Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Эпистолярий Тараса Шевченко и Леси Украинки на уроках украинской литературы в 5-8 классах

Н. Петриченко,

кандидат педагогических наук

Умань



Эпистолярий автора «Завещания» и Певицы «Предрассветных огней» уже неоднократно становился предметом интереса ученых (И. Айзеншток, Л. Вашкив, С. Ганжа, Г. Гром'Як, Же. Ляхова, В. Святовец, М. Чеме-рисов, Ю. Шорох и др.). Имеем методические разработки, касающиеся использования писем на уроках литературы (Н. Волошина, 3. Гузар, Есть. Ломонов, Есть. Пасечник, Б. Степанишин, В. Цимбалюкта др.).

Цель этой статьи - показать на конкретных примерах, какие формы и методы работы может применять учитель, привлекая к своего методического арсенала богатство эпистолярия классиков.

На сегодня известно 259 эпистол Кобзаря. Знаем со слов самого И Шевченко, что он любил переписываться, а в период ссылки это было одной из самых больших потребностей, средством не только самовыражения, но и связи с внешним миром. «Необыкновенная коммуникабельность поэта, - справедливо отмечает И. Айзеншток, - заложенный в нем огромный интерес к людям и способность быстро сходиться с ними - все это делает его переписки особенно интересным и ценным не только для историка литературы, но и для обычного читателя». Остались свидетельства о чрезвычайной пунктуальность Т. Шевченко в ведении переписки. Слова героя повести «Прогулка с удовольствием и не без морали»: «Я имею благородную привычку отвечать сразу же на полученное письмо» - в полной мере касаются и самого автора. Получив послание, вспоминала А. Ускова, Т. Шевченко буквально весь менялся, глаза вспыхивали огнем.

Корреспонденции Леси Украинки также является интересным документом, который дает много материала для понимания биографии и творчества. их В. Гончар небезосновательно привлек, наряду с поэтическими и драматическими произведениями, статьями, до главных достижений поэтессы, а К. Кухалашвілі назвал «историей современной писательницы жизни».

Цитируя отрывки из писем, создаем соответствующий эмоциональный настрой перед изучением поэзии, иллюстрируем жизненный и творческий путь художников. Вместе с тем ученики с их помощью учатся проникать в творческую лабораторию писателей, раскрывать особенности их духовного мира.

Так, перед изучением поэзии «Мне тринадцатый проходило» учитель прочитает отрывок из письма Т. Шевченко в С. Гулака-Артемовского от 1 июля 1852 г.: «...Да и в самом деле, мне счастье не к лицу. Родился, вырос в неволе, да и умру, кажется, солдатом» , который станет толчком к разговору про волю и неволю поетову, побуждать пятиклассников вспомнить известное с младших классов о Кобзаре. Помогут в этом и вопрос учителя:

1. Что вы знаете о жизни Тараса Шевченко? Почему поэт пишет, что он и родился, и вырос в неволе?

2. За что Шевченко был отдан в солдаты?

3. Чем была для него солдатчина? Как об этом сказано в письме к С Гулака-Артемовского?

Вот как отвечали на вопросы ученики:

- Я знаю, что родители Тараса Шевченко были крепостными, и его тоже еще с детства забрали до барского дворца. Поэтому поэт и пишет, что он родился и вырос в неволе, ведь крепостное право было настоящим рабством для людей (Сережа Ю.);

- Шевченко отдали в солдаты за его сочинения против царизма. И солдатчина, и запрет писать и рисовать были для него рабством. Поэтому поэт и написал С. Гулаку-Артемовскому, что, родившись и выросши в неволе, умрет также невольником (Катя С).

Словами «...а гордости... я еще у моей матери одолжил, мужички, в безталанної крепачки...» начнется разговор о тяжелой судьбе поэта матери, которая, даже будучи пленницей, не только сохранила гордость и человеческое достоинство, но и сумела передать их сыну.

Перед изучением поэзии «На Пасху, на соломе» учитель в беседе с учащимися выясняет их знания о главные христианские праздники - Рождество и Пасху, отмечает глубокой религиозности Т. Шевченко, уважении к народным обычаям и традициям. В зависимости от особенностей конкретного класса на уроке могут цитуватись отрывки из писем к В. Репниной от 25-29 февраля 1848 г. и

1 января 1850 г.: «Молитва и ваши искренние письма более всего помогут мне нести мой крест»; «Единственная отрада моя в настоящее время - это евангелие.

