Статья
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Специфика анализа пейзажей в киноповести Александра Довженко «Зачарованная Десна»
Т. Дятленко,
старший преподаватель
Глуховского педуниверситета
В статье представлены методические рекомендации по формированию умений у учащихся старших классов анализировать пейзаж в прозаических произведениях различных художественных систем (на примере киноповести А. Довженко «Зачарованная Десна»). Автор выделяет типы умений, определяет этапы работы над текстом произведения, методы и приемы работы, специфические особенности пейзажей в киноповести.
Ключевые понятия: литературный пейзаж, художественное своеобразие пейзажа в киноповести, композиционно-художественные и изобразительно-выразительные функции пейзажа, тип, характер, структура пейзажей в контексте художественной системы.
В свете современных педагогических технологий литературные произведения необходимо рассматривать не как художественное отражение действительности, а как образцы искусства слова. Государственные стандарты литературного образования также направлены на формирование у учащихся умения воспринимать литературу не на эмпирическом, а на научном, літературознавчому уровне. А это означает, что учащиеся должны понимать их с позиций искусства, знать законы творения его, проникать в особенности авторского освоения действительности. Совершенствование процесса изучения литературы в школе надо направить на раскрытия изобразительного потенциала художественного произведения, выяснение признаков авторской манеры письма, разнообразных авторских замыслов, идей, заложенных в малейших элементах произведения для того, чтобы вызвать у читателя эмоциональную и творческую активность, способность глубоко понимать содержание произведения - этого можно достичь лишь углубляя анализ элементов творческого замысла художника.
Посещая уроки украинской литературы в старших классах, мы имели возможность наблюдать такую закономерность: во время анализа прозаических произведений учителя-словесники чаще всего прибегают к работе над образами-персонажами. Другие элементы образной системы, в том числе и пейзаж, остаются вне поля зрения всех участников урока. Иногда о художественный образ природы вспоминают, как правило, это бывает на итоговых уроках, когда речь идет о мастерстве писателя. Работа сводится к перечислению художественных средств, использованных автором в своем произведении. Констатация без практической работы над текстом произведения конкретного автора малоэффективна. Именно поэтому выпускники наших школ имеют примитивные представления о пейзаже М. Коцюбинского в психологических новеллах и повестях, И. Багряного в приключенческом романе, А.довженко в кіноповістях и др.
Современные литературоведы Б. Есть. Галанов, С. М. Соловьев, М. М. Бахтин, М. Н. Эпштейн, Ю. И. Кузнецов и др. отмечают, что нейтральных или лишних пейзажей в хорошей книжке не бывает. Ныне художественный образ природы стоит рядом с образом-персонажем, его значение значительно расширилось и вспомогательной или информативной функцией не исчерпывается.
Несмотря на это, учитель-словесник должен найти время и возможности для решения обозначенной проблемы.
Цель данной статьи: показать художественное своеобразие пейзажей в киноповести, функциональное назначение их в контексте идейно-художественного замысла, соответствие эстетическим основам художественной системы. Задачи: помочь учителю-словеснику выбрать оптимальные методы и приемы работы в процессе формирования умений анализировать пейзаж в прозаическом произведении.
Для углубленной работы над этим оригинальным и неповторимым явлением у каждого писателя выбираем произведения с неожиданными для учащихся композицией, сюжетом, стилем, жанром, художественной системой и др. Назовем типы умений, необходимых для аналитической работы над пейзажем, которые должен приобрести старшеклассник в процессе практической работы с текстом произведения: 1) близко к тексту воссоздавать в воображении художественные картины природы, изображенные писателем, пересказывать прочитанное, передавая как авторское, так и собственное отношение к изображенному; 2) определять в произведении его основные части, видеть их пределы и устанавливать связи пейзажа с другими композиционными и сюжетными элементами; 3) определять изобразительно-выразительные и эмоционально-эстетические функции образа природы в тексте и комментировать их целесообразность, а также определять тип, структуру, характер, тематику пейзажей в контексте идейно-художественного замысла произведения; 4) идентифицировать художественное своеобразие образа природы в контексте эстетических основ различных художественных систем, осуществляя контекстные образные и понятийные обобщения в отношении индивидуального авторского стиля; 5) самостоятельно интерпретировать смысл и значение литературного пейзажа; устанавливать типологические связи между образами природы разных писателей и других видов искусства, замечать узнаваемые факты в новых проявлениях действительности; составлять собственные высказывания (устные и письменные) критического характера по мотивам прочитанного.
