: честно, толерантно, взвешенно, поскольку внутренняя культура, заложенные в подсознании знания предков не позволяют им фамильярно обращаться со светилом.

Желание лирического героя «Intermezzo» поздравить солнце дополняется внутренним переживанием таинственного, величественного и выражается в своеобразной молитве. Сравним его обращение с древней молитвой украинцев, с которой они апеллировали к солнцу на праздник Юрия:

Лирический герой «Intermezzo»:

« Солнце! я тебе благодарен. Ты сеешь в моей душе золотой засел - кто знает, что выйдет из того семена? Может, огни?

Ты дорогое для меня. Я пью тебя, солнце, твой теплый зцілющий напиток, пью, как ребенок молоко с матерніх груди, так же теплых и дорогих. Даже когда ты куришь - охотно вливаю в себя огненный напиток и пьянею от него.

Я тебя люблю.

...Ты только гость в жизни моей, солнце, желанный гость, - и когда ты уходишь, я хватаюсь за тебя. Ловлю последний луч на облаках, продолжаю тебя в огне, в лампе, в фейерверках, собираю из цветков, из смеха ребенка, из глаз любимой. Когда же ты гаснеш и убегаешь от меня - твое подобие, даю имя ей «идеал» и прячу в сердце. И он мне светит.

Смотри же на меня, солнце, и засмали мою душу, как засмалило тело, чтобы она была недоступна для комариного жала...»9.

Вот текст молитвы, с которым обращались к солнцу в древности:

«Добрый день тебе, солнышко ясное! Ты святое, ты ясное - прекрасное, ты чистое, возвышенное и уважительное! Ты освіщаєш горы, долины и високії могилы. Освети меня, рабу божью, перед господами, перед царями, перед всем миром христианским добротой, красотой, любовной и милощами, чтобы не было ни любійшої, ни милійшої от рабы божьей, нарожденої, молитв'яної Марии. Которое ты ясное, величественное и прекрасное, чтобы и я такая была ясная, величественная, прекрасная перед всем христианским миром вовеки веков. Аминь»10.

(На уроке учителю и ученикам справедливо вспомнить молитвы «Отче наш», «Молитву ангелу хранитель» и др., чтобы убедиться в структуровій сходства обращений к солнцу с христианским молитвам).

Импровизированные молитвы близки по настроєвістю и структурными особенностями: обе имеют характерные для таких текстов зачин (обращения) восхваление, благодарность, просьба. Так уконкретнюється и усутнюється первоначальный связь лирического героя «Intermezzo» Коцюбинского с древними традициями предков. Солнце - важная константа внутреннего мира, нравственной культуры героя, величина, облагораживает и открывает новые грани связей персонажа с действительностью.

Апеллирование к светилу, актуализация подсознательных импульсов, порождающих внутренние желания восхваления солнца, подчеркивают национальную самобытность, характеризующие культуру жизни, быта, мышления персонажей М.коцюбинского. Обращение героя к солнцу учащимся предстоит понимать как необходимость, потребность духовного общения. Первоначальные представления о свет-божество облагораживают жизнь героев, способствуют их самовоспитанию, помогают преодолевать душевный кризис, жизненные неурядицы, контролировать и моделировать свое отношение к сакральному солнца. Общаясь с солнцем, лирический герой облагораживает свой внутренний мир, быт, ощущает духовную близость со светилом. Уважение героем сакрального солнца расширяет границы исследования духовного мира персонажей, намечает новые подходы к обоснованию его отдельных поступков и поведения в целом. Анализируя «Intermezzo», «Тени забытых предков» М. Коцюбинского, ученики должны усвоить, что налажен ли восстановлен связь с сакральным раскрывает источники внутренней гармонии, эстетики, гуманизма персонажей, выявляет уровень их духовных связей с традициями предков, миром природы, а также роль первоначальных знаний, подсознательных импульсов в формировании народнорелігійної морали, подчеркивает естественную благородство украинца.



1 См.: Фролова К. Прекрасное в новеллах М. Коцюбинского // венок Михаилу Коцюбинскому: 36. статей и сообщений.

1967. - С 104-111.

2 Лесик В. Система образов произведения (новелла М. Коцюбинского «Intermezzo») //Дивослово. - 2000. - № 8. - С 8.

3 Кузнецов Ю., Орлик П. По следам феи Морганы: Изучение творчества М. М. Коцюбинского в школе. - К., 1990. - С 118.

4 Кузнецов Ю., Орлик П. По следам феи Морганы: Изучение творчества М. М. Коцюбинского в школе. - К., 1990. - С 116.

5 Коцюбинский М. Сочинения: В 7 т. - К., 1973-1975. -Т. 2. - С. 305.

6 См. об этом: Украинские символы / под ред. М.К.Дмитренка. - К., 1994.

7 Коцюбинский М. Сочинения: В 7 т. - К., 1973-1975. - Т. 3. - 186 С.

8 Кузнецов Ю., Орлик П. По следам феи Морганы: Изучение творчества М. М. Коцюбинского в школе. - К., 1990. - С. 131.

9 Коцюбинский М. Сочинения: В 7 т. - К., 1973-1975. - Т 2. - С 305.

10 «Украинские символы / под ред. М. К. Дмитренко. - К., 1994. - С 78.