Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Из опыта работы учительницы Ксении Почтарь

Сочинение-описание памятника по собственным наблюдениям

Урок развития связной речи с использованием видеозаписей

Культурологическая содержательная линия: отношение к памятникам истории, архитектуры.

Цель: отработать приобретенные на предыдущих уроках умения составлять сочинение-описание, развивать навыки логического изложения мысли в устной и письменной формах, воспитывать умение восхищаться прекрасным, ценить и оберегать исторические достояния.

Оборудование: таблицы «Стили речи», «Типы речи»; видеофрагмент.

Основное содержание урока

1. Знакомство учащихся с целью урока, актуализация опорных знаний

Беседа за вопросами:

- Какие типы речи вы знаете*?

- Назовите характерные особенности описания?

- Какие типы речи может сочетать ваш рассказ?

- В каком стиле строить свое высказывание? Каковы его особенности?

2. Просмотр видеофрагмента и проработки его содержания.



Словарная работа

Силуэт - контуры, очертания сооружения.

Архитектурный ансамбль - совокупность зданий, сооружений, что является частями целого.

Ярусы - однотипные части здания.

Колонны - часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, служащее опорой.

Фронтон - верхняя часть фасада здания, представляющее собой треугольную плоскость обрамленная карнизом.

Барочный стиль - архитектурный направление, характерный прихотливостью форм и декоративной пышностью.

Лепной декор - система декоративных элементов, украшение (часто из гипса).

Орнаментальная отделка - отделочный узор.

Обсуждение фильма:

- Как Лаврская колокольня повлияла на архитектуру Киева?

- С именем какого архитектора связано ее строительство?

- Благодаря каким особенностям архитектуры, творение мастера считают гениальным?

- Какие факты из исторического прошлого этого здания поразили вас больше всего?

- Какие чувства и мысли возникли у вас после просмотра фильма?

- Расписываясь за полученный гонорар, Шедель добавил по-немецки: «Тебя, величественное творение, возведенное моим воображением и энергией, торжественно встретят потомки, и на вечность создана, оная звонница стоять будет». Слова мастера обращены в будущее, к нам. Его творения - величественная духовная достопримечательность. Прокомментируйте это высказывание.

3. Написание сочинения-описания на черновиках.

4. Домашнее задание. Отредактировать текст, переписать.



Комментарий к фильму

На Печерской горе возвели Лаврскую колокольню. Она сразу стала обладательницей местности, ее верховенство признал Успенский собор, а стоит он в Лавре с XI века. Архитектору, который построил ее, удалось самое сложное: его творения сформировало силуэт города. Но это не просто город, то - Киев.

Деревянная предшественница колокольни, сгорела во время пожара 1818 года, казалась несколько провинциальной. Собственно, перед Шеделем был только первый этаж построенной на средства Ивана Мазепы трехъярусной сооружения. Верхние этажи сожгла молния. Кто-то другой разобрал бы ее до конца, но Шеделя, мастера гипсовой дела, очаровала орнаментальная отделка, щедрость украинского (казацкого) барокко. Удачно приспособившись к характеру мазепинского этажа, он надстраивает верхние ярусы.

К работе над лепным декором приглашает мастеров - братьев Стобенських. В тех узорах не только пафос, радость, раскованность, но и достоинство, свободолюбивый дух. На седьмом десятке лет мастер будто украшает елку из далекого гамбургского детства. И чего на ней только не было: гербы, виньетки, маски, изображения князя Владимира, Андрея Первозванного, архангела Рафаила, покровителя Заборовского.

Четвертый этаж в византийском духе добавлены в середине XIX века. Одновременно с колокольней мастер перестраивает и дом метрополии.

В Лавре, Шедель создал свою-таки колокольню, четырехъярусную. Каждый ярус имел свою особенность. Поэтому огромное количество колонн не воспринимается однообразно, наоборот. Комбинированные к тому же то парами, то пучками, то в одиночку, они предоставляют барочной живописности классическом силуэта.

Сооружение нуждалось в совершенной инженерного мастерства. Несмотря на колоссальную вес, башня прекрасно чувствует себя на просадочных плесовых почвах. Когда в разгар строительства на стенах будто заметили трещины, Шедель в ответ лишь улыбался. И уже два с половиной века сооружение не обращает внимания на землетрясения, которые хоть и изредка, но бывают в Киеве. Она пренебрегла даже мощный взрыв 1941 года, который почти стер с поверхности земли Успенский собор, а до него каких-то полсотни метров.

Шедель знал, что создал, оставляя на стенах свое имя. Расписываясь за гонорар, мастер добавил по-немецки: «Тебя, величественное творение, возведенное моим воображением и энергией, торжественно встретят потомки и, на вечность создана, оная звонница стоять будет».