В процессе работы учителю вместе с учениками надо выяснить ряд важных вопросов: как связано отношение писателя к природе с его философскими, эстетическими, морально-этическими убеждениями, особенностями світосприиимання; какую роль играют пейзажи в структуре произведения, сюжетобудуванні; какова структура самих пейзажей, характер, тема, как это соотносится с идейно-художественным замыслом произведения; изобразительно-выразительные и эмоционально-эстетические функции он выполняет; какие изобразительные средства использовал автор, в чем неповторимость и оригинальность пейзажей в контексте литературного процесса, творчества художника.
Известно, что часть учеников-читателей бессознательно относится к описаниям во время первичного ознакомления с текстом произведения, то есть перечитывают частично и без должного внимания или же пропускают их вообще. Психологи (А. И. Никифорова, В. Г. Маранцман, И. О.Синиця, А. П. Сидельковський, О. Ю. Богданова и др.), которые изучали особенности восприятия учениками разных возрастных категорий образов природы, объясняют это тем, что пейзажи «наиболее сложные для читателей». Ребенок легко увлекается фабулой произведения, потому что это доступнее и интереснее. Полноценное восприятие пейзажей требует внимательного, вдумчивого, медленного чтения и максимального привлечения воспроизводящей и творческой воображения. И. О. Синица, обобщая свой многолетний опыт работы в школе, советует перед ознакомлением с текстом произведения дать четкие указания, на что нужно обратить внимание во время чтения. Когда ученики будут знать, что на уроке речь пойдет не только об образах действующих лиц, но и о природе, то, читая произведение, они будут относиться внимательнее к наименьших элементов текста, что уже само по себе будет способствовать активизации их воспроизводящей воображения. Если ученикам убедительно доказать, что, воспроизводя художественные образы, они лучше поймут произведение и им легче будет его проанализировать, что это облегчит работу памяти, то в них, как показывает практика, возникает желание самим совершенствовать свое воображение.
Чтобы ученики глубже постигли истоки художественного своеобразия образов природы, учителю необходимо выяснить условия и обстоятельства, в которых автор рос как личность, какую роль в формировании мировоззрения, характера, внутреннего мира сыграла природа. Для этого стоит обратиться к воспоминаний, переписки, биографических произведений и др. Такую работу заранее проведут ученики-литературоведы.
В автобиографии А. Довженко вспоминает, что решающее влияние на него прежде всего семья, поэтому о родственниках он пишет с уважением и почетом. «Второе, что в моем детстве было решающим для характера моего творчества, это любовь к природе, правильное ощущение красоты природы»[1, 19].
Родившись и выросши на берегах зачарованной Десны, автор познал радость общения с природой. «В детстве у меня был определенный наклон к созерцательности», - отмечает писатель. Он умел слушать и понимать каждую бадилинку, каждый листочек, этот дар передал малому Саше дед Семен, «добрый дух щелочи и рыбы».
Через всю жизнь пронес любовь к берегам реки детства, воспел ее красоту в произведениях, кинофильмах. Не одно поколение с увлечением читал и будет читать: «Далеко красота моя! Счастлив я, что родился на твоем берегу, что пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую, седую воду, ходил босиком по твоих сказочных сыпях, слушал рыбацких разговоров на твоих лодках и проповедь старых о древности, что считал в тебе «зари на опрокинутом небе»...». [2,81]. Сколько загадок и тайн таилось в прозрачных водах Десны! Он любил лежать на піскуватому берегу и слушать волшебный плеск воды. Любил любоваться бесконечной игрой волн, которые играли на солнце. Полесско-степная природа манила и слух, и глаза юного Довженко.
Судьба сложилась так, что вынужден был жить за пределами родной Украины, но ее символы были всегда в душе и сердце писателя. Так, современники вспоминают, что на огороде Довженкової дачи в Подмосковье летом всегда красовались подсолнухи, как знак любви к образам детских лет. Они, как и яблоки, стали киноклассикой и обошли весь мир в лентах «Земля», «Арсенал», «Звенигора»... «Часто вспоминаю я теперь день, когда мы приехали из Москвы в мичурински сады и нас радовала огромная масса яблок и груш». Довженко сказал: «Я хотел бы иметь рядом со своим домиком цветущие деревья, чтобы, выйдя, дышать ароматом цветов и слушать первых пчел...» Мы говорили о красоте розквітаючих садов, и он сказал: «...Думаю, что под цветущей яблоней нельзя даже ругаться»[3, 207].
