Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Система образов литературного произведения и приемы ее адаптации к школьному курсу украинской литературы

9-11 классы

О. Фенцик

Мукачево

Известно, что каждое из искусств постигает действительность по-своему, пользуясь специфической, оригинальной образностью. Музыкальные образы тонко передают внутренний мир личности, живописные и графические - в деталях раскрывают человеческую внешность, сценические - воспроизводят действия, поступки человека. Специфической чертой художественной литературы является универсальность в отражении жизни: она моделирует и внешние особенности явлений бытия, и их динамику в форме конкретно воображаемых образов. Это преимущество литературы наиболее отчетливо проявляется в изображении человека, что, собственно, дало основания назвать литературу людинознавством. В правильности этого определения убеждаемся, знакомясь с лучшими достижениями художественной литературы - лирике Тараса Шевченко, драматургией Леси Украинки, прозой Ивана Франко, Михаила Коцюбинского, Ольги Кобылянской, Василия Стефаника, Олеся Гончара... Акцентируя на этих моментах, учитель-словесник подводит старшеклассников к осознанию категории «художественный образ» , присущей искусству в самом широком значении термина. При выяснении этой грани художественной формы эпического произведения (лирического, драматического) следует всегда иметь в виду единство в образе общего, существенного и отдельного, индивидуального, объективного и субъективного. Важно доказать ученикам, что образ является одновременно и художественным обобщением, и конкретным воспроизведением действительности.

Отмечаем также на различия художественного образа от понятийной формы выражения мира, которой пользуется наука. Можно предложить учащимся сопоставить научное толкование явления дождя (атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды) и описание его в повести м. Коцюбинского «Fata morgana»: «Идут дожди. Холодные осенние туманы... спускают на землю мокрые косы. Плывет в серой безвестности скука, плывет безнадежность, и тихо всхлипывает сумм. Плачут голые деревья, плачут соломенные крыши, слезами умывается убогая земля и не знает, когда осміхнеться... Мириады мелких капель, словно умерлі надежды, что поднялись слишком высоко, падают наземь и плывут, смешанные с землей, грязными потоками» . В первом случае школьники заметят рассказ о это естественное явление. В Коцюбинского же дождь показан, обрисован словами, воспроизведенный в конкретно-чувственной, насыщенной эмоциями картине. Подытоживая наблюдения, учитель отметит, что художественный образ отличается от понятия не только формой выражения идеи отображаемого предмета, но и ее содержанием. Если задача понятия состоит в том, чтобы описать предмет объективно, таким, каким он есть в действительности, абстрагируясь при этом от субъективных оценок его значимости, то художественный образ, напротив, имеет целью представить объективную картину змальовуваної действительности в форме ее субъективно-эмоционального восприятия, то есть такой, какой ее видит и эмоционально переживает автор» [4, с.99 - 100].

Одной из задач школьного филолога является то, чтобы старшеклассники усвоили понятие о системе образов художественного произведения. Учитель достигнет цели, опираясь на литературоведческий опыт учащихся и актуализируя ранее полученные ими знания. Прежде всего повторяем, что магистральным в литературном произведении является образ человека. Другие образы способствуют более выразительному его изучению. Образ действующего лица, изображенный в художественном произведении, называется персонажем. Понятно, что не все персонажи выводятся в произведении равной степени глубоко и полно. Объясним ученикам, что это зависит прежде всего от авторского замысла и мастерства художника. Суть понятия «персонаж» литературоведы характеризуют как собирательное название той совокупности способов изображения, благодаря которым определяется конкретно-чувственная данность, образ действующего лица, которую творят ее портрет, костюм, поступки, характеристики со стороны других персонажей, ведут рассказ» [4, с.143].

