Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Натурфілософський содержание концептов Леонида Талалая

И. Прокофьев,

кандидат филологических наук

Каменец-Подольский государственный университет



Натурфілософське направления лирики Л. Талалая определяет характер ее ключевых образов. Содержание последних частично освещены в трудах Л. Новиченко, В. Моренца, Т. Салига, В. Базилевского, М. Рябчуката др. Но делалось это вскользь, без сосредоточения на вопросе образных доминант. В этой разведке ставим себе целью выяснить их поетикальні особенности, раскрыть проявленное в них концептуальность мировоззрения писателя.

В исследуемом поэтическом дискурсе особенно часто встречаются образы огня, дыма, неба, луны, коня, птицы, течения, дороги, мглы, тумана, бездны, семена, сада, яблоки, весны, лета, осени, тьмы, света, тени и др.

Стремясь поэтического раскрытия тайн природы, Л. Талалай прибегает к образам-архетипам. Одним из них является образ водной стихии. Его разновидности (вода, река, поток) известны с древнейшей поры, встречаются в мифологии, в произведениях мировой литературы всех эпох.

«Непрерывно бежит в даль этот вечный поток» [23; 48] - писал Тао Юань-Мин. «Посмотрел дальше, и толпа громкий Увидел я край буйного потока...» [3; 38], - читаем в «Божественной комедии» Данте. Используя древнегреческий миф о Харона, Данте создает образы реки, берегов, лодки, символизирующие необратимость человеческого существования во времени.

С шумным водяным потоком сопоставляет время И. В. Гете [2; 713]. Мысль о времени, его необратимость прочитывается в Его строках: «Течет вода в синее море, И не вытекает...» [26; 10]. С ветром сравнивает натиск времени М. Зеров. Это сопоставление является лишь частью более широкого сопоставления, в котором говорится о людях среди разбушевавшегося моря: «А дни летят, как ветер; рвут штурвал и топят нас» [4; 41].

Но если в упомянутых и других поэтов приведенные и близкие к ним образы являются только отдельными менее или более важными деталями их дискурса, то в Л. Талалая художественное воплощение времени в образе реки, водяного потока является сквозным, концептуальным.

Еще в конце 60-х годов лирический герой поэта замечает «мира светлого плавание» [ 14; 3]. А про себя самого, про форму и содержание своего физического и духовного продолжения говорит: «... весла мои в Днепре... думы в тревожном полете» [14; 17].

От книги до книги образ водяного потока все тривкіше ассоциируется с образом времени, ибо «...невольно Все плывет: и мир, и я...» [17; 70].

Из сборника «Осенние гнезда» (1971) начинается настойчивое освоение Л. Талалаем жанра лирической медитации. Энергетические линии розмислу чаще всего концентрируются вокруг проблемы времени как формы существования мира. В первых попытках проникновения в указанную сферу заметны фольклорные подходы: «мать Пошла за водой и не вернулась. Только золотое ведерко светится из воды» [20; 46].

В произведениях 70-х годов естественно отразилось жизнелюбие лирического героя - молодого по возрасту человека, осознание значительного (в разрезе человеческой жизни) временного резерва, которым она обладает. В стихотворении «Песня юности» лучшая пора человеческой жизни сопоставляется с водоворотом (явлением, связанным с архетипом воды). В образной форме передается успешное физическое и духовное противостояние человека временные, когда она в розповні сил:

А юность в теле

так же

бурлит,

И яростно в времени

Крючки обрыва,

И снова смеется,

И жадно целует,

И песню

бессмертную

поет! [19; 84].

Впоследствии, в отдельных произведениях первой половины 80-х годов, разновидности архетипа воды применяются для передачи умиротвореного и самозаглибленого состояния души лирического героя:

Словно покинули навечно

Тебя тревоги и мысли,

И навзничь лежишь, как река,

В которой и небо, и звезды [13; 42].

Но уже в эту пору, как бы незаметно, неторопливо, в его настроение проникает ощущение необратимости жизни, подчинения человека времени. Одним из первых симптомов такого смещения в содержании архетипного образа воды, наверное, было стихотворение «Плывет челн» [13; 48]. Его удивительно тонкий интонационный рисунок, искусно соединенный с ним подтекст внушают читателю элегическое настроение, заводят в состояние медитации о текучести, невічність всего сущего. Именно поэтому лирическому герою «Неизвестно кого сожалению», может даже «Всего люда на земле» .А вытекает ностальгический мотив старинной песни «Словно лодка, воды полон, над рекой плывет». Река здесь уже ассоциируется с всевластным временем.