Старшеклассникам будет интересно узнать, как он украшал природу, в частности посадил сад возле Киевской киностудии, создавал архитектурные проекты застройки берегов Днепра и Каховского водохранилища, высказывал свои замечания относительно проектирования новых сел, задолго до полета Ю. Гагарина делился планами освоения космоса... Он мечтал сделать землю красивой.
Любил путешествовать, часто выезжал в разные деревни и города в поисках «натуры», не одну ночь провел у костра с друзьями, увлекался охотой, но, как и Остап Вишня, выезжал на природу за новыми впечатлениями, возможностью пообщаться, чтобы получить заряд энергии от земли и деревьев, пробудить вдохновение.
«Однажды, вернувшись с поисков «натуры», он сказал: «Я видел день, полный солнца и красок, насыщенный красотой на небе и на земле, - день, которого не было вчера и не будет уже завтра, день, похожий на человека на вершине ее творческой силы, в минуту радостного художественного вдохновения... Но сегодня был день, насыщенный красотой и в земле, и в тени - везде полон действия...»[3, 208].
«В одном письме из Москвы Александр Петрович писал: «Я в мыслях пронесся по незабываемый тайге, которая так хороша в эти сентябрьские дни. Вспомнил все места, все ночевки в тайге, все до одной встречи со старыми и малыми и впечатляющую красоту мира - земли, неба, воздуха, который, казалось мне, было наполнено цветом, - словом, все, чем наслаждалась моя душа в этом далеком крае...»,, [4, 595].
Страницы «Дневника» также содержат записи: «Люблю Днепр - большую реку моего народа, чистое ласковое воздух, ясное небо и широту во всем...»(Запись от 12.09. 1954г.)
Настоящей творческой находкой, успехом считал наличие в фильме или киносценарии пейзажей. Во время работы над лентой «Мичурин» отмечал: «Главным актером у меня есть природа. Она не должна быть лишь кулисами! Важное ее поэтическое изображение, а я сказал бы даже, любовное изображение... Природа не только должна иметь «драматическую ценность», она должна укреплять душевное горизонт человека»[3, 206].
До современников обращался с призывом: «Думайте красиво!» Но реалии жизни не всегда были прекрасными. «Леса уничтожают больше, чем сажают, - печально проговорил он, - деревья срубают, корчують, надо или не надо. А с лесами исчезают и водоемы, и звери, и птицы. У нас, к большому сожалению, еще не привита и плохо воспитывается любовь к природе, к деревьям, к животным...» [4, с. 594-595].
О. Довженко был твердо убежден, «что без горячей любви к природе человек не может быть художником. Да и не только художником... «[1, 19]
Учитель суммирует, что прекрасная украинская природа была очень важным источником формирования национальной психологии, мировоззрения, характера, эмоций В. Довженко. Через вчуття в ее пейзажи произошло постепенное понимание малым Сашей природной красоты, которая приносила в повседневную жизнь украинцев нежность, благородство чувств, любовь и согласие. Не удивительно, что в предстоящем творчестве писатель преподнесет картины природы до уровня своего сердца, потому что всю жизнь пытаться воспроизводить гармонию человеческой жизни с природой, придерживаясь своего художественного кредо - жить и творить по законам красоты.
В ходе рассказа об истории написания киноповести стоит отметить, что в ее основу положены воспоминания автора о незабываемые дни детства. Замысел возник еще в 1942 году, было реализовано в 1955 году, за год до смерти писателя. Это произведение он не писал для постановки или даже публикации, творил для себя, для родных матери и сестры. Известно, что в последние годы жизни он был в «московском ссылке» (ему было запрещено выезжать в Украину без особого разрешения), что ужасно угнетало художника-патриота, душу охватила ностальгия. В письме от 2 октября 1956 года а. довженко писал львовского театрального коллеги С.Пономаренка:»Очень скучаю за Украиной. Только там, я уже чувствую, никому я не нужен». В Дневнике появится запись:»А вчера, написав воспоминания о детстве, о доме, о деде, о сенокос, один себе в маленькой кімнатоньці смеялся и плакал. Боже мой, сколько же прекрасного и дорогого было в моей жизни, что никогда-никогда уже не вернется! Сколько красоты на Десне, на сенокосе и везде-всюду, куда только не глянет мое душевное око...»