Наряду с понятием «персонаж» употребляется понятие «образ-характер» - образ человека, всесторонне представлен писателем (Мария в одноименном произведении У. Самчука, Мирон Катранник в «Желтом князе» Василия Барки, Андрей Чумак в романе «Сад Гефсиманский» Ивана Багряного и т.д.). Задача словесника - научить старшеклассников не только замечать образ-характер, но и выяснять его взаимоотношения с окружающей средой, доказывать, почему подчинены характеру персонажи второго, третьего планов, а то и эпизодические. Требуют осмысления и вопрос гармонии связей характера и обстоятельств то противодействия героя неблагоприятным условиям. Материал анализа позволит выяснить, писатель показывает уже сформирован характер, как образ Григория Заднепровского в романе М. Стельмаха «Правда и кривда», прослеживает его формирования в течение длительного времени (Цепкая в романе «Разве ревут волы, як ясла повні» Панаса Мирного, Даниил Бондаренко в «Четырех бродах» М. Стельмаха и др.).

Сопоставляя образ-характер с другими персонажами, ученики заметят степень художественного обобщения писателем жизненных явлений. Разная степень художественного обобщения особенно ярко проявляется при сопоставлении произведений, написанных на том или том же самом материале. Скажем, судьба Татьяны из повести с. Васильченко «Талант» обобщенная преимущественно в социальном аспекте, а образ Лены Панасенко («Страчене жизни» А. Тесленко) выписан главным образом в морально-этическом ключе.

Учащиеся старшей школы должны усвоить и такую дефиницию, как образ-тип - персонаж, который концентрирует в себе наиболее существенные человеческие черты, мировоззренческие позиции определенной социальной группы или нации, оставаясь при этом ярко самобытным, индивидуальным. Литературный тип - это наивысшая степень обобщения отдельных общественных тенденций и эстетического идеала писателя. Скажем школьникам, что такими являются, например, образ женщины-матери в творчестве Т. Шевченко, образы крестьян в повести М. Коцюбинского «Fata morgana» , В новеллах. Стефаника, Гр. Тютюнника и под. На материале литературоведческого анализа определенного произведения, например, романа П. Кулиша «Черная рада» , повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков» , рассказы М. Волнового «Мать» , следует осветить национальную специфику образа-типа и одновременно его общечеловеческую основу. Подчеркиваем, что в результате глубокого осмысления художником национального жизни и общечеловеческих ценностей появляются «вечные» образы (Прометей в произведениях Т. Шевченко, Леси Украинки, А. Малышко и т.п.). Отмечаем также на конструктивности создание типовых образов: «Писатель, имея пример реальных людей (прототипов), с помощью творческого воображения, перевоплощения, ассоциативного мышления творит фигуры-персонажи, которые могут быть яркими индивидуальными типами или схематическими рупорами идей... или исключительными индивидами, не имеющие аналогов в действительности. Законом...... есть единство общего и индивидуального. Общим в типе есть прежде всего общераспространенное, присущее группе подобных в каком-то аспекте (социальном, психологическом, моральном...) человек; индивидуальное идет от врожденных человеческих особенностей, приобретенных неповторимых качеств, переплетение врожденного, приобретенного и ситуативного» [5, с.686].

Характеризуя в старшей школе образы-персонажи, обращаем внимание на «разновидность литературного субъекта» - рассказчика. Это - вимислена писателем Действующее лицо, герой, от имени которого в произведениях эпических жанров ведется повествование о событиях и людях. Основные черты этого типа действующего лица выясняем на конкретном художественном материале. Так, в повести С. Васильченко «Талант» рассказчик - непосредственный участник воспроизводимых событий, впечатлительная, добрая и способная к глубоким размышлениям человек. Именно за это произведение приобретает глубоко эмоционального звучания. А в новеллистике В. Подмогильного часто встречаем «скрытого» рассказчика, который не оценивает изображаемое и не обращается к читателю, однако детально передает тончайшие движения человеческой души. Образ главной героини романа В. Самчука «Мария» представлены главным образом через восприятие рассказчика. В новеллах В. Шевчука герой-рассказчик часто филигранно характеризует собственный внутренний мир, откровенно сверяясь читателю в своих тайнах. Аналогичных примеров можно приводить немало.