Творениях 80-90-х годов образы, связанные с архетипом воды, приобретают новых смысловых граней. В основном в них реализуются многоаспектные состояния внутреннего мира лирического героя, который взволнованно переживает и осмысливает метаморфозы бытия, изменения вокруг себя и в самом себе. Ярким образцом таких художественных построений второй половины 80-х годов стихотворение «Шум широкой воды» , что открывает сборник «Такая пора». Уже его название и особенно эпитет «широкий» подчеркивают масштабность явлений, охваченных зрением поэта. Этот мотив продолжает стихотворение «Дождь», помещенный в «Такой поре» вторым. В нем выражено всеохватность, всевластии бытийного течения, взаимосвязь физического и исторического времен:

А дождь шел, шумел и сиял

Росу и слезы, хлеб и соль,

Шел с Чернигова на Киев

И через Киев на Путивль.

Куда-то на юг двигал грозы,

Как Игорь войско до Донца,

И не было его дороге

Ни начала, ни конца [22; 10].

Содержание многих образов, связанных с архетипом воды, что были созданы в 90-х годах, имеет драматические оттенки. В них отразилось обостренное восприятие лирическим героем жизни природы, социума и особенно - ускоренного движения времени:

Господи, почему оно так быстро?

Господи, куда оно, куда?.. [21; 17].

В образах водяного потока нередко находят художественное освещение исторические события. В стихотворении «И камень пересох, и пересохли стебли...» используется образ призрака, который в поэзии Л. Талалая тоже является ключевым. Он символизирует далекое прошлое, что иногда возникает в воображении лирического героя. Образ призрака естественно трансформируется в образ водяных валов, который символизирует дикую азиатчину, кочевые племена. Трансформация происходит через ассоциативное приращение одного образа к другому: «марево» - «марево течет и подсолнухи - рекой» - «подсолнухи цветут, стоят перед тобой По самый горизонт золотой Ордой» - «Лишь марево степей, как Будто из небытия, выходит из берегов» - «И катятся валы с навальністю потопа За горизонты сухие На север и Европу» [21; 7-8].

В эссе «Архетипический анализ: теория мифов» Н. Фрай пишет, что «Символика воды также имеет собственный цикл: от дождей к источникам, от источников до фонтанов, ручейков и рек, от рек до моря или до зимнего снега, а потом снова назад» [25; 131].

В произведениях Л. Талалая наталкиваемся на все вышеуказанные циклические знаки. Но чаще всего встречается образ реки. В основном он символизирует буттєвий течение.

Образам временного движения поэт каждый раз пытается придать новый смысл через раскрытие до сих пор не раскрываемые его граней. Почти в каждом новом произведении ему удается подарить читателю до сих пор не известную художественную перспективу. Как пример рассмотрим строфу из стихотворения «На душе - как будто после скрипки», помещенного в сборнике «Поток воды живой» (в основе названия книги - тоже архетип):

Вот оно было... и уже нет,

Как в воду выпало из руки.

И лишь над берегом реки

Тень бежит и «Выдыбай!..» - умоляет [21; 17].

Объектом исследования здесь снова есть внутренний мир лирического героя. Каждая новая мгновение что-то с него забирает и что-то в него добавляет. Душа ежесекундно с чем расстается. Это ее тень бежит над берегом и, как те киевляне-язычники, которые умоляли сваленных в Днепр по приказу князя деревянных идолов вынырнуть из волн и выйти на берег, просит прошлое, пережитое вынырнуть из небытия. За то, что тень не в силе (как того хочет) вернуть утраченное, «На душе - как будто после скрипки» [21; 17]. Образ воды, реки в этом стихе вновь связан с образом времени. Если рассматривать его вне контекста, то он - же-повтор. Но контекст через вышеупомянутые исторически-психологические ассоциации предоставляет ему неожиданных смысловых нюансов и таким образом обновляет.

Нередко в произведениях Л. Талалая художественные элементы, связанные с архетипом воды, имеют лишь касательное к часовому смысловое наполнение: «поток, 3 которого пьют, не втолюючи жажды...» [21; 20] - жизненные радости; «Вода верховья реку поднимает...» [18; 77] - жизненные силы; «выплескивая пену, Вода под взглядом зимы Собой же стеклит Ту щель, В которую прорвалась 3 тьмы» [22; 57] - память.

