Статья
С думой о студенчестве
История украинской литературы. Конец XIX - начало XX вв.: В 2 кн.: Учебник/под ред. проф. О. Д. Гнидан. -К.:Либідь, 2005. -Кн.1. - 624 с)
Л. Горболіс,
доктор филологических наук
Суммы
Завидую нынешним студентам, которые имеют возможность изучать творчество малоизвестных, забытых, запрещенных художников, знакомиться с архивами украинских писателей, работать с новыми, идеологически незаангажированными учебниками.
Недавно библиотеки высших учебных заведений обогатились учебниками из курса истории украинской литературы и литературной критики конца XIX - начала XX вв. Книга подготовлена коллективом кафедры украинской литературы ХХ ст. Института филологии Национального университета имени Тараса Шевченко и кафедрой украинского языка и литературы Национального университета авиации при участии ученых-педагогов Винницкого педагогического университета им. М.коцюбинского, Прикарпатского университета им. Василия Стефаника, Национального педагогического университета им. М.Драгоманова, Львовского национального университета им. Франко, Тернопольского педагогического университета им. Гнатюка, написан по программе общих курсов по украинской литературе для филологических факультетов педагогических институтов и университетов и является продолжением «Истории украинской литературы XIX ст. (70-90-е годы)».
Учебник состоит из двух частей - «Украинское народоведение конца XIX - начала XX в. в контексте национально-освободительной борьбы» и «Украинская литература конца XIX - начала XX в. в персоналиях». В первой части освещаются общественно-политическую жизнь страны, условия, при которых интеллектуально-творческие силы нации искали новые пути развития украинской литературы. Так, скажем, в подразделе «Историко-литературный дискурс суток (1890-н913)» его авторы н. гаевская, О.Гаєвська, О.Мішуков знакомят с широтой культурных интересов украинской интеллигенции, акцентируют на участие организаций, обществ, партий в формировании политической нации, рассматривают особенности развития журналистики, утверждение украинского слова в периодике, общественной и культурной жизни страны. Материал этого подраздела изложено интересно, доходчиво, аргументировано.
Отмечается содержательностью, глубиной освещенных проблем подразделение «Представители и идеологи самостоятельности Украины (подготовил Г.Семенюк), где на достаточном фактическом материале освещается роль и значение деятельности м. Грушевского, в. Липинского, м. михновского в утверждении украинства, национального сознания народа. В материале представлены краткие биографические заметки о жизни деятелей культуры, что важно, поскольку их судьба, как удачно проиллюстрировано в учебнике, - органическая составляющая истории Украины. Материал выстроен таким образом, что каждый студент имеет возможность почувствовать атмосферу борьбы за украинское слово, национальную культуру.
Вполне логичным представляется введение в структуры учебника подразделения «Украина в водовороте революции (1914-1920)» (авторы О.Гнідан, О.Гаєвська, Н.Скоробагатько), в котором обозначены пути национального подъема, освещена деятельность Центральной Рады. В этом подразделе по-новому зазвучали направленные на защиту языка, культуры труда д. дорошенко, м. михновского, м. Грушевского, І.Лисяка-Рудницкого, в. Винниченко. Они помогут студентам аргументированно решить немало проблем, выявить сущностное в национально-освободительных соревнованиях помежів'я. Оправданным является привлечение к первой части материалов под заголовками «Украинское женское движение 20-х годов XX ст. Его идеология и задачи», «Женская журналистика», «Нация и женщина в рецепции публицистов «Женской Судьбы». Они образуют своеобразную целостность и способствуют более глубокому изучению феминистических принципов украинского писательства (скажем, формированию образа сильной женской личности в творчестве художников), роли женщины в культурно-просветительской и общественно-политической деятельности в Украине конца XIX - начала XX вв. Концептуально важной является мысль о том, что тип украинской волевой женщины складывался исторически (сс. 62, 63). Итак, черты характера сильной, волевой, энергичной женщины в украинской литературе конца XIX - начала XX в. не принесенные снаружи, а исторически обусловлены, заглубленные в эпоху матриархата, Киевской Руси, казачества, в семейно-звичаєву обрядность украинцев.
