Статья
ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Изучение фольклорных источников ранних произведений Павла Тычины
5 класс
Н. Логвиненко,
научный сотрудник Института педагогики АПН Украины
Киев
Творческое наследие поэта - уникальное явление в истории национальной культуры. Современный литературовед С. Гальченко убежденно утверждает: «Творческая личность Павла Григорьевича Тычины была многогранной и сложной. Он принадлежал к тем больших талантов, которые, по словам самого поэта, не «замыкаются в магические круги», а прислушиваются к голосу человечества. Его поэтические произведения в первые послереволюционные годы вызывали не только восхищение, но и зависть и даже озлобленность некоторых читателей и соратников по перу»[4, с.3].Впродовж последних десяти лет Программы по украинской литературе, разработанные Институтом педагогики (авторы О. Бандура, Н. Волошина) и Университетом им. Т. Г. Шевченко (авторы В. Неделько и др.), предлагали изучение таких произведений Павла Григорьевича Тычины: «Хор лесных колокольчиков», «Дождь», «Пробег зайчик», «Где тополь растет» - 5 класс; «Рощи шумят», «Эй, ударьте в струны, кобзари...», «Как упал же он с коня», «Памяти ЗО» - 6 класс. Программа по украинской литературе для 12-летней школы, созданный авторским коллективом Института педагогики под руководством Н. И. Волошиной, предусматривает изучение поэзии Мастера в 5-м классе. Текстуально предлагается изучать такие стихи: «Ветер» из цикла «Енгармонійне», «Пробег зайчик» из цикла «Пастели», «Рощи шумят», что по праву, по мнению ученых, можно отнести к шедевров пейзажной лирики, «Голубизна мою душу обвіяла» - «грандиозная миниатюра с 1907року, что смахивает на «символ веры» юного мечтателя»[7, с 11].
«Ранние произведения поэта - виртуозные и изысканно-простые в своем ребячески-искреннем приветствии жизни»(Б.-И. Антоныч), языков «веночки» троистых музык». По мнению Б. Тихо-лоза, «Голубизна мою душу обвіяла» - едва ли не первый образец такой стихийной шедевральности:
Голубизна мою душу обвіяла,
Душа моя в солнца намрияла,
Душа причастилась кротості трав -
Здравствуйте я мира сказал!
Ручей среди рощи, как ленточка.
На цветке бабочка, как свечечка.
Волнуют, маюють, цветут поля -
Добрый день тебе, Украина моя!
«Чувство взаимного родства всего сущего» переполняют душу читателя, переполняли, наверное, и самого поэта. Только в такой «органной полифонии такого невинно-мудрого мировосприятия рождались чистые голоса Солнечных Кларнетов»[7, с.11].
Тема большинства ранних произведений П. Тычины - лирический герой и природа. «Природа для поэта, - считает Л. Новиченко, - нечто неизмеримо большее, чем простой фон событий, которые он описывает, чем обычный пейзаж: к ней, как к близкому другу, он идет со своими радостями и грустью, в постижении ее гармонических законов он находит духовное освобождение ... Среди лугов и рощ, наблюдая, как «гонят ветры, словно буйные туры», как «тополя арфы гнут», - он, по его собственному признанию, ставил в душу светлый парус, «потому что у меня в сердце печаль». И это не было позой, приемом, литературной условностью...» [6, с.24].
Миниатюра «Ветер» из цикла «Енгармонійне» убеждает, как П. Тычина умел тонко передать звуки, цвета, запахи окружающего мира:
Птица - рика - зеленая вика -
Ритмы подсолнечника.
День бежит, звенит-смеется,
Перегулюється!
Над житами - идет с медами -
Клонит келехами.
День бежит, звенит-смеется,
Перегулюється!
Поэт сумел словам нарисовать «всю стремительное течение солнечного июльского дня в поле - мы ясно чувствуем и упругие дыхание летнего ветра, и теплые волны медовых ароматов, и ритмичное покачивание подсолнечника» (6,с.29].
Особое умение молодого поэта увидеть, услышать тончайшие движения родных пейзажей, проникнуться гармонией мира, почувствовать себя весомой частичкой Вселенной, мастерски воплотить все в поэтических образах и формах отмечала большинство исследователей его творчества. Так, Л.Новиченко констатирует: «Пафос его образов - в раскрытии красоты реального вещного мира, в передаче прекрасной гармонии его звуков и красок. Однако делал он это не посредством прямого, конкретно-реалистического фиксирования отдельных черт и деталей, а с помощью исключительно оригинальных и вместительных метафор, которые передают «душу» явления, его «настроение», его ритмы и тембры» [6, с.30]. Настроение - обязательный элемент художественного изображения в раннего Тычины, и он становится особенно важным, когда поэт говорит о природе.
