Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Исторические предпосылки возникновения школьного литературного образования

Т. Сокур-Фарина,

аспирантка

Каменец-Подольского университета

Перестройка во всех сферах нашего общества непосредственно влияет и на литературном образовании школьников. Ведь литература - это отраженное в художественном слове жизни человека и общества со всеми сложностями и проблемами.

Поэтому от состояния литературного образования зависит, в некоторой степени, и организация учебно-воспитательного процесса. На сегодня система литературной подготовки учащихся должна строиться на лучших традициях педагогики.

Отсюда и вытекает необходимость изучения исторического опыта становления школьного литературного образования. Ибо только учитывая исторический опыт образовательного строительства в Украине, в частности опыт времен национального возрождения и развития украинской государственности, можно успешно возродить украинскую национальную школу.

1917-1920рр. - один из самых сложных периодов в истории украинской науки, ибо вобрал в себя столько событий и явлений, что их хватило бы на несколько эпох: изменения государственных организаций (УНР, Гетманат, Директория), изменение в организации народного образования и общеобразовательных учреждений, военные события и неоднократная оккупация вражескими войсками украинской территории, параллельное существование нескольких правительств.

После провозглашения УНР суверенным государством 22 января 1918 года Министерство народного образования под руководством І.Стешенка утвердило постановления о всенародном обучения, опираясь на постановления Второго Всеукраинского учительского съезда. Деятельность Министерства образования отразилась практически на всех участках народного образования: при направлении организации народных и средних школ, при построении планов для организации дошкольного воспитания и внешкольного образования, при отработке планов организации профессиональных школ, при налаживании работы кафедр украиноведения в существующих в Украине университетах и открытии новых университетов и высших школ. На конец 1918 года насчитывалось 828 украинских гимназий, была основана Научно-педагогическая академия, за издание учебников взялось «Общество школьного образования». В это время выходит 83 периодические издания украинского языке и 1084 названия книг.

Но на развитие украинской школы негативно влияли политические изменения в молодом украинском государстве, ибо невозможно было проводить единодушной школьной политики и до конца реализовывать намеченные планы.

Украинские просветители особое внимание уделяли организационным вопросам единой школы, интенсивно занимаясь отработкой самой лучшей системы образования и программ обучения для новой школы. Попытки шли как со стороны организованного учительства, так и со стороны правительственных кругов в том направлении, чтобы школа в Украине была национально-демократической, с единой системой образования для всей Соборного Украинского государства, чтобы все социальные слои имели одинаковое право на образование и чтобы новая система образования обеспечивала переход от самого низкого до самого высокого степени школы. Эти главные принципы были положены в основу перестройки всего школьного образования, оформленной в девяти пунктах, в одном из них отмечалось, что языком преподавания языком обучения и воспитания, языком в Украине должен быть украинский язык [1 ;42].

Согласно этому принципу начали создаваться украинские школы. Так, в 1920 году в Украине насчитывалось 22 тыс. школ, в которых обучалось 2250 детей. Больше половины этих школ были украинскими. Наряду с изучением украинского языка во всех школах изучалась литература как обязательный предмет.

Становление советской власти положило начало значительным изменениям в отраслях народного образования. Уже в первый период временного перехода власти к «советов» в январе - марте 1918 года по образцу советской России в некоторых губерниях и городах были организованы отделы народного образования. Но их структура, задачи и деятельность не были определенными.

Главная цель и руководство украинских педагогов - создателей новой школы в эпоху национального возрождения - не изменилась с приходом большевиков, которые в феврале 1919 года захватили часть Украины вместе со столичным городом Киевом.

Выдав «Инструкцию Центрального Бюро Всеукраинской Учительской Союза до всех местных учительских организаций» с призывом «принять ближайшее участие в культурно-просветительный и школьной труда советской власти», они сразу, на страницах «Свободной украинской школы», выразили свое отношение к наиболее актуальным образовательных вопросов, а также хотели внести ясность в вопросы, которые касались четырех принципов новой школы, а именно:

- принципа национального (родной язык и украиноведческие предметы);

- принципа социального;

- принципа воспитательного;

- принципа деятельного.

Поэтому уже в январе-феврале 1919 года на страницах «Свободной украинской школы» Я.Чепіга высказывается критически по правительственной декларации, изданной тогда новой, враждебной властью в Украине, он критикует ту часть большевистской декларации, которая касалась образовательных дел, в частности национального принципа школы. Я.Чепіга пишет: «Интересный документ данного времени мы имеем в декларации временного Рабоче-Крестьянского Правительства Украины, интересен в той его части, где декларируется задача его в образовании украинского народа ... любопытство этого документа заключается в непоследовательности относительно двух пунктов программы в образовании, а именно:

1. Поскольку образование масс появляется одним из первых условий осознание через те массы своих классовых революционных задач, то временное Рабоче-Крестьянское Правительство уделит самое серьезное внимание на организацию школьного и внешкольного образования, создание единой трудовой школы, организацию народных университетов.

