Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Методические изюминки



А. Ситченко,

доктор педагогических наук

Николаев



Мир, как система явлений жизни, полных красоты и знаменності, существует и открывается прежде всего для глубокого сердца и уже отсюда для понимающего мышления.

П. Юркевич

Определяя красоту, неправомерно применять моральные критерии. Кровожадный тигр, который разрывает свою жертву, не перестает быть красивым, его можно эстетически оценивать только на основании его собственной сущности, а не из этических требований.

М. Гуляев

... грубо считать чувственные эмоции, чувственные эффекты, чувственное наслаждение, вызванные произведениями искусства, собственно произведением искусства.

Ф. Шеллинг

Если бы назначение картины заключалось только в том, чтобы радовать наш глаз, а музыки - донести приятные переживания нашим ушам, то восприятие этих искусств не представляло бы собой никаких трудностей, и все, кроме слепых и глухих, были бы одинаково призваны к восприятию этих искусств.

Л. Выготский

...лишь тот испытывает полного эстетического наслаждения от восприятия художественного произведения, кто делает это осмысленно.

Б. Стєпанишин

... чтобы влиять на настроение и волю читателя, то есть на его эмоциональную сферу, нужно целенаправленно формировать важнейшие читательские умения, овладев которыми, учащиеся наиболее эффективно воспринимают морально-эстетический мир художественного произведения.

Н. Волошина

Благодаря многократному повторению эстетических потребностей и эстетических наслаждений в сознании человека образуются определенные представления и понятия как о эти наслаждения, так и о способности предметов внешнего мира вызвать их.

П. Гаврилюк

Потребности в порядке, гармонии, завершенности, доведении действия до конца, в системе и структуре - все они могут быть отнесены к когнитивным, конативних, эстетических и даже до невротических потребностей.

А. Маслоу

Методика преподавания литературы - это самостоятельная педагогическая наука о воспитании, литературное образование и развитие личности учащегося средствами художественного слова, наука о рациональном использовании методов и приемов, обеспечивающих учителю-словеснику высшую педагогическую результативность в его работе с учащимися при условии минимальной затраты их энергии и сил.

Есть. Пасечник

... широко распространенное, в том числе и на Украине, положение о приоритете интересов отдельного человека во всех процессах воспитательной работы само по себе не только не решает важнейшие процессы этой работы, но и часто приводит к негативным последствиям. Но и противоположное ему положение о приоритет высших духовных общечеловеческих ценностей также не дает такого разрешения.

В. Лутай



Само по себе эстетическое восприятие произведения искусства целостное, нераскладное, является непосредственным откликом на произведение искусства, но, одновременно, оно тем глубже и значительнее, чем полнее опирается на предварительное аналитическое изучение строения художественного произведения во всей сложности его элементов, на ту культуру восприятия образов, сюжета, языка, стиха и т.п., которая делает именно эстетическое восприятие богатым, полным, всесторонним. А это дает знание теории литературы.

Л. Тимофеев



В отличие от других видов искусства, обладающие непосредственно - чувственной форме с определенного материального объекта - краски, камня, дерева или из действия движения тела, звучание струны, трубы, - литература, создавая свои формы из слов, из языка, что имеет свое материальное воплощение в звуках и опосредованно-в буквах, писании, - доходит до ее читателя не просто в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании, в восприятии не только сердцем, но и непременно умом.

О. Мазуркевич

Изучение поэзии, как и любого другого искусства, требует определения ее материала и тех приемов, с помощью которых из этого материала создается художественное произведение.

В. Жирмунський



Процесс чтения является, по сути, воспроизведением соответствующих тексту представлений, понятий, мыслей и чувств, что ведет к пониманию содержания и художественных ценностей произведения.

Есть. Сверстюк

Через индивидуальное, конкретное к общему - таков закон художественного творчества, закон отражения типичного.

И. Бровко



Подготовил - А. Л. Ситченко