Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Крылатые выражения в их историческом развитии

П. И. Осипов,

кандидат филологических наук

Николаев



БРАТСТВА (англ. brother-hoods, нем. Bruderschaften) - объединение единомышленников вокруг церквей (как правило, частных) в Украине и Белоруссии для решения определенных религиозных и светских задач. Первое упоминание о средневековое Братство (тогда - братчины) находим в Єпатівській хронике (1159). О появлении Успенского братства во Львове упоминается в 1463 г. Организационная структура Братства была унаследована от средневековых Братств Запада (contraterni-объединенная государствах), а также от торговых гильдий. Сначала деятельность Братства была сосредоточена на делах церкви и благотворительности. Свою историческую роль Братства начали выполнять на рубеже 16-17 вв., видя свою задачу в защите ортодоксальной веры и национального единства украинцев и в борьбе против католической и, особенно, - иезуитской церкви, полонизации и перехода на принципы униатской церкви. Этот процесс сопровождался заметной культурноосвітницькою деятельностью. Братства основывали Братские школы, книгопечатание, библиотеки, в дальнейшем все больше вмешиваясь в гражданскую и политическую жизнь. Б. имели своих представителей в церковном Соборе, варшавском Сейме, поддерживали тесные связи с казаками. Каждое Братство имело свой устав, составленный на образец Львовского братства 1586 г. Членами Братства могли быть представители всех слоев населения, мужчины должны были быть женатыми.

Львовское Успенское братство было одним из старейших и наиболее успешным. В 1586 г. оно получило право ставропигии (от греч. stauros - крест) - прямого подчинения патриарху, а не местному священнику. Б. установило тесные контакты с правителями Молдавии и боярами. В конце 16 - начале 17 вв. Братства были распространены во многих городах Украины Каменец-Подольский, Рогатин, Городок, Перемышле, Люблине, Дрогобыче, Самборе, Холме, Остроге, Луцке, Немирове, Киеве и др. Среди них наиболее важную культурно-просветительскую и религиозную роль играли Киевское Єпифанське братство и Луцкое братство Воздвижения Креста Господня.

На левобережной Украине Братства возникли в конце 17 - начале 18 вв. в Полтаве, Новых Санжарах, Старо-дубе, Серебряном, Лебедине и Харькове. После подчинение Украинской церкви Московскому патриархату (1686), а впоследствии - Священому Синода, правительство Российской империи весьма неодобрительно относился к деятельности Братства. Лишь значительно позже (1864) был издан закон, который разрешал создание Братства на территории России; однако вновь Братства по целям и своей деятельностью отличались от традиционных украинских Б.

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ (англ. brotherhood schools, нем. bruder-schaftiiche Schulen) - школы, которые были образованы религиозными братствами (см.) с целью укрепления православия и противостояния усилиям католических (прежде всего, иезуитских) и протестантских школ, направленных на денационализацию украинской нации. Первая Братская школа была основана в 1586 г. Успенским братством во Львове. Школа служила моделью для других Братских школ в разных городах Польско-Литовского государства, большинство из них была в Украине и Белоруссии: Перемышль, Галич, Городок, Рогатин, Стрый, Николаев, Комарно, Холм, Люблин, Берестье (Брест), Пинск, Киев, Винница, Немиров, Каменец-Подольский, Луцк, Владимир-Волынский, Кременец, Вильнюс, Минск, Мотылей и др. Кое-где Братские школы были даже в селах. Наиболее известными Братскими школами были Львовская и Киевская. Именно Киевское Єпифанське братство основало в 1615 г. Братскую школу, которая в 1632 г. стала колледжем, а в 1701 г. - Киево-Могилянской академией. Занятия в первых Братских школах велись на церковнославянском языке, греческая изучалась как второй язык (отсюда и название: греческие школы). Впоследствии были заимствованы структура и планы иезуитских школ, где первым языком был латинский. Украинский язык употреблялась только с целью проверки и при преподавании катехизиса. Планом обучения большинства Братских школ предполагалось изучение классических языков, диалектики, риторики, поэтики, гомилетики (от греч. homiletike - красноречие), арифметики, геометрии, астрономии и музыки (церковное пение). В некоторых школах изучали ортодоксальную и католическую теологию (с целью ведения полемики). Братские школы были доступными для всех слоев населения; учащихся оценивали не по социальному происхождению, а за успехи в учебе (в отличие от иезуитских школ). В школах царила суровая дисциплина, телесные наказания были обычным явлением. Сироты и бедные студенты жили в бурсах (лат. bursa - общежитие для студентов и ремесленников с обеспечением едой). Братские школы имели большое значение для роста религиозного и национального сознания и развития украинской культуры. Чешский просветитель Я. А. Коменский заимствовал много идей своей «Великой дидактики» («Didactica Magna», 1633-38) из практики Братских школ. Напр. 17 - нач. 18 ст., Братские школы попали в неблагоприятные политические условия и обветшали.

Бройн в известном романе «Буриданів осел» (Gunter de Bruyn. «BuridansEsel», 1968), где он использует образ осла как метафору для своей модели развития событий Положив в основу тривиальный «треугольник» (она-он-она), автор осуждает поведение главного героя, 40-летнего заведующего городской библиотеки Карла Эрпа который мечется между женой (Элизабет) и любовницей (фрейлейн Бродер). Наряду с тем писатель указывает на силу большого чувства - любви, а одновременно и на моральную ответственность перед теми, кого мы «приручаем». Сегодня выражение употребляется исключительно переносно для обозначения крайне нерешительного человека, который долго колеблется и ^есть может принять верное решение.