Неоднозначным является также образ росы. В стихотворении «Дорога светится моя...» он еще раз художественно воплощает часовой движение. Но это самодостаточный образ, потому что поэт нашел необычный ракурс видения временного потока: прибег к детализации процесса возникновения росы, увидел сам и показал реципиенту его промежуточные звенья. «Роса, которая росой еще не стала» [21; 21], может ассоциироваться в восприятии читателя с живым существом, что растет, скажем, с юной девушкой. Следовательно, художественная модель приобретает пластичности, поэтической неповторимости.

Другим смыслом образ росы наделен в стихотворении «Тот самый сад. Тот самый мир...». Здесь он является средством выявления изменений в мировосприятии лирического героя, символом стишення его сердечных порывов - «И только немножечко роса от той холоднее» [18; 52].

Символом жизни выступает в Л. Талалая образ травы. Его генезис в мировой литературе начинается с «Листья травы». Уитмена: «Малейший росток свидетельствует, что смерти нет на самом деле, А если она и была, то вела за собой жизнь...» [24; 23]. Творчество американского классика оказала значительное влияние на формирование поэтического мировоззрения Л. Талалая. Особенно ярко это проявилось в сборнике «Осенние гнезда» , где помещены несколько верлибров. В одном из них дождь лирическому герою даже «...пересказывает «Листья травы» [20; 33].

Многоаспектность указанного образа в произведениях Л. Талалая очевидна. В миниатюре «Листок» это - символ молодой жизни, детского незнания в противовес жизненному опыту и вигасанню:

А внизу - молчит трава,

Еще зеленая и ворсистая,

И слышит все его слова,

Но не понимает смысла [13; 65].

Старения, утраты жизненных сил - таков смысл он имеет в подтексте строк:

Еще жара не спала, но чувствую

Не жажду, а усталость пожухли трава... [21; 85].

Свободолюбие народа, духовная неповиновение передана им в стихотворении «После боя»:

... сводится тихая трава,

Коленями князя примята [22; 12].

Ключевые образы из сферы природы для произведений украинских писателей особенно характерны. Длительную генеза, общие и ярко самобытные (в активе настоящих мастеров слова) черты имеет образ сада. Вспомним «Сад божественных песен» Г. Сковороды, «Садок вишневый коло хаты...» Т Шевченко. В этом же ряду: «Цветут сирени, сад белеет...» [9; 37-38], «Яблоки поспели, яблоки красные!» [9;38]М. Рыльского; «Утром иней, как снег...» [11; 73], «И время далек, и земля далека...» [11; 118-119], «Я вновь твой гость...» [11; 223-225]. Свидзинского; «Молоденькие сады мы посадим на утесе...» [6; 209-210]. Малышко; «промытый Дождем, ветром битый...» [8; 468] Л. Первомайского; «Слайды» [5; 68] Л. Костенко и др.

В творчестве Л. Талалая образ сада - один из сквозных. Каждый раз новыми гранями загорается он в стихах «Пригород» [12; 54], «Теплая осень» [12; 99], «Розовый сон» [12; 212], «Скрытая капля» [12; 230-231], «Бежало лето» [12; 256], «Похолоднішала роса» [12; 301-302] и целом ряде других.

В стихотворении «Глубокий сад» [12; 408-409] поэт с редкой художественной полнотой запечатлел счастливое мгновение детства, «...поймал в свои объятия время, и открылось, что не враги они, а сотворцы вечности!» [7; 21]. Образ сада здесь символізовано. Это художественное воплощение чистоты души и памяти о самую светлую пору жизни. Можно заметить определенные переклички этого произведения с вышеупомянутыми стихами В. Свидзинского и «Слайдами» Л. Костенко, но это никак не отнимает у него признаков настоящего шедевра.

От первой до последней Талалаєвої сборки образ сада эволюционирует.

В «Журавлиной орала» (1967) лирический герой признается: «Яблонь спешу насадить среди поля, Весной присмотреть кроны...» [15; 19].