Во время работы над текстом произведения учитель должен показать особенности художественного образа природы в киноповести, для которого характерна фрагментарность, монтаж отдельных эпизодов и картин, порой не связанных между собой, перемещение временных и пространственных плоскостей, резкая смена настроения и др.
Определяя художественно-композиционную роль пейзажей в произведении, ученики должны выделить ключевые эпизоды произведения и сопоставить их с картинами природы. Проведем такую беседу:
- Приходилось ли вам раньше читать произведения, подобные «Зачарованной Десны»? В чем их сходство, чем они отличаются? («Щедрый вечер», «Гуси-лебеди летят» М. Стельмаха, «Сказка моей жизни» Б. Лепкого, первая часть эпопеи «Волынь». Самчука Куда течет и река»).
- В чем особенность композиции киноповести? Разделите произведение на части (если такое разделение возможно, дайте заголовки каждому фрагменту. Обоснуйте свой подол. Проследите за характером пейзажей каждой новеллы.
В ходе обсуждения ученики сделают вывод, что они впервые читают киноповесть. Произведение имеет довольно интересную и оригинальную композицию, подобного приема также не встречали. Это отдельные фрагменты-воспоминания из жизни маленького Саши, выводы, лирические и философские размышления пожилого Довженко. Одно и то же явление одновременно поданное через романтическое мировосприятие героя-рассказчика и оценено автором-мыслителем как условие формирования личности будущего писателя. Этот композиционный прием распространяется и на малейшие элементы произведения, в том числе и пейзажи.
Условно весь текст произведения можно разделить на новеллы («Подворье Довженко», «Смерть братьев-соловушек», «Смерть прабабушки», «Весеннее половодье»,»Сенокос», «Кони», «Первые шаги в науку»). Каждый эпизод имеет свое идейно-художественное значение в общей содержательной и идейной организации текста, это одно из условий, в которых формировалось мировоззрение Александра Петровича. Почти все фрагменты содержат пейзажи, которые тесно связаны с сюжетом, ситуацией. Итак, имеем образцы ситуационного пейзажа, который выполняет роль декоративного фона, то обрамляет эпизод, то есть средством замедления действия (ретардація), влияет на устоявшийся ход событий ( весеннее половодье) и в корне меняет их, создает иллюзию непрерывности в изложении мыслей и др.
Группам детей предложим конкретно остановиться на каждом эпизоде и выяснить изобразительно-виражальну и эмоционально-эстетическую функции образа природы. Желательно, чтобы в процессе работы дети научились видеть условную границу между репликами малого Сашка и зрелого художника, кинорежиссера А. Довженко (повествование ведется от первого лица).
После выразительного чтения описания подворье Довженко проведем беседу по вопросам:
- Первые шаги познания мира маленьким Сашей начались с родительской усадьбы, родословное подворья. Какая картина вам представлялась во время чтения?
- Что знаете вы о традиционное отношение украинцев к своему месту рождения и проживания?
- Прочитайте, как воспринимает огород маленький Саша? Что мы можем сказать о внутреннем мире ребенка?
- В чем мастерство писателя-пейзажиста или кинорежиссера?
- Перед нами образец рукотворной или дикой, нетронутой природы? Что узнаем о людях, которые создали эту красоту, что за ней стоит?
В процессе обсуждения стоит отметить, что перед нами психологический пейзаж - реакция маленького Сашу на увиденную картину. Он заинтересованный наблюдатель, который тонко чувствует красоту природы и активно на все реагирует. Как правило, дети выражают свое восхищение восклицаниями: «До чего же хорошо и весело было в нашем огороде!... А сад был как зацветет весной! А что делалось в начале лета...»[2,36].
