Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Григорий Сковорода

Григорий Сковорода как символ мудрости украинской земли

Урок украинской литературы с использованием видеозаписей и личностно ориентированных технологий

9 класс

Цель: ознакомить учащихся с биографией Г. Сковороды, дать общую характеристику его взглядов, раскрыть созвучность философских мыслей Сковороды с нашим временем, суть его жизненного подвига; развивать чувство слова, любознательность учащихся, воспитывать уважение к достижениям философской мысли Г. Сковороды, интерес к истории Украины, патриотизм.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты Сковороды, книги с его произведениями , видеофильм «Григорий Сковорода», сборник «Сад божественных песен», учебник.

Эпиграф: Благословенны вы, следы,

Не смыты вечности дождями;

Путешественника Сковороды...

М. Рыльский

Ход урока

I. Сообщение темы, цели, задач

Вступительное слово учителя. Есть личности, которые живут по за время. Есть имена, что стали отождествляться с вершинними духовными прозрениями, как имена Гомера, Эзопа, Сократа, Диогена, Платона (обращаем внимание на эпиграф). Его следы - это басни, песни, переводы, философские трактаты, в которых он хотел дать ответ на вечный вопрос: «Как надо строить жизнь человеку, чтобы стать счастливым?».

II. Проверка домашнего задания, восприятие и усвоение нового материала

Учащиеся получили опережающее задание - изучить биографию Г. Сковороды - и задания на выбор: подготовить викторину к биографии писателя или сообщения о местах, которые посетил странствующий поэт, инсценировку отрывка из басни «Старуха и горшечнік» воображаемое интервью с писателем.

Инсценировка торга из басни «Старуха и горшечнік».

Этому произведению почти три века, но и сегодня он поражает своей глубинной сущностью.

Как вы поняли аллегорию басни? (Человеку необходимо знать сущность вещей, чтобы постичь их стоимость.) Почему мы начали урок с одной из сковородиновских басен?

(Познаем человека по языку, а писателя - по сочинениям. Поэтому мы сегодня попытаемся постичь величие «нашего перворозуму», народного просветителя, странствующего философа Григория Сковороды. Как он сам говорил, «надо смотреть, увидеть и прозреть, ощупать и продумать, вглядеться и догадаться».)

Учитель читает стихотворение.

Еще над иероглифами мир

Схилявсь, как неуч, над новым каноном.

И уже явился в семье Шампольйонів

Тот, что унесет тайну в пирамид.

Еще не было Чернух ни Полтавы.

Батый еще не собирал свою орду, -

И уже славянство здобулось на право:

Подарить нам Сковороду.

Ничто никогда не проходит напрасно:

Еще только-только собиралось на мир.

И уже давно созрел благородный мрамор,

В который имя его вкарбує мир.

Пусть ляжет на могиле незабываемый Простой венок... ромашка и чабрец. Но разве он форме в будущим не напомнит кантівський венец?

Пророческими словами «провел» Борис Олейник в вечность Григория Сковороду. Так кто же он был? Почему при жизни его считали святым?

Почему его портреты висели в домах простых украинских крестьян рядом с иконами?

Почему при жизни не вышло ни одного его произведения, а последний его юбилей отмечался в 126 странах мира? Чем объяснить столь большой интерес и спрос на его произведения сейчас?

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы предварительно ознакомились с биографией Сковороды, но каждая группа имела определенную задачу. Поэтому сейчас творческие лаборатории представят нам свои отчеты.

Вопросы для викторины «Не смыты вечности дождями...»

1. Где и когда родился Григорий Сковорода?

(В Чернухах, на Полтавщине, С декабря 1722 г.)

Когда в эту ночь мать родила меня на свет.

В эту ночь появились первые признаки моей жизни. Следующей ночью, Христе, Боже мой, Во мне родился твой святой дух. Потому что зря родила меня мать, Если бы ты не родил меня, о свет мой, жизнь моя!

Г. Сковорода

2. Кто были его родители? (Отец - запорожский казак, а мать - из богатой полковничої семьи Шангіреїв. Освободившиеся Чернухи от шляхты - и образовалась там казацкая сотня от Лубенского полка, впоследствии Киевского наместничества. Осел возле земли дед Григория, совершил хату край берестового роще. Отец, вернувшись из Сечи, где прошел школу военной науки и писания, взялся за соху.)

3. Где он научился писать и читать? (У странствующего дьяка в церковно-приходской школе, имел прекрасный голос, пел в хоре на клиросе.)

4. Где продолжает обучение? (В 12 лет отправляется в Киев, в 1734р. вступает в Могилянской академии.)

5. Почему Сковорода попадает в Петербург? (К придворной капеллы царицы Елизаветы.)

6. Чем занимается, вернувшись в Киев?

7. Где путешествует поэт и композитор?

Отчет творческой группы «Сковородинівськими тропами».

Учащиеся демонстрируют фотографии городов, которым путешествовал странствующий философ, комментируют их. Учитель может дополнять, уточнять рассказ.