Стихотворение «Рощи шумят» (а также «Закучерявилися облака», «Там тополя в поле», «Цветочный луг») является ярким примером «настроєвої» поэзии, в которой с помощью художественного параллелизма автор передает душевное состояние лирического героя, которому будто «вторит» природа, «сопереживает» человеку, становится поэтически одухотворенной. «Нежный лиризм, психологическая «очеловечивание» природы со свежим и острым ощущением материального мира предоставляет» поэзии неповторимой прелести.
Задачи литературного образования сегодня - воспитать грамотного читателя, помочь школьникам воспринять должным образом произведения таких поэтических гениев, как Павел Тычина. Один из эффективных путей решения этой задачи - рассмотрение фольклорных источников в творчестве писателей, что побуждает «порой надолго задержаться в их «поэтической мастерской» - это делается с целью содействия эстетической образовании читателя» [6, с.6].
По наблюдениям Михайлины Коцюбинской, в творчестве П. Тычины «древние фольклорные традиции так причудливо сплетаются с современной ассоциативной раскованностью», что обеспечивает чистое и сильное, глубокое и искреннее звучание поэтического голоса Мастера. «На фоне характерных для начала XX в. и для первого советского десятилетия ярких вспышек раскованной энергии поэтического слова засияла гениальная поэтическая индивидуальность молодого Тычины (особая сила экспрессии поэтического слова, глубокая художественная трансформация фольклорной образности). Казалось, вот он, тот вожделенный в новейшей украинской поэзии художник - «И Зевс, и Господин, и Голубь-дух» в своем государстве Поэзии» [9, с.262-263].
В. Эллан в статье «Павел Тычина»{ 14 февраля 1921 г.) писал: «Павел Тычина - это крупнейший современный украинский национальный поэт. - Все в нем украинское, национальное. В его стихах чувствуется широта украинской степи, глубина неба, шелест трав. Все проходит у него на фоне украинской природы, в украинских условиях. Глубоко национальные у него образы... Павел Тычина - крупнейший национальный поэт Украины...» [8, с77-79].
О глубоко национальный художественный мир создан П. Тычиной, в частности в сборнике «Солнечные кларнеты», говорит Л. Новиченко. «... это подтверждается, в частности, его кровной близостью с миром украинской народной поэзии. Фольклорное начало в Тычины просвечивает во всем - в образах, в лексике, в ритмико-интонационном строе стиха. Иногда народнопоэтические элементы автор использует в, так сказать, в «готовом» виде (как, скажем, поэтическая форма «Думы о трех ветров»), но в основном поэт с большой изобретательностью и смелостью по-своему преобразует традиционные образы и мотивы, обогащая их, наполняя новым содержанием»[6, с.38].
Глубокий знаток творчества П. Тычины О. Белецкий считал, что фольклорное корни стихов поэта в искусстве родного народа.
Основными принципами работы П. Тычины с фольклором, по наблюдениям Л. Новиченко, были:
- отказ от внешней стилизации, от примитивного перепевки фольклора,
- смелое преобразование традиционных фольклорных элементов,
- сочетание формальных средств и образов народнопісенної поэзии с современными литературными формами и ассоциациями.
Фольклорист В. Бойко отмечает особое мастерство поэта пользоваться ясными поэтическими символами и образами, «что тяжать в фольклорных средств изображения»[3, с.96]. Вот почему так часто в стихах встречаем образы ветра, плуга, огненного коня. Они близки народному мировосприятию. Поэт постоянно обращается к земли, чернозема, поля, солнца как дани вечным мечтам крестьянина. О действительно органичное восприятие П. Тычиной фольклорных традиций, считает ученый, свидетельствует его чрезвычайно тонкое чувство украинской природы, яркие образы которого создаются с помощью образных сравнений, художественных деталей, форм, приемов. «Поэт создает вполне оригинальные образные рисунки, восприятие которых упрощается близостью их к уже известных художественных форм, ... благодаря художественному видению, что присуще народному творчеству и поэту, действительности в ярких красках, музыкальной чувствительности к звукам окружающего мира»[3, с.257].