Этот пейзаж можно считать в какой-то степени экспозиционным, изобразительная функция здесь предсталена ярко, т.е. он очерчивает место и время действия. Весна принесла тепло, и ребенок из крестьянской избы вышла «из сеней и посмотрела вокруг». Что же она увидела? Об этом сказал Довженко-художник, который воспринимал окружающий мир через художественные образы. Воспроизводил то, что будто видел сквозь операторскую камеру, он выхватывал самое яркое, самое примечательное, что передавало, воплощало суть явления, понятия. С давних времен украинцы считали подворье алтарным местом каждой семьи. Настоящие хозяева старались держать его в чистоте, придерживаясь древних традиций. По этому поводу народный мудрослів говорит: «Каков двор, таков и хозяин», «Всякий двор хозяйским глазом держится», «Где хозяин хорошо делает, там и поле буйно родит», «Хозяина можно узнать по дворовые, а ґаздиню по кладовой»...
Огород - это рукотворный пейзаж. Прибегая к перечислению огородных культур с помощью підсилю-вально-выделительной частицы, а также восклицательных знаков, автор создает образ по-настоящему ухоженной, взлелеянной фруктов, зеленой и буйной, по которым неусыпное труд матери писателя. Среди названных растений ни одного паразита - это не соответствовало бы законам красоты. Самый маленький кусок земли традиционно наши предки использовали рационально то есть сажали полезное - злаки, овощи, фрукты, ягоды. Круг избы, что стояла в саду, цвели цветы - украшение дома. Писатель перечисляет и здания, которые были обязательными на дворе: дом, погребня, сарай, сарай, забор... Как видим, автор удивительно реалистично изобразил украинское подворье, огород - дворы, которые создавали микроклимат семьи, нации в целом.
Как известно, А.довженко хорошо знал традиционное отношение украинского народа к природе: все вокруг живет. Поэтому не удивительно, что его город - динамичный пейзаж. Рукотворная природа оживает под пером мастера. Для этого он использует метафоры:»Они лезли друг на друга, переплетались, душились, карабкались на сарай, на крышу...» Эффект движения достигается и частым использованием глаголов.
Пейзаж больше всего запомнился и почему, который поразил?
Больше всего старшеклассников захватила картина весеннего половодья, настоящего стихийного бедствия, которое и сейчас каждую весну приносит сосничанам немало горя.
- Проследите, как воспринимает наводнение Саша и до каких художественных средств удается В. Довженко?
Чтобы показать масштабность стихии, писатель использует слова со значением пространства - «за один день затопило леса, сенокосы, огороды» и создает зрительный динамичный образ. Как правило, разгул стихии сопровождается шумом. Чтобы передать это, автор употребляет алітератацію (...буря. Ревом ревела над Десной всю ночь. Звонили колокола...шумела и лящала непогода). Люди и животные попали в экстремальную ситуацию - это прекрасно осознает Довженко. У маленького Саши наводнение вызывала восхищение, удивление: «Всходило солнце. Картина была необычная, словно сон или сказка. Озаренный солнцем, перед нами раскрывается совершенно новый мир. Ничего нельзя было узнать. Все было иначе, все лучше, мощнее, веселее. Вода, облака, плав - все плыло, все непрерывно уносилось вперед, шумело, сверкало на солнце.
Весна красна!...»[2, 58] Опять имеем психологический пейзаж, который подчеркивает внутреннюю красоту ребенка - умение видеть изменения в природе, замечать красоту, соответственно реагировать на данную минуту. Для Саши весеннее наводнение - развлечение, приключение, для Довженко - стихийное бедствие, изображая которое, он прибегает к гиперболизации («Вода прибывала с большой яростью. Не успело село опомниться, как оказался на острове, и остров стал исчезать под водой... Быстрая вода текла по улицам, левадах с пеной и шипела...»). Местные старожилы не помнят, чтобы вода поднималась аж на полтора аршина, да и скорость движения воды в степной зоне Украины не могла быть такой. Автор смело сгущает краски, эмоции, сводит обстоятельства, ведь все это произошло на Святая Пасха, оказывается, силы природы неподвластны ни человеку, ни кому-то или чему-то другому. Снова звучит идея сосуществования в гармонии с силами природы. Зимой мерзли, летом смажились на солнце, осенью месили грязь, а весной нас заливало водой, и кто этого не знает, не знает той радости и полноты жизни». Невольно задумываешься: человек мог быть хозяином,властелином природы?
- Читая воспоминания современников О. Довженко, мы узнали, что он умел замечательно рассказывать различные истории, ему даже приписывают рождение не только киноповести как жанра, но и устного рассказа. Чаще же всего прибегал к воспоминаниям о сенокос. Эта пора запомнилась особенно. В чем же его исключительность, неповторимость, колоритность? Проследите по тексту произведения и определите средства создания этого образа.
