Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

С чувством Великой Тайны

К вопросу украинского символизма

Ю. Горидько,

доцент кафедры украинской филологии

Киевского славистического университета



Место символизма в истории украинской литературы нельзя еще и на сегодня считать достаточно определенным, а сам символизм - изученным и объективно оцененным.

Вследствие исторических, общественно-политических, художественных причин украинский символизм не смог развиться до своей кульминации и, лишь набрав сил для расцвета, был разрушен тенденцией к унификации, а позже - сведение всего к поэтике так называемого социалистического реализма.

Однако открыт новый способ организации художественной реальности, а также новые средства выразительности и в украинской литературе вызвали появление поэтических шедевров, вершинных достижений, относящихся к мировой литературы.

Условно эту художественное течение в нас делят на пре-символизм - это творчество тех, кто был предтечей украинского символизма (М. Вороной, 0. Олесь, Г. Чупринка, М. Філянський и др.), и собственно символизм, поэзия тех, у кого этот эстетический феномен приобрел совершенного воплощения (В. Кобылянский, П. Тычина, Д. Загул, Я. Савченко).

Не менее интересны рецепции символизма и в тех, кто исповедовал другие эстетические концепции («неоклассики», Г. Семенко, Т. Осьмачка, М. Орест и др.). Возможно, вследствие того, что символизм генетически связан с романтизмом, а украинская литература в значительной степени тяготеет к романтического типа творчества, что не раз отмечали литературоведы, символизм возникал даже там, где его не ждали или даже относились к нему враждебно (Г. Семенко).

Как известно, символизм возник и расцвел во Франции. Основополагающие эстетические идеи символизма сформировались в поэзии Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме (суггестия, многогранный, неисчерпаемый по своей природе символ, таинственность, мистицизм, эзотеризм языка, синестезия различных ощущений, соответствия, «алхимия слова», музыкальность, основанная на суггестии, и и др.). Философско-эстетическими концепциями символизма стали учение Артура Шопенгауэра (о двойственности мира и духовное обоснование реальностей), Анри Берґсона, Бенедетто Кроче (теория інтуїтивізму). А по большому счету в символизме реализуется идея Платона о существовании невидимого мира за каждым проявлением видимого.

Достижения французов концептуально были подхвачены представителями этого направления в других литературах (прежде всего, австрийской, английской, русской), но углублялись, развивались в русле национальной специфики, связанной с особенностями ментальности, историческим, общественно-политическим, художественным факторами.

В украинскую литературу модернизм вошел, ворвался новоромантизмом Леси Украинки и Ольги Кобылянской, импрессионизмом М. Коцюбинского, М. Яцкива, экспрессионизмом В. Стефаника. Впрочем, первые шаги в направлении модернизма сделал не кто иной, как именно И. Я. Франко, автор вершинной сборника украинской лирики «Увядшие листья» ( здесь мы разделяем точку зрения И. Дзюбы и Ю. Ковалева). Гениальный художник с необычайно острым чувством прекрасного, несмотря на свои позитивістські предпочтения, фиксируя иррациональность, непостижимость любви, почувствовал существование далекой и недосягаемой сути вещей и явлений. Первым проявлением модернистского направления, наверное, можно считать и статьи И. Франко «Принципы и беспринципность» , «Из последних десятилетий XIX века» , «Старое и новое в современной украинской литературе» , где концептуальным является положение о человеческую душу (сознание индивидуальности), через которую и раскрывается окружающий мир.

А вот символизм некоторое время шел путем несколько медленного формирования, хотя символистическое опыт в свое творчество вводили еще В. Стефаник («Дорога», «Мое слово»), Г. Коцюбинский (цикл «Из глубины»), А. Крымский (сб.»Пальмовые ветви»), И. Франко (сб.»Увядшие листья»). Неравнодушными к символизму были В. Кобылянская, М. Черемуха, Н. Кобринская, Леся Украинка.

Сначала было сочетание народнической традиции с эстетизмом, восхищение красотой, стремление превыше всего музыкальности, декадентские мотивы тоски, одиночества, но наблюдалось отсутствие глубокой философичности, космизма. Позже украинский символизм, опираясь на уже существующие достижения и собственно корни, станет явлением незаурядным. Музыкальность, в основе которой неизвестен французам панритм (ритм на уровне не только формы, но и содержания), внушаемость, символы с фольклорными элементами, национально окрашенный мистицизм и, наконец, космизм как приобщение к неизвестных энергий Вселенной. Очагом собственно символистской поэзии стала «Белая студия» (1918).