Я читаю ее без изучения, ежедневно и ежечасно .

- Пасха, - говорят дети, - одно из крупнейших праздников. Это - радость от известия о воскресении Христа, надежда на свое будущее счастье. В этот день все люди желают друг другу осуществления всех самых заветных желаний.

- Да, - поддерживает разговор учитель. - В этот день ждут чуда. Например, письма, как было это в период ссылки. Вот как об этом пишет поэт А. Лизогубу 9 мая 1848 года:

«Воістино воскрес!

Спасибо тебе, мой искренний друг, и за бумагу, и за письмо твое, еще лучше бумаги. Бумага мне теперь очень пригодился, а письмо еще сильнее! И тем самым, что мне теперь надо было молитвы и искреннего дружеского слова, а оно как раз и случилось. Я теперь веселый иду на это никчемное море Аральское. Не знаю, вернусь только!.. А иду, ей-богу, веселый...».

- Поэтому так поражает в этот день чужое горе. А еще когда оно детское. Судьба сироты-девочки напомнила поэту собственную судьбу, вызвала горькие размышления, ведь Т. Шевченко очень любил детей.

Цитируются строки из другого письма, написанного в ссылке, где поэт часто забавлялся с маленькими детьми коменданта крепости: «Я так люблю детей, что не насмотрелся бы на верный отпечаток ангела» . Расскажем пятиклассникам, что беспокоился поэт и о своих племянниках.

Так, в письме от 23 марта 1860 г. он обращается к В. Шевченко: Пусть мне Прися напишет, что она прочитала в тех книжках, что я ей послал. Скажи Васе, что как будет учится, то я ей на ту весну намистечко привезу... А сестрам, как увидишь, от меня поклонись...». Уже вернувшись после ссылки в Петербург, Т. Шевченко помогает материально всем родственникам, а особенно их детям, заботится, чтобы они хорошо учились, чтобы у них были для чтения соответствующие книги, чтобы одеждой были обеспечены. А большинство из них были крепостными. Это было поистине родительская забота. Собственной семьи поэту так и не удалось создать, и всю щедрость и ласку души он отдавал им.

Эти отрывки помогают ученикам понять, как важно в жизни поддерживать теплые отношения с семьей. Школьники убеждаются, что любовь и дружба - надежная опора в жизни каждого человека.

Изучение стихов Леси Украинки «Звездное небо», «Звездный час» в 5 классе можно сопроводить строками из писем к М. Косача, брата поэтессы, от 30 мая 1890 года, к О. Кобылянской от 21 июля 1899 г.:

«... Неужели ты так-таки и не приедешь к нам... наши Леса шумят, ржи наши волнуют, сады буйно зеленеют, у нас теперь чистый рай!...»; «...увидите такую Украину, что «українішої» и нет... Наша хата окружена лесом, а ниже по реке лес еще больше, не еловый, правда, а смешанный, но темный и красивый...».

Эти слова помогут учителю подвести учащихся к выводу, что пейзажи Леси Украинки олицетворенные, очеловечены, они радуются и переживают вместе с поэтессой, их жизнь или гармонирует с настроением человека, или контрастирует. Тогда ярче становятся переживания и чувства самого человека. Безусловно, такая работа поможет пятиклассникам понять, что так изобразить прекрасную природу Украины может только гений и патриот, какой и была наша Леся Украинка.

Беседу можно организовать по следующим вопросам:

- Как вы понимаете слова: увидите такую Украину, что «українішої» и нет...» ?

- Это, наверное, очень-очень родная, такая, что роднее уже и нет... (Лена Д.).

- Украина очень разная, например, в Карпатах и на Волыни. И для Леси Украинки наирідніша все же ее родная Волынь. Она - «найукраїнніша» (Слава Л.).

- Леся так и пишет: «У нас теперь чистый рай!» (Тарас К.).

- А еще Леся очень любит природу. Она для нее как живая: леса шумят, ржи волнуют. Я тоже когда был в лесу, и мне показалось, что кто-то говорил до меня (Петрик П.).

Вопрос «Какое время суток наиболее любила Леся Украинка?» не вызывает трудностей. И подтверждением того, что это были вечерний час и ночь, поскольку именно тогда поэтесса больше всего могла сконцентрировать свою энергию, фантазию, становится отрывок из письма к М. Павлика от 7 марта 1899 г.: «...могу заниматься литературой только тогда, когда сама в доме, и то в основном вечером и ночью...».