Сенокос - особая пора. Для ее изображения автор прибег к обонятельных деталей (пахнет огурцами, старым неретом волока, хлебом, отцом и косарями, пахнет болотом и травами, вялой травой и цветами...), слуховых (клепки косы как лучшая музыка, кукушка кукует разлуку, скрипит чумацкий воз, где-то кричат коростели, перепела...), зрительных («А на Десне красота! Лозы, сыпь, круче, лес - все блестит и сияет на солнце»).
Пора заготовки сена также подана через мировосприятие Сашка - виражальна функция пейзажа. Ребенок чувствовал себя счастливым: « Меня везут в царство трав, рек и таинственных озер», «над Десной,., было царство мое». Здесь осуществлялись все желания, невероятные фантазии и мечты становились реальностью. Жизнь для парня превращалось в сказку, где он чувствовал себя властелином в царстве природы, все было к его услугам, ничто и никто не мешали полету фантазии, воли ребенка («Смотрю в воду - месяц в воде смеется. «Скинься, рыбо», - думаю, - смахивает рыба. Взгляну на небо:»Зорко, покотися, - катится. Пахнут травы над водой. Я к травам:»Дайте голос травы», - кричат перепела. Смотрю на волшебный, залитый серебряным светом берег: «Явись на берегу лев», - появляется лев).
Описывая сенокос, Довженко-художник идеализирует, воодушевляет романтическим пафосом придеснянский природу, передает колорит этой местности, воспринятой и познанной маленьким Сашей.
Не менее интересными для старшеклассников будут и наблюдение за произведениями Довженко-анималиста, истоки которого надо искать в украинской мифологии, сказках, легендах, пришедших к нам из эпохи язычества.
- В тексте киноповести представлены различные виды психологического пейзажа, в частности, пейзаж-бред, пейзаж-фантазия, пейзаж-исповедь. Найдите их, прочитайте внимательно. Что мы узнаем о будущего писателя через эти образы, которые выполняют виражальну функцию?
- О Александра Петровича говорили, что он первооткрыватель, экспериментатор, утверджувач нового, а его произведения, будучи остро современными, в то же время были как бы предназначены для будущих поколений. Каким перед нами предстает Довженко как автор, человек, гражданин? Что его беспокоит, с чем пришел к нам?
- Внимательно перечитайте финальный пейзаж-исповедь. На какие размышления наводят вас эти строки?
Прокомментируйте реплику: «Так много дала ты мне подарков на всю жизнь».
- На первый взгляд кажется, что О. Довженко говорит о обыденные вещи, предметы, но у него они приобрели значение символа, а символы, как известно, несут идею. Объясните смысл высказывания : «...не потерял счастье видеть эти звезды даже в будничных лужах на жизненных путях».
Подытоживая, учитель укажет, что герой киноповести «Зачарованная Десна» изображен в образе малого босоногого Саши и большого опытного художника-мыслителя. Оба они с особой жадностью стремятся к всего величественного, красивого.
Солнцем родной Украины напоены его творения. Смотрят с экрана подсолнухи, цветущие, не перецвітають...А бедный душа художника вопила: «Річко, річко, душа моего народа, какой бесценный дар ты принесла мне! С каждым воспоминанием я купаюсь в тебе, с каждой светлой мыслью мчусь к тебе на тихії воды, на ясные зори, несу тебе в жертву самые дорогие мысли, приходится до тебя...Позови меня, прими в свои берега, где трудятся люди, где слышу пение...»
Дома старшеклассники самостоятельно составят таблицу-обобщение или же сообщение «Художественная сворідність образа природы в киноповести», руководствуясь вопросом: какому творческому методу или методам предпочитает писатель в «Зачарованной Десне»?
Литература
1. Довженко О. Автобиография // Довженко А. Сочинения в 5-ти томах. К.: Днепр. - 1983. - Т.1. - С.19
2. Довженко О. Зачарована Десна. Произведения в 5-ти томах. К.: Днепр.- 1983. - Т.1. -С.81.
3. Влчек В. Жизнь в цвету // Александр Довженко. Сборник воспоминаний и статей о художнике. К. - 1959. - С.207.
4. Русанов Павел. Звездами очарован // Пламенное жизни. Воспоминания об Александре Довженко. - К.: Днепр. - 1973. - С 595.
|
|