Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Богдан Лепкий
Богдан Лепкий и европейский культурно-художественный процесс




П л а н :

1. Вступление.

2. Детские годы.

3. Обучение Б. Лепкого.

4. Творческое наследие.

5. Вывод.


В истории украинской литературы яркой звезды, чем Богдан Лепкий, после зари Франка от начала века и до 1941 года, видимо, не было. Но многие люди, к сожалению, мало или почти ничего не знают об этой чрезвычайной человека, хотя уже и появилось немало исследований и изданы почти все произведения славного галичанина.

"Его большой талант лирика, повістяра, ученого, литератора и необычная работоспособность напоминают тех титанов творческого труда, которые оставляют незглибимий след в истории своего народа", - писал во вступительном слове к книге "Богдан Лепкий" профессор Оттавского университета Константин Беда в 1976 году.

Еще при жизни Богдана Лепкого его богатейшую писательское наследие высоко оценили галичане, украинцы в диаспоре, выдающиеся литературоведы мира. О поэзии и о прозе и литературно-художественные жанры уже мало писали критики, но, к сожалению, почти не изучены исторические основы тетралогии Богдана Лепкого "Мазепа", которую так высоко оценили современники - от князя украинской церкви митрополита Андрея Шептицкого к Директору "Украинской библиотеки им. С. Петлюры" в Париже профессора Романа Смаль-Стоцкого.

Очевидным и незаперачним является тот факт, что самый сильный, и, по сути, доминантное влияние на эстетическое кредо Б. Лепкого мало семейную среду, Подолья, с его невідцвітним фольклорно-этнографическим букетом. Сам же писатель в "Запении", одном из ранних стихотворений писал:

                           

Баюкал мою колыбель

Ветер родного Подолья,

И сливал на сонные ресницы

Степного запах зелья.

Баюкал мою колыбель

Звук подгорной трембиты...

Богдан Лепкий - сын златовласой Подолье, рос в объятиях того патриархального окружения, что было важным фактором формирования мировоззрения и жизненных принципов. То окружение не могло не привести к глубинному воздействию на душу будущего литератора, на формирование его человеческого характера и эстетического код. "Поручинські хозяева ходили в сапогах на подковах, которые им делал местный кузнец, носили "куртины" из домашнего сукна, брилися бритвами, сделанным из старой скошенной косы, женщины наряжались в "дымки" (полотно с выбитыми узорами),вышивали красивые рубашки, мережили их - словом, это было старосветское соло, которого еще не коснулась культура 19 ст.. Веснушки, горелки, обжинки, колядки, щедривки, множество легенд, преданий,- все, как прежде, в очень древних временах".

Воспитываясь с детства в священнической семье и в окружении галицкой інтелигенції, малый Данко много узнал о родном крае и уже юношей черпал сведения из истории Украины. Сначала - из рассказов родителей, из библиотеки деда, а потом - из библиотеки Бережанской гимназии. И теснее жизнь и творчество Богдана Лепкого связанные с Рогатинщиною, а именно с селами Черче и Жовчевом.

Со временем учась во Львовском университете, слушал курсы известных тогдашних профессоров Емельяна Огоновского, Изидора Шараневича. Доктор В. Лев в своей книге о Б. Лепкого справедливо писал:"Велекий влияние на заинтересованность Лепкого исторической тематикой имел его искренний друг Вячеслав Липинский (1882-1931),талантливый историк и звеличник героического прошлого Украины". Затем его творческий и научный путь пролег в Венской академии искусств и университета, Ягеллонского университета, через вогниво знаний которых прошел Лепкий от студента до профессора и заведующего кафедрой.

Когда сегодня, на расстоянии времени, перечитываем поэзию, прозу, документалистику, историко-литературоведческие студии писателя и ученого, то действительно чувствуем, как то здесь, то там меняются-переливаются и, словно лучи змигують етюдна созерцательность, фольклорная интонационность образов и символов, публицистическая панорамность, психолого-аналитическая погруженность. Но все это фиксируем как результат мощной системной работы.

В одном из берлинских писем к В. Гнатюка Бы. Лепкий признался, что всегда писал о том, что именно диктовал ему "голос народной совести".

Судьба круто возвращалась к Богдана Лепкого,но где бы он не был, его бедный, стуртурована душа рвалась в Украину. Думается, что тот внутрушній душевный трагизм, который угнетал Лепкого как человека, так или иначе отражался в показе ним матиринсько-женского в психике героев, что, конечно, продолжало пувну художественную традицию в изображении "женской" (значительная часть рассказов сборников "Счастливый час", "Из деревни", "Из жизни", "Дочь и мать", "Оля").

К сожалению, в нашем литературоведении ранее доминировал направление псевдосоціального, псевдофилософського анализа литературного процесса. Каждого, без исключения, литератора подгоняли под заготовленные схемы. Когда же не вписывались в некоторые произведенные идеологией постулаты, - их изымали из процесса, или же пришивались им всякие "измы". В том разряде не одно десятилетие находился и Б. Лепкий. Совершенно прав профессор Николай Ильницкий, когда утверждает, что "натура его редше созерцательно-рефлективная, обращенная внутрь лирического героя".

По мнению самого же Б. Лепкого, высшая ценность, которая кроется в литературных произведениях, - это "сила трогательности, до слез или до смеха, до наивысшей роскоши или к глубокой скорби...".