«Молодая Муза» (1904-1906) и «Украинская хата» (1909-1914) были основными изданиями, где печатались пресимволісти. Поэзия их окрашена декадетськими мотивам недовольство окружающим миром, одиночества, смерти. Она проникнута подлинными чувствами и не лишена обаяния, но часто это подражание, перепевки французских или российских авторов или игра в эстетизм. Сложность бытия здесь еще не осознается, есть лишь предчувствие Великой Тайны. Неисчерпаемый образ-символ частично подменяется аллегорией или заимствуется.

Однако уже в раннем символизме наблюдается сугубо национальную окраску этого направления: его связь с новоромантизмом и импрессионизмом; неравнодушие к идее национального освобождения; насыщенность фольклорными элементами. Такой является творчество М. Вороного, В. Олеся, Г. Чупринки, М. Філянського, «молодомузівців», «хатян». Пресимволісти стремились преодолеть натурализм, побутовизм, провинциализм, выйти на общечеловеческую проблематику, на вечные мотивы. И этого трудно было достичь без обновления поэтического языка.

Яркими пресимволістами были украинские поэты, принадлежавшие к литературной группировки «Молодая муза» (1906-1909, Галичина). Самыми последовательными среди «музаків» (так они себя называли) были В. Луцкий, В. Пачевский, П. Карманский, М. Яцкив, Бы. Лепкий, С. Чарнецкий. Но был еще целый ряд поэтов, творчество которых сейчас совсем не изучена, но обозначена пресимволістськими красками. Среди них - П. Капельгородский, С Черкасенко, Ф. Коковский, С. Твердохлеб и др.

В своем манифесте («Наше слово» , 1906) молодомузівці определили цель: «В відрадних днях широкого общественной и политической жизни приходим к вам - и указываем в волнах борби забытую, может, а предсі все так муторно вижидану тропинку Добра и Красоты... От нищеты и турботних диссонансов пусть ведет нас на солнечные луга, душистые нивы - в мир ясных, злотых зрение».1

. Среди «молодомузівців» было немало таких, которые учились в университетах Западной Европы. Они свободно владели языками и поэтому в оригинале могли знакомиться с произведениями западноевропейских символистов. Большое влияние на украинский пресимволізм имели культурные связи с Прагой, Варшавой, Веной и Краковом (в Кракове находились оба основатели «Молодой Музы». Лепкий и О. Луцкий). Не обошлось здесь без влияния «Молодой Польши» (Станислав Пшибышевский, Зенон Пшесмицький-Мириам, Ян Каспрович, Казимеж Пшерва-Тетмайєр и др.), журнала молодых чешских модернистов «Модерни ревю».

Осмысливая ситуацию, П. Карманский в своей книге «Украинская богема» писал: «Мы, молодомузівці, может, даже только инстинктом, чувствовали, что Европа гонится вперед, тогда как мы, галичане, сидим окаменевшие на гранитных основаниях традиционной бытовухи, «неньковатости» , примитивизма и сентиментализму... ...Мы хотели научить общественность читать настоящую поэзию, не пофальшовану чопорностью и идеологией Цветки вплоть до Бордуляка включительно, поэзию, свободную от трафаретных, барвинковых и ивовых пейзажей... Мы искали новой формы, нового выражения, пытались витончити наши творческие средства в форме и содержании.» Однако именно эту проблему - проблему обновления поэтического языка - пресимволісти не решили.

Немало пресимволістів печаталось в журнале «Украинская хата» (1909-1914, Киев), среди них были М. Вороной, А. Олесь, М. Філянський, Г. Чупринка и др. Сотрудничали с журналом и «молодомузівці», что свидетельствовало о сходстве эстетических принципов обеих группировок и загальноукраїнськість нового эстетического движения. М. Евшан, ведущий критик «Украинской хаты» , провозглашает: «Нам надо больше размаха, больше безумия, больше опьяняющего неистовства: для того, чтобы окончательно сбросить с себя останки крамарської творчества наших родителей, а полюбить размах всего большого и красивого. В том ли не единственная ценность и красота всякого более широкого движения, что идет к освобождению инди-ности.»2 Под влиянием «хатян» формировался самый яркий украинский символист Павел Тычина. Здесь в свое время печатались В. Свидзинский М. Рыльский, М. Семенко и другие, так или иначе попадали в силовое поле символизма.

