Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Андрей Чайковский

Чайковский Андрей Яковлевич - жизнь и творчество


 

Галицкой земли завдячуймо, что из ее лона вышла целая плеяда личностей, имена которых прославили украинство ген мирами. Среди таких достойных людей почете, имеем фигура писателя Андрея Чайковского, сына Иаковлева, который добрую часть своей жизни отдал именно Коломыи, где навеки и почил.

 

РОДОВИД ЧАЙКОВСКИХ

Чайковский Андрей Яковлевич (15.05.1857, м. Самбор-02. 06. 1935 г. Коломыя), доктор права, писатель.

Жена, Гладилович Наталья Юлиановна (26. 08. 1861, с. Берега-17. 11. 1938 г. Коломыя).

 

Их потомки: сын Чайковский Николай Андреевич (1887, г. Бережаны-07. 10. 1970, м. Львов) профессор математики.

Его жена: Туна Наталья Григорьевна (1890-1987, м. Львов),

учитель немецкого языка.

 

Сын, Чайковский Богдан Андреевич (29. 02. 1888, г. Бережаны - 26. 06. 1941, г. Львов), адвокат.

Его жена: Пасека Юлия Якинтіївна (15. 02. 1891, с. Малая Лука-19. 03. 1950, г. Чита).

 

Дочь, Чайковская Галина Андреевна (19. 09. 1892, г. Бережаны-06.01. 1979, США, штат Флорида).

Ее муж: Бемко Владимир (16. 09. 1889, с. Козова, Тернопольщины - 15. 08. 1955), старшина УСС .

 

Дочь, Чайковская Елена Андреевна (04. 01. 1893, г. Бережаны-1927, м. Коломыя).

Ее муж: Станимир Осип (даты рождения и смерти не установлены),экономист.

 

Сын, Чайковский Андрей Андреевич (14. 10. 1895, г. Бережаны-09. 06. 1978, м. Коломыя), библиотекарь.

Его жена: Глибовицкая Ярослава Теофиловна (26. 11. 1904, с. Тростянец-дата смерти не установлена), учитель.

 

Дочь, Чайковская Наталья Андреевна (06. 08. 1898, г. Бережаны - 18. 02 1938, м. Коломыя).

Ее муж: Трач Иван Иванович (дата рождения не установлена, м. Коломыя-1944, м. Львов), инженер-механик.

 

ПЕРВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Родился будущий певец казацкой вольницы 15 травня1857 г. в городке Самборе, в украинской семье мелких чиновников, выходцев из т.н. ходачкової шляхты (потому что ходила в лаптях-ходаках, в отличие от зажиточных крестьян). Из этой среды вышли славный гетман Сагайдачный, лыцари-запорожцы Марко и Степан Жмайли-Кульчицькі. Хорошо познав житейский мир той общественной прослойки Галичины, этот незаурядный мастер пера выведет и воспевает ее на страницах собственных произведений...

Эта оккупирована Австро-Венгерской империей территория входила в королевство Галиции и Вольодомерії удаленной аграрно-индустриальной волости, где среди других нацменьшинств большое влияние на правительство имели представители польской верхушки, что давало им политическую преимущество, и стало причиной длительных противостояний между двумя народами. Именно в таких условиях воспитывался и набирался мудрости будущий мастер свободной украинской мысли в галицком писемстві Андрей Яковлевич Чайковский.

