Статья
АДРИАН КАЩЕНКО
По страницам краеведческой наследия Адриана Кащенко
Г. Корицкая,
старший преподаватель кафедры философии
и общественно-гуманитарных дисциплин Запорожского ОИППО,
аспирантка кафедры украинской литературы ЗНУ
В начале XX века заметное место в литературе (да и в целом в общественно-культурном движении того времени) занял Адриан Феофанович Кащенко (псевдонимы - А.К., А.К-о, Будій, Николай Днепровский, А. Тертышный, А. Прошлогодний) - «скрупулезный исследователь истории украинского казачества» [11, 126], «летописец Запорожской Сечи» [12, 109]*, прозаик, драматург, этнограф, издатель, общественный деятель. Он с полным правом влился в плеяду известных художников слова, которая хотела реанимировать почти уничтожено национальное совесть украинца, возродить понятие национального достоинства, языка, культуры, стремилась через неустанном труде «залатать дыры» нашего национального бедствия, замещая собой целый круг рабочих и возлагая за то на собственные плечи страшный груз кропотливого, изнурительного труда» [13, 329]. По В. Восстановим, «...его биография - это страница из истории, еще не написанной, нашего национального движения на Приднепровье в старые, предреволюционные времена» [2, 237].
Общественные условия в Украине, когда творил А.Кащенко, характеризовались активизацией общественно-культурной жизни, усилением процесса формирования национальной культуры, несмотря на социальное и национальное угнетение. Именно, как писал В. Юноша (П. Ефремов) в 1918 году в статье «Беллетрист-роман-тик (3 повода 60 лет рождения и 35 лет литературного труда Адріяна Кащенко)», «... его произведения [...] имеют немалое социально-виховуюче значения; его рассказ - то, бесспорно, хорошие лекарства, которыми в некоторой степени может быть вигоєний и укрепленный организм нашего народа и возвращено ему испорченное историческими приключениями здоровья [...] Нам нужны теперь большие образцы, славные учителя, что в жизни бы нас звали, на большое дело бы звали. И А. Кащенко их нам вовремя напоминает...» [14, с. 948]. В. Биднов в «Воспоминаниях о Адріяна Кащенко» (1923) отмечал, что «много крестьян и представителей крестьянской интеллигенции сделались сознательными украинцами благодаря тому, что читали исторические рассказы А. Кащенко...» [2, 234]. Исторические произведения «набили воскому Вировому» [7, 48], молодому педагогу, который в первые десятилетия XX века работал в Екатеринославе и позже сделал немало, чтобы произведения писателя нашли своего читателя.
Стоит отметить, что на сегодня имя А. Кащенко однобоко связывается только с произведениями на историческую тематику. Полностью остается позабытой его краеведческая, общественно-политическое наследие. За 30 лет (с 80-х годов XIX до первых десятилетий XX века) писателем был создан целый ряд повестей, рассказов, очерков, несколько драматических произведений, которые освещали развитие, становление украинского государства на протяжении многих веков. Не переиздавались и остаются малодоступными не только для широкой читательской общественности Украины, но и для заинтересованных ученых труда на современную автору тематику, его культурно-просветительская деятельность.
В нашей разведке обратимся к Кащенко-краеведа, поскольку историко-краеведческая тематика в его творчестве занимает одно из ведущих мест. Как замечал М.грушевский, «в востребованным катеринославськім писателю А. Кащенко наша литература [...] получила ценного продолжателя прежних трудов Скальковского и Еварницкого по истории Запорожья и его старинностям. Начав с популярных белетристичних рассказов из истории казачества и Запорожья, особенно его последних суток, он перешел в популярных исторических набросков, и последними временами дал больше популярно-исторические работы, которые продолжают труда Эварницкого по истории Запорожья» [5, 163].
Выделяем проблемно-тематические вопросы, которые являются сквозными в историко-географической публицистике А. Кащенко. Произведения «Великий Луг Запорожский» (1916), «Гетманское урочище» (1916), «Путешествие на Днепровские пороги» (1916) - это обращение к образу малой родины, выделение проблем сохранения природы, исторической памяти. Большой Луг, Днепро, Січ - очаги вечной славы украинского народа, его бессмертие, а в судьбе писателя им суждено было сыграть большую роль в становлении его мировоззрения, национального самосознания. Проблема единства человека и природы - одна из стержневых в произведениях «Великий Луг Запорожский», «Гетманское урочище», «Путешествие на Днепровские пороги». Автор доказывает, что материальная разрушение природы одновременно приведет к духовного упадка народа. Тревогой' полны слова писателя: «Быстро, неустанно бежит время [...] Год за годом уходят в вечность прошлого и несут с собой не только людей, свидетелей былых событий, но и внешние признаки древней жизни и природы [...] И то, чего мы из-за своей халатности не хотим видеть сегодня, того уже не увидим завтра» [9,431].