8. Где работал Сковорода, вернувшись из путешествия? (Переяславская духовная семинария, преподаватель пиитики, Харьковский коллегиум, преподает древнегреческий, риторику и пиитику. Имел свою систему оценивания : весьма остр, зверок острой, гораздо понят, очень понят, понят, кажется понят, не очень понят, непонят, весьма непонят, кажется негоден, не годен, самая негодніца, туповат, туп.)

9. Почему оставляет преподавательскую работу?

Пусти, латынь! Что нашла во мне ты?

Казацкий сын без сабли, без коня,

На костурі в простой крестьянской свитке

В степи забытую песню доганя.

Потому что родная мать, плача, причитает,

Ожидая меня край села,

Потому покрытка по слезах, как по росах,

В чужбину далекую побрела...

Пусти, латынь! На родном Посулье

К небу колос тянут ячмене,

Не верь, что не мне кукуют кукушки,

Что черные мары тешуться мне...

Расстояние, латынь! Что нашла во мне ты?

Казацкий сын без сабли, без коня,

На костурі в простой казацкой свитке

Себя вкраїнським степью доганя...

Григорий Подпалин

10. Кому Сковорода ответил: «Мне свирель и овца дороже царского венца»? Почему?

11. Чему учил Сковорода? (Строить общество по законам природы, справедливости. Чтобы изменить макромир, нужно совершенствовать себя (микромир). И только через века академик Вернадский научно доказал это утверждение в своем труде о человеке и биосфере. А современный японский философ и писатель Дайсаку Икеда писал:» Я восхищаюсь таким восприятием мира». Это еще раз доказывает: настоящая культура открыта для целого мира.)

12. Где прошли последние годы жизни Сковороды? (с. Ивановка)

13. Что имел в виду ученый, когда писал о Сковороде, что его жизнь не менее поучительно, чем его произведения?

Существует поверье, что дом, который посетит Сковорода, будет богатым, а его хозяева счастливыми.

Он приходит к нам в своих трудах. Поэтому давайте прислушаемся к его мыслям и попробуем выяснить, что так привлекает людей в произведениях и фигуры Сковороды?

Просмотр фрагмента видеофильма «Григорий Сковорода».

Ориентировочные вопросы:

- Что вас больше всего поразило в фильме?

- О чем бы вы хотели узнать еще?

- Почему не угасает интерес к творчеству философа?

- Что Сковорода считал самым главным в жизни?

Вывод. Прежде всего - гармония человека и всего живого мира, природы; труд, согласно естественного наклона; самопознания, изменения в самом себе важнее реформ; духовная свобода, потребность родственной труда делает человека счастливым.

Группа исследователей подготовила воображаемое интервью с писателем,пытаясь найти ответы на те вопросы, стоящие перед современной молодежью.

- Как стать счастливым?

(Путь к счастью - любовь. «Любовь возникает из любви, когда я хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю. Потому что все проходит, а только любовь останется.»)

- Как обустроить достойную жизнь, чтобы оно тебя устраивало?

(«Собери внутри себя мысли и в самом себе ищи настоящих благ. Пути к счастью разные: прямой и кривой, настоящий и ложный. Гоняясь за счастьем за морями, человек как бы теряет себя, забывая про собственный разум и собственную совесть. Путь к счастью - родственная с душой работа. Только такая работа принесет счастье и тогда нужно будет нетрудным, а трудное ненужным.»)

- Как преодолевать жизненные трудности?

(Чем больше в жизни препятствий, тем больше оно манит. «Вроде благороднее и самого твердого металла, чем больше трется, тем прекраснее сверкает.»)

- Что бы вы хотели донести потомкам, которые будут жить через 300 лет?

(Человек всю жизнь должен искать свои пути к знаниям, к прозрения духовного, иначе ее ждет печаль , скука. Один из путей к счастью - это самопознание, различения добра и зла в самом себе.)

- А какие перспективы у нашего государства?

(«Я еще 300 лет назад писал, что мы создадим лучший мир. В Горной Руси (т.е. в Украине) вижу все новое: новых людей, новое творение и новую славу».)

Слово учителя. Закончить нашу встречу с писателем-философом хочу строками из стихотворения Ю. Клена «Сковорода».

Уйти, уйти без цели и цели...

Впитывать в себя ветер и просторы,

И лес ,и поле, и необозримое небо.

Душа лишь поет: «Цветы, цветы!»

Вплоть собственный цвет в ней начнет расти,

В котором будут тоже и солнца и зари,

И тихие воды, чистые и прозрачные.

Прекрасный путь ясной одиночества.

Идти в снег и ветер, в дождь и хуг,

И мудрости вином развести туг,

Потому, может, нам это завет вечный,

Эти путешествия дальние и бескрайние

И, может, другого пути нет,

Чтобы из хаоса души создать мир.



III. Итоги урока. Оценивание учеников

IV. Домашнее задание.

Прочитать произведения из сборника «Сад божественных песен».

Задания на выбор: группа актеров готовит ролевое чтение басен «Убогий Жаворонок», «Пчела и Шершень», «Оленица и Кабан»; группа литературоведов комментирует смысл выражения «Мир ловил меня, но не поймал»; группа философов готовит ответ на вопрос: реальная мечта Сковороды о «Горную республику»?