«Хатяны» дают свое определение символизма. Андрей Товкачевський в статье «Григорий Саввич Сковорода» («Украинская хата», 1913) пишет: «Конечно, мы бродим по миру, но душа наша остается холодной, мы не замечаем ни красоты, ни таинственности в тех вещах, которые видим под собой и над собой. Вещи кажутся нам как бы замороженными и целый мир - неподвижным, неживым, как в стереоскопі. Но бывают моменты, когда в нас будто рассветает в душе. Мы с зачудуванням смотрим вокруг себя - и не познаем того мира, который так давно лицезрели. Мы словно обретаем новые органы зрения и слуха. Неподвижные раньше мертвые вещи начинают проявлять какую-то странную жизнь, мы слышим какие-то тайные голоса, видим незримый, таинственный связь всех вещей между собой, видим в вещах присутствующих чего-то невидимого, неизвестного и вечного. Мир приобретает в наших глазах неизвестного перед тем значения; каждая вещь становится символом, эмблемой, видимым знаком невидомого и вечного... Символизм - это самое интимное чувство мира».

И молодым украинским модернистам (пресимволістам) лишь частично и далеко не всем удалось выйти из круга социальных и национальных проблем на общечеловеческую проблематику, достичь космизма, подняться до вечных мотивов. Даже во время расцвета пресимволізму поэты не забывали о своем долге перед народом, общественная тематика была им не чужда, что вполне понятно. Нередко все вичерпувалось игрой в эстетизм, подражанием, декадентскими умонастроениями. Аллегория царила там, где должен был поражать своей незглибимістю образ-символ.

И все же пресимволісти немало преуспели в разработке формальных факторов украинской поэзии, в создании совершенной музыкальности. Стремясь соединить национальную традицию с новой манерой поэтического письма, молодые авторы по-другому посмотрели на отечественный фольклор. В фольклорных символах они почувствовали тайную космическую силу, мистицизм. Сложность формирования украинского модернизма и символизма в частности, заключается в отсутствии философско-эстетического осмысления этого явления в отечественной культуре. Скажем, французы имели в пример взгляды А. Бергсона, итальянцы - Бы. Кроче, россияне - В. Соловьева, Д. Мережковского, правда, все они опирались на идеи Платона и Артура Шопенгауэра. Украинским же художникам выпало опираться на общие мировые идеи, возможно, иногда без глубокого их понимания и проникновения. И хотя вопрос еще требует изучения, позволим себе предположить, что новое философское основание вырастало вместе с формированием новой художественности. Ярким примером этого является символістська творчество П. Тычины, Д. Загудела отчасти поэзия В. Кобылянского, Г. Чупринки. Есть основания думать, что украинский символизм - это философско-поэтическая школа, которая смогла выразить новое мироощущение новыми художественными средствами.

Сформированными символистами в украинской литературе считают В. Кобылянского, Д. Загула, Я. Савченко, П. Шест (по нашим же наблюдениям в этом ряду должен стоять и Г.Чупринка, которого традиционно считают пресимволістом). Они - не самые последовательные в своей приверженности к модернизму. Суггестия, неисчерпаемый по своей природе символ, синестезия различных ощущений, соответствия, эзотеризм языка, «алхимия слова» , таинственность, мистицизм, музыкальность, основанная на суггестии, - как стилевые доминанты символизма - положенные ими в основу украинского символизма, углублялись и развивались в русле национального колорита. И при этом каждый из поэтов выработал собственный индивидуальный стиль.

Тычина, синтезировав народно и символистские художественные средства, открыв панритм, панмузичність, становится творцом удивительного явления, неизвестного западной культуре - «солнечного» символизма, кларнетизму. Все модернистское искусство проходило под знаком тоски, одиночества, неудовлетворенности, упадка. Тичинин символизм заиграл неожиданным светом, радостью, сказочностью, хотя длилось это недолго: темные тени впоследствии нависли над солнечным миром поэта. Символизм Павла Тычины - это, бесспорно, новая, качественно иная грань мирового символизма. Хотя иногда поэта называют и импрессионистом, романтиком, однако его талант наиболее ярко раскрылся в символизме. Тычина усвоил и по-своему синтезировал классицистические, народно и наймодерніші (символистские, импрессионистские, неоромантические) эстетические средства в собственной оригинальной поэзии.