В соседнем с семейным селом Гордыни-Закуття, парень-сирота рос у своей бабушки непревзойденной сказочницы и оповідальниці. От нее научился и читать, поэтому тут же получил и первоначальное образование, которой овладел от питомца Перемышлянского, благодарностью-учительского института Теодора Присташа. А благодаря поляку-препарандитові (репетитор) Войцеху Пенеку, осенью 1869 г. успешно сдал вступительные экзамены в Самборской гимназии. Там впервые студент Чайковский постиг Шевченко „Кобзарь", и понял „...кто я есть!" Эта книга перевернула все духовное естество этого молодого человека, пробудив в нем интерес ко всему, что называлось Украиной. Однако знать давался нехватка украиноязычных изданий, да еще и неустроенность правописания. Відрадною событием, которое повлияло на формирование его дальнейшей жизненной позиции, стали постановки театра под руководством Емельяна Бачинского. О тот период Чайковский впоследствии напишет: «Не забуду, как я восхищался тем, когда услышал со сцены укрїнське слово». Тогда то и сам начал писать свои первые робкие драмы, о чем не решался никому «...до того греха признаться».

 

СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ

 

В течение 1873-77 лет А. Чайковский, как ученик VI гимназического класса, сыграл не последнюю роль в становлении тайного ученического самоосвітнього кружка „Студенческая община", при котором затевалась даже собственная „газетка". Так молодая галицкая генерация перенимала идеологию Кирилл-Методіївського Братства, которое накопило опыт борьбы с антиукраинскими силами царизма. Судебные процессы над львовскими товарищами-единомышленниками Франком, Павликом, Терлецким, Заклинським, Белеєм, нагнали в „общинные" ряды страха, но не прекратили поиска новых национальных идей. На формирование таких народовладних помыслов Андрея Чайковского способствовали, как ни странно, еще и украинофобские творения Генрика Сенкевича. Известно, что трактованы этим польским писателем события подавались однобоко, в противовес поэтам-полякам с т. наз. „Украинской школы", которую олицетворяли Мальчевский, Залесский, Поль...

На это время приходятся первые литературные попытки, однако не надлежащим образом оценены местным вчительством, они сориентировали юного Чайковского на другой выбор. Дались в знаки материальные нужды, которые не способствовали твочому росту. Все это в целом привело его на одногодичную военную службу рекрутов-добровольцев 30-го полка, с перерывом студий на философском факультете Львовского университета. Однако и старшинскую карьеру ему не суждено было завершить. Семья, в частности, хочет видеть Андрея в лице душпастыря, но победило непреодолимое желание найти себя и реализовать в поисках желаемого образования. Поначалу, казалось, что и юриспруденция тоже не его хлеб... И аж на втором году обучения он получает второстепенную должность, сначала в 15 золотых гульденов в месяц в Львовском обществе „Просвита". Понимал, что только в группе единомышленников легче постичь цели, что вскоре привело к созданию "Кружка юристов", от которого начиналось карьерное восхождение молодого А.чайковского. Не секрет, что личность формирует окружение, которое, и составляли выдающиеся руководители галицкого україства: Иван Франко, Кость Левицкий, Евгений Олесницкий, Теофил Окуневский...

 

ВОЙНА В БОСНИИ

„До этой поры я еще ногой не был вне Галичиной, а теперь пришлось мне идти в край далекий, откуда поворот очень хрупок", -такие малооптимистичны строки постеляться на бумагу в повести „Воспоминания перед десяти лет", которые касаются конца января 1882 года. Тогда какой-то очередной капрал львовского гарнизона передал в дом резервиста Чайковского мобилизационную карточку, которая внесла свежие коррективы в размеренный, повседневный гражданский ритм. Австро-Венгерское правительство направлял свою военную мощь на Балканах, в Боснии подавить восстание герцеговинців. Так империя отстаивала в том милитарном конфликте национальные интересы, потому Габсбургский престол считал нужным „...воскрешать замершую здесь цивилизацию к новой жизни, пристраивая ее в платье нового покроя".

Все смешалось в тот памятный прощальный вечер: растерянность и смятение, товарищеская вечеринка, наспех собраны кипы литературы в чемоданах, и ночной поезд на Перемышль... Увиденное и пережитое в составе 77-го пехотного полка Чайковский старательно записывал, а в 1894 г. вышло отдельным изданием познавательных, полных приключений воспоминаний, которые широко заинтересовали галицкую сообщество, в том числе и Ивана Франко.