В художественной ткани многих произведений встречаем еще один «разновидность литературного субъекта» - рассказчика - вимислену автором действующее лицо, от имени которого в эпических произведениях ведется рассказ о событиях и людях. Старшеклассникам надо показать разницу между терминами «повествователь» и «рассказчик» , которая заключается в грамматическом выражении повествования: рассказчик проводит повествование от первого лица, а рассказчик выступает в форме третьего лица. На примерах объясняем ученикам, что повествование в произведениях, где выступает рассказчик, «... обычно ведется от определенного «я» , которое, во-первых, не обязательно при этом персонифицируется... то есть предстает в виде предметно зримой лица или вообще называется; во-вторых, в разной степени задействовано в тех жизненных обстоятельствах, о которых рассказывает» [4, с 149]. Замечаем также, что рассказчик может быть главным или второстепенным героем произведения или фигурой, ограниченной исключительно речевой позицией.

В процессе школьного анализа эпической прозы обращаем внимание и на образ автора - изображенную в произведении фигура художника, двойника реальной личности писателя, которая проявляется в форме определенной идейно-эстетической позиции. Нужно, чтобы старшеклассники осознали: автор как реальная личность и образ автора - категории не адекватные, хотя и соотносительные. Наиболее отчетливо образ автора проявляется в эпических произведениях автобиографического характера. «Встреча сознании читателя с автором происходит тогда, когда за художественным миром начинает ощущаться авторская активность, что его создала, - отмечает Н. Бонецька. - Что же за образ появляется при этом в сознании читателя? Как оформляется, осознается и завершается впечатление от встречи с автором? Этот образ... особый, его природа отлична от природы образов героев произведения. Прежде всего он не имеет ни пластической оформленности, ни характеристической завершенности. Из художественного произведения мы не можем не только получить какие-то сведения о внешний вид его автора, но и сделать более-менее убедительные выводы о его эмпирический характер, и все же образ автора, который раскрывается в произведении, соотносится с авторской личностью, пожалуй, более плотно, чем его портрет или характер. В процессе творчества личность отвечает себе в наибольшей степени, поэтому в художественном произведении присутствует сама суть автора, и глубина произведения, так сказать вертикаль его, соответствует глубине авторской личности» [2, 257]. Выясняем, что автор может «проявляться» в произведении как усезнаючий, эрудированный, интересный рассказчик («Тигроловы» Ивана Багряного, «Чудо» П. Загребельного, «Дом на горе». Шевчука и т.п.) или отходить на второй план, уступая место герою, который саморозкривається перед читателем (лирическая проза Есть. Гуцало).

Еще в младших и средних классах школьников, несомненно, учили наблюдать за описаниями природы, которыми зачастую изобилуют эпические произведения. В старшей школе систематизируем и обобщаем знания учащихся о пейзаже - образ природного окружения персонажей в художественных произведениях. Анализируя образцы эпической прозы, показываем, что пейзажи бывают статическими (спокойное воспроизведение природы) и динамическими (во время бурления стихийных сил). Учитель-словесник должен научить школьников различать пейзажи и по их тематике: степной («Разве ревут волы, как ясли полные?» Панаса Мирного), лесной («Концентрические круги осени» Есть. Гуцало), маринистический (описание моря в новелле М. Коцюбинского «На камне» ), урбанистический (описание города в романе В. Подмогильного «Город» ), индустриальный (описания вида шахт, заводов и т.п.). Замечаем также, что функции пейзажа находятся в прямой зависимости от времени написания произведения, его жанра, индивидуальной стилевой манеры художника.

Важным является выяснение художественных функций пейзажа, не самая главная из которых - дополнительный опосредованное средство характеристики персонажей. Пейзажи могут выполнять функцию пролога («Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого), углублять экспозицию («Хлеб и соль» Г. Стельмаха), передавать изменения в настроениях героев (новелістика Гр. Тютюнника, Есть. Гуцало), увиразнювати решения, выступать в роли ретардації или эпилога и т.д.

