Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Факультатив

Публицистические произведения на факультативных занятиях по украинской литературе

И. Горянок,

Хмельницкий



На требование современности методика преподавания украинской литературы в школе - это постоянный поиск новых эффективных приемов и методов изучения творчества национальных писателей. Публицистика как разновидность литературного творчества, цель которой заключается в том, чтобы в доступной для широкого круга форме освещать актуальные общественно-общественные взгляды, вопросы политики, философии, литературы, морали, должно стать важным средством формирования общественного мнения, политического воспитания старшеклассников в современной школе. Но значительное большинство публицистических произведений отечественных писателей не предусматривается для изучения на уроках. Поэтому перед учителем-словесником встает вопрос: где, во время изучения какой темы и как можно использовать публицистику известных писателей. Вариантов можно предложить немало. Учитель может обратиться к публицистике при изучении обзорной или монографической темы, конкретном анализе литературного произведения, при написании творческой работы, во внеклассной деятельности, на заседании Малой академии наук, в работе литературного кружка, в ходе подготовки литературно-художественного вечера, проведении литературной викторины и, конечно, же на факультативных занятиях по украинской литературе.

Писательская публицистика в XX веке стала неотъемлемой составляющей наследия ведущих национальных писателей Украины: Олеся Гончара, Николая Хвылевого и Александра Довженко, Уласа Самчука и Ивана Багряного, Дмитрия Павлычко и Юрия Мушкетика, Романа Иваничука и Павла Загребельного.

Обращение многих писателей к публицистике, с одной стороны, было продиктовано острой потребностью в трибуне, потребностью не просто выразить выношенное и осмысленное, но и словом повлиять на ситуацию.

Публицистика для украинских писателей была органичной сферой выявления их политической, интеллектуальной и творческой энергии; в значительной мере она вырастала из художественного творчества, в рамках которой ей было немного тесновато. Публицистическое наследие мастеров слова является проявлением национального достоинства, отстаиванием полноты национального бытия украинского человека.

Исследование и изучение статей, памфлетов, эссе украинских писателей, которые являются жанровыми разновидностями публицистики, углубляет знания по истории, украиноведения и истории украинской литературы. Значительная часть творческого наследия названных выше писателей уже известна широкому кругу читателей, а публицистика определенный период замалчивалась по понятным причинам. Поэтому актуальность нашего исследования объясняется малодослідженістю проблем писательской публицистики и изучение ее в курсе украинской литературы.

Цель нашей работы - предложить использование публицистических произведений украинских писателей для более продуктивного изучения на факультативных занятиях по украинской литературе в старших классах общеобразовательных школ. О методика факультативных занятий писали много ученых-методистов. В Частности В. Недилько [8; 229] определил задачи факультативов и систему их работы, обозначил основные методы и формы факультативного изучения литературы в школе, а именно:

1. Лекция.

2. Семинарские занятия.

3. Разнообразные формы самостоятельной аналитической работы над художественным произведением (ученические доклады, сообщения и рефераты, самостоятельное знакомство учащихся с текстом произведения и его анализ, обработка литературно-критических источников и др.).

4. Беседа эвристического типа.

5. Написание зачетных курсовых работ.

6. Итоговые комбинированные занятия, выходящие за пределы классной работы (научные конференции, выпуск специальных сборников, альманахов, газет, изготовление альбомов, монтаже, проведение литературных вечеров).

Эту методическую модель, предложенную ученым, можно успешно использовать для проведения факультативных занятий с публицистики.

Еще один украинский методист В. Доманский [1; 29] утверждает, что ведущими методами на факультативном занятии есть репродуктивный с элементами эвристического, эвристический с элементами исследовательского, которые можно внедрять на таких занятиях:

- вступительные информационные;

- консультационно-подготовительные;

- углубленного анализа текстов;

- семинарские занятия;

- занятия творческого типа.

Обращаем внимание на тот факт, что факультативные занятия с публицистики достигнут положительных результатов в том случае, когда они будут идти параллельно с уроками изучения жизни и творчества определенного писателя, когда на них углубляться эстетические и идейно-нравственные проблемы, которые в той или иной степени уже были предметом внимания. Если учитель сможет методически грамотно организовать такую работу, то он поможет старшеклассникам рельефнее воспринять творчество писателей-публицистов на фоне эпохи, глубже, основательнее понять, какой вклад сделал каждый из них в национальную культуру, а следовательно сориентирует на самостоятельный поиск интересных фактов, пробудит желание ознакомиться с литературой, не предусмотренной школьной программой, а также с публицистическим творчеством других писателей современности.

Предлагаем материалы к одному из факультативных занятий творчеством выдающегося писателя, известного общественного деятеля, который не мог держаться в стороне от животрепещущих проблем своего времени и принадлежал к когорте тех, кто приближал настоящее - Романа Иваничука.

