Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Сказка как эффективное средство обогащения нравственного опыта школьников

О. Прокопова,

учительница украинского языка и литературы

Каменец-Подольский

Проблема воспитание нравственных чувств является объектом научного исследования известных философов, многих педагогов и психологов, потому что нравственные чувства не заложены генетически или природой, а их нужно воспитывать, и именно они являются основой формирования нравственной личности.

Еще Аристотель утверждал, что не столько ум, сколько «верно нацелен движение есть началом добрых деяний»[1;16]. Платон указывал, что образ жизни человека определяет характер их морального сознания. Конфуций моральные и духовные стремления считал идентичными. Главным для него было милосердие, сострадание, любовь к людям.

В эпоху Возрождения в педагогическом учении доминирующими стали гуманистические идеи, которые повлияли на педагогические взгляды Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Так, Я. А. Коменский главным считает воспитание патриотизма, честности, любви к труду, и са-ме это чувство должно управлять разумом. В своей книге «Мир чувственных вещей в сказке» автор доказывает и другое: признание внешних органов чувств у детей главным источником познания, поскольку они являются основными при обучении.

На мнению Ж.-Ж. Руссо, «...существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят значительно выше разума»[2;371], он обращал внимание на воспитание в человеке чувства доброты и бескорыстия.

На мнению современных философов, нравственность общества определяется наличием нравственных чувств у людей. Если нет моральных чувств, то и нет морали.

Одним из главных путей их формирования отечественные ученые видят воспитания на принципах народности: Т. Шевченко, И. Котляревский, В. Карамзин, М. Максимович, М. Драгоманов, К. Ушинский, В. Сухомлинский, С Русова, И. Бех, П. Еббс.

Т. Шевченко в своих трудах назвал моральные чувства не «даром природы», а исторически и социально сформированным чувством, которое нужно воспитывать у детей с раннего детства.

На глубокому убеждению К. Д. Ушинского, «ни слова, ни мысли, ни даже поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а весь содержание души нашей и ее строение» [3;117].

Продолжая идеи К. Д. Ушинского, А. Макаренко считал, что обучение становится воспитанием, когда оно несет идею науки через разум в сердце ребенка, к его чувствам, началом и источником воспитания является личный пример.

Отдельные действия при их моральной оценке нужно соотносить не просто по мотивам, которые им предшествовали, а с моральной определенностью личности. По этому поводу Гегель отмечал: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то это еще не означает, что он является добродетелью, а есть он ею лишь тогда, если этот способ поведения является постоянной чертой характера»[4;186].

С. Ф. Русова акцентировала внимание на том, что в школе дают достаточно материала для души, для работы ума, но мало энергии для чувств. Поэтому, по мнению автора, некоторые педагоги направляют цель обучения в другую сторону, обращая внимание на изучение художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, объясняя это тем, что именно искусство является источником воспитания эмпатии. Сказка и ребенок, по ее словам, - это что-то родное, близкое, и «как бы учителя не пытались выгнать сказку из детского дома, она все равно там будет господствовать, ибо она естественно отвечает требованиям детского ума, а те человеческие отношения по сказкам такие простые и понятные, что ребенок может искренне сочувствовать горю и скорби, радоваться победе и счастью сказочных героев. И это вызывает первое чувство симпатии - начало альтруизма, первое сознательное впечатление правды и лжи, той примитивной большой правды, которая залегает в глубоком лоне народной души и выливается так просто в народных сказках. Здесь впервые просыпается детская внимание к людям, сочувствие к их судьбе, растет глубокая сердечная любовь ко всему убогому, до красоты и добра»[5; 203]. Сказка обогащает жизненный опыт школьников, развивает их эстетический вкус, творческие способности. Читая произведения этого жанра, ученики верят в добро и красоту, в них возникает желание всегда бороться за правду и справедливость.