Это один из первых шагов проникновения в творческую лабораторию поэтессы, и пятиклассники запомнят, что указателем им были отрывки из писем.

В 6 классе перед изучением художественного произведения о детстве Т Шевченко ученики ознакомятся с письмом к брату Никиты от 15 ноября 1839 года. Вопрос учителя «Что можно сказать о чувствах, переживания, мысли и мечты Т. Шевченко?» станет толчком к разговору.

- Он радуется, что освободился из крепостничества: «Большое счастье быть вольным человеком...» (Наталья А.).

- Шевченко очень любил своих родных. Немного заработав денег, сразу отсылает их брату, чтобы тот купил что-то сестре Марусе, и обещает еще выслать, как будут. Передает всем поздравления (Саша О.).

- А как вы думаете, - спрашивает учитель, - почему Шевченко отмечает, чтобы брат поклонился отдельно деду?

- Мальчик с детства вынес особую любовь и уважение к деда Ивана, который отвечал на все его вопросы, а особенно о гайдамаках, потому что, видимо, сам был гайдамакой (Вита С).

- Так, - утверждает учитель, - кланяясь всем родным, поэт называет его отдельно, и то не только в этом письме. 2 марта 1840 года он снова пишет брату: «...Поцелуй старого деда Ивана за меня и поклонись всей родне нашей, которая есть, ухаживай сестру Марусю и, когда можно, помогай и бедной Ярине...»

- А я еще хочу добавить, - включается в разговор Дима Б., - что Шевченко очень любил родной язык. Даже находясь в Петербурге, он не только не забыл ее, но и просит брата писать «по-своему», чтобы хоть через письмо услышать родное слово. А в конце еще раз подчеркивает: «Не забудь же, сейчас напиши письмо - и по-своему».

Эти и другие отрывки активизируют внимание и воображение учащихся перед текстуальною работой над отрывками из повести «Широкий путь». Они зазвучат и на других уроках, в частности во время изучения поэзии «Если бы вы знали, паничі...».

Однако при соответствующей подготовленности класса даже шестиклассники под руководством учителя привлекаться к поисковой (конечно, на их уровне) работы.

Так, при изучении стихотворения «И золотой, и дорогой...» учащимся можно предложить проследить, в каких еще стихах Шевченко звучит отрицание существующего строя, а после найти аналогии в письмах Кобзаря. Цитирование обязательно будет сопровождаться интересным рассказом учителя о тот или иной эпизод из жизни поэта.

Читая отрывок из письма Т Шевченко к А. и Н. Родзянок от 23 октября 1845 г. с Миргорода, учитель укажет, что Т Шевченко, будучи желанным гостем в помещичьих имениях, не мог спокойно смотреть на подневольной жизни крестьян. Особенно его волновала судьба детей, над которыми издевались богачи. Отрывок переносит нас в поетове детство, болезненные упоминания о котором возникли как бы сами собой. А было это так. Поэт гостил в имении Аркадия Родзянки на Полтавщине. Он нарисовал портрет сына помещика, подружился с учителем музыки Алоїзом Єдлічкою, воспитанником Пражской консерватории, который был интересным собеседником, собирал украинские народные песни, готовил их к печати. Неизвестно, сколько бы времени пробыл еще здесь Художник, если бы не случилось неожиданное: он увидел, как было тяжело наказан дворового мальчика. Не уведомив хозяев, Т. Шевченко покинул имение. Это был протест против вековечного зла, против рабства.

Теперь ученики поймут содержание письма, в котором говорится о оставленный в комнате альбом. Взволнованный увиденным, поэт не захотел больше ни с кем разговаривать и объяснять причину своего внезапного отъезда. В маленькому мальчику он увидел себя, свое детство.

Комментируя слова из письма к В. Репниной от 25-29 февраля 1848 г. («...я вам жаловался на соседа вашего П[латона] Л[укашевича]»), учитель расскажет о дикий проявление жестокости помещика, считал себя патриотом Украины. С ним поэт познакомился как с представителем культурной элиты, а тот показал нутро жестокого эксплуататора-самодура, суровой зимы угнав своего крепостного за ПАРУ верст до Шевченко и приказав вернуться в тот же день. Этот эпизод привел к полному разрыву их отношений. О таких лжепатріотів говорится в письме Григория Тарновского. Кобзарь называл их лицемерами, прислужниками помещичье-самодержавного строя, так это они вместе с российскими реакционерами оскорбительно отзывались о нем как о мужицкого поэта. А Шевченко гордился таким именем: «...здесь москали зовут меня энтузиастом, сиречь дураком. Бог им звидить, пусть я буду мужицкий поэт, чтобы только поэт, то мне больше ничего и не надо...».

