МИР ФАНТАЗИИ И МУДРОСТИ
ИВАН ФРАНКО (1856-1916)
УЧИТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ
Было время, когда территорию Украины поделили между собой два государства - Австро-Венгрия и Россия. В селе Нагуевичи неподалеку от города Дрогобыча, что в XIX веке принадлежало Австро-Венгерской империи, 27 августа 1856 года родился Иван Яковлевич Франко.
Для Ивана его родители остались образцом на всю жизнь. Папа - известный и уважаемый в селе кузнец. К нему люди приходили не только за помощью, но и за советом. «Кузница моего папы была местом сбора, совещаний и непринужденной болтовни для всех соседей, - вспоминал позже Иван Франко. - Меня тянуло на двор к кузнице. Мне хотелось собственными глазами глядеть на все, слушать всего, что там делается и говорится». Мать Мария доходила из благородной семьи Кульчицких. От нее Иван унаследовал духовный аристократизм и чувство достоинства.
Своего первенца родители любили и не очень привлекали к работе. Когда он брался ковать железо, отец говорил ему: «Из тебя не будет кузнеца, ты будешь попом». Папа мечтал, что Иван получит образование и « выйдет в люди». Поэтому в родном доме Франко прожил только первые шесть лет. Отец видел ум и сообразительность сына, поэтому отдал его на обучение в соседнее село. И действительно, он не ошибся. Через десять дней малый Иван уже умел читать на украинском языке. За два года в начальной школе мальчик изучил арифметику, мог читать и писать на польском и немецком, без знания которых о успешное будущее в Австро-Венгерской империи нечего было и мечтать.
Потом Иван учился в «немецкой нормальной школе». Представьте себе несмелого сельского мальчика восьми лет, который переступил порог школы. Все чужое и враждебное, обучение происходит на неродном языке. Ослушался - розги. Кругом насмешки и насмешки с мужицкого сына. И каково же было удивление всех, когда в конце года Иван стал первым в учебе, получил награду за успехи. «На экзамене... был и мой отец, Я не видел его, а только когда меня вызвали первого, чтобы получить награду (книгу), то я услышал, что он громко заплакал», - вспоминал позже Иван Яковлевич.
Уже в следующем году отца не стало, а еще через семь лет умерла и Франко мама. К счастью, отчим, человек добрый и искренний, помогал Ивану получить образование. По окончании школы Иван учился в Дрогобычской гимназии. Он был невероятно работоспособным парнем, много читал, мгновенно запоминал все прочитанное и услышанное. Произведения на уроках литературы часто писал стихами, чем удивлял учителей. Даже успевал помогать еще нескольким одноклассникам. В гимназии Франко выучил пять языков. На украинском, польском, немецком писал стихи. С греческого и латинского еще в гимназии много переводил. Позже изучил также старославянский, чешский, русский, идиш, а еще - французский, английский, венгерский, итальянский языки.
Такая работоспособность осталась у Ивана Яковлевича на всю жизнь. Он спешил жить, боясь чего-то не успеть. За свою жизнь писатель написал более пяти тысяч художественных и научных произведений, служил общине, озабочен бедами людей.
Хоть Иван Яковлевич Франко был высокообразованным человеком, он называл себя «мужиком» и этим подчеркивал, что является украинцем и сыном своего народа.
Иван Яковлевич Франко написал около 50 литературных сказок. Он складывал их сначала для своих детей - Андрея, Тараса, Петра и Анны. Впоследствии часть этих произведений вошла в сборник сказок «Когда еще звери говорили». Как ты догадываешься из названия, в них рассказывается о животных. Но, как говорил сам Франко, сказка «одним глазом подмигивает на людей, словно дает им знать: - И чего вы, братья, смеетесь? Ведь это не о бедных баранов, волков и ослов речь, а о вас самих с вашей глупостью с вашей ленью, с вашей захланністю, со всеми вашими звериными причудами и забавами. Ведь я умышленно даю им ваши движения, ваши мысли, ваши слова, чтобы вы лучше поняли - не их, а себя самих!»