2. Отвергая большой национальный гнет, который является только маской классового господства, временное Рабоче-Крестьянское Правительство Украины объявляет, что язык обучения будет зависеть от воли местного рабоче-крестьянского населения» [6;61].

Это характеристическое и четкое отношение Я.Чепіги было, по сути, словно указанием украинском вчительству не молчать относительно новых планов оккупационной власти относительно языка обучения, а возвысить свой голос против выдвинутых в декларации враждебных украинскому народу пунктов этого документа.

В течение второго периода советской власти (февраль - август 1919 г.) создается Народный Комиссариат просвещения. В основу его деятельности был положен проект Российской единой трудовой школы. Народный Комиссариат должен был ознакомить учителей с вопросами строительства советской трудовой школы и создать на местах органы народного образования.

Поэтому в 1919г. в г. Каменце-Подольском состоялся съезд по вопросу введения единой школы. Авторы «Проекта» имели целью создать «воспитательную школу», потому что в предыдущие годы (до 1919г.) главным было обучение, а воспитательные задачи решались «будто сами собой после усвоения детьми школьной премудрости»[5;34].

Поскольку новая украинская школа имела целью воспитания, то лучше всего реализовать ее можно было через литературу. Потому что именно литература способна больше влиять на человека. Поэтому и в 1919г. значительное внимание в новой школе уделялось воспитательной роли литературы. И в «Проекте» отмечалось, что литература входит в предмет «родной язык». Здесь же были определены цели и задачи обучения и воспитания, подавался список произведений для обработки и распределялись часа на изучение литературы.

12 мая 1919 г. была издана инструкция Наркомпроса УССР «О преподавании отдельных дисциплин», которая положила начало коренному большевистско-классовой перестройке содержания образования. В этой инструкции сообщалось о необходимости программ школы, критическое отношение к старым пособий. Особое значение Наркомпрос придавал обучению детей в школах на украинском языке, изучению истории Украины, географии, литературы.

В марте 1920г. в Харькове состоялась Первая Всеукраинская совещание по вопросам народного образования, которая утвердила Схему образования УССР». В соответствии с ней школа в Украине должна была состоять из двух ступеней. На i ступени - все дети от 7 до 15 лет обучались в учреждениях социального воспитания; на II ступени - для детей 15-16 лет. Общеобразовательная школа заменялась профессиональной, индустриальной, сельскохозяйственной [2;2].

В июне 1920 года Наркомпрос УССР издал постановление «О введении единой трудовой школы». Все типы школ, включая специализированные и частные, превращались в стандартные государственные учреждения с семилетним сроком обучения. В августе 1920 года II Всеукраинское совещание окончательно утвердила новую схему и отвергла идеи о создании на II ступени общеобразовательной школы. Следовательно, доминирующей образовательной парадигмой была «школа труда». Новая структура образования должна утвердить трудовой начало как главный принцип учебно-воспитательного процесса, обеспечить единство между процессом овладения знаниями и общественно полезной деятельностью, формирование у учащихся нового отношения к знаниям как средству преобразования образования. Но в массовой практике школа еще сохраняла старую структуру и содержание образования.

Уже летом 1920г. был издан первый учебный план семилетней единой трудовой школы. В соответствии с этим планом уроки украинского языка и литературы проводились четыре раза в неделю в 4-7 группах второго концентра. И в программе наряду с произведениями украинской литературы предлагалось изучать и российские.

В 1921 г. в Харькове Наркомпрос издал первый сборник документов программно-методического направления - «Руководство по социальному воспитанию детей», где делалась попытка направить по-новому всю работу школы, в том числе и преподавания литературы. Главная цель, которая ставилась перед учителями литературы, - «разбудить, дать возможность быть самостоятельным творческим силам ребенка»[4;110]. Возвышалась роль художественного чтения и рассказывания, которое «влияет на нравственное воспитание детей, развивает художественный вкус и будит литературный интерес» [4; 110]. Большое внимание уделялось и изучению зарубежной литературы,ибо украинский не могла быть оторванной от «большой отрасли всемирного литературы» [4; 111]. Поэтому и основной целью было «показать нити, связывающие все писательства в одну цельную и крупную отрасль художественного творчества».

И систематического курса истории литературы в школе не было, учителя довольно поверхностно и эпизодически знакомили детей с отдельными литературными фактами. Материал подавался без критического и педагогического отбора, ученикам предлагалось читать немало произведений классической украинской, российской, зарубежной и даже древнегреческой литератур.

Как видим, такой подход к изучению литературы приводил к негативным последствиям, потому что школьники не имели целостного представления о развитии литературного процесса.