На примере поэзии «Зоре моя вечірняя...» и «Над Днепровской сагой...» учитель имеет возможность показать, что природа в произведениях Т. Шевченко - действующее лицо, радуется и переживает вместе с человеком, успокаивает ее в горе, раскрывает свои секреты. Конечно, здесь пригодятся и отрывки из писем, где говорится о сыновнюю любовь поэта к Украине, к своему народу. Учитель предложит шестиклассникам прокомментировать строки: «...Малороссия давно имела своих и композиторов, и живописцев, и поэтов. Чем они увлеклись, забыв свое родное, не знаю; мне кажется, будь моя семья самая бедная, ничтожная на земле, и тогда бы она мне казалась краше Швейцарии и Италии всех...» (3 листа до черниговского гражданского губернатора П. Гессе от 1 октября 1844 г.).

- Поэт любит свою землю так, что готов умереть за нее. Он ни на что ее не променяет (Катя А.).

- Ему также болит, что украинские поэты, художники, композиторы забыли родную землю, родной язык (Юля П.).

- Сейчас, к сожалению, тоже так бывает. И слова Шевченко вроде и о тех, кто сегодня забывает о своем родном. Мы в 5 классе читали письмо, где поэт просит брата, чтобы тот писал к нему письма «по-своему..., а не по-московски» (Коля Л.).

Так становятся в приключении добыты и, как оказалось, прочно усвоенные знания с прошлых классов, перекидывается мостик между изученным когда и виучуваним сейчас, формируется осознание важности эпистолярного наследия для понимания души художника.

На уроке цитироваться отрывки из других писем:

«...Помните ли нашу с вами прогулку в Андруши и за Днепр в Монастырище на гору. Вспомните тот чудный вечер, ту широкую панораму, и посередине ее длинную, широкую фиолетовую ленту, а за лентой фиолетовой блестит, как из золота кованный, Переяславский собор. Какая-то чудная, торжественная тишина. Помните, как мы долго не могли промолвить слова, пока, наконец, белое, едва заметное пятнышко не запело:

И яром, яром за товаром.

Чудный вечер! Чудный край и песни дивные!...»

(К А. Козачковского от 16 июля 1852р.)3.

Цель, которая ставится перед учащимися 7-8 классов, сложнее: используя полученные знания, выработанные умения и навыки, они должны учиться сравнивать эпистолярные и художественные произведения, делать выписки из писем, оформлять библиографию.

Одна из «аксиом филолога» : «Чтение - это мысленный диалог и сотворчество» (Г. Гром'як) - станет «ключом» к рассмотрению как художественных, так и эпистолярных произведений.

Действующая программа предусматривает рассказ о жизни и творчестве художников. Опираясь на полученные в предыдущих классах знания, учитель наведет новые интересные факты из биографии Кобзаря, подтверждая их цитатами из писем.

«Государь и друг.

На второй день, как я от вас уехал, меня арестовали в Киеве, на десятый - посадили в каземат в Петербурге, а через три месяца я оказался в Орской крепости в салдатській серой шинели, не чудо ли, скажете! Значит оно так. И я теперь точнісінький, как тот москаль, щозмальовав Кузьма Трофимович господину, что очень любил в огородах. Вот вам и кобзарь! забрал денежки и шмыгнул за Урал до киргиза гулять. Гуляю! хотя бы никому не пришлось так гулять...» (Из письма Т. Шевченко к А. Лизогубавід 22 октября 1847 г.).

Перед проработки содержания письма к А. Лизогуба от 7 марта 1848 г. дадим учащимся опережающее задание: выписать, правильно оформив, цитаты, которые, по их мнению, лучше всего характеризуют состояние поэта. Целью такого вида работы является закрепление умений работать с епістолярною наследием художников как источником знаний об их жизненный и творческий путь.

Приведем, как пример, выписку ученицы экспериментального класса.

«Письмо Шевченко к А, Лизогуба от 7 марта 1848 года», посланный из Орской крепости.