Искусству как средства воспитания должное место отводил В. О. Сухомлинский, но прежде всего фольклорном, потому что школа должна уважать национальную культуру и при этом утвержувати общечеловеческие ценности. Автор был убежден в необходимости воспитания в начальной школе, когда особую актуальность этот процесс приобретает в конкретном эмоциональном проявлении-деятельностные. Ученый замечал: если воспитывать ребенка по схеме «пойми то, что я тебе говорю, услышь то, что я хочу утвердить в твоей душе -- и ты будешь хорошим человеком»[6;252], то это может привести к потере содержания высоких слов в сознании ребенка. Чувства нужно подвести, его нужно вызвать, пробудить эмоциональной ситуацией.

Как луч, «что пронизывает содержание человеческих поступков», видит чувства. О. Сухомлинский, а нравственности он отводит основное место в своей педагогической системе. По его мнению, сказка - это активное эстетическое искусство, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка: ум, чувства, воображение, волю. Сказочный жанр развивает мышление каждого ребенка, способствует созданию интеллектуальной атмосферы в детском коллективе. Она овладевает чувствами учеников, потому что через сказку дети познают мир не только умом, но и сердцем. «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка - благородное и ничем не заменимое источник воспитания любви к родине». По мнению педагога, музыка, воображение, сказка, искусство помогают ребенку развивать свои духовные силы, особенно большое удовольствие в школьников вызывает прослушивание музыки сказочного характера. В. О. Сухомлинский подчеркивает, что музыка - это язык чувств, а сказка - одно из условий, которая способствует вхождению ребенка в музыкальный мир, между тем как музыка является незаменимым средством воспитания учащихся. Красота музыки является источником красоты мысли, сердца, души. Музыка может стать средством самовоспитания, потому что она воспитывает главное в человеке - любовь к людям, желание творить добро и красоту.

Познавая окружающий мир и изменяя его, человек не равнодушно относится к тому, что происходит в нем. Предметы и явления мира, события собственной жизни, отношения с другими людьми, общественные события пере-живаються человеком, вызывая у нее удовольствие или неудовольствие, радость или горе, восторг, сочувствие, уверенность в себе, стыд и др. Эти разнообразные переживания человека, в которых оказывается ее отношение к тому, что творится вокруг нее, к другим людям, к себя самой, является эмоциями и чувствами.

Эмоции и чувства представляют собой определенный процесс. Одновременно они являются психическим состоянием личности, а также свойством человека, что проявляется в ее более или менее устойчивом положительном или отрицательном отношении к определенным явлениям.

С возникновением и развитием музыки, изобразительного искусства, литературы возникли и развились эстетические чувства. Произведения искусства не только дают наслаждение, но и порождают эстетические потребности и чувства. «Предмет искусства, - а также всякий другой продукт, - создает публику, которая понимает искусство и способна наслаждаться красотой».

По словам Гельвеция, «ребенок рождается чистой, как доска» и только в процессе своего развития она становится личностью. Обучаясь, ребенок приобретает опыт. И учитель должен постоянно помогать учащимся в яркой, многоголосом, разноцветном мире находить и любить красоту слова, музыки, живописи.

Особые эмоции во время изучения сказки вызывает именно музыка. Она способна воспроизвести то, что непосильно языке, раскрыть самые глубокие, самые тонкие детские чувства, настроения, переживания, дает возможность вернуться в прошлое. Музыка невольно воспроизводит чувства и эмоции. Она может смутить, успокоить, заставить радоваться и грустить; и, как всегда, побуждает к переживаний и мыслей.

Например, О. С. Олексийчук в исследовании «Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами украинской народной музыки» предлагает заинтересовать учеников моральным и эстетическим содержанием украинской народной музыки, обеспечить постепенное его изучения, разработать систему педагогического руководства музыкальным воспитанием учащихся.

Т. П. Гаврилова обращает внимание на то, что способность человека эмоционально сочувствовать (отзывался) развивается постепенно, под влиянием чтения художественной литературы, и особенно в раннем детстве и в младшем школьном возрасте - благодаря систематическому чтению сказок.

Современными исследователями ведется поиск путей и средств воспитания нравственных чувств школьников.

