Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Леся Украинка

 


Мир поэзии Леси Украинки разнообразно богатый, ярко индивидуальный, эмоционально приподнятое, но ее талант лирика наиболее полно раскрылся в общественной и пейзажной лирике. Тема революционной борьбы, любви к родному краю, размышления о судьбе народа и его будущее, задачи и обязанности художника определяли главный пафос творчества и мир художественных образов многих ее стихотворений.

Первым произведением, имел широкий резонанс еще при жизни Л.украинки,был стих "Предрассветные огни". Две силы - непримеренні, враждебные, вступили в противоборство и она находит образ, который смог отразить глубинную суть этого поединка, его содержание. Им стали "предрассветных огней", что родились среди темной самодержавной ночи. Контрастные, высокого напряжения фразы, энергия стиха способствуют выражению авторского замысла. Стих стал пламенным призывом на все последующие переджовтневі года: "Вставай, кто жив, у кого мнение не спала - час для труда наступила", - сказала поэтесса.

Во многих стихах Л.украинка поднимала свой голос за родной край, за народ, забитый в кандалы. Таковы цикл "Слезы-перлы" и "Невольничьи песни". Главный мотив циклов - стыд за то "что мы такие несвободные, что носим оковы и спим под ними спокойно", за бессилие целой нации. Этим настроением проникнут и цикл "Семь струн", который начинается почтенным патриотическим гимном."К" ("К тебе, Украина, наша бездольна мать, струна моя первая отзовется"). Каждый следующий стихотворение цикла начинается с соответствующей ноты, лучшим из которых, бесспорно, есть "Ми" ("Месяц яснесенький луч тихий бросил нас..."). И даже в этом, полном нежно-элегическим настроением заспокоення, стихи являются общественные мотивы: "Стыд клониться, Судьбы повиноваться! Время твое придет С судьбой сражаться, сон пропадет..."

Магистральной темой всего творчества Л.украинки есть тема художника, его призвание, роль и значение художественного слова. Видимо у одного другого дооктябрьского украинского писателя не найдем такого последовательного и страстного обращения к вопросу социальной ответственности художника. Слово - оружие, твердая криця, меч обоюдоострый, слово, которое имеет силу весеннего грома, светит молниями - характерные образы ее общественной лирики, а найхаратерніша его признак - "горячее", "вогнисте", "лучистое". Поэтесса выражает надежду: "Мстители сильные примут мое оружие, Бросятся с ней проповедывал к бою", и просит: "Оружие моя, послужи воинам, лучше, чем служишь ты слабым рукам". Тема творческого труда поднимается во многих стихах, наиболее характерным из которых является "Contra spem spero". Здесь показано авторскую позицию и осознание своего творческого пути: "Я на гору крутую крем'яную Буду камень тяжелый підіймать, И, неся вес ту страшную, Буду песню веселую петь". Этот стих - творческое кредо молодой поэтессы: "Я не дам своему серденьку спать... Нет, я буду Сквозь слезы смеяться, среди бедствия петь песни, без надежды таки надеяться", - произносит она.

Одним из факторов формирования его таланта была красота родной природы. Она возбуждала творческое вдохновение, развивала эстетический вкус. Своеобразной песней о красоте природы является цикл "Путешествие к морю". "Вон там балочка веселая, В ней хорошие, красивые села, Там дома покрытые садами, Серебряным маревом повиты, Круг сел стоят тополя, Разговаривают с ветром в поле", - словно кистью рисует поэтесса. Прекрасные описания природы не является самоцелью. Из поля зрения Л.украинки никогда не выпадает окружающую жизнь: латаные нивы Волыни, горе и скорбь Подолье и вообще "беда наземное". В стихах "Краса Украины, Подолье!", "И все-таки к тебе мысль несется", показано Украину, "загублен", "несчастный конец".

Как видим, лирика Л.украинки многогранна и нельзя оторвать одни мотивы от других. Ее лирический герой - это тип нового человека, готового на подвиг и самые тяжелые испытания за переустройство мира и счастья людей. Характерные его черты: пламенная любовь к Родине и обездоленного народа, революционная мужество и отвага, глубокая чувствительность, оптимизм, безграничная вера в творческие силы своего народа, философские размышления о смысле жизни, могучая воля и целеустремленность в борьбе за светлые идеалы, за лучшее будущее. Со всей силой своего таланта Л.украинка утверждала дух настоящего, народного патриотизма, Это выражалось и непосредственно в ее возвращении к Родине и народу, и косвенно во всех ее стихах.

Вечное и нетленное в "Лесной песни" л. украинки

Драма-феерия Леси Украинки "Лесная песня" - это поэма сказочного и аллегорического характера, в которой выступают два мира: мир природы и ее фонтастичних существ и мир реальный с фигурами обычных людей. Между миром природы и людьми существуют определенные противоборства. Основной конфликт поэмы подчинен главной идее: борьбе за счастливую, свободную жизнь, за высокую мечту, красоту и верность против рутины и тупости, мещанской ограниченности. Добро и зло, верность и предательство, поэтическое призвание и частнособственнические инстинкты столкнулись в ней, стремительно прошли перед нашими глазами и оставили по себе легкий, нежный грусть.