Это ответ А. Лизогубу после получения от него малярного принадлежностей и томика Шекспира.

Поэт выражает глубокое чувство благодарности и уверенность, что удастся преодолеть все невзгоды.

«Не знаю, обрадовалась бы так имела ненагодована ребенок, увидев свою мать, как я вчера, приняв подарок твой искренний, мой единственный друг...всю ночь не спал, рассматривал, смотрел, переворачивал по-трижды, целуя всякую фарбочку».

«Не будем печалиться, а будем молиться, еще то бедствие далеко, а всякое издалека страшнее, как говорят умные люди» (Оксана Г).

Установление параллелей между содержанием стихотворения и корреспонденций поэта советуем провести и перед изучением поэзии «И вырос я на чужбине...», между этим произведением и упоминавшимися в предыдущих классах письмами, стихами «И вырос я на чужбине...» и «Мне одинаково, буду ли...» , «Солнце заходит, горы чернеют...».

Учитель цитирует строки из писем к В. Репниной от 24 октября 1847 г. и 14 ноября 1849 г., Андрея Лизогуба от 7 марта 1848 г. С их помощью создаст соответствующее настроение, семиклассники выяснят, почему в произведениях в ссылке так глубинно воспроизведены мотивы тоски по собственной судьбой, что воедино сливаются с тоской по родине. Подчеркнем, что Т. Шевченко терзался, мучился, но не мог молчать, забыть пережитое когда-то и увиденное во время поездки в 1843 году в родное село Кирилловку и десятки городов и сел Украины. Горе народное было его горем. В поэзии «И вырос я на чужбине...» тоска поэта переходит в открытое осуждение господ и всего самодержавно-крепостнического строя.

На следующем занятии, когда будет изучаться «Завещание» Т. Шевченко, после выразительного чтения поэзии проанализируем записанную на доске цитату из письма к М. Цертелєва: «...Было бы с меня: не забыла бы Украина меня, жалкого...» . Учитель должен помочь учащимся осознать, что отрывок и стилистическим составом, и твердой верой в будущее связан с «Завещанием» , а цитата наиболее полно выражает уверенность поэта, что будущие поколения его не забудут, будут помнить в новом свободном обществе. Эти слова и в «Завещании» звучат как призыв, они стали пророческими. Активизирует работу и проблемное задание: прокомментировать роль определения «мизерного» в эпистоле Шевченко.

Авторы учебника по украинской литературе для 8 класса О. Бандура и Р. Волошина представляют биографические сведения о писателях через отрывки из воспоминаний и свидетельств современников. Удачно подобранные вопросы к произведениям побуждают учащихся к углубление в мысли и переживания автора и его героев и свои собственные. Так, после прочтения «Гамалии» предлагается выделить в тексте песни, что поют казаки, и доказать, что каждая из них воспроизводит мысли и чувства персонажей, объяснить, как относится к изображаемому автор, кому из героев и почему симпатизирует сам ученик.

Эпистолярное наследие художников становится уместным дополнением, помогает создать целостный портрет художника слова. Так, предложим восьмиклассникам для более глубокого понимания идейного содержания романтической поэмы «Гамалия», ее гіперболізованої языка и персонифицированных образов, истории написания ознакомиться с письмом Т. Шевченко П. Королева от 22 мая 1842 г.: «Спасибо тебе, добрый человек, за ласковое слово, за деньги и за «запорожскую Старину»... хорошая книжка, спасибо вам и Срезневскому. Я думаю кое-что из нее сделает, когда здоров буду, там много есть чего такого, что аж губы облизываешь, спасибо вам...»1 - й отрывком из письма к П. Королева от 18 ноября 1842 г.: позавчера вернулся в Петербург. Меня носил проклятущий пароход в Шведчину и Датчину. Пливши в Стокгольм, я скомпоновал «Гамалия» , небольшую поэму...». Сделать вывод, что под влиянием чтения «Запорожской старины» в Т. Шевченко рождалось много новых мыслей, которые он хотел воплотить в конкретные поэтические и живописные произведения, что и видно из поэмы «Гамалия», ученикам будет не сложно.

Они найдут в тексте картины, которые мог видеть сам автор, плывя морем, установят параллели между поэтическими произведениями и отрывками из писем, наведут соответствующие цитаты. Такая работа станет хорошей иллюстрацией к тезису о конкретное и обобщенное в художественном произведении, реальность и авторский вымысел.