С А. Литвиненко раскрывает эффективность формирования этих чувств у младших школьников через целенаправленность, систематичность гуманистического влияния средствами сказки в учебно-воспитательном процессе [7].

Т. И. Гризоглазова, как и В. О. Сухомлинский, замечает, что музыка в сказке выполняет внутреннюю функцию: с помощью интонации, динамики, темпа передает чувства, которые стимулируют психологические процессы восприятия [8]. Используя музыкальную сказку как средство воспитания, она разработала организационно-методическую систему, состоящую из трех уровней: эмоций но-чувственного; но эмоций-познавательного; эмоционально-деятельностного.

В. Даль считал, что сказка закрепляет в ребенке моральные чувства, потому что этический потенциал этого жанра вмещает в себе и силу морали, и народное средство воспитания.

Н. Стельмахович доказал влияние фольклорной сказки на чувства и эмоциональное ее восприятие детьми.

Совсем другого мнения придерживается выдающийся психолог Л. С. Выготский. Он отмечает, во-первых, психики без поведения не существует. И если через сказку в психику мы вводим правильное представление о действительности, то воспитываем у ребенка плохой поведение. Только правда должна стать основой воспитания с самого детства. Фантастический мир сказки подавляет ребенка, запугивает ее «змеями», «кощеями», «лесовиком». Сказка не соотносится с действительностью, в ней есть то, чего мы не можем увидеть и ощутить. По мнению психолога, ребенок остается непосвященным с окружающим миром, она становится нездоровой, замкнутым, равнодушным, находится в царстве фантастической выдумки, т.е. осуществляется воспитание «сліпоглухонімоти отношении к окружающему миру».

Во-вторых, он указывает, что изменения в воспитании зависят от социального окружения, где находится ребенок с момента рождения, доказывает неравномерность биогенетического закона, особенно его переход по биологии в психологию. По его мнению, если определенные психологические условия и порождали возвращение психики ребенка к уже пройденных этапов истории, то главная задача воспитания - не поддерживать, а, наоборот, покорять их действительности, а сказку - вообще забыть.

Л. С Выготский признает только эстетическую ценность сказки. Но, размышляя над этим вопросом, автор приходит к противоречию. Как пример воспитания ребенка в морального поведения он приводит эпизод чеховского рассказа «Дома»: отец не сумел убедить своего семилетнего сына о вреде курения. Только когда отец перед сном рассказал ребенку сказку о сыне короля, который курил, но впоследствии заболел и умер, это очень сильно поразило психику ребенка. Мальчик понял и осознал воспитательный урок. Сказка стала чрезвычайно эффективным средством нравственного воспитание.

На пользу сказки психолог сформулировал «закон эмоциональной реальности фантазии»: независимо от того, реальна или нереальна действительность, которая влияет на нас, наши эмоции, связанные с этой действительностью, всегда реальные. Поэтому оправданием сказки, по мнению психолога, является ее реальная эмоциональная основа.

В трудах П. Еббса, которого считают выразителем современных педагогических идей Великобритании, Канады, США, отмечается, что базой любой художественной деятельности есть два источника: биологическое и культурологическое. Если ребенок составляет сказки, танцует, поет, рисует, то ее внутренний чувственный мир обогащается через культурологические формы, которые накапливались ранее. Автор рекомендует стимулировать фантазию детей и изучать в школах больше сказок, мифов, легенд.

Моральные чувства принадлежат к особой группы высших чувств. Характерной их особенностью, как и других психических явлений, является то, что они порождаются объективной действительностью. Следовательно, чувства имеют объект, который их вызывает. Неоговоренных чувств, то есть таких, что не имеют определенной причины, не бывает. В жизни человека эмоции и чувства находятся в неразрывном единстве с познавательными процессами. Не бывает «чистых» эмоций и чувств, они всегда вызываются тем, что мы чувствуем, воспринимаем, представляем, о чем думаем. В них проявляется отношение человека к обществу, деятельности, самой себя. Под их влиянием формируются этические представления о добре и зле, красоте и уродство, правду и ложь, веру и честь. Овладение способами решения различных нравственных задач, овладение их содержания требует наличия у ребенка значительного запаса этических знаний.