В стихотворении «Еще горят на яблоне плоды...» [16; 28] из сборника «Крылом по земле» (1996) доля саду - листок, оторвавшись от ветки, падает на воду, и читачеве восприятие переводится в другую сферу природы, сферу водной стихии, подтекстом которой является стремительность временного движения. К мысли о время приводит ассоциирование в тексте образа лодки с образом гири часов.

В «Потоке воды живой» (1999) образ сада встречается много раз и в разных модификациях, но чаще всего выступает аллегорией юности и старости. С целью создания ретроспективных переходов в стихотворении «Все меньше и меньше тепла» [21; 18-20] поэт несколько раз прибегает к художественным деталям, текстовым содержанием которых являются образы сада, а підтекстовим - образы начала, розповня и склона человеческой жизни: «Осень шерхотить. В садике и молчаливом телефоне...» , «...хочется домой В благоухание сирени и бузины, в то село...», «Давным-давно тот сад перекипів И отшумел...», «Цветут сады. С огородов пахнет дым» , «Только заплачет дочь ночью, В которой еще впереди рассвет, И цветущие яблони...».

Необычный для украинской поэзии образ сада - художественная доминанта стихотворения «Тот самый сад. Тот самый мир» [21; 116-117]. Напечатанный еще в сборнике «Наедине с миром» [18; 52-53], абсолютно органично он вошел в сборник «Поток воды живой» . Примечательно, что здесь автор снял с него название «Похолоднішала роса», которую он получил в «Избранном» [12; 301-302]. Открывая текст строкой «Тот самый сад. Тот самый мир», поэт заостряет внимание читателя на образе внутреннего мира лирического героя, что является підтекстовим содержанием образа сада.

Особенно ярко раскрывается в этом произведении способность поэта на высоком художественном уровне реализовать психологическую неодномірність личности лирического героя. Лирический герой здесь не только заново переживает свои прошлые впечатления. Он одновременно переживает разные прежние душевные состояния:

В руке лишь один листок,

А будто их много.

Горят между пальцами они

И шелестят до меня,

А из всего множества

Только один зеленый.

И чувствую: что-то не так,

А что не так - не знаю.

Лишь один поет птица,

А будто хор поет.

Розовое яблоко цветет,

Гудит пчела в кроне,

А я срываю золотое

И грею в ладони [21; 116-117].

Читателя завораживает художественный эффект приема, что позволяет одновременно находиться как бы в разных «комнатах» и на разных «этажах» души лирического героя. Образ сада-души, что расщепляется, умножается, в этом произведении аккумулирует такие настроению и медитативные нюансы, которые не повторяются никогда и нигде.

Раскрытию уже другой, драматического, переживания лирическим героем - постепенного утрачивания молодости сердца - служит образ сада в стихотворении «И октябрь отошел оркестром золотым...» : «Ты молишься словам, отыскивая рима, Чтобы распад остановит Или хотя бы задержать... Но чернеет сад, вспоминая лето...» [21; 24].

Когда-То В. Моренец справедливо писал, что Л. Талалай жизни «...иначе как в проминанні ... и не мыслит, не чувствует, только движением его втолюється, точно осознавая конечность движения. И это знание - не трагедийное, оно нисколько не омрачает высокой гармонии души и мира ...» [7; 21-22]. Но дальше, посчитав другие признаки душевного состояния лирического героя, обронил такие слова: «Неужели пепельная жура и отчаяние еле вползают в этот дрожащий солнечный свет?» [7; 25-26].

Действительно, осознание «конечности движения» и сегодня, в начале XXI века, не омрачает высокой гармонии души лирического героя и мира природы в произведениях Л. Талалая. Но противоречивые социальные трансформации 90-х годов не могли не вызвать изменений в его умонастроении. И прежде всего они, а не нашествие лет, привели к тому, что «чернеет сад», и то, что дальше в этом контексте, виповненому драматическим мотивом, который перерастает в трагизм, как символ небытия возникает образ ночи.

Правда, лирический герой «Потока воды живой» пытается преодолевать в себе приступы отчаяния и безнадежности, ища и находя, как и ранее, спасение свет души в творческом деянии. Поэтические озарения измученного сердца становятся содержанием образа сада в стихотворении «вдруг Вздрагиваю от живой...»:

И там, впереди, мне

Белеют яблоками дни,

И я увижу, что-то найду

Под листопадом в саду,

Самые сокровенные слова,

Кажется, вишепчу не всуе,

И, чем душа моя живая,

Если не люди, Бог услышит [21; 29].