Про «разноцветную кисть индивидуальностей», «новую генерацию» (И.франко) украинских художников, жанровую, стилевую, тематическое своеобразие их произведений идет речь в подразделе «Новые тропы «Молодой Украины» - интересном, однако неоднородном с точки зрения фактического и смыслового наполнения. Скажем, статья «Направления и течения в украинской литературе конца XIX - начала XX вв.» (автор О.Єременко) есть несколько поверхностной, поспешным в изложении мыслей, что может помешать активному усвоению учебного материала студентами. Так, например, автор, отмечая влияние на творчество украинских писателей философских концепций, называет только фамилии Ницше и Шопенгауэра, забывая при том достижения А.Бергсона, К.-Г.Юнга и др. Немало мыслей, тезисов О.Єременко оставляет открытыми, неконкретизированные, что может повлечь их непонимание студентами, как: «Глубокий скепсис и личностная агрессия ницшеанства не соответствуют ментальным основам украинского мировоззрения, однако отдельные составляющие были творчески усвоены О.Кобилянською, С.Черкасенком, В.винниченко, Г.Хоткевичем, М.Яцковим, О.Плющем, Б.Лепким» (с. 71). Какие составляющие? Как именно усвоены? Здесь, в общих частях учебника, следует оперировать конкретикой. Позволим себе утверждать, что в конце XIX - начале XX в. переосмыслению нравственных ценностей способствуют не только идеи Ф.ницше и А.Шопенгауера, С.К'єркегора и др., на чем (только!) замечают современные ученые Т.Гундорова, С.Павличко, Я.Поліщук и др., но и общественно-экономические обстоятельства, значение которых литературоведы не учитывают. Говорить только о влиянии трудов философов и преуменьшать роль общественных обстоятельств означает не объективно оценивать художественную жизнь, литературный процесс в Украине конца XIX - начала XX вв. Например, идеи Ф. Ницше распространяются в Украине тогда, когда наш крестьянин в силу экономических обстоятельств покидает землю, отрывается от обычаев, активно формирует систему народно-религиозной морали, испытывает потребность переосмыслить христианскую мораль, приблизиться к Богу, искать у Него справедливости и защиты. И те, скажем, эксперименты с моралью в творчестве В.винниченко «спровоцированы» именно действительностью, реальными обстоятельствами.
Конечно, все аспекты, касающиеся направлений и течений в украинской литературе конца XIX - начала XX в. в пределах подразделения осветить трудно, а то и просто невозможно, но концептуально важное для обозначенной проблемы следует излагать четко, без каких-либо погрешностей - это залог надлежащего овладения студентами учебного материала. Не хватает конкретики на сс. 73, 74, 81 и др., где текстовый материал о импрессионизм, символизм, декаданс и т.д не проиллюстрирован названиями произведений, как: «Показательным в этом плане является обращение модернистов к образу Шевченко...» (с.74). Без названных писателей и их произведений нивелируется и показуха, о которой говорит О. Еременко. Такие просчеты в учебнике затрудняют усвоение студентами учебного материала, делают невозможным организацию их самостоятельной работы.
Как известно, вопрос о направления, течения в украинской литературе конца XIX - начала XX в. достаточно полно представлено в многочисленных монографиях, научных сборниках, статьях, защищенных диссертациях. Однако эти работы (или хотя бы их выводы, обобщения) автор почему-то не привлек. Не является ли это примером того, что научные исследования, диссертации остаются невостребованными, отвергнутыми, неапробованими в вузовских учебниках, учебных пособиях, лекциях и практических занятиях? Не срабатывает угрожающий для науки принцип - «написал-опубликовал (защитил)-забыл»? Мы не умеем или не хотим прислушиваться друг к другу, чтобы работать на общее дело?
Важным для оптимального изучения курса истории украинской литературы и литературной критики конца XIX - начала XX вв., многогранного осмысления развития украинского писательства является освещение теоретикоестетичних поисков в украинском литературоведении этого периода (подразделение подготовил М.Гнатюк). В частности отмечено, что в 90-х pp. XIX в. научные труды Франко по проблемам истории украинской, польской, русской литературы, сравнительного литературоведения приобретают всеславянского, и в конце концов, общеевропейского резонанса и имеют значительное влияние на дальнейшее развитие всего украинского литературоведения, особенно первых десятилетий XX в., когда украинская литература становится частью общеевропейского литературного процесса, когда вся европейская культура четко обозначила необходимость радикального обновления мировоззренческих ориентаций и эстетических основ творчества. Как сторонника сравнительно-исторической школы, продолжателя студий М.Драгоманова, М.Дашкевича, Франко представлено в учебнике О.Колессу. Конечно, хотелось бы чтобы этот профессионально подготовленный материал буз значительно шире, объемнее, однако объем учебника, очевидно, не позволил это сделать.
В статье «Сергей Александрович Ефремов» (автор О.Гнідан), синтезирующий аналитичность, объективность, полемику, собственный взгляд исследователя на проблему, доказательность, информативность и т.д., проанализированы (с замечаниями о положительном и ошибочное) литературоведческую деятельность украинского ученого.