Природа в произведениях Мастера - персонифицированная: небо, солнце, ветер, дождь, лес, река, весна, лето, осень и т.п активные участники жизни в разнообразных его проявлениях. Она - разноцветная. Ярко воссоздан это и в фольклоре, что помогает понять величайшее - душу человека. «Полные тона в поэта встречаются чаще: белое и черное, красное и зеленое, синее и желтое - цвета эти веками украинский народ лелеял в своих предпочтениях из окружающего мира переносил их в кружево своих вышиванок, в музыку песен»[3, с.259].
Важно подчеркнуть, что частое использование ограниченного количества красок в народнопоетичній творчества обусловлено употреблением постоянных эпитетов - калина красная и зеленая дубрава, желтый песок и синее море, белые рученьки и вороной конь, что переходили из песни в песню, от поколения к поколению [3, с.259].
По наблюдениям ученых, очень популярной в народном творчестве есть солнечная, огненная краска,которую так любит П. Тычина, свидетельством чего стали уже «Солнечные кларнеты». И сам образ солнца, такой распространенный в народной песне, проходит через все творчество поэта.
Исследования народнопоэтических источников творчества П. Г. Тычины многих ученых-фольклористов, литературоведов убеждают, что поэт глубоко знал творчество родного народа, в которой отразились обычаи и обряды, мировоззрение, этика и эстетика, знал глубоко ее совершенную поэтику и в меру своих творческих потребностей и эстетических предпочтений пользовался казной фольклорных средств. Обращение писателя к народнопоэтических традиций стимулировало рост его мастерства, придавало его произведениям определенно национальных признаков.
Краткий обзор научных наблюдений поможет учителю-словеснику организовать работу пятиклассников с проблемы изучения фольклорных источников в творчестве Павла Григорьевича Тычины. Сказать о ней можем в начале текстуального изучения предлагаемых Программой для 12-летней школы произведений. Для этого проведем небольшую вступительную беседу, во время которой поможем ученикам выяснить суть вопроса. Коллективное повторение , что такое фольклор, активизирует деятельность и внимание всего класса. « Итак, если фольклор, - укажет учитель, - это устное народное творчество, то фольклорные источники - это ...»
Остановимся на несколько минут и предложим ученикам подумать, активизируя ассоциативное мышление:
- С чем ассоциируются слова «источник» - «источники»? - Что видите? - Что представляете? - Как понимаете их?
В результате коллективной работы выясняем: источник - то, что дает начало чему-нибудь, откуда возникает, черпается что-либо; основа чего-либо. Теперь предлагаем учащимся продолжить определение: «Фольклорные источники - это то, что взято из фольклора, то, что из него черпается».
- А что можно взять писателю из фольклора?
Ответы можем ученикам предложить или дополнить те, что дадут пятиклассники. (В 5-м классе учащиеся изучали поговорки и пословицы, легенды и предания, знают о народные сказки, песни, загадки. Знакомились с художественными образами народных произведений, изобразительными средствами..)
Итак, сделаем вывод, что писатель может взять из фольклора вид произведения - поговорку, загадку, песню, сказку и др.; тему или мотив произведения, художественный образ или художественный прием.
- Как взять?
Этот вопрос может сразу объяснить учитель: «Писатель может в свое произведение без изменений перенести поговорку, пословицу, загадку, песню; может создать свое произведение, использовав известный народнопоетичний художественный образ; может по-своему пересказать, по-новому рассказать известный сюжет; использовать особенности народного жанра (сказки, песни, думы); создать новые художественные образы с народнопоетичною основой».
Сегодня, изучая произведения известного украинского поэта Павла Григорьевича Тычины, мы имеем прекрасную возможность убедиться, как мастерски он использовал фольклорные источники, что вывело его пейзажную лирику на уровень лучших мировых образцов.
Предложим ученикам вспомнить произведения П. Тычины, которые они изучали в начальной школе. «А я у гай ходила» - один из них. После выразительного декламирование поинтересуемся, что в поэзии передает любовь писателя к родной природе. Ученикам не трудно будет представить ярким-ную картинку, созданную поэтом, услышать где-то близенько кукушкино «ку-ку», увидеть маленького пушистого зайчика, вигрівав свою спинку на теплом солнышке. А те ласкательные слова, которые употребляет автор, и дают читателям почувствовать большую любовь поэта к родному краю. «И в этом поэт близок к народных произведений», - завершит ответы учеников учитель отметит, что это была первая наша ступень познания фольклорных источников творчества П. Тычины.