Итак, образам сада в произведениях Л. Талалая присущ и традиционный, и индивидуально-авторский смысл. В последних книгах они все чаще функционируют как образы души, подвластной времени, образы изменений во внутреннем мире лирического героя, отражают различные, ранее не исследованные аспекты этого мира.

Ключевые образы в произведениях Л. Талалая выполняют роль ассоциативных узлов, корневой системы дискурса. Они продуцируют многочисленные производные художественные элементы, разветвляются.

Из образа воды, например, вытекают обиды берега, песка, лодки и др. Берега чаще всего символизируют реальный и ирреальный миры, песок - неутолимый, всепоглощающий характер времени, лодка - зыбкость, ненадежность человеческой судьбы.

Из образа сада вырастают образы корни, кроны, ветви, листа. Они тоже в основном символизированное. В архетипному образе корни по традиции находят выражение духовные истоки человека. Крона сопоставляется с родословной, семьей. Ветви - с разными поколениями в семье. Листок символизирует самость человека, временность ее жизни.

Среди вышеприведенных значительную часть составляют индивидуально-авторские, чисто талалаївські ключевые образы. К ним можно отнести образы дымки, марева, эха, песка, кроны, ветви и т.д.

Один из наиболее часто используемых в дискурсе Л. Талалая - образ ветки. В ранних произведениях он часто раскрывает лишь достаточно близки между собой нюансы одномерного значение. В стихах 80-90-х годов контекст основном наделяет его разным аллегорическим или символическим смыслом.

Образ ветки выражает сожаление по любви, что не сбылось:

И обпіка уста свирель,

Чтобы ты услышала из дали,

Как в свирели плачет ветка

За соком синей весны [14; 42];

жизненную уверенность младшего поколения в отличие от старшего:

Відгулялося лето в шуме,

И веток набралось силы,

И дубы

В глубинной задумчивости

Свои корни в сны опустили [20; 47];

психологические нюансы отношений родителей и детей:

Веточка стряхивает с себя

Ношу на плечи старой [17; 117];

динамику внутреннего мира человека:

Улетают ветви,

Растворяется тень [18; 58].

Разноаспектных поэтических смыслов приобретает образ листка. Он является аллегорическим образом отдельного человека:

С листком сливается листок [16; 39];

ее внутреннего мира, настроения:

Черные листья водой несло [21; 95];

служит выражению психологической розщепленості, одновременного сосуществования во внутреннем мире лирического героя различных душевных состояний, пережитых им ранее:

В руке лишь один листок,

А будто их много.

Горят между пальцами они

И шелестят до меня,

А из всего множества

Лишь один зеленый [21; 116-117].

Один из главных секретов поэтики Л. Талалая заключается в структурности его образов, Ключевым образам это особенно свойственно. Если первые планы их содержания совпадают, то вторые, третьи (иногда и больше) отнюдь. Это можно продемонстрировать на примерах образа тени, несколько раз встречается в сборнике «Поток воды живой», а также в других, предыдущих книгах: «Еще, как у Шекспира, тень говорит» [21; 15] - служит образу духовности; «Нечто в тени загадочное, В моей отпечатка - не мое» [12; 344] - выражает неоднозначную сущность человека; «И снова холод тени Касается руки И дышит в плечо» [21; 98] - символизирует небытие.

Как и в произведениях многих других писателей, в стихах Л. Талалая одним из ключевых является образ огня. Повторяемость его тоже целесообразна, потому что почти в каждом отдельном случае он раскрывает новый смысловой нюанс: служит изображению осеннего состояния природы - «Спешу к тихой воды, Уже такой золотой Ед сентябрьского огня» [21; 61 ]; является аллегорией жизни, погас в далеком прошлом - «Костер не видно, только пахнет дым ...» [21; 65]; в стихотворении «Чернеет в небе дым ...» [21; 48] образ костра постепенно перерастает в образ женщины, ее страстного чувства.

На основе исследования формозмісту повторяющихся образов (уделяя внимание тому определенные перерасхода поэта в этой области) утверждаем, что большинству из них присуща художньосмислова неоднозначность, ключевой характер.

Своеобразное видение причин проблемы, о которой идет речь, присуще В. Базилевского, который пишет, что «Талалай постигает мир через подробности» и «...на этом пути его подстерегает опасность галантерейного утяжеление ...» [1; 5].

