Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

В мире добра

Изучение сказок. Василия Королива-Старого

5 класс

О. Слижук,

кандидат педагогических наук

Запорожский национальный университет



Изучение украинской литературы в 5 классе по новой программе для 12-летней школы довольно часто вызывает у учителей-словесников немало вопросов, связанных с новыми именами писателей. Одним из таких писателей является Василий Королев-Старый, творческое наследие которого еще и до сих пор недоступно широкому кругу читателей.

Василий Костевич Королей родился 4 февраля 1879 года в селе Ладан Прилуцкого уезда Полтавской губернии. Учился в Полтавской духовной семинарии, но бросил это духовное заведение и перешел к Харьковского ветеринарного института. Окончив вуз в 1902 году, работал ветеринарным врачом.

Принимал участие в революционном и украинском национальном движении. В 1906 году был арестован и заключен. Освободившись, занялся журналистикой, стал активным корреспондентом украинских газет «Рада», «Хлебороб», «Засел». После Октябрьской революции работает на редакторской работе в киевском издательстве «Время», а также редактирует журнал «Книжник».

Обстоятельства личной и общественной жизни сложились так, что в 1919 году В.Короліву-Старому пришлось навсегда уехать из Украины. Вместе со своей женой - украинской писательницей Наталеной Королевой - он поселяется в Чехословакии, где много лет преподает в Украинской сельскохозяйственной академии в Подебрадах, в то же время не оставляя литературного творчества. Умер 11 декабря 1943 года в городе Мельник, Чехословакия (ныне - Чехия).

Один из виднейших произведений В.Короліва-Старого - роман «Чмелик», до сих пор еще не издан в Украине. Роман еще имеет подзаголовок «Вокруг света» и рассказывает о судьбе юноши из Полтавщины, который вынужден покинуть родную землю, бродить по миру, испытывая лишений мандрівця. И хотя кое-как уладил он свою жизнь в Австралии, тоска по родине не покидает его. В конце герой книги возвращается в Украину.

Также привлекает внимание сборник сказок «Нечистая сила», построена на фольклорном материале в необычном ключе - будто на международном конгрессе, который состоялся в ночь на Ивана Купала на Лысой горе под Киевом, сказочные персонажи решили рассказать людям правду о себе, чтобы в какой-то степени развеять свою дурную славу. И в этом им вызвался помочь украинский журналист... Программа по украинской литературе предусматривает изучение сказок именно с этого сборника («Хуха Мшанки», «Потерчата»). И все же особое внимание в этой коллекции привлекает одноименная сказка.

В современной методике литературы считается, что уже с 5 класса у учащихся необходимо формировать жанровое мышление, то есть направлять их внимание не только и не столько на сюжет, а показать художественное произведение как высокохудожественное явление, раскрыть авторские средства его создания. Именно поэтому и расположение произведений в программе для основной школы имеет жанровый характер.

В связи с тем, что у пятиклассников богатая и развитая фантазия, они воспринимают мир как таинственную неизвестность, наполненную удивительными существами и захватывающими событиями, им очень близким является мир сказки. Хоть понятием «сказка» традиционно объединяется широкий круг произведений, разнообразных по происхождению, образной системой, спецификой вымысла и поэтикой, все же все они завораживают силой выдумки, с помощью которой читатель возвышается мечтами над обыденностью и может преодолеть в мыслях время и пространство.

Одной из самых главных, определяющих черт традиционной поэтики сказки является то, что в ней всегда побеждает добро, причем не в абстрактных его измерениях, а герой - носитель добра. Не является исключением из этого правила и литературные сказки, к которым относится и сказка. Королива-Старого «Нечистая сила».

Но особенностью этой сказки является то, что автор изображает традиционно злых существ исключительно добрыми, которые помогают смелым людям во всех делах. Образный мир сказки чрезвычайно разнообразный. Здесь присутствует почти вся древняя мифология: «Кроме местных, украинских Чертей, одетых в пышные старинные разноцветные казачьи кафтаны, Ведьм - в шелковых и єдвабних кафтанах и драгоценных очипкам, Вурдалаков - в синих чумарках с широкими соломенными брилями, Водяных, Леших, Упырей, прекрасных Нимф и Русалок, гарнесеньких, пушистых Хух и тому подобных сил, прилетели на собрание в большом числе представители, которых здесь звали «панамы делегатами», разных чужеземных сил.