Во время изучения поэзии «Голубизна мою душу обвіяла...» продолжим наблюдение, обратив внимание учащихся на сравнение «как ленточка», «свеча» - роль ласкательных слов в тексте учащиеся пробуют определить самостоятельно.
О органическая связь ранних стихов П. Тычины с народным творчеством отмечает большинство исследователей. Особенно он оказывается в произведениях сборника «Солнечные кларнеты»: «Рощи шумят», «Арфами, арфами...», «Где поступала весна», «Цвет в моем сердце», «Енгармонійне», «собор», «А я угай ходила», «Пастели», «Открывайте дверь», «Хор лесных колокольчиков» и, наконец, «Дума о трех ветров».
По этому поводу В.Бойко отмечает: «Для Тычины характерно тонкое чувство слова, всех его нюансов. Поэт словно обладает даром волшебника в отборе художественных средств своих сочинений. Что не стих - то новая встреча с прекрасным, открытие новой грани своеобразного таланта» [3.-С.211].
Вчитаемся в стихотворение «Рощи шумят»... Чтение будет разноплановым: и выразительное учителя, и ученическое молчаливое, и выборочное, и повторное, и чтение-ответы. Но во время первого выразительного чтения учителя предложим ученикам послушать стихотворение с закрытыми глазами, чтобы четче увидеть нарисованное, ярче услышать воспроизведены в поэзии звуки, проникнуться состоянием лирического героя, душа которого поет от удивительного единения с природой, глубокого ее ощущения.
- Какое впечатление произвела на вас поэзия «Рощи шумят»?
- Каким настроением может проникнуться ее слушатель, читатель?
- Что вы почувствовали, слушая это стихотворение? - думаем, интересно знать мнения учащихся о первых впечатлениях от встречи с замечательной поэзией, ведь еще И. Франко говорил, что необязательно читателю понять все, что хотел сказать поэт; важнее, какое впечатление произвел на него произведение, какие эмоции вызвала поэзия.
Повторным будет молчаливое чтение учеников, после чего предложим им исследовать, что в стихе указывает на то, что природа живая, а лирический герой является частью ее жизни.
Результаты коллективной работы учитель суммирует, обобщит, расставив четкие акценты: « Живописной, полной нежной и чуткой души предстает в стихотворении П. Тычины природа. ее жизненное движение, ритм, изменчивость передано с помощью глаголов шумят, бегут, гудит, прядет, мечтает, горит-дрожит. Лирический герой поэзии очень чутко воспринимает окружающий мир, улавливая и «тишайший шепот трав», и колокол далекий, что «прядет мысли над нивами», в котором он « купается, словно ласточка»; его глаз ласкает томный роща над рекой и золотой край неба, ему любо слушать музыку реки. Радость окутывает его от ощущения единения с такой красотой, эмоции переполняют душу, поэтому и не успевает поэт полно передать словами то, что рисовало его сознание, творил его внутренний мир» - этим ученые объясняют отрывочную язык поэзии П. Тычины как свидетельство взволнованности художника. Чтобы убедиться, перечитаем еще раз :
Эй, колокол гудит -
Іздалеку.
Мысли прядет -
Над нивами.
Над нивами-приливами,
Купая меня,
языков ласточку.
Оригинальными, считают ученые, есть средства, с помощью которых поэт рисует пейзажные картинки, за которыми - воображение рисует целый пространство.
- Что видите, читая строки:
Ген неба край -
Как золото.
Как золото - поколото... ?
Художники-пейзажисты рисуют: на горизонте - глыбы облаков, в лучах горячего солнца кажутся золотыми, а под ними - в том же золоте - «горит - дрожит река». Эти высокохудожественные образы поэзии отражают взволнованные удары сердца художника, лирическую творчество которого удачно назван музыкальным, по мнению исследователя И. Соболева.