Недаром Иван Франко после прочтения первых рассказов Б. Лепкого в тогдашней галицкой газетно-журнальной периодике отметил в обзоре "Украинская литература за 1899 год", "индивидуальность Лепкого менее деятельная и политическая, чем в последних украинских новелістів (В. Стефаник, Л. Мартинович, М. Черемуха, М. Яцкив); он имеет мягкий ранимый и поэтический характер; однако в его новеллах есть и счастливые моменты, красивые описания и хорошо выраженный тихий меланхоличный настрой (В. Качкан)".

Даже в литературно-критическом очерке о Шевчнків "Кобзарь" Бы. Лепкий делает все рационально-аналитический ход мысли обрамить той мінористикою, что характеризует украинскую ментальность. Посмотрим, как тонко и ненавязчиво делает это автор: "Покажите мне господина, который бы своим детям оставил такое богатое наследие, как он в своих произведениях. Покажите мне вождя, который отбыл такие дальние походы, как он... Покажите мне мудреца, который бы свой народ так богато научил...".

Эта лирико-драматическая настроенность прослеживается и в таких литературно-эссеистических трудах Бы. Лепкого, как: "Василь Стефаник", "Маркиян Шашкевич", в циклах "Иван Франко", "Владислав Оркан", успогадах, речах "Приди к нам!", "Праздник Котляревского в Львове", "Коцюбинский в Кракове", в трикнижжі очерков-воспоминаний "Крегулець", "В Зарванцы", "Бережаны".

Военные события 1917-1919 гг. Углубили даржавотворчі замыслы Бы. Лепкого, и он решил написать что-то больше в прозе с прошлого украинской государственности. Перед ним вынырнула фигура Ивана Мазепы. К тому же близкое приятельство с историком О. Барвинским, который в 1918 г. перевел на украинский язык и опубликовал "Историю Украины в жизнеописаниях выдающихся ее деятелей" Николая Костомарова, где был изображен исторический портрет Ивана Мазепы, подтолкнуло Б.Лепкого до замысла воссоздать широкомасштабное прозаическое полотно о делах славного гетмана Украины.

И вот появляется тетралогия Б Лепкого "Мазепа",написанная в 1926-1929 роках.Вивчивши всю историческую литературу и первоисточники о драматическую эпоху гетьманювання Мазепы, писатель воссоздал летопись тогдашней многострадальной гетманской Украины,опубликовав довольно быстро в отдельных томах высокохудожественные прозаические произведения: "Мазепа", "Не убивай", "Мотря", "Батурин", "Полтава".

Перечитывая тот или другой том тетралогии Лепкого, чувствуешь дух эпохи, пульс казацко-гетманского жизни, противоборство двух группировок - казачества и сечевиков, часть которых ушла за лживыми обещаниями царя, а вторая - в узком кругу гетманской старшины - ориентировалась ( и это было роковой ошибкой) на собственную демократичность и собственные вооруженные силы.

Б.Лепкий вкладывает в фигура гетмана не только свою приверженность идее независимости Украины, но и непреодолимое стремление украинских общественных кругов 20-30 лет к борьбе за волю Украины.

Со времени жизни и деятельности гетмана прошло около 200 лет. Его фигура по-разному трактовалась. Начиная с польского мемуариста 18 ст. Яна Хризостома Пасєки и продолжая более поздними произведениями Вольтера, Байрона, Пушкина, Словацкого, эта историческая фигура огорталася фантастическими любовными приключениями, а в советской историографии и литературоведении рассматривалась исключительно как символ предательства украинского народа.

То же большая заслуга Б. Лепкого в том, что он сумел искусно и убедительно показать гетмана пылким поборником восстановления украинской государственности, -- не его вина, что не смог он ее достичь, слишком неблагоприятные были тогдашние времена.

Вывод:

Свобода человека, освободительно-национальная идея, высокий пієтизм, неподдельная народность, которая проявилась в органике содержательно-формообразующих структур, -- вот это и есть то определяющее, которое дает нам основание говорить о творческой индивидуальности, о стилистике письма Б. Лепкого как новатора , модерниста, что постоянно утверждал в ненастанному поиска мотивт правды, внутренней красоты в человеке, а не внешние срібнозолотаві орнаментаціі и атребути власть имущих. Б.Лепкий особенно сегодня вприскує в наши жили веру, заряжает нас непропащою энергией духа - тем историческим магнетизмом, что в течение веков електризував сознательных проводников нации на бескомпромиссную борьбу с открытым или скрытым врагом. Тем то и есть Б.Лепкий нашим современником, сподвижником тех, кто готов и дальше бороться за судьбу нации, за соборную Украину.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Ульяна Скальська "Возвращаются с чужбины журавли" газета "Галичина" 1991г.

2. Иван Скрипник "Национальный флаг украинства" газета "Еженедельник Галичины" 1991г.

3. Володимер Грабовецкий "Историческая тетралогия Богдана Лепкого" газета "Еженедельник Галичины" 1992 г.

4. Володимер Качкан "Печальная поэзия осени (Черченськими следам братьев Лепких)" газета "Еженедельник Галичины" 1992 г.

5. Михаил Рудковский "Тропами Богдана Лепкого" газета "Галичина" 1992 г.

6. Дорошенко Д.И. История Украины в 2-х томах. Т.1.-К.: Глобус, 1991г. - 238с.

7. Качкан В.А. Да святится имя твое. История украинской литературы и кільтури в персоналиях(19 - первая половина 20в.).Книга 4-а. - Ивано-Франковск: Сіверсія, 2000. - 368с.