Якова Савченко называют поэтом одного «изма» . Он находился под влиянием западного и русского символизма. Иногда заимствованные чужие образы превращались у него на клише. Однако украинская действительность, которая просвечивала сквозь тьму и зловещие огни, сквозь мистический ужас, фатализм, пронизывающие его поэзию, утверждала оригинальность творчества поэта.

Дмитрий Загул - один из выдающихся представителей украинской школы символистов. И произведения его недостаточно исследованы, как, собственно, и Якова Савченко. Сначала символизм Загула - оптимистичный, страстный в своих стремлениях к идеалу красоты, но впоследствии вместо светлых надежд воцарится тяжелое разочарование.

Драматическая ситуация, сложившаяся в начале 30-х годов, привела к полному уничтожению любых модернистских тенденций в украинской литературе. Императивно внедрен «метод социалистического реализма». К сожалению, Загул, Савченко, Тычина становятся последовательными проводниками так называемой пролетарской культуры (Кобылянский в молодом возрасте умер от брюшного тифа).

Одна из интересных особенностей украинского символизма заключается в том, что он не только заангажированный национальной идеей, но и в некоторых случаях имеет революционное окраски (европейский символизм - в основном далек от общественных и политических проблем). Так называемый красный символизм видим в поэзии Василия Чумака, Василия Эллана-Голубого, прозе Гната Михайличенко. Усвоив элементы поэтической культуры символизма, сочетая их с отдельными элементами акмеизма, сюрреализма, епресіонізму и отечественными литературными традициями, они творили как собственно символистские по тематике и стилистике художественные тексты, так и социально-революционные по тематике, хоть символистские по стилистике. Индивидуализм как основной признак символизма и модернизма в целом) был подменен здесь «гармоничным сочетанием индивидуума и коллектива»3. Все три авторы занимались активной революционной деятельностью, свято верили в идеалы революции. Г. Михайличенко и В. Эллан-Блакитный были основателями украинской коммунистической партии (боротьбистов). В. Чумак работал вместе с боротьбистами. Печатались в журнале «Искусство» .

В. Чумак и В. Эллан-Голубой как поэты прошли путь от символизма до «красного» символизма. В их ранних стихах, часто символистских шедеврах, очень ощутимы мотивы мировой скорби, вселенского одиночества, смерти, окончательной непознаваемости мира, таинственности и неоднозначности бытия. Эти стихи обычно элегические, музыкальные, с аристократически утонченными образами-символами {«белые-белые души нарциссов» , «белый сожалению вечера» , «прозрачно-мраморная весна», «ландыши», «неизвестный, окутанный дымкой усталости», «царство снов», «мечты-самоцветы» и др.), зважковловими ассоциациями.

Совсем другими предстают «красно»-символистские произведения. Меняется тематика, становится исключительно революционной, - и появляется напряженный ритм, новая музыкальность, новые (революционные) символы - «червонізорі», «красный террор», «коммуна», «ужас», «карающий гнев», «море ненависти», «огонь», «искры», «тьма» и т.д.

Творческий путь всех трех авторов был очень коротким. В.Чумака и Г. Михайличенко в ноябре 1919 года расстреляли в Киеве деникинцы. От тяжелой болезни сердца скончался в 1925 году В. Эллан-Голубой. Они так и не успели разочароваться в своих романтических революционных идеях.

Символистские элементы встречаются в поэзии авторов, которые исповедовали другие художественно-эстетические принципы.

Скажем, сам М. Зеров признавал, что влияние символистов и символизма достаточно заметны в «неоклассиков» . Правда, он отмечал, что в поэтической манере «неоклассиков» «слились в одной поточині и отголоски символической техники, и внушения акмеїстичної манеры» , а обусловлено это условиями украинского литературного жизнь (Г. Зеров. Украинское писательство. - К.: Основы,2003).

Одним из формирующих элементов для неоклассиков, вспоминал М. Зеров в своей статье «Наши литературоведы и полемисты» (1926), «пристальное чтение русских символистов, причем рядом. Брюсова, В. Иванова и О. Блока влиял и самый тонкий из поэтов символизма - И. Анненский. Его «Книги отражений», как и «Символизм» А. Белого, длительное время определяли предпочтения и собственную метода «неоклассиков».