Были здесь молодые, красивые юноши Дивы из Персии и их друзья Джины из города Мазандерана. За ними прибыли чрезвычайно пригожие девушки Пери из жаркой Индии. Потом появились маленькие Тролли и Эльфы с прозрачными крылышками. Они поприлітали из Германии и Швеции. Далее прибыла целая ватага стройных, нарядных Леди из Шотландии, Коррігани и Ночные Прачки из Франции. Потом Чех приехал старший Водяной Гастрман в сопровождении целой свиты из Шотеків и Скршитеків. За ними, как молния, появился знаменитый польский черт Борута с Водяницею Гопланою.

С другой стороны подлетели итальянские ведьмы - грустные, бледные Стріги и веселые и болтливые Бефаны... И разве их можно всех перечислить?! Они летели и летели без конца-края... А между ними суетились найрізнорідніші Элементали: Саламандры, Ундины, Сильфи, маленькие бородатые Гномы.

К каждому меньшего гостя было приставлено по одному Хусі. Она допроваджувала новоприбывшего на его место в зале и оставалась при нем к услугам. Значительнее гостям прислуживали Мавки и Русалки. Находчивый Перелесник означал места, а Детеныши-Потерчата раздавали гостям программы заседания и разносили всякие сладкие замороженные лакомства.

Наконец прилетели самые Духи: Гуд - с Кавказских гор и старый-престарый Господин из Греции. С ним прибыла сила резвых фавнов и веселых Сатиров. Еще позже появились почетные дамы: царица Рейна - немка Лорелея, чешская Мелюзина, трьохока гречанка Геката, окруженная тремя старыми Парками»[1].

Но самым выразительным в сказке есть образ «... старейшего и наиболее уважаемого на Украине Чертового деда - Вия. Он был в темно-синий, длинной плащи, обшитій золотым галуном. Седые длинные казацкие усы спадали чуть ли не до пояса, на котором брязчала украшенная драгоценными камнями шаблюка. В руке он держал золотую, сияющую огнями булаву. Длинные-длинные ресницы закрывали ему глаза.

Тихой поступью Ресниц поднялся на повышение. Все вокруг моментально смолкло. В зале стало так тихо, что слышно было, как в садах шелестели листочки, как дышала трава, как шептали лепестки цветков, как утекали из них благовония»[1].

В древности Вий - царь подземного мира, брат Дьявол, воевода Чернобога. Чернобог (Черный Змей, Кащей) - повелитель Темені и Пекельного царства; Бог холода, уничтожения, смерти, зла изображался в виде человекоподобного идола, черного цвета с посеребренными усами. Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

В древности славяне делили весь мир на две части: добрую и злую, то на дружественную и враждебную человеку. Каждый из них олицетворял свой бог. Именно вражескую олицетворял - Чернобог. У него тяжелые ресницы - их держат вилами его многочисленные слуги. Смертельный взгляд Вия скрыт под огромными ресницами. Он не терпит солнечного света. Человек, не выдерживала взгляда Вия, умирал. Выдержать взгляд Вия - значит получить признание собственных притязаний на силу.

В славянской традиции фольклорным источником образа Вия может считаться образ св. Касьяна (воплощение високосного года, 29 февраля). Согласно с украинскими легендами, Касьян покрыт шерстью, имеет ресницы к земле, поднимает ему нечистая сила. По другим представлениям, Касьян сидит неподвижно и не видит «божьего света» через ресницы, которые достигают его колен. Касьяна и Вия объединяет близость к земле. Касьян живет в пещере, куда не проникает свет, лежит в яме, засыпанный землей. Ресниц также является «весь в черной земле», «подземный голос». Общий признак Касьяна и Вия - губителен для человека (растений, животных) взгляд.

