Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Гражданское воспитание и его значение в современном воспитательном процессе

И. Кучинская,

кандидат педагогических наук, докторант Института педагогики АПН Украины

Киев



Сейчас, когда происходит активное развитие демократизации государства, гражданское воспитание является одной из важнейших задач, которые решает система образования. Формируется национальная демократическая государство, и одной из предпосылок ее существования является лояльный государству гражданин, что придерживается демократических ценностей и установок в своем поведении.

Идеи гражданского воспитания всегда были актуальными для педагогической элиты Украины. Такие известные украинские деятели, как В. Антонович, М. Драгоманов, М. Гру-шевский, С. Русова, И. Огиенко, Г. Ващенко, Б. Гринченко, А. Макаренко, Сухомлинский и многие другие обращали внимание в своих работах на особое значение формирование гражданского сознания подрастающей личности.

Так, например, М. Грушевский (1866-1934 гг.) в своей книге «На пороге новой Украины», которая была написана после провозглашения IV Универсала, пишет о политический идеал развития Украинского независимого государства (которым, кстати, руководствовался в своей деятельности). Видное место в этом идеалу занимает образ гражданина Украины, его гражданских добродетелей. Для создания этого образа М. Грушевский обращается к опыту античной демократии. Он считает, что развитие украинского демократического государства не может увенчаться успехом без культивирования республиканского героизма, спартанской простоты и благородства, непримиримого отношения к протекционизму и бюрократизма, к погоне за роскошью и обогащением за любую цену. Без сомнения, в этом политическом завещании М.грушевского есть много чего, над чем стоит задуматься и нашему современнику. Грушевский подчеркивал, что украинская демократия должна заботиться об укреплении идеи украинской демократической государственности, ее распространение в обществе, воспитания у граждан чувства долга перед ней как высшего стимула гражданской жизни, который должен объединить весь народ в одном порыве, преодолевая партийные различия и расхождения там, где начинаются основные интересы государства (Гражданин - Государство - Гражданское воспитание. Антология) Составители М. П. Рогозин и В. В. Сухомлинская. - Донецк, 2001. - С.84).

Бесспорно, в процессе гражданского воспитания ведущее место принадлежит образовательной составляющей, которая дополняется и расширяется воспитанием в духе гражданственности. Это понятие объединяет в себе гражданскую, политическую социализацию и способность приобщать к этому процессу моральные ценности.

Сейчас мы обращаем внимание на то, что воспитание гражданина должно быть направлено прежде всего на развитие патриотизма - любви к своему народу, к Украине. Важным качеством украинского патриотизма должна быть забота о благе народа, содействие становлению и утверждению Украины как правового, демократического государства, готовности отстоять независимость Родины.

С патриотизмом органично сочетается национальное самосознание граждан, которая основывается на национальной идентификации: впитывает в себя веру в духовные силы своей нации, ее будущее; волю к труду на пользу народа; умение осмысливать нравственные и культурные ценности; историю, обычаи, обряды, символику; систему поступков, которые мотивируются любовью, верой, волей, осмыслением ответственности перед своей нацией (Концепция гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности (АПН Украины).

Сегодня мы рассматриваем гражданское воспитание как процесс формирования гражданственности, как интегративные качества личности, что позволяет человеку чувствовать себя морально, политически и юридически дееспособной и защищенной. Оно призвано воспитывать личность чувствительным к своему окружению, привлекать ее к общественной жизни, в котором права человека являются определяющими.

Известный украинский педагог В. Сухомлинский (1918-1970рр.) первый (с советских времен) обратился к гражданскому воспитанию как к главной педагогической проблемы. У1970 году вышла его книга «Рождение гражданина», где формирование гражданственности рассматривается на основе человечности, гуманизма. Первоочередным условием формирования рис гражданина педагог считал организацию эмоционально насыщенного, деятельного ( с трудовой основой) жизнь школы, развитие гражданской активности каждого индивида в контексте деятельного жизни школьного коллектива. Он определил подростковый возраст особенно важен для формирования гражданина и утверждал, что черты гражданина воспитываются множеством влияний педагогического характера и неуправляемыми социальными воздействиями.

Сухомлинский подчеркивал, что задолго до совершеннолетия наш подросток должен жить гражданскими мыслями и восприятиями. Настоящее гражданское воспитание, по мнению педагога, в процессе обучения начинается там, где мысль вдохновляет, пробуждает и утверждает стремление к нравственному идеалу (Гражданин - Государство - Гражданское воспитание. Антология / Составители М. А. Рогозин и А.В. Сухомлинская. - Донецк, 2001. -С.213).

Считаем, что учителя украинской литературы, используя творческое наследие выдающихся национальных деятелей - И. Франко, И. Нечуя-Левицкого, П. Мирного, М. Старицкого, Л. Украинки и многих других, должны направлять нашу молодежь на выбор гражданско-национальных ценностей (который должен происходить осознанно и непредвзято). Наши дети, чувствуя себя гражданами демократического государства, обязательно будут заботиться о ее национальную и социально-экономическую состоятельность.

Важнейшей составляющей общественного сознания является нравственность личности. Она содержит такие гуманистические черты, как доброта, внимание, чуткость, милосердие, толерантность, совесть, честность, уважение, правдивость, трудолюбие, справедливость, достоинство, терпимость к людям, уважение и любовь к своим родителям, роду. Названные качества определяют культуру поведения личности.

Значительное место в содержании гражданского воспитания занимает формирование культуры поведения личности, что проявляется в совокупности сформированных социально значимых качеств личности, основывается на нормах морали, закона, поступков человека. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, закрепленные в нормах, принципах, идеалах закона, а с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека.