Ю. Лавриненко указывает на увлечение символизмом Максима Рыльского: «Рыльский дебютировал в неоромантическом стиле Олеся. Вторым его ступенью был символизм, который увлекал его в произведениях Бодлера, Рембо, Малларме, Верлена, а также Блока и Анненского. От романтизма и символизма и от украинской народной песни взял Рыльский внимание к музыкальной основы поезії.4

А Ю. Шорох справедливо настаивает, что «...поэзия Михаила Драй-Хмары - это типичная поэзия символиста и притом выдающегося символиста, что имеет право на свое отдельное место рядом других заметных представителей нашего символизма»6. И обосновывает это на материале сб. «Проростень».

Среди символистских признаков он называет:

- слова с шатким значением;

- символистичные основы мировосприятия поэта, который видит назначение поэзии в том, чтобы возбуждать в душе читателя иррациональные и настроению эха... далекой и недосягаемой сути вещей и явлений»;

- иррациональные образы;

- господство субъективного в поэзии, она живет

возбуждением знаков невидимого и душевного в видимом и внешнем»;

- «кількаплановість большинства стихов Драй-Хмары», одновременное существование, переплетения, набегания разных смысловых планов;

- «настроению акварели»;

- в поетовому мире исчезают грани снов и действительности;

- по имеющимся поэт чувствует что-то дальше и выше, но непостижимое, неподвластное разуму, изменчиво в своей бесконечной многозначности;

- синкретические образы - звук через цвет, внутреннее через внешнее т.д

- непоследовательный и во внешнем оформлении своих стихов («Правда, большинство его стихов закованная в четкие силабо-тонические размеры и правильные, преимущественно чотирирядкові строфы»), но поэт делает попытки писать такими типичными для русского символизма «дольниками» и даже верлибром.

Правда, критик утверждает, что «...ошибочно было бы вполне исключать элементы классицизма в поэзии М. Драй-Хмары.» Однако в более поздних стихах, после 1922 p., «неоклассические элементы приходят в упадок, а символистичные вполне запановують» .

Считается, что и украинский футуризм зародился в недрах символизма. Ведь некоторые из футиристів начинал свое творчество с символизма или находился под сильным его влиянием. Метр украинского футуризма М. Семенко создал даже два поэтические циклы, которые иначе, как символистские, не определишь, - «В садах безрозних» и «Гимны св. Терезе» (1918), кроме того, пресимволістськими тенденциями обозначены стихи его первого сборника «Prelude», опубликованной «Украинской хатой» в 1913 году.

Многозначительный символістський образ часто становится основой в поэтических стихах модернистской творчества Тодося Осьмачки. Как известно, модернизм Вот-мачка берет начало из самых глубоких основ украинской поэтической традиции. Его стилю также присущи експресіоністська напряжение, метафора как смислотворчий фактор, тяготение к конкретике. И непреодолимым остается символістське порывы до космоса, Вселенной, слияние с Универсумом.

В духе углубленного символизма довольно часто рассуждает на темы жизни, его сложностей и скрытых «сладких» тайн, о собственной причастности к вечному бытию Владимир Свидзинский. Просвітленість, философская унылость, космизм его стихов является признаком того же символизма, хотя рамки этого значительного направления маловаты для Свидзинского.

Нового неисчерпаемого философского содержания приобретают фольклорные символы в поэзии Богдана-Игоря Антонича. В его мире существует «внешняя» и «вторая» действительность. И біологізм как поэтическая концепция Антонича, с ее утверждением единства всего, что существует в мире, и космоса, также близка символизму (вспомним P. M. Рильке).

Михаил Орест, как запоздалый «неокласик», также имеет свою собственную символістську систему. Возможно, это не классический символизм, он ближе к так называемого позднего символизма в духе Стефана Георге и Райнера Марии Рильке (между прочим, М. Орест хорошо разбирался в западном символизме - он переводил Бодлера, Верлена, Мореаса, Метерлинка, д'аннунцио, Георге, Рильке), и неоклассическая эстетическая стихия превалирует в стиле поэта, но Орест «тайну слышит святую» и стремится передать ее людям. Осознать вечную, трансцендентную сущность мира помогло ему еще юношеское увлечение восточной философией, буддизмом. Кроме того, Оресту близка идеалистическая философия в толковании теоретика русских символистов Владимира Соловьева («И невпійманне таинство бытия Было вокруг меня и во мне» ). Хотя символизм и не является определяющим для его поэтического творчества, трансцендентность, эзотеричность языка, неисчерпаемость об-раз, перерастает в символ, появляется почти всегда, когда речь идет о природе, особенно о лесе. Он изображает «лес как божественную, одухотворенную субстанцию. Лес - это свобода, дух, вечность. Это - даже любовь. Это - конечно, самый большой, величайший храм.» 6 Так благодаря символістським средствам Оресту удается прорыв сквозь реальную земную природу в Вечность.