Вот весной пришел в лес юноша и заиграл на свирели. Сила песни волшебная, необычная. Под ее звуки оживает даже природа. В ремарке сказано, что из камышей слышно голос свирели, нежный, кудрявый, и как он развивается, так развивается все в лесу. Сначала на иве и вільхах запестрели серьги, потом береза письмом залепетала. На озере раскрылись белые лилии, зазолотіли цветки на кувшинке. Дикая рожа появляє нежные бутоны. Вообще, ремарки в Леси Украинки, это своеобразные прелюдии, которые как бы берут тебя за руку и вводят в сказочный окружающий мир. Они настолько неотъемлемы от всего повествования, когда драма ставится на сцене, она много проигрывает от того, что вне поля зрения зрителя остается этот замечательный описание природы. Мелодии свирели и песня леса, выраженная в красках, движениях, звуках, все время сопровождают историю любви Лукаша и Мавки. Удивительно, прекрасно, сладко играет Лукаш, а лес вторит этой мелодии своей жизнью: на голос веснушки отзывается кукушка, потом соловей, расцветает яріше рожа, белеет цвет калины, глод стыдливо розовеет, даже черная безлиственная терновник появляє нежные цветы.

Всю силу чувств, весь свой поэтический дар перелила Леся Украинка в лесную мифическое существо - Мавку. Героиня "Лесной песни" в сердце бессмертный, непобедимый огонь любви "то, что не умирает". Мавка - сказочная фигура, произведение народной фантазии, в воображении поэтессы приобрела новые черты и стала воплощением ее мировосприятие. Лесина Мавка - это символ верной любви, поэзии, символ прекрасного, это победа добра над злом, возвышенного над обыденным и скудным, красоты над уродливым, свободы над рабством. Несмотря ни на что, она до конца остается идеально чистой, искренней, незрадливою, ее любовь не совместимо с никаким расчетом, компромиссом, предательством. Отвергнутая Лукашем, она имеет чувство собственного достоинства, поэтому и не стоит ему на дороге, ставя счастье любимого превыше всего. Благородство Нимфы оказывается и в других ее чувствах и поступках: она ранит себе серпом руку, чтобы спасти хоть еще на день красоту Русалки Полевой, заступает дорогу Бедности, пытаясь спасти дом своей соперницы Калины от нужды, не платит злом за зло Лукашу.

Выразителем Лесиних идей стал и дядя Лев, который воплотил в себе древний, еще дохристианский мировоззрение человека, около срослась с природой и стала ее неотъемлемой частью. Это мудрый волынский дед, с щедрой душой и благородным сердцем. Он понимает красоту и ценность леса, до самой смерти охраняет его. Дядя Лев - живой приклвд гармонии в отношениях с природой. Всю свою мудрость он пытается передать Лукашу, чтобы тот дальше понес ее в жизнь и передал следующим поколениям. И Лукаш, хоть и одаренный парень, к сожалению, не отмечается цельным характером, имеет податливую, раздвоенную натуру. Дядина наука не дала желаемых растений, потому Лукаш своим образом жизни не может вознестись до своего поэтического духа. Это типичный полесский парень,образ жизни которых глушил талант и мечты.

Люди принесли в лес свои заботы, свое стремление собственности, которое потянуло за собой ссоры, нынешнее время, мещанскую тупость. Отрицательные черты наиболее полно проявляются в характерах Калины и матери Лукаша. Конфликт драмы построен на столкновении этих двух сил. Матери Лукаша не нужна его игра на свирели, не нужны цветы, посаженные Нимфа возле дома, не нужна очарование природы. По мнению старой, Мавка всего лишь "растрепанная" девушка, неуместно одета, потому что ее одежда не выгоден при работе. Мать мечтает о другую, лучшую рабочую силу, которая в ее понятии имеет название невестка. Не лучше Калина, "вдовушка моторненька". Они обе фальшивые и лицемерные женщины, каждая преследует свои користні цели: одна - заполучить здоровую рабочую силу и корову "турского завода", другая - молодого, красивого парня и его "грунтець и дом". Когда же получают желаемое, то становятся язвительные, злые, откровенно наглыми и враждебными друг к другу, постоянно ссорятся. Это типичные волынские женщины, среди которых прошло детство поэтессы. Типично решается и конфликт между Лукашем, Нимфой и Калиной - он заканчивается победой рутины, инертности: Лукаш сватает Калину, а Мавка проваливается в владение каминного марища "Того, что в скале сидит". С последними цветами и выжатым спелым житом полегло и любви Лукаша к Мавки. И вот уже бродит по лесу языков вурдалак Лукаш, собирает свое пожитки и бежит от нищеты, обсевших ее, Калина, а вместо села остается пепелище. И только природа устами Нимфы произносит: "Нет, я жива! Я буду вечно жить! Я в сердце имею то, что не умирает." Так Леся Украинка подводит читателя к выводу, что любовь, красота и природа вечны и нетленны.