Хотя первая программа по литературе стала большим достижением в области образования, на создание программы негативно повлияло отсутствие опыта строительства новой школы. Наверное, поэтому и не было создано систематического курса литературного образования, а изучались отдельные художественные произведения.

В ходе постепенного развития школы в 1922 г. появилась вторая редакция «Руководства по социальному воспитанию детей», в котором были существенные изменения, исправления, уточнения.

Новый «Советчик» требовал:

- чтобы учебный материал соответствовал возрасту и интересам детей;

- чтобы произведения изучались в связи с другими занятиями;

- чтобы ученики усваивали знания по теории литературы.

В третьей редакции «Советчика» (1924 г.) предполагалось перевести всю учебную работу на рельсы «комплексової системы». В соответствии трактовался и характер преподавания литературы. Была сделана первая попытка распределить по отдельным годах содержание преподавания литературы, но довольно неудачно.

В младший концентр попали произведения, которые дети не всегда должным образом могли воспринять и в старшем. Определение литературного материала часто сводилось к фамилии писателя и короткой указания - изучить рассказы, стихи и т.д, без малейшего намека, что же именно рекомендуется читать.

Последующие редакции «Советчика» (1925г. и 1926г.) были полностью построены по комплексной системой.

В связи с этим остро ставился вопрос об издании художественных произведений для массовой школы. Еще в 1922 г. в журнале «Путь просвещения» речь шла, однако, что учителя украинской литературы требуют издания произведений классиков для средней школы. В этом же году было начато издание «Школьной библиотеки». Первым выпуском была книжка «Иван Котляревский», позже вышла серия , где были собраны образцы украинских произведений 20-40-х годов XIX ст.

Но в программе второго концентра для сельских и городских трудовых школ УССР на 1927-1928 учебный год литература объявлялась служебным материалом до выяснения социальных явлений и ключом для понимания производственного процесса со всеми его свойствами.

Материал распределялся по «триместрах» без какого-либо соблюдения принципа историзма, без учета педагогических требований, дидактических принципов. Произведения добирались вне всякого связью с литературным процессом, без всякого учета их художественной специфики как образцов искусства слова в определенных жанрах и стилях.

В 1927 году в Государственном издательстве БССР вышел пособие для профшкіл, школ взрослых, практических курсов и других учебных заведений с русским языком преподавания, а также для самообучения «Курс русского литературного языка в кратком практическом изложении с «хрестоматией». Здесь изучение украинского языка строилось не на текстах художественных произведений, а на примерах деловой, публицистической и научной литературы. В этом пособии определенное место заняла художественная литература. Но она была представлена преимущественно поэтическими произведениями, «прозаический материал представлял собой выдержки из современной преимущественно публицистической и научной прозы». Это был отдельный вид пособия смешанного типа. Литературно-художественные и публицистически-научные тексты были распределены не по хронологическому или тематическому принципам, а разбросанные между разделами грамматики.

Отдельного внимания заслуживает попытка уместить в таком комбинированном пособии с украинского языка и литературы краткие очерки из истории литературы и искусства. Следовательно, на первый план выдвигался творческий подход к выбору направления и содержания учебно-воспитательного процесса. Велись поиски новых методов и средств обучения, обеспечение исследовательской деятельности, самостоятельной работы учащихся.

После провозглашения в 1918 г. независимости Украины утвердилась литературное образование. Школьникам предлагали изучать лучшие образцы изящной словесности, которые влияли на эстетическое, нравственное, политическое воспитание. Учащиеся хорошо ориентировались в жанрах и стилях литературы.

В программах учитывался фактор национального сознания, подавался материал по теории литературы (формальные знания). Но тогдашние программы были перегружены учебным материалом, который не соответствовал возрасту детей. Был полностью отброшен в построении программ историко-хронологический принцип. И главным недостатком оставалось то, что литература не была отдельным предметом.



Литература

1. Васькович Г. Образование в Украине (1905 - 1920). - Мюнхен, Украинский Свободный Университет, Изд-во: «Мандрівець», 1996 - 360с.

2. Гринько Г.Ф. Второе Всеукраинское совещание по просвещению / Итоги и перспективы // Вестник Наркомпроса УССР - 1920 - №2-5. - с 1-6.

3. Гриценко М.С. Очерки из истории школы в УССР. - К.: Высшая школа, 1966-387с.

4. Руководство по социальному воспитанию детей. Вып.1.-Х.: Всеукраинское государственное изд-во, 1921. - с 109-111.

5. Проект Единой школы на Украине. Книга 1. Основная школа. - Каменец-Подольский: б.в..., 1919-с.34.

6. Чепига Я. Школа и образование на Украине // ВУШ. 1918 - 1919 - №6-7. - с.60-63.