 

АДВОКАТСКАЯ ПРАКТИКА, ПЕРВЫЕ КНИГИ, НА СЛУЖБЕ НАРОДА...

Собственно на том произведении „Воспоминания перед десяти лет" и завязалась дружба с Каменщиком, который поощрял начинающего литератора и практикующего самборского адвоката писать дальше. После четырех лет „конципієнтури" (делопроизводства) Чайковский открыл собственную адвокатскую канцелярию в Бережанах. Воодушевленный одобрительными отзывами о достижениях на литературном поприще он, одна за другой выдает очерк „Дядя", рассказы „Оскорбление чести", и семейно-бытовую драму „Олюнька" "(1895), „Бразильский порядке", „В чужом гнезде"(1896), „Рекрут"(1897). Весь этот творческий задел был написан в этом древнем подольском городе, где его знали, еще как „хлопського адвоката", потому оборонял крестьян от „ростовщического пиявок". Здесь вновь проявились организационные качества при создании „Сечей", приобретенные, видимо на войне. Возможно, во время тех мальчишеских спортивных исправь Чайковскому виделась казацкая вольница? Как бы то ни было, но именно ему доверили булаву кошевого атамана, с полномочиями в пределах целого уезда. Никто другой так активно, как Андрей Чайковский, не популяризирует среди москвофилов идеи народовецького просветительского движения, доказывая собственным примером, что на родном языке надо вести дела в судах и учреждениях. Вместе с западно-украинским композитором, Остапом Нижанківським, который приходился ему кумом, основывают хор „Боян". По инициативе писателя стало толком протиалкогольне общество „Возрождение", а в Черновцах получается благотворительная сборник „Алкогольные образки". Так общественная деятельность этого энергичного мужчину набирает все больше оборотов и становится загальнокраєвою. Он основывает и становится во главе первого в Галичине „Общества украинских журналистов и писателей", сотрудничает с „Русским педагогическим обществом", любителями „Русской беседы", принимает участие в кружке кооперативы „Народный Дом", співініціює открытие „Русской бурсы"-общежития для малообеспеченных учащихся. Его имя фигурирует среди соучредителей ссудо-сберегательного т-ва „Надежда", А это уже была нешуточная работа для культурного и социального развития своего народа. Однако, как сам вскоре напишет: „...в „политику" я не играл никогда...". Хотя в его доме происходили далеко не аполитичны, тайные ступени студенчества, в частности собрание „Молодой Украины", в которых принимали участие сыновья писателя Николай и Богдан. В воспалительных дебатах закаляли дух будущий историк Антон Лотоцкий, и его брат Владимир... Не редко юначий максимализм передавался и самому хозяину дома, и тогда он становился трибуном, к словам которого охотно прислушивались. Так, несмотря на большой писательский и общественный авторитет А. Чайковского, в жандармерии не осмеливался бросить ему вызов.

 

АРЕСТ

Конечно, даже в мирное время не все гарад творилось со свободой человека на оккупированных территориях т.н. Малопольши, но другие порядки наступили в период Первой мировой войны, которую принесли на своих штыках царские воины. Речь идет о преследовании и повальные аресты во время оккупации русскими войсками родного города Андрея Чайковского Самбора, как и Восточной Галиции в целом. Там, по доносу единоверных сожителей, которые из идеологических соображений симпатизировали завоевателям, на предприимчивому українофілові замкнули наручники и припровадили до львовской тюрьмы „Бригидки". Как заложника его передержали чуть больше двух недель, и не найдя компромата, выпустили под протекцию д-ра Владимира Дудикевича.