Ученикам, которые на уроках внеклассного чтения изучают его исторический роман «Мальвы», стоило бы знать, что и публицистика занимает в его творчестве особое место. Активно используя ее потенциал - выявлять, анализировать, давать оценки, прогнозировать развитие определенных общественных или культурных явлений, - писатель всегда старался решить определенную проблему, которая касалась политики, философии, морали, порой выходя на глобальные горизонты.

Среди многих публицистических жанров, к которым обращается Роман Иваничук в своем творчестве, определенное место занимает статья. Но прежде чем попытаться проанализировать публицистическом наследии Г. Иваничука в этом жанре, стоило бы напомнить ученикам, что публицистическая статья - это небольшое по объему произведение, предназначенное в основном для печати в периодических изданиях, хотя для писательской публицистики характерно объединять опубликованные ранее статьи в отдельные сборки, о чем свидетельствует книга Г. Иваничука «Чистый металл человеческого слова» или аналогичные сборники публицистики: «Неложными устами» П. Загребельного, «меч Духовный» И. Драча, «Право собственного имени». Яворивского, «Заявляю о себе культурой...» Г. Жулинского и т.д.

В статьях Г. Иваничука чаще освещается определенная конкретная и актуальная проблема политической или культурной жизни. Так, по словам Н. И. Заверталюк, публицист никогда не стремится проанализировать реальные общественно-политические процессы или литературный процесс определенной эпохи подробно, всесторонне, в сопоставлении с аналогичными явлениями, как это делается в научных статьях. Он выбирает те направления, которые помогают ему в постановке ведущей проблемы, что побуждает писателя публично выразить свою позицию и планомерно, аргументированно ее отстоять [2; 9]. При этом Роман Иваничук пытается избежать размышлений на абстрактные, оторванные от реалий жизни, слишком затеоретизовані темы.

Исследователи выделяют следующие жанровые разновидности статьи - проблемные, полемические, литературно-критические, юбилейные.

Ярким примером проблемной статьи «На изломе эпох», которую Г. Иванычук подготовил на время получения премии Фундации Емельяна и Татьяны Антоновичей 2004 года в Львове. Прозаик поднимает проблему состояния литературы на рубеже тысячелетий. Обозначив, что литература может стать «смирительной рубашкой для будущей цивилизации», Г. Иванычук отмечает, что сшить ее надо модно, не по старому крою - однако на традиционно - национальной ниве» [6; 2].

У писателя такого масштаба, как Роман Иваничук, не может не быть и юбилейных статей, связанных с памятными датами в жизни выдающихся деятелей национальной культуры, прежде всего писателей. Таких произведений в публицистическом наследии Г. Иваничука немало: «Киевский чародей», «Легендарный маэстро вблизи», «С точки зрения вечности» и другие.

В юбилейных статьях публицист отмечает месте и роли выдающейся личности - героя его произведения - в истории национальной культуры. Роман Иваничук стремится создать положительный имидж юбиляра, передать личностные моменты (даже мемуарные, если это касается юбилеев людей, с которыми автор был знаком) для характеристики юбиляра. Порой подобные статьи под пером Иваничука приобретают признаков научно-популярных произведений, так популяризируют научные знания о юбиляре и его творческое наследие.

Такие выводы делаем о статье «С точки зрения вечности», написанную в честь 80-летнего юбилея П. А. Загребельного.

Г. Иванычук признается, что хочет «на основании лишь одного произведения поразмыслить сейчас - кто есть Павел Загребельный с точки зрения вечности» [4; 62]. И этим произведением является роман «Я, Богдан», где автором осмысливается личность гениального полководца, который олицетворял весь народ. Р.Іваничук отмечает, что «П.Загребельний ставит для художественного решения психологические проблемы: вождь и власть, вождь и справедливость, сила и бессилие вождя» [4; 63], которые являются актуальными и для нашего настоящего. Роман «Я, Богдан», утверждением автора статьи, говорит к нам из вечности в вечность - «предостерегает, протверджує и вселяет веру» [4; 63].

Мемуарний зачин характеризует статью «Киевский характерник» Анатолию Шевченко -70!: «Однажды я случайно встретился у входа в Союз писателей с полнолицым улыбающимся мужчиной - и скептическая улыбка и до сих пор не сбегает с его уст, - он меня узнал и, подавая руку, представился: Шева»[5; 130]. Г. Иванычук называет Анатолия Шевченко своим искренним приятелем, выделяет его среди когорты других литераторов: «с мощной силой, чистый, словно девственное совести, надежный и незрадливий, а главное - вполне бескомпромиссный» [5; 130].

Автор статьи подчеркивает, что творческое наследие А. Шевченко - острый, актуальный, обличительный, за что он неоднократно страдал. И в этом, по мнению Иваничука, исполнения творческой миссии писателя.