Постепенно подводим старшеклассников к осознанию того, что описания природы в значительной мере помогают выявлению идейной направленности произведения. Прокомментируем этот тезис на материале новеллы М. Коцюбинского «Intermezzo», где центральное место занимают поэтично выписанные картины пребывания героя на лоне природы. В этом произведении немало зрительных образов, созданных по канонам живописи. Они сливаются со слуховыми и звуковыми, соединяя писательское слово с музыкой, в результате чего перед читателем предстают удивительно гармоничные, насыщенные картины украинской природы: «Бесконечные тропы, скрытые, интимные... водят меня по нивах, а нивы катят... зеленые волны и шлепают ими аж в крае неба...

...Глажу рукой соболиную шерсть ячменів, шелк колосистої волны... Тихо плывет голубыми реками лен... Васильки смотрят в небо...

...Меня останавливает белая пена греч... словно сбитая крыльями пчел. Просто под ноги легла поющая арфа и гудит на все струны...

...Серая маленькая птичка, как ком земли, низко висела над полем. Тріпала крыльями... Соединяла небо с землей в громкую арфу и играла на струнах симфонию поля» . Надо, чтобы ученики поняли: поэтические пейзажи, выписанные в новелле, как и действующие лица - персонифицированные силы природы Кукушка, Солнце, Жаворонки и т.д. - способствуют раскрытию идейного содержания «Intermezzo» , который заключается в утверждении мысли о необходимости нравственного и физического оздоровления человека-пошлин-эта. Аналогичную функцию образ природного окружения выполняет в новелле О. Кобылянской «Природа» . Выразительными пейзажными зарисовками писательница акцентирует внимание читателя на ведущей мысли произведения: однообразное трудовую жизнь простого гуцула полна большего содержания, чем бездейственное прозябание местечковых барчуков. Действительно прав литературовед Ф. Степун: «Природа аккомпанирует человеческим переживаниям. Она аккомпанирует так тонко, словно она не природа, а душа; иногда ее аккомпанемент построен на консонансах (гроза в душе и на небе), иногда на дисонансах (душевная гроза под синим небом)...» [6, с 115]. В 9-11 классах углубляем понятие о интерьер - образ вещного окружения персонажей (помещения, предметы, которые в них находятся). Нужно, чтобы старшеклассники заметили: эстетическая функция интерьера двойная. С одной стороны, он очерчивает место изображаемых событий, указывает на социальное положение и вкусы героя и т.п.; с другой - выступает одним из средств создания образа человека, углубляет характеристику персонажей. Читая, например, новеллы Гр. Тютюнника, ученики замечают, что интерьер занимает заметное место в их идейно-композиционном строе, с его помощью прозаик рельефнее характеризует человека. Скажем, в новеллах «Тысячелистник», «Уточка», «Мягкий», «Устим и Оляна», «Кізонька», «Степная сказка» писатель уместно находит в обстановке сцены именно те штрихи (старый пристанционный дом, убогая хижина, кочегарка, степной шалаш или сторожка, где «пахло солнцем» ), которые становятся важными средствами характеров, мотивации поведения и поступков героя. Подводим школьников к осознанию того, что интерьер в Тютюнника, как и портрет и пейзаж, никогда не приобретает черты декоративных, роли «украшения» . Он прежде всего виражальний, а не изобразительный, поэтому воспринимается как одно из средств ліризації и психологизации произведений новеллиста.

На материале этюда М. Коцюбинского «Цвет яблони» можно проследить одну из ведущих ролей интерьера как средства психологического углубления во внутренний мир персонажа: «Я плотно прикрыл дверь от своего кабинета. Я не могу... Я хожу по... кабинета... уже третью бессонную ночь, чуткий, как настроенная арфа... Моя лампа под широким картонных абажуром делит дом на два этажа - наверху темный, мрачный, тяжелый, под ним - залитый светом, с ясными блесками и сеткой теней. Посланная на кушетке и нетронутая постель особенно режет глаз... моя хата сдается мне каютой корабля, плывущего где-то в неизвестном черном море вместе со мной, с моей тоской и с моим ужасом» .