1. Опрацюй форзаце в начале учебника и материалы статьи. Расскажи, когда и где родился Иван Яковлевич Франко.
2. Какое влияние на малого Ивана оказали его родители?
смешки из мужицкого сына. И каково же было удивление всех, когда в конце года Иван стал первым в учебе, получил награду за успехи. «На экзамене... был и мой отец, Я не видел его, а только когда меня вызвали первого, чтобы получить награду (книгу), то я услышал, что он громко заплакал», - вспоминал позже Иван Яковлевич.
Уже в следующем году отца не стало, а еще через семь лет умерла и Франко мама. К счастью, отчим, человек добрый и искренний, помогал Ивану получить образование. По окончании школы Иван учился в Дрогобычской гимназии. Он был невероятно работоспособным парнем, много читал, мгновенно запоминал все прочитанное и услышанное. Произведения на уроках литературы часто писал стихами, чем удивлял учителей. Даже успевал помогать еще нескольким одноклассникам. В гимназии Франко выучил пять языков. На украинском, польском, немецком писал стихи. С греческого и латинского еще в гимназии много переводил. Позже изучил также старославянский, чешский, русский, идиш, а еще - французский, английский, венгерский, итальянский языки.
Такая работоспособность осталась у Ивана Яковлевича на всю жизнь. Он спешил жить, боясь чего-то не успеть. За свою жизнь писатель написал более пяти тысяч художественных и научных произведений, служил общине, озабочен бедами людей.
Хоть Иван Яковлевич Франко был высокообразованным человеком, он называл себя «мужиком» и этим подчеркивал, что является украинцем и сыном своего народа.
Иван Яковлевич Франко написал около 50 литературных сказок. Он складывал их сначала для своих детей - Андрея, Тараса, Петра и Анны. Впоследствии часть этих произведений вошла в сборник сказок «Когда еще звери говорили». Как ты догадываешься из названия, в них рассказывается о животных. Но, как говорил сам Франко, сказка «одним глазом подмигивает на людей, словно дает им знать: - И чего вы, братья, смеетесь? Ведь это не о бедных баранов, волков и ослов речь, а о вас самих с вашей глупостью с вашей ленью, с вашей захланністю, со всеми вашими звериными причудами и забавами. Ведь я умышленно даю им ваши движения, ваши мысли, ваши слова, чтобы вы лучше поняли - не их, а себя самих!»
1. Опрацюй форзаце в начале учебника и материалы статьи. Расскажи, когда и где родился Иван Яковлевич Франко.
2. Какое влияние на малого Ивана оказали его родители?
3. Какие успехи в учебе проявлял Франко-школьник? Приведи два-три примера из его биографии.
4. Почему Иван Франко называл себя «мужиком»?
Какие примеры из биографии писателя свидетельствуют, что он спешил жить, боялся чего-то не успеть? .
6. Как называется сборник сказок Ивана Франко? Кого изобразил автор в образах животных?
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЧЬ АВТОРА И РЕЧЬ ПЕРСОНАЖЕЙ
Главным персонажем в сказке «Крашеный Лис» является Лис Микита. Главный персонаж - это действующее лицо, о которой рассказывается на протяжении всего произведения и характер которой раскрыты наиболее полно. С главным персонажем связана большинство событий в художественном произведении.
Второстепенные персонажи - это действующие лица, которые выполняют в произведении вспомогательную роль и помогают осветить характер главного персонажа. Второстепенными персонажами в сказке «Крашеный Лис» есть собаки, Вовчик-братик, Медведь, Кабан, Олень и т.д.
Речь ангора - это речь рассказчика в художественном произведении. Например, сказка «Крашеный Лис» начинается словами рассказчика: Жил-был в одном лесу Лис Микита, хитрый прехитрий.
Речь персонажей - это речь действующих лиц произведения. Она передает их чувства, мысли, помогает понять характеры.
1. Каких персонажей называют главными, а какие - второстепенными?
2. Что такое речь автора и речь персонажей?
Из названия произведения догадайся, содержание которой другой сказки будет напоминать тебе «Крашеный Лис» Ивана Франко. Ответ прочитай за «Словариком-довідничком».