Сегодня мы не имеем права не обратить внимание и на культуру общения, которая является одним из решающих факторов в налаживании социальных контактов. Она не имеет ничего общего с бескультурьем (нечестность при передаче информации, грубость в общении, безразличие к собеседнику и его проблемам, давление на партнера по взаимодействию и т.п.). Высокая культура общения - это гармония профессиональных знаний, коммуникативных и морально-психологических возможностей, которые зависят от интеллектуально-культурных способностей личности, что находится в состоянии взаимодействия.

В настоящее время возрастает роль морально-психологического фактора в общении, поскольку нравственность в контексте общения является измерением, который определяет поведение человека, его отношение к собеседнику, манеру говорить, включает в себя ее внутреннюю потребность к осуществлению нравственных действий и поступков. Компоненты нравственного здоровья личности (моральные убеждения, качества, моральные привычки, способности, действия) выполняют высшую регулирующую функцию в процессе формирования навыков общения. Высокий уровень нравственной культуры общения предоставляет человеку возможности не только сознательно и систематически преодолевать негативные черты своего характера, но и гуманізовувати отношения с другими.

Обратим внимание на то, что универсальное социальное значение имеют общечеловеческие принципы, нормы и правила, обозначенные понятиями «добро», «совесть», «долг», «честь», «гуманность», «справедливость», «ответственность», «честность». Необходимым компонентом, условием эффективного общения является моральная удовлетворенность. Это означает, что, совершив нравственный поступок, человек испытывает особое удовольствие. Аморальный поступок часто провоцирует депрессивные переживания. Соучастие и уважение к собеседнику облагораживают человека, обогащают его эмоциональный мир.

Сегодня, к сожалению, мы слышим много нареканий на то, что наши дети отдают прерогативу аморальном общению и негативном ценностному выбору. Но зададим себе вопрос: что мы сделали лично, чтобы это не произошло? Считаем, что направление подрастающей личности к выбору гражданских ценностей будет способствовать как толерантности во взаимоотношениях, так и нравственности.

Чрезвычайно важно, чтобы дети почувствовали ценность культурности, духовности и воспринимали это как полноценность жизни. Тогда их желание нравственного совершенствования будет закономерным.

Процесс гражданского воспитания личности в значительной мере определяется содержательными характеристиками образовательных предметов, которые способствуют овладению системой знаний о человеке и обществе. Кроме того, овладение системой знаний формирует способность осознавать место своего сообщества среди других сообществ мира, нормы международного общения и взаимодействия.

В Концепции гражданского воспитания личности подчеркивается, что весь образовательный процесс в учреждениях образования должен быть насыщен различными аспектами гражданского воспитания. Однако особая роль здесь принадлежит предметам социально-гуманитарного цикла, а именно: истории, географии, естествознанию, обществоведению, литературе как украинской, так и мировой. К ним присоединяются и предметы художественно-эстетического цикла, а также те, что входят в школьного компонента образования.

На наш взгляд, кроме официальных учебных планов, надо признать важность неофициальных занятий. Они касаются упорядочения школьной обществом и отношений между ее участниками. Эти отношения должны воплощать основные ценности и принципы демократического государства. Классами и школами должны управлять педагоги, которым присущи черты, достойные подражания. Ученики должны отвечать за свое поведение на основании разумных и справедливых стандартов, а также уважать права и достоинство других людей, среди них и сверстников.

Помните, что общение человека происходит в конкретной социокультурной среде, в котором она усваивает в соответствии с традициями и культурными ценностями этические нормы взаимодействия, развивается, формируется, становится индивидуальностью (речь идет не о абстрактного индивида, а о конкретном человеке с определенной системой национально-психологических особенностей). Подчеркнем, что индивидуальные и групповые формы общения должны быть направлены на развитие заинтересованности участников обсуждения проблемы, повышение их активности, актуализации их творческого и коммуникативного потенциала.

Ощутимо влияют на взаимодействие людей определяющие черты группового менталитета, осознание индивидом принадлежности к конкретной группе, значимости этой группы в его жизни, а также традиционные этнокультурные нормы общения.

Бесспорно, гражданское воспитание в современном воспитательном процессе имеет чрезвычайно важное значение. Полноценное формирование личности не может позитивно реализовываться без гражданской основы. Сегодня как никогда важно направлять детей и молодежь на выбор гражданско-национальных идеалов и ценностных ориентаций в их жизни. Всестороннее воспитание подрастающей личности в наше время не имеет смысла без гражданского компонента. Эффективность воспитания гражданственности, как и многих других личностных характеристик, в значительной мере определяется реализацией в воспитательном процессе деятельностного подхода, согласно которому в структуре личности возникают и закрепляются прежде всего те новообразования, в «конструирование» которых индивид вкладывает свои чувства, собственный труд, энергию, конкретное действие, проявляя целенаправленную активность.

Сегодня, в пору активных демократических преобразований, мы имеем возможность реализовывать в воспитательной практике гражданские достижения, которые будут способствовать выбору активной жизненной позиции и сознательного формирования гражданского мировоззрения нашей молодежи.

Литература

1. Вишневский А. Современное украинское воспитания (система ценностей). -Львов, - 199. - 15 с.

2. Гражданин - Государство - Гражданское воспитание. Антология / Составители М. П. Рогозин и В. В.Сухомлинська. - Донецк, 2001, -262 с.

3. Концепция гражданского образования в Украине //Директор школы. - 2001. - № 20 (164). - С 7-Ю.

4. Орбан-Лембрик Л. Е,. Социальная психология: Пособие. - К.: Академвидав, 2003. - 448 с

5. Оржехівський В. Гражданское образование формирует гражданина // Возрождение. - 1998. - № 2. - С.2-4.