Кащенко-путешественник параллельно с «Рассказами о славное Войско Запорожське низовое» создал, по его определению, историко-топографический обзор под названием «Великий Луг Запорожский». «Последним летом (1916р. - Г.К.) я сам ездил осматривать что знал с молодых лет», - писал он П. Стебницько-м. - «Вы спрашиваете, что такое мой Большой Луг? Эта работа совершенно отдельная от истории Запорожжа, хоть и может быть приложением к ней. Это так сказать этнографический обзор луговой части Запорожжа, греческой Гіллеї...» [3].
В письме к В. Степаненко писатель выражал надежду, что труд будет иметь спрос: «Это историко-географический обзор, украшенный большим количеством народных рассказов. К книге приложена карта Великого Луга. Теперь, когда в школах будут учить нашу географию, эта книга должна будет хорошо росходитися. Она с рисунками» [4].
«Лебединой песней» писателя стал очерк «Великий Луг Запорожский», созданный на основе собственных наблюдений и впечатлений от поездки. В своем историко-топографическом обзоре бывших казацких вольностей А. Кащенко освещает проблемы исторической судьбы Великого Луга, рационального использования земельных угодий, природного материала, животного мира... Автор подчеркивает, что запорожское общество осторожно и разумно пользовалось сокровищами Щелочи, заботилось о экосистему, оберегало его богатства до последних дней. Большой Луг - это для него чудо природы: «А какой утро в плавни! Может же быть что-то чарівніше? Небо на востоке начинает белеть - светлеют вместе с ним и воды протоков и озер, что ночью были темные, как гроб. Далее восток начинает краснеть, одбиваючи в себе луч невидимого еще солнца и посылая тот відблик на покрытые утренним туманом воды и зарошені деревья и камыши. Вот бледные протоки и озера зарожевіли нежными цветами утренней зари, и, наконец, сквозь ветви печальных, наклонных ив и стройных осокорів проглядывает солнечное сияние, играя золотом сначала на деревьях, а дальше и на травах, переливаясь самоцветами в каждой капле росы, целует мягкие кисточки камыша и визолочує вышитым ковром озера и протоки Великого Луга» [9, с. 385]. В произведении органично сочетаются описание территории, флоры и фауны, исторические и этнографические сведения суток существования Запорожской Сечи, сведения о некоторые археологические находки и памятники и древние легенды, предания о казацкую вольницу. Наряду с проблемой сохранения природы писатель отмечает и на сохранении исторической памяти. Большой Луг - это гимн отцу казацкой вольницы, который давал ей жизнь.
Д. Дорошенко в рецензии дал оценку труда (1917): «Об этой Палистину запорожську, о ее прошлом и о современном ее состоянии и вид с большой любовію рассказывает д. Кащенко в своей книге. Збірає он вместе рассказы стариков, записанные в свое время историками Запорожжа - Д. Яворницким и Я. Новицким, списывает все, что сам видел во время своих странствий по местам бывших Сечей и подает нам общий образ этой красивой местности [...] Многочисленные рисунки, планы и карта иллюстрируют изложение и придают книге вес проводника по Великому Лугу - для тех, кто пожелал бы сделать экскурсию по этих замечательных и так богатых на исторические воспоминания местах. Стиль, язык в книге д. Кащенко - прекрасные, а одно место - описание ночи и утра в плавнях [...] настолько красивое и поэтичное, что стоит его завести в наших новых школьных хрестоматий рядом классических образцов украинской прозы» [6, 142].
М. Грушевский (1924) признал, что книжку «действительно предстоит прочитать кождому, кто интересуется Запорожьем или из научного положения, или просто как интересным уголком Украины» [5, 163]. В то же время в рецензии критик высказывал сомнения относительно «студіюванння» писателем достопримечательностей и собирание преданий о казачество и запорожское жизни, как это делали Д. Яворницкий и Я. Новицкий. Именно А. Кащенко свойственно знание истории из «вторых - третьих рук». Называя автора «опытным белєтристом-популяризатором», в то же время обвинял его в «сухости» изложения материала.
Очерки «Гетманское урочище», «Путешествие на Днепровские пороги» являются касательными по своей тематике, содержащие автобиографические аллюзии. Если в произведении «Великий Луг Запорожский» А. Кащенко проводит художественно-публицистическое исследование феномена казацкой вольницы, то в других конкретизируются уголки «большой земли». Используя элементы пригодництва, автор отправляется в путешествие по урочищу Сагайдачному («Гетманское урочище»), по местам казацкой славы («Путешествие на Днепровские пороги»). Писатель поднимает проблему детского восприятия исторического прошлого. Находясь за пределами домашнего среды, дети находят собственный простор, с которым они сочетаются. Таким пространством является естественный ареал: лес, река. Они познают макрокосм, их манит эта неизвестность, полная таинственного, неожиданного. Дед Харько («Гетманское урочище»), старый рыбак («Путешествие на Днепровские пороги») помогают детям понять мир незнакомого. Перцепция увиденного сопровождается знаниями о прошлом, способствует воспроизводству в их воображении исторических событий. Путешествие порогами Днепра обратила гимназистов на размышления о те места, где гуляла казацкая слава. Особенно поразил их вид старого Кодака. Важную роль в познании окружающего мира отводится пейзажу, который становится живительным источником. Природные явления порождают в их сознании открытие. Так, двенадцатилетний Андрюша, преодолевая путь к Кодацкого порога, «рассуждал, что определенное Хмельницкий не с сего стороны добывал Кодак, потому что, на Андрійкову мнению, пока бы казаки выдирались здесь на гору, то были бы очень обессилены и поляки легко бы их победили» [8, 13]. В очерке «Гетманское урочище» ребята также насколько были поражены увиденным и услышанным, что «про Америку и героев Майн Рида с тех пор забыли и думать» [9, с. 453]. Как видим, писатель через детское восприятие воспроизводит понимание ими исторического прошлого, показывает его влияние на формирование национального сознания.