Т. Салыга еще в середине 80-х годов, заметив поэту повторы, отмечал, что он «стремится повторяющемся образа предоставить смысловой полифонии» [10; 224]. Как очевидно теперь, в последнем проявлялось тяготение к созданию необычной для творческой практики того времени неодномірної поэтической системы.

Целостное исследование всего творчества Л. Талалая показывает, что ему органически присущи и «ненасить в воспроизведении микрокосма» [1; 5], стремление постичь мир «за его почти невидимые для нормального глаза электроны, нейтроны и протоны» [1; 5], и оперирование постоянными (но, как мы уже убедились, почти каждый раз вариативными в недрах своего содержания) образными компонентами. Таким образом поэтический поиск направляется не только вширь, но и вглубь. Именно это, на наш взгляд, и объясняет, почему «...поэзии такой концентрации образности и такой ее прицельной точности у нас вроде и не было» [1; 5].

Повторы в поэтической системе Л. Талалая основном являются ключевыми образами. Повторяясь в художественной структуре произведений, ключевые образы становятся ассоциативными узлами, которые, взаимодействуя с другими образами, создают каждый раз новые ассоциативные поля, каждый раз новые настроению и медитативные нюансы содержания.

Наличие ключевых образов подтверждает органичность художественного мира Л. Талалая, концептуальность его мировоззрения и поэтики, принадлежность многих произведений к философскому метажанру.

Литература

1. Андреев Л. Импрессионизм. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -250 с.

2. ГетеЙ. В. Фауст. Лирика. - М.: Худож. лит., 1986. - 767с.

3. Данте Алигьери. Божественная комедия. - К.: Днепр, 1976.- 680 с.

4. ЗеровМ. Произведения: В 2-хт. - К.: Днепр, 1990. - Т. 1: Поэзии. Переводы. - 843 с

5. Костенко Л. Избранное. - К.: Днепр, 1989. - 559 с

6. Малышко А. Избранные произведения в двух томах. - Т. 1: Поэзии. - К.: Днепр, 1982.- 302 с.

7. Моренец В. Истина - в пути // Талалай Л. Избранное: Стихотворения. - К.: Днепр, 1991. - С 5-26.

8. Первомайский Л. Сочинения в семи томах. - T. 1. - К.: Днепр, 1968.- 519 с.

9. Рыльский М. Сочинения в двух томах. - Т. 1. - К.: Днепр, 1976.- 430 с.

10. Салыга Т. В глубинах гармонии: Лет. - критич. ст. - К.: Сов. писатель, 1986. - 285 с

11. СамійленкоВ. Произведения. - К.: Днепр, 1989. - 687 с

12. ТалалайЛ. Избранное: Стихотворения. - К.: Днепр, 1991. - 541 с

13. Талалай Л. Высокое костра: Стихи и поэма. - К.: Молодежь, 1981. - 152 с.

14. Талалай Л. Паруса тревог. - К.: Сов. писатель, 1969.- 64 с.

15. Талалай Л. Клюквенный лемех: Поэзии. - Донецк: Донбасс, 1967.- 82 с.

16. Талалай Л. Крылом по земле. - К, 1996. - 72 с

17. Талалай Л. Эхо отозвалась на имя. - К.: Сов. писатель, 1988. - 150 с.

18. Талалай Л. Наедине с миром: Поэзии. - К.: Молодь, 1986.- 144 с.

19. Талалай Л. Не останавливайся, мгновение. - Донецк: Донбасс, 1974.- 95 с.

20. Талалай Л. Осенние гнезда. - Донецк: Донбасс, 1971. - 95 с.

21. Талалай Л. Поток воды живой: Лирика. - К.: Укр. писатель, 1999. - 125 с.

22. Талалай Л. Такая пора: Стихи. - К.: Молодежь, 1989. - 120 с.

23. Тао Юань-Мин. Стихотворения. - М.: Худож. лит, 1972.-238 с.

24. Уолт Уитмен. Поэзии. - К.: Днепр, 1984, - 126 с.

25. Фрай Н. Архетипический анализ: теория мифов // Слово Знак Дискурс Антология мировой литературно-критической мысли XX в. - Львов: Летопись, 1996. - С 111-135.

26. Шевченко Т. Кобзарь. - К.: Рад. школа, 1986. - 607 с