Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА

Внеклассная работа

Леся Украинка и кобзарство

Сценарий литературно-художественного праздника

С. Филипчук,

учительница украинского языка и литературы

Львов



Празднично убран зал. Портрет Леси украинки украшен полотенцем. На сцене - народная капелла бандуристок «Колокольчик». Руководитель - заслуженный работник культуры Украины Владимир Дичак. Под звучание бандуры выходит девушка-украинка.

Девушка-украинка (1)

Семь струн я трогаю, струна по струне,

Пусть мои струны звучат,

Пусть мои песни летают По родной любимой моей стороне.

И, может, где кобза найдется,

Что тучно на струны отзовется, На струны, на пение мои робкие.

И, может, заиграет и кобза свободнее,

Чем тихії струны мои.

И свободные гуки ее Найдут послушания в мире пристальнее;

И будет и кобза - громкая,

Да только не может она Звучать от струн моих тихих искреннее.

Леся Украинка

Бандура звучит дольше и громче.

Девушка-украинка (2) (держит в руках книгу Богдана Жеплинського «Кобзарськими тропинками»).

- Пап, а пап? - я дергал за плечо отца, когда мы вместе, после ужина, «шли в стебель» (так мы называли лаштунок до сна на свежем сене), - где они, эти живые кобзари, что нарисованы в Шевченково «Кобзари»? Играют и теперь на кобзах, бандурах?

- Играют, играют и теперь, - объяснял отец.

- А почему у нас в селе кобзарей не видно? - дотошно допытывался я дальше.

- Потому, что у нас кобзарей очень мало, и они заходят в наши стороны очень редко.

- Папочка, я очень хочу увидеть истинного живого кобзаря, услышать его игру!

- Вырастешь, узнаешь и кобзарей, и бандуру правдивую тебе купим, и сам будешь играть, когда захочешь научиться, - объяснял далее отец. А теперь спи! Видишь, мне уже глаза клеятся!

И я засыпал. Засыпал, полный сладких грез, которые в детском воображении рисовали странные образы будущего!..

Бандура звучит громче.

- Так про себя маленького и своего отца с большой теплотой и искренней любовью пишет в книге «Кобзарськими тропинками» автор п. Богдан Жеплинский. Богдан - глубокий исследователь кобзарства, ученый, публицист, общественный деятель.

Подготовил «Кобзарскую энциклопедию», в которой более четырех тысяч имен. С 1994 года - председатель Львовского отделения Всеукраинского Союза кобзарей. Автор более 250 публикаций в научных сборниках и журналах Украины и многих стран мира.

Лауреат фонда Духовного возрождения им. митрополита А. Шептицкого. Автор «Краткой истории кобзарства в Украине».

А совсем недавно господину Богдану Жеплинському присвоили высокое звание Отличника народного образования Украины.

Приглашаем на сцену нашего дорогого гостя. (Выходит на сцену, садится за круглый столик.)

Снова доносятся звуки бандуры.

Парень-бандурист

Я не знаю, вам что-то говорит бандура...

Я люблю звуки скрипки, баяна, гитары,

Мне душу Бетховеном терзает рояль,

Вдруг щеміт и боль, и развеялись чары -

Это отозвалась в сердце бандура моя...

Как прочую, проснусь и вдруг стрепенуся,

Что-то до боли знакомое в душе встает,

Будто я в родную хату домой вернулся,

И далекое детство мое и не мое.

Что-то далекое и родное пробудила бандура...

Может, я был причастен к созданию мира,

Может, я когда-то сам эту бандуру сделал.

И на ней я заиграл песню степи и ветра,

Как закончил это чудо из ели и ивы...

Ты сыграй мне снова ту песню, бандуро!

Может, я это ходил слепым бандуристом

И в бандуру всю душу народа собирал;

Может, я ее пением и словом горячим

Правду и свободу обрести народ призвал...

Забрини и скажи, что это правда, бандуро!

Мы не ставили опер, не играли симфоний,

Запорожье и Сечь, степь, казачество и воля!

У нас хватило таланта для больших спектаклей:

А в оркестре свирель и бандура простая...

Или жила бы Украина без кобзы-бандуры?

Или светила бы когда нам свободы заря?

Или снесли бы мы без нее плен и пытки?

Пусть рыдает и расскажет об этом нам бандура!

Сделают ученые когда еще электронную скрипку,

Странные звуки понесутся, послушаешь - рай!

Только я не захочу, и встану, и скрикну: -

Забери свое чудо! Бандуру отдай!

Верни мне ту, что с ивы и калины,

Что душа в ней народу живет и не умираю,

Ту, что по воле и тополя, и вишни, и калины,

Ее мира всем послушать пора!

Может и вам когда-то душу разбудит бандура...1

Бандуристы выполняют свой первый номер. По окончании п. Богдан Жеплинский представляет капеллу бандуристов. Дальше ведет рассказ о Лесе Украинке и кобзарство, которая переплетается музыкальными исполнениями.

- Исключительно яркими, всеохватывающими и ценными для украинской поэзии и науки были связи знаменитой Леси Украинки с народным творчеством. Большой и плодотворный поэт, первостепенный драматург, Леся Украинка одновременно была и выдающимся фольклористом, великолепным знатоком народной песенности и кобзарского искусства.