Исследуя образы-персонажи, следует объяснять не только их идейно-художественную сущность, но и осмысливать средства их индивидуализации, иначе говоря, приемы их создания (отображение действий и поступков героя, его портретная, речевая, психологическая, опосредованная характеристики и самохарактеристика, авторские оценки и др.). Обращаем внимание также на приемы отражение в литературном произведении внутреннего состояния персонажа. «Об душевные движения, мысли может рассказать сам герой (в диалогах и монологах), кто-то из персонажей или автор, - это непосредственное воспроизведение внутреннего состояния персонажа. Есть и другой прием - опосредованный: настроение и переживания действующего лица даются за ее поведение, мимику, выражение глаз, - так можно воспроизвести почти каждое чувство. Как правило, писатели в своих произведениях пользуются обоими этими приемами. Глубина... изображенного в произведении духовного мира героя зависит от способности писателя «читать в душах», от умения проникать в психику своих современников, отличать случайное от закономерного, истинное от мнимого.

К средствам самовыражения характера относятся и введены в произведение отрывки из дневников персонажей, письма, сны и грезы, внутренние монологи и т.д.», - отмечает 0.Бандура [1, с 65].

Анализируя произведение, надо показать подчиненность образам-персонажам образов природного и вещного окружения, батальных сцен (образы, картины) или даже отдельных деталей, мікрообразів на уровне тропов. Заслуживают внимания образы-символы, образы-эмоции, мифологические, романтические, аллегорические, сказочные, фантастические образы и т.д.

Одним из важных компонентов эпической композиции является группировка персонажей. Одни из них подаются на первом плане, другие - на втором, еще другие - в эпизодах. Выясняем этот вопрос, например, на материале новеллы Гр. Тютюнника «Оддавали Катрю», где отразились размышления писателя о судьбе украинского села, родной земли, людей. Не случайно, следовательно, на первый план здесь выдвинуты фигура девушки-крестьянки Катерины Безверхівни, характер которого формировался на родном хуторе, в окружении мудрых, трудолюбивых, высоконравственных людей. Именно поэтому окончательный переезд до города и даже свое замужество главная героиня воспринимает с нескрываемой печалью.

На втором плане в новелле - фигуры жениха девушки и его матери. В изображении этих персонажей новеллист обращается к портрету-впечатление. Избегая пространных описаний, он акцентирует внимание на отдельных деталях внешности, находит доминанту, что проецирует их неприглядный внутренний мир. Да, муж Кати - «с миршавеньким хохолком» и «избалованным лицом» , его мать Клавдия Куприяновна «так спесиво составила ярко-красные уста, что кое-кто из хуторян наклонил голову, пряча улыбку...»

Эпизодические фигуры произведения (Мишка-бубнист, Лука Ильич, Самойло Шкурпела) связаны с центральным персонажем и представляют украинский национальный характер. Перед нами - обычные украинские крестьяне, которые, несмотря на невзгоды, не теряют чувства юмора и генетически заложенного человеколюбия.

Словом, система персонажей новеллы «Оддавали Катрю» , их прямое и «опосредованное» противостояние, акцентируют морально-этическое столкновения, проясняя острый конфликт чувств, что происходит в душе главной героини: Катя осознает, что условия ее жизни в городе будут лучше, чем у родителей и односельчан, однако этому противится ее по-деревенски чистое сердце.

Интересными будут и наблюдения за группировкой персонажей в романе м. стельмаха «Четыре броды». Действующие лица произведения существуют как бы в трех временных измерениях. Первая группа - свидетели древности, легендарные герои Украины, которые живут в памяти потомков, в их песнях и преданиях. Вторая группа - погибшие в годы гражданской войны герои - пример для грядущих поколений, своеобразное нравственное мерило для них. Третья группа персонажей живет в настоящем романному времени (Даниил Бондаренко, Стах Артеменко, семья хлеборобов Гримичів, Диденко, Оксана и др.). Они верят в идеалы «нового» общества, и в то же время, сталкиваясь с ложью и коварством, разочаровываются в них. В четвертую группу прозаик объединил носителей лжи и предательства, тех, кто «все хочет взять от жизни, но ничего не дать» (Безбородько, Кундрик, Семен и Степочка Магазаники т.д.). Итак, М. Стельмах органично соединил в одном произведении прошлое и современность, реалии действительности с исторической памятью, на протяжении веков живет в народной поэзии, с которой естественно «соединены» «Четыре броды» .