С. Русова откликнулась на появление рассказа А. Кащенко «Путешествие на Днепровские пороги» (1917): «Эта маленькая книжечка [...] будет желанной книгой в каждой детской библиотеке, заинтересует она и 8-летнего и 12-летнего читателя [...] Эта книга д. Кащенко пробудит в детях интерес, вызовет желание вообще путешествовать по разных местностях» [10, 30]. В то же время автор рецензии писала и о недостатках в оформлении книги, в частности невнятность рисунков; указывала на неуместность в рассказе рассказов о «пугала». Однако это отнюдь не умаляет стоимости произведения. Думаем, во время изучения исторического краеведения такое произведение помог бы учащимся лучше узнать историю родного края.
О «интересный материал для чтения» в рецензии на рассказ «Путешествие на Днепровские пороги» говорил и Биднов (1923). Четвертое переиздание свидетельствовало о том, что оно нашло немало читателей. В. Биднов отмечал, что «язык повествования обычная для произведений А. Кащенко, а именно присущая населению Степной Украины, легкая, мелодичная, загальноприступна» [1, 86-87].
Считаем, что такое произведение-путеводитель и на сегодня является актуальным, поскольку в нем аккумулированы раритетные сведения по краеведению.
Следовательно, обращение к историко-географической публицистики А. Кащенко свидетельствует, что его беспокоила судьба малой родины, историческое прошлое которой стало неотъемлемой частью жизни писателя. На собственное убеждение письменнника, именно через познание родного можно вернуть утраченную историческую память.
В статье проводится разведка уникальной историко-географической публицистики А. Кащенко (на материале произведений «Великий Луг Запорожский», «Гетманское урочище», «Путешествие на Днепровские пороги»). Художественно-публицистическое исследование феномена казацкой вольницы писателем является актуальным и сегодня, поскольку остается весомой проблема сохранения природы, исторической памяти.
Использованные источники
1. Биднов В. [Рецензия на рассказ А. Кащенко «Путешествие на Днепровские Пороги»] // Литературно-научный вестник. - 1923. - T. ?ХХІХ. - Кн. И. - С 86-87.
2. Биднов В. Воспоминания о Адріяна Кащенко // Литературно-научный вестник. - 1923. - Т. ?ХХІХ. - Кн. 1. - С 229-237.
3. Письмо А. Кащенко П. Стебницком // Отдел рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского / Ф.ІІІ, № 52338.
4. Письмо А. Кащенко В. Степаненко // Отдел рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского / Ф.205, № 13.
5. Грушевский М. [Рецензия на произведения А. Кащенко
«Рассказ о славное Войско Запорожське низовое» и «Великий Луг Запорожский»] // Украина. - 1924. - Кн. 4. -
С 163-165.
6. Дорошенко Д. [Рецензия на работу А. Кащенко «Великий Луг Запорожский»] // Книжник. - 1917. - Ч. 3. - Ноябрь. - С 141-142.
7. Эпистолярное наследие академика Д. Яворницкого. Вы-пуск. : Письма ученых к Д. Яворницкого / С. Абросимова, А. Перковата др. -Днепропетровск: Гамалия, 1997. - 888 с
8. Кащенко А. Путешествие на Днепровские Пороги. Рассказы для детей с рисунками. Вид. 2-е. - Екатеринослав, 1917. -40 с.
9. Кащенко А. Рассказ о славное Войско Запорожское низовое: Рассказы / Сост. М. Шудря. - Днепропетровск: Сич, 1991. - 494 с
10. Русова С. [Рецензия на рассказ А. Кащенко «Путешествие на Днепровские Пороги»] // Книжник. - 1917. - Ч. 1. - Сентябрь. - С 30.
11. Слабошпицкий М. Из голоса нашей Клио: (События и люди украинской истории). - К.: Фирма «Доверие», 1993. - 255 с
12. Федорив Р. Историческая романістика и национальное сознание//Колокол. - 1996. - № 10-12. - С 109-113.
13. Шевчук В. Дорога в тысячу лет: Размышления, статьи, эссе. - К., 1990. - С 329.
14. Юноша В. Беллетрист-романтик (3 повода 60 лет на-рождения и 35 лет литературного труда Адріяна Кащенко) // Книжник. - 1918. - Ч. 16. - Декабрь. - С.942-948.
|
|