В восточнославянском фольклоре существуют еще и другие персонажи, которые имеют схожие с Вием признаки. На Волыни часто упоминается чародей «шелудивый Буняка»: ресницы такие длинные, что их поднимают вилами. Представление о смертельный взгляд, глаза, скрытые огромными ресницами, отраженное в западноукраинских рукописях XVI в., в которых описаны последние дни жизни иуды: ресницы его так разрослись, что он ослеп. Мотив ресниц, которые поднимаются вилами (лопатой, крючками), распространенный и в восточнославянских сказках. Длинные ресницы в народном представлении является признаком демонической существа.

Известно также славянское верование в «дурном глазе» и представление о существа, наделенные смертельным взглядом.

Вий - самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, что живет под землей. Косолапый, руки и ноги похожи на корни деревьев, весь в земле. У него тяжелая походка, появляется лишь в тех случаях, когда все другие представители нечистой силы не могут справиться. Ресницы длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть, исчезает с третьими петухами.

В древней иранской (персидской) мифологии аналог Вия - Вайю - «Пустота». Один из 28 Высших Ізед (Изеди - помощники богов - ангелы). Вайю - правитель Великой пустоты - прослойки между миром Света и миром Темені, разделяющей Свет и Тьма не только во времени, но и в пространстве. Функция Вайю - пограничник. Проявляется как пустота, вакуум. Изображается с двумя лицами: одно скорбное, обращенное к миру Темені, другое, то, что смеется, - к миру Света. Покровительствует тем, кто еще обременен выбором. Под его руководством находятся духи, которые не сделали пока что выбора между добром и злом. Хранитель договора между Ахура-Маздой («господь премудрый», верховное божество-добро. Ахура-Мазда создает идеальный духовный мир и придает ему материальную форму. После того, как силы зла появились в созданном мире, Ахура-Мазда поддерживает живых существ, которые вступают в борьбу со злом. По окончании мирового процесса Ахура-Мазда совершит страшный суд, даст вечную жизнь приверженцам всего благого и окончательно уничтожит зло.) и Ангра-Майнью (темное начало в иранской мифологии. Глава темных, злых сил. От него пошло все нечистое и греховное: грехи, волшебство, смерть, болезни, старость, зима, пресмыкающиеся, хищные звери, пустыни и т.д. Ангра-Майнья - олицетворение зла, лжи, нечистоты. Это он расколол единый мир на два начала: доброе и злое. Ангру-Майнья насылал на людей 9999 болезней и смерти, а лечение этих людей рассматривали как изгнание злых сил. Ангра-Майнья, как воплощение зла и всего негативного, приносит людям старость, болезни, греховные помыслы. Завершение мировой истории должно ознаменоваться полным уничтожением Ангра-Майнья. В образе Ангра-Майнью выражена мысль о необходимости злого, негативного начала, благодаря которому добро становится деятельным, сильным, завершенным).

Возможные соответствия имени Вия и некоторых атрибутов в осетинских представлениях о великанов - ваюгах заставляют признать древние истоки сказания о Вие.

Сохранена до XIX в. украинская легенда о Вие известна по повести М. В. Гоголя.

В сказке Василия Королива-Старого «Нечистая сила» образ Вия, как и образы всей прочей «нечистой силы», является носителем, хоть и строгого, но добрая. Все они стараются не препятствовать, а помогать людям, поэтому не понимают, почему же эти суеверные люди так их боятся - возможно, потому, что они совсем на них не похожи.

Видимо, истоки представления о нечистой силе В. Королей взял все же с украинской фольклористики, ведь она, по мнению Александры Гай, «...предлагает собственный вариант создания нечистой силы. Легенда, известная на Волыни, рассказывает о черте, который был в своих злых делах один-одинешенек на весь мир. Это одиночество ему надоело, поэтому он попросил у Белобога сотворить ему собрата. Белобог позволил дьяволу обмакнуть палец в воду живую и встрепетнуть за спину. Из капли должен был появиться верный товарищ. Жадный черт обмакнул руку по локоть. А когда стряхнул капли, появилась уйма демонов, которых вместе с их создателем сбросили с неба. Нечисть летела 40 суток, а только Белобог произнес «Аминь!», демоны навсегда остались там, куда попрятались тот момент: кто в воде, кто - в лесу, кто - в горах, а кто - в человеческих жилищах. Соответственно украинский пантеон демонов четко делится на виды: демоны природы (водяные, лешие, русалки), демоны семейного очага (домовые), человеческие химеры (упыри, песиголовцы, ведьмы, черти), призраки (нищета, мара, черти и другие).