Одно слово, анализ литературного произведения в старших классах нужно осуществлять с учетом различных, иногда альтернативных взглядов на толкование пэв-ных художественных категорий.

К позасюжетних элементов традиционно относят эпиграф (мотто) - надпись, помещенная перед текстом произведения или его частей, разделов. Подчеркиваем, что в эпиграфе часто «скрытая» и ведущая мысль, которая развивается автором в произведении. Изучая, например, повести с. васильченко «Талант» , акцентируем, что с помощью мотто писатель не только подчеркивает «звучания» темы, но и сформовує соответствующее настроение: «В селе К. погубила себя из романтического причинения церковная хористка... Прятать ее образом церковным тамошней священник позрікся. Люди принесли ему гроб с мертвецом на двор, поставили перед окнами, а сами разошлись. Прятала полиция. (Из газетной хроники).»

Каждая книга трилогии О. Гончара «Знаменосцы» открывается цитацією из «Слова о полку Игореве» . Не случайно же впоследствии исследователи назвали этот роман новейшим «Словом о полку...». Как отмечал Л.Новиченко, «Знаменосцы» - это попытка дать современное «Слово» о крупнейшем в истории поход за святое и правое дело. Перед нами действительно один из самых ярких в нашей литературе... образцов героико-романтического эпоса о великой победе в великой войне с фашизмом. И люди в Гончара, нисколько не переставая быть вполне конкретными, реальными людьми этой войны, и одновременно возвышенные на ту высоту, на которой они стали эпическими героями, героями такого необычного поэтического склада, которым отмечались герои того же «Слова» , или «Песни о Роланде» , или старинных казацких дум» [3, с 25].

При обсуждении позасюжетних элементов обращаем внимание на посвящение. Выясняем, что она не только адресуется каким-то конкретным лицам (многочисленные поэзии Т. Шевченко, П. Грабовского, Леси Украинки), но и может сообщать о творческих намерениях писателя в произведении. «Любви Всевышний посвящается» , - написано перед текстом новеллы Гр. Тютюнника «Три кукушки с поклоном» . Действительно, любовь обычной крестьянки в этом произведении настолько велика, что граничит с загадочностью и даже неким мистицизмом. Именно поэтому Тютюнник, акцентируя нестандартность решения одной из вечных тем, пользуется в посвящении высокопарным эпитетом - «Всевышний» .

Позасюжетним элементом произведения является и композиционное обрамление - собственно, рамка, в пределах которой разворачивается сюжет. «Обрамлююча часть, как правило, небольшая и содержит в себе тезис, смысл которого полно раскрывается в обрамлюваній части. Мотивировка обрамление бывает разное: один из собеседников, что ведет беседу в обрамлюючому рассказе, сообщает о какой-то случай из своей жизни... наблюдаемый им («Свинская конституция» Франко), услышанный от кого-то («Среди руин» Ю. Яновского). В других произведениях в обрамлюючому рассказе писатель извещает о том, что обрамленное является чьим-то «дневником» , «мемуарами» , «утерянной рукописью» , перепиской и т.д.» [1,с.72].

Литература

1. Бандура А. М. Изучение элементов теории литературы в 4-7 классах. - К.: Рад. школа, 1981. - 129 с

2. Бонецкая Н. К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст - 1985: Литературно-теоретические исследования. - М.: Просвещение, 1986. - С. 253 - 264.

3. Бугайко Т. Ф., Бугайко Ф. Ф., Хропко П. П. Олесь Гончар в школе. - К.: Рад. школа, 1968. - 182 с.

4. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы: Учебник / под науч. ред. Александра Галича. - К.: Лыбидь, 2001. - 488 с.

5. Литературоведческий словарь-справочник / P. T. гром'як, Ю. И. Кузнецов и др. - К.: ВЦ «Академия» , 1997. - 752 с.

6. Стєпун Ф. А. Литературно-критические статьи // Русская литература. - 1989. - № 3. - С. 111 - 124.