И это далеко не полный перечень авторов, творчество которых обозначена ощущением Великой Тайны.



1 Мир. -1906. -№1. - С 3

2 «Украинская хата» ,1913, С.42-43

3 История украинской литературы XX века. Книга первая. - К.:Лыбидь, 1998.-С.73

4 Ю. Лавриненко. Лирика и лирический эпос Максима Рыльского. Украинское слово Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX в. - К.: Рось, 1994. С.98-99.

5 Ю. Шорох. Поэзия Михаила Драй-Хмары. Украинское слово .- T. 1.- 499-506.



Литература

1. История украинской литературы XX века / Под ред.чл.-кор. НАН Украины В. Г. Дончика. Книга первая. - К.: Лыбидь, 1998.

2. Тельнюк С Молодой я, молодой. Поэтический мир Павла Тычины 1906-1925. - К., 1990.

3. КлочєкГ. «Душа моя, солнце мечты...» Поэтика «Солнечных кларнетов П. Г. Тычины. - К.,1986.

4. В. Державин «Поэзия Николая Зерова и украинский классицизм» // Украинское слово. - К., 1994,- т.1 - С.522.

5. Ю. Шорох «Поэзия М. Драй-Хмары» //Украинское слово. - К., 1994. - т.1.-С.499.

6. М. Орест «Заветы Ю. Клена» // Украинское слово. - К.,1994.-T.1. - C.597.

7. Ю. Лавриненко «Лирика и лирический эпос Максима Рыльского» //Украинское слово. - К.,1995. - т.2. - С 91.

8. Наше слово //Мир-1906. - №1.-С.З.

9. Евшан М. Украинская хата, 1913, С.42-43.



Приложение

В. Кобылянский

ТАК ГРУСТНО ПРЕКРАСНЫЕ

Так грустно прекрасные осенние дни,

Как с шелестом листьев пожелтевшие приходит,

Неслышно то шелест за летом рыдает,

Что вснуло в сосновому гробу -

Так грустно прекрасные осенние дни...

Красота перехода - наивысшая красота!

Прекрасное то листья, что упало под ноги, -

Как засохшим трупом покроет дороги,

Яснее становятся небеса.

Красота перехода - высшая красота...



СЕРЕБРО-СЕРЫЙ СНЕГ СУРОВЫЙ

Серебро-серый снег суровый

Серебро-седой сыплет сумм

На блестящие белые боли,

Белые блески белых дум.

Зимнего сияние залит,

Задремал зимой сруб,

Там дремлют белые думы,

Где в задумчивости сильный дуб.

Желтый ужас жадным взором,

Засмотрелся на бытие,

Жнет без сожаления, жнет без желчи

Клок заунылого жизни.

Вьет в верховьях вольный ветер

Вечным великанам венок -

На немой небесной ниве

Шерсть порванных мыслей.



СЫПЛЕТ, СТЕЛИТ САД ОДИНОК...

Сыплет, стелит сад одинокий

Серый грусть - серебряный снег, -

Печально стонет сонный струя,

Сердце слуха смертный смех.

Среди сада смерть смеется,

Сад осенний грусть снит, -

Сонно сыплются снежинки,

Струя устало шумит.

Стихли струны, стихли песни,

Серебряные пение серенад, -

Серебряно стелятся снежинки -

Спит одинокий сад.



Д. Загул

Большое мгновение! Тайная миг!

Тебе, как богу, молюсь;

Перед тобой я схилюся,

Как только дыхание твой взлетит.

Люблю твой образ, тот незримый

Ни для мыслей, ни для идей;

Люблю голос неуловим,

Такой неслышимый для людей.

Хотел бы я тобой быть,

И стать искрой, как ты, -

И метеором пронестись,

И в вечность мигом перейти.



ЧЕТКИ ВРЕМЕНИ

Неслышно падают четки времени,

Как вечность молится,

Принимает жертвенную красоту,

Как частичку ед богомольца.

За нас неустанно молится время

В небесном притворе.

Вечность пропустит когда-то и нас

За горизонты звездные.

Жду чатах начале дня,

Тепла и солнца.