Кстати, именно образ черта в нашей демонологии ли не самый противоречивый. Прежде всего, мы создали черта как забавную фигуру. Он - тоже нечистая сила, но относится к ее «низов». В отличие от демонологии западных стран, где черт считается одним из сильнейших зол, родной леший - это пародия на человеческое подобие. Он почти во всем похож на человека и замешан в злому и нечистому. Функции черта как героя легенд и преданий легко объяснить: он - олицетворение всех негативных черт (лукавство, упрямство, жадность, коварство, изредка - тупость), тот, чьих действий человек не должен подражать. В конце концов, именно поэтому черт бывает таким беспомощным перед человеком, мудрость и добрые силы которой способны побороть дідькове зло. Несмотря на региональную разницу фольклора и трансформацию взглядов на образ нечистой силы во времени, украинский черт известен под разными названиями. Древнейшая из них - бис, чудесник, впоследствии - волшебник, а в христианские времена - дьявол, сатана. Существуют соответствующие названия, характеризующие ведущие черты черта в конкретных ситуациях. Скажем, черт - пекельник, потому что является обладателем ада, куцый, потому что имеет куцый хвост, а еще - перелесник, лукавый, нечистый, черт» [2].

Но на самом деле в сказке «Нечистая сила» нарисован добрых, забавных существ, которые очень заинтересуют учеников, ведь они для них так похожи на любимых героев анимационных фильмов типа «Корпорации монстров». Конечно же, с течением времени меняются и предпочтения наших подростков. У них уже несколько иные представления о мире, что их окружает, чем у их сверстников несколько десятилетий назад. Но настоящее искусство вечно, ведь сказка Василия Королива-Старого написана уже давно, хотя не потеряла актуальности и сегодня, потому что она наделена чертами национальной идентичности нашего народа, которому присуща одна отличительная черта: наперекор всему быть смелым и идти к своей цели.

Именно таким является центральный образ сказки - украинский журналист, который очень удивил еврейского Мздоимца и всю нечистую силу: «Хватали меня не раз еще хуже, как Черти, да и то я не пугался. Я - человек казацкого рода. И деды мои Чертей не боялись, да и я не боюсь ни одного происшествия. А теперь так я даже очень рад. Равно, что это - интересно и дает совершенно новые впечатления, которых мне, писателю, надо. Я сколько живу, не вылетал облакам. А это очень приятно!» [1].

На первый взгляд может показаться, что сказки Василия Королива отрицают принципы христианской морали. Но на самом деле это не так. Они прежде всего дают представление пятиклассникам об древние, дохристианские верования нашего народа, помогают их понять и преодолеть страх перед неизвестным. Поэтому воспитательная направленность этих произведений не вызывает сомнения.

Следовательно указанные произведения органично дополняют ряд сказок, которыми начинается изучение нового для пятиклассников предмета - «Украинская литература», способствуют формированию интереса к чтению украинских сказок, воспитывают смелость, доброту и отзывчивость.

Литература

1. Королей-Старый В. Нечистая сила // http: //www/ wordthegue. com pls

2. Гай А. Курица ряба: монополия литературного монстра// http: //www/ mailto:culture@mirror.kiev.ua Александра ГАЙ

3. Украинская литература. Программа для общеобразовательных учебных заведений с украинским и русским языками нав-чання. 5-11 кл./ Сост. М. Г. Жулинский, Г. В. Мовчан и др. Подгот. в Институте литературы им. Т. Г.шевченко НАН Украины // Дивослово.- 2002.- № 8.- С19-54.

4. Проект программы по украинской литературе для 12-летней школы // Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2003. - № 9.