Ярким образцом полемической статье есть «Звезды и блудные огни» , в которой автор ведет полемику с Павлом Негретовим, известным российским историком. П. Негретов долгое время дружил с братом Романа Иваничука - Евгением, но «их дружба разорвалась вместе с провозглашением нашей Независимости» [3; 143], а катализатором разрыва была публикация исторического романа «Орда», который не прошел мимо внимания историка и больно задел его...» Так, П. Негретов в своей статье «Из одного корня» сделал немало упреков Иваничуку, а тот, в свою очередь, отстаивает собственные суждения на ту или иную проблему. А проблема, оказывается, одна - российско-украинские взаимоотношения. Г. Иванычук утверждает, что «в унижении и страхе перед русскоязычным нахалом мы находились годами и веками: нас презирали за язык, обряды, одежду, но вместе с этим автор уверяет, что есть русские, которые отстаивают честь российского народа. И все они - звезды России, на земле, к сожалению, густо мерцают блудные огни» [3; 144]. Эти красноречивые строки стали названием статьи. Анализируя различные ситуации, Роман Иванычук с болью пишет об унижении национального достоинства. Встречаем в статье пример ономастичного исследования относительно названий «Украина» и «Русь». Обращается автор и к неправомерности внешней политики России: «укреплять разбоем власть своих вождей и вожчиків» [4; 145]. Г. Иванычук акцентирует внимание на лице Николая Гоголя, которого оппонент Негретов называет «представителем единства братских народов» [4; 145].

Все эти статьи Романа Иваничука являются публицистическими не только своим содержанием, но и формой. Последнее особенно проявляет себя в стилистической ткани произведения. Автор строит мнение таким образом, что она развивается логично, последовательно, раскованно, эмоционально насыщенно. Логический характер построения статьи удостоверяет ее тяготение к теоретической, субъективный лиризм композиции делает статью откровенно публицистической, фактографізм композиции документирует рассказ.

После такой ознайомлюючої лекции, используя межпредметные связи, следует выяснить, что старшеклассники уже знают из уроков истории об отношениях между Украиной и Россией, о которых шла речь в полемической статье Г. Иваничука. Определив уровень владения указанными понятиями, словесник может применить метод диспута. Ученики, умотивувавши свою позицию, сможет могут найти положительные начала в различных вариантах. В конце занятия следует предложить ученикам написать полемическую статью на определенные учителем или самостоятельно выбранные темы. Такие публицистические попытки в жанре статьи помогут старшеклассникам научиться высказывать и отстаивать свое мнение, делать собственные выводы и обобщения, думать, спорить, искать истину.

Практикуя внедрение публицистики в школе, учитель активизирует эмоциональное восприятие учащихся, предоставляет литературном образовании дополнительного колорита. Новая информация, представленная в нестандартных формах, позволяет значительно повысить эффективность изучения украинской литературы, направить его в творческую плоскость. Следует заметить, что изучение таких тем требует, чтобы учитель свободно владел не только богатым арсеналом специальных методических приемов, но и чрезвычайно широким кругом разнообразных знаний по истории, искусствоведению, теории литературы [7; 13].

Старшеклассники имеют возможность в необычном ракурсе взглянуть на личность писателя, продемонстрировать собственное понимание творчества, соотнести ее с теми общественно-политическими процессами, которые происходили в Украине.

Рассмотрены формы и методы далеко не исчерпывают всех потенциальных возможностей современной писательской публицистики. Автор твердо убежден, что она должна занимать гораздо больше места в структуре литературного образования, поскольку является важным и доступным для учителя средством активизации сознания школьников, воспитание в них любви и уважения к родной литературе, земли.

Школе принадлежит основная роль в формировании будущих активных творцов новой жизни в Украине, в воспитании в них национального самосознания, политической культуры, собственной позиции.

Литература

1. Романский В. А. Факультативные занятия по русской литературе. - К.: Род. школа, 1990.

2. Завертелюк Н. И. Писательская публицистика в Украине 20-х - 70-х pp. XX вв.: Автореф. дис. док. филол.. наук: 10.01.02./1992. -29с.

3. Иванычук Р. И. Зари и блудные огни//Колокол. - 1995. - №9. - С143-146.

4. Иванычук Р. И. С точки зрения вечности // Дивослово. - 2004. - №8. -С 62-63.

5. Иванычук Р. И. Киевский характерник//Колокол. - 2002. - №8. - С.130.

6. Иванычук Р. И. На рубеже эпох // Дивослово. - 2004. - №1. -С.2-3.

7. Научные основы методики литературы. Учебно-методическое пособие. - К.: Левит, 2002.

8. Неделько В. Методика преподавания украинской литературы в средней школе. - К.: Высшая школа, 1978.