Нравственность была и остается одной из важнейших проблем формирования личности, которую рассматривали и рассматривают много педагогов, психологов, размышления и практические достижения которых являются принципиальными положениями становления человека. (А.С. Макаренко «Книга для родителей», В. О. Сухомлинськии «Сердце отдаю детям», К. Д. Ушинский «Родное слово», Т. С. Костюк «Учебно-воспитательный процесс И педагогическое развитие личности», И. Д. Бех «Воспитание личности» и др.).

Моральное воспитание - поступательное, многогранный процесс, который осуществляется на основе комплексного подхода и предполагает формирование нравственного сознания учащихся, нравственных убеждений, чувств и морально-этических норм поведения.

Поэтому задача нравственного воспитания заключается в утверждении принципов общечеловеческой морали, человеческого достоинства, национального сознания, патриотизма, порядочности, согласия между людьми, доброты, милосердия и других добродетелей, а также воспитание духовного единства поколений, закрепление опыта гуманных отношений, формирование морально-этических знаний, навыков сознательного культурного поведения.

Усвоение учащимися нравственных норм и правил поведения происходит постепенно. В каждом классе детям объясняют, как они должны относиться к своих товарищей, родителей, учителей. В правилах сформулированы основные требования и обязанности школьников.

Моральные нормы и правила поведения успешно усваиваются учениками тогда, когда учитель не только раскрывает их содержание, и создает проблемные ситуации (на уроках литературы, во время чтения сказки или другого произведения), чтобы ученики имели возможность воспользоваться приобретенными знаниями.

Там, где не обеспечивается единство знаний и практического поведения, моральные нормы усваиваются учащимися лишь формально. Школьники их знают, умеют применять, но не желают выполнять или ведут себя по-разному (в школе соблюдают норм морали, а за ней действуют вопреки).

Ученикам 1-5 классов свойственно подражание. Это явление имеет положительное и отрицательное значение в усвоении моральных норм и правил поведения. В связи с недостаточным жизненным опытом и самосознанием они начинают подражать нежелательные формы поведения: грубость, недисциплинированность, наглость, жестокость и т.д. Вместе с тем подражания и назидания, в частности сказки (постоянная победа добра над злом, правды над кривдой, судьбы над нищетой), облегчает усвоение норм и правил поведения.

Дети пытаются подражать учителя, авторитетных для них взрослых. Именно в этот период у учащихся возрастает роль личного примера перед учителями, товарищами. В связи с этим прожорливее является их оценка поведения других учеников, повышается ответственность за свои действия и поступки.

Формируя моральные качества учеников, нужно определять мотивы действий. Важно исправлять школьников в моральном поведении, в нравственных поступках не только на воспитательных часах и тогда, когда ребенок совершил неверный шаг в определенной ситуации, но и на уроках литературы, во время анализа художественного произведения (на примере поведения конкретного образа и результатах такого поведения). Однако воспитывать моральные качества надо не только на положительных примерах поступков персонажей, ученики должны знать и понимать плохое, уродливое, чтобы они могли разобраться, оценить, сравнить поступки литературных героев.

Формирование морального поведения представляет собой единую систему, что предполагает моральные знания, отношения и действия. Если педагог не будет работать одновременно над всеми звеньями этого комплекса, неизбежно будут иметь место ошибки, неудачи в моральном воспитании ребенка. Изолированное усвоения каждого звена этой единой системы является причиной тех фактов, когда ученики хорошо знают, что и как делать, но делают по-другому. Школьники правильно определяют понятия: честность, храбрость, трусость, лень т.д. - однако сами ответных чувств не проявляют.

Сложность нравственного развития учащихся обусловлена спецификой каждого звена этой единой системы. Так, оперируя многими моральными понятиями, дети 1-5 классов очень часто неточно понимают их содержание. Например, определяют смелого человека как сильную, а доброй называют щедрого, веселого человека «которая всем дает», справедлив тот, кто ласковый, внимательный.