 

КОМИССАР ЗУНР

Вспышка надежды на собственную государственность, ознаменовал год 1918-й, когда 1 ноября этнические жители Западной Украины взяли власть в свои руки. На тот момент Андрей Чайковский был уже шістдесятилітнім мужем, отцом большой семьи, с богатым опытом, четко сформированной политической ориентацией, которую открыто декларировал своими произведениями. Воспевая героику прошлого своего народа-лелеял новых гетманов. Еще до того, как его должны были официально избрать в руководство самбирским уездом, люди уже вполне доверяли ему. Вокруг него объединяются все слои населения. И здесь он принципиально работает на принципах гуманности и справедливости. Староста заботится не только своими, но инородцами, временем и врагами.

И основная беда закрадывалось в близости фронта, провокациях, и самое главное профессиональной некомпетентности властных горе-патриотов. Крах большого срыва становился все очевиднее. К чему то привело знаем, но и старые ошибки повторяем. Отголоском событий той эпохи является пропитаны его болью, истинно „Черные строки", где на фоне страшной уныния лидеров, предстает святая жертвенность простых стрелков.

 

ВТОРОЙ ЭТАП ТВОРЧЕСТВА

Для того, чтобы восполнить пробелы в освещении национальной истории А.Чайковський погрузился в романтические перипетии казацкой тематики. Из того лучшего наследия можно назвать повести „За сестрой"(1907), „Отблагодарил"(1913), „На уходах"(1921), „Алексей Корниенко"(в трех частях 1926-29), „Полковник Михаил Кричевский"(1935), „Перед срывом"(1937)... И выразительным по сюжетным развитием пронизано эпическое полотно-роман „Сагайдачный", и судьба его оказалась незащищенной перед тогдашними политическими реалиями. Часть рукописи бесследно исчезла в ходе событий Первой мировой войны, и только после ее окончания автору удалось издать первые разделы под названием „Побратимы" (в-во Осипа Кузьмы „Ока", 1927 г.). Следующие части „К славе", увидели свет в 1929 и 1932 годах в Тернополе и Коломыи., при содействии Василия Стефаника, и Антона Крушельницкого, как редактора. Но и в дальнейшем полоса препятствий сопровождала писателя. Вот, как подается тот период в 12 числе коломыйского журнала „Женская судьба", за 15 июня 1929-го: „Во вторник 28 мая состоялась перед трибуналом окружного суда, как трибуналом, в Тернополе губная расправа в деле конфискаты исторической повести из времен гетмана Сагайдачного „К славе", которую заняло дня 3 января с.г. тернопольское староство, а спустя прокуратура при окружнім суде в Тернополе". И только в 1933-го завершения тринадцатилетней труда увидело свет в Коломые. Это была историческая разведка „Запорожье".

 

ЕГО ПРИЮТИЛА КОЛОМЫЯ

Середина мая 1919 год Коломыя „под румынским постолом". Однако здесь, в городе над Прутом, будто в другом государстве, ангелом-хранителем семьи Чайковских стал недавний старшина УСС, и зять Владимир Бемко. И уютная бухта под названием Коломыя, таки пришлась к сердцу самбирским скитальцям, ибо было давно известны в крае, издательские, художественные достояния. Но и здесь действовало правило: „Бей своих, чтобы чужие боялись". По этому поводу не можем не вспомнить приснопамятный судебный процесс с тогдашним директором Украинского Народного дома Прокопом Мостовичем, который, очевидно, по наущению польских вельмож добивался выселения Чайковского из апартаментов этой институции, и позорно проиграл дело в двух инстанциях...

Несмотря на то семье Чайковских связывали искренние отношения с передовыми людьми города, в частности экс-сенаторкою, и литератором Еленой Кисілевською, на квартире которой замешкувала дочь Чайковских Наталья Трач, которая вышла замуж за родного брата известного актера галицкой сцены, коломийца Владимира Блавацкого (Трача). При родах она умерла, забрав с собой в могилу одного из младенцев-близнецов... В этой именно каменные, с подачи жены Андрея Чайковского Натали, 1925 г. появился журнал „Женская судьба". Частыми гостями здесь, на тогдашней улице Костюшки, 25, (теперь Театральная) были журналисты этого альманаха Ирина Вильде, Иван Зубенко... В этих стенах, где формировался музей народного искусства Гуцульщины, А. Чайковского знали еще, как щедрого жертвователя.

