Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Жизнь Тараса Шевченко - подвиг

9 класс

Т. Солтис,

учительница украинского языка и литературы

Ровно



Цель: углубить знания о жизненном и творческом пути поэта; узнать о связи творчества Шевченко с источниками народоведения; развивать связную речь, память, умение делать выводы из услышанного; воспитывать на примере жизни поэта любовь к родному краю, к Родине.



Оборудование: портрет поэта, стихотворения «Сон» («На панщині пшеницю жала...), «Мені тринадцятий минало», «Якби ви знали, паничі...».»Завещание», «И вырос я на чужбине...», «Солнце заходит, горы чернеют...», «Над Днепровской сагой...», отрывок из повести с. Васильченко «Широкий путь» («Детство Шевченко»); выставка произведений Шевченко, иллюстрации к произведениям; репродукции картин «Маленький Тарас слушает Кобзаря», «Думы мои, думы мои...», легенды, предания, пословицы о поэте.



Тип урока: комбинированный.



Ход урока И. Проверка домашнего задания (связь предыдущего урока с последующим)

- На прошлом уроке мы ознакомились с жизнью и творчеством одного из ближайших к народу поэтов-романтиков дошевченківської суток, выдающегося общественного деятеля Галичины и самого большого патриота своего времени - Маркияна Шашкевича.

- Что вы знаете о его нелегкой жизни и общественную деятельность? (Рассказ ученицы о судьбе Шашкевича.)

- Что это было за время для Украины?

(Украина была поделена двумя великими империями - Российской и Австро-Венгерской. Украинцы, разъединены границами чужих и враждебных нашей ментальности монархий, подвергались неописуемых физических и нравственных страданий.

Колониальный гнет тормозил духовное развитие нации, сдерживал культурно-художественные процессы.)



Словарная работа

Слово ментальность связано с лат. словом mentalis - умственный, mens, mentis - ум, интеллект, мысль.

Ментальность народа - это его мировосприятие, мироощущение, особенности видения мира и себя в мире, это естественно и исторически обусловленный психологический склад, национальный характер, который отражается в языке, культуре, обычаях, материальной и духовной деятельности народа.

- Мы также узнали, что в творчестве Чайковского преобладал такой творческий метод и литературное направление, как романтизм.

Вспомните особенности этого метода. (Ответ ученика).

- Как это отразилось на его творчестве, в частности на гражданской лирике? Какой идеей она проникнута?

(Поэзия М. Шашкевича, в частности «Слово к чтителів русского языка», пронизанная идеей братской взаимоподдержки на ниве народного образования, гражданского мужества в борьбе с жестоким миром.

М. Шашкевич - первый поэту Галичине, который обратился к живой народной речи, потому что считал ее средством единения людей в борьбе за свободу.)

- Суммируя ваши ответы, напомню, что поэт прожил всего 32 года, трудной была его жизнь (исключение из гимназии за выявление собственных взглядов, вынужденное проживание в разных селах Львовщины, (потому что, будучи священником, произносил проповеди на украинском языке), материальные лишения сопровождали его).

Но несмотря на все это, преодолевая болезнь и бедность, Шашкевич до последних дней не оставлял творчества и радовался достижениям родной культуры. Об этом свидетельствует и романтический характер его поэзии.

Уже современники поэта, его собратья по «Русской троицы» высоко оценили гражданский подвиг поэта, его готовность на самопожертвование ради патриотической идеи. Я. Головацкий писал, что своей ясной мыслью он постиг прошлое и современное, пророчески смотрел в будущее.

М. Устинович ставил будителя Галичины в одну шеренгу с И. Котляревского, Г. Квиткой-Основьяненко, Шевченко, раннее творчество которого тоже имеет романтический характер.

- Какими жанрами обогатили поэты-романтики, предшественники Шевченко, украинскую литературу? (Ответы учащихся).