Каждое понятие формируется на основе абстрагирования существенных признаков, что постоянно хранятся в различных предметах, фактах, поступках. Суть любого морального явления выделить очень трудно, потому что, во-первых, оно выступает в комплексе с многими другими моральными явлениями и очень редко - в обособленно. Во-вторых, потому что проявляется оно в самых разнообразных действиях и суждениях разных людей. Распутать клубок отношений, чтобы оценить, какое качество личности имела место в конкретном поступка и случае (как существенная справедливость или равнодушие, доброта или хитрость) - очень сложная задача для учеников с их небольшим еще жизненным опытом.

Особенность нравственных понятий заключается в том, что они обязательно предусматривают момент оценки, причем альтернативной: добрый, честный, смелый - хорошо; ленивый, злой, лживый - плохо. Поэтому освоение нравственных понятий не может сводиться к познавательной деятельности. Мало знать, что такое лживость, тщеславие или отзывчивость, необходимо, чтобы соответствующие качества обусловили определенное эмоциональное переживания человека. А также для успешного усвоения нравственных понятий ученикам надо уметь анализировать сказку, поступки положительных и отрицательных персонажей с позиций общественных норм поведения и делать соответствующие моральные обобщение.

Как показывает опыт воспитательной работы, а также специальные психолого-педагогические исследования, успешное решение многогранных задач воспитания невозможно без выяснения понятия критериев воспитанности как главного психологического механизма, который определяет действенность моральных норм и наличие постоянного обратной связи, т.е. получение регулярной информации об изменениях в поведении личности под влиянием воспитания. Без этого трудно представить себе пути и средства воспитание как целенаправленный процесс проектирования и формирования личности и определить степень его эффективности. Если об эффективности обучения можно судить по успеваемости, уровня образованности школьников, то доказательством эффективности воспитания является постепенное повышение уровня их воспитанности.

Среди присущих воспитанной личности качеств центральное место занимают нравственные качества, поскольку именно они определяют и регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни. В моральном сознании человека наиболее отчетливо оказывается сущность ее внутренних субъективных отношений к людям, к труду, к самой себя как члена коллектива и общества в целом.

Главным критерием, с помощью которого устанавливается уровень воспитанности человека, является моральные принципы и нормы общества, предусматривающих сформированность в личности таких черт, как любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества, коллективизм и взаимопомощь, гуманность, милосердие, честность, справедливость, сострадание и др.

И эта проблема еще не изучена и нуждается в совершенствовании. Особенно остро она встает на рубеже начального и среднего звена образования и связана со многими факторами. Как отмечает психологическая наука, именно в этот период у школьника меняется отношение к ведущего вида деятельности - учения, возрастает потребность в интимно-личностном общении с ровесниками. Роль влияния учителя на учащихся уменьшается; повышается значимость мыслей, поведения ровесников. Появляется чувство «Я-взрослости», которое побуждает подростка демонстрировать и отстаивать свою позицию, довольно часто социально неоправданную, конфликтную, с проявлениями негативизма, эмоциональную. Кроме того, период обучения в 1-5 классах - это время «перехода» от одного учителя ко многим педагогов-предметников, что в определенной мере также негативно влияет на поведение школьников.

Поэтому, по нашему глубокому убеждению, чем раньше и прочнее сформируется у детей представление о дружбе, уважение, преданность, самопожертвование и т.д., тем менее демонстративно-негативными будут их поступки. Этому в большой мере способствуют занятия по литературе, на которых используются материалы из народоведения, разных видов искусства, а именно изучение обрядов, обычаев, традиций, культурных приобретений, которые объединяются единой форме - сказкой.

Именно через определение сказочного произведения как средства нравственного воспитания в различных и доступных формах передается детям народная мудрость, расширяется их кругозор, улучшается общение.