Так прошло пятнадцать полных творческой энергии лет, в сотрудничестве с Украинским Национально-Демократическим Объединением, активом „Родной школы", другими патриотическими движениями и организациями, которые в условиях польской заимки воспитывали истинных патриотов. А еще же к коломыйского периода принадлежит три десятка изданных и переизданных книг, которые составляют достойную литературное наследие Андрея Чайковского.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Отдельной страницы заслуживает описание торжеств по случаю празднования 40-летней общественно-политической и литературной деятельности Андрея Чайковского, которые произошли сначала в Львове 21 декабря 1928 года. Среди двух сотен поклонников его творчества, выделялся, в частности известный профессор-радянофіл Антин Крушельницкий, который призвал А. Чайковского вернуть свое письмо в сторону советской Украины. И как известно его самого не спасли подобные агитационные речи, потому невдовзівся большая семья Крушельницких стала жертвой режима.

2 марта следующего года эстафету Львова переняла Коломыя, а именно переполнена концертная саля тогдашней Кассы щадничої (ныне здание Народного дома). Поэтому, когда супруги Чайковских перешагнуло порог заведения, то кількакратним „Слава!" им гратулювала молодежь „Украинского Педагогического Общества „Родная школа", гимназисты-пластуны... Доклад произнес собрат по перу, издатель, профессор-украинист Дмитрий Николишин. Этот реферат вышел в том же году отдельной книжкой тиражом „Женского кружка". Из-за кулис выходили ученики украинских школ города, которые декламациями доносили до ювілянта отрывки из его „Собратьев", то „Олюньки"... Им на смену донесся хорошо поставленный профессиональный голос местного любителя сцены Алексея Скалозуба. А хоровое общество „Боян", во главе со своим дирижером и руководителем, пластовым проводником и математиком Романом Шипайлом представило обширную программу музыкальных номеров. Пели также и стопчатівські крестьяне, и самые юные участники концерта, в частности девичий хор средних школ. Председатель комитета по проведению торжеств, преподаватель иностранных языков в гимназии Богдан Левицкий передал в дар горожанам портрет Андрея Чайковского работы Николая Анастазієвського, которую заказали у художника украинские общества,: Народный дом", „Просвита", „Родная школа", „Сельский хозяин", „Покутский союз", „Окружной союз", „Покутский хозяин", „Маслосоюз", „Женский кружок", „Женский базар", „Учительская союз", журнал „Женская судьба", „Семья"... Эту работу поместили на видном месте в Народном доме.

Величие праздничного действа усилил серебряный лавровый венок, с чеканкой на металлической ленте:„Многоуважаемому доктору А. Чайковскому в 40-летнюю годовщину писательской и общественной работы украинские учреждения города Коломые, 2. III. 1929". который вручили зворушеному писателю и гражданину Мария Мельникова и Иван Чернявский. Как из рога изобилия виновник торжества принимал поздравления от коломыйских народных школ им. княгини Ольги, Тараса Шевченко, а также с Мишина и П'ядиків, читален с Печенижина, Коршева, Стопчатова, Ковалевки. Юлиан Кузнецов зачитал поздравительные телеграммы, которых поступило на то время более семи десятков, одна даже с подписью консула советской Украины Георгия Лапчинского со Львова... Заключительную речь произнес сам Андрей Чайковский, которую опубликовала львовская газета „Новое время", ч.32. Комерс закончился аж около полуночи.

 

ПОСЛЕДНИЙ ЮБИЛЕЙ

На день 21 сентября 1934-го пришлась золотая дата венчания, ведь пол века назад судьба юриста начинающего Андрея Чайковского свела с учительницей Натальей Гладилович. В тот день утром все были на мессе в Коломыйской Святомихайлівській церкви. Супружеская пара приступила к св. Причастия. На Литургию были делегированы представители нескольких местных обществ, было по семейному уютно и весело. Однако осенние пейзажи за окном навевали депрессию, связанную с прогрессирующей, неизлечимой болезнью писателя...