Сегодня мы углубим наши знания о жизни и творчестве человека-борца, который тоже свято верил в победу над царским самодержавием, прожил так же немного, но до последних дней не оставлял творчества и призвал к борьбе против угнетателей - И Шевченко. А девизом урока станут слова веры в победу в борьбе против социального и национального угнетения самого поэта:

И на обновленной земле

Врага не будет, супостата,

А будет сын, и будет мать,

И будут люди на земле.

Т. Шевченко



II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

1. Но судьба поэта была настолько сложной, что осознать ее за один урок очень трудно. Поэтому будем изучать жизненный путь поэта на протяжении двух уроков по плану.

(Учащиеся записывают план в тетради, учитель - на доске.)



План урока

1. Детство Шевченко.

2. Юношеские годы поэта. Выкуп из крепостничества.

3. В Петербурге. Путешествие в Украину и окончания обучения в Академии искусств.

4. В родном крае (1845-1847 гг.) Участие в Кирилло-Мефодиевском братстве.

5. Аресте первый период ссылки (1847-1850 гг.)

6. В «незамкнутій тюрьме» (1850-1857 гг.)

7. Последний период жизни. Смерть и бессмертие.

(Обращение к выставке произведений поэта.)

Задача наша заключается в том, чтобы не только вспомнить о детские и юношеские годы поэта, выкуп из крепостничества, обучение в Петербургской академии художеств и путешествие поэта на Родину, но и услышать лучшие фольклорные произведения о поэте: легенды, пословицы и поговорки, чтобы осознать, насколько важной была роль поэзии художника в становлении Украины как государства, как полюбили произведения поэта люди разных стран мира, которые боролись и борются против жестокости и угнетения человека человеком, и какую роль сыграл народ в его творчестве.

Ведь произведения Шевченко переведены на многие языки мира, много стихов стало песнями: «Ревет и стонет Днепр широкий», «Завещание», «Садок вишневый коло хаты...»



III. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, какие произведения поэта мы уже изучали в предыдущих классах. («Сон» («На панщині пшеницю жала...»), «Мені тринадцятий минало», «Якби ви знали, паничі...», «Завещание», «И вырос я на чужбине...», «Солнце заходит, горы чернеют...», «Над Днепром сагой...», «И золотой, и дорогой...», отрывок из повести с. Васильченко «Широкий путь» - «Детство Шевченко».)

- О чем эти произведения? (О тяжелой жизни крепостных, безрадостное детство поэта.)

- Обратите внимание на иллюстрации, подготовленные вами к произведениям поэта, и скажите, что они воспроизводят? А какой подтекст додумываем мы?

(Мы видим картины природы, которые автор воссоздал в своих стихах и которую так любил, но додумываем подтекст - на лоне этой природы тяжело страдали крепостные.)

- Да, именно такой была жизнь украинцев во времена крепостничества, и против этого выступал поэт.

IV. Восприятия и усвоения учащимися нового материала

- Вы, конечно, помните, когда родился и когда умер Шевченко? (9 марта 1814р., 10 марта 1861 г.) - Посчитайте, сколько лет прожил поэт. (47 лет.)

- Посмотрите внимательно на портрет Тараса Шевченко и скажите, выглядит он на свои годы? У вас есть родители, родственники, вы знаете, что многим из них примерно столько же лет. Так выглядит Шевченко? (Нет.)

- Почему? (Тяжелая жизнь во времена крепостничества, постоянная борьба за свободу, аресты, тюрьмы подорвали его здоровье.)

- Внимательно посмотрите на выражение лица поэта, особенно глаз. Какие черты характера отразились в них? Что можно сказать о Шевченко только на основании его внешности и одежды?

(Рассказ ученицы. Описание портрета Шевченко: выражение лица поэта серьезный, можно сказать, что это человек большой силы воли, большого ума, мощных чувств.

В глазах светится любовь к людям, но взгляд художника выражает и печаль, и боль, в нем - тяжелая мука от переживаний, забота за народ.