Украинские народные песни начали входить в жизнь Ларисы Косач из самых молодых ее лет. Песни вливались в ее детскую душу, как поющая доля окружающей жизни: то как голос лесистого волынского края, где Леся родилась; то как отголосок «кроткой красоты» Полтавщины, где она бывала в родовом хуторе Зеленый Гай кого Гадяча.

Впоследствии под влиянием матери и дяди Михаила Драгоманова увлечение песнями перерастает в сознательную заинтересованность фольклором и народным творчеством.

Музыкальная пауза (капелла бандуристов)

Народные думы, наряду с песнями, тоже вызвали у Леси большой интерес. Живя на Полтавщине и в Киеве, поэтесса часто встречалась с кобзарями и лирниками на базарах и ярмарках, увлекалась их творчеством.

Научная литература о кобзарство, что начала появляться в 70-х-80-х годах, тоже не проходила мимо внимания Леси Украинки.

Уже в конце 1880-х годов в «Лунной легенде» звучит кобзарско-лірницька песня «Нет в мире правды, правды не зиськати». В 1890-х годах ее захвата думами и кобзарской искусством все растет. Об этом свидетельствует переписка Леси Украинки, в частности с Осипом Маковеем, Михаилом Драгомановым, Ольгой Кобылянской, где часто звучат типичные высказывания и художественные образы украинского эпоса, упоминаются кобзари или лирники и их творчество.

Музыкальная пауза

Кобзарская игра так увлекала Лесю Украинку, что она и сама мечтала научиться играть на бандуре, о чем писала Ольге Кобылянской в письме от 27 апреля 1906 г.

Что кобзарское искусство постоянно влекло Лесю Украинку, свидетельствует ее исключительно ценна для науки организация записей народного эпоса от кобзарей в 1906 году.

Будучи инициатором этого дела, ее основателем и активным участником, Леся Украинка, несмотря на различные трудности, добивается замечательных результатов. Для осуществления записей были приглашены выдающиеся специалисты, лучшие знатоки народной лирики: Ф. Колесса, А. Сластион, О. Бородай. Более сорока кобзарей и лирников изъявили желание помогать в этой родной для них делу.

Музыкальная пауза

- Леся Украинка проявила глубокий научно-фольклористическая подход и относительно отбора кобзарей и лирников для записи от них дум. Она четко определила ячейки, где сильнее всего была развита и сохранена кобзарская традиция. Это Полтавщина, Черниговщина и Харьковщина.

В результате проведенных записей в 1910 году Научное общество им. Т. Шевченко во Львове выпустило в свет первый том «Мелодии украинских народных дум», куда вошли думы в выполнении шести народных певцов Полтавщины, в частности наиболее талантливого - Михаила Кравченко. Яркой индивидуальностью и красотой исполнительства выделялись также кобзарь Платон Кравченко и Антон лирник Скоба.

Музыкальная пауза

Леся Украинка и Климент Квитка не только организуют, но и сами делают записи творчества кобзарей, отправляя в Львов новые и новые материалы. Наиболее ценным достижением стал сборник фонографических валиков с записью пения и игры на бандуре знаменитого Гната Гончаренко - представителя харьковской школы кобзарей. Жил он постоянно под Харьковом, но иногда приезжал в Севастополь навестить своего сына. Был он там и тогда, когда Леся находилась на лечении в Ялте. Она пригласила кобзаря в гости, раздобыв фонограф, валики к нему, научилась им пользоваться и, таким образом, смогла записать песни и думы в исполнении Гната Гончаренко.

Благодаря усилиям Леси Украинки материалы накапливались, и тогда возникла необходимость издания второго тома, который вышел в сентябре 1913 года (она его уже не увидела). Зато с какой радостью встретила Леся первую книгу, которую прислал ей Филарет Колесса. Она горячо благодарила его за «сю большой труд»: «Теперь уже действительно можно сказать: «Наша дума, наша песня не умрет, не погибнет!»



Музыкальная пауза

- Отдавая дань Лесе Украинке и глубоко понимая ее поэзию, современные кобзари часто обращаются к произведениям любимой поэтессы, создавая на ее слова отдельные кобзарские мелодии. Значительное место в репертуаре таких выдающихся кобзарей, как Евгений Адамцевич, Алексей Дзюбенко, Владимир Кабачок и других занимают произведения на слова поэтессы.

Возле памятника Леси Украинки в Ялте и в Лесином края на Волыни часто звучат песни, в частности современного кобзаря из Луцка Богуслава Ляховича, а то и целых капелл бандуристов, которые, отдавая поклон поэтессе, славят бессмертное имя великой поклонницы и знатока кобзарского искусства.

Народная капелла бандуристок «Колокольчик» под руководством заслуженного работника культуры Украины Владимира Дичака исполняет музыкальную композицию на слова Леси Украинки,

1 Уроки народоведения. - Киев, 1995. - с.115-116



Литература

1. Жеплинский Бы. Кобзарськими тропинками. - Львов, 2002. - с 251-254

2. Уроки народоведения. - Киев, 1995. - с 115-116

3. Украинка Л. Собрание сочинений в 12-и тт., т.1. - Киев, 1975. - с 49.