Краткость художественного языка, характерные повторы слов (в П. Тычины это: любуюсь-удивляюсь, над нивами-приливами, поя-любя, горит-дрожит), персонификация (опредмечення) природы и ее явлений, употребление ласкательных слов, постоянных эпитетов - характерные признаки народно творчества, из которой черпал вдохновение молодой на то время П. Тычина. С давних времен наш народ обожал природу, свою любовь и уважение к ней воспел в лучших своих произведениях. Поэтому не случайно в поэзии П. Тычины она такая близкая и родная лирическому герою, «повірницею его настроений, соучастница его самого интимного жизни»[5, с 188]. Такие родные и близкие луга, нивы, рощи, ивы, тополя, озера и ручьи, подсолнухи и смолки, ржи и розы, пчелы и бабочки, голуби и ласточки автор будто видит с какой высоты, поэтому иногда они странные и необычные.
Повторным громким чтением школьников завершим рассмотрение поэзии, выразительность чтения поможет выяснить эффективность проводимой работы.
В циклах «Пастели» и «Енгармонійне» - «этих на удивление самобытных произведениях Тичининої музы» - особенно ощутима необычность земной красоты, которая как бы «везде окружена невидимым космическим ореолом, продолженная в бесконечность».
«Ветер» - один из предложенных до текстуального изучения стихотворение из цикла «Енгармонійне». Работу над ним можно начать с молчаливого чтения учащихся, после чего поставим вопрос: - Почему стихотворение называется «Ветер»? - Какие звуки окружающего мира вы услышали, цвета увидели, запахи почувствовали-восприняли? - Можете ли сказать, почему язык стихотворения отрывочная? - Какую бы картину нарисовали?
Надеемся, что ответы на эти вопросы дадут возможность проверить, как учащиеся усвоили материал предыдущего урока, смогут самостоятельно дать анализ поэзии с точки зрения использованных в ней фольклорных источников. После выполнения таких заданий учитель еще раз подчеркнет постоянную связь фольклора и литературы.
Ведь небольшая миниатюра передает прекрасную картину летнего дня, о чем говорят: день, который «бежит, звенит-смеется, перегулюється»; ржи, спелые бокалы которых клонит к земле ветер; подсолнух, зеленая вика, пропахшие медом; птица, река, гонит свои волны в ритм подсолнечника. А радостное настроение лирического героя передает рефрен: «День бежит, звенит-смеется, Перегулюється!» А, может, он (лирический герой поэзии) возомнил себя ветром, с высоты полета которого лучше все видно: и разнообразие растений, и волнение шелковых трав от его дуновения, и негомінку разговор влюбленных деревьев и животных...
Метафорический образ радостного летнего дня запомнится надолго, если мы предложим ученикам, используя художественные средства поэзии Тычины, а именно: отрывочную речь, важные предметы-приметы дня, глаголы на выражение движения, эпитеты на определение запаха, цвета - создать небольшую картинку (или хотя образок) одного из лучших дней их жизни.
Чтобы помочь пятиклассникам выполнить такую работу, предложим провести наблюдения над народнопоетичними утечками образности поэзии Павла Григорьевича Тычины, подчеркнув: народные загадки - источники поэтических метафор Мастера слова.
Фольклорист В.Бойко твердит: «Поэт создает вполне оригинальные образные рисунки, восприятие которых упрощается близостью их к уже известных художественных форм»[3, с.257]. Сближение поэта с народным творчеством здесь происходит, по мнению ученых, благодаря присущему ему художественному видению мира в ярких красках, музыкальной чувствительности к звукам окружающего мира.
Теперь предлагаем учащимся внимательно послушать отрывки из стихотворений П. Тычины и попробовать представить (отгадать), о чем идет речь:
Поет тропа
На огород.
Тыква под зонтиками
О солнце думает.
Подсолнухи горят...
- сама как струна -
Бабочек дуэты ...
- а на лапках мед -
Ромашка? - здравствуй!
И она тихо: здравствуй.
И звучит земля
Как орган
(«Собор»)
- Как поэт описал пчелку? («Сама как струна ...а на лапках мед»)
- Легко ли было увидеть ее на подсолнечнике с дуэтом бабочек?
- Вспомните, как называется произведение, в котором в скрытой форме описывается предмет? (Загадка)
Как видим, с помощью элементарной детской загадки поэт создает великолепную метафору, которая, возможно, с первого чтения и не всем понятна. Послушайте следующий отрывок:
Над болотом прядет молоком ...
Черный ворон задумался.
Сизый ворон задумавсь.
( «Туман» из цикла «Енгармонійне»)
Предлагаем ученикам подумать над тем, что могут означать символические образы черного и сизого во-рона. Ведь и эта поэтическая метафора напоминает детскую загадку, отгадка которой - в названии стихотворения. Это предрассветный туман и ночь.