Это взгляд человека, много пережившего, обогатилась большим жизненным опытом.

Но это взгляд человека несокрушимой. В глазах - ненависть к господам. Высокий лоб свидетельствует о большом уме. А лицо поэта покрыто морщинами, несмотря на сравнительно молодой возраст. Это следы тяжких дум, волнений за народ, следы, которые оставило тяжелую жизнь борца.

Простой одежда свидетельствует о том, что Шевченко - человек из народа.

А вот словесный портрет Шевченко оставил его современник и первый биограф В. Маслий.

«Шевченко был коренастый, среднего роста мужчина, крепкого, почти железного здоровья. Лицо его, на первый взгляд, казалось обычным, но глаза его светились таким умным и красноречивым светом, таким спокойным сознанием своего достоинства, что невольно привлекали к себе внимание каждого. В его голосе, в разговоре была удивительная мягкость, в походке, во всех движениях - сосредоточенность. Одевался он изысканно, но просто и чисто, дома же любил носить народное украинское наряд».

- С чем сравнивает тяжелую жизнь поэта С. Васильченко в повести «Широкий путь», отрывок из которой вы читали в 6-м классе - «Детство Шевченко»?

(Ученица читает выразительно отрывок.)

(Бандура А. М., Кучеренко Есть.»М. Укр. лит.: Учебник для 6 кл. - К.: Образование, 1995 - с 44-45)

(Автор сравнивает жизнь Шевченко легенде, а Украину называет поэмой сожаления и грусти, красоты и страдания.)

Итак, одна из найсмутніших страниц в этой поэме принадлежит ее огненном поэту. Легендарному поэту сказочного края... Великому борцу за свободу своего народа.

Вот как о нем пишут выдающиеся деятели мировой культуры.

(Ученики читают высказывания, записанные на доске.)

«Он вышел из народа, жил с народом, и... был с ним крепко и кровно связан.»

(Добролюбов)

« Тарас Григорьевич принадлежит к числу самых народных поэтов, которых только знает всемирная история литературы.»

(Плеханов)

«У Шевченко выраженный поэтический гений украинского народа.»

(Францоз, Австрия)

«Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве Духа».

(Иван Франко)

- А в книжках одного из современных исследователей творчества Шевченко Б. Степанишина можно прочитать еще и такие слова:

«Тарас Шевченко... не самый выдающийся по народностью поэт нашей планеты, а для Украины он еще и Пророк, Мессия, Спаситель нации. Его глибокомудрий «Кобзарь» недаром народ назвал вторым Евангелием, а его автора - синонимом слова Украина.

Шевченко - наша вселенная, наше разрешение на благородство перед человечеством.»

- А доказательством этих высказываний, того, что поэта считали учителем много украинских писателей, таких, как И. Франко, Леся Украинка, того, что считали его обладателем в царстве Духа, в царстве человеческой культуры, его произведения читали и ими восхищались, свидетельствуют и легенды, пословицы, поговорки, которые сложил наш народ о гении.



Сообщения учеников.

Легенда «Шевченко»

Был когда-то себе такой великий чародей Шевченко, и такой, гор с ним никто не мог сравниться, ездил он, говорят, везде по миру и собирал от господ разные письма - бумаги. Говорят, что как умер он, то его привезли в гробу откуда-то издалека в Украину, потому как умирал, то сказал, чтобы похоронили в степи на могиле, якобы в родном крае. Вот его привезли к той раскопанной могилы, где круг зрительного пути стали поднимать гроб с телеги, да и не подымут - такая тяжелая. Что не делали, никак не поднимут и должны были призвать из села двадцать честных девок, и те сняли ее.

Но как раскрыли ее, то она была полна различных бумаг, а его самого не было: и так ее с теми бумагами закопали. Говорят, что после кто-то хотел ту могилу раскопать и забрать копья, потому что с ними можно было бы отнять обратно в людей ту землю, что у господ забрали после барщины, и у него отказали руки и ноги, то он и покинул докопувати.