 

УГАСАЛА ЖИЗНЕННАЯ СВЕЧА

-Если бы я выздоровел, говорил своей жене, и мог бы работать, я написал бы еще одну повесть, но она была бы совсем другая, как все предыдущие.

Но этому, увы, не суждено было сбыться. Становилось хуже со здоровьем, и ничем не мог помочь умирающему Чайковскому врач Владимир Ганківський. А на Рождество, вообще расплакался, как дитя, потому что был жизнелюбом, который вдруг остро предчувствовал свой близкий конец. Перед Великодними праздниками Чайковский пожелал исповедаться, и декан Коломые Александр Русин отдал сознательном своей близкой кончины „несколько полудневих часов на разговор и потеху". Святые Таинства принимал лежа, потому что не мог уже сидеть, однако и из этого печального эпизода не обошел пошутить, сказав: „Теперь имею уже пашпорт на второй мир".

2 июня 1935 года, 9 часов „душа его покинула изможденные тело", так напишет Варшавское издание „Наша культура".

 

ПРОЩАНИЕ

Невиданной населения „...со всей галицкой волости" собралось тогда под стенами Народного дома, балконы которого завешаны черной материей. Посередине, над входом портрет покойного, откуда, от имени великой украинской общины прощается упомянутый Дмитрий Николишин. За ним говорит д-р Волошин представитель львовской централи „Союза Украинских Адвокатов", к организации которого приложил некогда усилий Андрей Чайковский. На польском языке слово держит и представитель адвокатской палаты города д-р Босаковскі. Траурная процессия с тринадцатью священниками, двинулась на старое кладбище „Монастырок". Более двух десятков венков несло благодарное громадяство Коломыйщины. Молодежь шла с деревянной рамой, собственноручно изготовленной покойным, на которой были прикреплены перекрещенные декоративные сабли и карабины, охраняющих родную землю аллегория тематики основных произведений Чайковского. Во время печального похода, и на церемонии прощания снова пел „Боян". Последние слова от Кирилла Трильовського, Романа Купчинского, Елены Кисілевської, а на гроб лег гроздь красной калины символа Украины. Это были действительно „княжеские похороны", как напишут впоследствии участники тех событий.

 

КОРОТКОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

В первых годах после смерти Андрея Чайковского происходили памятные академии в многих больших или меньших городах и городках Галичины, да и даже в Кракове, где под руководством литератора Богдана Лепкого создан комитет по увековечению имени славного земляка. В Бережанах открыли музей, в котором до начала Второй мировой войны директорствовал д-р Франц Коковский. А в только что созданном Коломыйском музее народного искусства Гуцульщины открыл дверь мемориальный уголок писателя, интерьер которого состоял с рабочего стола-б'юрка, на котором среди канцелярских приборов были гусиные перья, рядом стоял мягкий плюшевый кресло и настольные часы венской работы, на стенах фотографии, прижизненный портрет самого А. Чайковского художника М. Анастазієвського, посмертная картина пезля Ярослава Лукавецького, пара собственноручно изготовленных дубовых рам, которые принес его внук ученик III гимназического класса Андрей Ставничий. О внутренний вид комнаты свидетельствует тогдашний „Переписной лист" издан по случаю VI съезда музейщиков, который состоялся в Коломые 5-6 июня 1938 г.