Один из учеников экспериментального класса так начал анализ отрывка из письма и поэзии Т. Шевченко: «...Брожу более Уралом и... нет, не плачу, а что-то еще поганше творится со мною...», - пишет Шевченко к А. Лизогуба 22 октября 1847 г.

Эти строки перекликаются с поэтическими с «А. О. Козачковскому» :

Словно вор, за валами

В воскресенье крадуся я в поле.

Талами выйду более Уралом

На степ широкий, словно на волю.

И болящее, побитое

Сердце встрепенется...

Что могло происходить с поэтом? Очевидно, чувствовать себя «вором», о чем сказано в стихе, красться, чтобы рисовать или писать, было для Шевченко худшей мукой» (Петр Л.).

Аналогично проводим работу с епістолярієм Леси Украинки.

Программа 8 класса (авторы А. Бандура, Н. Волошина) предусматривает текстуальное изучение стихов «Краса Украины, подолье не!...» , «На годовщину Шевченко» , «Везде плач, и стоны, и рыдания...» , «Досвітні огні» и поэмы «Давняя сказка» .

«Прозрачная» содержанием и поэтикой поэзия «Краса Украины, подолье не!..» не вызывает трудностей во время анализа, но именно это может привести и к упрощенному трактовки. Оживить работу, разнообразить его можно с помощью сообщений, что восприятие человеком природы зависит не только от особенностей натуры, характера, оно неразрывно связано с ее ментальностью, историческим опытом своего народа, который находит отражение в архетипах - устойчивых психологических образованиях, которые существуют в подсознании и о которых человек часто даже не догадывается.

- Каким настроением проникнута поэзия «Краса Украины, подолье не!..» ? - обращается учитель к ученикам. - Ответ попробуйте сформулировать максимально кратко, буквально несколькими словами.

- Восхищение природой...

- Влюбленность в природу...

- Чувством единства с родной землей...

- Радостью ощущение, что это - моя Украина...

- А теперь прослухаймо отрывок из письма Леси Украинки в Г. Косача (сентябрь 1888 года) и попробуем определить настроение, которым проникнуто описание турецкой крепости Аккерман: «...Вот уже страшная строение, пусть ей чур! Высокие стены и толстые, грубые, что даже дома в их выдолбленные, словно кельи, башни круглые, тяжелой архитектуры, в башнях погреба и темницы с решетками железными (вероятно, когда там казаки наши сидели), теперь там дикое зелье и цветки растут, мама говорила: «Где-то вот из наших казаков все то повиростало» . Мы вырвали те цветки на память и пошли быстрее до парохода, вон из той крепости, потому что страшно нам там сделалось, пустота такая, «еще, упаси боже, и головой наложить можно», никто и души не примет»

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями:

- Ощущение чужбины...

- ей милее просторы Подолье, кротость природы...

- Но как вы думаете, - спросит учитель, - нет ли в этом ощущении чужбины оттенков, скажем, чувство близости, хоть как это парадоксально не звучит?

Может оказаться, что этот вопрос будет несколько сложным для восьмиклассников. Тогда придем им на помощь:

- Давайте поразмышляем вот над чем: в небольшом письме (каких-то 8 строк) Леся Украинка трижды (!) вспоминает украинскую историю (давайте вспомним): темнице с решеткой железными вызывают мысль: «наверное, когда там казаки наши сидели» , буквально через десяток слов: «мама говорила: «Где-то вот из наших казаков все то повиростало» , и далее - «вон из той крепости, потому что страшно нам там сделалось, пустота такая, «еще, упаси боже, и головой наложить можно». Как вы думаете, чем вызваны эти слова?

- Поэтессе картины разрушенной крепости напомнили страницы украинской истории...

- Она будто почувствовала «дыхание веков»...

- Что-то будто говорило к ней здесь, может, те цветки и зелья, что «из наших казаков выросли» , как говорила мама Леси Украинки...

Так ученики усваивают умение идти путем поэта мысли, улавливать тончайшие нюансы чувств, воспринимать эпистолярное творчество как источник раскрытия духовного мира автора.

- Итак, какие чувства сповняли душу поэтессы? Давайте попробуем обобщить, - предлагает учитель.

- Она чувствует отчужденность от этой земли, но заодно осознает, что здесь лежат те, кто боролся за Украину, «слышит» их голоса...

- Эти чувства какие-то очень сложные и противоречивые...