Я знаю: родит моя целина,

Амбары наполнятся.



Я. Савченко

Утро - Стремліннє. Юг - Роспука.

Вечер - Вміраннє.

Встречи Мертвых. Вечная разлука. Смертное співаннє.

Жданнє покоя. Сумм. Безнадежность. Тоска жестокая.

Хохот безжалостный, злобный, яхидний Белого Глаза.

Ступени тайные. Тишина. Молчаливость в круглой Пещере.

Уйдешь в вечность сонно-безгласний. Запрутся Двери.

Пойдешь от Солнца. Там не достигнет Соняшна Власть.

Будешь смотреть вечно на себя в Черные Свичада.



В ТЕМНОЙ, ВЕЧНОМУ...

У Темного, имя Вечного нет...

Он спит беспробудно, замкнув Чертоги.

В Чертогах молчаливость страшная и немая.

У Темного, Вечной правды нет...

Проносится Вечность бесшумно, беззвучно.

Не сдвинется Тишина бездонно-немая.

И мертво в Чертогах, и мертво, и скучно.

И в Темной, Вечной Злобы нет...

Века за веками проходят, проходят...

И ночи, и ночи, и ночи, и тьма...

.. Драконы стоят... Драконы дремлют...



* * *

Я тихий между ними, как призрак, как тень.

В дневном плену прохожу куда-то.

И маривом брежу голубых пустынь,

Где был я, где буду когда-то.

Над дневным огніє страшный Огнепал.

Я дневное пренебрег - и тишину люблю.

Умер я красиво от Сонцевих жал -

И в дневном плену красиво я сплю.

Я тону в неизмеримой глубины снов.

Глаз я не свожу никому в мольбі.

И сонный прохожу сквозь пламя дней,

И снятся, и вижу тропы голубые.

Я мертв между ними. Я призрак. Я тень.

Я тихий, я тихий. Я в сказке чьи-то.

Кто-то зовет, кто-то манит из голубых пустынь, -

Иду я, иду... и буду когда-то...



СОЛНЦЕ ПОД ГОЛОВЫ

Подожжем небо - и бросим души в воздух!

В степях розгнуздаєм слепого коня.

...Клокочет огонь нам - навеки поверьте!

Поет земля.

Выходим босые - и косы мы точим,

- Журба наша, гнев - огневий стрілольот.

... Еще нам снится, как сгнили глаза

На тине болот...

Еще и до сих пор мы видим: толпы на площадях,

Растерзанные дети в железных окнах.

А вечер кровавый их кровью полощет,

Хрипит на телах...

Теперь нам большим - не плакать погребно:

В сердцах наших теплых - ворота векам.

Сегодня мы вкриємось звездным небом,

А солнце под головы нам



П. Тычина

Я СТОЮ НА УТЕСЕ...

Я стою на утесе -

За рекой колокола:

Жду твоих парусов я -

Тень там тонет, тень там где-то.

Выплывают облака -

Сумм растет, как колос:

Облака хмарять волны -

Печально, сам я, светлый сон...

Верю яснозорно -

За рекой колокола:

Сню волосожарно -

Тень там тонет, тень там где-то.

Припливеш, приплинеш -

Сумм растет, как колос:

С песней о солнце! -

Печально, сам я, светлый сон...



В. Чумак

Цветом яблонь заснеженная тропа.

...Белые-белые души нарциссов...

На грани тиховійних узліссів

пересечется мережка.

Шум будет. Разойдется тихий.

... Белые-белые души нарциссов...

На грани тиховійних узліссів засотаються сміхи.



ОБНІЖОК

Утром - росы. Бредить. Молчать.

Колос. Шум. Василька. Вновь василька. Душица.

Клевер. Грусти немножко.

Утром - росы. Бредить. Молчать.

Люблю. Лелею. Обів'ю

ее - прозрачно-мраморную,

свою весну такую вирову в страстные венца перелью -

весну свою;

и звонко из венцов будем пить

яд жадно-лепестками,

и будем пьяны, а за мгновение впадем осенними листьями

- за миг - любит.



ЛАНДЫШИ

Плачете? - плачьте:

свеча растает на вшпиленнях башни -

свеча растает -

смерть.

Бокал последний раз пінявий доверху.

Завтра: рассвет

вынырнет - парень - приветствовать любовниц,

парень - приветствовать

смерть?..

Бокал последний раз

пінявий доверху.