Актуальной проблема развития эмоционально-нравственной сферы ребенка. Ведущие украинские ученые (И. Д. Бех, А. М. Богуш, X. Я. Савченко) отводят ему ведущую роль в процессе формирование личности.

В частности, И. Д. Бехом разработаны общие направления работы педагога по решению задач нравственности человека, которые построены по законам Истины, Добра и Красоты и должны способствовать их духовному подъему [9;96]. Он подчеркивает, что эмоции у детей находят свое продолжение в движении, например, во время инсценировки сказки, а также активно формируются во время исполнения роли сказочного героя, когда ребенок переживает его чувства и поступки.

Сказочные произведения

Моральные нормы

«Коза-дереза»

Порядочность, искренность, любезность, отзывчивость, общительность, уважение к друзьям.

«Козел и баран»

Доброта, порядочность, искренность в отношениях, дружелюбие, уступчивость.

«Лисичка и Журавль»

Доброта, порядочность, общительность, искренность, гостеприимство.

«Телесик»

Любовь и уважение к родителей, порядочность, отзывчивость, смелость, мужество.

«Кирилл Кожемяка»

Уважение к старшим, доброта, отзывчивость, отвага, взаимопомощь, общительность.

«Котигорошко»

Уважительное отношение к матери, любовь к земле, порядочность, отзывчивость, храбрость, мужество.

«Дедова дочь и бабья дочь»

Доброта, сочувствие, искренность, щедрость, трудолюбие, отзывчивость.

«Мудрая девушка»

Любовь и уважение к родителей, доброта, мудрость, искренность, отзывчивость, порядочность.

«Приемный отец»

Доброта, правдивость, отзывчивость, щедрость, искренность, уважение к старшим, порядочность, сострадание.

И именно особенности сказки определяются тем, что она несет не просто определенную информацию, а вызывает у ребенка эмоциональные переживания. Вообще, художественное слово тогда становится произведением искусства, когда содержит в себе эстетическую ценность, когда между сказкой и учеником возникают эстетические взаимоотношения. Именно благодаря этому контакту происходит эмоциональное переживание.

Каждый сказочный произведение вызывает у ребенка определенные эмоции (радость, печаль, ненависть, возмущения, переживания, боль). Это не просто способность человека передать эти ощущения, а способность сказки вызвать эти чувства. Вообще, любое искусство невозможно оценить без пережитых эмоций. Эмоции - это внутреннее состояние, сила, смерч. Читая сказку, ребенок входит в фантастический мир, начинает жить описанной действительностью, жизнью своего героя. И воспринимает это все по-настоящему.

В в таблице указаны сказочные произведения, при изучении которых целесообразно углублять знания учащихся о моральных нормах и воспитывать культуру человеческих взаимоотношений.

Литература

1. Аристотель. Большая этика. - Соч. в 4 т. - М., 1976-1984.- Т. 4.

2. Руссо Ж.-Ж. Письма о морали. Педагогические сочинения. - В 2 т. -Т. 2. -М., 1981.

3. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Сочинения в 11 т.- Т. 2. -М.-Л., 1948.

4. Гегель Г. Эстетика. - П. С. С. В 4 т. - М., 1968.- 1973.

5. Русова С. Ф. Избранные произведения. - К.: Образование, 1996.

6. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. - В 5 т. - Т. 3. - К.: Советская школа, 1980.

7. Литвиненко С. О. Воспитание гуманных понятий младших школьников средствами украинской народной сказки: Дис... пед наук. - Одесса, 1994. - 183 с

8. Гризоглазова Т. Н. Формирование нравственного опыта младших школьников средствами музыкальной сказки. Дис. ... канд. пед наук. - К., АИШ Украины, 1994. -133с.

9. Бех И. Д. Критерії нравственной воспитанности младших школьников (Книга для учителя). - К.: Советская школа, 1989.

10. Украинские народные сказки. - К:: «Спалах» ЛТД, 1993. - 109 с.

11. Украинские народные сказки. -К.: Ирпень, 1996. -656 с: ил.