И Шевченко этот очень хлопотал за людей, что делали у господ барщину, и очень добивался за них у царя, чтобы тот дал им волю. А царь все-таки воли не дал. Вот раз он приходит к царю, его впустили в палату. Войдя в палату, он цап за шапку и о землю трах, и говорит тогда царю:

- Вот только твоей земле, что под моей шапкой, а над всей землей господа царствуют! Весь мир я ездил, а нигде не видел, чтобы так было горько и тяжело жить людям, как в твоем царстве...

(Украинские переводы. - Укр. изд-во: «Краков», 1994, Львов. - с 102)

- В легенде Шевченко назван характерником. Почему так назвали Шевченко?

- Почему люди полюбили Шевченко и сложили такую легенду? Как об этом сказано в произведении?

( «.. И Шевченко этот очень хлопотал за людей, что делали у господ барщину; и очень добивался за них у царя, чтобы тот дал им волю..»)



Легенда «Сила Тараса»

Когда рассказывали старые люди, как за Шевченко гнались господа. За ним гонятся, посадят в тюрьму, смотрят - в камере его нет, он уже исчез, - то это, значит, только тень его здесь есть.

И было так, что посадили его в тюрьму, а он сделался как бы мертвым, но смотрят - а он уже опять на свободе, и вновь где-то против господ в селе людям рассказывает.

Такую большую силу имел Тарас.

- О чем рассказывает эта легенда?

(Народ не хотел видеть своего любимого певца ни в тюрьме, ни в ссылке, а только свободным.)



Легенда «Шевченко», которую написала выпускница нашей школы.

В одной деревне жил маленький мальчик в бедной-бедной семьи. А горе и печаль были частыми гостями в их убогой квартире.

Мальчик вместе с сестренкой убегал из дома в сад. А там - и цветы душистые, и тень деревьев, а дальше - ручей на лугу, над водой ивы и калина. Хорошо так в этом раю. Мальчик бегал между цветками, купался, искал тени во время жары в кустах калины и заслушивался пением птиц.

Когда однажды погожим дня смотрел в чистое голубое небо, грусть окутал его душу. Он знал, что его папа и мама, да и все люди в селе, такие печальные и грустные. Или они не замечают этой красоты в мире? Или она не веселит их?

Сейчас он увидел у ручья необычную девушку в голубом, как небо, платье; личико белое; целая фигура словно из тумана. Она приближалась к мальчику. Юноша затаил дыхание. «Это, видимо, русалка. Нет, все-таки сама царевна русалок!» - подумал. Она подошла к мальчику и положила свою нежную руку на его голову. При этом приветствовала его словами:

- Поздравляю тебя! Ты звал меня - и я пришла. Скажи, хочешь идти за мной повсюду, быть всегда возле меня?

- Кто ты, царевна? - спросил мальчик, не отводя от нее глаз.

- Я Красота! - сказала она, а голос ее был, словно пение соловья.

Царевна поцеловала мальчика и исчезла. А он долго еще лежал и смотрел перед собой, ища ее глазами.

И от той минуты мальчик уже не имел покоя. Думал о Красоте, искал ее, тосковал по ней.

Проходили годы. Вырос мальчик. Тяжела была его жизнь, пути покрыты колючими терниями, острыми камнями, так как был крепостным. И о его любви к Красоте узнали добрые люди и помогли парню стать славным художником.

А кто любит Красоту, тот ищет Правду. Красота и Правда неразлучны. За ними пошел он в жизни. Стал пророком Правды, огненным словом своим зажег в сердцах людей любовь украинского народа к Красоте и Правде.

И за это наказали поэта - сослали в далекую Орске крепость, а к тому же запретили писать и рисовать. Думали, там перестанет мечтать о Красоту и Правду. Не случилось так. Нашлись другие люди, что любили Красоту и Правду, они и помогли поэту освободиться из неволи.