- А что видите, слушая такие строки:
Где-то клюют и райские птицы
Вино-зелено.
Розпрозорились озера!..
Тень. Давно.
(«Солнце» из цикла «Енгармонійне»)
Говоря об образах райских птичек, которые клюют как-то странно («вино-зелено»), продемонстрируем пятиклассникам орнаменты украинских вышивок с изображением райских птичек круг стилизованных гроздей винограда - образ , пришедший из фольклора и значит все сказочно-яркое, светлое и прекрасное. И тогда четко вырисовывается каждая пейзажная миниатюра цикла «Енгармонійне».
Формы народных загадок П. Тычина удается, рисуя картину дождя в поэзии «На могиле Шевченко»(1918):
Красно - сизо - зеленые дуговидно
сказал всем:
здравствуй, -
и начало брать воду.
Не являются народными загадками и «По берегу - гуси. Словно снег», «Шовковая зеленая ярилась из-под земли», но в их образности угадываются известные художественные формы, например, «Белое, как снег, надутый, как мех...».
Такой вид работы помогает научить детей быть внимательными к слову, чувствовать слово, понимать его значение в художественной литературе, помогает развивать эстетические вкусы ребенка, учит замечать прекрасное, способствует видению различных предметов и явлений в жизни. Интересные и полезные беседы - важная составляющая такой работы, поскольку, по словам К. Ушинского, дают уму ребенка полезное упражнение: все объяснения, связанные с живописной и интересной для нее загадкой, заляжуть прочно в ее памяти. А еще и потому, что «народная песня, сказка, загадка, детская игривая поговорка, при всей своей, казалось бы, простоте, при внимательном изучении, часто-густо оказывается продуктом изощренной словесной мастерства, - считает академик А. Белецкий, - а Тычина, дерзая и новаторствуючи, не отрывается от своей первоначальной основы - народного творчества» [2, с,26-27].
После текстуального изучения программных произведений ученики выберут одну-две миниатюры для изучения наизусть.
«Пронизана солнечным светом, напоенная музыкой, тичининська лирика природы и любви (а если говорить точнее и глубже - лирика пылкой гуманистической мечты о гармонии человека и мира) в лучших своих образцах очаровывает нас и сегодня. Именно в этих темах молодой поэт был более правдивым и человечным, здесь наиболее полно проявились его оптимизм и душевное здоровье, и эта лирика волнует и будет волновать читателя, особенно молодого читателя, поскольку сердцу человеческому свойственно смеяться и беспокоиться, откликаясь на радость погожего солнечного дня, на тихую музыку ясного вечера, на акварельный рисунок осени и на золотые арфы весны...» (6, с.40].
В раннем творчестве П. Тычины, как и в следующей поэзии, по мнению ученых, было органично и високомистецьки синтезирован опыт новейших европейских поэтических школ, прежде всего символизма и импрессионизма, с оригинально превращенными ценностями украинского фольклора, традициями и стилями национального художественного мышления. Убедиться в этом ученики смогут во время более широкого и более глубокого ознакомления с лучшими поэтическими образцами всего творчества Павла Григорьевича Тычины.
Список использованных источников
1. Тычина П. Где-то на дне моего сердца. Поэзии, советский писатель, 1991. - 221с.
2. Белецкий А. Павел Тычина. - В кн. П. Тычина, сочинения в шести томах, Т.1. -
3. Бойко В. Поэтическое слово народа и литературный процесс. - К.: Наукова думка, 1965. - 336 с
4. Гальченко С Грани большого таланта: К 100-летию со дня рождения п.г. тычины. - К.:Т-во «Знание» УССР, 1990. - 48с.
5. История украинской литературы XX века. Книга первая. - К.: Лыбидь, 1993. - 781 с
6. Новиченко Л. Поэзия и революция. - К.: Днепр,1968. - 279 с.
7. Тихолоз Бы. Павел Тычина // Все для школы. Украинская литература. 10 класс. - К.-Л.: Всеувито, 2001. - 80 с.
8. Эллан В. Павел Тычина (эскиз). - В книге: В. Эллан. Сочинения в двух томах. - К.:Держлітвидав,1958. -Т.2. -С.77-79.
9. Коцюбинский М. Мои горизонты: В 2 т., Т. 1. - К.: Дух и литера, 2004. - 336с.
|
|