 

ВЫНУЖДЕННОЕ ЗАБВЕНИЕ

Нагінка органов новой власти касалась всего того, что творилось на Западной Украине до 1939 года. Так, в опалу попали произведения и деятельность Андрея Чайковского, как представителя „буржуазно-националистического" руководства края. Сразу после Второй мировой партфункціонери запретили выставлять в музее фото, где в 1914 г. во Львове, А. Чайковский был изображен с архикнязем Фридрихом. 1955-го ЦК КПУ издал приказ согласно которого необходимо было очистить музейные выставки, фондохранилища от идеологически вредных вещей, которые не совпадали с советской моделью построения социализма. Благо все вещи удалось передать на хранение семье Чайковских, в частности сыну Андрею. В свое время он много сделал для развития библиотечного дела в Коломые, однако при посторонних предпочел не говорить об отце... Исключение составлял 1958 г., когда во львовском издательстве "Каменяр" вышел сборник „За сестрой", а в 1966-м впервые переиздали „Олюньку" нейтральные, казалось бы произведения, и огласку по обоих противоположных лагерях наделали немало. Еще далеко было до того, чтобы лед замалчивание таки полностью тронулся.

 

НА ПОРОГЕ НЕЗАВИСИМОСТИ

Упоминается предвечерние время 13 июля 1988 года, когда организованная местным историко-культурным обществом „Прогресс" громада двинулась с венками к могиле Андрея Чайковского, чтобы почтить годовщину его рождения. Но и там, на кладбище было весьма многолюдно, в воздухе витал свежий ветер перемен. Здесь впервые открыто прозвучало свободное слово, которого жадно предпочитала нация. Спустя, чуть ли не всех участников акции преследовали т.н. правоохранители. Люди старшего поколения, которые возле склепа-усыпальницы делились с присутніими воспоминаниями, страдали от унизительных допросов и штрафов. Были среди них актер Игорь Салий, учитель-пенсионер Владимира Пригродська..., но никто не покаялся за содеянное, а наоборот, эти люди из своих потайных убежищ випозичали книги А. Чайковского всем, кто их желал. Так в Покутско столице возникла первая волна подъема и возмущение к властьімущих, которая и смела их.

Это уже в следующем году, с разрешения горсовета проводились вечера памяти, а в музее развернута выставка мемориальных вещей. Чайковского, которые ждали своего часа в фондах. Тогда среди многочисленных посетителей была и бережанская делегация, которая в память о долгожданной встрече подарила портрет писателя. 1-2 июня 1991 г. в гости к Самбора собрались с визитом и коломийцы, а к нам все чаще наведывалась ближняя и дальняя семья Чайковских. Настоящим товарищем музейщиков стал внук писателя, дирижер и музыкант из Ивано-Франковска Андрей Андреевич Чайковский.

Уже без боязни служились панихиды за упокой его души, и ставились спектакли, проводились литературно-научные чтения, и приходило белое полотнище с памятных плит, как это было при большом сдвига людности 16 мая 1992 г. в Коломые, у главного входа в музей, где проживал художник слова. Автор проекта горельефа С. Топорков. Мероприятие проводил председатель районного Общества „Просвита" Василий Глаголюк, приветственное слово имел и председатель горсовета Владимир Машталер, другие участники действа... А в середине этих седых стен была готова к осмотру литературная выставка. Праздник завершился в Народном доме совместным концертом творческих коллективов художественной самодеятельности поставленный силами здешних любителей, а также из Самбора и Бережан, где, к слову, региональный центр украинской книги предлагал добрый десяток разных изданий произведений А. Чайковского, которые пользовались повышенной популярностью.

К 60-летию печальной даты, со дня смерти А. Чайковского в КМНМГіП имела место акция, которая стала событием в культурных кругах города и за его пределами. Говорится о первой добротно иллюстрированную книгу „Андрей Чайковский: штрихи к портрету на фоне Коломне" журналиста, литературного исследователя Николая Васильчука, и многолетнего хранителя фондов Любомира Кречковського, которая вышла в свет в 1994 г. в коломыйском издательско-полиграфическом издательстве „Возраст". Это также совместная работа музея и районного Общества „Просвита". За такой подарок от имени 28 правнуков, коломыйский общине составил благодарность о. Глеб Чайковский из США.