- Интересно, что их Леся Украинка воспроизвела и в поэзии:

Си башни и високії стены -

Страшные и суровые, неуверенные, понурые,

И везде в тех башнях бойницы, бойницы,

При башнях тех сумнії темные темницы.

Спрашиваем учеников: Если сравнить эти два отрывка, то чем отличается поэтическое воспроизведение настроения от эпистолярного? Который из них сильнее воздействует на читателя?

- Конечно, поэтический.

- Как это достигается?

- Ритм нагнетает настроение...

- С помощью звукопису создается какая-то удручающая картина... Повторяются «с» , «т» , «г» , «скр» , «стр», «свр»...

- «Темные темницы» - два слова усиливают друг друга...

- Это называется, - заключает учитель, - сугестивною силой поэтического слова, когда все средства - аллитерации по, асонанси, метафоры и т.п. - «работают» на то, чтобы передать настроение, чувства, мнение автора. И наша задача - уловить их.

Так восьмиклассники усвоят еще одно правило: «Во время анализа лирического произведения в центре внимания должен находиться движение поэтической мысли»'.

Снова звучит поэзия и воспринимается она теперь учениками по-другому: как чистая и прозрачная песня о красоте родного края.

Стихи «Везде плач, и стоны, и рыдания...» и «Предрассветные огне» объединяет мотив боли за судьбу родного края и протест против неволи и тех, кто молча терпит гнет. И опять же «прозрачность» темы и идеи иногда приводит к упрощенному трактовку поэзии. Чтобы этого не произошло, предложим ученикам после ее прочтения вспомнить, в каких еще произведениях они встречали подобные настроения, чувства. Поиски неизбежно приводят к недавно изученной поэзии Т. Шевченко «Проходят дни, проходят ночи...».

Восьмиклассники находят строки, перекликающиеся своим содержанием: «Заснули думы; сердце спит, // И все уснуло» (Т. Шевченко) - «Все покоятся во сне» (Леся Украинка); «...и не знаю, // Чи я живу, чи доживаю, // Или так по свету волочусь, // Потому что уже не плачу и не смеюсь...» (Т. Шевченко) - «Счастлив, кто сны имеет милые! // От меня сон милый тика... // Вокруг темнота тяжелая, // Вокруг все спит, как в могиле» (Леся Украинка).

Отвечая на приведенные в учебнике вопросы к поэзии «Везде плач, и стоны, и рыдания...», цитируют соответствующие строки из нее, а также с «Предрассветных огнів» и, опять же, из «Проходят дни, проходят ночи...» : «Не дай спать ходячему, // Сердцем замирати // И гнилой колодой // По миру валяться» (Т. Шевченко), «Берімось лучше до работы, // Змагаймось за нове життя!» («Везде плач, и стоны, и рыдания...»), «Вставай, хто живий, в кого думка повстала! // Час для труда наступила!» («Досвітні огні» ).

В заданиях к поэзии «Досвітні огні» авторы учебника обращают внимание читателя на то, что «композиция лирических произведений значительно отличается от построения прозаических и драматических (то есть сюжетных): она определяется последовательностью и связностью в воспроизведении прежде всего чувств, размышлений».

Проследить развитие чувств помогут и предлагаемые строки из писем.

К тезису аннотации программы «Осуждение поэтессой своих современников, которые лишь скорбят над недолей родного края... Пламенный призыв приступать к работе...»:

«...Мне стыдно, что мы такие несвободные, что носим оковы и спим под ними спокойно. Итак, я проснулась, и тяжело мне, и жалко, и больно...» (Из письма Леси Украинки в Г. Драгоманова от 17 марта 1891 г.);

«... что уже мне такое положение вещей мак сим задрал! По-моему так: или жить или умирать, только чтобы не дрожать и не прозябать вот так целую жизнь. Напрасно Вы думаете, что мне только и печали, только и мысли, что мое здоровье, то бишь, слабость, - если бы было так, то еще бы никакой беды не было, не было бы о чем и говорить...» (Из письма Леси Украинки в Г. Павлика от 24 августа 1891 г.)4.

К тезису аннотации программы «Роль поэта и поэзии в обществе. Образ народного певца, его высокие моральные качества» (во время изучения «Древней сказки»):

«... я возьмусь теперь к работе так, что только ну! Что будет зависеть от меня, я все сделаю, ба - что же мне делать, как не это! Ведь, как бы там не было, а литература-моя профессия...» (Из письма Леси Украинки в Г. Косача, брата, 8-10 декабря 1889 г.);

«... как тяжело носить кандалы и как очень ярмо намулило мне шею... у меня руки в кандалах, но сердце и мысль свободны...» (Из письма Леси Украинки в Г. Косача от 25 февраля 1891 г.).