И не было у него здоровье, болезнь приковала его к постели.

В последнюю минуту его жизни появилась царевна Красота, наклонилась над ним и положила на голову поэта лавровый венец. Она сказала:

- Спасибо за все, что ты совершил. Я полюбила твой народ и твою страну, потому что они живут около со мной и моей сестрой Правдой. Придет время, что за это им будет награда - свобода, величие и слава во всем мире.

- О том, что Шевченко был неповторимой индивидуальной личностью с ярким характером, жил с правдой и боролся за нее, свидетельствуют и пословицы о поэте, которые подготовила вторая группа учеников.

Ученики объясняют смысл некоторых пословиц.

• Шевченко народ защищал, а про себя забывал.

• Мучили Шевченко, наказывали, и духу его не сломали.

• Жил Тарас в неволе, а мысли его были на свободе.

• Говори правду, как Шевченко.

• Чтобы народу служить, надо так, как Шевченко, на свете жить.

- Но у любого человека, даже в гениальнейшей, есть судьба. Как вы думаете, что такое судьба. Обратимся к толковому словарю.



Словарная работа

Судьба - стечение обстоятельств, ход событий, будто не зависят от воли человека.

- Подберите синонимы к этому слову. (Судьба - жизненный путь, судьба.)

- Может ли человек повлиять на свою судьбу, построить свою жизнь так, как бы она хотела жить? ( Рассуждения учеников.)

- Какой же была судьба Шевченко, человека, еще при жизни которого народ сложил столько прекрасных легенд и преданий, пословиц и поговорок. С каких событий соткана была его судьба?



Сообщения учеников.

1. Детство Шевченко.

- В каких стихах он описал свое детство?

(«Мені тринадцятий минало», «Якби ви знали, паничі...»)

2. Юношеские годы, выкуп из крепостничества, обучение в Петербургской академии художеств.

(Рассмотрение иллюстраций, репродукций картин, которые воспроизводят определенные моменты жизни поэта.)

- Итак, Тарас Шевченко на свободе. Как же в дальнейшем сложится его судьба - узнаем на следующем уроке.



V. Итог урока

- Подходит к концу первый урок изучения жизненного и творческого пути поэта. Вы прослушали много интересных сообщений о жизни Шевченко, легенды и пословицы о поэте.

Скажите, каким вы представляете Шевченко как личность уже на основании услышанного на уроке. Какими чертами характера наделена был этот человек. Считаете ли вы, что жизнь поэта действительно подвиг?

(Ответы учащихся.)

- Но, чтобы доказать, что жизнь Шевченко - подвиг, а слова, которые мы взяли за эпиграф, отражающих цель его жизни, надо завершить начатую работу. Поэтому на следующий урок предлагаю вам изучить стихи о Шевченко поэтов Ровенщины, которые вам больше всего понравились.

Систематизация знаний к выводу: жизнь Т Шевченко - подвиг.

Тезисы

1. Путем самообразования крепостной Шевченко занимает знание, становится одним из образованнейших людей своего времени, человеком энциклопедических знаний. Разве это не подвиг?

2. Почти всю свою сознательную жизнь прожить за пределами родного края, быть насильно оторванным от народа и остаться верным сыном своей матери-Родины, верным ее традициям, культуре, языку. Разве это не подвиг?

3. Его преследовали, наказывали, бросили в нечеловеческие условия, но он не отрекся от своих взглядов, убеждений и идеалов. Это - настоящий подвиг.

4. Всегда заботиться о других, посвятить им свою жизнь, заботиться о народе каждый день, ежесекундно и не пожаловаться на свою нищету. Это ли не самый большой подвиг!



Вывод: Жизнь Шевченко - подвиг, перед которым надо склониться.

Домашнее задание: подобрать цитаты к тезисам.