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

8 июня 2003 года в КМНМГіП снова торжества по случаю восстановления мемориальной комнаты А. Чайковского. В рамках празднования состоялась презентация трьохтомника „Андрей Чайковский. Воспоминания. Письма. Документы." Вступительное слово имел директор музея Ярослава Ткачук. Приветственную речь к собравшимся произнес городской голова Богдан Юращук. Львовский гость, кандиат исторических наук, директор Научной Библиотеки Львовского национального университета им. Ивана Франко Богдан Якимович рассказал о том, как ему работалось над сбором материалов к упомянутому изданию. Мыслями по поводу знаменательного события поделилась директор бережанского музея книги Надежда Волынец, председатель коломыйского общества „Поступ" Ярослав Полатайчук, внук Андрея Чайковского Андрей Ставничий.

Сегодня комната А. Чайковского полностью воссоздана по довоенным образцом, и дополнена мебелью, художественными изделиями из керамики, железа, дерева, которые соответствовали эпохе в которой жил и творил Андрей Чайковский, в частности:

1. Портрет самого писателя, который был написан Николаем Анастазієвським 1929 г.;холст, масло, 68х58 см (инв. № 9589 ).

2. „А. Чайковский на смертной постели", работа Ярослава Лукавецького, 1935 г.; холст, масло, 51х41 см (инв. № 9535 ).

3. 80 фотографий с похорон А. Чайковского, в раме, размером 14х9 см., на твердой, цельной основе (инв. № 229 ).

4. Фотография А. Чайковского с обществом, 1901 г.; 17х20 см (инв. № 228 ).

5. 4 гусиные перья длиной около 30 см (инв. № 227 ).

6. Диплом об окончании юридического образования на имя А. Чайковского, писан на пергаменте, рядом жестяной футляр от него; 48х65 см (инв. № 226 ).

7. Настольные часы из комнаты Чайковских; (инв.№ 225).

8. Фотография встречи А. Чайковского с архикнязем Фридрихом в Львове, 1914 г.; 10х16 см(инв. № 248).

9. Кресло-кресло; 65х62х105 см (инв. № 223).

10. Бюрко; 145х85х85 см (инв. № 224).

11. Лавровый венок, серебро, вес 371 гр, надпись:"Многоуважаемому Доктору А. Чайковскому в 40-летнюю годовщину писательской и общественной работы украинские учреждения города Коломыи. 2. 03.1929". (инв.№ 8938).

12. Серебряный пернач; длина 37 см, вес 280 гр, надпись „Кошевому Бережанской Сечи 26. 04. 1914"(инв. № 8939).

13. Посмертный венок: красная калина, дакоративні крисы и сабли накрест, без номера.

14. Рама работы А. Чайковского (фигурная резьба), масляное полотно „Тарас Бульба с сыновьями на Сечи" Богдана Лепкого, 110х80 см (инв. № 298).

15. Фотопортрет А. Чайковского: 42х50 см (инв. № 246).

 

На отдельной витрине, из частной коллекции Ивана Вышиванюка, выставлены книги коломыйских издательств, которые увидели свет при жизни А. Чайковского: сборник „Корниенко", „За сестрой", а также „Петр Конашевич-Сагайдачный", „Московский царь Дмитрий-самозванец", „Хотинская дело", издательства „Хохлатка". „На уходах", „Олюнька", В чужом гнезде" тиражом „Рекорд", „Побратимы" и реферат Дмитрия Николишина „Андрей Чайковский".

 

 


 

Источники:

Бережанщина в воспоминаниях эмигрантов.-Тернополь, 1993.

Чайковский А. Повести.- Львов: „Каменяр", 1989.-336 с.

Васильчук М., Кречковский Л. Андрей Чайковский: Штрихи к портрету на фоне Коломыи.-Коломыя:„Возраст", 1994.-29 с.

Андрей Чайковский: Воспоминания. Письма. Исследования: В 3 т.-Львов, 2002. Бойки: Альманах, Дрогобыч 2005.