«Стыд и сожаление за мою страну просто грызет меня..., мнение о се тюремная жизнь ломает мое сердце. Не знаю, как кто, а я не могу терпеть молча під'яремного жизни» (3 листа в М. Павлика от 19 апреля 1895 г.).

Рассмотрев их, ученики сделают вывод о созвучии мыслей и чувств в стихах и корреспонденциях Леси Украинки.

При необходимости учитель может привлечь и другие строки из писем, которые станут подспорьем во время работы. Важно лишь позаботиться, чтобы это не превратилось в самоцель, а стало путем проникновения в духовный мир художников, творческую лабораторию, средством лучшего понимания творчества. И еще: не уроке должно оставаться время для поиска учеником собственных истин, раскрытие собственного «я» через знакомство с «я» писателя. Тогда и письма, написанные десятки, а то и сотни лет назад, найдут своего далекого адресата.

Литература

1. Айзеншток И. Я. Судьба литературного наследства Т. Г. Шевченко //Литературное наследство. - 1935. - №19 - 21. -С. 468.

2. Кухалашвілі К. П. Леся Украинка-публицист. - К.: Днепр, 1965.-С. 17.

3. Шевченко Т. Г. Письма. Заметки. Фольклорные записи // Полное собрание сочинений: В 6-ти тт. / Ин-т литературы им. Т. Г. Шевченко; Ред. кол.: М. К. Гудзий (председатель) и др. - К, 1964. - Т.6. - С. 72.

4. Там же. С 239., С. 49, 61., С 54 - 55.

5. Шевченко Т.Г. Письма. Заметки. Фольклорные записи // Полное собрание сочинений: В 6-ти тт. / Ин-т литературы им. Т.г.шевченко; Ред. кол.: М.К.Гудзій (председатель) и др. - К., 1964. - Т.6. - С 89.

6. Там же. С 261.

7. Украинка Леся. Письма // Собрание сочинений: В 12 тт. - К.: Научная мысль, 1978-1979. - ТЮ. - С 61.

8. Украинка Леся. Письма // Собрание сочинений: В 12 тт. - К.: Научная мысль, 1978-1979. - Т.11. - С 133.

9. Там же. 125.

10. Шевченко Т. Г. Письма. Заметки. Фольклорные записи // Полное собрание сочинений: В 6-ти тт. / Ин-т литературы им. Т. Г. Шевченко; Ред. кол.: М. К. Гудзий (председатель) и др. - К., 1964. - Т.6. - С 23.

11. Там же. С 31., С. 76-77.

12. «Гром'Як Г. Т Задачи и упражнения по украинской литературе. Изучение литературоведческих понятий и терминов. Приложение к учебнику 7 класса. Тетрадь для ученика. - Тернополь: Учебники и пособия, 1998. - С 3.

13. Шевченко Т. Г. Письма. Заметки. Фольклорные записи//Полное зібраннятворів:У6-титт./ин-тлітератури им.т. Г Шевченко; Ред. кол.: М. К. Гудзий (председатель) и др. - К., 1964. - Т.6. - С 40.

14. Шевченко Т. Г Письма. Заметки. Фольклорные записи // Полное собрание сочинений: В 6-ти тт. / Ин-т литературы им. Т. Г. Шевченко; Ред. кол.: М. К. Гудзий (председатель) и др. - К., 1964. - Т.6. - С 19.

15. Там же. С. 21.

16. Украинка Леся. Письма // Собрание сочинений: В 12 тт. - К.: Научная мысль, 1978-1979. - ТЮ. - С 22.

17. Пути анализа литературного произведения: Пос. Для учителя / Под ред. Б.Ф. Егорова. - М.: Просвещение, 1981. - С. 144-145.

18. Бандура А. М., Волошина Н. И. Украинская литература: Учебник для 8 кл. - К.: Образование, 2000. - С. 201.

19. Украинка Леся. Письма // Собрание сочинений: В 12 тт. - К.: Научная мысль, 1978-1979.-Т.10. - С. 83.

20. Там же. С. 107., С. 38., С. 68., С. 297-298.