Трудно жизненную и творческую судьбу нескольких талантливых художников «выписать» в одном учебнике - необходимо сказать об особом, сокровенном, приобщиться к секретам творческой лаборатории художника, заметить эволюционные процессы в активе, тематический, проблемный, жанровый диапазон и стилевые признаки его произведений и т.д. Однако авторам рецензируемого учебника это удалось. Во второй части «Истории...» представлены литературные портреты о. кобылянской, Леси Украинки, Григория Григоренко, м. Коцюбинского, а. маковея, в. Стефаника, Марка Черемшины, л. мартовича, А.Тесленка, живые образы художников, патриотов, личностей с ранимыми душами и непростыми жизненными судьбами. Во всех без исключения мини-портретах чувствуется неподдельная влюбленность каждого автора-исследователя в творчестве художника. Такой способ изложения материала вместе с глубокими наблюдениями, выводами максимально приближают студентов к личности писателя и его творчестве.
Несмотря на то, что над второй частью работали разные авторы, она цельная, ибо всех, кто создавал литературные портреты, объединяла общая цель - донести студентам величие фигур художников, их подвижнический труд на ниве украинства, самобытность их произведений. Наследие художников подан без идеологических наслоений, как самобытное явление, что синтезирует новаторские тенденции и наследственные традиции. Рассказы о м. Коцюбинского, а. маковея и др. - активных участников общественной, культурной, просветительской жизни пограничья, а также всеукраинских соревнований за свободу и независимость - помогут студентам понять особенности литературного процесса. Нужным, считаем, является привлечение материалов архивных фондов, эпистолярия, записных книжек художников и т.д. Так, скажем, к биографической разведки о О.Кобилянську справедливо привлеченные ее дневники, рассказывающие о «путь тернистый и неровную», о том, как закалялась воля, формировался творческий талант, мировоззрение о. кобылянской. Записи художницы, несомненно, заинтересуют студентов, обогатят современную молодежь опытом работать над собой и самоутверждаться.
В пределах учебника авторам удалось синтетически осветить творчество писателей, их выводы о то или иное произведение - результат глубоких наблюдений, в частности, таких: «Большой заслугой Кобылянской является нарушение в повести темы труда как главного фактора в оценке человека, в определении ее права на место в жизни, на его блага. Глубже осмысливая сущность народного мировоззрения, Кобылянская показывает роль труда не только как вынужденную необходимость, как условие материального существования, но и как внутреннюю потребность человека, что обеспечивает полноту нравственного, духовного бытия» (с. 158) или «Писательская концепция земли и человека на ней проникнута своеобразным настроением светлого пантеизма. Кровное единство с землей определяет духовный мир героев, мораль и законы, она является неосознанной основой представлений крестьянина о жизни, смерть и вечность» (с.159). Своеобразным доказательством исторической обусловленности женских типов является вывод О.Гаєвської: «Читатели произведений О.кобылянской легко могут сами убедиться в том, что героини нашей писательницы - это не типы " сверхчеловека Ницше. Более того - человеконенавистническая концепция Ницше была неприемлемой для Кобылянской. Такой человек, скорее, «сверхчеловек», или еще лучше «бестия», могла быть идеалом нацистов, а не Кобылянской. Не восприняла она и пренебрежительного отношения модного философа к женщине...» (с. 123). Подобных рассуждений и обобщений, которые помогут студентам сформировать представление о национальных основах украинского писательства, в учебнике немало.
Авторы литературных портретов акцентируют внимание на самобытности поэзии и драматургии Леси Украинки, подчеркивают своеобразие женских образов творениях О.кобылянской, проявляют национальную ориентированность М.коцюбинского, который «по традиции украинства органично стал европейцем, не подчиняя украинский дух чужбине, не пренебрегая своим, а преподнося себя и свою индивидуальность до европейских высот» (с. 306). Интересно, научно обоснованно отражено творчество В. Стефаника, Марка Черемшины, Л. Мартовича, А. Тесленко. Творчество каждого из них представлено как важное звено литературного процесса конца XIX - начала XX вв.
В рецензируемом учебнике ярко и многогранно представлены непростой общественно-политический период, когда украинская литература находит новые пути развития, утверждается новая общеевропейская система жанров и стилей, внятного политического звучания и национально-освободительного характера набирает национальная тематика.
Убеждена, что учебник поможет студентам в подготовке к зачетам, экзаменам, сориентирует в выполнении различного вида письменных работ и организации самостоятельной работы. Для более глубокой проработки отдельных вопросов студенты могут обратиться к рекомендованным в конце каждого подразделения источников. Учебник усутнить самоутверждения каждого сознательного студента как достойного наследника своих предшественников в утверждении и популяризации родного слова, как представителя нации, причастного к больших достижений, которыми являются произведения украинских писателей пограничья.
|
|